Овцо и сми. – Спасибо большое за разъяснения! Нужно ли получать гриф независимым изданиям

Должен ли Пушкин получить гриф Издательского Совета?

В статье, опубликованной на портале «Правкнига», заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игумен Евфимий (Моисеев) рассматривает вопросы современной системы грифования церковной литературы.

Систему грифования необходимо совершенствовать

Отдельно следует сказать о произведениях художественной литературы — их оценивать еще сложнее, поскольку помимо собственно содержательной стороны здесь нельзя не учитывать и художественный уровень. К сожалению, нам подают на рецензирование довольно много графоманских опусов, и хотя, если следовать чисто формальным критериям, мы как будто не должны обращать внимания на «литературные достоинства» этих произведений, часто рецензент просто не может не отреагировать на тот или иной перл по принципу «не могу молчать!» Мы ценим это неравнодушие наших коллег, хотя их часто обвиняют как раз в прямо противоположном — в бездушии и формализме. Часто возникает дилемма по поводу того, нужно или не нужно присваивать гриф тому или иному произведению, и, не скрою, нам бывает довольно сложно принять окончательное решение — порой по возникающим спорным вопросам ведутся долгие дискуссии. Как правило, мы следуем известному принципу: если возникает сомнение, принимать решение в пользу сомнения. Иногда, впрочем, бывают и исключения, но могу совершенно официально заявить: никакого формализма в принятии решений Коллегией нет. При этом важно понимать и то, что даже если Коллегия выносит отрицательное решение, это далеко не всегда означает, что она считает данную книгу плохой. В большинстве случаев это значит просто, что этой книге не место в храме, за церковным прилавком.

Тем не менее многие авторы, не получившие гриф, считают это чуть ли не личным оскорблением. Приходиться порой читать гневные письма, где, в частности, приводятся примеры того, как цензоры «резали» Пушкина, Гоголя, других классиков, цитируется известное послание Пушкина к цензору. И хотя мы уже устали это повторять, скажу еще раз: мы не занимаемся цензурой, то есть мы никому не запрещаем печатать, издавать, публиковать — это в конечном счете противоречило бы Конституции. Мы стоим на страже духовной безопасности чад нашей Церкви и соответственно исходим из того, что люди, приходящие в храм, имеют право на то, чтобы получать там литературу, которая способствовала бы их духовному росту. Мать, кормящая ребенка, никогда не будет экспериментировать с пищей…

В этой связи на заседаниях Издательского Совета и на последней встрече с издателями обсуждался вопрос о введении наряду с существующими грифа «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви». Подчеркну, не к печати, а к именно к распространению — это очень существенная разница. Этот гриф мог бы присваиваться произведениям, которые, очевидно, не следовало бы продавать в храмах, но которые вполне могли бы продаваться в книжных магазинах — как в церковных, так и в светских. И это в первую очередь касается, конечно, русской классической литературы.

Часто нам задают вопрос: будете ли Вы рекомендовать к публикации Пушкина, Лермонтова, Бунина, Есенина, то есть тех авторов, авторитет которых как классиков неоспорим, но у которых есть произведения, в которых нашел свое отражение взгляд на мир, мягко говоря, далекий от христианского.

В этой связи хотел бы подчеркнуть, Коллегия в своей деятельности никогда не переходит на личности: мы оцениваем конкретное произведение и конкретное издание. И при всем уважении к нашим классикам, издания, в которых присутствуют такие произведения, как «Гавриилиада», «Демон», «Темные аллеи», совершенно точно не получат гриф Издательского Совета. Мало ли было написано нашими самыми выдающимися писателями произведений, за которые потом им самим, как известно из их писем и воспоминаний, было стыдно?

В то же время хотел бы еще раз оговорить: непредоставление грифа не означает негативного отношения Церкви ко всему творчеству или тем более к личности того или иного писателя. Светский писатель вообще в чрезвычайно редких случаях может возвыситься в своем творчестве до того, чтобы описывать мир и человека через призму христианских ценностей. Хотя опять-таки бывают исключения. Яркий тому пример — Николай Васильевич Гоголь. Неслучайно поэтому, что издание Полного собрания сочинений Гоголя, посвященное 200-летию со дня его рождения, вышло сразу с двумя грифами «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» и «По благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира». Эти грифы означают не что иное, как общецерковное признание значения творчества Гоголя и его вклада русскую литературу именно как христианского писателя.

Книжная отрасль является для Церкви стратегически важной

Когда мы сегодня говорим о системе церковного книгораспространения, мы вынуждены употреблять это понятие с значительной долей условности. Системы книгораспространения как таковой у нас сегодня, к сожалению, нет. Есть рынок православной литературы, на котором присутствует ряд фигурантов, имеющих свои каналы распространения и действующих в своих интересах. При этом важно понимать, что распространение православной литературы — это сфера ответственности Церкви, поскольку именно Церковь несет ответственность за содержание книг, продаваемых в церковных лавках. Поэтому, приветствуя появление новых издательств, выпускающих православную литературу, Церковь оставляет за собой право регулировать процессы в сфере книгоиздания и книгораспространения.

Весьма важным также является вопрос, каковы практические следствия присвоения того или иного грифа, то есть что конкретно это дает книгопродавцам и читателям? В этой связи насущной потребностью является четкое структурирование книгораспространения, иными словами крайне важно определить, какая литература и где может продаваться. Мы исходим из того, что непосредственно в храме — в церковной лавке — должна продаваться только та литература, которая имеет прямое отношение к духовной жизни, к жизни Церкви. Это Священное Писание, молитвословы, богослужебная литература, церковные календари, издания церковных документов, духовно-назидательная, духовно-просветительская, аскетическая литература и т.п.

Читать еще:  Сон лепешка хлеб. К чему снится лепешка

На сегодняшний день находится в разработке проект положения о системе церковного книгораспространения. При этом очевидно, что необходимость ее создания давно назрела, потому что без четкого взаимодействия системы распространения и системы грифования, меры, принимаемые в этой сфере начиная с 2009 года, не принесут ожидаемого эффекта.

В настоящее время решается вопрос о том, какие механизмы контроля должны быть использованы для исполнения решения Священного Синода от 25 декабря 2009 года, иными словами, кто и как будет следить за исполнением этих решений. Проблема эта довольно сложная, и решаться она должна в комплексе с вопросами контроля высшей церковной власти за иными сферами церковной жизни.

На повестке дня Высшего Церковного Совета этот вопрос уже стоит. Для его решения предполагается создать совместную рабочую группу Издательского Совета и Синодального информационного отдела, который также отвечает за распространение периодических изданий с соответствующим грифом. Уверен, что соработничество двух синодальных учреждений создаст наиболее оптимальные условия для решения данного вопроса.

Церковный книжный магазин — эффективное средство миссии

Как уже говорилось выше, в храмах и в монастырях уместно распространять литературу, которая помогала бы человеку глубже войти в жизнь Церкви и разобраться в вопросах духовной жизни, однако для Церкви также очень важно иметь пространство для диалога с обществом по самому широкому спектру вопросов — такой диалог удобно было бы вести на площадке духовно-просветительских центров, при которых должны быть книжные магазины. В данном случае можно позаимствовать опыт той же Католической Церкви — это, на мой взгляд, как раз тот случай, когда опыт инославных христиан может быть крайне полезен и для нас. Так, например, в самом центре Москвы уже довольно давно действуют книжные магазины «Паолине» и «Умные книги», пользующиеся большой популярностью среди любителей духовной и интеллектуальной литературы. Пример «Умных книг» особенно интересен: здесь можно не только приобрести литературу, но и выпить чашку чая, отдохнуть, почитать газету, послушать музыку. В уютном зале, расположенном по соседству, действует духовно-просветительский центр «Покровские ворота», где регулярно проводятся вечера, презентации, концерты, встречи со священнослужителями, деятелями культуры и искусства.

Это очень интересный и, к сожалению, еще почти не освоенный нами опыт — ведь упомянутые выше места собственно и не магазины в традиционном смысле этого слова, а именно духовно-просветительские центры, рассчитанные, очевидно, не столько на извлечение прибыли от книготорговли, сколько на привлечение мыслящей аудитории к тем идеям, которые содержатся в продаваемых там книгах. Жаль только, что такие проекты на нашей в самом прямом смысле канонической территории сделаны не нами.

Несомненно, что миссионерский эффект от деятельности таких центров, если они появятся и под эгидой Русской Православной Церкви, — а на это очень хотелось бы надеяться — будет весьма велик.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя в Москве

Святейший Патриарх Кирилл: Участие в Литургии изменяет человеческую душу

Архив

В.Р. Легойда: Основной смысл присвоения грифа Синодального информационного отдела в том, чтобы упорядочить и сделать более качественной систему церковного распространения СМИ

В конце прошлого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил, что книги и периодические издания, распространяемые через церковную систему, должны иметь гриф Издательского совета Русской Православной Церкви и Синодального информационного отдела соответственно. Гриф на книги выдается уже больше полугода, Регламент присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» Святейший Владыка утвердил только на прошлой неделе. С 1 сентября 2011 года в церковной системе распространения должна присутствовать лишь та продукция (печатная, кино-, видео-, аудио- и др.), которой присвоен гриф Синодального информационного отдела.

Некоторые вопросы о непосредственной процедуре получения грифа требуют прояснения. Кому, на каких условиях будет присуждаться гриф Синодального информационного отдела, кому не надо получать гриф и что делать в случае отзыва грифа — на эти вопросы председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ответил главному редактору сайта «Православие и мир» Анне Даниловой.

— Владимир Романович, в чем смысл присвоения периодическим изданиям грифа, что он означает?

— Основной смысл в том, чтобы упорядочить и сделать более качественной систему церковного распространения СМИ. Когда человек приобретает в храме газету или журнал, он вряд ли ждет, что в этом издании будет высказано что-то противоречащее христианскому вероучению или позиции Церкви. Но, увы, сегодня за свечным ящиком можно порой приобрести периодику, искажающую основы православного вероучения, распространяющую недостоверную информацию, игнорирующую существующие в Церкви оценки тех или иных современных явлений, нарушающую все возможные представления о журналистской этике. Во многом это связано с отсутствием единого критерия, по которому не только прихожане, но и представители духовенства могли бы ориентироваться на рынке современных СМИ.

— В каком случае гриф могут не дать? Что это будет означать? Что делать тем изданиям, которые не получат гриф?

— Для начала я бы советовал издателям и журналистам не волноваться: уверен, что у подавляющего большинства нынешних церковных СМИ не должно возникнуть проблем.

Читать еще:  Пожелания короткие фразы водителю на дорогах. Поздравление водителю от души в стихах

Критерии, по которым гриф могут не дать, прописаны в регламенте. Это искажение православного вероучения, распространение недостоверных и этически недопустимых сведений.

Конечно, среди православных СМИ есть выразители разных позиций по дискутируемым вопросам церковной и церковно-общественной жизни. Мы не собираемся ограничивать эти дискуссии. Нам меньше всего хотелось бы уничтожать живой диалог, то самое христианское «разномыслие во второстепенном», которому сегодня только учатся православные СМИ. Очень важно, чтобы эти дискуссии шли в рамках уважительного и христианского отношения к оппонентам. Вот этому постараемся поспособствовать.

Иными словами, если издание предложит читателям дискуссию о языке богослужения, с изложением разных точек зрения, это не отразится на его праве иметь гриф. Важно только, чтобы в подобных случаях были отражены те моменты, которые зафиксированы в официальных церковных документах.

Если же издание вдруг напишет, что Церковь одобряет гороскопы или ворожбу бабушек-«целительниц», то оно не получит гриф. Конечно, я беру крайний случай, есть и более тонкие моменты. Но пока не хотелось бы говорить абстрактно: давайте рассматривать проблемы по мере их поступления. Точно также любое издание, публикующее оскорбления или порочащие человека непроверенные слухи, рискует остаться без грифа. Такие вещи не допускаются и в светских СМИ — на то есть закон, подтвержденный массой судебных прецедентов, и уж тем более такое недопустимо в отношении православной журналистики, которая по определению не может быть «желтой».

Издание без грифа не сможет распространяться при храмах, монастырях и культурных центрах Русской Православной Церкви.
В случае отказа в присвоении грифа, мы обязательно будем сообщать заявителям о причинах. После учета замечаний такое СМИ может повторно обращаться за получением грифа. Хочу подчеркнуть, что мы открыты к сотрудничеству, всегда готовы помочь коллегам консультацией. Надеюсь, что механизм взаимодействия будет отработан быстро и качественно.

Кроме того, хочу еще заметить, что в задачи СИНФО в данном случае не входит оценка профессионального уровня. Хотя всем нам хочется, чтобы он был высоким, и я не исключаю, что в ряде случаев мы будем сопровождать гриф профессиональными рекомендациями.

— Нужно ли получать гриф всем православным периодическим изданиям? Получают ли его интернет-издания?

— Есть несколько исключений — изданий, освобожденных от необходимости получать гриф. Первое исключение — это газета «Церковный вестник» и «Журнал Московской Патриархии», имеющие статус официальных изданий Русской Православной Церкви — они будут выходить по благословению Святейшего Патриарха. Второе — официальные издания Синодальных отделов, имеющие гриф «Официальное издание такого-то Синодального отдела». Ну, согласитесь, странно, если в СИНФО будут рецензировать официальное издание, например, ОВЦС. Нам ведь в ОВЦС и придется обращаться за рецензией! Зачем же доводить ситуацию до абсурда? Третье — издания, распространяемые в пределах одного или нескольких приходов, за исключением приходов, расположенных на территории Москвы.

Что касается интернет-изданий, то, поскольку гриф вводится для распространения печатной, а также кино- и видеопродукции (то есть средств массовой коммуникации), интернет-изданий он не касается. Не исключаю, что для них в ближайшее время будет выработано отдельное положение. Но никаких драконовских мер и сюрпризов там не будет.

— Вы сказали, что интернет-издания не будут рецензироваться пока, а в положении написано, что «Электронные СМИ прилагают отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, аудио- или видеозапись программы, адрес интернет-ресурса»…

— В процитированном Вами пункте Положения речь идет главным образом об интернет-версиях, которые сегодня имеют большинство тех же епархиальных газет, телеканалов или радиостанций. Об интернет-изданиях в чистом виде и о сайтах епархий речь не идет.

— Может ли быть так, что епархия не предоставит свои издания? Или владыка все равно благословит распространять?

— Не вижу предпосылок для создания такой ситуации. Синодальный информационный отдел выполняет решение Священного Синода, Регламент утвержден Патриархом. Так что я уверен, что рецензирование пройдет в установленные сроки и затронет все издания, распространяемые в наших храмах.

— Епархиальные издания тоже должны получать гриф? А если главный редактор — митрополит?

— Да, рецензирование коснется епархиальных изданий. И дело тут не в проверке на догматическую безупречность слов того или иного архиерея. Во-первых, далеко не везде именно правящий архиерей возглавляет епархиальное издание. Во-вторых, если это так, рецензия СИНФО освободит архиерея от необходимости вычитывать еще и епархиальную газету.

— Гриф надо получить до сентября 2011 года, а что будет в течение года? Можно будет работать без грифа?

— До сентября 2011 года работать можно будет без грифа. Мы сознательно обозначили столь длительный переходный период, потому что понимаем: многим изданиям потребуется время, чтобы начать работать согласно новым правилам.

К сожалению, уже имел место ряд случаев, когда храмы отказывали газетам и журналам, ссылаясь на отсутствие у них разрешения. Кстати, недавно именно по причине отсутствия грифа в паре московских храмов отказались реализовывать журнал «Фома». Мы, конечно, порадовались такой бдительности, но любая ревность должна быть разумной. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к отцам настоятелям, а также ко всем, кто ответственен за церковное распространение, чтобы еще раз указать на тот факт, что еще целый год, до сентября 2011 года, распространение периодики, не имеющей грифа, допустимо. Я бы рекомендовал придерживаться сложившейся практики. В проблемных случаях можно обращаться за консультацией в СИНФО.

Еще один важный момент — это то, что наличие грифа Синодального информационного отдела не является основанием для обязательного распространения того или иного издания в церковной сети. В любом случае, выбор изданий для реализации остается за теми, кто отвечает за церковное распространение на местах. Иными словами, если настоятель хочет распространять у себя на приходе издание N, нужно удостовериться, что оно имеет гриф СИНФО. Но если издание N имеет гриф СИНФО, это само по себе не обязывает настоятелей храмов принимать такое издание к распространению. Другое дело, что отказ в распространении в таких случаях не может быть мотивирован незнанием издания, сомнением в его «православности». А чтобы было легче сориентироваться, думаю, в обозримом будущем мы предложим списки рекомендованных изданий, то есть тех, которые являются наиболее профессионально состоятельными и полезными.

Читать еще:  Знаки зодиака по порядку начиная с овна. Как знаки зодиака распределены по месяцам и числам

— Нужно ли получать гриф независимым изданиям?

— Гриф регламентирует присутствие СМИ в системе церковного распространения. Любое издание, претендующее на распространение в церковной сети, должно его иметь.

— Кто будет читать издания, как будет осуществляться работа по рецензированию?

— В процессе получения грифа — специалисты СИНФО, при необходимости — привлеченные эксперты со стороны. Решение о присвоении грифа принимается Коллегией СИНФО, куда входят представители информационных подразделений синодальных учреждений. После получения грифа обязательных рецензий на каждый выпуск регламентом не предусмотрено. Никакой, как сказали бы интернетчики, премодерации не будет. Однако СИНФО постоянно проводит серьезный мониторинг средств массовой информации — как светских, так и церковных. На основании этих данных мы будем иметь возможность следить за содержанием, в том числе и тех СМИ, которые получили гриф.

— Будет ли сильно расширяться штат СИНФО в связи с новыми задачу по рецензированию?

— Мы не видим необходимости в серьезном расширении числа сотрудников информационного отдела. Все-таки нужно понимать, что рецензирование СМИ отличается от книжного: и по количеству СМИ, и по трудозатратам на единицу рецензируемого продукта. К тому же, многие православные СМИ нам хорошо известны. Однако если это понадобится, мы готовы привлекать к работе сторонних экспертов.

— Если издание допустит нарушение, гриф будет отозван?

— В случае выявления каких-то нарушений, в адрес редакции обязательно будет направлено письменное предупреждение. Если затем нарушение не будет устранено или повторится, гриф может быть отозван, о чем опять же в обязательном порядке уведомят редакцию, учредителей, а также правящего архиерея или главу синодального отдела, давшего изданию рекомендацию. В крайних случаях предусмотрен немедленный отзыв грифа, но я надеюсь, что таких случаев не будет.

Кроме того, даже если гриф отозван, впоследствии, по исправлению недостатков, может быть принято решение о его возвращении. В заключение еще раз хочу сказать, что регламент получения грифа СИНФО не предполагает взимания платы за рецензирование и получение грифа.

— Спасибо большое за разъяснения!

Как сделать СМИ свободными и независимыми?

Какие ошибки допустил Алексей Навальный в рассылке о независимости СМИ

В начале сентября 2017 года в мой почтовый ящик рекомендательная рассылка принесла ссылку с вопросом, совпадающим с заголовком этого материала.

Ссылка вела на раздел «Ответы на вопросы» на сайте Алексея Навального, которого я собираюсь поддержать на выборах. Не знаю, когда именно был опубликован ответ. Но так как я финансово поддержал Алексея и команду, вынужден высказаться.

По ссылке находились три абзаца лютой бессмыслицы (читатель ждет другого слова?). Процитирую их целиком — важно понимать, где Навальный ошибается в этом вопросе и почему эта ошибка может дорого нам всем обойтись.

К сегодняшнему дню все крупные СМИ в той или иной степени поставлены под контроль государства. Из средств массовой информации они превратились в инструменты агрессивной пропаганды. Фактически в России введена цензура.

Объективность СМИ невозможна без политической конкуренции и общественного контроля за медиа, находящимися под государственным контролем. Мгновенная приватизация крупных медиаактивов может привести к их захвату группами влияния с узкими частными интересами, как это произошло в 90-е. Ключом к их независимости и объективности должны стать инструменты общественного контроля.

СМИ — это специфический бизнес, обслуживающий общественные интересы. Независимым изданиям тяжело выдерживать конкуренцию с большими СМИ, которые содержатся олигархическими кланами. Мы считаем опасной для общества ситуацию, когда, например, «Газпром» владеет одновременно телекомпанией НТВ, радиостанцией «Эхо Москвы» и другими крупнейшими медиаактивами. Мы считаем целесообразным введение ограничений на владение СМИ для финансово-промышленных групп и крупных бизнесменов.

ПЕРВЫЙ АБЗАЦ

К сегодняшнему дню все крупные СМИ в той или иной степени поставлены под контроль государства. Из средств массовой информации они превратились в инструменты агрессивной пропаганды. Фактически в России введена цензура.

Рассмотрим один за другим эти абзацы. Алексей, несомненно, прав в своем первом тезисе, но понимает его очень узко. СМИ действительно испытывают сильное давление со стороны властей. Я употребляю слово «властей», потому что российская система СМИ не ограничивается федеральными каналами. Единственное в стране место, где федеральная повестка совпадает с региональной — Москва и Московская область.

Агрессивная пропаганда ведется во многом именно из Москвы. Региональные кланы преследуют собственные интересы, им неинтересно объяснять, скажем, омичам, почему Меркель виновата в недопоставках сыра бри или комментировать последние достижения Алины Кабаевой на почве консолидации Национальной медиагруппы.

Цензура, о которой идет речь, в большинстве местных СМИ никуда не исчезала, а в независимых быстро появилась на фоне экономического кризиса. Речь, конечно, не о невозможности содержать десяток голодных журналистов, а о возможности владельца торговать публичным потенциалом издания в промышленных и партийных целях.

Надо понимать — даже если Навальный с понедельника станет президентом и расформирует МИА «Россия сегодня», мелкопоместный олигархат с системой информационных сдержек и противовесов никуда не денется. Это точно такая же коррупционная схема, как и везде, но заложенная под основу основ профессии. Волинская схема, предполагающая лишение журналистики любых рефлексий по поводу приказа владельца издания (нарушающая дух закона о СМИ — серьезно устаревшего и уж конечно не соблюдающего эту норму).

(в сторону) Изменить ситуацию может крепкая судебная система и конституционная норма, аналогичная Первой поправке в конституции США. Плюс четверть века ожесточенных словесных баталий. Но скорее Роскосмос обгонит Илона Маска в колонизации Марса, чем в течение ближайшего полувека произойдет такое изменение медиаландшафта.

Источники:

http://pravoslavie.ru/50650.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/1268822.html
http://jrnlst.ru/independence-mistakes

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: