Основы сикхизма. Сикхизм – религия хороших людей

Основы религиозных культур: Сикхизм

Данный пост создан по мотивам статьи Про религиозные учебники, религиозных учителей и прочее и закрывает прореху по школьному предмету “Основы религиозных культур и светской этики.” Родители выбравшие этот предмет были недовольны тем, что в учебных материалах по данному предмету не хватает описаний распространенных религий, но содержит информацию исключительно по русскому христианскому православию.

Пост содержит материалы из книги “Танец с Шивой”, автор Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Представляю описание религии “Сикхизм”.

ОСНОВАН: Около 500 лет назад в северной Индии (нынешний Пакистан). ОСНОВАТЕЛЬ: Гуру Нанак.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: “Ади-Грантх”, почитаемый в качестве нынешнего гуру (учителя) веры.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 9 млн. чел., в основном в индийском штате Пенджаб.
ШКОЛЫ: Хальса, рам-райяс (Уттар-Прадеш) и две группы, которые имеют живых гуру, – мандхари и ниранкари.

СИНОПСИС
Мусульманские вторжения в Индию начались около 1200 лет назад. После долгой борьбы ислама с религией и культурой индуизма некоторые лидеры начали думать о примирении двух вер и искать путь, который бы охватывал их обе. Сикхизм (от сикка, что означает “ученик”) объединил индуистское бхакти и суфийский мистицизм наиболее успешным образом. Сикхизм начинался как мирная религия и смиренно терпел преследования со стороны мусульман, но при десятом гуру, Гобинде Сингхе, необходимость самосохранения и защиты веры от гонений вынудила сикхов занять жесткую воинственную позицию. Сикхизм придает особое значение преданности, крепкой вере в гуру, повторению имени (нам) Бога как средствам спасения, противостоит поклонению идолам, провозглашает братство всех людей и отвергает кастовые различия (хотя некоторые кастовые отношения остались и по сей день). В главной традиции сикхизма не было больше других гуру после Гуру Гобинда Сингха, который завещал последователям чтить учения десяти гуру, воплощенные в священном писании, “Ади-Грантхе”.

ЦЕЛИ СИКХИЗМА
Цель последователей сикхизма заключается в мокше, понимаемой как освобождение и союз с Богом, который описывается как союз влюбленных и приводит к самотрансцендированию, преодолению эгоизма и дарует блаженство, или ананду. Сикх поглощен Богом, он растворяется, отождествляет себя с Ним. Это – осуществление индивидуальности, в которой человек, свободный от ограничений, становится сопространным, сопричастным и соприсущим Богу. В сикхизме мокша означает вхождение в Божественную любовь. Человек не есть Бог, но находит осуществление в едином с Ним мистическом сознании. Бог – это личностный Господь и Творец.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
В сикхизме к цели, мокше, ведет путь джапы и пения гимнов. Посредством воспевания Святых Имен (сатнама) душа очищается от всякой скверны, побеждает эго и успокаивает блуждающий ум. Это приводит к сверхсознательному покою. Из этого состояния сикх входит в божественный свет и достигает божественного блаженства. После того как эта высшая цель достигнута, преданный должен направить свое осознание на благо других. Высшая реализация возможна только благодаря милости Бога, а она дается только тому, кто следует за садгуру (а в наше время – за сантом, или святым, поскольку живых гуру больше нет) и повторяет святые имена Господа, руководствуясь “Ади-Грантхом”, священным писанием и единственным хранителем духовной истины. У сикхов нет поклонения образам Божества или божественным символам.

ВЕРОВАНИЯ СИКХИЗМА
1. Я верю в Бога как в Верховного Владыку, всемогущего, бессмертного и обладающего личностью Творца, существо за пределами времени, которого называют Сат Нам (“Тот, чье имя – Истина”).
2. Я верю в то, что человек духовно растет, если живет праведно, служит беззаветно и повторяет Святое Имя и молитву Гуру Нанака, “Джапджи”.
3. Я верю в то, что спасение заключается в понимании божественной Истины, и в то, что самый надежный путь для человека – это вера, любовь, чистота и преданность.
4. Я верю в то, что “Ади-Грантх” есть писание, обладающее высшим этическим авторитетом как Божье откровение.
5. Я верю в то, что гуру необходим для познания Бога как руководитель, который, сам поглощенный любовью к Абсолюту, способен пробудить душу к ее истинной, божественной природе.
6. Я верю в линию из десяти гуру, чьи имена: Гуру Нанак, Гуру Ангад, Гуру Амардас, Гуру Рам Дас, Гуру Арджун, Гуру Хар Говинд; Гуру Хар Рай, Гуру Хар Кришнан, Гуру Тегх Бахадур и Гобинд Сингх. Все они – мои учителя.
7. Я верю в то, что мир есть майя, тщетная и преходящая иллюзия; только Бог истинен, поскольку все остальное проходит.
8. Я верю в силу принятия фамилии “Сингх”, что переводится как “лев” и означает смелость, и в пять символов: 1) белая одежда (чистота), 2) меч (храбрость), 3) железный браслет (нравственность), 4) неподстриженные волосы и борода (отречение) и 5) гребень (чистоплотность).
9. Я верю в естественный путь и отвергаю пост, вегетарианство, паломничества, касты, поклонение идолам, целибат и аскетизм.

Сикхизм религия

Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в Талванди (округ Лахор). Он много путешествовал, добирался даже до Мекки, а в начале XVI века обосновался в Пенджабе, где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники и последователи сформировали четко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами, и вождями.

Хармандир Сахиб (Золотой храм) — святыня сикховДесятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 г. он был казнен в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).

Читать еще:  А он говорил о храме тела своего. Разрушьте храм сей, рукотворный

Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 20-м годам XIX века, глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 г. сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх, (с 1843 до 1849) был смещен ими с престола и далее получал пенсию

Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учения о воздаяниях в следующей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, постах, целомудрии и «благих деяниях» — всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими [1]. Посты и обязательства не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Что следует делать правоверным сикхам? В первую очередь — быть хорошими людьми. Искать и проявлять в себе данное Богом — Веру и Любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикхи всегда живут в оптимизме, радости и надежде.

Хотя многое в сикхской религии похоже на еврейскую, сикхи отказываются признать свое «родство» с иудаизмом. Бог сикхов не связан с «избранным народом» и не провозглашает национального или кастового неравенства, никого не ведёт и никого не наказывает. Бог не проявляет себя в виде «голосов с неба», знамений и требований. Бог никого не призывает к священной войне и не накладывает на людей такое множество ежедневных обязанностей, как в еврейской традиции. Бог не призывает народ изолировать себя от других — наоборот, сикхи относятся к другим народам как к своим братьям.

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма. Не давай никому манипулировать своим страхом перед смертью. Учителя других религий все время стараются зацепить тебя за крючок страха перед смертью, предлагая «спасение», рай или хорошее перерождение, и пугая адом в следующей жизни. Это большой грех — никто не знает куда ты попадешь и не имеет право об этом рассуждать, чтобы принудить тебя.

Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Читать еще:  Гороскоп на июль месяц козерог г. Причины аллергической реакции на людей

Все люди одинаковы — у всех по две руки, две ноги, два глаза… Натура людей одна и та же, независимо от их происхождения, религии, касты или духовного уровня развития. Поэтому сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Сикхизм о душе и реинкарнациях
Человек не начинает свою жизнь с пустого места — он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается ещё собственная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать все свое прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.

Внутри нас — беспредельная глубина, и мы сами способны увидеть собственные грехи и собственное невежество в том свете, который мы находим внутри себя.

Сознавание своего «Я» — это самый низкий уровень сознания, присущий также животным. Расширяя свое сознание, мы воспринимаем других как часть самого себя. Мы поднимаемся от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом — до уровня Природы, и дальше — до уровня Бога. Сикхи — не подвижники, и не материалисты, они выбирают серединный путь.

Как не следует манипулировать людьми, так не следует манипулировать и природой, и природными силами. Чрезвычайно увлекаясь этим, учёные создают иллюзии. Что является лекарством от болезней? Только то, что повышает иммунитет, повышает внутреннюю сопротивляемость и волю больного.

Ритуалы
Каждый сикх проходит процедуру Амрит (аналог христианского крещения). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К) — кеш (англ. Kesha) (нетронутые волосы, спрятанные под чалму (Keski)),

Kangsha- гребень, поддерживающий волосы, Kara — стальной браслет, Kachla -нижнее белье, Kirpan — меч или кинжал, спрятанный под одеждой. Это правило обязательно. Меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

Погребальная церемония сикхов — кремация. После кремации пепел умершего бросают в канал или в реку. Покойным не положено возводить монументы. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.

Хотя сикхи не придают особого значения обрядам и церемониям, они их считают важным для объединения людей между собой и сплочении их друг с другом, для изучения традиции и писания, для помощи себе и другим в развитии в себе любви. Формы и ритуалы помогают придать идеалу реальную форму, почувствовать его и сделать более осязаемым для себя и других, хотя в них нет абсолютной необходимости. Главное — чтобы формальности и ритуалы не привязывали к ограниченным местным традициям и не убивали духовности. Каждая душа неповторимо индивидуальна, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

Священная книга сикхов

Основы вероучения сикхизма изложены в книге «Ади грантх» (букв. «Изначальная книга», другие названия — «Гуру Грантх», «Гуру Сахиб», «Грантх Сахиб»). Она содержит сочинения сикхских гуру Нанака, Ангада, Амар Даса и др. «Ади Грантх» считается символическим представителем всех гуру, средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус «Книги книг». «Ади Грантх» — главный объект религиозного почитания. Книга содержит более 6 тыс. стихов; гимны расположены в соответствии с рагами индийской классической музыки, так как все они были предназначены для чтения нараспев в классическом стиле.

Религия Сикхизм

Сикхизм, как и большинство религиозных течений Индии, в первую очередь, национальная конфессия. Её исповедуют преимущественно жители Пенджаба и Харианы. Всего сикхи составляют около 2% от населения Индии (приблизительно 25 млн. человек). Общины сикхов отличаются большой степенью сплочённости и уважения к своей традиции.

Возникновение и развитие сикхизма

Сикхизм вырос из слияния индуизма и ислама. В последние годы XIV века Индия пережила вторжение тюркского завоевателя Тамерлана, а в начале XVI – северные области страны стали частью империи Великих Моголов. Именно в эти годы по Индии прошла волна исламизации.

О жизни основателя сикхизма – гуру Нанака – сохранилось мало сведений. Достоверная информация обросла множеством легенд и мифов, и отделить одно от другого сегодня практически не представляется возможным. Нанак родился в деревне Тальванди (Пенджаб) в семье торговца из касты кшатриев. Он с самого рождения чувствовал, что судьба уготовила ему нечто большее, чем жизнь лавочника. В какой-то момент Нанак раздал своё имущество и ушёл из дома, чтобы проповедовать своё учение. Следующие 25 лет Нанак провёл в странствиях. Источники сообщают о его паломничествах в Мекку и Медину, однако, скорее всего, его перемещения ограничивались родным Пенджабом и соседними областями. В пути Нанак слагал религиозные песни и искал последователей из числа индуистов и мусульман. По преданиям, в дороге его сопровождали музыкант-мусульманин и индус, записывавший тексты гимнов своего учителя.

В конце жизни Нанак обосновался в Картапуре. Дважды в день сикхская община собиралась на дневные и вечерние собрания («сангаты»), где слушали проповеди гуру, пели гимны и обсуждали теологические вопросы. Тогда же была заложена традиция трапез у гуру, на которых могли присутствовать люди любого вероисповедания, принадлежащие к любым кастам. Нанак был сторонником равенства людей перед богом и крайне негативно относился к кастовой системе, а также к тому, что женщины в Индии имели намного меньше прав, чем мужчины.

Читать еще:  Как победить четыре излюбленные тактики сатаны. Грех разрушает и возвращает нас к началу эволюции жизни

Нанак призывал своих последователей к умеренной, но при этом деятельной и активной жизни. Сикхи не признавали монахов-отшельников, удалившихся от мира ради собственного спасения, святыми. По мнению Нанака, смыслом жизни любого человека и истинным служением богу являются помощь другим и честный труд.

Преемники Нанака также имели статус «гуру» (сначала каждый новый гуру считался реинкарнацией Нанака, а затем этот статус стал наследуемым) и чётко придерживались установленных им правил. Между тем, численность сикхов и их влияние росло. Гуру стали постепенно отходить от прежних идеалов воздержания и аскезы. Они богатели и постепенно превращались в крупных феодалов. По мере роста общины увеличивалось и количество молельных домов – «гурдваров». Со временем при них стали создавать бесплатные кухни, где могли получать еду все желающие. Стали появляться сикхские праздники и обряды, а сама община была поделена на территориальные единицы для удобства управления.

Важные преобразования произошли при пятом гуру Арджуне (1581-1606), создавшим для сикхов единый идеологический базис — «Ади Грантх» — сборник религиозных песен и гимнов Нанака. Возникновение столь влиятельной организации, разумеется, привлекло к себе внимание монархов из династии Бабуридов, правивших империей Великих Моголов. Между сикхами и Бабуридами началось противостояние, вылившееся в XVII веке в преобразование религиозного общества сикхов в дисциплинированную военную организацию, сплочённую общей идеологией. В этот же период в общину сикхов резко сократился приток мусульман, поскольку последние воспринимались как чужаки, век назад завоевавшие Индию.

В конце XVII века десятый гуру Говинд Сингх поменял некоторые устои сикхизма, не затронув при этом самой догматической сути учения. Он упразднил пост гуру, поскольку культ учителя в сикхизме стал переходить все мыслимые границы. Но при этом Говинд Сингх продолжил укреплять военную мощь сикхов. При нём возникла полноценная армия, готовая бороться с завоевателями. Единственным источником истины и настоящим гуру Говинд Сингх объявил «Ади Грантх». Всех же, кто в будущем будет претендовать на пост гуру, десятый лидер сикхов объявил еретиками. Впоследствии это решение вылилось в возникновение множества сект на базе сикхизма и отдельных сикхских княжеств.

В конце XVIII века, когда империя Великих Моголов ослабла, благодаря объединительной политике Ранджита Сингха, сикхам удалось создать собственное независимое государство в Пенджабе. Именно в Пенджабе впоследствии велась ожесточённая борьба против британских колонизаторов. Даже после 1849 года, когда Пенджаб был аннексирован, сикхи продолжали создавать тайные организации, целью которых было свержение британского владычества.

В 1947 году во время раздела Британской колониальной империи обострились противоречия сикхов с индусами и мусульманами. В 1970-х годах сикхи выступили с инициативой создания собственного государства (по аналогии с Пакистаном, где обосновались мусульмане, жившие изначально в Индии). Поскольку индийское правительство проигнорировало это предложение, сикхи перешли к террористическим актам. В 1984 году индийская армия провела масштабную антитеррористическую операцию «Голубая звезда», в ходе которой уничтожила базу сикхских экстремистов. На это сикхи ответили убийством премьер-министра Индиры Ганди, выступавшей против сепаратизма и инициировавшей эту операцию.

Сегодня отношения между сикхами и представителями других конфессий в Индии уже не столь напряжённые. Многие сикхи занимают достаточно высокие посты в государственном аппарате и активно участвуют в общественно-политической жизни.

Суть учения сикхизма

Сикхизм – в первую очередь, монотеистическая религия. Хотя в «Ади Грантх» можно встретить упоминания многих богов – Шивы, Брахмы и других, это было не более чем калькой с индуистских гимнов и особенностью эпохи. Сам Нанак и его последователи понимали бога как нечто единое: бескрайнее, наделённое бесчисленным количеством качеств и непостижимое.

На первых порах сикхизм был очень близок к суфийскому варианту ислама и реформаторскому индуистскому движению бхакти. При этом заимствования из ислама были весьма поверхностными, а идеи бхакти, особенно в раннем сикхизме, были весьма развиты. Как и учёные-бхакты, сикхи проповедовали слияние с божеством через индивидуальные медитативные и созерцательные практики без обращения к священнослужителям и священным книгам. Источником веры для сикхов раннего периода были не рациональные доводы, а интуитивное знание. Однако в сикхизме всегда присутствовала идея беспрекословного подчинения гуру, а позже к ней присоединилась и необходимость изучения «Ади Грантх».

Путь спасения в сикхизме называется «нам-марг» или «сахадж-йога». Суть «нам-марга» заключается в подчинении учителю, служении обществу, умеренном самоограничении, молитвах и очищении разума от дурных мыслей. Итогом этой практики для верующего должно стать воссоединение с божеством.

Единственным препятствием для слияния с богом в сикхизме может быть только сама человеческая природа, которой присущи пять основных пороков:

Задача гуру состоит в том, чтобы поддержать изначально слабого ученика и помочь ему избежать искушений. При этом религиозные учителя не требовали от своих последователей излишней аскезы и не препятствовали приращению богатств и бракам в среде сикхов.

При Говинде Сингхе учение Нанака, в целом, доброжелательное и неагрессивное, сохранив прежнюю догматику, трансформировалось. Теперь оно включало в себя такие понятия как «праведный гнев», «воинственность», «разрушение во имя блага» и т. д. Именно при десятом гуру одним из неотъемлемых атрибутов мужчины-сикха стал меч, который нужно было применять для защиты слабых и борьбы со злом.

Источники:

http://pikabu.ru/story/osnovyi_religioznyikh_kultur_sikkhizm_5436879
http://www.sunhome.ru/religion/16652
http://indiamagazine.ru/sikxizm/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: