Основные идеи декарта. Учение о “врожденных идеях”

Учение Р. Декарта о врожденных идеях

· Суть данной теории в том, что духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи. Это особый род знаний, который не нуждается в доказательстве. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

· Данные идеи могут быть двух видов: (1) понятия, (2) суждения. Примеры врожденных понятий: Бог (существует); число (существует); «воля», «тело», «душа» и т.д. Примеры врожденных суждений: «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

Декарт был сторонником практического познания. Целями познания являются:

· Расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

· Использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

· Изобретение новых технических средств;

· Усовершенствование природы человека;

· Конечной целью познания является господство человека над природой.

Существуют четыре способа достижения мудрости, или научного, ис­тинного знания:

1) постижение самоочевидных истин;

2) чувственный опыт;

3) знание, получаемое из общения с другими людьми;

4) чтение хороших книг.

Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настро­ения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий.

Декарт Рене (1596 – 1650 г.)

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ и политический деятель, родоначальник материализма Нового времени.

Главный научный труд «Новый Органон».

Основные философские идей Френсиса Бэкона

· Философия должна иметь прежде всего практический характер; там, где она остается умозрительной (схоластикой), она неистинна.

· Суть основной философской идеи Ф. Бэкона заключается в том, что в основе познания лежит опыт.

· Главная задача знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над силами природы. В связи с этим Ф. Бэкон сформулировал свое философское кредо: «Знание – сила».

· Обосновывает индукцию как метод обобщения опытного знания. Этот метод – «путь пчелы», который соединяет как переходы от обобщения опытных данных к созданию теории, так и переход от теории и выводов из нее к постановке новых экспериментов.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Учение Р. Декарта о врожденных идеях;

Учение Р. Декарта о субстанции

Дуализм Р. Декарта

· Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой;

· Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека;

· С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: по его мнению, спор о том, что первично – материя или сознание – бессмысленен.

Читать еще:  Русский свято пантелеймонов монастырь на афоне. Монастырь пантелеимонов

· Поскольку человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичными – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Для характеристики сущности бытия Р. Декарт вводит понятие субстанции.

· Субстанция– это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя;

· Высшая субстанция – Бог, единственная, которая действительно существует, вечная, несотворимая, неуничтожимая, причина всего, всемогущая;

· Сотворенный богом мир состоит из множества субстанций, которые делятся на материальные (вещи) и духовные (идеи);

· Коренным свойством (атрибутом) для материальных субстанций является протяжение; для духовных – мышление.

· Остальные свойства материальных и духовных субстанций производны от их коренных свойств и были названы Декартом модусами. Модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д. Модусами мышления – чувство, желания, ощущения.

· Суть данной теории в том, что духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи. Это особый род знаний, который не нуждается в доказательстве. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

· Данные идеи могут быть двух видов: (1) понятия, (2) суждения. Примеры врожденных понятий: Бог (существует); число (существует); «воля», «тело», «душа» и т.д. Примеры врожденных суждений: «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

Декарт был сторонником практического познания. Целями познания являются:

· Расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

· Использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

· Изобретение новых технических средств;

· Усовершенствование природы человека;

· Конечной целью познания является господство человека над природой.

Существуют четыре способа достижения мудрости, или научного, ис­тинного знания:

1) постижение самоочевидных истин;

2) чувственный опыт;

3) знание, получаемое из общения с другими людьми;

4) чтение хороших книг.

Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настро­ения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий.

Декарт Рене (1596 – 1650 г.)

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ и политический деятель, родоначальник материализма Нового времени.

Главный научный труд «Новый Органон».

Рационализм. Теория о «врождённых идеях» Р. Декарта

Рационализм (ratio) – отражает философскую идею, признающую мышление (разум) в качестве источника любого познания и критерия его истинности. Популярным это учение стало в 17 столетии. Основы философского воззрения, его традиции ввел Рене Декарт. В его “Рассуждениях о методе”, “Размышлениях о новой философии” и прочих сочинениях проблема достоверности знания решалась в сфере самого знания и внутренних его характеристик.

Еще одним основоположником новой философии является французский философ Рене Декарт, который, как и Фрэнсис Бэкон, основной задачей философии считал увеличение человеческого могущества путем познания окружающего мира. И так же как Бэкон, Декарт полагал необходимым пересмотреть всю прежнюю философию и построить иную. Однако главное расхождение его воззрений с учением английского философа заключалось в совершенно другом понимании основного метода философского мышления.

Читать еще:  Ученые и философы 20 века. Философия хх века

Для того чтобы создать новую систему взглядов, утверждал Декарт, следует усомниться во всем предыдущем знании, которое выработало человечество. Более того, надо подвергнуть сомнению и существование окружающего: вдруг внешний мир – всего лишь иллюзия, а на самом деле его нет. Можно сомневаться даже в собственном существовании: нет никакой гарантии, что я действительно существую, не исключено, что жизнь моя – тоже иллюзия и мне только кажется, что я есть. Возможно ли что-нибудь устойчивое в этом всеобщем сомнении, то, в чем никак нельзя сомневаться? Оказывается, возможно. Это сам факт нашего сомнения: когда мы во всем абсолютно сомневаемся, то в этом случае не можем сомневаться в своем собственном сомнении. Оно-то уж точно несомненно. Но если мы сомневаемся, значит, мы мыслим, ибо сомнение – это акт мышления. А может ли мыслить то, чего в принципе нет, что не существует. Не может. Значит, если я мыслю, то существую.

Это знаменитое положение Декарта является ключевым моментом его философии. Причем данный тезис не следует понимать в том смысле, что наше мышление порождает наше существование. Речь идет только о том, что факт собственного мышления для нас более несомненен и достоверен, чем факт собственного существования. Мы скорее знаем о том, что мыслим, а не о том, что существуем. Да и о самом своем существовании мы знаем только благодаря тому, что у нас есть мышление. Кошка, например, тоже существует, но знает ли она об этом? Скорее всего, нет. Человек – единственное существо в мире, которое благодаря наличию разума может сказать себе: «Я есть». Животные, не обладающие мышлением, знают ли о жизни и о смерти, понимают ли, что существуют? Таким образом, мышление – реальность более ощутимая и безусловная, чем любая другая, и является первичной.

Вообще ведь для нас реально и действительно существует только то, что мы знаем, о чем имеем понятие или представление, то, что мыслим. Если даже что-то и существует само по себе, но мы не знаем о его наличии, тогда нам совершенно неважно, что оно есть, – ведь для нас его вовсе нет. Так, например, если мы знаем о существовании в океане некоего острова, то его наличие не вызывает сомнений – он действительно есть. Но если он, допустим, существует, а мы не знаем об этом, но, напротив, думаем, что его нет, тогда существует ли он для нас? Конечно же, нет. И точно так же, как из факта мышления мы заключаем о собственном существовании, можно из наших представлений и понятий о вещах, из мыслей о предметах делать выводы о существовании самих вещей и предметов. То есть из мышления выводится не только наше существование, но и наличие внешнего мира. Так же Декарт доказывает существование Бога (вспомним психологический аргумент): если в нашем уме есть понятие о Боге, значит, он существует.

Итак, мышление – первая, несомненная и достоверная реальность, с которой мы имеем дело. Оно независимо, самодостаточно и потому имеет собственную жизнь. Может ли оно тогда быть ничем или являться пустым? Не может. Оно наполнено врожденными идеями, то есть знанием, которое изначально (с самого момента рождения) присутствует в нашем уме и не зависит, следовательно, ни от внешнего мира, ни от жизненного опыта. Вспомним, что первым в истории философии говорил о врожденном знании Платон. Теория Декарта отчасти похожа на учение Платона, однако в последнем изначальные представления в человеческом уме обусловлены высшим, но забытым знанием идеальной души, которая до рождения тела пребывала в совершенном мире истинного Бытия. Врожденные идеи в системе Декарта – это основная характеристика нашего мышления. Откуда они в нем? Заложены Богом. Они являются наиболее общими (широкими) и предельно простыми положениями, которые настолько ясно и отчетливо представляются нашему уму, что мы не можем в них усомниться. Например, знаменитые аксиомы Евклидовой геометрии – это, по Декарту, врожденные идеи ума. Их не надо доказывать, потому что они самоочевидны, то есть настолько просты, ясны и несомненны, что в них и доказывать нечего. Например, есть такая аксиома: «Если три точки лежат на одной прямой, то одна из них лежит между двумя другими». Это положение предельно общее (так как относится к любым трем точкам, лежащим на одной прямой) и в такой же степени простое и ясное, несомненное и очевидное, в силу чего и является аксиомой. Но почему оно столь ясно и отчетливо представляется нашему уму, почему оно самодостоверно и несомненно? Потому что представляет собой врожденную идею, заложенную в наш ум самим Богом, который, говорит Декарт, не может нас обманывать. И, как в геометрии из нескольких простых аксиом с достоверностью строится все грандиозное здание этой дисциплины, так и в других отраслях человеческого знания необходимо отталкиваться от аксиоматичных врожденных идей и возводить на их основе здание любой науки.

Читать еще:  Жены по знакам зодиака. Названы самые идеальные женщины по знаку зодиака

Врожденные идеи являются неотъемлемыми сущностями сознания, его необходимыми качествами. Из них и следует вывести все возможное знание об окружающем мире. Таким образом, информацию не следует собирать по крупицам в процессе жизненной практики, надо всего лишь раскрыть, проявить или реализовать уже имеющиеся доопытные представления. Они являются теми общими положениями, из которых возможно делать выводы в каждом конкретном случае. Поэтому неудивительно, что основным методом познания, по Декарту, должна быть дедукция, когда из неких общих утверждений делаются разные частные выводы. В основе такой дедукции и должны лежать врожденные идеи, не могущие быть ложными, – ведь они являются сущностью нашего мышления, несомненность и достоверность которого для нас очевидна. Важно только правильно применить дедуктивный метод, суметь добыть из изначального знания всевозможные и разнообразные конкретные положения, максимально раскрыть или развернуть его. Таким образом, по мнению Декарта, верный путь познания заключается в том, чтобы вывести истины не из внешнего мира, а из мышления, и поэтому его философский метод получил название рационализм (от лат. ratio – ум, рассудок) и явился противоположностью бэконовскому эмпиризму.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источники:

http://studopedia.ru/4_176320_uchenie-r-dekarta-o-vrozhdennih-ideyah.html
http://studopedia.su/11_28807_uchenie-r-dekarta-o-vrozhdennih-ideyah.html
http://cyberpedia.su/11xd51e.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: