Определенное мировоззрение и мироощущение людей называется. Мировоззрение

Мироощущение мировосприятие и миропонимание

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших.

В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрение по своей форме может быть:

Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное.

Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.

Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.

Мироощущение мировосприятие и миропонимание

В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.

Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.

В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

Миропониманиескладывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность.

Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.

109.201.143.233 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Типы мировоззрения

Мировоззрение – понятие

Описание

Одним из наиболее важных и интересных вопросов в современной философии является понятие мировоззрения. Определение гласит, что под мировоззрением принято понимать особую сложившуюся в ходе социализации структуру взглядов человека на жизнь в мире и своё место в нём. Поскольку для каждого человека будут характерны свои отличительные особенности в понимании данных аспектов, принято выделять наиболее общую классификацию, которая позволяет отнести человеческое мышление к тому или иному типу.

Типы мировоззрения

Описание

Среди существующих вариантов человеческого мышления и сознания принято выделять в отдельные группы наиболее схожие по общим принципам модели. Такие группы называют типами мировоззрения, они обхватывают широкую категорию отношений людей к миру. Чтобы определить, какие типы мировоззрения выделяет наука, необходимо понять, чем характеризуется каждый из возможных вариантов. Среди наиболее важных типов принято выделять следующие разновидности:

  1. Обыденное мировоззрение. Пожалуй самым распространённым среди населения типом является обыденный вариант мышления, который складывается в ходе повседневной жизнедеятельности людей. Обычно он не отличается сложностью мыслей, наличием правил и сохраняет традиции, которые передаются от поколения к поколению в процессе социализации.
  2. Научное мировоззрение. Наука всегда вносила большой вклад в развитие общества и усовершенствование способов познания жизни. Научная деятельность также смогла повлиять на человеческое восприятие мира и своего места в нём. В связи с этим появился научный тип мировоззрения, отличающийся определённым подходом к объяснению различных явлений и событий, происходящих в окружающем мире.
  3. Гуманистическое мировоззрение. Отдельным направлением в понимании мира является гуманистический подход, который признаёт жизнь человека и все её проявления высшей ценностью и достоинством. Такой вариант позволяет понять свою значимость в жизни общества и принять ценность каждого из представителей общества. Основой для принятия данного варианта является гуманизм.
Читать еще:  Река где крестился христос. Как называется река крещения Христа? В какой реке крестили Иисуса? В священных водах Иордана

Исторические типы мировоззрения

Описание

В процессе исторического развития общества и длительного процесса социализации происходила постоянная перемена мыслей и научных знаний. В связи с этим на каждом новом этапе происходит смена приоритетов в сфере человеческого мышления, на основании которого формировалось сознание. В исторических типах принято выделять мифологию, религию и философские знания в качестве источников для формирования мировоззрения. Рассмотрим виды:

  1. Мифологическое мировоззрение. Наиболее древним вариантом проявления сознания является мифологический тип, который базируется на древних мифах и легендах. В основе такого подхода лежит мифологическое предание или рассказ, позволяющий на доступном языке объяснить происходящие события и явления в окружающем мире. Часто люди использовали сравнение личных примеров из жизни с событиями, которые не подвергались логичному объяснению, для создания правдоподобных толкований.
  2. Религиозное мировоззрение. На смену мифологии пришла религия, призывавшая верить в богов и их проявления силы в повседневной жизни. Основной отличительной чертой религиозного типа является вера в сверхъестественное существование высших существ, которые находятся за пределами понимания в обыденной жизни.
  3. Философское мировоззрение. Наиболее близкой к современному пониманию мира служит философская модель восприятия жизни и роли каждого человека в ней. В отличие от предыдущих вариантов философия всегда опирается на научные знания, имеет чёткую структуру и организацию своей деятельности. В качестве доказательства своих идей и мыслей философия использует аргументированные доводы, подтверждённые научными знаниями.

Формы мировоззрения

Описание

Ещё одной интересной категорией в определении мировоззренческого мышления человека являются формы или функции мировоззрения. Среди возможных функций и форм в особую группу стоит выделить ощущение, восприятие и понимание окружающего мира. Они в наиболее полной мере раскрывают значимость функций сознания и мышления человека.

  1. Мироощущение. Наиболее часто человек сталкивается с наиболее простой функцией мировоззрения, которая называется ощущением мира. С помощью представленной формы человек имеет возможность правильно оценить своё место в мире и жизни, а также почувствовать проявления жизнедеятельности во всех сферах жизнедеятельности.
  2. Мировосприятие. Под восприятием мира принято понимать сложный процесс формирования и накопления знаний о структуре мира и собственном предназначении в жизни. В процессе повседневной жизнедеятельности человек непрерывно сталкивается с событиями и явлениями, которые, так или иначе, отражаются на его общей картине мировосприятия. В конечном итоге это способствует глубокой оценке и осмыслению своего предназначения.
  3. Миропонимание. Ещё одной не менее важной функцией является понимание окружающего мира, жизненных ориентиров и ценностей. Данный процесс происходит непрерывно и зависит от последовательного включения в процесс первых двух форм. Правильность понимания зависит от точности восприятия и внутреннего ощущения своего места и предназначения.

Структура мировоззрения

Описание

Любое проявление мировоззрения в человеческом понимании имеет свои определённые элементы или атрибуты, которые создают единую организованную структуру. Для мировоззренческих идей также существует своя определённая последовательность элементов, создающих единую цепь понимания мира и жизни. Наиболее значимыми из них являются представленные ниже элементы.

  1. Знания. Основным и самым важным элементом являются человеческие знания о мире, его особенностях и видах проявления жизни в нём. Знания служат каркасом, к которому присоединяются другие не менее важные понятия, а также создают единую и общую для всех систему понимания мира. Данная система формируется в ходе образовательного процесса.
  2. Ценности. Ценностные ориентиры закладываются в человеке в процессе его активной социализации. Прежде всего это проявляется в положительном или отрицательном отношении к происходящим вокруг индивидуума событиям. Чаще всего ценностные ориентиры имеют схожесть для широких групп людей и целых социумов, существующих в одинаковых условиях.
  3. Убеждения. Убеждения или принципы складываются у человека в процессе его жизнедеятельности, у разных людей они могут существенно отличаться. При этом убеждения обладают высокой степенью гибкости и изменчивости, что делает их нестойкой структурой для определения мировоззрения. Убеждения могут появляться лишь в определённый период жизни.
  4. Идеалы. Под идеалами принято понимать такие модели поведения в обществе, которые являются примером для подражания и формируют в личности определённые качества. У каждого человека могут быть свои идеалы, но в то же время идеал может быть общим для большой группы людей, в таком случае речь идёт о создании массовой идеологии.
  5. Верования. Каждый человек вправе выбирать и следовать своей правде, в связи с этим верования включают в группу основополагающих элементов мировоззренческой теории. У каждого человека есть свои вещи, в которые он искренне верит, а также имеются события и факты, вызывающие у него острое недоверие. Из этого складывается общая картина мира.
  6. Чувства. Чувства тесно связаны с категорией эмоционального состояния человека и формируют в конечном итоге общую картину мира. Под чувствами принято понимать присущие каждому человеку проявления собственных переживаний по отношению к внешнему миру. Все чувства делятся на две большие группы позитивных и негативных проявлений.
  7. Эмоции. Эмоции в отличие от чувств носят скрытый характер и не отражают общее состояние человека. Они характеризуют его внутренний настрой, но также они способны отразиться на внешнем состоянии в виде чувств или совершённых поступков. Эмоциональный фон очень важен при формировании сознания и мышления.
  8. Жизненные нормы. Жизненными нормами или принципами принято обозначать те алгоритмы и схемы действий, которые помогают адекватно оценить обстановку и принять решение в конкретной ситуации. Жизненные нормы закладываются в человеческом сознании на протяжении многих лет и являются наиболее устойчивой частью восприятия мира.
Читать еще:  Храм святой великомученицы варвары красы. Храмы зарядья

Важно ли для человека его мировоззрение

Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение:

Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.

Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.

Функции мировоззрения

В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках. Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист.

Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.

Исторические типы мировоззрения

На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.

В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.

Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.

Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.

Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.

Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.

Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.

Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.

Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.

Уровни мировоззрения

Понятие мировоззрения содержит три уровня:

  1. Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
  2. Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
  3. Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.

Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.

Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.

Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.

Структура мировоззрения

Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.

Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).

Читать еще:  Чего был сделан адам. Значение имени адам, происхождение, характер и судьба имени адам

Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.

Мировоззрение в философии

Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.

Философия (в переводе с др. греч. — любомудрие; любовь к мудрости) — это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.

Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.

В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.

Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.

Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.

Мировоззрение в психологии

На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:

— всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;

— в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;

— человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.

В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.

В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.

В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.

Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.

На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.

Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.

В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.

Источники:

http://studopedia.ru/18_37491_mirooshchushchenie-mirovospriyatie-i-miroponimanie.html
http://vidamir.com/tipy-mirovozzreniya/
http://onona.online/samorazvitie/mirovozzrenie

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: