Озе (общество здравоохранения евреев). СМИ и Media

Общество здравоохранения евреев во Франции

Общество здравоохранения евреев во Франции

Максим Белый (Иерусалим)

Общество здравоохранения евреев (ОЗЕ)1 возникло в 1912 г. в Петербурге по инициативе группы еврейских общественных деятелей. Целями организации были физическое возрождение евреев, здоровье которых было нарушено в результате многих веков жизни в условиях гетто, распространение гигиенических сведений среди евреев, внедрение научного врачебного дела и, как говорилось в уставе организации, “вообще содействие охранению здоровья еврейского населения”.

Первая мировая война резко усилила потребность в работе ОЗЕ – погромленные и выселенные из прифронтовых губерний евреи очень нуждались во врачебно-санитарной помощи. К 1917 г. только 700 квалифицированных сотрудников организации обслуживали десятки тысяч детей. Годовой бюджет ОЗЕ составил 1 млн ам. долл.2 Деньги поступали от Джойнта, зарубежных благотворителей, из государственных субсидий, но, главным образом, от взносов еврейского населения, что говорило о популярности ОЗЕ в России.

Советская власть своим декретом 1921 г. запретила деятельность ОЗЕ, но эта деятельность – под маркой Джойнта – продолжилась на юге Украины до 1931 г.

Вскоре после окончания Первой мировой войны во многих странах Европы открылись филиалы ОЗЕ, а в декабре 1922 в Берлине, по инициативе уехавших из России активистов ОЗЕ во главе с М.М.Граном, врачом с большим земским стажем, был учрежден Всемирный союз ОЗЕ (Фербанд ОЗЕ). Его почетным председателем стал Альберт Эйнштейн.

При эмиграции руководство ОЗЕ лишилось российских источников финансирования. В конце июня 1922 г. д-р Гран выехал в Париж и там был принят руководством Альянса (Всемирной еврейской организации). Здесь ему было обещана скромная финансовая поддержка. После этого были получены деньги и от других организаций, и в этом большую роль сыграл доктор М.С.Шварцман, один из первых активистов ОЗЕ3.

Бюджет ОЗЕ состоял также из членских взносов, сборов на местах и из средств Джойнта. Абсолютная величина бюджета составляла от 2 330 000 в 1923-24 гг. и до 930 000 ам. долл. в 1937-38 гг.4 В 1923-33 гг. количество учреждений ОЗЕ достигало 501, а количество лиц, которым была оказана индивидуальная медицинская помощь, достигло 2 300 0005.

В 1933 г., после прихода к власти нацистов, немецкие евреи, жившие под постоянной угрозой концентрационных лагерей, массами устремились из Германии. И дирекции ОЗЕ пришлось вывести свой центр из Берлина. Союз ОЗЕ оказался в Париже (здесь его называли Юнион ОЗЕ). Было решено не закрывать окончательно бюро ОЗЕ в Берлине. Там оставался, для связи с ОЗЕ в Париже, Ф.С.Валк, принесший свои личные интересы в жертву интересам преследуемых евреев, которые обращались за советом и помощью в берлинское ОЗЕ. В дальнейшем он погиб в депортации.

В Париже филиал ОЗЕ возник в начале 20-х годов по инициативе и под председательством проф. А.Безредки6. Основными активистами ОЗЕ здесь были д-р Ю.Бруцкус (один из основателей ОЗЕ и его многолетний вице-председатель), Л.И.Гурвич (генеральный секретарь, которого сотрудники считали душой организации), баронесса П.Гинзбург, инженер Б.Ю.Прегель (в дальнейшем известный физик-атомщик и благотворитель)7, казначей Ш.Брейнер, главный врач Больницы Ротшильда д-р Цадок-Кан. В Почетный совет ОЗЕ вошли сенатор Жюстен Годар, математик Эмиль Борель, министр труда А.Кей, скульптор Наум Аронсон.

Периодически парижские активисты ОЗЕ читали лекции. Так, темами доктора Грана были: “Голодающая Россия в медико-санитарном отношении” (25 июня 1922 г.), “О погромленных” (2 июля 1922), “Биология и патология евреев как научная проблема” (7 дек. 1923 г.). Руководители ОЗЕ не ограничивались еврейской тематикой. Так, активный общественный деятель, будущий руководитель ОЗЕ Ю.Бруцкус прочел доклад “Культурное влияние Востока на Киевскую Русь”8.

В 1935 г. Союз ОЗЕ объединился с Союзом ОРТ, президентом организации ОРТ-ОЗЕ стал Л.Брамсон, вице-президентами Ю.Бруцкус и Б.Членов, генеральным секретарем – Л.Гурвич. Организации покровительствовали бывший премьер-министр Франции Эдуард Эррио, министр Мариус Муте, писатели Пьер Миль и Эдмонд Флег, главный раввин Франции Исраэль Леви, барон Анри (Генрих) Ротшильд, др.

Вообще работа во Франции развивалась усиленными темпами, достигнув пика в предвоенные годы, когда ОЗЕ вынуждена была принять сотни еврейских детей из Германии и Австрии, устроить их в яслях и приютах, организовать нестандартные виды психотерапии и учебы: дети оказались в чужой стране без родителей и, как правило, без знания французского. Позже еще больше усилий и самопожертвования потребовала эвакуация детских домов ОЗЕ и подпольный перевод детей в так называемую свободную зону – при этом было спасено более 1000 детей! Организатору спасения детей д-ру Е.А.Минковскому помогали госпожи Авербух, Моторина, Симона Кан9. После поражения Франции ОЗЕ пришлось скрывать свой международный характер и даже уйти в подполье. Руководители были разделены между собой событиями и действовали на свой страх и риск – д-р Е.А.Минковский и д-р Валентина Кремер (в девич. В.М.Ви-навер) в Париже, д-р Ю.Д.Бруцкус, Л.И.Гурвич и др. в Виши, Монпелье и Шамбери. В этот период войны дирекция ОЗЕ была совершенно оторвана от своих отделений в странах Восточной Европы. Да и просуществовали эти отделения недолго: Литовское ОЗЕ – до 1941 г., ТОЗ (так называлось ОЗЕ в Польше) – до 1943 г. Только д-ру Б.А.Членову – руководителю ОЗЕ в Женеве (отделение в нейтральной Швейцарии было создано непосредственно перед началом войны) под прикрытием организаций, с которыми ОЗЕ сотрудничало (Интернациональный Красный Крест, Всемирная организация здоровья, Интернациональный союз защиты ребенка), удавалось помогать посылкой медикаментов и продовольствия: концентрированного молока и других продуктов питания, которые спасли на юге Франции тысячи еврейских и нееврейских детей от голода, туберкулеза и других болезней. Финансирование ОЗЕ подпольной работы во Франции в 1943-44 годах обеспечило поддержку 6 тысячам детей10.

В то время как закрывались отделения ОЗЕ в Европе, его отделения для помощи жертвам войны и преследований открылись в Нью-Йорке (1940), в Мексике и Палестине (1942), в Канаде (1943). В Англии, где до войны ОЗЕ существовало только для сбора денег, с 1941 г. оно направило свои силы на помощь жертвам бомбардировок Лондона, открывая столовые и полуколонии для детей.

Из всех еврейских благотворительных и патронирующих организаций ОЗЕ, отделения которого в основном находились в Восточной и Центральной Европе, пострадало сильнее всего. Из более чем 2 000 людей, числившихся его сотрудниками, выжили едва ли 25011. Во Франции эти потери в основном были связаны с самоотверженной работой по спасению еврейских детей, которая проводилась, невзирая на угрозу смерти и депортации в лагеря уничтожения. В числе погибших была поэтесса Раиса Горлина (урожд. Блох) – она была выслана, когда работала учительницей в доме для еврейских детей.

Определить материальный ущерб, причиненный Всемирному союзу ОЗЕ и его отделениям, еще труднее, чем людские потери. В числе прочего, погиб Центральный передвижной музей здоровья, состоящий из 246 экспонатов, трех небольших передвижных выставок, большой медицинской библиотеки, 29 проекторов и наборов слайдов, общей стоимостью 22 500 ам. долл.12. В условиях послевоенного хаоса представители Всемирного союза ОЗЕ устремились в страны Восточной Европы, чтобы восстановить свои организации там, где они существовали до войны, и создать новые в странах, где в них была острая нужда. Однако отделения ОЗЕ в Восточной Европе проработали недолго, так как водворившиеся в этих странах коммунисты национализировали все их имущество. Общие материальные потери Союза ОЗЕ оцениваются в 1 млн 211 тыс. ам. долл.13

Читать еще:  Вероника мужское имя. Вероника и Кирилл

В 1947-51 годах Юнионом ОЗЕ в Париже руководил Моше Привус. Он координировал оказание медицинской помощи уцелевшим узникам концентрационных лагерей в Европе, а затем евреям–выходцам из стран Северной Африки. Моше, получивший медицинское образование в университетах Тура (Франция) и Варшавы, в 1939 г. в качестве польского военного врача попал в советский плен и в 1940-45 гг. находился в одном из северных лагерей. В конце этого периода работал там главным врачом. Вскоре после освобождения вернулся в Варшаву, но, узнав о гибели всей семьи в нацистских лагерях, поселился в Париже. Чрезвычайно насыщенной и плодотворной стала деятельность Привеса после переезда в 1951 г. в Израиль. Здесь он стал главным организатором и руководителем высшего медицинского образования, был президентом Беэр-Шевского университета, возглавлял службу здравоохранения Негева, был главным редактором медицинского журнала, активно участвовал в культурном сотрудничестве Франции и Израиля, за что был удостоен ордена Почетного легиона.

1 Литература по ОЗЕ: Троцкий И. Самодеятельность и самопомощь русского еврейства // Книга о русском еврействе (от 1860-х годов до революции 1917 г.). Н.-Й.: Союз русских евреев, 1960. С.471–497; Minkowski E. Introduction // In Fight for the Health of the Jewish Peaple: 50 Years of OSE / Ed. Wulman L. N.Y., 1968. P.5–6; Документы по истории и культуре евреев в архивах Москвы: Путеводитель = Jewish Dosumentary sources in Moscow Archives: A Gide / Научные ред.-сост. Куповецкий М.С., Старостин Е.В., Марек Веб. М.: Изд-во РГГУ, 1997. 505 с. (по указ.); Бейзер М. Евреи Ленинграда: 1917–1939: Национальная жизнь и советизация. Иерусалим: Гешарим, 5760; М.: Мосты культуры, 1999. 447 с. (По указ.).

2 Левина Э. В вихре мировых событий (“О.З.Е.” в Восточной и Центральной Европе) // In Fight for the Health of the Jewish Peaple: 50 Years of OSE / Ed. L.Wulman. N.Y., 1968.Р.13.

3 Спектор Ш. ОЗЕ – общество здравоохранения евреев в России: его история до революции 1917 года и в период советской власти // Современное еврейство. Т.6. С.151–183. (Иврит).

4 Левина Э. Указ. соч. Р.25.

5 Озе и Тоз, общества охраны здоровья еврейского населения // Еврейский мир: Ежегодник на 1939 год. Объединение русско-еврейской интеллигенции. Париж, 1939. С.363.

6 См. о нем статью в рубрике “Наука” настоящей книги.

7 О Б.Прегеле см.: Винокур Н. Фотографии из семейного альбома // ЕВКРЗ. Т.4. С.426–436.

8 Русское зарубежье. Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1920–1948. Франция / Под общ. ред. Мнухина Л., в сотрудн. с Гладковой Т.Л., Дубровиной Т.И., Лосской В.К. и Струве Н.А. Тома 1–4. ЭКСМО: М., 1995–1997. (По указателям).

9 Mazour Е., Ratner O. L’Union OSE en France // In Fight for the Health of the Jewish Peaple: 50 Years of OSE / Ed. Wulman L. N.Y., 1968. P.46–47;

10 Gurvic L. L’OSE : Ses buts et ses activités pendant la période 1912–1945. Unione OSE. Genève, 1947. 49 p.

11 D-r L.W. OSE Losses in Human Life and Property Inflicted by the Nazis // In Fight for the Health of the Jewish Peaple: 50 Years of OSE N.Y., 1968. P.189.

12 Там же. P.191–192.

Фото: Группа отдыхающих и обслуживающий персонал в санатории ОЗЕ. Алушта, 1917. Из кн.: Бейзер М., Мицель М. Американский брат: Джойнт в России, СССР, СНГ. Москва – Иерусалим: Джойнт, 2004.

Озе (общество здравоохранения евреев). СМИ и Media

ОЗЕ́ (аббревиатура от Общество здравоохранения евреев; с середины 1920-х гг. — OSE ), организация, ставящая целью заботу о детях, здравоохранении и гигиене еврейского населения.

Общество здравоохранения евреев возникло по инициативе группы еврейских общественных деятелей в августе 1912 г. в Петербурге как Общество охранения здоровья еврейского населения. В комитет (избран 28 октября 1912 г.) вошли врачи — Семен Кауфман (председатель; 1839–1918; военный врач, действительный статский советник), Наум Ботвинник (1872–1939), Моисей Гран (1867–1940), Семен Фрумкин (1886–1918), Александр Залкинд (1866–1931), Иехуда Лейб Каценельсон, Михаил Шварцман (секретарь; 1880–1937), Абрам Брамсон (1875–1939), Яков Эйгер (1862–1932), а также специалист по статистике Владимир Биншток (1868–1933), адвокат Григорий Гольдберг (заместитель председателя; 1869–1922) и др. Устав определял, что Общество здравоохранения евреев «имеет целью изучать санитарно-гигиенические условия среди евреев, распространять среди них правильные гигиенические сведения, способствовать научной постановке общественно-врачебного дела и вообще содействовать охранению здоровья еврейского населения».

Общество здравоохранения евреев стремилось создать единую общероссийскую еврейскую общественную службу здравоохранения, включая уже существовавшие общинные благотворительные организации (типа «Биккур холим», «Линот ха-цедек», «Рофе холим» и т. п.) и немногочисленные современные медицинские учреждения (например, Еврейская больница в Киеве с 1862 г.; Еврейская детская больница имени Берсонов и Бауманов в Варшаве с 1878 г., и др.), а также осуществлять широкую профилактическую программу улучшения санитарно-гигиенических условий жизни еврейских масс. В последнем цели Общества здравоохранения евреев частично совпадали с деятельностью Общества гигиенических дешевых квартир для еврейского населения (Петербург, 1900–1918), созданного при участии Еврейского колонизационного общества. Уже в 1913–14 гг. в черте оседлости Общество здравоохранения евреев организовало летние лагеря для детей из малоимущих семей, консультации по охране материнства и младенчества, амбулатории, диспансеры; было налажено бесплатное обеспечение нуждающихся лекарствами, а их детей — молоком в пунктах «Капля молока» (преобразованы позже в детские консультации «Типат халав» — перевод на иврит русского названия). К концу 1914 г. в Одессе, Киеве, Витебске, Брест-Литовске (ныне Брест), Ковно (ныне Каунас), Москве, Феодосии и Харькове действовали отделения Общества здравоохранения евреев, проводившие обследования физического и психического состояния еврейских масс, санитарно-гигиеническую пропаганду и профилактику заболеваний.

Порожденная Первой мировой войной проблема еврейских беженцев, обострившаяся с весны 1915 г., когда тысячи еврейских семей были изгнаны из зоны военных действий и хлынули в глубинные губернии России, побудила Общество здравоохранения евреев к созданию в прифронтовых районах «Центров здоровья и питания», а затем к координации своей деятельности с Еврейским комитетом помощи жертвам войны (ЕКОПО). Общество здравоохранения евреев по сути превратилось в медико-санитарный отдел ЕКОПО и получало от него денежные средства (треть расходов Общества здравоохранения евреев покрывало правительство). Общество здравоохранения евреев сформировало Врачебно-питательные летучие отряды (из врачей, медицинских сестер и диетологов), которые организовывали поликлиники, передвижные больницы, дезинфекционные бани, кухни-столовые (большей частью для детей), а также пункты посемейного распределения продуктов, что позволило спасти от голода и эпидемий тысячи еврейских беженцев. В это же время Общество здравоохранения евреев создавало дома инвалидов войны, общежития для беженцев, а главное — расширяло сеть детских лагерей, открывало детские сады, ясли и так называемые детские площадки и т. п., где работа с детьми велась на родных для них языках.

В дни Февральской революции 1917 г., принесшей с собой отмену национальных ограничений, председатель Общества здравоохранения евреев М. Гран отстаивал и добился принятия руководством организации взгляда, что и в свободной России евреи будут нуждаться в своих собственных медицинских учреждениях. К августу 1917 г. действовало 45 филиалов Общества здравоохранения евреев (около пятнадцати тысяч членов) в 102 городах (в 35 губерниях); в их ведении находились 90 амбулаторий, обслуживавших около 230 тыс. больных, 19 больниц (507 коек), четыре детские туберкулезные клиники, 19 пунктов питания и девять столовых для детей, 125 детских садов и яслей (12 тыс. детей), два санатория для больных туберкулезом (в Алуште — для взрослых, в Евпатории — для детей), 24 летних лагеря и 40 детских площадок для пятнадцати тысяч детей и т. д. Общество здравоохранения евреев издало девять брошюр на идиш (тираж 110 тыс.) и десятки плакатов, посвященных профилактике инфекционных заболеваний, а также журнал на русском языке «Известия Петроградского Центрального комитета Общества охранения здоровья еврейского населения» (1917–19).

Читать еще:  Имя лилит армянское. Кто такая лилит из библии

Гражданская война принесла российскому еврейству погромы с сотнями тысяч убитых, раненых, изувеченных и разоренных и усилила миграцию евреев. Начались массовые эпидемии. Военные действия и немецкая оккупация осложняли деятельность Общества здравоохранения евреев, затрудняли связь центра с филиалами. В это время прекратилось финансирование Еврейского комитета помощи жертвам войны и Общества здравоохранения евреев из основных источников (благотворительный Татианинский комитет и Особое совещание по устройству беженцев с его губернскими комиссиями). Неимоверная инфляция и обнищание еврейских масс также резко ограничивали возможность сбора средств. В тот период вся деятельность Общества здравоохранения евреев осуществлялась филиалами, которые в основном финансировались местными, чаще всего городскими властями. С подписанием (1918–21) Брестского мира и пактов с государствами, входившими до революции в состав Российской империи, Общество здравоохранения евреев создало 27 Врачебно-питательных летучих отрядов, которые помогали в устройстве 40 тыс. беженцев и высланных, вернувшихся на прежние места жительства. Эту деятельность субсидировал созданный Совнаркомом (апрель 1918 г.) Центропленбеж (Центральная коллегия о пленных и беженцах). Советские власти при активном участии членов Евсекции проводили национализацию в основном воспитательных заведений Общества здравоохранения евреев, оставляя часть его медико-санитарных учреждений. В июле 1920 г. созданный властями Идгезком (идиш; Евобщестком — Еврейский общественный комитет помощи погромленным), поглотил Общество здравоохранения евреев и ЕКОПО. Однако обе организации вскоре вышли из Идгезкома (в РСФСР в январе, а на Украине в феврале 1921 г.), так как натолкнулись на противодействие со стороны руководства, главным образом членов Евсекции, заинтересованных лишь в поступающих в их адрес средствах. В 1921 г. Общество здравоохранения евреев и Еврейский комитет помощи жертвам войны были официально закрыты, но активисты Общества здравоохранения евреев продолжали оказывать медицинскую и социальную помощь евреям в рамках Джойнта, действовавшего в начале 1920-х гг. в составе АРА (Американская администрация помощи), а в 1921–23 гг. участвовали также в Комиссии Нансена по борьбе с голодом. Добровольцы Общества здравоохранения евреев действовали с 1925 г. в рамках Медицинской комиссии ДжойнтОЗЕ (средства поступали от Джойнта). Эта работа сосредоточилась в основном в южных районах Украины, а также в Белоруссии, где было значительное еврейское население, в том числе в сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных поселениях. В 1920-х гг. во многих городах (например, Минск, Симферополь) и местечках возникли МСО (Медико-санитарные общества; иногда называемые ЕМСО, то есть еврейские), служившие по сути прикрытием ОЗЕ. Они обслуживали так называемых лишенцев (то есть лишенных избирательного и ряда других гражданских прав), не получавших государственной медицинской и социальной помощи. Необходимо отметить, что число лишенцев среди евреев было велико (например, в 1926–27 гг. — 30% трудоспособного еврейского населения Украины). Результаты научных исследований, проведенных в рамках Общества здравоохранения евреев, были опубликованы в Ленинграде в сборниках «Вопросы биологии и патологии евреев» (сборники 1–3, 1926–30), выходивших под редакцией В. Бинштока, А. Брамсона, профессора М. Грана и профессора Г. Дембо (1872–1939). К середине 1930-х гг. с фактическим прекращением в Советском Союзе деятельности зарубежных еврейских обществ, прервалась работа и действовавших в их рамках бывших членов Общества здравоохранения евреев.

В Польше, Литве, Латвии, Румынии, а также в странах Центральной и Западной Европы вскоре после окончания Первой мировой войны открылись филиалы Общества здравоохранения евреев. Так, в 1921 г. в Польше все организации этого типа объединились под названием «Товажиство охроны здровья» (ТОЗ). В 1939 г. у ТОЗ (15 443 членов) было 368 медицинских учреждений в 72 населенных пунктах. В декабре 1922 г. в Берлине по инициативе уехавших из России активистов Общества здравоохранения евреев во главе с М. Граном (вскоре вернулся в Россию) была созвана конференция, учредившая Всемирный союз Общества здравоохранения евреев (ОЗЕ Велтфарбанд). Общество здравоохранения евреев осуществляло деятельность в разных странах и континентах. За аббревиатурой ОЗЕ также стояли Oeuvre de Secour aux Enfants (Дело защиты детей) во Франции, и Organizacion para la Salud y Ensenanza (Организация по здравоохранению и образованию) в Латинской Америке, Иргун санитари иври (Еврейская санитарная организация) в подмандатной Палестине и т. д. Во всех странах цели организации были едины: лечение и профилактика заболеваний среди евреев, восстановление и охрана здоровья детей, борьба с эпидемиями и улучшение социальных условий жизни. Деятельность Общества здравоохранения евреев принесла свои плоды: в странах Восточной Европы к концу 1930-х гг. среди евреев значительно снизилась детская смертность, была ликвидирована парша, приостановлено распространение туберкулеза, а также улучшились общие санитарные условия жизни евреев. Перед Второй мировой войной годовой бюджет всех учреждений Общества здравоохранения евреев превышал пять млн долларов, причем 75% суммы поступало из местных источников, а 25% — от Джойнта и еврейских общин США и других развитых стран. С 1933 г., после прихода нацистов к власти, Всемирный центр Общества здравоохранения евреев находится в Париже (в 1940–45 гг. в Нью-Йорке). В годы войны Общество здравоохранения евреев пыталось также помочь евреям оккупированных стран через небольшой филиал в Женеве (который возглавлял доктор Б. Членов) и при посредстве Международного Красного Креста. Женевский филиал оказал существенную помощь спасшимся от Катастрофы евреям сразу же после освобождения Европы от нацистов. Вторая мировая война, и массовое уничтожение евреев, и миграция существенно ограничили деятельность Общества здравоохранения евреев, которая переместилась из Восточной Европы в Северную Африку, Латинскую Америку и Израиль.

В послевоенные годы Общество здравоохранения евреев (в 1947–51 гг. возглавлял М. Привес) действовало в Европе (десять стран), Америке (девять стран), Африке (четыре страны) и в Израиле. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. Общество здравоохранения евреев содержало 91 медицинское и детское учреждение и оказывало помощь около 85 тыс. детей и взрослых.

Основные пункты нынешней программы Общества здравоохранения евреев — охрана детства и материнства, борьба с эпидемиями, школьное здравоохранение, санитарно-гигиеническая пропаганда, научные исследования по медицине и биологии. В качестве неправительственной организации, ведущей работу в области здравоохранения еврейского народа и охране детей, Общество здравоохранения евреев аккредитовано с правом совещательного голоса при Экономическом и социальном совете ООН, Детском фонде ООН (ЮНИСЕФ) и Всемирной организации здравоохранения.

Русско-еврейский Берлин (1920—1941) (22 стр.)

В Берлин переносится деятельность и штаб-квартиры многих организаций, созданных еще в Восточной Европе, среди них были ОРТ – Общество распространения труда между евреями, ОЗЕ – Общество здравоохранения евреев. Наконец, несколько организаций учреждается уже в Германии, в том числе Союз восточных евреев, Союз русских евреев в Германии и Союз еврейских студенческих объединений в Германии. Насколько можно судить, организации активно противопоставляли себя друг другу, и немецко-еврейские филантропы не были готовы разбираться в этих различиях. По этому поводу иронизировал лидер сионистов-ревизионистов В.Е. Жаботинский:

Сионизм, голусный312 национализм – не только политический, но и социальный, словом, все, что можно было бы назвать словом народничество, где национальное и демократическое начало тесно переплетаются, – это для наших западных братьев – одно и то же. Конечно, мы, восточные евреи, искушенные в различении самых тонких оттенков политической окраски, отлично знающие ту «пропасть», которая отделяет гебраистов от идишистов, сторонников сейма от поклонников национального самоуправления, – мы смеемся над невежеством западных евреев, для которых официальный сионист Моцкин и официальный фолькист Ефройкин кажутся товарищами по партии… однако… западные евреи ведь, пожалуй, правы313.

Читать еще:  Святые благоверные князь пётр и княгиня феврония, муромские чудотворцы (†1227). Миф или история: почему Петр и Феврония являются покровителями брака

Организации еврейских мигрантов не были изолированы от организаций остальных беженцев из России. Русские евреи были социально активны, некоторые из них были к тому же состоятельны и сумели переправить часть своих капиталов за рубеж. В Берлине доля евреев среди российских эмигрантов была выше, чем в какой-либо из других «столиц» изгнания. Неудивительно, что евреи составляли значительную часть, а то и большинство во многих организациях русской эмигрантской взаимопомощи: Союзе русской присяжной адвокатуры, Союзе русских врачей, Обществе друзей русской печати314, Обществе помощи русским гражданам в Германии315, Союзе русских торгово-промышленных и финансовых деятелей316, наконец, в Объединении русских общественных организаций Берлина («Объединение 1916 года»), возглавлявшемся И.В. Гессеном317.

Все эти организации объединяла идея самопомощи, общая для многих эмигрантских организаций, в частности, характерная для самой известной русской благотворительной организации – Земгора (официальное название – Земско-городской комитет помощи российским гражданам за границей). Земгор был создан в Париже в начале 1921 года, имел филиалы в Чехословакии, Германии, Болгарии, Польше, Греции, Югославии и Китае318. Идея самопомощи, активно проводившаяся в жизнь Земгором, предполагала не только выдачу пособий, но также «трудовую помощь». А именно – содействие в создании предприятий, получении работы и, соответственно, оплаты труда.

Бюро попечительства о рабочих предложило такую формулировку этой идеи: «продуктивное снабжение» («produktive Fürsorge»). Мигранты обеспечивались работой, что страховало их от высылки, для Бюро же такой вид помощи оказывался дешевле, чем содержание безработных. С точки зрения социальных последствий он был безопаснее, поскольку давал некоторые гарантии, что восточноевропейские евреи не станут бродягами и попрошайками319. Однако чаще всего организация мастерских и курсов оказывалась убыточной для благотворительных обществ. По тому же пути – организации «самопомощи», которая должна была позволить нуждающимся заняться производительным трудом, – пытались идти и русско-еврейские благотворительные организации.

Цель трудовой «продуктивизации» евреев преследовало прежде всего ОРТ – организация, основанная в 1880 году в России. ОРТ (Общество ремесленного труда, позднее – Общество распространения труда) поначалу именовалось Обществом ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России. ОРТ было основано в Петербурге по инициативе известного предпринимателя Самуила Полякова. В его создании приняли самое живое участие барон Гораций Гинцбург, предприниматель и общественный деятель Леон Розенталь, ученый-физиолог и писатель Николай Бакст. Целью организации было распространение и поощрение среди евреев России квалифицированного профессионального и сельскохозяйственного труда. Со временем правление общества демократизировалось. Признанным лидером ОРТ становится депутат I Государственной Думы трудовик Леонтий Брамсон. Усилия ОРТ теперь были направлены не столько на «прямую» филантропию, сколько на профессиональную подготовку ремесленников (и квалифицированных рабочих, например электриков), на помощь профессиональным школам и курсам.

В период Первой мировой войны Общество ремесленного труда вместе с другими еврейскими организациями помогало еврейским беженцам, выселенным из прифронтовой полосы по распоряжению командования русской армии. Помощь заключалась в организации курсов для взрослых и профессионального образования детей; беженцам также помогали найти работу. В период Гражданской войны ОРТ оказывало помощь пострадавшим от погромов. Таким образом, ОРТ уже имело определенный опыт работы по оказанию помощи беженцам, хотя и на другой почве.

В августе 1921 года на конференции Общества ремесленного труда в Берлине было принято решение о преобразовании ОРТ во всемирную организацию. С этого времени штаб-квартира ОРТ находилась в Берлине, его филиалы открылись в разных городах Германии. ОРТ стало не только благотворительной организацией, но и культурным, политическим и интеллектуальным центром русско-еврейской эмиграции в Берлине. По словам одного из лидеров ОРТ Д.В. Львовича, «наш президиум, наше Центральное [правление]… не что иное, как собрание представителей разных центральных комитетов трудовиков, эсеров, Бунда, – даже меньшевиков. Разве это собрание не важнее отдельных центральных комитетов?»320 Деятельность организации в Германии в основном завершилась с приходом к власти нацистов, но и после установления нацистской диктатуры одна из мастерских ОРТ в Берлине продолжала функционировать еще около 10 лет321.

Необходимо заметить, что среди руководителей всемирного Общества распространения труда не было единого мнения по вопросу об отношении к СССР. Многим советский эксперимент казался заслуживающим поддержки, в особенности учитывая усилия советский власти по приобщению евреев к производительному труду. Понятно, что под трудом понимался труд прежде всего физический. Если Л.М. Брамсон был принципиальным противником советского режима, то другой руководитель ОРТ, доктор А.З. Сингаловский, сочувственно относился к ряду мероприятий советской власти, особенно к политике «продуктивизации» советского еврейства, к привлечению евреев к сельскохозяйственному труду. Руководители берлинского ОРТ искренне хотели помочь советским евреям, а СССР, в свою очередь, нуждался в средствах. В результате в 1923, затем в 1925 году были подписаны соглашения о деятельности всемирного Общества распространения труда в Советском Союзе. В 1926 – 1930 годах на помощь советским евреям было ассигновано 4,7 миллиона рублей, из них 3 миллиона 225 тысяч – на приобретение оборудования для еврейских ремесленников и ремесленных кооперативов; 902 тысячи – на помощь еврейской сельскохозяйственной колонизации; 288 тысяч – на профессиональное образование, 57 тысяч – на техническую помощь, 288 тысяч – на разные нужды. В конечном счете деятельность ОРТ в СССР была пресечена в начале 1930-х годов322.

Несомненно, что на первое место среди международных еврейских благотворительных организаций, не по времени создания, а по значению, должен быть поставлен американский Комитет по распределению фондов помощи евреям, пострадавшим от войны (с 1931 года – Американский еврейский объединенный комитет по распределению фондов, American Jewish Joint Distribution Committee), сокращенно Джойнт. Джойнт был основан 27 ноября 1914 года по инициативе известных американских еврейских общественных деятелей (и людей весьма состоятельных) – Феликса Варбурга, Джейкоба Шиффа и Льюиса Маршалла на базе трех организаций: Американского еврейского комитета помощи (основанного влиятельными еврейскими деятелями, главным образом немецкого происхождения), Центрального комитета помощи (созданного лидерами американской ортодоксии) и Народного комитета помощи (основанного еврейскими рабочими организациями)323.

В годы Первой мировой войны Джойнт оказал помощь сотням тысяч евреев Российской империи и Австро-Венгрии, оказавшихся на положении беженцев и лишившихся крова в районах военных действий. Около 15 миллионов долларов Джойнт направил на помощь евреям в подвластной Турции Палестине. В 1919 – 1920 годах Джойнт израсходовал 22,7 миллиона долларов на организацию учреждений в помощь евреям, пострадавшим от погромов в Польше и на Украине. Благотворительность в стране, охваченной Гражданской войной, отнюдь не была делом безопасным. Двое представителей Джойнта, Исраэль Фридлендер и Бернард Кантор, были убиты на Украине. Один из них, доктор Исраэль Фридлендер (1876 – 1920), был профессором Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке, ученым-семитологом и историком. В числе прочего перевел на английский язык «Историю евреев в России и Польше» С.М. Дубнова. Фридлендер, который часто отрывался от письменного стола для работы в различных еврейских общественных организациях, отправился в 1919 году на Украину по поручению Джойнта, где и погиб через несколько месяцев от рук бандитов324.

Источники:

http://madan.org.il/ru/groups/obshchestvo-zdravoohraneniya-evreev-vo-francii
http://eleven.co.il/jews-of-russia/movements-parties/13052/
http://dom-knig.com/read_322179-22

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: