Основы православной культуры кураев рабочая тетрадь. Святые кирилл и мефодий

Основы православной культуры кураев рабочая тетрадь. Святые кирилл и мефодий

Урок 11. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Сравнение букв русской и славянской азбук. Буквы Азъ, Веди, Глаголь, Добро

· ребёнок осознает значение письменной речи для сохранения знаний;

· поймет, что любая письменность начинается с изобретения азбуки – специальных знаков, обозначающих звуки речи;

· получит представление о Кирилле и Мефодии как о создателях славянской азбуки и православных просветителях;

· узнает, что в старославянской азбуке 40 букв и что славянские цифры записываются буквами под титлами;

· у ребёнка появится интерес к старославянскому языку, и он захочет его изучать.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий (икона)

Кирилл и Мефодий на горе Олимп (со славянской азбукой)

Кончина Кирилла: 18 с

Равноапостольные Кирилл и Мефодий: 46 с

Памятники Кириллу и Мефодию

· Какое главное отличие человека от животных? (Речь).

· Для чего нужна речь? (При помощи учителя дети должны понять, что речь это не только средство общения, но и способ самовыражения, через речь человек передаёт своё мироощущение).

· Речь бывает устная и … письменная.

Было такое время, когда человек владел только устной речью, письменной речи не было.

· Как вы думаете, почему у людей появилась необходимость в письменной речи? ( Общаться на расстоянии; появилась необходимость передавать свои знания, опыт будущим поколениям; чтобы записывать историю человечества, своего народа…)

· Не так давно вы ещё не умели ни читать, ни писать. Скажите, пожалуйста, с чего началось ваше обучение чтению и письму? (С азбуки).

· Откуда появилась азбука ? (Её составили люди.)

· Из чего состоит любая азбука? (Из букв).

· Что такое буква? ( Это специальный знак, которым обозначается тот или иной звук речи.)

Сегодня я расскажу вам о том, как появилась наша, славянская азбука (русский народ – это восточные славяне) и о её составителях святых Кирилле и Мефодии (м-ф 01. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий).

Было это в 9 веке, т.е. более 11 веков назад.

Жил в одном городе богатый вельможа, военачальник по имени Лев. Он был грек, а жена его Мария была славянкой. У них было семеро сыновей, которых они воспитали в любви к Богу и благочестии.

Старший брат вошел в историю под монашеским именем Мефодий (815-885). Его мирское имя оказалось утраченным. Монашеское имя младшего – Кирилл (826 или 827-869). В миру он звался Константином.

Когда Константину было 7 лет, он увидел сон, как наяву, в котором местный воевода собрал на бал самых красивых и знатных девиц и предложил Константину выбрать себе невесту. Из всех красавиц лишь одна привлекла его внимание и стала его избранницей, имя её было София. Он обручился с нею и был верен ей до конца дней.

· Кто знает, что означает имя София? (Премудрость).

Когда Константин рассказал о своём видении родителям, они сразу поняли, что их сыну назначено Богом, служить Софии Премудрости Божией и нести слово Божие людям. Родители поспешили исполнить волю Господа и подыскали Константину хороших учителей. Своим прилежанием в учёбе, упорством, стремлением к знаниям Константин поражал своих учителей.

Прилежно изучая книги, Константин видел, насколько ещё незначительны его познания, т.е. ему требовались ещё более лучшие учителя.

· Как вы думаете, к кому всем сердцем воззвал Константин о помощи? (К Богу).

Он усердно просил Бога послать ему лучших учителей и, прошение его исполнилось. В это время в Греческой земле умер император, и царствовать стал его сын Михаил с матерью – благочестивой царицей Феодорой. Но Михаил был ещё малолетним, и ему в воспитатели были назначены трое вельмож. Один из них был хорошо знаком с родителями Константина, и, зная об успехах и прилежании Константина, послал за ним, чтобы он учился наукам вместе с юным императором Михаилом.

· Почему вельможа хотел, чтобы юный царь учился вместе с Константином? (Своим усердием и достойной жизнью Константин будет оказывать хорошее влияние на будущего царя).

Недаром говорится: «С кем поведёшься, того и наберёшься».

Читать еще:  Православие когда праздник вознесение. Вознесение господне

Константин с радостью отправился в путь, благодаря Бога за помощь. Своим умом и прилежанием он приводил в изумление учителей, за что его впоследствии прозвали Константин – философ, Мудрец.

Его старший брат Мефодий, следуя отцу, стал военачальником. Он был талантливым организатором, и ему было поручено правление одним из славянских княжеств. Перед ним открывалась высокая военная карьера. Но Мефодий от воеводства отказался и ушёл на святую гору Олимп, в монастырь, чтобы всю свою жизнь посвятить Богу.

Принял постриг, т.е. стал монахом и его младший брат Константин.

Однажды к императору Михаилу, с которым учился Константин, пришли послы от одного славянского племени. Народ этого племени желал принять святое крещение и просил прислать к ним священника. Константин имел священнический сан, хорошо говорил на славянском языке, поэтому он и был направлен.

Константин поехал, поведал им о Слове Божием, о правилах жизни, которые надо соблюдать христианам, научил нескольким молитвам, крестил их.

– А что нам дальше делать? – спросили новые христиане.

– Возлюбить друг друга, просвещать свой разум и очищать душу, – ответил Константин, понимая, что слова его пропадут без пользы.

· Скажите, ребята, как человек может просветить свой разум? (При помощи Священных книг).

Но у славян не было ни одной Священной книги, потому что в то время Библия существовала только на латинском, греческом и еврейском языках.

И тогда император Михаил вызвал братьев Мефодия и Константина (в монашестве Кирилла) и поручил им перевести Священные книги на славянский язык.

Славяне имели красивый язык, но они не имели возможности красоту славянского слова выразить письменно, т. к. их письменность была очень примитивна. Как предполагают, славяне не имели букв, а читали по чертам и резам.

Необходимо было создать такую письменность, которая смогла бы передать всё величие Божественного творения через красоту славянского языка. Эта задача была не из лёгких.

Но Константин знал, что делать. Он затворился в своей келье (келья – комната монаха в монастыре), наложил на себя сорокадневный пост (пост – очень строгие ограничения в еде, пища только растительная и в очень малых количествах) и неустанно молился.

· Как вы думаете, о чём он просил Бога?

Он просил Бога открыть ему буквы, которыми можно будет выразить красоту, мощь и силу славянского языка для прославления величия Божия. И Господь исполнил прошение.

На святой горе Олимп в тиши монастырской кельи на основе греческого алфавита Константин, при помощи Божией, создал славянскую азбуку (м-ф 02. Кирилл и Мефодий на горе Олимп).

Вскоре он начал перевод Священных Книг с греческого на славянский язык. В трудах ему помогали ученики и брат Мефодий. Так Слово Божие пришло к славянским народам.

Вся жизнь Константина была наполнена тяжкими испытаниями и напряжённой работой. Это подорвало его и без того слабое здоровье, и в 42 года он сильно заболел. В чудесном видении Господь известил святого Константина о предстоящей кончине, после чего, Константин принял схиму (высший монашеский чин) с именем Кирилл ( м-ф 03/видео. Кончина Кирилла : 18 с). Через 50 дней после принятия схимы равноапостольный Кирилл скончался.

Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты и не подумай оставлять труды учительства».

Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. После себя он оставил около 200 обученных им священников – славян ( м-ф 04/видео. Равноапостольные Кирилл и Мефодий: 46 с).

Старославянская азбука. Работа в тетрадях.

Раздел «Славянская азбука» помещен в конце тетради после стр. 64. Цифры в славянском языке записываются буквами, поэтому нумерация страниц этого раздела начинается с 1-й страницы. Рядом с арабской цифрой, обозначающую номер страницы, вы увидите и славянскую цифру.

Откройте урок 11, который находится в разделе «Славянская азбука» в конце тетради. На каждом развороте страницы этого раздела в рамке расположены все буквы славянской азбуки.

На странице 11 урока вы видите изображение святых Кирилла и Мефодия.

Эти два человека никогда не были на русской земле, и жили они за сто с лишним лет до того, как Русь официально крестилась и приняла их письмена. Казалось бы, Кирилл и Мефодий принадлежат к истории других народов. Но именно они перевернули бытие русского народа. Они передали ему азбуку, которая стала плотью и кровью культуры русского народа.

Читать еще:  Денежный гороскоп девы на октябрь г. Гороскоп на октябрь для мужчины знака дева

На русской земле, в благодарность Кириллу и Мефодию, наш народ поставил им не один памятник (м-ф 05-06) , а Церковь 24 мая установила праздник, посвящённый равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителям словенским.

Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.

Сегодня мы начнём знакомство с буквами старославянской азбукой, но сначала решим тест (11 урок).

После решения теста.

Откройте страницу 4.

Знакомство со старославянской азбукой.

В старославянской азбуке каждая буква имеет своё имя.

Открывает старославянскую азбуку буква АЗЪ, которая обозначает звук «А».

В древней книге, которая называется «Сказание о письменах черноризца Храбра» говорится о том, что «Та первая буква «АЗЪ» Богом данная роду славянскому для открытия к разуму уст, учащихся буквам, великим движением уст возглашается. А другие буквы малым раздвижением уст возглашаются и произносятся».

· Как это можно понять? (Как уста широко разверзаются при произношении первой буквы азбуки, так и разум нужно широко разверзнуть для принятия слова Божия).

Имя второй буквы «БУКИ», она обозначает звуки «Б» и «БЬ». Слово «буки» по-славянски обозначает буквы. Слово это произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для своих письмен.

· Сложите 1-ю и 2-ю букву (АЗЪ + БУКИ). Что получилось?

Азбуки или азбука. Вот откуда произошло слово азбука.

· Как вы думаете, какое имя дали букве, обозначающей звуки «Д» и «ДЬ»? ( Добро).

Имя каждой буквы несёт в себе глубочайший смысл. Но об этом мы с вами будем говорить позже.

В этом году мы с вами познакомимся с именами всех букв старославянской азбуки и узнаем, какие звуки эти буквы обозначают, научимся читать слова по – старославянски.

Также познакомимся со старославянскими цифрами от 1 до 20, и даже будем решать примеры, записанные старославянскими цифрами.

Внизу каждой чётной страницы расположена лента букв, включающая буквы, отличные от букв русской азбуки.

На нечётных страницах расположена лента цифр, включающая арабские цифры от 1 до 10, цифру 20, и соответствующие им славянские цифры.

Работа с азбукой.

· Ребята, внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы? ( В старославянской азбуке есть буквы, которых уже нет в русской).

· Назовите эти буквы.

· Сегодня мы с вами познакомимся с первыми шестью буквами старославянского алфавита.

Знакомство с буквами от Азъ до Добро

· Чтение названия букв и соответствующих им звуков.

Андрей Кураев «Основы православной культуры»

Этот учебник с иллюстрациями по модулю ОПК предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов общеобразовательной школы кандидата философских наук Андрея Кураева, ныне протодиакона – одна из первых электронных версий. Текст и материалы станут хорошим подспорьем и для педагогов, и для родителей, обучающих детей дома.

Ранее неофициальное издание было подготовлено, сверстано и составлено в 2010 году после большой подготовительной работы церковного редакционного совета и выложено в сеть интернет. После некоторых редакций и апробирования в школе учебник был принят и теперь повсеместно используется на уроках ОПК. Он признан лучшим в современном образовательном пространстве.

Учебник – достойный ответ противникам этой школьной дисциплины, ошибочно и категорично считающим ОПК проповедью православной веры школьникам. Автор отец Андрей подчеркивает не религиозную, а именно культуроведческую направленность курса. К слову, именно таким и предполагала его Русская Православная Церковь, когда инициировала модуль по предмету.

Все темы, проблемы, понятия учебника отца Андрея Кураева, по сути, отвечают на вопрос: что такое культура и религия, какова связь между ними?

Учебник хорош тем, что практически ориентирован на занятия с детьми данного возраста. Автор учитывает и тот факт, что на курс ОПК выделено совсем небольшое количество часов в школьной программе, что для изучения основ православной культуры ничтожно мало – поэтому его учебник имеет хорошо организованную структуру, кратко и лаконично излагает материал, дает четкие и понятные определения и понятия.

Начало курса (4 класс) включает 17 уроков, из которых 16-й полностью отведен на зачетные задания, а 17-й является обобщающим. В главах-уроках кратко рассмотрены такие масштабные темы как православие и культура, отношения Бога и человека, Христос, заповеди, этические основы, устроение храма, икона.

Читать еще:  К чему снится сова филин. К чему видеть во сне сову? Окрас оперения птицы

Продолжение курса в 5 классе укладывается в 12 уроков-глав, раскрывая и культурно-исторический, и духовно-понятийный пласты: Церковь в истории, заповеди блаженств, чудо, Суд Божий, причастие. С православно-христианской точки зрения рассматриваются такие явления и ценности, как природа, семья, защита Отечества и труд.

Тема труда в учебнике является заключительной, ее подача автором очень любопытна, актуальна в наши дни и, пожалуй, заслуживает внимания, потому что поднимает в том числе и социальные проблемы.

Автор акцентирует тему воздаяния за труд, которая раскрывается в Библии: «Кто пашет, должен пахать с надеждою», говоря о том, то недопустимо ввергать людей в нищету, задерживая работникам зарплаты, увеличивая рабочее время и ужесточая их условия труда. Хотелось бы, чтобы учебник попал в руки некоторым работодателям, которые жертвуют на храмы, но при этом неохотно выплачивают заработанное. Кроме того, автор учебника показывает детям, что у понятия труда есть духовное измерение. По словам протодиакона Андрея Кураева, «…труд – это не просто средство пропитания, это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд дает опыт, знания, закаляет характер».

Емкий и насыщенный понятиями курс ОПК умещается всего на 200 страницах пособия.

Культурологическая направленность отражена не только в тексте, но и в прекрасном иллюстративном материале, который вдумчиво, с большим художественным вкусом и знанием русской и европейской изобразительной культуры подобрал отец Андрей вместе с иллюстратором. Издание высоко эстетичное – его украшают фрески и иконы кисти Дионисия, Рублева и Павла Корина, шедевры Рембрандта и гравюры Доре, яйца Фаберже, а также картины в исполнении Репина и Иванова, Юона и Петрова-Водкина, Нестерова и Врубеля, Поленова и Васнецова, Кустодиева и Айвазовского, Васнецова и Рябушкина, и т.д.

Наилучшему усвоению материала способствуют и стихотворения Майкова, Алексея Толстого, Лермонтова, духовные стихи. Кроме того, после каждой главы есть вопросы для повторения.

Словом, даже взрослые читатели, не равнодушные к культуре и искусству, а также малознакомые с богатейшей и разнообразнейшей культурой православия, тоже получат большое удовольствие от знакомства с этой книгой.

Основы православной культуры. 4 класс. Методическое пособие

Пособие адресовано учителям, работающим по учебнику «Основы православной культуры». Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

В пособии рассмотрены наиболее сложные вопросы содержания нового предмета, межмодульные и межпредметные связи, возможности курса в решении задач социализации и воспитания школьников, организации внеурочной деятельности.

В помощь учителю предлагается также тематическое планирование, подробный методический комментарий с описанием технологий работы с текстом и иллюстрациями учебника.

Содержание

  1. Введение
  2. Методический комментарий к поурочным разработкам
  3. Тематическое планирование (34 ч)
  4. Поурочные разработки
    • Раздел 1. Знакомство с новым предметом
      • –Урок 1. Россия — наша Родина
      • – Урок 2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия
    • Раздел 2. Введение в православную культуру
      • – Урок 3. Колокола
      • – Урок 4. Православный храм
      • – Урок 5. Как христианство пришло на Русь. Православие
      • – Урок 6. Жизнь Иисуса Христа
      • – Урок 7. Апостолы — ученики Христа. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
      • – Урок 8. Не совсем обычный урок
      • – Уроки 9–10. О душе
    • Раздел 3. Храм — дом Божий на земле
      • – Урок 11. Как вести себя в православном храме
      • – Урок 12. Не совсем обычный урок. Внутреннее устройство и убранство храма
      • – Урок 13. Православная молитва
      • – Урок 14. Фреска и икона
      • – Урок 15. Отличие иконы от картины
      • – Урок 16. Образ Христа в искусстве
      • – Урок 17. Православные традиции и семейные ценности. «Семья — малая Церковь»
    • Раздел 4. Православные праздники
      • – Урок 18. Календарный год в православии
      • – Урок 19. Рождество. Крещение
      • – Урок 20. Пасха
    • Раздел 5. Духовные ценности православия
      • – Урок 21. Чудо. Таинства
      • – Урок 22. Десять заповедей Божиих
      • – Урок 23. Любовь и жертвенность
      • – Урок 24. Не совсем обычный урок. Прощение
    • Раздел 6. Жизнь по заповедям
      • – Урок 25. Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта
      • – Урок 26. Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие
      • – Урок 27. Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие
      • – Уроки 28–29. Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям
      • – Урок 30. Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной церкви
  5. Список использованной литературы
  6. Список рекомендованной литературы

Источники:

http://dnkultura.ortox.ru/vtorojj_klass/view/id/1109017
http://azbyka.ru/deti/andrej-kuraev-osnovy-pravoslavnoj-kultury
http://rosuchebnik.ru/material/osnovy-pravoslavnoy-kultury-4-klass-metodicheskoe-posobie/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: