Открытия роджера бэкона. Социальная философия

БЭКОН РОДЖЕР: кратко о философе БЭКОНЕ РОДЖЕРЕ

Философ БЭКОН РОДЖЕР: кратко о жизни и учении БЭКОНА РОДЖЕРА: идеи и высказывания

БЭКОН РОДЖЕР
(ок. 1214–1292)

Нередко можно услышать: гений обогнал свое время. Наивное суждение! Любой человек, даже чрезвычайно одаренный, всегда остается сыном своей эпохи, а крупный мыслитель – продолжателем или завершителем работ предшественников. Вот и достижения Роджера Бэкона нельзя верно оценить без учета общего движения идей того времени. Иначе придется приписать ему открытия, которые были подготовлены трудами других мыслителей.

В Средние века наука и философия распространялись в Западной Европе из Испании (Кордова, Толедо были крупными центрами арабской культуры) и из Византии, где сохранялось духовное наследие античности. Например, крупный арабский философ Ибн Рушд, или, в латинизированной форме, Аверроэс (1126–1198), развивал и комментировал сочинения Платона и главным образом Аристотеля, которые стали особенно популярны в позднем Средневековье.

В XIII веке в большинстве европейских стран философия оставалась покорной служанкой богословия. Исключением, отчасти, была Англия, где не имелось слишком жесткого контроля со стороны Церкви. В Оксфордском университете прилежно штудировали и естественнонаучные сочинения Аристотеля. Их переводил, в частности, Роберт Гроссетест, т. е. Большеголовый (1175–1253) – основатель оксфордской научно-философской школы. Он занимался оптикой, геометрией, астрономией, медициной; проводил опыты по преломлению света и распространению звука. Он утверждал необходимость познания мира на основе наблюдений, эксперимента и последующего анализа результатов с выдвижением гипотез, первоначальных обобщений. Эти выводы следует проверять на фактическом материале. Такой была одна из первых попыток сформулировать метод научного анализа. Ведь со времени эллинской культуры философия и науки обычно не разделялись.

На свой лад трактовал Гроссетест сотворение Мироздания. Бог сначала создал светоносную точку. Она, расширяясь, превратилась в сферу. Материя постепенно сгущалась в ее центре, где сформировалась Земля. Светоносная основа Мироздания присутствует и в душе человека. Получалось, что Бог является первопричиной, Творцом, а материя развивается самостоятельно. Тем самым законы природы становились независимы от истин богословия.

Наиболее полно раскрылись достоинства оксфордской школы в произведениях Роджера Бэкона, которого за обширные знания и ясный ум называли “удивительным доктором”. Он был учеником Гроссетеста и отдавал предпочтение изучению природы, а не схоластическим умствованиям. По его мнению, знания открывают перед человеком великие возможности: можно будет передвигаться по суше в коляске без коней, а по морю – в судне без парусов и гребцов, летать по воздуху и погружаться в морские глубины, наблюдать мельчайшие пылинки и далекие звезды.

Увлеченность разнообразными знаниями определила его интерес к астрологии и алхимии. Бэкон четко отделял религиозный метод, основанный на вере и мистических откровениях, от научного, требующего подтверждения идей экспериментами, точными наблюдениями. Главными разделами философии он считал математику, этику и физику – науку о природе, включающую астрономию, оптику, медицину, технические знания.

Особенно высоко оценивал Роджер математику, полагая, что “с ее помощью следует изучать и проверять все остальные науки”. К логике он относился скептически. Действительно, логические рассуждения, не имеющие опоры на факты и опыт, можно использовать для доказательства чего угодно, лишь бы не были нарушены формальные приемы и правила. Схоластика, которую недолюбливал Бэкон, в полной мере пользовалась достижениями формальной логики.

Р. Бэкон выделил три способа познания: веру, рассуждения и опыт. Он говорил: “Опытная наука – владычица умозрительных наук”. Это было предвестием идеологии Нового времени, отдавшей предпочтение научно-техническим знаниям. Если иметь в виду, что “умозрительные науки” в современном понимании являются философскими, то классификация способов познания, по Роджеру Бэкону, выглядит таким образом:

• вера в авторитет (религия);

• умозрительные рассуждения (философия);

• опытное экспериментальное знание (наука).

Роджер ввел понятие “экспериментальная наука”. Она наиболее совершенна, “всем служит и удивительным образом дает уверенность; она не опирается на логические аргументы, какими бы сильными они ни были, потому что они не доказывают истину, если одновременно с ними не присутствует опыт, касающийся вывода”.

Оставалась еще проблема высших истин Священного Писания. Роджер считал, что Библия требует не только почитания, но и критического анализа. Он не был согласен с отдельными ее фрагментами, неточно, на его взгляд, переведенными. Но этим не умаляется значение религии. Внешний опыт (обыденный и научный) он отделял от внутреннего, данного свыше, – в озарении, откровениях. Истины Священного Писания и религиозные образы неподвластны внешнему опыту: “Чем более они превосходны, тем менее нам известны”.

Будем помнить: в те времена представления о природе были во многом фантастичны, очень неполны; даже об анатомии и физиологии человека известно было чрезвычайно мало. Вполне естественно, что Роджер предполагал существование “праопыта”, божественного знания, которое может присутствовать в человеке изначально или озарить его неожиданно.

Роджер проводил алхимические опыты и, возможно, синтезировал взрывчатое вещество (порох?). Он писал о какой-то смеси, содержащей селитру, серу и некоторые другие компоненты, которая способна производить гром и блеск. Церковь повелела ему держать в секрете свои изобретения.

По примеру Франциска Ассизского, он призывал вернуться к идеалам бедности, простоты, взаимопомощи первохристиан; критиковал духовных и светских владык за лицемерие, корыстолюбие, коррупцию. И все-таки верил во вселенскую роль христианской церкви, которая сможет организовать и возглавить идеальное общество на Земле. Для этого нужны просвещенные священники – знатоки наук и религиозных откровений, носители высоких моральных качеств. Римский папа – наилучший и умнейший из них – должен возглавить власть духовную и светскую. Всем государствам суждено объединиться, а народам принять христианство.

Такой была одна из первых социальных утопий. В отличие от более поздних научно-технократических проектов в данном случае предполагалось как обязательное условие духовное единство людей и опора на высокие идеалы разума и добра.

…Судьба не баловала Роджера Бэкона, хотя сначала складывалась благоприятно. Завершив образование в Оксфорде, он переехал в 1236 году в Париж, и вскоре стал преподавать в университете. Он вступил в монашеский орден францисканцев, но за свободомыслие подвергался гонениям со стороны церковников. В Париже его надолго заточили в монастырь, выпустив лишь по указанию папы Климента IV. Ему Бэкон посвятил три сочинения, в которых изложил свои взгляды, не противоречащие учению Христа. Преподавал он и в Англии, где тоже подвергался гонениям. Его идеи, подобно семенам, оставшимся в почве на зиму, “проросли” значительно позже, когда экспериментальное знание обрело достаточно прочную методологическую основу прежде всего в механике, физике. И дело не в том, что его не понимали. Просто общество, как обычно, отстает в своем развитии от выдающихся личностей. Ему надо еще “дозреть” до восприятия их идей.

Читать еще:  Медитация на синий цвет. Цветовая медитация, цвета для медитации

Из высказываний Роджера Бэкона:

– Пока длится невежество, человек не находит средств против зла.

– У нас в руках три средства познания: авторитет, мышление и опыт.

– Важнейшие тайны мудрости остаются в наши дни неизвестными толпе ученых за недостатком правильного метода.

– Бог, ангелы, загробная жизнь… труднодоступны для человеческого знания, и чем более они возвышенны, тем менее нам известны.
.
Фридрих Ницше и другие философы

Роджер Бэкон (Roger Bacon)

Биографические сведения. Роджер Бэкон (1214—1292) – английский философ-францисканец. Образование получил в Оксфорде, после этого около шести лет преподавал в Париже, примерно в 1252 г. вернулся в Англию. В 1278 г., попав в немилость к генералу ордена францисканцев, оказался в тюрьме, откуда вышел незадолго до смерти. Его прозвище было Удивительный доктор.

Основные труды. «Большое сочинение» («Opus maius»), «Малое сочинение» («Opus minus»), «Третье сочинение» («Opus tertium»). Все они были написаны на латыни, два последних сохранились только в отрывках.

Философские воззрения. Проблема знания и веры. Наука и религия не противоречат друг другу, главная цель философии состоит в возможном обосновании веры. Так как в настоящее время чудес не бывает, то для обращения неверных и еретиков остается только путь рационального (философского) доказательства и обоснования истины.

Гносеология. По мнению Р. Бэкона, истина — это дитя времени, а наука — дочь не одного или двоих ученых, а всего человечества. Поэтому каждое новое поколение людей должно исправлять ошибки, совершенные предыдущими поколениями. Р. Бэкон выявляет основные причины людского невежества, являющиеся препятствием на пути к истине (табл. 11).

Причины людского невежества

Доверие к сомнительному авторитету

Долговременная привычка к известным мнениям

Вульгарные глупости толпы

Невежество ученых, скрываемое под маской всезнайства

Бэкон писал: «От этой смертоносной чумы происходят все бедствия человеческого рода, ибо из-за этого остаются непознанными полезнейшие, величайшие и прекраснейшие свидетельства мудрости и тайны всех паук и искусств. Но еще хуже то, что люди, слепые от мрака этих четырех препятствий, не ощущают собственного невежества, а со всем тщанием обороняют и защищают его, поскольку не находят от него лекарства. А самое худшее — то, что, погрузившись в глубочайший мрак заблуждений, они полагают, что находятся в полном свете истины» [1] .

Преклоняясь перед Аристотелем и считая его самым совершенным среди людей, Р. Бэкон тем не менее утверждает, что и после Философа (Аристотеля) развитие науки продолжается.

По мнению Р. Бэкона, имеются три источника познания: авторитет, аргументация (логический вывод) и эксперимент, основанный на опыте (схема 32). Авторитет без доказательства недостаточен. Что касается логического вывода, то сам по себе он тоже недостаточен, если не опирается на опыт, так как невозможно отличить софизм от доказательства. «Выше всех умозрительных знаний и искусств стоит умение производить опыты, и эта наука — царица всех наук», — писал Р. Бэкон [2] .

Он выделяет два вида опыта: внутренний и внешний. Внутренний опыт человек получает через Божественное Откровение, через него мы приходим к постижению сверх природного, божественного. Внешний опыт мы получаем через органы чувств, через него мы приходим к познанию природных истин. Именно на этом опыте должны основываться все науки.

Особое место среди всех наук Бэкон отводит математике. Он отмечает, что теологи иногда даже считают эту науку подозрительной, поскольку «она имела несчастье быть неизвестной отцам церкви» [3] , тем не менее она очень важна и полезна. Практическая польза, которую может принести наука, — это то, что Р. Бэкон ценит выше всего (табл. 12).

Интересно, что Р. Бэкон попытался дать астрологическое (естественнонаучное но тому времени) объяснение возникновению религий. Он выделяет несколько известных ему религий: христианство, иудаизм, ислам, халдейскую религию (по-видимому, зороастризм) и г.д. И объясняет их происхождение определенным положением звезд и планет. В частности, возникновение христианства он связывал с определенным соединением Юпитера и Меркурия.

Судьба учения. Бэкон не оказал особого влияния на современников, но его высоко оценила наука Нового времени. Р. Бэкона можно считать предтечей экспериментального метода, на котором построена вся современная наука. Целью всех наук он считал увеличение власти человека над природой. И именно ему принадлежит знаменитый лозунг: «Знание — сила».

Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Философия – рефераты, презантации, шпаргалки, лекции, семинары

Роджер Бэкон – философия, цитаты

Роджер Бэкон

(1214-1294)

«Без математики невозможно знать небесное, а небесное – причина всего, что происходит в (земной) мире, причинное же не может быть познан, помимо причины»

Философ прожил интересную, насыщенную и драматическое жизни. Он был членом ордена францисканцев, любимцем папы Климента IV, уважаемым ученым – философом, заключенным монастырской тюрьмы, одним словом – «странным доктором», философия которого содержала как глубоко реалистические, что опережали время, так и наивно утопические предложения и прожекты . Р. Бэкон является автором таких трудов, как «Великое произведение», «Меньший произведение», «Третий произведение», «Компендиум теологии».

Первые три исследования философ рассматривал как подготовку к «главного произведения», проект которого так и не было осуществлено через заточки в тюрьму и давление со стороны церковников. Тематика философских размышлений Р. Бэкона довольно широка: от проблемы першоначала строения Вселенной к перспективам социальных и нравственных доминант человеческого общежития, от закономерностей и способов познания действительности в главных установок христианского вероучения.

Читать еще:  Парфенон – величественный храм древней Греции. Что такое Парфенон в Афинах? Скульптуры Парфенона — мифы в камне

Р. Бэкон ценил математику и другие естественные науки, подчеркивал роль опыта в познании, размышлял над проблемой соотношения предметов философии и науки, обосновывал значение наук для перестройки общественной жизни людей в духе истинно христианских идеалов. Глубокая научная осведомленность философа давала ему возможность предусмотреть ряд открытий (телескопа, летательных аппаратов и др.) и, в общем, правильно определить место науки в общественной практике.

Бэкон указывал на ошибочность философской схоластики и одновременно подчеркивал роль и значение экспериментальных методов познания мира. По его убеждению, существует четыре главных препятствия на пути к истине: раболепия перед авторитетами; привычка к старому (знания); мысли невежд и гордыня ложной мудрости. Истинное знание должно базироваться на опыте. Философия есть наука над другими науками, так как она обосновывает выходные начала наук. Цель науки – овладение тайнами природы.

Плодотворными были мысли Р. Бэкона относительно перспектив развития науки и техники, роли математической науки, как «ворот и ключа» ко всем другим наукам. «Математику, – писал он, – как правило, считают наукой трудной, а иногда даже подозрительной, только потому, что она имела несчастье быть неизвестной отцам церкви. Между тем, какова она важной, полезной ».

Такое же уважение Бэкон выявляет и к физике, в частности, оптики. Он предположил принцип очков, телескопа, микроскопа и т.д.. Ученый одним из первых в Европе изучал принципы применения магнитной шпильки и пороха. Не отрицая алхимии, он пытался ввести в нее научные постулаты. Философ расширяет «грамматику» как начала всякого учения и мудрости, обосновывает целесообразность изучения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языка.

Р. Бэкон признавал три главных способа познания: авторитет, ум (размышления) и опыт. Авторитет (вера), по его мнению, всегда масс усиливаться умом, иначе он не способен достичь истины. Одновременно и авторитет, и разум должны опираться на опыт как основа познания, без которого «ничего нельзя понять в достаточной степени» вообще. При этом под «опытом» философ понимал, с одной стороны, все естественные науки (внешний опыт), а с другой – «благодать веры и божественное вдохновение» (внутренний опыт), дополняющие друг друга в познании как естественных, так и духовных об объектов. Такое взаимодополнения обеспечивается прадосвидом – знаниями, которыми обладают ветхозаветные пророки – первые философы и ученые, знают все истины и все науки. Эту истину сообщает пророкам Бог через внутреннее озарение. Людям же полная истина недоступна. Поэтому люди всегда должны обращаться к Священному Писанию, к вере. Р. Бэкон пытался обеспечить единство главных способов познания, обосновать необходимость союза знания и веры, которые направляются к истине на основании божественного озарения и потому не могут противоречить друг другу.

Гносеологические выводы Р. Бэкона определяют направленность его социального учения: если принцип основ познания составляет божественное озарение, то вершину социальной иерархии должны занять священники-ученые-«священники знания», которые обеспечат перестройку всей общественной организации на истинно христианских идеях и идеалах.

По мнению философа, содержание христианского вероучения оказался осквернены. Текст Священного Писания истолковывают неверно. С помощью философии и других гуманитарных наук надо реставрировать первоначальный смысл Священного Писания, понять его истинные социальные установки, отбросить все то, что им не соответствует, и пойти путем перестройки к новым формам общественной организации. Основой отношении нее Р. Бэкон видел «единственно истин на христианскую веру», которая в конце концов кладет конец всем религиозным распрям, а вместе с ними – столкновений между социальными слоями в государстве, между церковными войнами. Философ мечтал о основанную на действительно научном знании «единую религию», которая обеспечит мир, покой и согласие между людьми – гражданами и народами.

Основа социальной структуры, считал Р. Бэкон, составляют три слоя: духовные руководители общества («ученые – священники»), военные защитники государства, земледельцы и ремесленники. Как видим, он следует здесь традициям античной философии, в частности, «Государстве» Платона. Как и у Платона, у Р. Бэкона ремесленники и земледельцы находятся внизу социальной пирамиды, воины наделяются всеми благородными качествами, духовная слой возглавляет общественную организацию и руководит общественными делами. Новой, правда, есть попытка Р. Бэкона определить состав руководящего слоя общества: если у Платона она состояла в основном из философов, то у Р. Бэкона – священников, которые наделяются функциями ученых, знатоков всех дел и наук. Р. Бэкон пытается совместить духовную и светскую «паву», обосновывает проект перестройки общественной жизни на основе истинной (христианской) духовности и морали.

Cпадщина Альберта стали основанием для предоставления ему почетного звания «всеобъемлющего доктора», позже еще почетнее титула – «Великий». Альберт изучал произведения Аристотеля, Авиценны, аль-Фараби, Августина, Псевдо-Дионисия, жестко критиковал аверроистив (и способствовал их изгнаннику из Парижского университета). Он вел постоянную борьбу против передовых течений в схоластике и ересей (Сигер Брабантский, Давид данайским, Гильом из Сент-Амура) и, пытаясь создать единую систему католического богословия, с одной стороны, писал собственные произведения из разных областей знания («Сумма теологии »,« О причинах и возникновения всеобщего »), а с другой – собирал вокруг этой идеи талантливую молодежь. В силу разных обстоятельств создать гармоничную теолого-философскую систему большом католическом схоластов не удалось. Проблему решил его лучший ученик и соратник Фома Аквинский.

Философско-теологическую наследство Фомы Аквинского подают, как правило, в виде четырех относительно самостоятельных групп произведений:

1) различные комментарии на библейскую тематику;

2) комментарии к философских произведений Петра ломбардских, теологических трактатов Воэция, «Ареопагитик», Прокла, логики, физики и метафизики Аристотеля;

3) произведения о так называемых спорных вопросов философско-теологической тематики;

4) исследования, объединенные названием «Сумы»: «Сумма истин католической веры против язычников», «Сумма теологии».

Знаменитость Фоме Аквинскому принесли «Сумы». Именно в них «ангельский доктор» поставил точки над «и» в таких дискуссионных вопросах средневековой философии, как соотношение веры и разума (религии и науки), доведения бытия Бога и его познания, сущности и существования природы (гармонии Космоса). взаимосвязи души и тела, человеческого и божественного познания, свободы воли и Божьего предопределения, оптимальной социальной организации жизни и т.д..

Прежде Фома Аквинский стремился обосновать «бытие Бога» естественным «бытием вещей», что было новым шагом в теологии сравнению с предыдущими мыслителями. Соотношение веры и разума – традиционная проблема и исходный пункт религиозной философии – также получило в его трудах новое объяснение.

Читать еще:  Приснился черт во сне. Толкование снов

Пытаясь рационализировать религиозные догматы (Фома Аквинский не мог не учитывать развитие наук и довольно распространенных философских взглядов Абеляра, Аверроэса и Р. Бэкона относительно соотношения теологии и философии), он дает им «разумное» объяснение: обоснование «догматов» не под силу человеческому разуму том , что они «сверхумные», а не иррациональные, как считали до него. Именно в этом, подчеркивает Фома Аквинский, заключается превосходство веры над разумом, теологии над философией, религии над наукой, хотя об их противоположность не может быть и речи. Наука и религия, считал философ, не противоречат друг другу, а лишь решают разные задачи. Первая направлена на познание реальных вещей, вторая – на познание таинства сверхъестественного. Вместе с тем наука и религия направляются к одной и той же истины. И поскольку она одна (так определяется Богом), теология стоит выше, чем наука (и философия). Философия, по мнению Фомы Аквинского, имеет служить теологии: средствами разума она (философия) опровергает все ложные аргументы против веры, истолковывает веру в категориях, доступных человеческому восприятию.

Человек, считал Фома Аквинский, представляет собой единство души и тела. Душа – нематериальная и субстанциальный. Однако свое завершение она получает только в «теле». Душа есть, с одной стороны, «двигателем» тела, а с другой – его субстанциальный форма. Это – интеллект, проявление Божьего в человеке. По мнению философа, только у Бога интеллект есть сущность, у человека он – «потенция сущности», затем мыслит не интеллект в человеке, а человек с помощью интеллекта. Этим человек приближается к пониманию Бога. Познание Бога – цель жизни человека. Созерцание Бога является подготовкой к вечной жизни после смерти. Глубокое созерцание реализуется в любви. Именно поэтому любовь к Богу выше, чем познание Бога. Она вдохновляет человека на нравственность, побуждает к активности, придает ей смелости, мудрости, умеренности и справедливости.

Этическая концепция Фомы Аквинского построена на принципах идей и понятий этики Аристотеля, элементов этики стоицизма и неоплатонизма, интерпретируемых и «подправленных» согласно требованиям Нового Завета и патристики.

Исходными положениями этики Фомы Аквинского является положение о свободе воли человека, сущность как благо, абсолютом которого является Бог, о зле как отсутствие блага, о блаженстве как конечную цель существования человека. В практической жизни, поучал философ, человек руководствуется «естественным законом», что требует достижения добра и избежание зла. Закон религии, как высший принцип этики, не должен противоречить «естественному закону», поскольку он, как и все другие добродетели, имеет божественное происхождение.

Цель нравственности, считал Фома Аквинский, блаженство, достигаемое созерцанием Бога, которое воспитывает в человеке все его добродетели. Высокими среди них есть вера, надежда и любовь – основа основ духовной (божественной) сущности человека, его благодати и вечного блаженства в загробном мире.

Собственно социально-политическое учение Фома Аквинский также «списывает» у Аристотеля, понимаемого в христианско-католическом свете. В трактате «О владычества князей» философ обосновывает необходимость государства аристотелевской положениями о человеке как политическую (общественную) существо и об общественном благе как выше по сравнению с благом каждого отдельного человека. Государство, считал Фома Аквинский, проявление (отражением) порядка божественного. Согласно божественными установками, она должна способствовать общественному благу, заботиться о сохранении мира и справедливости в обществе, организации благотворительного образа жизни граждан. При этом «благотворительным» он считал такой образ жизни, при котором большинство членов общества занимаются физическим трудом, остальные – умственной и руководящей. Наибольшую ценность, согласно Фоме Аквинским, составляет деятельность духовенства. Каждый должен выполнять свои естественные функции, наставлял «ангельский доктор». Именно в этом заключается залог общественного блага, которое превращается в блаженство не в земной, как считал Аристотель, а в загробной жизни.

По сравнению с церковью, согласно Фоме Аквинским, государство имеет вторичный характер. Она необходима для обеспечения чувственно-телесной жизни человека. Церковь же заботится о вечном (духовное) жизни, о блаженство. Этим философ подчиняет государство церкви как непосредственный институты руководства миром со стороны единого Творца.

Следуя Аристотеля, Фома Аквинский рассматривает и сравнивает между собой различные формы государственного управления. Он осуждает «демократию» (как безапелляционное и некомпетентной власти народа над знатными людьми общества) и преподносит «монархию» как оптимальную форму организации государственно-гражданской жизни. Целесообразность монархии он обосновывал при помощи аналогий, которые подчеркивают роль единоличного руководителя (организатора) в человеческом, божественном и животной среде: Бог один во всем мире, душа одна в человеческом теле, рой имеет лишь одну матку, а судном всегда управляет только один капитан, независимо от изменения ветров и шквалов, которые сваливаются на него.

Власть монарха имеет божественное происхождение, подчеркивал Фома Аквинский. Однако злоупотребление ею со стороны конкретного властителя также имеет место в истории. В такой ситуации народ имеет право на восстание и свержение тирана.

Почти как и любая новая концепция, учение Фомы Аквинского не сразу получило признание современников. Первоначально оно имело много противников, особенно фона францисканских августинианцив. И только после 1329 – из года зачисления Фомы Аквинского к лику святых – учение постепенно получает статус официальной доктрины римско – католической церкви. Признание философа достигло такого уровня, что его произведения имели право находиться на кафедре наряду с Библией во богослужения. Такой чести не знали труда одного из религиозных философов как к Фомы Аквинского, так и после него. Последнее вовсе не означает, что после официального признания философия Фомы Аквинского не имела своих противников и критиков. Вплоть до наших дней сохранилось разно-направленное отношение к ней – от глубокого восхищения, популяризации и развития к скрупулезной критики и отрицания. Однако, как бы то как оно было, на протяжении нескольких столетий философское учение «ангельского доктора» находилось в центре духовной жизни, науки и культуры позднего средневековья. Каждый из последующих философов считал необходимым высказать к нему свое собственное суждение.

Одним из главных противников Фомы Аквинского был английский философ – схоласт Иоганн Дунс Скотт.

Источники:

http://nitshe.ru/filosof-kratko-7.html
http://studme.org/183544/filosofiya/rodzher_bekon_roger_bacon
http://worldofscience.ru/filosofija/3056-rodzher-bekon-filosofiya-tsitaty.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: