Определение и основные положения этики гедонизма. Кто такой гедонист

Определение и основные положения этики гедонизма

Определение

Термин « гедонизм » переводится с греческого языка как стремление к удовольствиям и наслаждениям, он возник еще в глубокой древности в античные времена. Это понятие использовалось при возникновении и развитии теории взглядов, трактующих удовольствие как смысл и цель жизни человека.

Такая система воззрений объединяет в себе философские, эстетические и психологические аспекты бытия человека.

Поэтому каждая наука имеет свое определение этого термина:

1. Гедонизм в философии — это учение о приоритете телесных и духовных удовольствий в жизни человека.
2. Психология трактует гедонизм как естественный механизм удовлетворения жизненных потребностей, заложенный в человеческой природе с самого рождения.
3. В этике гедонизм рассматривается как противоположность аскетизму, известно, что такое его определение предполагает формирование особой системы моральных требований, ведущим критерием которой является систематическое получение удовольствий и наслаждений от жизни.

Из истории возникновения понятия

Гедонизм и аскетизм появились в Древней Греции, как понятия, взаимоисключающие друг друга.

Многие мыслители того времени изучали и описывали эти теории:

  • Сторонниками аскезы были Диоген и Пифагор, а гедонизм проповедовали Эпикур и Аристипп. Именно второго считают основоположником этой системы взглядов. Его последователи (киренаики — группа людей из поселения Кирены) считали, что для получения удовольствия нужно игнорировать все социальные рамки, которые могут их сдерживать, они проповедовали главным в человеческой жизни — получение физических наслаждений.
  • По этому вопросу с ними дискутировал Сократ и его школа. Этот философ призывал различать хорошие и дурные наслаждения и ограничивать тотальное стремление к их удовлетворению.

  • Эпикур же признавал наивысшим благом душевное наслаждение, которое положительным образом отражается на здоровье человека, вызывая отрешение (его уход) от негатива в жизни. Благодаря его взглядам гедонизм и эвдемонизм обогатились таким понятием как зависимость получения удовольствий от человеческих добродетелей, где трактовка наслаждения тождественна понятию «обретение счастья». Именно процесс его достижения последователи эвдемонизма (Аристотель, Гассенди, Ламетри, Вольтер, Фома Аквинский, Гольбах) считали основным условием получения радости и удовольствия, для них высшие человеческие ценности были критерием для нравственных и эстетических наслаждений. Некоторые тезисы эвдемонизма легли в основу современной позитивной психологии.
  • В античные века, с подачи философа Гегесия возник радикальный гедонизм . Мыслитель убеждал своих учеников и почитателей о нужности лишения себя жизни в случае непомерных страданий и болей (физических и душевных). Гегесий считал, что только счастливое существование, полное радости и удовольствий, оправдано и очень важно. Поэтому самоубийство при несчастной жизни он считал необходимым и правильным действием. Из-за таких воззрений мыслитель получил в философии особое прозвище — «учитель смерти».
  • В средние века господствовали учения с аскетическими догматами и к гедонизму снова обратились только в эпоху Возрождения.

    Его теоретические постулаты легли в основу философских трактатов Л. Валла, К. Раймонди.

    А в 18-19 веках во многих странах передовые мыслители (Б.Спиноза, Дж.Локк, де Сад, Ф.Хатчесон, Д.Юм, Т.Гоббс, Б.Мандевиль, К.Гельвеции , Дж.Мур) также использовали в своих работах многие тезисы теории наслаждения, формируя новое ее видение — просвещенный гедонизм , который становится фундаментом для развития социальных концепций утилитаризма (построение счастливого, полезного и удовлетворенного общества).

    Представители же эстетического гедонизма (Сидгвик и Бентам) считали, что люди должны стремиться к удовольствиям собственным и всеобщим, а степенью удовлетворения от благ физических и душевных они измеряли качество жизни отдельных индивидов и общества в целом.

    Читать еще:  Скульптура и религия. Позы Будды

    Основные принципы и положения этики гедонизма

    В современном западном обществе основы теории удовольствия получили широкое распространение. Считается естественным то, что человек видит смысл жизни только в наслаждениях и удовлетворении своих потребностей.

    Основными чертами общества на основе гедонизма выступают:

    • стремление к получению жизненных благ (материальных и душевных);
    • расширение рамок личной свободы;
    • избегание опасностей;
    • игнорирование гражданского и личного долга, если он ограничивает потребности человека;
    • нежелание прилагать к делу лишние усилия (к учебе, развитию, разрешению конфликтных ситуаций и т.п.).

    Однако, приверженность к этой теории может и повредить:

    • стать препятствием для личностного и профессионального роста;
    • вступить в противодействие с общепринятыми нормами морали;
    • выступать как проблема общества потребления — игнорирование долга и даже законодательных норм, в угоду погони за новыми впечатлениями и порцией адреналина;
    • провоцировать проблемы со здоровьем (из-за гурманства, гастромании, неразборчивости в половых связях и др.) и вредные зависимости (табакокурение, наркоманию, алкоголизм).

    В психологии теория гедонизма утрирует значимость эмоций человека и игнорирует силу его интеллекта, т.е. трактует инстинкты как главенствующие факторы в мотивации людей.

    Поэтому многие современные психотерапевты рассматривают гедонизм, как компенсаторное поведение, с помощью которого люди заглушают смысловую сторону своего бытия и сознательное управление своим поведением, а также подавляют потребности в самореализации, творчестве, обучении и осознании своей роли в семье и обществе.

    Кто такой гедонист?

    Простыми словами — это человек, который считает высшей ценностью своей жизни получение ежедневных удовольствий, он далек от общественной жизни, легко рвет родственные и социальные связи, быстро теряет интерес к работе и семье.

    Он может легко нарушить любые этические и нравственные нормы, постоянно испытывает «голод» по наслаждениям, а их дефицит вызывает у него развитие стрессовых состояний и неврозов. Гедонисты не любят общественных нагрузок, долговых обязательств и любых ограничений их свободы.

    Однако, умеренные проявления гедонизма позволяют людям получать максимальное удовольствие от жизни и увлечений, отгораживаться от негатива, происходящего в мире, быть оптимистами и любить жизнь.

    Что такое гедонизм: понятие и суть гедонистического образа жизни

    Появление гедонизма, как этико-психологического учения, берёт своё начало ещё в Древней Греции. Считается, что родоначальником гедонизма был древнегреческий философ Аристипп (435 – 355 гг. до н. э.). Что же подразумевает данное понятие и кого можно назвать гедонистом?

    Что такое гедонизм?

    Значение определений из различных научных источников сводится к понятию гедонизма как этического учения, согласно которому смысл жизни человека заключается в постоянном стремлении получать наслаждение и всевозможные удовольствия буквально от всего, что его окружает.

    Это учение рассматривает чувственную радость, удовольствие, наслаждение как главную цель, мотивацию к жизни, или доказательство нравственности.

    Гедонистический образ жизни подразумевает такое поведение человека, которое направлено на получение наслаждения, причём наслаждения как на физическом (от приёма вкусной пищи, интимной близости с партнёром, проживании в комфортных условиях, ношения удобной и качественной одежды и т. п.), так и на духовном уровне (от чтения книг, посещения театров, прослушивания музыки и т. п.).

    Чаще всего представитель гедонизма – гедонист – стремится получать больше удовольствия от физических вещей и занятий.

    Гедонизм в философии

    Гедонизм был представлен его родоначальником – Аристиппом, который утверждал, что душа человека имеет двойственный характер: с одной стороны – это удовольствие, как проявление мягкости, нежное, а с другой – боль, как проявление грубости, резкости души. Таким образом, Аристипп полагал, что путь к счастью лежит в получении максимального наслаждения от своей жизни и избегании неприятных ситуаций, то есть боли. По мнению Аристиппа, истинное удовольствие возможно получить именно на физическом уровне.

    Говоря об отдельных проявлениях философии гедонизма, следует отметить такого известного мыслителя, как Эпикур, который, хотя и не был ярым пропагандистом этого этико-философского направления, однако, его научные воззрения имеют множество сходств с ним. Философия Эпикура получила название эвдемонизм, в котором удовольствие определялось как принцип удачливой жизни и целью эвдемонизма (и отчасти гедонизма), по его полаганию, является избавление от страдания и несчастья, а не само получение удовольствия.

    Высочайшее наслаждение, как утверждал Эпикур, заключается в полном избавлении от боли и страдания. Следовательно, состояния счастья можно достичь, просто освободившись от боли и беспокойства и через умеренное пользование земными благами – атараксии.

    Читать еще:  Сделать чтобы плохая примета не сбылась. Чтобы примета не сбылась

    В эпоху абсолютизма гедонизм был одним из ярчайших жизненных принципов, которого придерживалась аристократия XVIII века в Европе. Наиболее полно гедонистические идеи завладели представителями этой эпохи именно во Франции, при правлении Людовика XV. Однако понятие гедонизма в этот период истории сводилось, в основном, к стремлению получать простейшие удовольствия (то есть удовольствия уровня физического, что зачастую считалось проявлением аморального поведения).

    Возрождение же всестороннего философского подхода к гедонизму произошло в XIX веке и связано оно с именем британского юриста и философа Джереми Бентама. Бентам был известен тем, что стал родоначальником идеи утилитаризма – этической теории, строящейся на таких основных постулатах, как:

    1. получение удовольствия и избавление от страданий являются смыслом деятельности человека;
    2. полезность человека и его дел для общества – это самый значимый критерий оценки всех явлений;
    3. главным критерием нравственности является ориентир на обретение счастья для наибольшего количества членов общества;
    4. постоянное стремление к расширению всеобщей пользы через достижение гармонии индивидуальных и общественных интересов как основная цепь развития человечества.

    Иными словами, Бентам считал, что человек должен иметь «гедонистическую расчётливость» в повседневной жизни.

    Кто такие гедонисты?

    Это люди, которые на протяжении своей жизни придерживаются принципов гедонизма. Первичной целью для них является получение всевозможных удовольствий и наслаждений; они всячески стремятся к уменьшению страданий.

    Все старания гедонистов направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью здесь и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.

    Полноценная жизнь, по мнению гедониста, есть совокупность приятных ощущений.

    Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это является несомненным поводом для того, чтобы уделить этому занятию всё своё внимание и свободное время до тех пор, пока новое увлечение не сменит старое. Это тот, кто с большим интересом заводит новые знакомства для дружбы или любви, но как только их новизна блёкнет, он тут же находит себе новые привязанности. Поскольку для гедониста ценно только то, что происходит с ним в настоящий момент, он ради минутного удовольствия готов совершать такие поступки, которые могут впоследствии принести ему немало печали.

    Безусловно, ещё одна отличительная черта гедонистов – это чрезмерная демонстративность их поведения и стремление находиться в центре внимания. И это тому доказательство:

    1. Они придают чрезмерно большое значение собственной внешности, без их пристального внимания не останется ни одна модная тенденция, причём не только актуальная, но и в перспективе;
    2. Несомненно, им может быть отведена роль законодателей моды;
    3. Они – первооткрыватели новых, экстраординарных, почти неизвестных широкому кругу людей марок.
    4. Они экспериментируют с огромным наслаждением: надевают одежду креативных оттенков, обожают смешивать разные стили.

    Для них характерно импульсивное поведение, и покупки очень часто совершаются быстро; этот человек берёт с витрины магазина первую понравившуюся самую яркую вещь и даже не раздумывает над её приобретением. Одежда, как и образ гедониста в целом, должны быть выражением их жизненного кредо: «Я уникален и достоин только вашего восхищения!». Кроме того, для гедонистов важно ощущение своей обезоруживающей привлекательности, поэтому они, несомненно, остановят свой выбор на той одежде, что подчёркивает их исключительность и красоту.

    Гедонизм – что это такое? Кто такой гедонист простыми словами

    Гедонизм и гедонист – это.

    Гедонизм – это стремление к удовольствиям, наслаждениям.

    В философии гедонизм – направление этики, которое признает наслаждение высшим благом и целью человеческой жизни. То, что приносит людям наслаждение – добро; то, что приносит людям страдания – зло.

    Гедонист – это человек, который живет ради наслаждений, ищущий удовольствий. В вульгарном понимании гедонист – человек, всеми силами и средствами стремящийся к чувственным удовольствиям.

    Синонимы к слову «гедонист»: сибарит, жизнелюб, эпикуреец.

    Ударение ставится на последний слог – гедон и́ зм. Термин происходит от древнегреческого слова ἡδονή – наслаждение, удовольствие.

    Гедонизм в философии: Аристипп, Эпикур, Бентам

    В философской теории ценностей гедонизм – это учение об удовольствии как о смысле жизни, высшем благе. Наслаждение – единственная «настоящая» ценность человека, полагают гедонисты. Все остальное – лишь средства, чтобы достичь удовольствия и избежать страданий.

    Читать еще:  Сонник галька в воде. К чему снятся камни

    Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп . Счастье – это достижение максимального удовольствия при отсутствии боли, учил он. Но для достижения счастья нужно не увеличивать число наслаждений, а уметь по-настоящему наслаждаться телесными и духовными удовольствиями – и благодаря этому быть свободным. Представители философской школы Аристиппа из Кирены назывались киренаиками .

    Древнегреческий философ Эпикур описывал наслаждение как избавление от страданий, несчастья и страха. Счастье достигается с помощью атараксии – освобождения от боли и беспокойства, полагал Эпикур. Он не проповедовал погоню за плотскими удовольствиями, а учил, что человек должен довольствоваться малым и ценить простые радости вроде дружбы – тогда жизнь будет прожита не зря.

    В эпоху расцвета Римской империи появилась вульгарная трактовка гедонизма как погони за чувственными удовольствиями.

    Вильгельм Котарбинский. «Римская оргия». Конец XIX века

    В Средние Века христианство противопоставило гедонизму аскетизм – отказ от земных благ. Однако в эпоху Возрождения эпикурейские идеи умеренного гедонизма вновь заинтересовали гуманистов. У просветителей XVIII века они получили развитие в идее разумного эгоизма – умения жить своими интересами, но не нарушать интересов других людей.

    Наслаждайся и дари наслаждение; не причиняй зла ни себе, ни другим – в этом, на мой взгляд, заключена вся суть нравственности.

    Себастьен-Рок Никола де Шамфор

    Новый философский подход к гедонизму предложил британский философ и теоретик либерализма Иеремия Бентам (1748-1832). Он сформулировал теорию утилитаризма, согласно которой общество должно стремиться к максимальному удовольствию всех людей.

    Польза в утилитаризме – это не личное счастье, а «величайшая сумма общего счастья всех», конечная цель человека, писал британский философ Джон Милль в работе «Утилитаризм» (1861).

    Джон Милль, последователь Бентама, развивавший идеи утилитаризма. Портрет работы Г.Ф.Уоттса

    Гедонизм, утилитаризм и эвдемонизм – в чем разница?

    Гедонизм как философская концепция провозглашает стремление человека к удовольствиям. Разделяют этический и психологический гедонизм. Психологический гедонизм не дает моральных оценок – это описательное учение о том, что люди стремятся к наслаждению и стараются избегать страданий. Этический гедонизм – учение о том, что следует стремиться к удовольствию.

    Эвдемонизм – этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Философия Эпикура близка именно к эвдемонизму, поскольку он проповедовал удовольствие души, а не удовольствие тела.

    Утилитаризм – этическое направление, которое оценивает поступки по их результату, полезности для людей. Наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей, считают сторонники утилитаризма. Утилитаристы обычно не разделяют понятия удовольствия и счастья.

    Гедонизм и гедонист. Примеры употребления слов

    Но если мы отрицаем гедонистическую мораль, которая решает вопрос просто и определенно, считая удовольствие как таковое благом, а страдание злом, то мы должны поставить особо принципиальный вопрос об этической ценности страдания.
    С.Н. Булгаков. Основные проблемы теории прогресса (1902)

    Успенский-то, как ты знаешь, страстотерпец был и чувствовал себя жертвой миру, а супруг мой – гедонист, однако не в смысле только плотского наслаждения жизнью, а – духовных наслаждений.
    Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина» (1928)

    Гедонизм (включая «разумный эгоизм») предполагает, что человек добровольно жертвует собой, потому что это доставляет ему удовольствие.
    Л.Я. Гинзбург. «Записные книжки. Воспоминания. Эссе» (1920-1943)

    Хотя студентами Бродского чаще всего были начинающие поэты, он, как и другие ценители литературного гедонизма – Борхес и Набоков, учил не писать, а читать.
    Александр Генис. «Бродский в Нью-Йорке» (1996)

    Наш с вами долг – противопоставлять натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха – проповедь образа Христа, слова евангельской истины.
    Патриарх Кирилл. Доклад на Ежегодном епархиальном собрании Москвы (2009)

    Мы помогаем им чудовищно разбогатеть специально для того, чтобы принести их в дар силам ада. Кандидатов отбирают в раннем возрасте из склонных к гедонизму людей.
    Виктор Пелевин. «Бэтман Аполло» (2013)

    Источники:

    http://psihbolezni.ru/populyarnoe/opredelenie-i-osnovnye-polozheniya-etiki-gedonizma/
    http://psiho.guru/metodiki/chto-takoe-gedonizm-ponyatie-i-sut-gedonisticheskogo-obraza-zhizni.html
    http://www.anews.com/p/118412650-gedonizm-chto-ehto-takoe-kto-takoj-gedonist-prostymi-slovami/

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: