Основы православной культуры шевченко. Л

Православная культура. 1-й год обучения. Шевченко Л.Л.

Учебное пособие для начальных классов.

5-е изд. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009: Кн.1 – 108с.; Кн.2 – 112с.

Учебное пособие «Православная культура» является частью учебно-методического комплекта для второго года обучения и входит в состав пособий «Православная культура» для полной средней школы. Комплект для второго года обучения в начальной школе состоит из учебного пособия, методического пособия для учителя, наглядного пособия «Иллюстрации» и музыкального пособия «Звуковая палитра». Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать православную культуру в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современных школьников. Комплект разработан на основе опыта преподавания предмета «Православная культура», прошел массовую апробацию в общеобразовательных школах России, стран СНГ, зарубежных стран. Комплекты «Православная культура» рекомендованы Министерством образования Московской области для использования в общеобразовательных школах в системе дополнительного образования.

КНИГА 1.
Мы и мир Божий вокруг нас 4
Приглашение в школу 6
Тема 1
КРАСОТА БОЖИЕГО МИРА: НАБЛЮДАЕМ, СЛУШАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ 7
Красота в окружающем мире 9
Поиски красивого вокруг себя 14
Красота рукотворная и нерукотворная 23
Бог — Творец красивого мира 38
Сотворение человека 46
Правила жизни, данные людям 54
Как изобразить доброе и красивое 59
Тема 2
В ОЖИДАНИИ РОЖДЕСТВА — САМОГО КРАСИВОГО СОБЫТИЯ ЗИМЫ 71
Как люди покинули рай 73
Добрые и злые люди 78
За что были наказаны люди 83
Как Бог простил людей 87
В ожидании праздника 94

КНИГА 2.
Тема 3
ПРАЗДНИКИ-РАДОСТИ 5
Чему мы радуемся зимой? 7
Праздник Рождества Христова 16
Зимние радости. Святки 23
Праздник Крещения 28
Праздники в нашем доме: день Ангела,
день рождения 34
Праздник Дня защитника Отечества 39
Радости Масленицы. Прощёное
воскресенье 46
Как люди предали Христа 50
Тема 4
ПАСХА: ЦВЕТА И ЗВУКИ ВЕСНЫ 57
Весенние радости 59
В ожидании праздника 67
Какого цвета праздник Пасхи? 71
Праздник Дня Победы 81
Родословие моей семьи 88
Мои обязанности 99
Вопросы и задания для повторения 108

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu – см. раздел ” Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. “

Рецензия на учебник ОПК Шевченко Л.Л.

Содержательная экспертиза учебно-методических материалов по курсам ОРКСЭ, используемых во всех регионах Российской федерации, согласно федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования.

Учебник. Шевченко Л. Л. Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры). 4 класс. 9-е изд. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2018.

В тексте учебника эксперт обнаружил следующие недоработки:

Термин «монголо-татары» является некорректным, устаревшим и запутывающим, т.к. татары тех времён не имеют никакого отношения к тем этническим группам, которые сегодня именуются татарами. Для татар шутки на тему «Вы Русь завоевали» обидны, это болевая точка. К тому же, что скажут кряшены (татароязычные православные) или сами татары, которые будут изучать православную культуру? «Русский человек», ̶̶ может быть, стоит пояснить, что в данном случае под русским человеком имеется в виду носитель восточнославянской православной культуры? Удмурты, чуваши, коми они русские люди, и если да, то в какой мере? Или речь только об одном главном народе нашей страны, а остальные побоку? Представляется, что такая точка зрения представляет собою вновь наивное ультраконсервативное толкование.

Общий комментарий и рекомендации.

  • Пособие написано с конфессиональных позиций и отражает специфически внутрицерковное видение религиозной грамотности, причём видение не образованного богослова, а простого приходского катехизатора консервативных взглядов, представителя «народного» православия. По сути, речь идёт о «Законе Божьем» для детей. Причём материал подаётся так, что доктринальная информация вступает во всесторонний конфликт с современным знанием: креационизм, супранатурализм, традиционалистский мифологизм не оставляют ребёнку никаких шансов согласовывать веру и разум. Тем более, кое-где прямо проводится мысль о том, что быть грамотным не так важно, как веровать и быть «полезным» человеком.
  • Непрояснённым в пособии оказывается соотношение православия и христианства. В тексте говорится о христианстве, но ни разу не упоминаются католицизм, протестантизм, дохалкидонские исповедания и пр. Из текста складывается ощущение, что автор считает православие единственным подлинно христианским исповеданием. Ученик не получает представления о том, кто такие христиане, кто такие православные христиане в отношении с остальными христианами. Такая путаница, конечно, детям на пользу пойти не может.
  • Мораль, оказываясь вторичной, ставится в прямую зависимость от религии; избавляться же от аморальных склонностей и влечений предполагается не анализом собственного поведения, не психотерапией, не сменой среды общения, но… постом. «Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит»; «Бойся Бога», данные цитаты, как представляются, не могут мотивировать ребёнка вникать в христианскую культуру, (которая на деле гораздо глубже). При чтении пособия возникает ощущение, что православие есть суровая, жёсткая, авторитарная идеология, предполагающая безоговорочное подчинение любого частного любому общему и основанная больше на страхе и социальном принуждении, нежели на духовной работе, совести и умении осуществлять моральный выбор.
  • При этом большой упор сделан на иррациональные моменты: чудеса, эмоции и пр., в тексте присутствуют наивные буквальные суждения о Св. Писании, выказывающие полное незнакомство автора с библеистическим знанием и критикой Писания, начиная со Спинозы. Кроме того, Туринская плащаница подлинна, мощи подлинно нетленны, подлинные дары волхвов хранятся в Греции и пр.
  • Учебник эмоционально очень заряжен (наивно и едва ли не кликушески), но в плане информации довольно беден. В нём много странных стихотворений малоизвестных авторов, однако же, трудно найти содержательные факты об истории православия в России, о смысле таинств, об обрядах и пр. Чтобы составить представление о вероучении, гораздо продуктивнее для ребёнка будет почитать Библию для детей или Краткий катехизис митр. Филарета (Дроздова).
  • С исторической точки зрения учебник крайне неточен. Он говорит о «монголо-татарах», (устаревший неточный термин, к тому же задевающий чувства татар). Две революции 1917 г. почему-то превращаются в одну; не называемые по имени большевики отождествляются с Сатаной, что означает явную политизацию учебного пособия.
  • Православие уверенно отождествляется только с русским языком и русской культурой. При этом неясно, во-первых, насколько православным может быть воспитание неверующего русского, а во-вторых, что делать с православными россиянами других национальностей, – чувашами, удмуртами, марийцами, якутами и пр. О них в тексте не говорится ничего; судя по всему, они считаются по умолчанию русскими, что, конечно, с высокой вероятностью может вызвать у них протест. Здесь автор учебника, находясь на наивной «приходской» позиции, снова выказывает незнакомство со значительно более взвешенной позицией Церкви. Патриарх Кирилл много раз говорил, что русское православие в целом и РПЦ в частности не ограничиваются границами России и направлены в глобальную перспективу, поэтому отождествление русский=православный и наоборот – это прямое противоречие с официальной позицией церкви, см., к примеру, следующую цитату: «…При этом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил убеждение, что у вселенского Православия есть огромный духовный потенциал, который может и должен быть востребован сегодня: «Мы все являемся свидетелями дальнейшей радикальной секуляризации современного общества, вытеснения религиозной жизни за обочину общего цивилизационного движения. Это вызов огромной силы. Уверен, что у Православной Церкви есть возможность отвечать на вызовы, опираясь не только на двухтысячелетнюю мудрость, на силу нашего Предания, но и на ту силу, которую дает нам Сам Господь в совершении Божественной Евхаристии, ниспосылая Духа Своего Святого на всех нас. На этом убеждении основывается мой оптимистический взгляд в будущее. Я надеюсь, что все возникающие перед нами трудности, которые вызваны, не в последнюю очередь, влиянием на Православную Церковь внешних сил, будут преодолены. Верю в то, что тело Церкви Христовой останется единым. Это очень важно сегодня и для самого Православия, и для всего мира». (https://mospat.ru/ru/2019/01/31/news169827/)
Читать еще:  Афродита бог чего в греческой. Афродита

Всё это позволяет сделать вывод о принципиальной недоработанности данного пособия. С точки зрения дидактики и школьной педагогики оно, возможно, сделано и хорошо, однако с содержательной точки зрения учебник оказывается не только беспомощным в объяснении многих вопросов, но нередко даже и мировоззренчески крайне сомнительным.

Программа по ОПК по Шевченко 1-4 кл

Представленный материал содержит программу по курсу основы православной культуры по Шевченко для начальной школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей первой категории

На заседании Методического Директор ЦДОД

Совета с правами экспертного Михайленко Е.П.

Протокол №__________ ___________________

От «____» ___________2011 г. ОТ «____» ______2011

«Основы православной культуры»

Образовательная программа дополнительного образования детей

Возраст обучающихся -8-10 лет

Срок реализации программы-3 года

Педагог дополнительного образования

Козаченко Валентина Ивановна

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Анализ ситуации в России за последние годы показал:

-нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;

-в результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.

Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Читать еще:  К чему снятся ирисы собирать. К чему снится видеть яркие свежие цветы ирисы в саду? Новые знакомства, скрытые таланты

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Все эти проблемы и привели к разработке программы « Основы православной культуры в начальной школе », которая рассчитана на 3 года обучения в начальной школе.

Данная программа разработана в соответствии со стандартом начального образования и Примерным содержанием образования по учебному предмету « Православная культура», представленным Министерством образования РФ (М., 2002г.), на основе учебных материалов и опыта преподавания по авторскому учебно-методическому комплекту «Православная культура» (автор Л.Л. Шевченко).

Цель программы: формирование базовой культуры личности школьника.

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и обозначенными в «Примерном содержании образования по предмету «Православная культура», программой определяются следующие задачи обучения и воспитания:

-передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции России как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;

-воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.

В соответствии со спецификой предмета «Православная культура» задачи программы конкретизированы.

Задачи духовно-нравственного образования:

-дать знания о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;

-развитие нравственных чувств (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;

-формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.

Задачи эстетического образования:

-развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;

-развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;

-развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;

-развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.

Таким образом, решение поставленных задач предполагает выделение знаний, умений, навыков, уровней воспитанности, являющихся показателями их реализации.

Определение умений и навыков в результате работы по программе.

Педагогическое решение предполагает создание системы выработки специфических (в соответствии со спецификой предмета и возрастными особенностями детей) навыков-умений.

Навык формируется повторением. На занятиях православной культуры у детей развиваются навыки и потребности общения с объектами православной культуры: с Библией – величайшим памятником мировой литературы, литературой о жизни святых, о православных традициях и ценностях, отраженных в произведениях искусства и в окружающей жизни(в православных праздниках, памятниках архитектуры, иконописи и т.д.) Для этого занятия с детьми рассматриваются как практические творческие.

Умения в области православной культуры предполагают творческое применение полученных знаний в повседневной жизни. Например, полученные знания о детстве преп. Сергия Радонежского, об отношениях в семьях других святых помогают ребенку не только увидеть примеры, но и становятся средством формирования системы отношений в семье(послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи), умения выполнять свои обязанности по отношению к близким, товарищам и т.д.).

Содержание программы «Православная культура в начальной школе» позволяет младшим школьникам узнать о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребенком связей культуры России с традициями православной культуры. Младший школьный возраст, характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией духовной и светской музыкой, живописью и зодчеством и так далее позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и религиозных понятий категорий закладываются представления о христианском понимании красоты и доброты, зла и безобразного в окружающем мире.

Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.

Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным.

Читать еще:  С кем нельзя встречаться по именам. Какими именами не стоит называть девочек

Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.

1. Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека : ( вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)

– Важные категории и понятия этики : ( добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет , культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)

– Общие понятия гражданско-правового сознания : ( Родина , патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим)

2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;

  1. оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;
  2. правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;
  3. быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
  4. уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;
  5. демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
  6. осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
  7. осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;
  8. уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
  9. терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
  10. управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);
  11. действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
  12. выглядеть опрятно и аккуратно;
  13. осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Содержание программы «Основы православной культуры в начальной школе» определено «Примерным содержанием по предмету «Православная культура» и составивших основу авторских учебно-методических комплектов «Православная культура» Л.Л.Шевченко.

Структура программы организована на основе принципов: содержательных обобщений, концентризма и повторяемости, личностно-ценностного соответствия и включает 4 интегративных блока тем, соответствующих годам обучения по классам:

1 год обучения. Мы и красивый мир Божий в христианской картине мира) вокруг нас (Творец и творение).

2 год обучения. Радостный мир православной культуры.

3 год обучения. Православная культура вокруг нас. Отечество земное и Небесное. Добродетели в жизни христиан.

Методическое сопровождение включает комплект методических материалов для учителя: Концепция и программа учебного предмета, материалы для самоподготовки учителя, мультимедийные материалы, учебные пособия для детей.

Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.

Формой итогового контроля является коллективный творческий проект.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном уровне в соответствии со ступенями обучения (начальной школы). Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности.

В рамках требований учащиеся должны:

-называть и показывать;

-определять и измерять, фиксировать;

-прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения программного материала, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

Реализация программы рассчитана на 3 года обучения в начальной школе.

1 год обучения. Мы и красивый мир Божий вокруг нас.

В программе 1 года обучения закладываются основы духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В программе выделены 2 аспекта обучения и воспитания:

1.Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.

2.Опора на наглядно-образный компонент учебного материала.

В соответствии с этим разработаны задачи 1 года обучения:

-актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;

-развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историкокультурном контексте;

-увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры;

-формирование умений анализа и оценки на основе норм христианской этики.

Источники:

http://alleng.org/d/relig/relig087.htm
http://religious.life/2019/10/recenzija-na-uchebnik-opk-shevchenko-l-l/
http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2012/06/08/programma-po-opk-po-shevchenko-1-4-kl

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: