Отец тихон шевкунов о спасении. Епископ Тихон (Шевкунов): секреты влияния

Фаворит Путина и будущий патриарх? Кто такой митрополит Тихон (Шевкунов)

В декабре в России завершилось голосование в рамках скандальной кампании по переименованию аэропортов. Как считают, ее инициировала консервативная партия во власти, одним из идеологов которой называют митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова). Ранее молва приписывала ему роль и в деле Серебренникова, и в скандале с Исаакиевским собором, и в гонениях на фильм “Матильда”.

Что на самом деле известно о митрополите Тихоне? Почему священнослужитель так влиятелен?

Церковная карьера

Отец Тихон (Георгий Шевкунов) родился в 1958 году в Москве в семье служащих. Он окончил ВГИК, после чего отправился послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1991 году 33-летнего мужчину постригли в монахи в столичном Донском монастыре. Он принял имя Тихон в честь патриарха русской церкви в 1917-1925 гг.

РИА Новости / Алексей Никольский

В 1995 году Тихон становится игуменом возрожденного Сретенского мужского монастыря, с 2002 года – ректором Сретенской духовной семинарии. На рубеже веков Тихон не раз посещал Чечню, куда отвозил гуманитарную помощь. В 2011 году он вошел в Высший церковный совет РПЦ, в 2016 году возглавил патриарший совет по культуре.

Называют духовником Путина

Еще в 2000 году Тихон сопровождал Владимира Путина во время поездки президента в Псково-Печерский монастырь. Через три года он отправился с Путиным в США для переговоров с РПЦЗ – отколовшейся от Москвы после революции русской православной церковью. Переговоры завершились в 2007 году объединением церквей. В 2010 году Тихон вошел в президентский совет по культуре.

РИА Новости / Сергей Гунеев Тихон известен близостью к Путину, его часто называют духовником президента. Последний раз они близко общались 17 ноября 2018 года – президент тогда посетил Псково-Печерскую лавру.

Следующий патриарх?

По мнению главреда “Эха Москвы” Алексея Венедиктова, Тихон возглавляет консервативное пропрезидентское крыло РПЦ. Именно он был инициатором преследования фильма “Матильда”, передачи Исаакиевского собора в ведение церкви, а также гонений на режиссера Кирилла Серебренникова.

РИА Новости / Михаил Климентьев Именно Тихон стоял за организацией в Москве, а затем и по всей стране серии выставок “Россия. Моя история” с крайне однополярным изложением развития российского государства. За этот проект в 2015 году ему вручили премию правительства РФ в области культуры.

РИА Новости / Владимир Федоренко Еще в 2017 году Венедиктов предположил, что Тихона удалят из Москвы, назначив митрополитом в одну из епархий. Это нужно для того, чтобы он мог стать патриархом. Согласно церковным правилам, главой церкви может стать архиерей, управлявший епархией не менее пяти лет.

Этот прогноз сбылся – в мае 2018 года Тихона назначили главой Псковской митрополии. “Кандидатура будущего патриарха почти определена”, – написал тогда протодиакон Андрей Кураев

Сказ о том, как поссорились митрополит Тихон с патриархом Кириллом

КУКОЛЬный театр

Белый куколь – повседневный головной убор патриарха. Есть ещё митра – эдакая золотистая шапка, но её надевают по праздникам. А в будни – куколь. У него ещё складной крестик сверху, чтобы не мешал при посадке в авто. Так вот, поговаривают, что кое-кто начал присматриваться к куколю патриарха Кирилла. Но ведь патриарха, кажется, избирают пожизненно? Неужели врут – но зачем? Надо бы разобраться.

В окружении святейшего Кирилла шепчутся, что на патриаршей службе в Торжке 21 июля между митрополитом Тихоном (Шевкунов) и главой РПЦ произошла неприятная пикировка. И патриарх якобы пообещал Тихону: ты поднял шум вокруг Сретенской семинарии, и я тебе этого не забуду. Чтобы вы понимали, Сретенская семинария, оперируя мирскими определениями, – это как бы осаждённая крепость. Командует ею митрополит Тихон. Отношения у него с патриархом, может, и не «натянутые», как уверяют злопыхатели. Однако ревность в них определённо присутствует. Ведь кое-кто прочит Тихона в сменщики Кириллу, а это, согласитесь, малоприятно. А тут осаждённая крепость подверглась атаке – ей уготовили «оптимизацию». А эта оптимизация, как разъясняет бывший профессор Московской духовной академии Андрей Кураев, «отсечёт от Сретенской семинарии многих спонсоров, адресно помогающих только митрополиту Тихону».

У митрополита «оптимизируют» золотоносную кафедру

А история этого конфликта такая. Где-то с месяц назад прошло заседание Священного синода РПЦ, на котором назначили нового врио ректора Сретенской духовной семинарии, архиепископа Амвросия. А семинария – эдакий московский плацдарм псковского митрополита. Амвросий-то тоже столичный, руководил Московской духовной семинарией, но с Тихоном при этом никак не связан. Ну и как быть с плацдармом? А с финансовой адресной помощью как быть? Но условный чужак во главе осаждённой крепости – это ладно. Синод поставил перед новым ректором задачу «оптимизировать» Сретенскую и Московскую семинарии. Другими словами, речь зашла либо об их слиянии, либо о ликвидации одного заведения в пользу второго. Окончательное решение касательно дальнейшей судьбы «сретенского бастиона» должно было быть принято до 1 августа. Интрига же в том, что Шевкунова заранее не предупредили, и он узнал об «оптимизации» в день заседания Синода. По слухам, от этой новости у него случился гипертонический криз.

Оклемавшись, митрополит решил действовать. Первое, о чём подумалось, – собрать в Псковских Печорах выпускников Сретенской семинарии на совместное богослужение. Узрит такую силищу патриарх, да и сделает выводы. Но выпускники разъяснили Шевкунову, что в Чистом переулке молебен могут воспринять как объявление войны осаждённой крепостью. А в православной церкви так не принято. У нас хоть и не Византия, но принципы – те же. Значит, только переговоры. Кулуарные, какие же ещё?! Значит, следует подключить все возможные связи и задействовать всех, на кого комендант осаждённой крепости в перспективе мог бы рассчитывать.

Читать еще:  Кто такие горские евреи таты. Где проживают таты? История нации в России

В своё время Шевкунова называли духовником президента. Но где-то в канун встречи патриарха всея Руси с папой римским в Гаване прошелестел неприятный такой слушок. Мол, отношения первого лица с духовником дали трещину. То ли тому виной украинские события, то ли попытка сближения с Римом, предпринятая правой рукой патриарха Иларионом – в общем, Шевкунова списали в опалу. Тогда же президент стал посещать старообрядческую общину и даже публично встретился с её главой Корнилием. А в мае прошлого года епископа Тихона назначили в Псковскую митрополию. «В ссылку отправили!» – заключили недоброжелатели. Но были и те, кто предрёк, что назначение Тихона – ступень на пути к патриаршеству. Впрочем, и те и другие сходились во мнении, что назначение в Псков – способ уменьшить влияние Шевкунова в Москве.

Бывший президент уверен, что Зеленскому следует сказать, что украинцы – «великий народ», и что участники саммита должны говорить о том, что напрямую отвечает интересам Украины.

А далее возник вышеописанный конфликт на почве дальнейшей судьбы Сретенской семинарии. И Шевкунов, по всей видимости, решил сходить ва-банк. Обратился по старой памяти к первому лицу. И тот отрядил для разговора с патриархом преподавателя Сретенской семинарии религиоведа Ольгу Васильеву. Министра образования по совместительству. Про Васильеву говорят, что она-де помогала патриархии в лоббировании неких инициатив. Так или иначе, но гейм остался за Шевкуновым. Семинарию сохранили, никакой «оптимизации» пока не предвидится. Будет «взаимодействие» – так декларировано на сайте Патриархии. Не ясно, впрочем, останется ли Амвросий её ректором. Похоже, что нет. Но и вернуться на покинутую столичную кафедру тоже будет проблематично. Туда уже спроваживают митрополита Илариона (Алфеев) – на это указывает историк церкви Сергей Бычков, и для него это ссылка. И за папу римского, и за профуканную Украину. И в особенности – за неудачный разрыв с константинопольским патриархатом.

Теперь у Пскова есть шанс стать «альтернативным» центром церковной жизни. Спонсорский денежный поток течёт настолько обильно, что митрополит анонсирует «реставрацию ключевых монастырей и кафедрального собора епархии», мелкий ремонт всех 26 местных храмов, а уже в октябре распахнёт двери семинария при Псково-Печерском монастыре, аналог Сретенской.

Клерикализация страны? Забудьте!

Чему нас учит весь этот сюжет? Во-первых, списывать со счетов Шевкунова рановато. Как только над ним по-настоящему закапало, Кремль тут же раскрыл над ним зонтик, невзирая на слухи и сплетни. Так что, случись вдруг новые выборы главы РПЦ – и как знать, не сработает ли какой механизм. Лифт там какой социальный или иной подъёмник. Во-вторых, возвращать Шевкунова в столицу, как об этом судачит его окружение, тоже не станут – разрастание их с Кириллом амбиций может одинаково навредить и церкви, и власти. А в-третьих, ситуация убедительно доказала, от кого у нас на самом деле зависит всё, даже в таком вопросе, как будущее отдельно взятого православного учебного заведения. Может, кому и не по вкусу окажется, зато ни о какой «клерикализации» общества и речи не возникает. Ибо церковь сама по себе совершенно ничего у нас не решает. Как ей скажут, так и будет.

Тем временем слухи об укреп­лении фигуры Шевкунова породили другие слухи – о возможной скорой смене главы РПЦ. Шансы митрополита Тихона в свете вышеизложенного мнятся довольно высокими, но, как выясняется, на высокий престол есть и другие претенденты. В первую очередь это двое попавших в опалу митрополита – Мефодий Пермский и Феофан Казанский. Оба уже в возрасте, но отличаются завидным здоровьем и жизнелюбием (за глаза их называют «клонами Денисенко», намекая на престарелого самозваного украинского «патриарха» Филарета). Мефодий, к слову, 10 лет назад считался чуть ли не основным конкурентом Кирилла, при этом возглавь он московский престол, у него могло возникнуть к Кириллу множество неприятных вопросов (касаемо «Софрино» и других). В свете претензий к действующему патриарху и описанного выше сюжета, в котором дела духовные вполне успешно решают земные власти, как знать, не случится ли «рокировка» в ближайшее время.

Прошлой осенью президент неожиданно нагрянул в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Хотя визит был, как подчёркивала сообщившая о нём пресса, «тайным», раззвонили о нём по горячим следам. Да так громко, что в Чистом, говорят, закачались стены. Президент долго гулял с Шевкуновым, участвовал в храмовых службах. Их прогулки фотографировали и документировали. «Засветили» и повестку встречи: мол, а что бы вы сказали, когда бы РПЦ возглавила некая компромиссная в постсоветском формате фигура, скажем, глава УПЦ (МП) Онуфрий? Кто у кого это спрашивал, не суть важно – важно, что об этом написали сразу несколько изданий. Что это, как не сигнал? «Вытеснение России с Украины президент воспринимает достаточно тяжело, – разъяснял политолог Павел Салин. – Как своё личное поражение. А история с автокефалией – подрыв российского влияния на Украине через так называемые инструменты «мягкой силы». Объективные причины для недовольства у Путина есть». А кто допустил?! В том-то и дело, что все это знают.

О предательской деятельности архимандрита (ныне, увы, епископа) Тихона (Шевкунова)

Как это ни парадоксально, подготовка к этому заседанию очень походила на подготовку к разгрому антиглобализационного движения в России, во всяком случае – попытку раз и навсегда выбить из-под него духовную основу, «выдавить» за границы Церкви. Истерическая компания – «Раскол!», «Раскол!» как по заказу охватила многие церковные и светские СМИ. В публикациях невооруженным глазом были видны все классические приемы современных PR-технологий: «И тогда и сейчас люди уходили в катакомбы. тайно совершали богослужения», «разговор идет по поводу серьезного раскола из-за ИНН».

Читать еще:  Скорпион-Мужчина в отношениях: психология проявления любви. Как мужчины- Скорпионы завоевывают женщин и чего от них ждать далее? Её сексуальная жизнь

«Делатели новостей» давно подогревали накал страстей вокруг темы «раскола» – последнего оружия в руках церковных сторонников глобализации и цифрового кодирования населения. Дело в том, что никаких сколько-нибудь разумных и еще не опровергнутых доводов «в защиту ИНН» у них уже не осталось. Всем здравомыслящим людям было ясно, что Церкви нет никакого резона «благословлять» всеобщую «ИНН-езацию», а тем более притеснять своих верных чад, которые не приемлют цифровые клички-антиимена. Тем не менее, целая армия «богословствующих» пыталась усердно доказать «безвредность» принятия ИНН, а также заклеймить «раскольниками», «маргиналами» и «сектантами» тех, кто посмел взглянуть на эту проблему не с точки зрения их номенклатурного «богословия», а руководствовался Священным Писанием, творениями Святых Отцов, велением своей христианской совести и своим – еще живым – православным ощущением происходящего.

Можно много рассказывать о том, как раздувалась устрашающая опасность «раскола», как навешивались ярлыки на оппонентов, которых невозможно было победить в честном диспуте. Вот в такой, мягко говоря, неконструктивной обстановке шла подготовка к пленуму СБК.

А незадолго до начала заседаний состоялась беспрецедентная акция по воздействию на мнение как участников Комиссии, так и широкой общественности, которая была проведена с помощью профессионального режиссера. Столичный архимандрит Тихон (Шевкунов), запасшись письмами за подписью Патриарха, составленными соответствующим образом (очень похоже, что сам архимандрит их и готовил), совершил молниеносный «вояж по старцам». Причем он настойчиво, любой ценой старался добиться подтверждения заранее заготовленных оценок и выводов о том, что «ИНН не страшен», «никаких шестерок там нет», «страшен раскол» и тому подобное. Опирался при этом о.Тихон на авторитет и непререкаемое мнение высшего священноначалия. Вот только небольшой пример «вопрошения откровения истины и воли Божией» у батюшки Николая Гурьянова. Радиослушатели «Радонежа» могли слышать это в эфире 29.01.2001г., затем в несколько «отредактированном» виде этот диалог был размещен в сети Интернет:

Архимандрит Тихон (про ИНН): «Это налоговый номер, который дается каждому человеку сейчас» (именно в такой лукавой формулировке: не «принуждают писать заявление о присвоении номера, не заставляют принимать», а этот номер «дается» как бы сам собой; впрочем, имя человеку тоже «дают»)

Протоиерей Николай Гурьянов: «Ах, вот как. »

Архимандрит Тихон: «О котором пишет Святейший. Одни говорят, что это печать антихриста. Вот Святейший-то и написал Вам. Святейший говорит, что это не печать антихриста. Если бы там было 666, то Святейший написал Вам об этом. Не станет же он Вас обманывать!?»

После такого, как теперь говорят, «наезда», какого «откровения» можно ожидать от старца?

Архимандрит прибыл на остров Талабск, чтобы отснять сюжет о том, как отец Николай благословляет принятие номеров. После нескольких неудачных дублей, во время которых архимандрит зачитывал старцу привезенный из Москвы «секретный пакет», не лишенный чувства юмора батюшка Николай стал юродствовать перед камерой, а в конце концов закрыл ее рукой. При этом его келейница, мать Иоанна громко воскликнула: «Батюшка! Вы же не благословляете брать номера!»

После этого в эфире радио «Радонеж» и была прокручена аудиозапись «выступления» протоиерея Николая, которому изобретательный архимандрит дал комментарий: «Отец Николай мнения об ИНН не имеет». Но позвольте, у батюшки на острове с этим вопросом бывали тысячи людей – и до визита архимандрита, и после него. По неизреченной милости Божией, многим нашим соратникам удалось общаться с этим избранником Божиим. Всем было известно, что отец Николай не благословляет принятие номеров. Вот такая история получилась.

Следующим старцем, мнение которого хотел довести до народа архимандрит Тихон, был отец Иоанн (Крестьянкин). Видеосюжет, в котором батюшка Иоанн читает заранее подготовленное (естественно, «с помощью» упоминаемого архимандрита) обращение, для максимального воздействия на мысли и чувства верующих был многократно растиражирован, прокручен на телевидении и радио по всей России, не говоря уж о том, что показан (как главный довод) на широком экране в заседании СБК.

По всему было видно, что отец Иоанн абсолютно не владеет вопросами, касающимися духовных, технических и социальных аспектов цифрового кодирования людей; не проинформирован о том насилии, которое творят светские власти над людьми; о тех церковных прещениях, которым подвергались верующие за отказ от принятия номера; о неимоверной лжи, которую распространяют средства массовой дезинформации; о том, что цифровая идентификация личности имеет всемирный характер.

Зато отец Иоанн обладал явно избыточной информацией о проблемах несуществующих: о якобы уже состоявшемся по поводу ИНН расколе в Церкви; непризнании кем-то благодатности Церкви; об уходе целых общин «в леса, болота и овраги».

Как это ни печально, услышали мы от него и разговоры о том, что спасаться можно и в концлагере, но только не поняли: зачем нам собственными руками этот концлагерь строить.

Наконец, архимандрит Тихон хотел отснять на видео батюшку Кирилла (Павлова), но почитаемый всеми духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и самого Патриарха от съемок прозорливо отказался. После этого его отстранили от участия в работе СБК. Впрочем, после завершения пленума его долго и настойчиво уговаривали подписать Итоговый документ, где говорилось, что «принятие номеров не является вопросом исповедания веры или греховным деянием» и «не имеет религиозного значения».

Отец Кирилл, несмотря на колоссальное административное давление, отказался это сделать. Более того, он мужественно высказал свое особое мнение в интервью редактору Православного интернет-портала «Русское Воскресение»: «Присвоение номеров людям – это дело богоборческое, греховное. Поскольку, когда Бог создал человека, Он нарек ему имя. Наречение имени человеку – это Божия Воля. Все тысячелетия, прошедшие с того времени, люди пользовались именами. И вот теперь вместо имени человеку присваивают номер. То, как и для чего это делается, не оставляет сомнений в греховности и богоборческом характере этого дела. Поэтому участвовать в этом деле не нужно, а по мере возможностей ему сопротивляться». Из этих слов старца совершенно однозначно следовало: если присвоение номера человеку – это дело богоборческое, греховное, то принятие и использование номера человеком – это дело не менее богоборческое и греховное!

Читать еще:  Расшифровка основных значков на одежде для стирки.

Несомненно, что народ Божий верит батюшке Кириллу, а не идеологам глобализма «от богословия», которые служат не Богу, а времени и оправдывают «тайну беззакония».

Теперь самое время привести текст письма, привезенного архимандритом Тихоном (Шевкуновым) от имени Патриарха в Псково-Печерский монастырь архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Это письмо, вероятно, по какому-то недосмотру, было опубликовано в «Псково-Печерском листке» и стало достоянием широкой аудитории. Оно-то и послужило причиной видео-выступления отца Иоанна, предъявленного членам СБК и широко транслировавшегося по радио и телевидению.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ
И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ

21 января 2001 г. 199034 Москва Чистый пер. 5

Его Высокопреподобию архимандриту Иоанну,
Псково-Печерская Успенская обитель

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец архимандрит Иоанн!
Сердечно поздравляю Вас с великим Праздником Богоявления Господня
и молитвенно желаю многих милостей Божиих, телесных и душевных сил.

Обратиться к Вам Меня заставил вопрос, который, как Вы знаете, тревожит сейчас многих, – это отношение к ИНН – налоговому номеру, вводимому государством в целях упорядочения сбора налогов, а впоследствии для определения размера начисления пенсии.

Сегодня этот вопрос приобретает крайне болезненные формы. Антицерковные силы предпринимают попытку расколоть Церковь, пользуясь слухами о том, что в ИНН якобы содержится число 666, Это является неправдой: ИНН – обычный номер, не является апокалиптическим предзнаменованием и уж тем более не является печатью антихриста. Между тем, антицерковными силами по вражескому наущению нагнетается настоящая паника, связанная с принятием или непринятием ИНН. Ваше письмо, опубликованное во многих газетах и зачитанное с амвонов храмов, во многом умиротворило ситуацию, но сразу появились люди, утверждающие, что это письмо подложное. Уже есть случаи ухода людей с работы и с насиженных мест, призывы неподчинения священноначалию Церкви, призывы к расколу и уходу чуть ли не в леса. Все это напоминает ситуацию с расколами в XXVII веке и послереволюционными событиями.

Дорогой отец Архимандрит! Прошу Вас для успокоения народа Божьего высказать свое мнение по всем этим вопросам. Прошу Ваши слова записать на видеокамеру для того, чтобы лишить клеветников повода сказать, что Ваше мнение подделано. Это очень важно, поскольку из-за безответственных крикунов и раскольников болезнь может зайти слишком далеко. Надеюсь на Вашу поддержку в этот серьезный момент. В свою очередь, Мы сделаем все для умирения возникшего разделения, чтобы члены Церкви, кто не желает по тем или иным причинам принимать налоговый номер, ни в коем случае не были принуждаемы к этому, и никаких отрицательных последствий вследствие этого для них не чинилось. В этом Мы получили заверения со стороны Министра по налогам и сборам Российской Федерации Г.И.Букаева, человека православного и поддерживающего Нас.

Прошу Ваших святых молитв, на которые всегда уповаю.

С любовью о Господе, Алексий, патриарх Московский и всея Руси.

Надо сказать, что видео-выступление архимандрита Иоанна (Крестьянкина) произвело впечатление на многих, в том числе, и на членов СБК. Вспоминаем, как наместник Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (ныне епископ Троицкий), ранее твердо выступавший против богоборческих глобальных проектов, говорил: «Братия! Но ведь отец Иоанн – это исповедник. Он тюрьмы и лагеря прошел. Как же нам ему не верить?»

Подобные слова мы слышали и от других членов Комиссии, в том числе, и от архиереев. При этом при подготовке Итогового документа остался «за бортом» обсуждения подготовленный на высоком богословском и научно-техническом уровне доклад ректора Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, профессора догматического богословия, Преосвященного Константина, епископа Тихвинского и ряд подобных ему. Владыке Константину просто не дали слова. «Времени не хватило».

Очень удобный прием: если невозможно опровергнуть оппонента честным путем, то можно сделать вид, что его доводов вообще не существовало. По этому поводу мы имели серьезный разговор с епископом Константином. Владыка искренне переживал, ибо его доклад не оставил бы камня на камне от доводов архимандрита Иоанна. Проигнорированы Комиссией были и обоснованные научно-технические заключения авторитетных ученых со степенями кандидатов и докторов наук и званиями академиков, которые начисто опровергли выводы Комиссии.

Мнение Комиссии формировали такие «богословы» и «известные специалисты» в области компьютерных технологий как упомянутый архимандрит Тихон (Шевкунов) и дьякон Андрей Кураев, что и привело к весьма плачевным результатам. Судия им Един Бог!

Только можно однозначно утверждать, что если бы Церковь сказала тогда твердое «НЕТ» цифровой идентификации личности, то сегодня не было бы проблем, связанных с внедрением электронных «паспортов» и других средств электронного контроля и управления, в том числе, и неотделимых от тела человека; не было бы проблем, связанных с дискриминацией сотен тысяч православных граждан, не желающих по религиозным убеждениям входить в «новую идентификационную систему». Весьма печально, что по сей день многие священнослужители и чиновники пользуются словами отца Иоанна (Крестьянкина), которые давно уже опровергнуты самой жизнью.

«Должно знать, возлюбленные, что во всяком деле нужно искать истину и ложь, и цель действующего – хороша она или худа», – учит нас преподобный отец наш Иоанн Дамаскин.

P.S. Теперь уже новопоставленный епископ (Шевкунов) старается внести свой «скромный» вклад в организацию скорейшей встречи Патриарха с папой Римским и «объединение Церквей».

«Аксиос!» (из заголовков в патриотических СМИ по поводу его хиротонии).

вся редакция “Православного Апологета” полностью присоединяется к мнению редакции “За право жить без ИНН и микрочипов” и также выражает свое слово по поводу хиротонии архимандрита Тихона Шевкунова, введшего стольких лиц из священноначалия и простых веруюбщих в заблуждение, подталкнувшего на страшное выступление архим. Иоанна (Крестьянкина), Анаксиос! Анаксиос! Анаксиос!

Источники:

http://www.anews.com/p/102125139-favorit-putina-i-budushhij-patriarh-kto-takoj-mitropolit-tihon-shevkunov/
http://versia.ru/skaz-o-tom-kak-possorilis-mitropolit-tixon-s-patriarxom-kirillom
http://makaryshka.livejournal.com/1047798.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: