Особенности сознания общественно исторический характер. Социально-историческая, деятельно-информационная природа сознания

Особенности сознания общественно исторический характер. Социально-историческая, деятельно-информационная природа сознания

Доказан факт – зрительная память для гуманитарией – второй по важности навык в его профессиональной деятельности. Бесплатный тренажер “Тайная комната” помогает развитию данного навыка. По отзывам обучающихся – первые результаты видны через 3-5 занятий на тренежере.

Вся жизнедеятельность человека закрепляется в знаниях, нормах, оценках, традициях. В виде коллективных представлений и коллективного опыта она передается из поколения в поколение через прямое и опосредствованнное общение людей друг с другом. Индивидуальная психика приобщается к коллективным представлениям, формируется у человека под влиянием собственной деятельности и коллективного опыта. Вот почему сознание по своей природе социально. Человек как субъект сознания фиксирует свое отношение к действительности, ориентируясь на уже накопленный опыт культуры данного сообщества: производственный, нравственный, познавательный, а также опыт общения.

Ученые-материалисты утверждают, что человек рождается как биологическое существо без готовых идей, нравственных принципов, эстетических оценок и других духовных особенностей. Врожденные биологические черты, генетический код составляют лишь предпосылки социального развития личности, оказывают определенное влияние на характер, темперамент, здоровье человека. Сознание же, все духовные черты личности формируются только под влиянием взаимодействия с социальным миром. Чтобы пройти путь от первобытной обезьяны до разумного человека, понадобилось более 2,5 млн. лет. А чтобы подняться от костра пещер до атомной энергетики, космических полетов, компьютерной техники и химического синтеза полимеров — всего лишь 40 тыс. лет. Это объясняется тем, что прогресс человечества стал опираться не на биологические изменения, а на законы общественного развития.

Сознание человека не может проявиться вне общества, вне и независимо от него. Оно – функция, «свойство» не только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи. Биологическая эволюция создает лишь биологические предпосылки возможности появления человеческого сознания, которое действительным становится только в обществе. Вне общества нет и не может быть сознания. Становление человека и человеческого сознания предполагает, чтобы человек с детства, с момента своего появления на свет был включен в сложную ткань социальной жизни, в процесс усвоения им условий своей жизни. При этом среди социальных условий, которые активно формируют сознание человека, следует особо выделить подражание как активный процесс усвоения формирующейся личностью общечеловеческого совокупного опыта.

Если же человек с раннего детства лишен этого, то процесс формирования его сознания становится невозможным, о чем свидетельствуют многочисленные факты. Приведем лишь некоторые из них. В XVI веке индийский император Акбар поместил ради эксперимента группу детей из разных стран в башню, содержал их несколько лет вне человеческого общения. Затем комиссия должна была узнать, какую религию каждый из них исповедует. Кроме нечленораздельного мычания ничего добиться от них богословы не смогли. Мозг детей не был развит, время упущено невозвратно. В Германии в 1828 г. был обнаружен мальчик, Каспар Хаузер, который по неизвестным причинам был замурован в погреб и прожил там 1б лет. Он остался животным, человеческое сознание у него не развилось. В Индии в 1920 году были найдены две девочки Амала 7 лет и Камала 5 лет, которые выросли в логове волчицы. Первая из них вскоре умерла, вторая же прожила среди людей до 17 лет. Однако попытки обучить ее речи, прямой походке и другим формам человеческого поведения почти ни к чему не привели.

Напротив, дети, казалось бы, самой природой в большой степени лишены возможности «вхождения» в общество в силу значительной или даже полной потери зрения, слуха и речи, все же приобретают способность формировать в себе полноценные человеческие качества, включая сознание. Это происходит в тех случаях, когда удается найти способы связи их с социокультурной средой. Об этом свидетельствуют результаты поистине титанической работы, проводимой в Сергиево-Посадском специализированном интернате. Его воспитанники стали ученым, писателем, приобрели другие профессии, в том числе и с связанные с интеллектуальным трудом.

Таким образом, общественно-исторический характер сознания обусловлен, во-первых, тем, что оно – продукт общества, т.е. материально-производственной, познавательной, художественно-эстетической и других видов деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей. Во-вторых, тем, что оно формируется как отражение общественного бытия, реального процесса жизни людей. Даже природа становится объектом познания в той мере, в какой она очеловечивается, включается в сферу практической деятельности человека. В-третьих, оно существует в исторически сложившихся в процессе жизнедеятельности общества материальных формах естественных и искусственных языков, определенного понятийного аппарата, приемов и законов мышления, мыслительных операций. Наконец, в-четвертых, тем, что источником и основой функционирования сознания является общественно-историческая деятельность людей, практика. Оно единственно возможно в саморазвивающейся системе «общество – индивид». Человеческая деятельность (а она всегда носит общественный характер) есть универсальный способ существования сознания. Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и останется им, пока вообще существуют люди.

Читать еще:  Какие изменения нтр произошли в металлургии. Влияние научно-технической революции (положительные и отрицательные последствия)

Происхождение и сущность сознания как общественно – исторического явления. Проблема идеального

Как возникновение сознания вообще, так и у отдельного человека, как правило, осуществляется на основе его активной «включенности» в существующую совместную деятельность и в конкретные формы общения в ходе этой деятельности. Другими словами, сознание по своей сущности – это не простая функция человека как существа общественного или как сегодня сказали бы философы – социумного.

Практика показывает, что дети, оказавшиеся в животной среде, т.е. вне общества, не приобретают, а даже теряют черты, свойственные человеку. И фактически людьми не становятся, превращаясь в своеобразных животных – мутантов.

Человек мыслит с помощью мозга, который ему достается по своей природе, но активно он «включается» в социальную жизнь с помощью различных форм бытия, таких как, прежде всего, трудовая деятельность, различные формы языкового общения, конкретно – исторические системы общественных отношений.

Сознание обладает статусом особого рода бытия, особого рода субъективной реальности, т.е. существования, но проявляется на практике, прежде всего, через различные формы целеполагающей деятельности.

Как в философии, так и в науке сложились различные концепции происхождения сознания, среди которых можно выделить некоторые из них:

а) теория взрыва;

б) теория привнесения жизни, а значит – сознания извне, из–за пределов внеземной цивилизации;

в) теория божественного происхождения сознания;

г) теория Ч. Дарвина и его работа «Происхождение человека»;

д) теория антропосоциогенеза, разработанная Ф. Энгельсом в известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и ряд других концепций.

Какая из них является более приемлемой для адекватного понимания происхождения и сущности сознания? Очевидно, что та, в которой, в полном объеме, и главное философско – сущностно раскрывается как происхождение и сущность сознания, так и ее форма и содержание.

Представляет несомненный интерес статья, опубликованная в журнале «Вопросы философии» за 1989г № 7, написанная М.К. Мамардашвили «Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть». Она и сегодня, вернее, то, что изложено в ней представляет философский интерес.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, заслуживают рассмотрения теория антропосоциогенеза (теория общественного происхождения человека). В этой теории, на мой взгляд ,достаточно убедительно раскрыты как биологические, так и социальные причины (факторы) возникновения сознания.

К биологическим предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. Прямохождение. Очевидно, что изменение природных условий послужило одной из причин, которая «заставила» предчеловека встать на задние конечности.

2. Высвобождение руки для проведения тех или иных операций. Оно произошло, на мой взгляд, из-за усложнения потребностей предчеловека и необходимости их удовлетворения в сложных условиях бытия.

3. Постепенное усложнение и развитие нервной системы, и прежде всего, мозга в результате перехода от стадного (коллективного) образа жизни к отдельному, сугубо индивидуальному.

В конечном счете, даже на уровне биологического бытия, человек как бы сознательно-биологически изменяет среду своего бытия, и активно вносит, соответственно, изменения в природный мир в соответствии со своими целями, потребностями и интересами.

Если поведение животных носит инстинктивный характер, то поведение человека как homo sapiens отличается сознательным вмешательством в конструктивное преобразование окружающей среды в соответствии с человеческими потребностями и интересами.

Одним словом, в биологическом становлении человека, а значит и сознания, основную роль сыграли главным образом, внешние факторы.

К социальным предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. труд как целесообразная деятельность, направленная на изготовление и использование предметов и орудий труда. В этом процессе человек научается мысленно (абстрактно) воспроизводить и отражать мир согласно основному способу своей деятельности. В этой ситуации сыграла огромную роль

2. членораздельная речь и язык. Уже в процессе стадного образа жизни у пред – людей возникла потребность в общении между собой и передачи информации сначала в гортанной и нечленораздельной форме, а затем трудовая деятельность потребовала с необходимостью уяснения ее основных целей и задач, и передачи информации через членораздельную, понятийную и языковую речь, в которой бы фиксировались существенно необходимые и повторяющиеся связи, имеющие место в самом мире.

3. система общественных отношений. Сам процесс становления членораздельной речи и языка носил порой сложный и противоречивый характер в рамках существовавших тогда форм общения, которые и заложили основу для возникновения особой формы общественных отношений, где человек становится и превращается в относительно самостоятельное существо типа homo sapiens (человек разумный).

Таким образом, по своему происхождению сознание есть естественно – исторический и закономерный продукт развития природы и общества, а по сущности сознание есть свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга отражать действительный мир в форме идеальных образов.

Какие же основные свойства можно выделить в сознании и какие оно функции выполняет?

Как уже было сказано, формирование сознания у каждого человека невозможно без его активнейшего включения в совместную деятельность и различные формы общения в ходе этой предметно – практической деятельности. По сути дела, речь идет о том, что сознание возникает в определенной системе общественных отношений, а поэтому оно, сознание, являет собой основную функцию человека как существа социального, общественного.

Как подчеркивают отечественные и западные психологи, становление и проявление в homo sapiens человеческо – сущностного бытия носит достаточно сложный характер. Известно немало случаев, когда малолетние дети, попав в животную среду, не только не приобретали, но даже теряли человеческие характеристики. Да, человек мыслит с помощью мозга, который «дается» ему от рождения, но «сделать» его человеческим возможно лишь в определенной системе общественных отношений, трудовой целеполагающей деятельности с помощью языка как средства коммуникативного общения.

Читать еще:  Что ждет деревянную крысу в году. Для мужчины – Крысы

К основным свойствам сознания относятся:

2. планирование действий для достижения определенных результатов;

3. предвидение, с помощью которого осмысливается и осознается будущее;

4. абстрактное или понятийно – логическое мышление, позволяющее понять внутренние сущностные параметры бытия;

5. предметное сознание, которое нацелено на осмысление и фиксирование предметного содержания познаваемого мира;

6. самосознание как осознание человеком самого себя как высшей общественной сущности и осознание того, что происходит не только в самом сознании, но в психике в цело;.

7. рефлексивность сознания.

1. Целеполагающая деятельность человека принципиально отличается от всех видов деятельности тем, что человек ментально (мысленно) как бы представляет себе результат своего труда. К. Маркс заметил по этому случаю, что «паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей – архитекторов. Но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что, прежде чем строить дом, он уже построил его в голове». В конце процесса труда получается результат, который уже, в начале этого процесса, имелся в представлении человека, т.е. идеально.

2. Планирование действий для достижения конкретных результатов и предвидение будущего у человека базируется не только на основе его потребностей и интересов, но и детерминированы биосоциальной сущностью и природой самого человека.

3. Когда мы говорим о сознании, то нельзя думать, будто сознание является неким абстрактным феноменом, не связанным с чувственным, и эмоционально – волевыми формами отражения мира. Связь, безусловно, есть, но все же стержнем сознания всегда является наличие в нем абстрактного мышления, которое существовать и проявляться вне языка не может. Язык как бы предстает у человека в качестве материальной формы выражения мыслей. Человеческий язык – это язык понятийного общения, в котором отражаются наиболее общие и существенные признаки вещей.

Сам процесс возникновения человеческого языка и мышления протекал очень медленно. Каждое новое слово или понятие осваивалось в среднем в течение 10 тыс. лет. Но тем не менее, именно труд обеспечил процесс формирования содержания сознания, такого содержания, в котором отразилось, в форме понятий, суждений и умозаключений, целая комплексная система взаимосвязей и взаимозависимостей человека в мире.

7. Возникновение в мире самосознания есть результат окончательного, не только практического, но и теоретического, в определенном смысле, выделения человека из окружающего мира, самооценка и самореализация своих физических и духовных способностей, т.е. возникновение самосознания ─ это показатель рефлексивности сознания.

Таким образом, сознание представляет собой высшую субъективно – объективную, идеальную реальность, присущую только человеку и связанную с абстрактным мышлением и языком, функцию мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении и творчески – практическом преобразовании действительного мира, в предварительном мысленном построении человеческих действий и предвидения их результатов, в разумном регулировании и контроле своих действий.

К основным функциям сознания можно отнести следующие:

1. с помощью сознания человек осуществляет познавательную функцию, т.е. получает все виды первичной информации о мире;

2. конструктивная функция сознания связана с конструктивным и целенаправленным преобразованием мира, созданием так называемой «второй» природы;

3. в регулятивной функции сознания фиксируется тот факт, что сознание как бы направляет человеческую деятельность на обеспечение гармонии поставленных целей и конкретно – реальных условий их достижения.

Короче говоря, по своему содержанию сознание представляет собой субъективный образ объективного мира, и по форме сознание есть высшая форма отражения мира в идеальных образах.

Что же такое «идеальное»?

Эта проблема идеального, его природы и сущности занимает достойное место в истории развития философской мысли. Уже в античной философии Платон поставил перед собой сложную задачу: раскрыть природу и сущность идеального бытия как такового. Он, будучи философом – диалектиком, понял, что раскрыть природу и сущность идеального бытия мира нельзя без уяснения природы и сущности материального бытия мира. С этой целью он и вводит в философский категориальный аппарат понятие «материи» как косной и пассивной субстанции, через которую и раскрывается «подлинная» активность и сущность бытия идеального как такового.

Другое дело, что Платон эту проблему не решил и ее разрешение растянулось на целые столетия, вплоть до XIX в. Да и сегодня, в современной философии, неоднозначно понимается ее природа, сущность и значение.

В XIX в. философы – марксисты К. Маркс и Ф. Энгельс поставили перед собой задачу философски обосновать и раскрыть философскую природу и сущность бытия идеального.

До XIX в. все многообразные формы решения проблемы идеального тяготеют к идеалистическим и материалистическим толкованиям.

Идеалисты полагали, что идеальное – это особая субстанция, противостоящая материальному миру. Домарксовские материалисты (Демокрит, Спиноза, Дидро, Фейербах и др.) полагали, что идеальное – это образ как результат отражения одного материального тела в другом, т.е. идеальное выполняло функцию особым образом организованной материи.

Читать еще:  Научаться ли водить машину козероги 27.06 17. Как водят машину разные знаки зодиака

Представители же вульгарного материализма (Фогт, Бюхнер, Молешотт и.др.) отождествили идеальное с материальными, нервно – физиологическими структурами мозга и их отправлениями.

В целом, представители домарксовского материализма исходили из понимания человека как части природы, не доводя понимания человека как продукта труда, преобразующего как внешний мир, так и самого себя, свой внутренний мир. Вот почему идеальное, в силу этого, и не могло быть понято как результат и деятельная функция трудовой, практически – предметной деятельности общественного человека, как образ внешнего мира, возникающий в мыслящим теле не в виде результата пассивного содержания, а как продукт и форма активного преобразования природы трудом многих поколений людей. Это и дало основание К. Марксу сделать вывод, что «идеальное есть нечто иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Философ П.В. Копнин писал, что «идеальное – это то, что отражает свойства материального, но само этими свойствами не обладает». Э.В. Ильенков окончательно ставит точку: «Идеальное есть не что иное, как форма вещи, но существующее вне вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности. В природе самой по себе, в том числе в природе человека как биологического существа идеального нет».

Какие здесь напрашиваются выводы?

1. Идеальное по своей природе и сущности носит вторичный производный характер, т.е. оно есть инобытие материального.

2. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, т.е. оно тесно связано с сознанием человека, с человеческим мозгом, ибо нормальная физиологическая деятельность мозга является необходимой материальной основой идеального, сознания в целом.

3. Основным фундаментом идеального является практика как предметно – материальная деятельность, направленная на познание и преобразование мира.

Другими словами, не случайно ведь Э. Ильенков подчеркнул, что идеальное это форма вещи, но находящаяся вне ее, т.е. в практике. Поэтому результат наших мыслей обнаруживает себя в вещных, материальных образованиях, но истоки их находятся за их пределами. Такова природа и логика становления сущности идеального как всеобщей конструкции бытия.

4. Идеальное всегда носит конструктивный, творческий характер, направленный на поступательное, прогрессивное преобразование мира.

Идеальное бездеятельным быть не может. И все таки: где же истоки мыслей? Где они находятся: в мозгу или за его пределами? Ответ один – в практике.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Общественно-исторический характер сознания

Биологической предпосылкой общественных отношений была стая, в которой каждая особь чувствовала себя защищенной, получала помощь от других. Фактором, который обусловил превращение стаи в общество, выступила трудовая деятельность, то есть такая, которая осуществляется людьми при совместном изготовлении и использования орудий.

Изменение условий жизни, ухудшение климата обусловили уменьшение возможностей удовлетворения первичных потребностей. Предки человека вынуждены были или вымереть, или качественно изменить свое поведение, приспособиться к новым условиям, чтобы выжить.

Первобытный человек нашел выход в осуществлении совместных трудовых действий. Инстинктивно общение постепенно менялось общением на основе “производственной” деятельности. Совместная деятельность и взаимный обмен продуктами деятельности способствовали превращению стаи в общество.

Возникновение трудовой деятельности влияло на развитие общественных отношений, которые, в свою очередь, способствовали совершенствованию трудовой деятельности. С усложнением трудовых процессов связано развитие высшей формы психики человека – сознания, для которого характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и преобразование окружающей среды.

Постепенно орудия труда, которые делают люди, усложняются, и происходит специализация, за ними закрепляются постоянные операции. Именно из-за этого возникают качественные отличия среды человека и среды животного, которое не живет в мире постоянных вещей.

Созданные людьми орудия выступают материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт другому в виде операций, действий, деятельности. С усложнением орудий их изготовление происходит через разделение операций между многими членами общества одновременно. Деятельность постепенно становится осознанной, осмысленной, поскольку конечная цель ее – удовлетворение потребности в пище – становится все более удаленной, и понять это может только человек с развитым логическим мышлением.

Таким образом, изменяя природу, человек изменяет прежде всего себя.

Под влиянием труда закрепляется новая функция руки: она развивается одновременно и как орудие для хватки, и как орган познания объективной действительности через активное обследование (прикосновение), которое дает знания о существенных свойствах предметов материального мира. То есть рука является не только органом труда, но и продуктом.

Вследствие специализации руки как органа труда сформировалось ее представление в головном мозге, что повлекло увеличение массы и изменения структуры мозга. Развилось прямо хождение. Эти изменения способствовали быстрому удовлетворению потребностей человека и рождению новых, материальных, собственно человеческих потребностей.

Таким образом, работа обусловила развитие человеческого общества, формирование человеческих потребностей и развитие человеческого сознания, которое уже не только отражает, но и преобразует мир. Это, в свою очередь, формировало потребность в общении и речи. Язык и сознание неотделимы. Язык расширяет границы сознания. Итак, речевое общение, как и труд, является важным фактором развития сознания и самосознания людей.

Источники:

http://filosofedu.ru/index.php/lekcii-po-filosofii-otvety-na-voprosy/415-obshhestvenno-istoricheskaja-sushhnost-soznanija
http://studopedia.ru/2_117877_proishozhdenie-i-sushchnost-soznaniya-kak-obshchestvenno–istoricheskogo-yavleniya-problema-idealnogo.html
http://psyznaiyka.net/view-razvitie.html?id=obschestvenno-istoricheskii-harakter

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: