От лукавого фразеологизм. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого

От лукавого фразеологизм. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого

Слова из молитвы Отче наш «…и не введи нас во искушение» что подразумевают? Есть ли толкование отцов Церкви на это? Спасибо.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Молитву Господню изъясняли многие святые отцы. Приведу некоторые толкования.

Священномученик Киприан Карфагенский пишет: «Господь дает нам как необходимое наставление говорить в молитве: “и не введи нас во искушение”. Этим показывается, что враг не имеет никакой власти над нами, если не будет на то предварительно допущения Божия. Потому-то весь наш страх, все благоговение и внимание должны быть обращены к Богу, так как лукавый не может искушать нас, если не дастся ему власти свыше. Впрочем, власть над нами дается с двоякой целью: или для наказания, когда мы грешим, или для славы, когда испытываемся, как это сделано было относительно Иова, по ясному указанию Бога, говорящего: “се вся, елика суть ему, даю в руку твою, но самого да не коснешися” (Иов. 1: 12). Также и Господь во время страдания говорит в Своем Евангелии: “не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше” (Ин. 19: 11). Между тем, когда мы просим, да не подвергнемся искушению, то таковым прошением приводимся к сознанию слабости нашей и немощи с тем, чтобы никто не высокомудрствовал о себе, чтобы никто с гордостью и надменностью не присваивал ничего себе и не приписывал себе славы исповедания или страдания тогда, как сам Господь, поучая смирению, сказал: “бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна” (Мк. 14: 38). Так необходимо предварительно смиренное и покорное сознание и предоставление всего Богу, дабы то, что смиренно испрашивается у Него со страхом Божиим и почтением, даровано было Его благостью».

Святитель Иоанн Златоуст: «“И не введи нас во искушение”. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для дьявола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными.

“И не введи нас во искушение”. Подлинно много скорбей причиняется нам от диавола, много и от людей, или явно оскорбляющих, или тайно злоумышляющих. И тело, иногда восставая на душу, наносит тяжкий вред; а иногда подвергаясь различным болезням, причиняет нам скорби и страдания. Посему так как многие и различные бедствия нападают на нас со многих сторон, то мы научены испрашивать у Бога всех избавления от них. Ибо при его запрещении прекращается всякое смятение, буря превращается в тишину и пристыженный лукавый удаляется; как некогда, оставив людей, он удалился в свиней, даже не осмелившись сделать и это без приказания (Mф. 8: 31). А кто не имеет власти даже над свиньями, тот как может овладеть людьми, охраняемыми Богом?».

Преподобный Иоанн Кассиан: «Итак, слова молитвы: “не введи нас во искушение” — не то значат, что “не попусти нам когда-либо искуситься”, но “не допусти нам быть побежденными в искушении”. Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо “не даде безумия Богу” (Иов. 1: 22) — и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя».

Блаженный Августин. «Молимся же мы не о том, чтобы не быть искушаемыми, но чтобы не быть введенными в искушение: так как, например, кто-либо, быв поставлен в необходимость быть испытанным огнем, молится не о том, чтоб не коснулся его огонь, но о том, чтоб не быть сожженным. “Сосуды скудельничи искушаешь пещь”; а людей праведных — напасти (подоб. Сир. 27: 5). Иосиф искушен был прельщением блудным, но не был введен в искушение. Была искушена Сусанна, но тоже не была введена в искушение. И многие другие обоего пола также были искушены, но не введены в искушение: особенно же Иов. Многих соблазняет то, что сатана просит искусить Иова. Но не написано ли подобное и в Евангелии: “се сатана просит вы, дабы сеял якоже пшеницу” (Ин. 22: 31)? — Этим означается, что сатана никакой не имеет власти искушать кого-либо; и если искушает, искушает по попущению Божию. Божие же попущение бывает или для наказания людей за грехи их, или для обучения их и доставления им опытности. И бывает большая разность, в какое кто впадает искушение. Не в такое впал искушение Иуда, продавший Господа, в какое впал Петр, когда от страха отрекся Христа-Господа. Но каково бы ни было искушение, для всех один закон, как пишет Апостол: “верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, иже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести” (1Кор. 10: 13). — Этим изречением Апостол ясно показывает, что молиться должно не о том, чтобы не быть искушаемыми, но чтобы не быть введенными в искушение. Введенными бываем мы в искушения, когда случатся с нами такие, которых мы не можем понести. Но как опасные искушения, в которые впадать пагубно, бывают по причине счастья или несчастья в вещах временных, то их тяжестью не бывает надломлен никто из тех, которые не имеют пристрастия ко временному».

Читать еще:  Гуманизм и гуманисты эпохи возрождения. В чем состоит специфика гуманизма эпохи Возрождения? Задания для самостоятельного выполнения

Преподобный Максим Исповедник это прошение связывает с предшествующим: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Этим словами Писание показывает, что кто полностью не примирился с согрешающими [против него] и не представил Богу сердце, чистое от скорби и просвещенное светом примирения с ближними, тот не только не получит благодати тех благ, о которых молился, но и предан будет праведным судом искушению и лукавому, чтобы ему научиться очищаться от прегрешений, устраняя свои жалобы на других. Искушением же называется закон греха — его не имел первый человек, приведенный в бытие [Богом], а под «лукавым» подразумевается диавол, который привмешал этот [закон] к человеческому естеству и обманом убедил человека направить [все] стремления [своей] души к недозволенному вместо дозволенного, а тем самым склониться к нарушению Божественной заповеди, вследствие чего он потерял нетление, дарованное ему по благодати».

Блаженный Феофилакт: «Мы люди слабые, посему не должны подвергать себя искушениям; но если впали во искушение, то должны молиться, чтоб оно не поглотило нас и чтобы Бог даровал нам помощь и терпение. Ибо только тот вовлекается в бездну напасти, кто побежден: но кто впал в искушение и победил его, тот достоин венцев и славы».

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого

Что такое искушение и кто такой лукавый?
Искушение — это испытание, которое либо посылается нам от Бога, либо приходит от диавола, но попускается Богом. Каждое искушение для нас — своего рода испытание на прочность. И мы это испытание иногда проходим, а иногда — нет. Прося Бога: “Не введи нас во искушение”, — мы как бы говорим Богу: “Не посылай нам испытания выше сил, посылай нам такие, с которыми мы сможем справиться, чтобы те испытания и скорби, которые Ты посылаешь, не сокрушили нас, не убили в нас веру”.

Лукавый — это диавол, враг рода человеческого. В отношении диавола нужно избегать двух крайностей. Некоторые склонны вообще отрицать существование диавола и бесов. Эти люди — верующие или неверующие — не осознают реальности присутствия в этом мире злых сил, причем не абстрактных сил, но живых существ, потому что диавол и бесы, как и ангелы, — это реальные живые существа. Есть и другая крайность, особенно распространенная среди людей верующих, церковных, — когда значение диавола преувеличивают, когда человек настолько боится воздействия диавола и злых сил, что живет в каком-то полупарализованном состоянии. Отсюда распространенный среди верующих страх перед сглазом, порчей и т. п. Отсюда — такое робкое отношение к жизни, при котором человек всего боится, во всем видит угрозу, не может жить творчески, свободно, полноценно.

Мы должны понимать, что лукавый, конечно, имеет силу и может оказать негативное, даже разрушительное воздействие на нашу жизнь, но только в том случае, если мы сами допустим его к себе. Диавол бессилен там, куда его не приглашают, где его присутствия не хотят. Если человек ходит в церковь, молится, носит на себе крест, осеняет себя крестным знамением; если он исполняет заповеди Божий и воздерживается от грехов, то диавол бессилен, ему нет места в таком человеке. Когда диавол обретает силу? Когда человек открывает какие-то шлюзы, форточки в своем доме, когда, например, впадает в какую-то страсть — скажем, наркоманию или алкоголизм. И опасность алкоголизма не в том, что человек выпьет вина больше, чем следовало бы, но в том, что это его обессиливает и открывает доступ диаволу внутрь его души.

Поэтому, когда мы просим Бога: “Избави нас от лукаваго”, — мы просим, чтобы Он помогал нам всегда находить силы воздерживаться от того, что может дать возможность лукавому влиять на нашу жизнь. И если мы этому научимся, то ни диавол, ни другие злые силы, ни сглаз, ни порча, ни что-либо подобное не смогут оказать на нас никакого влияния.

Из книги митр. Иллариона (Алфеева) — «О Молитве«

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого

В самом последнем отрывке из молитвы Господней Иисус произносит фразу: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Греческое слово пейрасмон, употребленное в данном тексте, может означать как «искушение», так и «испытание», «тест» или «экзамен».Не думаю, что Бог когда-либо кого-либо намеренно вводит в искушение. Слово «искушение», как правило, несет с собой негативный смысл, как будто бы кто-то целенаправленно ставит нам подножку, чтобы мы упали.

Читать еще:  Сонник постельное белье менять. К чему снится белая постель

Слово «испытание» несет в себе нейтральный смысл, как правило, оставляющий пространство для удачного или неудачного исхода дела. Человек может пройти испытание или же не пройти его. При этом, говоря об искушении, мы используем более сильные глаголы, такие, как «впасть в искушение» или «поддаться искушению». Когда мы говорим об испытании, то используем нейтральные в нравственном смысле глаголы: «пройти испытание» или «выдержать испытание».

Согласно словам апостола Иакова, Бог не искушается злом и никогда никого не искушает (Иак.1:13). Это значит, что Богу никто никогда не может подставить подножку. Бог никогда нас намеренно не введет в такую ситуацию, в которой мы наверняка провалимся и совершим грех. Бог, наоборот, избавляет нас от греха и довольно часто спасает нас в безвыходной ситуации.

«Избавь нас от лукавого»

В искушения мы чаще всего впадаем или сами из-за наших греховных помыслов, или из-за того, что диавол, враг душ человеческих, намеренно пытается совратить нас с правильного пути.

Наверное, из-за того, что Иисус осознавал всю серьезность борьбы Его учеников с диаволом, Он учил их молиться словами «избавь нас от лукавого» (Мф.6:13). Скорее всего, под словом «лукавый» в данном тексте подразумевается враг человеческих душ, диавол, или сатана, так как в греческом языке перед словом «лукавый» (греч. понеру) стоит определенный артикль. Однако некоторые комментаторы также не исключают, что в молитве Господней может содержаться и прошение учеников к Богу сохранить их от «зла» в общем смысле этого слова.

В отличие от Бога, нашего Отца, который всячески нас поддерживает, задача диавола состоит в том, чтобы украсть у нас покой, убить в нас веру в Бога и погубить нашу жизнь. Библия сравнивает врага человеческих душ со львом, говоря: «Противник ваш диавол (греч. диаболос) ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). О Боге же говорится, что Он, как Отец, заботится о нас. Апостол Петр пишет: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет.4:7).

Искушения, трудности и проблемы, которые мы с вами встречаем в жизни, являются результатом грехопадения. Еще давным-давно, в Эдемском саду, первая семейная пара ослушалась Бога, и из-за этого греха все люди несут на себе бремя греховности: переживают чувство вины и отдаленности от Бога, переносят болезни, недуги и всякие несчастия.

Бог не остался равнодушным к положению людей. Благодаря смерти Иисуса Христа, который взял на Себя грехи всех людей и воскрес на третий день, люди получили возможность прощения грехов. Теперь всё, что нужно сделать каждому из нас, – это признать себя грешниками и придти к Богу в молитве покаяния. Когда мы это делаем, Иисус силой Божьей дает нам новую жизнь и силу побеждать грех. С того момента мы больше не являемся рабами греху.

Избавляет ли покаяние или крещение нас от жизненных трудностей? Скорее, нет. Более того, иногда нам может казаться, что этих трудностей стало больше. Что поменялось? Поменялось наше отношение к греху. Мы стали намного более чувствительными к беззаконию. Если раньше мы измеряли успех, используя стандарты людей в обществе, то теперь мы меряем жизнь, используя библейские стандарты. Теперь мы не стремимся к успеху в жизненном предприятии любой ценой, используя обман и двойные стандарты, но стараемся быть честными: это принципы и правила, которые нам предлагает Бог. Если ты добился огромного успеха, «срезав углы» и обманув людей, в мире могут удивиться, говоря «Как тебе это удалось?», а также похвалить за смекалку. Перед Богом же такой успех равен нулю, потому что Бог ценит честность выше золота или миллиона долларов.

Мы с вами подвержены искушениям и падениям и потому, что наше сердце является полем битвы между Богом и диаволом, врагом человеческих душ. Мы с вами более не являемся рабами греху, но в нас живет греховная природа, которая постоянно побуждает нас к греху. Апостол Павел в разочаровании признал этот факт, говоря: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:15-24).

Именно из-за подобного двойственного состояния христианам нужно постоянно быть начеку, чтобы не впасть в искушение, которое ведет к греху. Евангелие говорит, что многие искушения, которые встречаются на нашем пути, связаны с нашим телом. Они влияют на наши глаза, уши, руки и ноги. Глаза видят, уши слышат, язык произносит слова, руки дотрагиваются и ноги идут. Все действия, произведенные членами нашего тела, могут быть как хорошими, так и плохими.

Апостол Иоанн пишет о том, что мир, находящийся вокруг нас, предлагает нам очень много плохого: «Всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2:16). То, что предлагает мир, не всегда внешне выглядит плохо. В школе старшеклассники предлагают парням или девушкам помладше закурить в первый раз. Только один раз, и все. В дворовых компаниях в первый раз предлагают затянуться «травкой». Только один раз, так, за компанию. В школе одноклассники могут смеяться над молодым христианином, потому что он сохранил половую чистоту. На работе коллеги могут назвать христианина «святошей», потому что каждый раз, когда они выпивают, он, непьющий, показывает, что отличается от них.

Читать еще:  Финансовый гороскоп на апрель козерог.

Нас, христиан, в мире меньшинство. Если подумать, то единственное место, где мы большинство, — это богослужения. Если вы посещаете три богослужения в течение недели, то максимум вы находитесь в молитвенном доме шесть часов из 168. Это значит, что 162 часа в неделю мы проводим вне церкви! Это более 96% нашего времени! В любом месте, кроме церкви и нашей семьи (если она состоит из христиан), мы с вами как христиане оказываемся в меньшинстве. Поэтому всегда и везде мы будем испытывать давление со стороны мира.

Это является правдой не только в отношении молодых людей. Искушениям человек подвержен в любом возрасте и состоянии. Но при всём этом мы всегда должны помнить, что Бог, действующий в нас, сильнее диавола, который является князем этого мира.

Еще перед своими страданиями Иисус предупреждал Своих учеников о необходимости «бодрствовать, чтобы не впасть в искушение» (Мк.14:33-35). Помни, что, последовав за ложной приманкой диавола один раз, ты можешь последовать за нею и второй, и третий раз. И тогда любая греховная привычка может стать стилем твоей жизни и отдалить тебя от Бога.

Преодоление искушений – нелегкая задача. В трудностях, искушениях и испытаниях нам нужна помощь Бога как никогда. Один из комментаторов говорит, что, наверное, фраза «не введи нас в искушение» может значить, что ученики Христа просят, чтобы испытание, через которое они проходят, не вылилось в искушение, концом которого может стать падение.

Молясь словами Христа, каждый христианин должен быть уверен, что Бог будет с Ним. Вопрос состоит в том, что мы делаем, когда нас постигают трудные ситуации. Находим ли мы в себе силы тогда, чтобы вспомнить о Боге и помолиться, или же пытаемся сами преодолеть искушение? Без Бога мы немощны. Поэтому нам всегда необходима Его помощь. И когда мы призываем Бога на помощь, Господь не позволит нам «быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы мы смогли перенести» (1Кор.10:13).

Христос всегда понимает нас, когда мы оказываемся в сложной ситуации. Когда ты попал, образно говоря, «в яму» и не знаешь, как из неё выбраться, люди могут над тобой посмеяться, но Бог никогда этого не сделает. Бог не заинтересован в твоем падении или твоей неудаче. Иисус хочет тебе помочь, даже если прямо сейчас ты находишься в очень трудном положении и борешься с грехом. Христос потому понимает нас очень хорошо, что Сам прошел через искушение диавола. Враг душ человеческих хотел Его сбить с верного пути и помешать Его миссии спасения людей на земле. Но Христос в подобные моменты устремлял свой взор не на искушение и не на диавола. Он не заигрывал с ним и не пытался с ним спорить. Иисус знал, что только с помощью Отца и Его слова Он сможет отразить все стрелы диавола. И именно поэтому диавол потерпел неудачу (Мф.4гл.).

Иисус, переживший многое на этой земле, может и тебе помочь. Библия говорит: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). Когда искушение придет в твою жизнь, когда диавол попробует тебя сбить с правильного пути и скажет, что в мире лучше, чем в церкви, что с ним лучше, чем с Иисусом, посмотри на Христа. Вспомни слова из Библии, которые ты заучил еще в детстве, помолись Богу, и Он пошлет тебе помощь.

А что делать, если ты упал, потерпел поражение или оступился? Мы все — несовершенные люди. Нет ни одного, кто не совершал бы ошибок на своем пути. К сожалению, многие из нас делят грехи на большие и малые, но Бог этого не делает. Перед Ним грех есть грех. Любой грех, любая ошибка ужасна и ведет за собой последствия, однако Бог никогда никого не оставляет в безвыходной ситуации. Если человек приходит к Богу в покаянии, Бог его прощает и смывает его грехи Кровью Иисуса Христа.

К сожалению, многие христиане сегодня не знают, что им делать, если в их жизни произошло падение. А ответ на такой вопрос очень прост. Когда ты осознал, что совершил грех и поддался искушению, склони свои колени там, где находишься, и помолись Богу. Попроси у Него прощения, признай свой неверный поступок, и Бог простит тебя. Многие люди не верят, что все так просто, но Евангелие говорит, что это так на самом деле: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9).

Мы нуждаемся в Боге в любой ситуации, будь то насущный хлеб, прощение или ситуация, связанная с испытанием и искушением. Наверное, это и есть одна из важнейших истин, извлеченная из молитвы Господней: мы нуждаемся в Нем, в нашем Небесном Отце, всегда.

Источники:

http://pravoslavie.ru/7091.html
http://dishupravoslaviem.ru/i-ne-vvedi-nas-vo-iskushenie-no-izbavi-nas-ot-lukavogo/
http://www.gazetaprotestant.ru/2008/05/i-ne-vvedi-nas-v-iskushenie-no-izbav-nas-ot-lukavogo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector