Отношение к женщине в иудаизме. Полигамия, проституция и наложницы у евреев и в иудаизме

Сексуальные отношения в свете иудаизма

Вопрос о сексуальном влечении человека волновал религиозный мир не одну тысячу лет. В различных религиозных системах отношение к интимной близости и сексуальности вообще весьма дифференцированно. Рассмотрим интересующий нас вопрос сквозь призму иудаизма – религии еврейского народа, давшей жизнь и двум мировым религиям – христианству и исламу.

Половая жизнь рассматривается в иудейской традиции как обязанность выполнения основной заповеди, данной Богом человеку сразу же после его сотворения: «Плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю» (Тора, Быт. 1:28). Иудаизм не считает половое влечение греховной страстью; напротив, еврейские мудрецы утверждали, что “наделение живых существ половым влечением сделало творение завершенным и позволило Творцу одобрить Свою работу”.

Вместе с тем умеренность и самодисциплина в сфере половых отношений рассматриваются как одно из проявлений святости, а потому кровосмешение, половые извращения и нецеломудренное поведение считаются тягчайшими религиозными и общественными проступками[1].

В каббалистическом трактате «Игерет Акодеш» («Письмо святости»), предположительно принадлежащем еврейскому философу и богослову 13 века Моисею Нахманиду, известному как Рамбан, говорится:

Мы… верим, что Всевышний создал все мудро, и не сотворил ничего позорного и безобразного. Если предположить, что интимная связь — постыдна, то и половые органы — нечто постыдное, а ведь их создал Творец! Как может быть, что Он создал нечто ущербное или позорное?[2]

«Когда близость происходит надлежащим образом, в правильное время и с правильными мыслями, она свята и чиста. Совершенно неправильно думать, что в близости есть что-то постыдное или безобразное, ведь она называется „познанием“, как написано:

И познал Элькана Хану, жену свою“… Когда капля семени выходит в святости и чистоте, она притягивает силы Даат (знания) и Бина (понимания), которые находятся в мозгу. Если бы близость не была свята, ее не называли бы „познание“[3]

Таким образом, в иудаизме было переосмыслено не только половое влечение и собственно интимная близость, но и был произведен философско-сексологический анализ, связавший физиологические нюансы копулятивного цикла с духовной природой человека.

Также рассмотрим положение женщины в иудаизме. Половое влечение женщины играет важную роль, и соответственно мужу необходимо удовлетворять жену согласно ее желанию, но с одним важнейшим условием – если супруга будет ритуально чиста.

Закон о ритуальной чистоте женщины является принципиальным. Он включает положения о запрете сексуальной жизни во время менструации, на время которой супруги должны “разделиться” примерно на 12 дней (5 дней “критических”+7 дней). Период нечистоты завершается ритуальным омовением женщины в микве. Это чрезвычайно важный и тонкий момент, наполненный не только идеей сакральности брака, но и снова “научно” определяемый. Поскольку такое воздержание говорит не только о соблюдении ритуальной чистоты, но и предполагает выполнение главной заповеди деторождения. Возобновление интимных отношений с супругом допустимы тогда, когда женщина физиологически может забеременеть. Т.е. 12 дней от начала нового цикла женщины являются нечистыми с религиозной точки зрения, но и неблагоприятными для зачатия.

При этом отсутствие сексуальных контактов в период ритуальной нечистоты не является проявлением аскетизма. Так как любой аскетизм противоречит самому духу иудаизма. Но вместе с этим говорит о волевых качествах личности, о преобладании духовного начала над животным инстинктом. Сюда же можно отнести и этический компонент – избегание рутинности сексуальных отношений, осознание и осмысление новых видов и форм межличностных отношений мужа и жены, появление различных других нюансов и оттенков проявлений чувств, желаний, эмоций.

Таким образом, сексуальная жизнь в иудаизме рассматривается как необходимое, естественное предназначение человека, основанное на идее чувственности и наслаждения от сексуальной близости, насыщенное ритуалами, смысл и предназанчение которых несет в себе зерно разума и укрепления духа.

[1]Еврейская Энциклопедия , том 6, с. 598–603

Что говорит Тора о многоженстве?

Здравствуйте. Только что прочел ответ на вопрос о том, что сказано в Торе об обязанности жениться. При этом у меня возник вопрос: что говорит Тора о многоженстве? Запрета, вроде бы, нет, но, с другой стороны, ничего не сказано о том, что две жены лучше, чем одна. Буду признателен за ответ. Сергей

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Чтобы получить правильное представление об этой области, необходимо учесть, что на протяжении истории еврейского народа галахический подход к этому вопросу не оставался статичным, он изменялся. Кроме того, сефардские и ашкеназские общины также имеют различные традиции в этой области.

Читать еще:  Иконостасы. Иконы на вратах Рая

Давайте попробуем разобрать все по порядку.

Женитьба на нескольких женщинах во времена Талмуда

В Гемаре (Йевамот 65а) сказано: человек может иметь несколько жен при условии, что он может обеспечивать их всем необходимым. При этом в качестве доброго совета (Йевамот 44а) мудрецы рекомендуют не жениться более чем на четырех женщинах (таким образом, мужчина сможет обеспечить супружескую близость каждой жене, как минимум, раз в месяц). Кроме того, в тех общинах, где установился обычай не жениться больше чем на одной женщине, запрещено брать еще одну жену, поскольку в этом случае считается, что при заключении брака супруги как бы условились, что женщина останется единственной женой (Нимукей Йосэф, Йевамот 14 б).

Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:9) приводит все вышеуказанные условия. При этом, если женщина готова выйти замуж даже без того, чтобы муж ее обеспечивал, или не возражает, чтобы муж взял еще одну жену, то нет запрета жениться на нескольких женщинах, даже в тех местах, где принято жениться только на одной женщине.

Все сказанное верно — до того момента, как был установлен хэрем (запрет) Рабейну Гершома жениться на нескольких женщинах, см. ниже.

Херем Рабейну Гершома

Рабейну Гершом был одним из учеников Рабейну Хананэля и учителем учителя Раши. Он известен своими постановлениями, которые были приняты в большинстве ашкеназских общин. К этим постановлениям относится запрет разводиться с женой без ее согласия, читать чужие письма, а наиболее известное постановление — запрет жениться на нескольких женщинах.

Среди причин, побудивших Рабейну Гершома принять такое постановление, приводят: желание предотвратить возможные ссоры в семье, защитить права женщины в случае, если муж бросает жену и желает взять другую, не предоставив гет (разводное письмо) первой, тяжелое материальное положение, которое не позволяет обеспечивать достойным образом несколько жен и др.

Срок действия хэрема Рабейну Гершома

Некоторые ришоним (ранние комментаторы) утверждают, что Рабейну Гершом ограничил действие хэрема концом пятого тысячелетия (сейчас мы находимся в шестом тысячелетии — 5775 г.), поскольку это была временная мера, необходимая в тех поколениях (респонс Маарика 101:4 от имени Рашба). Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:10) приводит это мнение.

Другие полагают, что хэрем остается в силе и сейчас (Маарам ми-Ротенбург и др.). Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) устанавливает закон в соответствии с этим мнением.

Какие общины приняли данное постановление

Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) говорит, что хэрем Рабейну Гершома был принят всеми общинами, кроме тех, о которых точно известно, что они не приняли. Поэтому большинство ашкеназских общин следуют этому постановлению.

Что касается сефардов, то большинство, сефардских галахических авторитетов считают, что постановление Рабейну Гершома не было принято сефардскими общинами (респонс Рашба 3:446, Кнесет а-Гдола, Эвен а-Эзер 1:53, респонс Йабиа Омер 7:2). И даже если нет полной уверенности в том, что постановление не было принято сефардскими общинами, в любом случае, в соответствии с мнением Шулхан Аруха, данное постановление утратило законную силу в конце пятого тысячелетия, как было сказано выше.

Женитьба на нескольких женщинах в наше время

Как мы уже говорили, ашкеназским евреям запрещено жениться на нескольких женщинах даже в наше время, т.к. хэрем Рабейну Гершома актуален и сегодня.

Что касается сефардов, то, даже если они не приняли данное постановление, традиционный текст сефардской ктубы (брачного контракта) в любом случае содержит клятву жениха — исполнять все условия, приведенные в ктубе; при этом одно из условий — запрет жениться на другой женщине без специально разрешения бейт-дина (раввинского суда). Так выполняется рекомендация Шулхан Аруха (Эвен а-Эзер 1:11) ввести специальные постановления, запрещающие жениться на нескольких женщинах, даже там, где не был принят хэрем Рабейну Гершома.

Кроме того, во многих странах гражданское законодательство запрещает жениться на нескольких женщинах. Получается, что, поскольку евреи обязаны соблюдать законодательство тех государств, в которых проживают (дина дэ-малхута), то жениться на нескольких женщинах будет запрещено и по этой причине.

На какие случаи не распространяется хэрем Рабейну Гершома

Существуют несколько случаев, на которые не распространяется действие хэрема Рабейну Гершома, когда разрешено взять вторую жену. Перечислим некоторые из них, которые могут быть актуальны в наше время и приводятся Рамо (Эвен а-Эзер 1:10):

— Женщина сошла с ума, и нет возможности дать ей гет (разводное письмо).

— Муж обязан дать гет жене (вследствие ее недостойного поведения и т.п.), но женщина отказывается брать его.

— Жена оставила иудаизм, и нет возможности дать ей гет.

Разрешение 100 раввинов

В определенных случаях, когда возникает вопрос о том, чтобы взять вторую жену, необходимо получить разрешение от 100 раввинов (этэр мэа рабаним) (Бах, Эвен а-Эзер 1). Разрешение выносится ведущими раввинами, и к ним должны присоединиться люди, которые имеют право выносить галахические решения и понимают, на чем основывалось разрешение. Кроме того, они должны быть из трех разных стран, трех разных общин. Во многих случаях от мужа требуют написать гет первой жене и передать его в бейт-дин, чтобы при первой возможности суд мог вручить его первой жене.

Читать еще:  К чему снится искать ключи — толкование сна по сонникам. К чему снятся ключи

От многоженства к моногамии

От многоженства к моногамии

Существует расхожее мнение о том, что на протяжении многих столетий у евреев было распространено многоженство и они перешли к моногамии лишь под влиянием контактов с «более цивилизованными» европейскими народами. Апологеты этой точки зрения обращаются к тексту ТАНАХа*, напоминая о том, что у праотца* еврейского народа Авраама, помимо его жены Сары, была еще и наложница Агарь, у другого праотца — Яакова* (в христианской традиции — Иакова) — было две жены — Рахель и Лея — и еще две наложницы. Две жены было и у отца пророка Шмуэля (в христианской традиции — Самуила) Эльканы, а прославленные израильские цари Давид* и Шломо* (в христианской традиции — Соломон) вообще имели целые гаремы.

Что ж, все это действительно исторические факты, с которыми вроде бы не поспоришь. Но ведь есть и иные, не менее неопровержимые факты: другой праотец еврейского народа Ицхак (в христианской традиции — Исаак) всю жизнь прожил только с одной женой Ривкой (в христианской традиции — Ревеккой); одна жена была у величайшего еврейского пророка Моше* (в христианской традиции — Моисея), да и из 2800 мудрецов, упоминающихся в Талмуде, только один имел двух жен…

И эти факты однозначно подтверждают слова главного раввина Великобритании д-ра Й. Герца о том, что «с точки зрения Торы идеальным браком считается тот, в котором мужчина, выбрав себе жену, придерживается святого договора с ней всю жизнь, и не ищет других женщин, чтобы ввести их в дом в дополнение к первой жене. Как рассказ о сотворении мира, так и рассказ о жизни праотцев подчеркивает стремление праведников к моногамному браку. Единственной причиной, которая может вынудить ввести в дом еще одну женщину, может считаться бесплодие первой жены. В этом случае закон Торы предполагает, что первая жена должна дать согласие на заключение брака с еще одной женщиной.[2]

Пророки часто пользуются брачным договором как образом. С его помощью они раскрывают многие черты взаимоотношений Всевышнего с еврейским народом, основанные на обязательствах, принятых сынами Израиля у горы Синай. Но, говоря о браке как о святом и возвышенном договоре, они, вне всякого сомнения, имеют в виду лишь моногамный брак, заключенный в юные годы и хранимый на протяжении всей жизни».

Согласно исследованиям историков, число полигамных браков среди евреев всегда было относительно невелико даже в глубокой древности. Доказательство этому мы находим уже в книге Рут*, рассказывающей о событиях, имевших место в X–XI вв. до нашей эры: родственник покойного мужа Рут отказывается выполнить свою обязанность — вступить с ней в левиратный брак*. Мотивирует отказ тем, что у него уже есть жена: «Я не могу жениться на ней, потому что я уже женат, я не могу ввести еще одну женщину в дом, потому что это приведет к постоянным ссорам» (Таргум Рут, 4:6).

О преимуществах моногамии говорит в своих притчах и царь Шломо (Соломон), имевший, согласно ТАНАХу, триста жен и наложниц.

Количество полигамных браков среди евреев начинает резко уменьшаться еще в X в. до н. э., и к периоду возвращения евреев из вавилонского плена они исчезают почти полностью. Во всяком случае уже ранняя раввинистическая литература определяет законы семейной жизни исключительно для моногамного общества, рассматривая заключение брака со второй женой как нечто практически невозможное и давно отжившее.

Окончательно полигамия была запрещена рабби Гершомом (960-1028) в 1000 году. Он издал по этому поводу галахическое постановление, которое было принято всем еврейским миром, за исключением евреев Йемена и живущих на Кавказе так называемых горских евреев. Йеменские евреи заявили позже, что это постановление до них попросту не дошло и потому не соблюдалось. Но вот горские евреи о нем прекрасно знали и, тем не менее, игнорировали. При этом для того, чтобы объяснить свое неприятие запрета на полигамию, горские евреи придумали легенду, согласно которой у самого рабби Гуршума (так они называли рабби Гершома) было поначалу две жены, но затем более молодая жена завела себе любовника и задумала погубить мужа. Оклеветав раввина в глазах царя, она добилась того, чтобы его бросили в темницу. Однако, говорится далее в легенде, с помощью старшей жены рабби Гуршум смог выйти из тюрьмы и отправить в нее свою преступную супругу вместе с любовником. И вот после этой приключившейся с ним истории он, дескать, и издал постановление, запрещающее многоженство.

Читать еще:  Был ли снег 19 декабря. декабря: приметы и поверья

Разумеется, данная легенда является выдумкой, не имеющей под собой никакой реальной почвы, но на протяжении многих столетий эта выдумка позволяла горским евреям спрашивать, почему личные проблемы «рабби Гуршума» должны мешать их семейному счастью с двумя — тремя женами.

Между тем счастье как раз крайне редко гостило в таких домах. Первый историк горских евреев Илья Анисимов вспоминает, какие картины он наблюдал в доме дяди, у которого было две жены. Обе женщины в присутствии мужа пытались создать видимость, что между ними царит полная идиллия, но как только глава дома выходил за порог, давали волю накопившейся в них ненависти, и сам дом в эти минуты превращался в настоящий ад…

В начале XX века и горские евреи также почти полностью перешли к моногамии.

Интересно другое: рабби Гершом провозгласил, что запрет на полигамию вводится ровно на тысячу лет, и когда этот срок прошел, среди евреев Израиля стали раздаваться голоса о том, что теперь, дескать, можно снова вернуться к практике двоеженства. Однако и сефардские, и ашкеназские раввины поспешили заявить, что под словами «тысяча лет» рабби Гершом имел в виду «навсегда», считая, что такого срока вполне достаточно, чтобы окончательно приучить еврейский народ к моногамии.

Для того чтобы избежать случаев двоеженства, мужчина, решивший жениться, накануне свадьбы должен явиться в раввинатский суд с двумя свидетелями, которые, помимо представленных им документов, подтвердят, что он никогда прежде не был женат или находится в настоящее время в разводе.

Тем не менее, среди сефардских евреев, живших в странах Востока, двоеженство в исключительных случаях все же разрешалось. Рамбам считал его допустимым в случае необходимости жениться на вдове брата, то есть реализовать закон о левиратном браке. Однако при этом он считал обязательным равное отношение мужа к обеим супругам: «одну ночь — с одной, другую — с другой».

Нарушение запрета на двоеженство и по сей день может привести к отлучению человека от еврейской общины — в полном соответствии с постановлением рабби Гершома. В этом смысле чрезвычайно показателен скандал, разразившийся в 2003 году вокруг известного израильского певца и композитора Мати Каспи. Женившийся в молодости, он вскоре поймал свою первую жену на измене, и супруги стали жить раздельно. Затем певец подал документы на развод, но, так и не дождавшись решения по этому поводу раввинатского суда, уехал в США, чтобы продолжить там свою творческую карьеру. В Штатах встретился с другой женщиной и вскоре сочетался с ней гражданским браком. Однако новоявленная супруга потребовала, чтобы Мати Каспи сочетался с ней и еврейским религиозным браком, «по всем законам Моисея и Израиля».

Мати Каспи — израильский певец и композитор, уличенный в двоеженстве

И, в конце концов, Каспи, плохо знающий еврейскую традицию и будучи совершенно уверенным, что разведен с первой женой, пошел навстречу пожеланиям своей супруги. В 2002 году Каспи вернулся в Израиль, и первая жена… тут же подала против него иск в раввинатский суд, обвинив в двоеженстве. В течение почти года весь Израиль с придыханием следил за всеми перипетиями этого дела.

В итоге Каспи был признан виновным, приговорен к крупному денежному штрафу в пользу своей первой супруги, нескольким месяцам условного тюремного заключения и при этом справедливо считал, что легко отделался…

Что же касается европейских, а значит, и христианских народов, то вплоть до времен Лютера двоеженство оставалось весьма распространенным явлением в Западной Европе, особенно среди правящих классов, хотя яростную борьбу за моногамию христианские священники начали еще в XII веке. Впрочем, стоит отметить, что в данном случае христиане были в своем праве — Евангелия, насколько нам известно, никак не останавливаются на проблеме полигамии и не осуждают ее.

Но, как бы то ни было, евреи начали следовать моногамии значительно раньше европейцев. Правда, напомним, за одним исключением, которое сохраняется до сих пор: евреи-выходцы из Йемена, время от времени все же позволяют себе двоеженство, мотивируя это тем, что раз постановление рабби Гершома не касалось их предков, то не касается и их. Но и среди этой части еврейского народа полигамия встречается все реже и реже по той простой причине, что содержать сразу двух жен, особенно если следовать всем обязательствам, которые муж, согласно брачному договору, должен взять перед супругой, в наши дни довольно тяжело…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источники:

http://www.b17.ru/article/74313/
http://toldot.ru/urava/ask/urava_8599.html
http://info.wikireading.ru/93074

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: