Особенности религии и образования в истории школы. Формирование религиозного образования в России: проблемы и противоречия Грошева Л

Религия, государство и школа: проблема взаимодействия в современной России

Статья просмотрена: 524 раза

Библиографическое описание:

Талапин А. Н. Религия, государство и школа: проблема взаимодействия в современной России // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 434-436. — URL https://moluch.ru/archive/55/7485/ (дата обращения: 16.01.2020).

В статье оценивается взаимодействие общества, власти и религиозных объединений в сфере воспитания и обучения подрастающих поколений. Анализируются особенности и характер этого взаимодействия, борьба за содержание образования.

Ключевые слова: религиозная пропаганда, школа, государство.

30 декабря 2012 г. президент В. В. Путин подписал окончательную редакцию закона «Об образовании», готовившегося в течение трёх лет. Теперь уже не в виде эксперимента, а в обязательном порядке в образовательную программу младших школьников вошло изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающего основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. На самом деле ОРКСЭ во всех школах России преподавался уже с 1 сентября 2012 г. Учебные программы по ОРКСЭ и сами учителя (их знания) прошли конфессиональную экспертизу в религиозных организациях на предмет соответствия конкретным вероучениям. Удивительно, что это не противоречит лицемерному согласию нынешних законодателей с конституционным запретом религиозной пропаганды в школе. В чём смысл нововведения≤

Для национальной безопасности нет ничего более важного, чем воспитание новых поколений. Именно их интересам должны служить все абстрактные ценности, которые существуют в обществе. Церковь, в начале XX в. изгнанная из российского образования, изо всех сил стремиться туда вернуться. Похожие попытки традиционализации общества весьма активно предпринимают не только православные, но и исламские религиозные объединения, причём не только в России. Современная российская элита, в своё время активно поддержанная традиционными конфессиями, перешла от многолетнего заигрывания с ними к прямой поддержке. Ради этого забывается прямой запрет Конституции, объявляющий об отделении религиозных объединений от государства и их равенстве перед законом. Этим мы разительно отличаемся от Европы с её проповедью всего нетрадиционного. Поддержка традиционного должна послужить благой цели — нравственному здоровью нации. Но так ли это на самом деле≤

Традиционные религиозные объединения — самая консервативная часть общества, гарантия его стабильного развития и трансляции базовых ценностей. История нашей страны доказала, что попытки заменить подобные объединения светскими вырождаются в диктат, либо недолговечны. Отсутствие в государстве идеологии делает это учреждение неэффективным, а общество — беззащитным перед влиянием извне. В России светская атеистическая (коммунистическая) идеология была успешно скомпрометирована и разрушена. Мы обратились к западной культуре, погрязшей в самоистреблении (постсовременности). Она, — продукт отказа от традиционных ценностей, привела к трансформации целых поколений. Но трансформация не завершена, а у нас и вовсе поверхностна. Мы ещё не поверили в необходимость отказа от собственной страны ради демократических ценностей, нас не убедили, что гендерная самоидентификация не зависит от биологического пола, мы ещё недостаточно толерантны.

Свято место пусто не бывает и вместо коммунизма, на фоне не прижившихся в нашей стране уроков полового воспитания и знакомства с презервативом, религия или этика кажутся приемлемым вариантом. История повторяется: в начале XX в. Россия пережила трагедию с насильственным искоренением религии, в начале XXI в. — фарс, вывернувший ситуацию наизнанку. Неизменным остался один вопрос: кто транслирует ценности общества≤ Скорее негативная, чем положительная, роль церкви в царской России забыта. Но если посмотреть на биографии боровшихся с царизмом революционеров — множество из них были выходцами из семей священников, учились в семинариях. Известна горькая оценка духовных пастырей выдающегося историка В. О. Ключевского, поповского сына, ушедшего из семинарии после четырёх лет учёбы: «Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями» [1].

Не только лжепророков узнают по их плодам. Отличие современной России в том, что знакомство с религиозной культурой идёт через светскую систему образования. Именно светским учителям пришлось в спешном порядке осваивать новые дисциплины. Обошлись, правда, религиозным ликбезом на специальных курсах для педагогов. К чему такая спешка≤ Плохо зная предмет, сложно о нём рассказать. Это как иностранный язык, который лучше изучать с его носителем. Не случайно учебники по таким предметам пишут религиозные люди, служители культа. В таком случае даже невольно класс превращается в трибуну для проповеди ценностей одной из религий. Это, безусловно, один из способов миссионерской деятельности церкви. Ей подвергаются и те педагоги, которые ведут эти курсы. Иллюзию толерантности помогает поддерживать преподавание светской этики. В стране с неуклонно падающим качеством образования качество изучения нового предмета младшими школьниками мало кому интересно.

Преподавание основ религии, говорят, хорошее дело. Мне самому приходилось это слышать от педагогов: идея хорошая, только бы учителя школьные её не испортили, но в том то и дело, что сама идея — опасна. Каждая религия основана на догматах, а также переполнена предрассудками, в том числе лживыми представлениями о других культах. Эти тонкости нужно знать, иначе от преподавания получится эффект обратный поставленной цели — урок пренебрежительного превосходства вместо воспитания терпимости. Сложное абстрактное мышление, умение поставить себя на место другого только формируется у младших школьников. Все авторы учебников и пособий по религиозным курсам обходят конфликтность из соображений политкорректности. Эта трусость означает выхолащивание уникальности каждой отдельной религиозной культуры. Но если речь идёт именно об уникальности, то преподаваться должны не абстрактные максимы про добро и зло, иначе зачем вообще отдельный предмет.

Смысл также не в тот чтобы познакомить детей мусульман с основами ислама или православных — с основами православия, они и так имеют возможность это сделать, причём семья и священник — лучшие помощники в этом, чем школьные учителя. То же — со светской этикой, которую теперь изучают в школе, но активно изживают в обществе. В век этнических и религиозных конфликтов, сегодня как никогда чётко нужно представлять окружение, в котором мы живём. Особенности религий, путь их становления и формирование светского общества — вот, что важно. Младшие школьники это не усвоят. Нужно не им рассказывать сказки о Будде или Моисее, посте или молитве, а давать учащимся старших классов, студентам адекватную информацию о догматах разных религий, их особенностях и общих чертах. Нужно говорить о том, что не расскажут родители (потому, что не знают) и не расскажет священник (потому, что не заинтересован). Церкви нужна проповедь и прозелитизм, обществу нужны знания.

Читать еще:  Во сне убирать паутину к чему. К чему снится паутина: значение и толкование сна

Крайняя точка зрения — мнение публициста А. Г. Невзорова: «Всё дело в торговле свечками и другими магическим услугами. Это бизнес корпорация, которая зарабатывает на страхе человека перед смертью, перед неизвестным» [2]. И именно под давлением церковного лобби было принято решение, как выразился тот же А. Г. Невзоров: «А давайте мы и …детишек …вовлечём, по крайней мере, покупателей свечек будет больше»≤ [3] Но зачем государству умножать количество «покупателей свечек», ведь не патриарх его глава, и не верховный муфтий, не главный раввин и т. п.≤ Церковные требы — не коммерческая деятельность, с них государство не получает налогов. Для самой церкви прямая финансовая прибыль от религиозной пропаганды в школе сомнительна. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе не привело к великому спросу на его произведения. Хотя никто не отменял прибыль от продажи учебников. Важнее прибыли только власть, а ей нужны управляемые люди, пусть даже не все они приносят прямую прибыль.

Современная элита, присвоившая ресурсы общества, не заинтересована в большом населении, тем более образованном. Процессом деинтеллектуализации общества руководит государство и его структуры. Идёт тотальное сокращение сферы образования, закрываются отдельные специальности и целые вузы, уничтожаются малоразмерные школы, сокращаются ставки за счёт увеличения нагрузки остающихся педагогов. А чего стоит повышение зарплат работникам бюджетной сферы путём включения в оклад всех надбавок≤ Сейчас добрались до работников вузов, а начали с медиков. Какие-то доплаты в процессе такого «повышения» терялись, поэтому реальная оплата труда нередко сокращалась. Всё это не добавляет оптимизма и веры обществу. Дамоклов меч сокращения и закрытия заставляет педагогов беречь любых учащихся, «тянуть» неспособных учиться.

Знание вариативной части и даже базовых предметов в школах и вузах оценивается по формальным критериям. Культивируются псевдоинновационные формы обучения и контроля знаний, вроде тестирования и компьютерных технологий. Знания, которые насаждаются в начальной школе, вовсе не контролируются и мало соотносятся с последующими ступенями школьного образования [4]. Идёт формирование «компетенций» вместо прежних «знаний, умений и навыков», — подмена понятий камуфлирует бессодержательность процесса. Православие, ислам, иудаизм и буддизм вместе с малопонятной светской этикой волею российских властей призваны поучаствовать в этом хаосе, усилить его и одновременно освятить своим авторитетом.

Учебные часы на преподавание новых предметов выделяются за счёт других уроков. Это ещё один дополнительный фактор, вносящий неразбериху в систему обучения. Базовые курсы сокращаются, а вариативная часть, вопреки её предназначению, не подстраивается под нужды учащихся и общества в целом. Младший школьный возраст наиболее подвержен внешнему влиянию. Это влияние становится откровенно деструктивным. Власть в стране приобретает всё более антинародный характер и только память множества пережитых катастроф останавливает людей от протеста. Останавливает неверие либеральным лгунам, борющимся с властью из ненависти к России. Однако готовность религиозных объединений помогать такой власти всё более напоминает соучастие в преступлении.

На фоне закрытия непрофильных кафедр в вузах и сокращения общеобразовательных предметов в школах даже ядерный центр Московского инженерно-физического института (МИФИ) обзавёлся в 2012 г. собственной кафедрой теологии. В стране издаются креационистские учебники по естественным дисциплинам. Они не имеют к вере или этическим вопросам никакого отношения. Зачем убеждать собственных детей, что хищные звери стали кровожадными убийцами после Потопа и из-за грехов людей, а прах земной, из которого создан первый человек — непременно кусок глины≤ Мы лишаем себя будущего, ссылаясь на благие намерения, которыми, впрочем, устлана известная дорога. Сегодня власть посчитала, что традиционных рычагов управления людьми недостаточно и обратила внимание на церковь, всегда обслуживавшую её интересы.

Можно манипулировать народом, контролируя его память о прошлом [5], но важнее контролировать его настоящее, его убеждения. Если в Европе манипуляция сознанием — достаточно тонкое дело, то в России она ведётся грубо, топорно. Религиозная пропаганда — один из инструментов подчинения общества. В неприкрытом виде она проникает во все гуманитарные учебные дисциплины [6]. Но в том-то и дело, что грубость, топорность пропаганды у нас намеренная. Это компрометирует не только страну или церковь, но и любые положительные идеи и ценности, которые содержатся в христианстве, исламе и т. д. Однако для «промывки мозгов» одного курса недостаточно. Воспитание терпимости здесь тоже ни при чём. Цель, почему деньги и учебное время тратятся впустую, очевидна — это уничтожение образования. Верующие люди или воспитанные на этических принципах политической элите всё равно не нужны.

1. В. О. Ключевский «Собрание сочинений в 9 томах». — М.: «Мысль», 1990. Т. 9. Афоризмы 1890-х годов. — С. 434

Характеристика периодов развития религиозного образования в истории России

Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях земледельцев и ремесленников. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов. С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, соответственно — русского воспитания и образования. В «Слове о Законе и Благодати» заложены духовные основы развития российской государственности и образования. В этом смысле имя Иллариона должно стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и православных деятелей, в короткий срок на Руси была создана «целостная система» образования от начальной школы до «академии», которая существовала в форме государственных и церковно-монастырских школ.

На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием, что объясняется как политическими, так и религиозными причинами: государству и церкви требовались не только образованные, но и высокообразованные люди. Образование служило в первую очередь целям духовного воспитания, которое включало православие, «светские» искусства — грамматику, риторику, элементы народной, отечественной культуры, прежде всего литературы. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в. Распад единого централизованного Киевского государства, хотя и повлек за собой снижение темпов развития образования, но не остановил этот процесс, особенно в таком высокоразвитом городе, каким был Новгород. Страшнейший удар развитию русской культуры и образованию нанесло монгольское нашествие — достаточно сказать, что государственные школы в России возродились только в XVII в.

Читать еще:  Какой знак родился 22 августа.

С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрождение русского народа, сделавшее возможным его политическое освобождение и определившее социально-экономический подъем российского государства. Олицетворением этого возрождения стал Сергий Радонежский. Благодаря его деятельности были заложены основы русского образования, включающие православное и нравственное воспитание, утверждение семейного, соборного и трудового начала в воспитании. Примечательно, что Сергию Радонежскому Россия обязана восхождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева. Благодаря деятельности Сергия Радонежского духовное и нравственное воспитание было выдвинуто на первый план российского образования.

Потребности общества, государства и церкви порождали потребности в более широком образовании. Оно давалось в монастырях, церквях. Распространением элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения занимались мастера грамоты. Хотя потребности социальной жизни требовали всемерного расширения и углубления образования, а решения об его организации принимались высшими органами (Стоглавый Собор), однако создать школы более высокого уровня в XVI в. не удалось.

Из катастрофического смутного времени (конец XVI — начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить государство и экономику. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается среди крепостных. Развивается книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, особенно буквари. Возрождаются государственные школы: открывается правительственная школа (1632 г.) и школы при приказах (Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном, Пушкарном), при Оружейной палате. Со второй половины XVII в. создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия.

В XVIII — середине XIX вв. были заложены основы современного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский характер. С его именем связано приобщение российской школы к европейской культуре. Им или по его приказам создается сеть школ: начальные — цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские; средние и высшие — школа математических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. Была реформирована Славяно-греко-латинская академия. В 1725г. была открыта Петербургская академия с университетом и гимназией.

Подлинным строителем отечественного образования стал М.В. Ломоносов. Благодаря ему наука была освоена и укоренена на русской земле и, что может быть самое важное, особенно для образования, наука заговорила на русском языке, благодаря чему российское образование стало развиваться на основе отечественной культуры. М.В. Ломоносов настойчиво совершенствует деятельность Петербургской академии наук, университета, гимназий, выступает инициатором и организатором открытия Московского университета. По его проектам были открыты первые русские гимназии. Им были разработаны основы содержания российского образования, написаны школьные учебники. Большую заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II. Она привлекла к организации образования многих крупных гуманитариев европейской культуры, а также видных деятелей России. Среди них были И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. Первый организовал ряд специальных учебно-воспитательных учреждений, а под руководством другого создавались народные училища (малые и большие). В Александровскую и Николаевскую эпохи идет увеличение числа всех видов школ. В этот период были созданы основы системы российского образования от народных школ и интернатных учреждений до университетов и Академии, сформированы его идеология и содержание. Вместе с тем образование во многом оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной культуры, что в дальнейшем привело к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственно-духовной области.

Середина XIX — XX вв. — время коренных реформ всех сфер России, в том числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие система массового женского образования, профессионального и высшего.

Период рассвета русского Просвещения представлен в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н. Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой плеяды последователей [3, с.316].

Российская педагогика этого периода — одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы теоретического педагогического сознания, но и создали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики. Ими разработаны и обоснованы гуманистический принцип воспитания, приоритет воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, ответственность учителя перед народом за свою деятельность и т.д.

Несмотря на разнообразие типов учебных заведений, ведущей тенденцией становится тенденция к созданию единой и национальной школы. Это особенно ярко проявилось в проекте реформы министра П.Н. Игнатьева. Еще дальше в этом направлении пошло временное правительство.

В постановлениях, решениях, практических разработках предполагалось создать единую, с учетом разных условий и модификаций, систему образования. В эти годы сложилось достаточно мощное общественное движение, которое, несмотря на периоды затухания, начинает играть все возрастающую роль в судьбе российского образования. Советская власть провозгласила всеобщее право на образование, что объективно требовало строительства единой, общеобразовательной, трудовой и политехнической школы. В советский период отечественной истории у нас в стране была единая достаточно стройная и эффективная система образования, что позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных государств. Вместе с тем за эти годы были утрачены многие духовные и нравственные ценности российского народа [4, с.148].

В настоящее время осуществляются попытки возрождения нравственно-религиозных идей досоветского периода.

Итак, можно проследить интересную тенденцию развития нравственно-религиозного воспитания в России. В разные периоды исторического процесса она была ориентирована как на западноевропейские, так и на восточные концепции, но всегда придерживалась исконно русских традиций. Почти на всех этапах развития основу российского образования составляло православное и нравственное воспитание.

«Актуальные проблемы развития религиозного образования в РФ»

28 марта в Москве состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития религиозного образования и науки в Российской Федерации».

Организатором мероприятия выступила «Российская ассоциация защиты религиозной свободы» (РАРС).

В диалоге приняли участие представители общественных и религиозных организаций, Администрации Президента Российской Федерации, Рособрнадзора, Министерства образования и науки, Государственной Думы. Встреча была открыта словами соболезнования по поводу трагедии в Кемерово. Модератором круглого стола выступил Первый заместитель председателя Евро-Азиатского отделения ГК Церкви Христиан Адвентистов Седьмого дня по внешним связям Олег Гончаров.

Читать еще:  Май какой знак по гороскопу. Родившиеся в мае

С приветственным словом к собравшимся обратился Александр Кудрявцев, заместитель начальника департамента гуманитарной политики и общественных связей Управления Президента РФ по внутренней политике.

По его словам, развитие системы религиозного образования имеет огромное значение для нашего общества и поэтому правительство России заинтересовано в оказании помощи религиозным организациям в решении насущных проблем, связанных с вопросами работы религиозных образовательных учреждений.

«Москва – город многонациональный и многоконфессиональный, это город студентов. Все конфессии имеют свои образовательные учреждения, начиная с детского сада, средних школ и заканчивая высшими учебными заведениями. И Правительство Москвы считает это очень важным фактором для сохранения межнационального, межкультурного и межрелигиозного уважения, ведь конфликты возникают чаще всего там, где не хватает информации», — сказал Константин Блаженов, заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, начальник управления по связям с религиозными организациями.

Пастор Олег Гончаров призвал религиозные организации нашей страны уделять должное внимание развитию религиозной образовательной системы: «Сегодня обществу нужны духовные люди, которые воспитаны на основании морально-нравственных ценностей. В настоящее время на уровне законодательства происходят позитивные изменения, наше современное законодательство позволяет религиозным организациям учреждать и открывать религиозные образовательные учреждения среднего и высшего уровня, появляется возможность защиты докторских степеней по программе теология. Со стороны религиозных организаций важно желание, инициатива, финансирование системы религиозных образовательных учреждений. Поскольку образование – это самый главный и самый основной путь развития любой организации, в том числе и религиозной».

По словам Ивана Ряполова, заместителя директора Департамента образования ЕАД Церкви Христиан Адвентистов Седьмого дня, в настоящее время в адвентистской образовательной системе идет динамичная работа: «За последние пять лет на территории России и стран бывшего СНГ появилось 36 школ. В целом, на сегодня, в 52 адвентистских школах обучаются 1989 учащихся. В планах Церкви каждый год открывать 10 новых школ. Говоря о высших учебных заведениях, нужно сказать, что одной из приоритетных задач мы видим открытие новых учебных программ, чтобы каждый молодой человек и девушка могли реализовать себя, найти профессию по душе именно в наших ВУЗах».

Олег Воронюк, проректор Заокского христианского гуманитарно-экономического института административно-финансовой работе, говорил о преимуществах получения высшего образования в религиозных учреждениях: «Наряду с тем, что студент получает набор определенных навыков и практических компетенций, христианский ВУЗ уделяет большое внимание воспитанию целостности человеческой личности. То есть христианский ВУЗ делает акцент на воспитании личностных характеристик и нравственных императивов, которые сделают человека полноправным, позитивным и нужным членом общества. Поскольку в современном светском обществе очевиден кризис таких понятий как высокоморальный, высоконравственный человек, христианское образование могло бы стать решением этой проблемы. Адвентистские учебные заведения получают государственное признание, то есть государственную аккредитацию своих учебных программ, и потому двери наших ВУЗов и школ открыты для любого абитуриента независимо от его вероисповедания, расы, национальности или другого признака. В христианских учебных заведениях все равны».

«Наша страна остро нуждается в том, чтобы религия стала частью воспитательного и образовательного процесса подрастающего поколения, – считает протоирей Лев Семенов, декан факультета дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . – Это назревшая необходимость, поскольку религиозное образование оказывает исключительно благотворное влияние на нравственную сферу общества. Понятие воспитанного, образованного человека в широком смысле этого слова немыслимо без знания основ религии и Священного Писания. Общеизвестно, что религии веками были хранителями не только нравственных, но и семейных ценностей. И тот факт, что сегодня мы имеем столько вызовов, которые нацелены на разрушение этих ценностей, на размытие патриотических чувств россиян, свидетельствует о том, что крайне необходимо взаимодействие религии и общества. И потому появление в образовательной системе нашей многонациональной и поликонфессиональной страны, где мы имеем 193 народности, такой специальности как теология – крайне необходимо. Это будет способствовать укреплению стабильности нашего общества и общегражданской идентичности – все мы россияне! На сегодняшний день государство и духовные лидеры делают все необходимое для того, чтобы развивать систему религиозного образования в России, для усиления развития этого движения необходимо более широкое распространение в обществе понимания необходимости развития образовательной религиозной системы на всех ее уровнях».

Священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России также подчеркнул необходимость развивать теологическое образование в России: «Одна из главных целей теологии – культура веры, то, чего нам часто не хватает, но так необходимо для гармоничного развития личности. Само слово « educatio » по латыни означает не только получение знаний, но и прежде всего воспитание. Наряду с экономикой, физикой, историей и другими науками мы должны дать нашему подрастающему поколению также и знания в области теологии. Теология учит толерантности, взаимопониманию с людьми, придерживающимися иных взглядов. Религиозное образование стимулирует студентов к более широкому осмыслению реальности, расширяет горизонты знаний – это главное преимущество обучения в христианских учреждениях».

Вице-президент Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России по связям с государственными, общественными организациями, раввин Зиновий Коган, говорил о юридической ответственности религиозных организаций за подготовку священнослужителей-патриотов – военных священников, это могут быть муллы, раввины, служителей других крупнейших религий. Развитие капелланского служения – один из основных путей религиозного образования.

Информацией о деятельности и значимости Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) поделилась в своем выступлении Галина Теплых, руководитель управления развития научно-образовательных проектов Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия: «На сегодняшний день около 20 университетов вступили в состав НОТА. Это не только религиозные ВУЗы, но среди них Военмех, образовательная организация МЧС и другие университеты, которые имеют кафедру теологии. Крайне важно, согласитесь, наделить духовными ценностями и тех, кто отвечает в нашей стране за ядерную кнопку».

Участники круглого стола выслушали доклады представителей Заокского христианского гуманитарно-экономического института (ЗХГЭИ), а также других протестантских высших учебных заведений и религиозных образовательных учреждений Русской православной церкви, еврейских общин, католиков. Обмен опытом стал взаимным обогащением для всех присутствующих на мероприятии.

Подводя итог, хотелось бы поделиться призывом, с которым к участникам круглого стола обратился главный советник Департамента по взаимодействию с религиозными объединениями Андрей Третьяков. Он призвал представителей религиозных образовательных учреждений ставить высокие цели и достигать их: «Мы должны сделать религиозные учебные заведения такими, чтобы с них брали пример. Для этого необходимо адаптировать их работу под современные требования и условия, идти в ногу со временем. Правительство всячески поощряет развитие системы религиозных образовательных учреждений, нужно продолжать активно работать в этом направлении».

Текст: Елена Леухина, отдел информации ЕАД

Источники:

http://moluch.ru/archive/55/7485/
http://studwood.ru/1879226/pedagogika/harakteristika_periodov_razvitiya_religioznogo_obrazovaniya_istorii_rossii
http://www.protestant.ru/news/church/ofchrist/article/1461231

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector