Основные догматы веры. До́гматы

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Основные догматы христианства и православия

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый человек независимо от того верующий он или нет, придерживается определенных истин, которые помогают ему принимать решения и совершать поступки соответственно морали общества в которой он живет. Церковь создала свои догматы христианства, которые принимаются верующими людьми, как основные, недоказуемые правила.

Важно понимать, что если родители хотят воспитать духовно развитого человека, привить ему безграничную любовь к Богу, нужно с младенчества придерживаться всех церковных правил и обрядов. Но для начала, давайте подробнее выясним для себя, что же такое догмат и значение его. Это откровенные истины о Всевышнем, учение, направленное на прославление Отца всего человечества и веру в его искреннюю любовь к своим детям.

Служители церкви, проповедуя основы православия, каждый раз определяют навсегда установленные, постоянные, неоспоримые, неопровержимые, бесспорные, несомненные истины христианской веры. Для таких простых истин характерно: учиться вере, быть открытым и откровенным перед Богом, обязательно посещать церкви, храмы и монастыри не только на большие праздники, но и на простые богослужения.

Основные догматы христианства

Православные истины принимались на 7 Вселенских Соборах. На Первом Вселенском Соборе была установлена неопровержимая истина: Бог единый на всей Земле и существует в трех ипостасях Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

И дальше было рассмотрено упомянутую выше истину подробно. Бог Отец – создатель мира, Иисус Христос, рожденный Девой Марией, который отдал свою жизнь на Земле, таким образом, искупив грехи человечества. Постоянно человечество ждет пришествие Мессии. Обязательно нужно упомянуть о Святом Духе, воскрешение после смерти, как доказательство верующим, что жизнь после смерти продолжается, ведь душа бессмертна.

Христианские догматы воплотили в себе три основополагающих правила, которые должны знать все живущие на Земле:

  1. Существование Всевышнего в трех лицах;
  2. Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
  3. Избавление человечества от грехов.

Каждый догмат — символ веры и указание существующих четких граней, которые нельзя нарушать. За этими рамками могут возникать разнообразные погрешности и предрассудки, а христианские истины оберегают от совершения всевозможных ошибок.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Следовательно, религиозные догматы помогают людям создать ясное понимание о Творце, его отношениях со Вселенной, истинных представлениях о действующих законах мироздания. Разные точки зрения на те, или иные догматы, создают непреодолимые препятствия и приводят к смене религиозных взглядов и появлению разногласий между представителями разных вероисповеданий.

Догматы Православной Церкви

Всего выделяют 12 основополагающих истин в Православии:

  1. Непоколебимая вера в Пресвятую Троицу;
  2. Истина о совершении греха каждым из нас;
  3. Искупление грехов;
  4. Воплощение Сына Всевышнего;
  5. Воскрешение Иисуса Христа;
  6. Вознесение на небеса;
  7. Второе Пришествие и ожидаемый Страшный Суд;
  8. Возрождение значения и роли Церкви;
  9. Воскрешение простых смертных;
  10. Две стороны Божьего Сына – Божественная и человеческая;
  11. Две воли и возможность совершать чудотворные действия;
  12. Почитание икон.

Каждый человек решает для себя готов ли он придерживаться этих основных догм или нет. Насильно навязать чужое мнение и заставить человека искренне верить в существовании чудодейственной силы Творца, не входит в основные церковные каноны. Православные догматы помогут найти себя и открыть новые критерии для оценки разных поступков и действий.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео об основных православных догматах:

Что такое догмат в православном христианстве: определение и принципы

Установить основы истины совсем не просто, особенно если дело касается религиозных течений. В науке критерием правильности теории является ее практическая проверка путем сбора информации и сложных экспериментов. Но если речь идет об абстрактных понятиях, подобное оказывается совершенно невозможным. Именно поэтому перечень самых разных религий в мире составляет внушительный список. И даже основные из конфессий разделяются на многочисленные течения, ответвления и секты. Христианство насчитывает около ста направлений, каждое из которых представляет миру свои догматы. Что такое истинная религия с точки зрения верующих и на чем основывается суть православного учения, следует обсудить подробнее.

Из древней истории

Если истину невозможно доказать иными способами, то она утверждается с помощью непререкаемых положений. Подобное оправдывает необходимость не допускающих обсуждения определений, формулировок и постановлений, а также поясняет, что такое догмат. Собственно, само слово, сохраняя свой основной смысл на протяжении тысячелетий, изначально совсем не призвано было нести в себе обязательный религиозный оттенок. В античные времена с помощью положений, называемых подобным образом, утверждались научные истины. Также часто догматами именовались царские законы, государственные и военные указы, распоряжения. Упоминание об этом можно встретить в трудах Цицерона, Сократа, Геродиана, а также других источниках древности.

Читать еще:  Имя аскар что означает. Значение имени: Аскар

Христианская эпоха

Теологический смысл упомянутое слово получило в период бурного развития христианства, когда богословские истины широко начали обсуждаться на собраниях епископов Церкви. Их принято было называть Вселенскими Соборами. Там выяснялись спорные вопросы дисциплины и законодательства, а также неясные положения вероучения, на основе чего и принимались догматы. Что такое истина или ложь с точки зрения Церкви, решали подобные собрания. Такие постановления не могли подвергаться обсуждению и не допускали сомнений. Считалось, что сам Святой Дух помогает принимать верные суждения в данном случае. Однако решения по вопросам познания и почитания Бога являлись законными лишь в том случае, если на собрании присутствовали представители всех Поместных Церквей, а указанные лица обладали высоким церковным саном.

Христианские традиции

Описанные выше традиции берут свое начало со времен раннего христианства. О принятии решений, «угодных Святому Духу», на собрании истинно верующих и уважаемых людей можно прочитать в Деяниях Апостолов. Но критерием истинности утверждений при этом служили не большинство или демократическое голосование, а строки из Священного Писания с учетом церковных преданий и Божественных откровений. Именно таким образом с давних времен принято было утверждать догматы религии.

Нередко Соборы во времена Апостолов созывались не по принципиальным вопросам веры, а по достаточно частным случаям. На них представительство всех Церквей было совсем не обязательно, обходились силами местных пастырей. Однако решения подобных органов по вопросам дисциплины и правил поведения всегда принимались прихожанами с уважением.

Необходимость догматов

Христиане всех времен твердо были убеждены, что главный их учитель – Христос, еще находясь на земле, открыл своим последователям все, что было необходимо для их твердой веры, спасения, отсутствия сомнений и разногласий между собой по существенным вопросам. Именно поэтому религиозные догматы не могут считаться возникшими сами собой, а обязательно бывают основаны на словах Христа. А он, как полагают знатоки Писания, никогда и ничего не говорил просто так, и все его высказывания имели глубокий смысл. Однако слова и мысли основоположника христианства нуждаются в толковании людей боговдохновенных.

Все догматы Церкви были сформулированы, приняты и признаны в эпоху семи Вселенских Соборов. Происходило это начиная с IV и кончая VIII веком нашей эры. Это было ответом на обилие возникающих постоянно в те времена в христианстве ложных учений и еретических направлений.

Твердый фундамент веры

К основным догматам христианства относятся указанные ниже положения.

Подобные основы считаются фундаментом, на котором держится христианство, они же являются символом веры. Догматы помогают людям глубоко осознать истину о Творце, роли его и человека в общей картине мироздания. Они даруют шанс понять Вселенские законы и иметь правильное о них представление. Различные точки зрения по поводу веры возможны, но чтобы не поддаться лжеучениям, необходимо представлять себе, что существуют незыблемые положения, которые не могут подвергаться сомнению.

Особенности православной веры

В таких многочисленных и признанных конфессиях христианства, как православие и католицизм, существует различие в понимание того, что такое догмат, а также какие положения, принятые на собрании церковных патриархов, можно признавать абсолютной, непререкаемой истиной. Католики (как считают их религиозные оппоненты) часто утверждали свое понимание, не имея на то особой причины. В то время как православные принимали подобные меры, лишь только когда видели распространение течений, существенным образом искажающих основы религиозного учения Христа.

Подобная позиция как нельзя лучше демонстрирует, что такое догмат в православном христианстве. К таковым относятся указанные ниже положения.

Особенности веры православных

Трактовка основных положений христианства у католиков и православных имеет ряд значительных отличий. Окончательное разделение ввиду неприятия взглядов друг друга, у представителей этих двух концессий произошло в 1054 году. До этого они представляли собой Единую Христианскую Церковь. В чем основные отличия во взглядах?

Православные, веря в пресвятую троицу, считают, что Дух Святой может исходить только от одной ипостаси Бога – Отца. Также они не признают главенства папы, догмат о его непогрешимости и безошибочности. Католичество запрещает разводы, а не согласные с этим оппоненты по религиозным спорам в некоторых случаях их допускают.

Не нравится православным также положение о существовании чистилища. Согласно католическим верованиям, это такое место, куда попадают души, еще не достойные рая, но все-таки не столь нагрешившие, чтобы попасть в ад. Там они находятся в промежуточном состоянии до тех пор, пока не заслужат Божественное прощение. В противовес этому мнени, православные уверены, что существуют посмертные Мытарства, которые испытывают только что умершие, но еще не доказавшие своего права на вечное существование в раю. Помочь им могут молитвы живых. Но если эту битву с темными силами не удается выиграть, и умершие попадают в ад, то уже оттуда не возвращаются.

В католичестве очень развит культ почитания Девы Марии, которая, подобно своему сыну, тоже считается свободной от первородного греха, с чем не могут согласиться православные.

Все перечисленное и составляет отличие в религиозных догматах двух названных направлений христианства.

Догматы о вере

Догматы о вере – основные положения вероучения, истинность которых в данном вероучении считается неоспоримой, не подлежащей пересмотру и изменению. Краткое изложение православных догматов дано в Символе веры.

Наш учитель живой веры святой иерей Иоанн Кронштадский в книге “Моя жизнь во Христе” отмечает: “Вера есть ключ к сокровищнице Божией.” Это очень ценное и мудрое определение веры. Вера открывает доступ к богатству божественных сокровищ жизни и вечности. Он продолжает: “Она (вера) обитает в простом любящем сердце. Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.”

И еще пишит: “Вера – духовные уста: чем свободнее они раскрываются, тем большим потоком входят в нас божественные источники; свободно да раскрываются эти уста (в молитве), как и телесные уста; да не сжимаются сомнением и неверием: сожмешь их сомнением и неверием, и заключится для тебя сокровищница Божиих благ. Чем с большею открытою сердечностью поверишь Божиему всемогуществу, – тем с большей щедростью раскроется для тебя Божие сердце. Егда молящиеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам” (“Моя жизнь во Христе,” т.1, стр. 242).

Читать еще:  Кристофор имя. История происхождения и толкование имени кристофор

Вот поэтому-то веру можно назвать первым догматом христианства. Весь Новый Завет наполнен проповедью веры.Трудно объяснить содержание понятия “вера.” Апостол Павел о ней выразился так: “Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых.” “Уповаемых извещение”- признание того, что несомненно есть, был и будет Тот, на Кого или на что и мы надеемся; здесь – внутреннее подтверждение, тайное извещение, что это так и есть. “Вещей обличение невидимых”- хотя не видишь, хотя не открыто во внешнем опыте, однако открывается невидимое чрез внутренний опыт: в расширении духовных горизонтов, в радости или другим образом – через молитву.

Вера тогда действительна и тогда действенна в человеке, когда ее предмет действителен, а не воображаемый только.

Вера влечет к соединению с тем, в кого или во что веришь.

Вера может быть сильна, если сам предмет веры обладает силой или принадлежит высшей Силе.

Вера радостна, но радостна тогда, когда верим в совершенное, в подлинное, в высокое или в возвышенное.

Истинная вера поднимает, окрыляет, укрепляет, делает непобедимым, очищает, возводит к небу. Такова вера христианская.

Но если предметом веры ставят ложное, она годна только для разрушения добрых начал в душе; она и не долговечна и легко уступает другому подобному ложному предмету веры.

Когда люди привязываются своею верою к тому, что хотя бы и существует в действительности, но что само по себе – низко или зло, то такая вера понижает их самих нравственно, и они попадают в сеть нечистых сил.

Легковерие не есть вера. Легковерие есть выражение легкомыслия, поверхностное принятие людьми услышанного ими. Легковерие обнаруживает лень души, лень и наивность ума. Легко принятое, оно также легко и теряется.

Религиозная вера вносит содержание и смысл в жизнь человека. Она создает полноту духовной жизни. Она, хотя бы временно, частично, отрывает от низких и вообще земных интересов, вводит в область переживаний высоких, нравственно чистых, святых. Легко ли достигается такая вера?- Это зависит от душевного состояния человека, от наличного содержания его мыслей, привычек, устремлений. Чем чище душа, тем легче воспринимает она доброе, тем чувствительнее она к добру, тем легче откликается на зов к высокому. Однако, она суровее легковерия, она всегда требует некоторой жертвенности. Но зато сама эта жертвенность, при вере, становится более легкой, а в высоких, редких случаях приводит к радостному самопожертвованию. Такая вера почти не требует видимых или умственных доказательств. Потому и Евангельское: “Блажены не видевшие, и уверовавшие.”

Бывает не грешное неверие: это вера еще не укрепленная, соединенная с сожалением о слабости своей души. “Верую, Господи, помоги моему неверию”: это признание не препятствовало исцелению бесноватого отрока, по Евангелию. Была вера апостола Фомы, соединенная с жаждой – жаждой ее полноты, ее крепости, выраженная в словах: “Если не увижу, не поверю,” в смысле – не буду иметь той радости, какую даст мне “видеть,” какую имеете вы. Так бывает, что сомнение или “недоверие” к благовестию истины показывает не иное что, как исключительную важность этой вести для человека, а вместе и чистоту или высоту его души, как это мы видим у апостола Фомы.

Религиозная вера не есть вера в свою собственную силу. Глубоко ошибаются некоторые религиозные секты, когда учат о благотворности и ценности веры “самой в себе,” веры в то, чего хочется: убеждать самого себя в своем здоровье, веры в удачу, веры в благополучие свое собственное. Такая вера – самообман и враг христианства.

Уверенно называем христианскую нашу веру первым догматом христианства. Именно этим словом начинается наше ежедневное исповедание основ христианства: “Верую во единого Бога,” по Никео-Цареградскому символу.

По образному выражению св. Иринея Лионского, вера есть сосуд для черпания воды живой: живая же вода есть благодать Божия.

“Без веры невозможно угодить Богу, ибо требуется, чтобы человек верил, что Бог есть и ищущим Его воздает.”

Потому нам заповедуется: “Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте”– проверяйте себя, в вере ли вы (2 Кор. 13:5), наставляет апостол.

К какой способности души принадлежит вера: к уму ли, к воле, к чувству?

Отчасти, предмет нашей веры мы храним в уме. Однако, она есть нечто иное, чем знание, нечто гораздо большее, чем то “убежденное предположение,” какое часто встречается в нашей жизни. Она имеет особую движущую силу.

Читать еще:  Силантий имя. Склонение имени силантий

Она не может быть названа “волевым явлением,” ибо, хотя вера двигает горами, христианин отказывается от своей личной воли, предавая себя в волю Божию: “Да будет воля Твоя на мне грешном.”

Чувство ли она? Но она сложнее отдельного чувства: в ней есть элементы страха, почитания, благоговения, смирения. Значит, она пронизывает весь душевный состав.

Вера действенна, когда душа соединяется с благодатью Божией. А это наиболее бывает тогда, когда она окрашивается, соединяется с любовью: по апостолу Павлу – “Вера, действующая любовью,” что так хорошо выражено на церковно-славянском языке словами: “Вере, любовью споспешествуем,” как бы они вдвоем, вместе шествуют; как бы в действии поддерживают одна другую (Гал. 5:6).

Вера – действующая сила. Но действует она не силой воображения и не самогипнозом, как это представляется некоторыми сектами, а тем, что она связывает с источником всякой силы – с Богом. “Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой,” сказал Господь.

На вере создана Церковь Христова, как на скале, на твердыне каменной. “Верою святые побеждали царства, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острие меча, укреплялись при немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих” (ап. Павел).

Как же понимать Господни слова, обращенные к апостолам: “Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажите горе сей: двинься и ввергнись в море, и не усомнитесь, – будет вам”? Не говорил ли Господь о возможности развития в себе веры в свою собственную силу?

Конечно, нет. Совершенно нет. Зерно горчичное, как ни мало оно, имеет в себе полноту жизни, в направлении ему назначенному, без малейшего ущерба; будучи живым, оно при малейшей доле “материальной,” несет в себе неповрежденное “жизненное начало” и без малейшего уклона, как бы без собственного греха, идет к своему назначению и достигает его. Спаситель говорил об идеальном совершенстве, к коему должны стремиться христиане, говорил о верхе святости, соединяющий верующего с Богом: божественная сила же – безгранична. Апостолы и все святые чудотворцы последующих времен всегда совершали исцеления и другие чудесные действия именем Господа Иисуса Христа, силой веры в Него и силой молитвы Ему, или именем Пресвятой Троицы, во исполнение слов: “верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит.” Когда народ, пораженный тем, что апостол Петр исцелил человека хромого от рождения, сбежался к апостолам Петру и Иоанну, Петр сказал народу: “Вы смотрите на нас, как будто мы силою своею или благочестием сделали то, что он ходит. Ради веры во имя Его (Господа Иисуса Христа, Сына Божия), имя Его укрепило сего (человека), которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами” (Деян. 3 гл.).

Сущность христианства – вера в Сына Божия, Единородного, пришедшего во плоти для спасения людей, для вечной жизни в Боге. Цель всех новозаветных Писаний – утвердить в этой вере призванных и отозвавшихся на призыв, как читаем в конце предпоследней главы Евангелия от Иоанна. В принципе все историческое христианство, христианство в широком смысле слова, стоит как будто на этом основном пункте веры. А между тем оно раздробилось на множество течений, отмежевавшихся одно от другого. Не удивительно, что более чуткие из христиан задумались над приведением разномыслия и разделения к единству. Идея исходит из протестантства. Для них очень желательно вступление в это “движение” старых исторических церквей, несмотря на чуждую протестантам “ортодоксию” и консервативную внешность их. Представители православных же церквей, находящихся в тяжелых условиях, надеются видеть в этом движении некоторую защиту для себя и потому отзываются на призыв.

Слабы надежды одних, жалки надежды других. Показательно, что организованный атеизм не враждебен этому движению и даже поддерживает его.

Напрасно православные, вступающие в это движение, поступаются, своего рода – жертвуют рядом пунктов своей православной веры. Забыто главное. Потеряно главное. Всё неправославное христианство потеряло Церковь. И православные, входя в “движение,” в экуменизм, не понимают, что они уходят от Церкви. Ибо Церковь не есть собрание или союз мало верующих и грешников, предводимый “учеными богословами.” Церковь есть бытие или единый духовный мир, небесно-земной организм, коего Глава – Христос. Церковь имеет полноту святости. Она имеет полноту единства. В ее духовном первенствуют Апостолы. Она есть подлинно вселенская, ибо обнимает небесных и земных. И мы, земные, в ней живем, ее духом дышим, однако в ней мы все еще “званые.” Даже принятые в нее, мы, избранные, но мы еще не имеем одежды, чтобы войти в Чертог Христов. “Чертог Твой, вижу, Спасе мой, украшенный, но одежды не имам, да вниму в он [него].” Нам еще грозит опасность сойти с пути, как многие и многие потеряли его. Мы в Церкви, но в разряде “спасаемых,” а не спасенных. И потому мы особенно должны быть верны Церкви, где для нас есть помощь наших небесных наставников и братьев.

Верую в единую святую, соборную и апостольскую Церковь, которая была, есть и будет до конца мира

Источники:

http://ikona-i-molitva.info/osnovnye-dogmaty-xristianstva-i-pravoslaviya/
http://www.syl.ru/article/363875/chto-takoe-dogmat-v-pravoslavnom-hristianstve-opredelenie-i-printsipyi
http://pravoslavie.by/slovar/dogmaty-o-vere

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: