Основы православия. Православие и современность

Православие и современность

Следует решительно заявить: Православие является христианством в его чистейшей форме. Оно сохраняет и развивает апостольское христианство, ничего искусственно не добавляя и не убирая. Из истории Церкви, а также из истории человечества мы знаем, что истина всегда сталкивалась с противодействием. И Православие, сохранявшее истину, всегда сталкивалось с трудностями разного характера. Уже в древности торжество христианства над язычеством почти совпало во времени с началом падения Римской империи. На Западе варварство победило древнюю культуру, были уничтожены многочисленные храмы, Запад отделился от Востока. Начиная с VII века и вплоть до века XV Византийская империя постепенно разрушалась под ударами крестоносцев и мусульман, тогда же ослабели Греческая и балканские Церкви. От турецкого ига они освободились только в XIX веке. Русская Церковь пережила период татарского ига. Православие в Польше боролось с римским католичеством и унией. ХХ век принес почти всем православным гонения со стороны коммунистов.

В чем же Православие нуждается сейчас? Обратим внимание на самое основное.

Что следует подразумевать под этим понятием? Отсутствие свободы – это подчинение Церкви разнообразным национальным, политическим, экономическим или психологическим трендам. Церковь служит народам. Она может инициировать и благословить любую положительную деятельность, в том числе политического характера. Но ошибочным является мнение, что Церковь существует исключительно для этой цели и вне этих задач она не нужна.

Церковь Христова является Царствием Божиим, началом всеобъемлющей жизни, которая не должна знать никаких земных ограничений. В противном случае деформируется церковная жизнь, приспосабливая Церковь к нашим мирским заботам, вместо того чтобы возвысить саму земную жизнь к христианскому идеалу. Церковь, свободная от мира, служит ему – но если она подчиняется тому, что мирское, она становится по сути ненужной. Мы не язычники, чтобы удовлетворяться одной религиозной формой, облекая ее в суету нашей жизни.

Возрождение истинно христианской жизни

Ошибочно думать, что человек, регулярно посещающий храм, только поэтому может считать себя православным христианином. Православный христианин – это человек, который обращен к Богу через Христа; человек, который живет полнотой правды Христовой, который живет во внутреннем и внешнем единстве со всеми христианами. Это человек смирения и любви, который стремится к преображению своей личной и общественной жизни, и ради этой цели он готов к любому труду. Это человек, верный Христу в своей религиозной и обыденной жизни.

В настоящее время православный мир разделен из-за амбиций одних и национального безразличия других, а иногда даже и враждебности. Православным Церквям не хватает единства, не хватает элемента соборности. Результатом этого являются расколы. Но самое опасное – это равнодушие. Причина всех этих явлений – в искривлении церковного сознания. Между тем, идея Церкви весьма понятна: в каждой стране должна быть одна Церковь, один первоиерарх, координирующий национальные и языковые вопросы, касающиеся обычаев и характерных для данного народа культуры и традиций. Только таким способом можно обеспечить лад церковной жизни.

Недостаток церковной культуры

Все те трудности и гонения, которые испытывало Православие на протяжении своей истории, не способствовали интенсивному и правильному развитию церковной культуры. В настоящее время надо везде начинать заново строить церковную культуру. Это дело сложное, так как многие из нас не видят в этом необходимости. Церковь не может быть крепкой, если большинство светских и верующих людей ничего или почти ничего не знают о вере, кроме того, к чему они привыкли. Многие не понимают богослужение и смысла святых таинств; церковным организациям не хватает многих членов и т.д.

Необходима православная миссия

Развитие православного общества невозможно без организованной миссии и работы в этой области. Духовенство пассивно, а священник, даже весьма активный, не многое может сделать в одиночку. Поэтому одинаково необходимы и внутренняя, и внешняя миссия. Нужны образованные миссионеры, потому что к Православию многие испытывают интерес, а современному миру, как никогда раньше, нужно слышать голос Церкви.

Православие должно укреплять истинные представления о человеке, о его отношениях с Богом и обществом. Православие всегда исповедовало существование истины и красоты, которые одинаковы для всего человечества. Это имеет огромное значение сегодня, когда господствует либо полное отрицание этих ценностей, либо их считают относительными и зависимыми от пристрастий и своеволия. И именно эти представления привели к кризису как человечество в целом, так и каждого человека в отдельности.

Человек – существо свободное и разумное, имеющее духовную составляющую. Поэтому дух должен быть во всем преобладающим и самым ценным элементом. Именно понимание этой простой для христианина истины так необходимо современному миру. Материальное наполняет души, умы, науку. Техника, производство и богатство стали богами. Капитализм и коммунизм требовали и требуют господства экономики над всеми и всем. Теперь мы видим, к чему это ведет. Современное человечество все больше погружается в психоз корысти, роскоши и богатства. Человек болеет жадностью к наживе. Современный человек нуждается в спасении от испорченности, извращения и грязи. Его жизнь может быть красивой и святой, но только в здоровом соединении с духом.

Духовная жизнь человека обращена к Богу, так как душа по своей природе христианка. Бог есть Всесовершенный Дух, прообраз человеческого духа. Он есть абсолютное добро, правда, красота и любовь. Только то, что является абсолютным, может быть началом, мерой, и целью всего. Без Бога все становится лишенным разума, лишенным цели, загадочным и относительным. Если нет Бога, то люди придумывают свои индивидуальные правды, индивидуальную красоту и индивидуальные идеалы. Без Бога нет абсолютного начала, которое смогло бы соединить людей, а есть, наоборот, распад и неизбежная враждебность.

Единение через Церковь

Единство людей между собой – важнейшая истина. И эту истину необходимо понять и принять. Все люди взаимосвязаны, даже помимо своей воли, общей природой, происхождением, культурой, языком, государством. Духовная связь между людьми более глубокая, чем они сами думают. Одна из важных идей христианства состоит в том, что никакие различия между людьми не должны их разделять. Только в Боге все мы соединяемся. В Нем соединяются самые важные стремления людей. Он есть сверхсовершенный Идеал, Источник и Цель жизни всех и вся.

Жить в связи с Христом, Святым Духом и Богом Отцом означает быть в Церкви. Это в ней соединены все те, которые соединились во Христе. И именно Церковь есть путь в Царство Христово. Достижению этой цели служат иерархия, Священное Писание, Предание, церковная наука, богословие, богослужение, таинства и прочее. Самая важная задача христиан – приводить всех в Церковь, в которой открывается для каждого возможность совершенной личной жизни, богообщения и полного соединения с братьями во Христе.

Читать еще:  Черная магия наказать соседей воров. Заговоры от воров — поиск, возврат и защита

Православие – путь к спасению

Из Церкви должно истекать в мир всякое добро. На пути добра мир приближается к Церкви, а в ней – к Царству Божию. Это означает, что вне Церкви нет спасения. В ней – источник и наивысшее воплощение добра. Вне Церкви добро легко растворяется во зле.

Осознание подлинного христианства и его животворящей силы – самая важная задача современного православного христианина. Из этого вытекает необходимость последовательного и всестороннего осуществления христианского идеала как внутри Церкви, так – по возможности – и во всем мире. Церковная жизнь во всей своей полноте должна строиться в соответствии с идеалом Христа и новозаветным учением. Для Церкви мало и недостаточно отдельно взятых каких-то аскетических, литургических, культурных и бытовых христианских идеалов. Так и весь окружающий нас современный мир не может жить исключительно свободой или исключительно культурным или материальным богатством.

Поскольку сама природа человека духовна, связана с Богом и естественным образом обращена к единству всех людей, то нарушение этих основ человеческого бытия, даже во имя собственного добра, ведет непременно к гибели.

Миссия святых равноапостольных братьев и вызовы современности

Доклад на Пленарном заседании Межрегионального научного форума «Наследие святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и современное богословское образование в России» секретаря Ученого совета Ставропольской православной духовной семинарии священника Евгения Шишкина

Роль святого Кирилла в истории славянской письменной культуры действительно трудно переоценить. Все признаки кириллической азбуки указывают на то, что она являет собой плод творческой деятельности человека великого разума. Славянская азбука оказалась совершеннейшим типом письма, охватывающим все разнообразие фонетической системы славян, упорядоченным и обустроенным в соответствии с логикой фонетического содержания буквенных знаков. Буквы имели фонологические числовые значения, а также осмысленные наименования, связанные с традиционными символами христианства – «добро», «слово», «глаголе», «мыслете» и так далее. Имя их составили слова разных частей речи и формальной принадлежности и поэтому расположенные в определенной последовательности предпочтения образовывали связный логический текст. Все это черты колоссальной творческой энергии автора.

Я остановился на этом для того, чтобы обратить внимание на истоки человеческой словесной культуры, обратить внимание на библейский сюжет о наречении Адамом имен. Дело в том, что святитель Василий Селевкийский, комментируя этот эпизод, говорит буквально следующее: «Бог говорит Адаму: “Будь творцом имен, давай имена тем, кому Я дал бытие”. Если мы вспомним, что, по мысли святителя Григория Паламы, образ Божий в человеке связывается, в том числе, с творческой способностью, то здесь момент сотворения азбуки раскрывает некое особое призвание святого Кирилла как будущего святого. При этом творение имен, формирование понятийного аппарата было вместе с тем и методом трансляции, перевода слова Божия.

Как известно, древние переводчики руководствовались так называемым пословным методом в стремлении представить библейские тексты во всей полноте их смысла, сохранить семантическое и структурное единство текста. Пословный перевод предусматривал следующие компоненты: количество слов в исходном и результирующем текстах всегда был одним и тем же. По крайней мере, к этому стремились. Соответствующие друг другу эквиваленты располагались во фразе по возможности на одних и тех же местах. Принадлежность к части речи, опять же по возможности сохранялась одной и той же. И таким образом, воспроизводился порядок слов, формальные элементы, ритмомелодическая структура и акцентные формулы оригинала.

Славянский грамматический материал составлялся на основе греческих канонических моделей, в результате чего текст наполнялся грецизированными конструкциями, содержащими непривычные для славян обороты, формулы и соположения слов.

Таким образом, глубочайшее постижение духовной реальности, открывающейся в библейских текстах, позволило святым братьям выразить ее в кристально чистых, чеканных лексемах. Другими словами, подбирая аналог к греческому тексту, они настолько ярко выявляли смысловые возможности славянских терминов, которые тогда терминами, естественно, еще не были, что они заложили основу всей словесной культуры в высших проявлениях славянского духа. Поэтому церковнославянский язык до сих пор воспринимается как высокий штиль русского языка.

И если мастерство воспроизведения – это, как говорят некоторые ученые, форма соавторства, то создание славянских библейских богослужебных текстов, в свою очередь, стало и созданием нового языка. Перевод был равен языку, который святые братья, естественно, не придумали как искусственный языки, например, эсперанто, имеющий лишь внешние, как бы материальные формы сходства с реальными языками, но положили начало его рождению. Язык текстов Священного Писания стал настолько совершенным и самодостаточным, что обнаружил в себе признаки определенной языковой системы, которая, к тому же, сближала славян с языком оригинала через те самые греческие модели и конструкции. Не случайно известный ученый Шерпа, говорил, что лингвисты совершенно правы, когда выводят языковую систему, то есть словарь и грамматику данного языка, из соответствующих текстов.

В истории славянской письменности, как известно, за этим языком закрепляется термин «старославянский», и важно, что воспринимался тогда он как предмет практического освоения. Его не учили филологически, а осваивали в процессе чтения священных текстов. Это важный момент. У святых братьев не стояла задача создать язык. Славянский литературный язык (если можно применить это к той эпохе и о нем говорить, что едва ли) объективно еще не мог выразить сложнейшие нюансы смыслов богословских и демагогических текстов. Неповторимая архитектоника этих текстов по определению не могла быть тождественна славянскому строю речи. Язык, возникший в результате творчества и преодоления этого вызова, смог обеспечить существование тысячелетней традиции, к которой причастен каждый из нас, даже если этого не осознает. Этот язык оказался живым и способным к изменению. И более того, этот язык коренным образом определил пути славянской культуры.

В этом контексте я хотел бы подвергнуть сомнению распространенный стереотип: «Церковь должна говорить с обществом на его языке». Дело в том, что абсолютный приоритет содержания в церковном послании, в апостольской обращенности Церкви к миру зачастую влечет за собой возникновение новых форм и новых, в том числе, коммуникативных возможностей.

И, конечно, в своем докладе, несмотря на то, что он сформулирован «Миссия святых равноапостольных братьев и вызовы современности», я не ставил задачи сделать тщательный анализ этих самых вызовов современности, а лишь поставить проблему: в чем состоят эти вызовы, что опаснее – так скажем, устаревание каких-то форм или же то, о чем говорил апостол Павел, предупреждая: «Духа не угашайте»?

Читать еще:  21 ноября знак зодиака скорпион. Здоровье и Болезни

Дело в том, что обучение миссии не является обучением методам. Патриарх Фотий не был создателем алфавита. И фактически, то, что сотворили святые равноапостольные братья, они получили не от своего учителя – это было результатом их собственного творческого подвига. Но никто из нас не подвергнет сомнению то, что колоссальное влияние святителя отразилось в их подвиге, в том числе, подвиге миссионерском.

И в завершение своего доклада я хотел бы обратить внимание на формулировку, предложенную Патриархом Кириллом применительно к целям духовного образования. Все-таки современное богословское образование в России – это тематика нашей конференции. Святейший говорит, что результатом, итогом обучения должен стать студент, который будет носителем Предания Церкви, в то время как, еще раз подчеркиваю, содержание творит формы, может быть, осваивает их, то есть делает их своими, наполняет их своим собственным содержанием, хотя от этих форм не зависит.

Буквально вчера у нас завершилась большая конференция в Ставрополе, и главный научный сотрудник института мировой литературы Российской Академии наук Виктор Мирославович Гуминский рассказал о своем учителе, заслуженном профессоре, который не имел даже степени не то что доктора, но кандидата филологических наук, и однажды, придя на урок, открыл книгу и начал читать: «В городе М. », и так далее и так далее, не обращая внимания на студентов третьего курса филфака, которые осознавали себя будущими великими учеными и были просто в шоке: «Неужели он думает, что мы, студенты, Гоголя не читали?». Они стали незаметно играть за партами, чтобы не обидеть своего уважаемого профессора, но вдруг, спустя пятнадцать минут такого чтения где-то на заднем ряду послышался маленький хохоток. Через пять минут смеялся уже весь зал так, что сотрясался потолок. Учитель без всяких методов смог донести до них совершенно уникальную особенность, индивидуальное лицо писателя, у которого, как выражается Розанов, слова как-то не так стоят. Вот этот момент передачи внутренней харизмы, который всегда в Церкви особенно важен, я и хотел бы подчеркнуть в деятельности тех святых равноапостольных братьев, память которых мы, в том числе, сегодняшней конференцией чтим.

Православие в современном мире

С незапамятных времен религия играла огромную роль в жизни человека. Люди сбивались в группы, создавали целые племена. Уже на этой стадии развития общества человек стал задумываться об объяснении всех природных процессов. Так и появились первые религии, а именно язычество, которое позже уступает место другим конфессиям.

Сейчас наиболее популярным направлением является христианство. В себя оно включает много ответвлений, но самые многочисленные это католики, протестанты и православные. Разрывы по численности верующих довольно большие. Так, к православию относятся более 220 млн человек. К католичеству более чем 1 млрд последователей. 800 млн. человек относятся к протестантам. Сегодня речь пойдет о религии, которая является самой распространенной именно в Российском государстве — о православии.

История

История православия своими корнями уходит еще во времена Римской империи. Тогда не было понятия католик или православный, был христианин. После раскола империи на Западную, с центром в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе, стали формироваться два независимых направления.

Произошли изменения в правилах проведения обрядов и богослужений, в архитектуре храма и так далее. Даже простая одежда священника уже вызывала противостояние католиков и православных, не говоря уже о сути самого учения, ведь оно тоже претерпело существенные изменения. Так появились различия в толковании некоторых моментов Библии.

В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католицизм и православие. Папа Римский и Патриарх подвергли друг друга анафеме.

Это интересно! Анафема — дословно с греческого переводится как «отлучение». Имеет несколько значений, но самое распространенное это «изгнание, проклятие, отделение». На Руси понималось, как запрещение разговора с другими верующими и с Богом. Анафема накладывала на человека клеймо, его могли преследовать или даже лишить жизни.

Центром православия стал Константинополь — столица Византии. В 988 году по инициативе князя Владимира христианство пришло и на Русь. Православие стало одним из оснований русской культуры, политики и вообще всей общественной жизни. После падения Константинополя только в Российском государстве и еще малом количестве независимых стран, сохранялась эта религия. Тогда по православию был нанесен сильный удар. Храмы бывшей империи теперь использовались мусульманами в своих целях, а многих священников просто убивали.

Однако это дало толчок к развитию русского православия. Его роль в мире и сама значимость России многократно увеличилась. Москва стала одним из главных центров христианства, а позже и «Третьим Римом».

Сильно пострадала православная церковь во времена Советского союза. Тогда активно искореняли верующих, священников. Коммунисты грабили и взрывали храмы, уничтожали святые иконы и другие реликвии. Это принесло ущерб не только материальный, но и духовный. Было подорвано религиозное единение российского народа.

Православие в современной России

На данный момент православная церковь, в отличие от католической, не является централизованной. Если взять, как пример, западное христианство, то можно сказать о том, что там все подчиняется центру. Главой в католичестве является папа Римский. Именно он имеет власть над церковью в той или иной католической стране.

В православии же все обстоит по-другому. Восточное христианство не имеет четкой иерархии в международных отношениях. Церковь каждой страны суверенна, а ее патриарх равен другим. Первым среди равных признают Константинопольского владыку, но и он не имеет власти над другими.

Это стоит знать! В православии существует 14 самостоятельных церквей со своими патриархами. Сюда входят константинопольская, русская, грузинская александрийская, антиохийская, иерусалимская, кипрская, сербская, румынская, элладская, болгарская, албанская, польская, чешская церкви. Все они независимы друг от друга.

В современной России православие становится все более актуальной темой. Времена Советского союза стали кризисом для церкви. Сейчас же она переживает возрождение. Хоть и небольшое, но имеется финансирование от государства на поддержание уровня православия. Так в последние годы строится все больше храмов и соборов. Многие церкви реставрируются и восстанавливаются.

Православие и другие конфессии:

Популярным явлением становится и православное паломничество в сфере туризма. Создается все больше туров к той или иной святыне, важной для православного человека. Кроме того, церковь активно занимается издательством новой духовной литературы, которая быстро исчезает с прилавков. Православие повлияло и на современное российское образование. Был введен новый предмет, для него созданы учебники. Детям рассказывают лишь малую часть основ восточного христианства и русской культуры, но это уже влияет на личность.

Читать еще:  Что год грядущий нам готовит, или очередная «совесть нации. Что год грядущий нам готовит? Земляная Собака не любит риск, эгоистична и настроена на получение материальных благ

Можно с уверенностью сказать, что православная церковь сейчас восстанавливается и крепнет.

Православие в современном мире

Если говорить о православии и его позициях в современном мире, то нельзя не отметить недавний упадок. Из основных ветвей христианства восточная церковь является самой малочисленной. Однако в последнее время все больше усиливается ее роль на мировой арене.

Так, с чужбины возвращаются древние реликвии, вывезенные и украденные из России. Налаживаются и отношение глав церквей католической и православной. С каждым днем во всем мире увеличивается количество последователей. Практически в каждой стране мира есть организации, которые несут православие всем людям.

Должно ли православие быть современным?

Конечно, чтобы успеть за тенденциями нынешнего мира, православию нужно также быть современным. Церкви стоит находить новые подходы к людям, к их культуре. Только так возможно дальнейшее развитие православия. Однако не стоит забывать и о сохранении древних традиций и догматов. Только единение нового и старого приведет к успеху.

Суть православия

Основой или фундаментов каждой религии является вера. Без нее не может существовать ни одна церковь. Православие — это ветвь христианства, суть которой заключается в Символе Веры. Символ Веры — закон, который не может быть изменен. Он был утвержден на четвертом Вселенском соборе. Это особая система самых главных двенадцати догматов, которые и являются основой всего учения.

Догматы

  • 1-ый догмат говорит о Боге, как об Отце. Это тот, кто создал все, что нам дано видеть. Его же называют Творцом всего сущего.
  • 2-ой догмат говорится об Иисусе, как о сыне Божьем, который равен Отцу по сущности.
  • 3-ий догмат повествует о том, что сын Божий сошел с Небес на землю и принял человеческое тело, чтобы спасти людей.
  • 4-ый догмат говорит о жертве Иисуса и его смерти за все человечество.
  • 5-ый догмат повествует о воскрешении сына Божьего на третий день.
  • 6-ой догмат говорит о восшествии Иисуса на Небеса на сороковой день.
  • 7-ой догмат рассказывает о Втором Пришествии.
  • 8-ой догмат говорит о Святом Духе, что равен Отцу и Сыну.
  • 9-ый догмат повествует о святой единой Церкви.
  • 10-ый догмат рассказывает о Таинстве Крещения.
  • 11-ый догмат говорит о воскрешении и бессмертии человеческой души.
  • 12-ый догмат рассказывает о вечной жизни праведников и муках грешников.

Кроме догматов, в основе православия лежат заповеди.

Это важно! Заповеди — религиозные нормы или предписания, говорящие о нравственном и правильном поведении. Они были даны людям Богом через Моисея, а позже и названы Иисусом.

Роль православия

Роль этой веры невозможно переоценить. Появившись на Руси, эта конфессия достаточно быстро стала близкой для простого народа. Конечно, не обошлось без крови и бунта, но в скором времени русскую землю стали украшать первые белокаменные храмы. Народ настолько сильно проникся духом православия, что позже оно становится и основой национальной культуры.

Кроме того, теперь догматы и заповеди веры определяли мировоззрение людей, их моральные и ценностные нормы.

Вместе с собой православие принесло и первые книги, что пусть и медленно, но способствовало развитию и распространению грамоты. Неслучайным является и то, что до эпохи Петра I образование в России было исключительно духовным.

Православие сыграло свою роль и в политике. Именно его принятие открыло Российскому государству дорогу на мировую арену, а именно позволяло налаживать более тесные связи с другими странами. Если говорить о России как о царстве, то царем мог стать только тот, кого благословил сам Бог. Народ верил, что истинный правитель идет «от Бога». Это сильно влияло и на политический курс, особенно во времена Смутного времени.

Важно! Православие стало не только механизмом управления, но и надеждой простого народа.

В самые трудные времена в истории нашей страны именно вера становилась тылом. Так можно говорить о периоде зависимости от Золотой Орды, о Смутном времени, об Отечественной войне 1812 года и о Великой Отечественной войне. В такие времена не была важна политика государства, идеология или экономический курс. Человеку нужна была надежда или какая-то помощь от Бога, тогда он шел в православную церковь.

Чудеса

Необъяснимые деяния или события, которые связаны с Богом — это для нас настоящее чудо. Еще с древних времен в священных книгах люди писали о чудесах, которые совершал сам Иисус, его ученики, а потом и святые по всему миру.

Разве не считаются чудом иконы, которые словно спускаются с Небес от Господа? Они излечивают болезни, дарят силы и надежду. Люди не раз свидетельствовали о свершении чуда и в стенах церквей. Таких случаев существует великое множество, далеко не все они происходили сотни лет назад.

О православных чудесах:

Достаточно всего лишь вспомнить время войны. Сколько великих чудес было совершено. О них рассказывали простые солдаты, которые сражались на полях битвы. Так, один фронтовик поведал, что во время сражений он и его товарищи часто видели в небе силуэт женщины, которая смотрела в сторону фашистов. Там, где она появлялась, были наименьшие людские потери со стороны советских войск.

Великое чудо случилось в селе Годеново. Там и по сей день хранится Животворящий Крест Господень. Так, известен случай, когда в церковь приехала женщина с раком 4-ой степени. После паломничества врачи с удивлением диагностировали полное излечение.

Внимание! Животворящий Крест Господень, согласно преданию, был найден местными пастухами среди болот в окружении странного свечения. От реликвии по рассказам прозвучал голос, который повелел на этом месте поставить церковь. Именно в этом храме по сей день и хранится Животворящий Крест. Здание много раз страдало от пожаров и сгорало до основания, но реликвия оставалась целой и невредимой.

А ведь это далеко не единственный случай. Можно до бесконечности говорить о том, как святые иконы, мощи праведников спасали людей, дарили исцеление. Говорить о чудесах, произошедших в истории православной церкви можно очень долго. Это лишний раз доказывает ее значимость и роль.

В последнее время люди все больше говорят об атеизме. Так человек отрывается от своих корней, своей истории. Наверно, это неправильно. Не зря же говорят, что тот, у кого нет прошлого, не будет иметь и будущего. Православие уже давно стало стержнем русского народа. Им эта церковь и должна остаться. В самые трудные времена именно эта вера защищала наше Отечество.

Источники:

http://pravoslavie.ru/44942.html
http://pravoslavie.ru/71200.html
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/sovremennoe-pravoslavie.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: