Основные положения церковной реформы 17 века. Церковная реформа никона

Церковная реформа Никона и церковный раскол

Церковный собор 1654 г. Художник А.Д. Кившенко 1880

Церковь на Руси с первых лет принятия христианства играла важную политическую и духовную роль в стране. К 17 веку в ней возникли противоречивые процессы, которые привели к тому, что патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, предложил провести реформу.

унификация церковной жизни

повышение роли церкви в государстве

борьба с явлениями, которые подрывали авторитет церкви, например, стяжательство, неграмотность, пьянство священников

борьба с проникновением светских начал в духовную жизнь общества

Стремление укрепить международный авторитет русской православной церкви, чему способствовала идея « Москва – третий Рим».

С целью унификации церковной жизни было проведено:

приведение к единому образцу богослужение и церковные правила

установление единого общерусского свода святых

приведение к единообразию текстов священных книг по греческим образцам, все старые тексты уничтожались

Церковный раскол – это появление в обществе представителей духовенства и мирян, не согласных с изменениями, проводимыми по церковной реформе. Людей, отстаивающих прежние положения церкви, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе старообрядцев был протопоп Аввакум.

Причина церковного раскола

Изменение устоявшихся многовековых традиций и обычаев, несогласие части верующих на изменения в богослужении, обрядах, в переписывании книг по греческому образцу, а не по древнеславянскому.

Из истории церковного раскола

1652 – церковная реформа Никона

1654 – Церковный собор одобрил и принял реформу

Появление старообрядцев во главе с Аввакумом, не поддержавших Никона, преследование старообрядцев.

1658- опала Никона, который провозглашал, что церковная власть выше царской.

1666- лишение Никона сана патриарха и ссылка его в Ферапонтов монастырь.

1666- повторное одобрение положений реформы Церковным собором.

Восстание в Соловецком монастыре в 1668-1676, подавление восстания.

Запрет старообрядчества на Церковных соборах в 1656, 1656 гг., поддержка царём решения соборов.

1666 – на Церковном соборе старообрядчество было проклято.Их преследовали, они уходили далеко в леса, жили в скитах, то есть небольших монастырях, молились по-старому. Когда старообрядцев настигали царские войска, они часто проводили акты самосожжения.

1971 – отмена решений церковных соборов о преследовании старообрядцев.

Сравнение состояния церковной жизни до и после реформы

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА НИКОНА. РАСКОЛ В РУССКОЙ ЦЕРКВИ

1. Причины церковной реформы.

2. Реформа патриарха Никона.

3. Раскол в Русской православной церкви.

1. Причины реформы церкви коренились в социальном кризисе середины XVII в. Кризисные явления поразили и саму церковь. Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки, а также разночтения в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви. Для восстановления ее влияния требовалось навести порядок, унифицировать обряды и священные книги по единому образцу.

Духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени. Кризис выразился в обмирщении сознания. Происходила индивидуализация сознания посадских людей и части верхов общества. Началась рационализация сознания некоторых слоев русского общества. Внешнеполитические интересы страны также требовали реформы. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы. Для этих целей необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, а также сербской и других православных церквях на территориях, которые планировалось присоединить.

Читать еще:  Сон красивые ноги у себя. Ноги во сне к чему снятся (толкование по соннику Магини)

При Алексее Михайловиче в Москве сложился «кружок ревнителей древнего благочестия», куда вошли будущие непримиримые враги – Никон и Аввакум. Члены кружка изучали богословские и богослужебные книги, пытались укрепить роль православия в неспокойный 17 век. «Ревнители» выявили значительные ошибки в переводах русских богослужебных и даже богословских книгах. Разгорелись дискуссии, по каким образцам исправлять книги – по своим (старославянским) или по греческим. За первый вариант был Аввакум, за второй – Никон.

2. После избрания Никона патриархом реформа начала проводиться в жизнь.

Важнейшими обрядовыми изменениями явились:

– крещение не двумя, а тремя перстами,

– замена земных поклонов поясными,

– троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного,

– движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него.

– по-иному стали писать имя Христа — «Иисус» вместо «Исус».

Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

В 1667 г. был отменен светский суд в отношении духовных лиц, а в 1677 г. упразднен Монастырский приказ. Одновременно происходило быстрое экономическое укрепление церкви. Строились новые монастыри, к которым приписывались многие села. Осуществление реформы укрепило церковную иерархию и централизацию церкви. РПЦ (Русская православная церковь) превратилась в крупнейшего феодала-землевладельца России.

Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствующую критическому отношению к традиции, восприятию новаций, что стало психологической предпосылкой глобальных преобразований Петра I.

3. Раскол представлял собой религиозно-психологическое явление, содержащее в себе в той или иной мере и социально-политические компоненты. Одним из наиболее сложных и противоречивых последствий реформы и раскола стало старообрядчество. Противники Никона — старообрядцы — отказались признавать реформы. Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый публицист и проповедник. После 14-летнего заключения Аввакум был заживо сожжен за «хулу на царский дом».

Возникновение старообрядчества было вызвано не религиозным формализмом масс, а тем, что, не отделяя обряд от догмата, народ увидел в реформе покушение на веру отцов. Старая вера отождествлялась народом с идеей Святой Руси (концепция «Москва – третий Рим»). В условиях общественного кризиса второй половины XVII в. обострились ожидания конца света, что объясняло как поведение ранних старообрядцев, так и соединение в этом движении столь разных по своим интересам и мироощущению социальных групп.

Не затронув основ христианского учения, нововведения патриарха Никона раскололи Русскую церковь и общество. В расколе отразились фанатизм, тоталитарность, упрямая самоуверенность русской души. Изменение обрядов староверы во главе с протопопом Аввакумом оценивали как предательство Церковью и властью идеала Святой Руси. Реформы Никона воспринимались ими как измена Богу и вере, а значит, как начало Страшного суда и конец Руси. Раскол усилил идейные и социальные противоречия XVII века.

Нарушались единство и целостность Церкви, подвергался сомнению священный характер власти, усилилась зависимость Церкви от государства. Раскол, включивший в себя представителей всех (в т.ч. и высших) сословий (старообрядчество) стал одной из причин многочисленных социальных движений (Соловецкое восстание, война Степана Разина и др.). Формируется влиятельное движение старообрядцев, существующее и по сей день.

Читать еще:  Как задеть мужчину льва за живое. Контролируйте свои эмоции

Церковный собор 1666-1667 гг. проклял старообрядчество. Начались жестокие преследования раскольников. Сторонники раскола скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала. Здесь они создавали скиты, продолжая молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских отрядов они устраивали самосожжение.

4. Однако трагически сложилась и судьба самого Никона. Обладая немалым честолюбием и амбициями, патриарх посягнул на царскую власть, возжелал, чтобы власть патриарха была выше светской власти царя. Поначалу во всём поддерживавший Никона, царь Алексей Михайлович, когда понял, чего добивается патриарх, прекратил с ним общаться. Раздосадованный Никон уехал из Москвы и ждал, когда царь попросит у него прощения и позовёт в Москву. Вместо этого Алексей Михайлович созвал в Москве влиятельнейший Церковный собор из вселенских патриархов. Собор 1666 – 1667 гг. кроме проклятия старообрядчества осудил и лишил патриаршего сана и самого Никона. Закончил свою жизнь Никон в ссылке в им самим построенном Новоиерусалимском монастыре под Волоколамском.

Власть и церковный раскол — реформы патриарха Никона и их последствия

После смерти с Иосифа следующим патриархом стал Никон, бывший митрополит Новгородский. Как тогда говорили, собенный друг Алексея Михайловича. Но он был не только другом, а еще и единомышленником. Дело в том, что Никон разделял идею всеправославного царства, которая была так близка сердцу царя, а еще считал, что править русские православные книги требуется именно по греческим образцам.

Реформы Никона

В дни, когда решался вопрос о новом предстоятеле русской церкви, еще никто не подозревал какой трагедией для страны и народа обернуться эти реформы. Равным образом, было трудно предвидеть, что новый патриарх отнюдь не удовольствуется ролью послушного исполнителя, угодной царю церковной политики. А вознамерится возвысить священство над царством. Собственно, сама церковная реформа, начатая Никоном в 1653 — 1655 годах, заключалась в следующем:

  • крещение не двумя, а тремя перстами;
  • замена земных поклонов поясными;
  • троекратное пение аллилуйя, вместо двукратного;
  • движения верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него;
  • по-иному стало писаться имя Христа — Иисус, вместо Исус;
  • все книги и иконы, написанные по старым, не по греческим образцам, подлежали уничтожению.

Для верующих все эти отступления были существенным нарушением традиционного церковного канона, а ведь молитва, произнесенная не по канону, согласно мнению верующих людей, не просто неправильна, она богохульна. Поэтому Никона тут же обвиняют в латинстве. Дело в том, что греческая церковь запятнала себя флорентийской унией, заключенной в 1439 году.

Будучи человеком властным, волевым, даже, фанатичным, Никон получил необъятную власть над верующими. В отношении царя он претендовал на ту роль, которую выполнял в свое время Филарет при Михаиле Федоровиче. Никон всячески подчеркивал первичность духовной власти по сравнению со светской.

Отречение Никона и суд над ним

Став соправителем царя, новый патриарх оттеснил на задний план боярскую думу, а потом и самого Алексея Михайловича. Отношения между ними настолько обострились, что царь стал выражать открытое недовольство действиями патриарха. Такого к себе отношения Никон вытерпеть не мог. В 1658 году после службы в Успенском соборе он заявляет о том, что слагает с себя патриарший сан и отправляется в монастырь. Этим он надеялся сломить слабовольного царя, чтобы тот молил его о возвращении. На деле все получилось наоборот. Дело в том, что на Алексея Михайловича довольно-таки сильно влияло боярское окружение, которое, по большей части, не поддерживало реформы Никона. Никон понял, что его не спешат звать обратно. И тогда, в 1664 году, он делает попытку вернуться. Перед рождественской службой он вновь появляется в Успенском соборе и заявляет, что сошел с престола никем не изгнанный и вернулся обратно никем незваный. Однако, Алексей Михайлович велит ему вернуться обратно в монастырь.

Читать еще:  Нашел ключ от машины примета. Найти ключ: приметы

В 1666 году царь созовет церковный собор для суда над Никоном. Судить его будут за самовольное отречение от патриаршества без царского на то повеления. Приоритет царской власти над церковной был установлен. Присутствовавшие на суде александрийские, антиохийские патриархи православных церквей поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана. А еще вечное заточение в Ферапонтов монастырь.

Уже при следующем царе, Федоре Алексеевиче, Никон будет освобожден. Дело в том, что до Федора Алексеевича дойдут слухи о том, что Никон тяжело болен. И вот, умирающий Никон поплывет в сторону Воскресенского монастыря. Его будут встречать толпы народа, а Никон к тому времени будет уже не в состоянии оценить тот факт, что его освободили. Он умрет 17 августа 1681 года.

Старообрядец протопоп Аввакум

Тот же самый церковный собор 1666 — 1667 годов, который осудил Никона, придаст проклятию тех, кто не поддержит его реформу, старообрядцами назовут этих людей. Тем самым будет окончательно зафиксирован факт раскола русской православной церкви.

Выдающимся руководителем старообрядчества выступил протопоп Аввакум. Когда-то он входил в кружок ревнителей благочестия, который сложился вокруг царя Алексея Михайловича. Однако позже, резко разошелся во взглядах с царем и с Никоном на церковную реформу. По его мнению опираться православной церкви следовало на старые традиции в изоляции от остального мира. В деятельности Никона и в нем самом Аввакум видел огромное зло, которое лишь ослабляет церковь.

Вот как он отзывался о Никоне: «Никитка, как же, знаю его. Недалеко от меня родился, между Лысково и Мурашкина. Отец его Черемисин, а мати его русалка. Мина — Адаманька, а сам Никитка колдуном учинился».

За свои воззрения Аввакум был арестован и заключен в монастырь, а позже сослан с семьей в Сибирь. Претерпел многие невзгоды. На соборе 1666 года он был предан церковному проклятию и вновь заключён в земляную темницу. После смерти Алексея Михайловича сам сделает шаг навстречу своей гибели, послав новому царю Федору Алексеевичу послание, полное обличений. За великие на царский дом хулы будет сожжен заживо вместе с товарищами по заключению.

Последствия реформы Никона

Реформа Никона не затрагивала религиозных основ, касалась скорее обрядовой стороны, но для любой религии обрядовая сторона тоже необыкновенно важна.

К тому же возмущение вызывал сам факт вмешательства светских властей в дела духовные. Старообрядцы расценили реформу, как покушение на саму веру, веру их отцов.

Они сочли, что государственной властью овладел антихрист.

Масса старообрядцев уходили в леса и при приближении солдат нередко прибегали к коллективному самосожжению. Масштабы этого движения, кстати, поощряемого Аввакумом, ужасали. Широту движению старообрядцев придавали и социальные мотивы: выступление против централизации, крепостничество, вмешательство в духовную сферу. Все это обусловило очень пестрый состав старообрядцев. Туда входили и низы, и боярские верхи, знаковой стала история боярыни Морозовой, и представители духовенства.

Таким образом, церковная реформа и раскол являлись глобальными явлениями, которые имели огромные социокультурные последствия.

Источники:

http://poznaemvmeste.ru/index.php/126-terminy-istoriya/662-tserkovnaya-reforma-nikona-i-tserkovnyj-raskol
http://studopedia.ru/4_167887_tserkovnaya-reforma-nikona-raskol-v-russkoy-tserkvi.html
http://zapolni-probel.ru/istorija-rossii-7-klass/vlast-i-cerkovnyj-raskol-reformy-nikona.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: