Определения мировоззрения. Что такое мировоззрение? Понятие, сущность, роль мировоззрения
Содержание
- 1 Определения мировоззрения. Что такое мировоззрение? Понятие, сущность, роль мировоззрения
- 1.1 Важно ли для человека его мировоззрение
- 1.2 Функции мировоззрения
- 1.3 Исторические типы мировоззрения
- 1.4 Уровни мировоззрения
- 1.5 Структура мировоззрения
- 1.6 Мировоззрение в философии
- 1.7 Мировоззрение в психологии
- 1.8 Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
- 1.9 МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Важно ли для человека его мировоззрение
Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение:
Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.
Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.
Функции мировоззрения
В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках. Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист.
Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.
Исторические типы мировоззрения
На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.
В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.
Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.
Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.
Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.
Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.
Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.
Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.
Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.
Уровни мировоззрения
Понятие мировоззрения содержит три уровня:
- Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
- Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
- Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.
Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.
Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.
Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.
Структура мировоззрения
Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.
Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).
Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.
Мировоззрение в философии
Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.
Философия (в переводе с др. греч. — любомудрие; любовь к мудрости) — это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.
Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.
В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.
Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.
Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
— всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
— в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
— человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.
На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.
Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.
В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие “мировоззрение” шире, чем понятие “философия”. Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения.
Философия выступает как вершина (квинтэссенция) мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в систему, теоретизирует его.
Философия выполняет и роль фундамента мировоззрения.
В философской литературе выделяются три крупные исторические формы или типы мировоззрения:
Все они соответствовали определенным историческим периодам развития человечества: мифологическое было самым первым, самым ранним самоопределением человека в мире. Религиозное (монотеистическое) в современном уже виде возникало практически наряду с философским (немецкий философ К.Ясперс назвал этот период “осевым временем” истории и культуры). Но вместе с тем, все эти типы мировоззрения в той или иной форме присутствуют и в современной духовной культуре в явном (религия) или снятом (мифология) виде.
Сущностью мифологического мировоззрения является, прежде всего, иллюзорность восприятия бытия, и если такая иллюзорность существует в практике людей, то можно говорить о наличии мифологического мировоззрения, хотя, в целом, историческое время его прошло. Мировоззрение не формируется специально профессионалами, оно формируется в процессе жизнедеятельности человека и общества объективно как результат различных влияний и активной избирательности самого человека, хотя и профессиональные философы все же вносят определенный субъективный момент в формирование мировоззрения. Мировоззрение – это социально-историческое явление, возникающее с появлением человечества. Оно не просто является частью его культуры, а выражает ее суть. Процесс выработки мировоззрения представляет общественную потребность: осознание человеком и человечеством мира, в котором он живет, самого себя и своего места в этом мире. Без осознания хода жизни, ее дальнейших перспектив, просто, невозможно куда-либо двигаться, поэтому одной из основных составляющих мировоззрения выступают его ценностные аспекты.
Мировоззрение – это определенная система наиболее общих взглядов человека на мир, на самого себя, на цели и пути исторического развития. Поэтому, будучи системой взглядов, мировоззрение включает в себя не все взгляды, а лишь основополагающие, принципиальные, которые наиболее постоянны и не подвержены сиюминутным изменениям.
Теория формирования личности считает, что основные черты мировоззренческих ориентаций начинают складываться с 2-3-летнего возраста. К 5-7 годам уже устанавливается некоторая определенность, индивидуальность мироощущения и мировосприятия.
Можно выделить несколько важнейших компонентов мировоззрения. Эти компоненты характеризуют три главных момента деятельности человека. Для того, что успешно действовать, человек должен: а) знать, как нужно делать; б) хотеть (желать) именно это и именно так делать, и в) уметь достигать желаемого. Знания, воля и практика – только при сочетании всех этих компонентов человек может реализовать свое мировоззрение.
Можно выделить следующие некоторые структурные элементы мировоззрения:
1. Теоретико-познавательный компонент.
Мировоззрение – это, прежде всего, знание. Оно складывается из системы повседневных или обыденных, научно-технических, профессиональных, социальных и прочих знаний. Познавательный компонент формирует у человека наличие конкретно-научной и универсальной картин мира. Мировоззрение как знание систематизирует не только личные, индивидуальные знания, но и общественные достижения, включает весь человеческий опыт познавательной деятельности.
2. Ценностно-нормативный компонент.
Одним из назначений мировоззрения является не только то, чтобы человек опирался на какие-то знания, а главное то, чтобы человек руководствовался какими-то социальными, общественными регуляторами, чтобы он не выпадал из системы своей эпохи и достижений общечеловеческой культуры. Поэтому важнейшими элементами мировоззрения являются убеждения, ценности, идеалы, которые непосредственно и определяют практическую направленность человека.
Ценность – это свойство вещи или явления, которое может удовлетворить потребности человека в чем-либо, которое оценивается человеком как важнейший предмет или отношение для его деятельности. Ценность то, к чему человек стремится больше всего. Без системы ценностей не может быть никакого мировоззрения. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе выстраивается в определенную иерархию ценностей, которая в течении жизни может неоднократно меняться, но всегда существует.
Следствием устойчивой, повторяющийся оценки человеком своих связей с другими людьми являются нормы. Моральные, религиозные, правовые, политические нормы регулируют взаимоотношения между людьми в обществе и являются практическим выражением мировоззрения как личности, так и общества. Мировоззрение определяет и формирует принципы поведения, установки и ориентации человека и общества. Образно можно сказать, что мировоззрение – это “призма” духовной жизни человека и общества, отражающая их суть.
3. Морально-волевой компонент.
Мировоззрение – это система не только знаний, но и система эмоционального отношения к миру. Кроме интеллектуального освоения действительности, человеку необходимо освоить мир эмоционально. Мировоззрение включает не только разум ума, но и “разум сердца”. Разум сердца – это перевод интеллектуальных знаний на уровень моральных принципов, на уровень нравственности и доброй воли. Морально-волевой компонент позволяет определить свое место в мире и свое отношение к другим людям. Кроме того, он включает и наличие психологической готовности поступать определенным образом.
4. Практически-действенный (праксеологический) компонент.
Мировоззрение считается сформированным, когда оно выступает как руководство к деятельности. Именно по поступкам и действиям можно судить о мировоззрении: его содержании, главных принципах. Даже, если по своему характеру человек пассивен (т.е. больше направлен на созерцание, чем на созидание), мировоззрение все равно будет определять линию поведения и тип поступков.
Таким образом, мировоззрение – это система и совокупность теоретических взглядов, оценок, норм, установок, ориентаций и др. составляющих, эмоционально, интеллектуально и психологически определяющих отношение человека к миру и самому себе и выступающих в качестве регуляторов человеческой деятельности.
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить следующие уровни мировоззрения:
Житейско-практический. К нему относится житейская философия. Она формируется под влиянием обыденной практики и жизни человека, основывается преимущественно на личном опыте, на семейном воспитании. Житейская философия неоднородна и необщезначима, как неоднородны ее носители. На формирование этого уровня оказывают влияние разные факторы: национальная принадлежность человека, его религиозные установки, его профессиональная деятельность, обычаи и традиции, уровень личностного развития и другие. Житейская философия характеризуется стихийностью, бессистемностью, узостью суждений. Часто функционирует на уровне поверхностного мнения, расхожих стереотипов, слухов, сплетен, снобизма, психологических особенностей отдельного индивида.
Теоретический уровень. Житейско-практическое мировоззрение может дополняться и, как правило, дополняется теоретическим уровнем и теоретической философией. Теоретический уровень отличается большей системностью, определенной направленностью. Такое мировоззрение уже может претендовать на теоретическую обоснованность и относительную истинность. Мировоззрение и философия на теоретическом уровне “живут” в системе понятий и, в отличие от житейско-практического, сами представляют собой систему понятий, являющую более или менее законченные концепции.
В мировоззрении также можно выделить индивидуальный уровень и уровень общественного сознания. Оно может представлять научный и ненаучный, религиозный и антирелигиозный характер, и другие особенности.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
Смотреть что такое “МИРОВОЗЗРЕНИЕ” в других словарях:
мировоззрение — мировоззрение … Орфографический словарь-справочник
мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и… … Большая психологическая энциклопедия
мировоззрение — См. мнение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мировоззрение воззрение, мнение, миропонимание, миросозерцание; взгляды, принципы, воззрения, взгляды на вещи, взгляды на… … Словарь синонимов
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — (миросозерцание), система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Носитель… … Современная энциклопедия
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — (миросозерцание) система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют… … Большой Энциклопедический словарь
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ, мировоззрения, ср. (книжн.). Совокупность взглядов, воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия. Люди разных мировоззрений. Мировоззрение древних греков. Буржуазное мировоззрение. Марксистское… … Толковый словарь Ушакова
Мировоззрение — (миросозерцание) система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют… … Политология. Словарь.
Мировоззрение — (миросозерцание), система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Носитель… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
мировоззрение — МИРОВОЗЗРЕНИЕ систематическое единство многообразия обобщенных, непосредственно связанных с осознаваемыми интересами людей убеждений относительно сущности природных или социальных явлений, или же их совокупности. Несмотря на этимологию… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
мировоззрение — МИРОВОЗЗРЕНИЕ, миропонимание, устар. миросозерцание МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, миросозерцательный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Источники:
http://onona.online/samorazvitie/mirovozzrenie
http://studopedia.ru/2_116101_filosofiya-i-mirovozzrenie-ponyatie-mirovozzreniya-i-ego-sushchnost-struktura-mirovozzreniya.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/728/%D0%9C%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%97%D0%97%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95