«Окончательное решение еврейского вопроса. Окончательное решение еврейского вопроса

Окончательное решение еврейского вопроса

Вторая мировая война

Окончательное решение еврейского вопроса (нем. Endlösung der Judenfrage ) — термин политики правительства Третьего рейха, эвфемизм, под которым подразумевалось массовое уничтожение еврейского населения Европы. Это решение было логическим продолжением расового антисемитизма немецких национал-социалистов [1] [2] [3] .

Содержание

История вопроса

Еврейский вопрос как тема сосуществования евреев и неевреев существовал и существует длительное время. В разное время разные политики предлагали различные пути его разрешения. Рауль Хильберг рассматривал политику нацистов как продолжение христианского антисемитизма [4] :

Впервые термин «окончательное решение» по отношению к евреям будущий фюрер Германии Адольф Гитлер применил в 1919 году в письме командованию немецкой армии. Гитлер пишет, что евреи, которых он считает «расово неполноценными», должны быть ограничены в правах, и призывает к разработке специального закона об инородцах. «Конечная цель этого закона — окончательное решение еврейского вопроса». По мнению Саула Фридлендера, письмо свидетельствует, что эта проблема захватила Гитлера ещё в юности [5] .

Принудительная эмиграция

На начальном этапе политика нацистов была направлена на массовую принудительную эмиграцию евреев из подконтрольных им стран. 24 ноября 1938 года в газете СС «Das Schwarze Korps» в статье «Евреи — что дальше?» (нем. Juden, was nun ) было написано:

Das Programm ist klar. Es lautet: völlige Ausscheidung, restlose Trennung! Was bedeutet das? Das bedeutet nicht nur die Ausschaltung der Juden aus der deutschen Volkswirtschaft Das bedeutet viel mehr! Es kann keinem Deutschen zugemutet werden, dass er länger mit Juden unter einem Dache lebt.

До начала Второй мировой войны Германию, Австрию и Чехословакию покинуло от 350 тысяч [6] до 400 тысяч [7] евреев. Из 235 тысяч еврейских иммигрантов в Палестине с 1932 по 1939 годы [8] примерно 60 тысяч были немецкими евреями. [9]

Решение о переходе к массовому уничтожению

Одним из ключевых дискуссионных вопросов истории Холокоста является форма и время принятия решения о массовом уничтожении евреев. Много лет продолжается научный спор (англ.) между так называемыми «функционалистами» и «интенционалистами»: был ли Холокост результатом изначальных намерений Гитлера истребить евреев или развивался постепенно — от антисемитской пропаганды через отдельные акции к массовому, но изначально незапланированному уничтожению [10]

Ещё 30 января 1939 года Гитлер, выступая в рейхстаге, сказал, что если евреи ввергнут Европу в войну, то «результатом войны будет не большевизация мира и, следовательно, триумф еврейства, а уничтожение еврейской расы в Европе». Некоторые историки считают это высказывание предвестником готовности нацистов к массовому уничтожению евреев [11] .

Конкретный документ, свидетельствующий о точной дате принятия решения о массовом уничтожении евреев, не сохранился. Тем не менее, часть историков уверены, что такой документ существовал и был принят весной или в начале лета 1941 года. В частности, авторский коллектив шеститомного учебника «Катастрофа европейского еврейства» считает, что это мог быть устный секретный указ Гитлера [12] . Они ссылаются на немецкого историка Мартина Брошата (англ.), который исследует систему руководства Германией в книге «Государство Гитлера». Такие указы Гитлер начал принимать вскоре после начала Второй мировой войны. Аналогичного мнения придерживается историк Хельмут Краузник. Другие учёные (в частности Рауль Хильберг и сам Мартин Брошат) полагают, что такой документ появился намного позже или не существовал вовсе, однако такая позиция не означает отрицания ими немецкой политики массового геноцида евреев [13] .

По мнению авторов «Катастрофы европейского еврейства», к решению о массовом уничтожении евреев нацистов привела оккупация Польши, еврейское население которой превышало 3 млн человек. Отказ от идеи эмиграции начался уже осенью 1940 года [14] . Вольфганг Бенц, ссылаясь на пункт «Решение еврейского вопроса» относительно недавно найденного документа, датированного декабрём 1940 года [15] , трактует его как решение об уничтожении 5,8 млн евреев [16] .

Петер Лонгерих (англ.) полагает, что несмотря на массовые расстрелы в 1941 году, переход к поголовному уничтожению начался только в конце весны 1942 года [17] .

Однако Кристофер Браунинг (англ.) считает, что решение о переходе от планов переселения к планам тотального уничтожения было принято в сентябре-октябре 1941 года. Браунинг уверен, что это решение было принято не в состоянии озлобления от краха плана молниеносной войны в конце 1941 — начале 1942 года, а в состоянии эйфории от успехов после взятия Киева, а также окружения советских войск под Брянском и Вязьмой. Он указывает на прямую корреляцию между немецкими победами на фронтах и радикализацией нацистской расовой политики [18] .

Браунинг пишет, что в этот период можно выделить 4 ключевые даты изменения нацистской политики:

  • 18 сентября Гиммлер декларировал немедленную депортацию евреев с территории Рейха — чего ранее в период войны не происходило.
  • 15 октября первый «юдентранспорт» отправился в Лицманнштадт
  • 18 октября была запрещена еврейская эмиграция
  • 1 ноября началось строительство лагеря смертиБелжец.

Браунинг полагает, что совпадение этих событий во времени говорит о «решающем повороте в нацистской политике по отношению к евреям — о переходе от плана выселения евреев к плану их систематического тотального уничтожения».

А Гернхард Вайнберг считает, что вся Вторая мировая война была затеяна Гитлером ради «демографической революции», ключевое место в которой занимала идея полного уничтожения евреев — во всём мире, а не только в Европе [19] .

Массовое уничтожение

После нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года подразделения СС, полиция и айнзатцгруппы начали уничтожение советских евреев путём массовых расстрелов. Осенью 1941 года для уничтожения стали использовать газвагены — автомобили, кузов которых был предназначен для отравления пассажиров угарным газом.

Осенью 1941 года Генрих Гиммлер поручил генералу Одило Глобочнику начать уничтожение евреев на территории генерал-губернаторства. В рамках этого плана было начато строительство трёх концлагерей, предназначенных для уничтожения заключённых: Белжец, Собибор и Треблинка. После гибели в мае 1942 года в Чехии Рейнхарда Гейдриха этот план получил название Операция Рейнхард.

Читать еще:  Сон выгнали из дома. К чему снится выгонять

Итоговое решение о детальной программе массового уничтожения было принято 20 января 1942 года на конференции в Ванзее.

В дальнейшем в качестве лагеря смерти служил также концлагерь Майданек, а весной 1942 по приказу Гиммлера лагерь Освенцим II (Аушвиц-Биркенау) также был перепрофилирован в лагерь уничтожения. В Освенциме было уничтожено около полутора миллионов заключенных, в том числе примерно миллион евреев. Всего в лагерях смерти погибло 2,7 миллиона евреев.

Результаты

Результатом политики «окончательного решения еврейского вопроса» стала гибель примерно 6 миллионов евреев Европы. Усилиями израильского Музея Катастрофы и героизма Яд ва-Шем 4 миллиона жертв идентифицированы персонально [20] .

В результате нацистского геноцида пришла в упадок и угасла культура идиш, как образ жизни восточноевропейского еврейства и восприятия им окружающего мира [21] [22] [23] [24] . Вместе с тем эти события привели к подъему национального самосознания евреев в разных странах. Это помогло мобилизовать выживших евреев и дало новое дыхание сионистскому движению, что вскоре привело к образованию Государства Израиль на их исторической родине в Палестине [25] [26] [27] .

Я и евреи. Окончательное решение еврейского вопроса

С евреями я был связан всю жизнь, с тех пор как родился в Днепропетровске , за глаза называемым Днепрожидовском, городе, который всего лишь век назад был еврейским на треть.

«Евреев меньшинство, но везде их большинство» — в моей жизни евреи всегда и везде оказывались где-то рядом на фронтах — культуры, науки, искусства. Общения, исследования.
Приезжая в новое место, начиная заниматься новой деятельностью — я не сомневался, прежде всего я столкнусь с евреями.
Евреи оказывались в каждой компании, соратниками, участниками. Иногда противниками, причем самыми шумными.
Всегда деятельными и увлеченными.
Интересно — но евреи меня всегда выделяли и всегда оказывали мне особое внимание.

Поначалу меня это просто забавляло. Но когда евреев в моей жизни стало слишком много, настолько, что это уже невозможно было считать случайностью, я задумался — кто они? Почему они так причудливо концентрируются? Чем я их притягиваю? Что они во мне так стабильно находят?
Какое-то время евреем считали меня, да иногда и продолжают считать.
Оттого что «слишком умный».
Объясняли это моей хитростью, мобильностью, изворотливостью. Да и финансовой стороной жизни, которую я всегда умел налаживать, не страшась начинать дела с нуля и учиться по ходу.

Забавно — евреев в обозримом пространстве моей родословной нет.
Украинцы, русские, поляки, финно-угоры, цыгане, уйгуры, малые народности Урала, казаки донские, запорожские, казаки-разбойники да гайдамачий сброд есть, а вот евреев — ну хоть бы один.
Когда я некогда хотел себе израильский паспорт — я очень кропотливо все излазил — нет, ничего, шут бы побрал.
Не будет мне израильского паспорта.

Интересно, евреям приписывают множество качеств, которые им, по моему опыту, совершенно не свойственны.
Например скупость и стяжательство.

В моем опыте — евреи всегда были первыми, кто вкладывал деньги в новые, зачастую авантюрные мероприятия. Кто рисковал, безвозмездно жертвовал. Помогал, проявлял щедрость. Делал все, что скупости прямо противоположно.
Евреи часто получают прибыли, это правда. Но еще больше из того что я знаю — евреи деньги теряют. Прогорают, просчитываются, терпят неудачи.
Так они учатся — пробуют все, узнают то, что работает, и берут в свой опыт.

Еще часто евреев представляют расчетливыми и хитрыми.
Евреи всегда очень увлеченные и своему увлечению отдают всех себя. Да, среди них много фанатов.
Интересно — но в своей увлеченности они совершенно теряют стороннюю критичность, слепнут, начинают видеть только то, что вписывается в их сегодняшнюю картину мира и становятся элементарными жертвами нечистоплотного обмана.

Да-да, я знаю — «когда родился хохол, еврей заплакал» — нет ничего более простого, чем обмануть еврея.
Если мне понадобится кого-то обмануть, особенно с целью чем-то завладеть — я пойду к еврею. Приду, включу режим Гермеса , расскажу с горящими глазами еврею любой безумный концепт и попрошу на него денег — еврей их даст.
Испробовано. Не единожды.
Евреев так легко обманывать, что это даже уже становится неинтересно — как ребенка обмануть, никакой спортивности.
Они всему изначально верят. Еврей, даже самый ушлый, всегда в глубине души доверчив как ребенок и неисправимый идеалист.

К евреям вообще редко равнодушны. Они заметны, как ни крути.
Они чем-то выделяются, даже когда ведут совершенно ровный образ жизни и выполняют непримечательные функции.
К ним часто испытывают неприязнь, считая их более удачливыми пронырами.
Вменяют им то, что «они везде пролезли».
Слово «антисемитизм» знакомо всем.
Поневоле задумаешься — а чем так насолили-то? Чего на них столько копий?

Интересное я увидел у Карен Хьюитт, автора «Понять Британию»:
— «Почему в Британии нет антисемитизма?»
— «Потому что ни один англичанин не согласится считать себя глупее какого-то там еврея»

Ага! Вот оно.
Антисемитизм — он свойственен тем, кто сознательно или несознательно считает себя глупее еврея. По умолчанию считает, что с евреем ему конкуренции не выдержать. Еврей им — изначально умнее, опытнее, хитрее.

Вообще главный корень мирового антисемитизма настолько прост, что странно, почему его не замечают — за все время, за всю мировую человеческую историю евреи — это единственный народ, который всегда был практически поголовно грамотным, а иудейская цивилизация — единственная, которая ставила грамотность как религиозную норму.
Замечали ли вы — евреи постоянно учатся. В любом возрасте, в любом деле. Они не боятся начинать новое даже в зрелых годах. Евреев убийственно много в науке — это не случайно, мир университетов, книг, исследований, экспериментов, опытов, открытия нового — их мир.
Учение — это богоугодно. Это радость сама по себе.

Неудивительно, что евреи всегда оказывались несмотря на малую численность в числе управленцев и администраторов — именно потому, что в века неграмотности не хватало именно этих умений — структурировать, упорядочить, наладить движение, архивы, учет, записи — очень кропотливая, ценная и зачастую неблагодарная, между прочим, работа.

Сейчас роль евреев угасает.
Есть народы локальные и глобальные. Локальные — живут в масштабах своей четко очерченной земли. Глобальные — влияют на дела мира.
Евреи всегда были глобальным народом. И прямо на наших глазах постепенно перестают им быть — часть евреев стала израильтянами — совершенно другим народом. Локальным.
А часть неуклонно ассимилируется в тех странах, в которые их занес рассеивающий ветер.
Возможно именно поэтому притирка между русскими и евреями такая непростая — русские тоже народ глобальный.
Когда два локальных народа делят землю — рано или поздно они ее переделят. Выжженную.
Сложнее когда два глобальных народа начинают делить воздух.

Читать еще:  Как украсить церковь к пасхе. Как украсить плащаницу цветами

Всеобщая грамотность перестает быть уникальным явлением. Вместе с ним перестает быть особенным положение евреев.
Сменится всего-лишь одно два поколения.
Да сами вспомните — наверняка у вас есть знакомые, которые рассказывают — «а у меня дедушка был евреем». А сам при этом — ничем давно от вас и сверстников не отличается. Скажи «а у меня дедушка был татарин (черкес, калмык, немец)» — прозвучит так же обыденно.
Всем антисемитам — если вы желаете еврею исчезновения — не гоняйте его, этим вы его только тренируете.
Просто подождите одно-два поколения — евреи ассимилируются. Просто станут частью других народов.
Так же, как они растворялись в других народах всю мировую историю, несмотря на формальные религиозные запреты.

Евреи очень притягательны. Потому что они очень живые, живучие и жизнелюбивые.
Поэтому можно их любить или не любить, хаять, ругать, ненавидеть, спорить с ними — но к ним всегда тянет. С ними интересно.
Удивительная смесь многовековой мудрости и, одновременно, детской горячной открытости миру.

Все евреи, что меня окружали, всегда проявляли ко мне искренний, подкупающий, бескорыстный интерес, в истинную бескорыстность которого я долго не мог поверить.
Мне понадобилось много времени чтобы осознать — а ведь я им интересен точно так же, как и они мне.
А ведь они у меня учатся и жадно пьют меня запоем точно так же, как и я их.
И когда я переживаю их неудачам — они ведь точно так же переживают моим.
И когда я радуюсь им успехам — они тоже, по-детски шумно, ярко и чисто радуются моему успеху.

Есть такая притча, о православном и иудее, которых спросили, что бы на выбор они попросили у Бога — богатство, славу и уважение или мудрость.
Оба выбрали мудрость. Но объяснили по-разному.
Православный сказал — «будет у меня мудрость, и тогда мне не понадобится ни богатство, ни слава, ни уважение».
Иудей сказал — «будет у меня мудрость, будет тогда и богатство, и слава, и уважение».

Это то, чему у евреев стоит научиться — чтобы сберечь душу вовсе не обязательно отказываться от материального аспекта бытия. Скорее напротив — мудрость сердца поможет направить материальные блага так, чтобы расти самому, сохраняя чистоту, и помочь другим.
Кстати — корень еврейского бескорыстия в том числе и в этом.
И еще — евреи убеждены, что хороший человек должен быть богат — именно потому, что он хороший человек.
Евреи часто сердятся разным бессеребрянникам, но мало кто понимает — если они сердятся о чьей-то материальной несостоятельности — значит считают этого человека хорошим, любят его, заботятся о нем так, как они это умеют и понимают.
Я долго этого не мог понять. Когда понял — если это и изменило мое отношение к евреям, то только в лучшую сторону. Это ведь вы о мне так заботились! Это ведь вы ругались именно потому, что считали меня хорошим человеком, и возмущались, почему я, хороший человек, лишен того, что мне должно принадлежать по праву.
Хорошо, что я сейчас это осознал. И я говорю вам спасибо за вашу заботу. Принимаю ее с благодарностью и по полной цене.

Одно из самых трогательных еврейских качеств, очень редких, очень чистых, очень сильных — умение помнить добро.
Вы можете перессориться потом, наговорить гадостей. Пути могут разойтись. Мнения могут поменяться.
Но вы можете быть уверены — если вы чистым сердцем когда-то сделали еврею благодеяние — он обязательно это отметит, запомнит и будет благодарным за это всю жизнь.
Очень специфический еврейский опыт научил высоко ценить истинную человечность.
Это очень тонкое, очень человеческое, очень хрупкое качество — умение платить добром за добро. Евреи это умеют.
Не ради славы, анонимно, не ради выгод, против конъюнктуры.
Удивительная верность, удивительная забота и благодарность.

Помните «Список Шиндлера»? Я меня всегда слезы на финальных кадрах. Слезы оттого, что это правда, не киновымысел.

Евреи — верные друзья. Надежные помощники и соратники.

На самом деле сейчас идет с одной стороны логичный, светлый, а с другой — очень щемяще необратимый процесс — евреи исчезают.
Естественным путем ассимилируются.
Все больше будет полукровок, четвертькровок, однавосьмаякровок.
Небыстро, но евреи станут частями других народов, подарив им свои одни из самых лучших качеств.
Я давно замечал — нет более верных и преданных патриотов, в самом лучшем смысле этого слова, чем те, кого скрепила мудростью часть еврейской крови.

И мне грустно от этого.
Грустно так, как грустно прощаться с чем-то, что навсегда уходит, оставаясь в сердце нежной, светлой, осенней печалью.

До свидания, друзья. И прощайте.

Я обещаю — я расскажу своим детям о вас, о вашей удивительной истории, о вашей заботе и любви. О том, какие вы, и о том. уфф, как же мне тяжело это говорить. и о том, что я люблю вас.

Смерть — это начало новой жизни.
А жизнь вечна.
Вы сами меня этому научили.

Наука

История

День «окончательного решения»

75 лет назад вышло предписание об «окончательном решении еврейского вопроса»

31 июля 1941 года было написано небольшое письмо-предписание, ставшее символом чудовищного преступления ХХ века. Два обычных слова «окончательное решение» кровавым пятном остались в памяти человечества. О самом варварском шаге на пути к провозглашению арийского государства и человеке, стоявшем за этим приказом, вспоминает отдел науки «Газеты.Ru».

До сих пор исследователи спорят о том, что означало в письме-предписании употребленное выражение «окончательное решение еврейского вопроса». Некоторые полагают, что это вовсе не значит «уничтожение», а, например, депортация. Для расшифровки этих слов следует вспомнить, что «окончательному решению» не один год предшествовало «поэтапное», прошедшее несколько стадий «решение еврейского вопроса».
Первые антиеврейские идеи Гитлер выдвинул в письме от 16 сентября 1919 года, известном как «Первое политическое сочинение Гитлера».

В этом документе он называет проблемы «еврейской расы» основным источником опасности для Германии и для народов мира и указывает на антисемитизм как на единственное решение этой проблемы.

На первом этапе он предлагает планомерную борьбу с евреями путем антиеврейского законодательства, на втором — выдвигает «окончательную цель — устранение евреев вообще». Гитлер писал, что «иудаизм — это определенная расовая, а не религиозная группа. Как следствие, среди нас живет негерманская раса со своими собственными чувствами, мыслями и устремлениями, и обладает теми же правами, что и мы». Уже тогда Гитлер высказывает мысль о том, что решить «еврейский вопрос» может сильное государство, которое лишит евреев всех гражданских прав. Однако конечной целью, как он подчеркивает, «должно быть полное и бескомпромиссное изъятие евреев», предвосхищая свою политику после прихода к власти.

Читать еще:  Понять кем был в прошлой жизни. Нумерология

Постепенный переход от теории к практике начался с приходом к власти Гитлера 30 января 1933 года. С этого момента почти каждый год стали приниматься решения, которые вели к становлению репрессивного аппарата, сосредоточенного главным образом на борьбе с «повсеместным еврейским засильем», как его любили называть в Третьем рейхе. Хотя говорить о засилье не вполне корректно: к 1933 году в Германии проживало около полумиллиона евреев, что составляло лишь около 1% от общего населения страны.

Подробнее:

75 лет назад немецкие войска вторглись в Грецию и Югославию

Целью первых законодательных актов было избавление от лиц еврейской национальности в чиновничьем аппарате.

Принимается так называемый «Закон об «ариизации» государственных служащих», в соответствии с которым занимать пост чиновника может только ариец, то есть немец, который может документально доказать свое арийское происхождение.

Следующие законодательно принятые нормы были связаны с Нюрнбергскими расовыми законами. 15 сентября 1935 года на заседании партийного съезда в городе Нюрнберге принимаются два принципиально важных законодательных акта. Первый акт связан с введением политических ограничений для лиц еврейской национальности: они лишались основных политических прав. Второй акт был посвящен запрету на создание смешанных браков между арийцами и неарийцами. Наказанию подлежали и те и другие за то, что наносили ущерб арийской нации.

Происходит законодательное оформление дискриминационных догматов идеологии Третьего рейха. Следующим шагом стала Хрустальная ночь 1938 года, одним из организаторов которой был Рейнхард Гейдрих, начальник гестапо, а с сентября 1939 года — начальник Главного управления имперской безопасности (РСХА). Это событие знаменовало собой начало окончательного решения еврейского вопроса.

Еврейские погромы охватили всю Германию.

Конечно, они случались и раньше, однако носили локальный характер в зависимости от какой-то определенной территории. Сейчас же эти погромы приобрели общенациональный характер. Причиной такой реакции было убийство эмигрантом еврейского происхождения немецкого дипломата в Париже. В ответ немецкая общественность, уже оказавшаяся под влиянием идеология государства, отреагировала таким образом. За одну ночь произошел поджог синагог по всей Германии, 267 из которых сгорели дотла, большинство еврейских магазинов, лавок были разгромлены, было убито около 100 человек. В стране начал царить государственный террор. После Хрустальной ночи в концентрационные лагеря стали направлять немецких евреев только в связи с их национальностью.

Подробнее:

Как на парламентских выборах в Германии побеждали нацисты

Но все же основные жертвы, которые связаны с Холокостом, касаются, конечно, европейского еврейства. Начиная с включения Австрии в 1938 году в состав Германии и впоследствии присоединения Судетской области к Германии, а в 1939-м уже с возникновением протектората Богемии и Моравии начинаются меры по арестам и вытеснению еврейского населения с должностей и профессий.

В 1936 году Гитлер поручил Герману Герингу, министру авиации, а с 1940-го — рейхсмаршалу, осуществление так называемого Четырехлетнего плана — перевода страны на военные рельсы. В руках одного человека оказалась сосредоточена вся экономика Германии.

Концерн «Герман Геринг верке», созданный в 1937 году, принял в свое ведение многочисленные конфискованные у евреев заводы, а позже — заводы на оккупированных территориях.

Но особое пристрастие Геринг питал к предметам искусства, многие из которых были собраны евреями и теперь могли быть и были также беззастенчиво конфискованы. Как доносил один из чиновников немецкой военной администрации в Париже, «специальный поезд фельдмаршала Геринга состоял из двадцати пяти вагонов, наполненных самыми ценными произведениями искусства». Интересно, что перед нападением на Россию, в июне 1941 года, Геринг разработал подробную программу грабежа ее территорий. Первые строки текста этой программы гласят: «Согласно приказу фюрера необходимо принять все меры к немедленному и полному использованию оккупированных областей в интересах Германии. »

В январе 1939 года Рейнхард Гейдрих предложил основать в Берлине Имперское Центральное бюро еврейской эмиграции, призванное всесторонне регулировать эмиграцию евреев и уполномоченное выдавать им разрешения на выезд.

После начала войны в 1939 году Гейдрих совместно с Генрихом Гиммлером, рейхсфюрером СС, возглавил айнзацгруппы — военизированные эскадроны смерти, чьим назначением было «решить еврейский вопрос» на оккупированных Германией территориях стран Европы и СССР.

Таким образом, осуществление нацистской антиеврейской политики было отдано в руки Гейдриха и СС.

В конце сентября Гейдрих распорядился сосредоточить польских евреев в гетто и организовать еврейские советы — юденраты. По его приказу евреев сосредотачивали в крупных городах рядом с транспортными линиями, в ожидании следующего этапа «окончательного решения».

Подробнее:

80 лет назад Германия грубо нарушила условия Локарнских договоров

Наконец 31 июля 1941 года Геринг подписал приказ о назначении Гейдриха ответственным за «окончательное решение еврейского вопроса» в Европе, по которому предполагалось уничтожение почти 20 миллионов человек. Вероятно, это предписание помимо осуществления нацистской мечты — уничтожения «всемирного отравителя всех народов» — имело еще и материальный интерес. Именно поэтому письмо Гейдриху подписал не рейхсфюрер СС Гиммлер, что было бы вполне логично, а рейхсмаршал Геринг.

Согласно предписанию Гейдриху поручено «провести все необходимые приготовления для организационного, экономического и материального обеспечения окончательного решения еврейского вопроса в Европе и на территориях, находящихся под контролем Германии». Гейдрих также был уполномочен представить в ближайшее время общий план мероприятий по решению этого вопроса.

Предписание Геринга имело страшные последствия. В январе 1942 года на Ванзейской конференции была одобрена программа Гейдриха об «окончательном решении еврейского вопроса», означавшая уничтожение евреев на всей подвластной нацистской Германии территории.

Это решение не афишировалось, и мало кто, в том числе и будущие жертвы, мог поверить, что в XX веке такое возможно.

Евреев Германии, Франции, Голландии, Бельгии посылали на восток, в лагеря и гетто Польши и Белоруссии, рассказывая им о временности такого переселения. В Польше создавались лагеря смерти, которые вообще не были рассчитаны на проживание большого количества людей — только на моментальное уничтожение новоприбывших. С этого момента счет жертв пошел не на тысячи и даже не на сотни тысяч. От 4 до 8 миллионов — так оценивается, по разным подсчетам, число жертв среди еврейского населения.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1073380
http://zen.yandex.ru/media/id/5cacf1a529419b00af55b2a8/5d3363566f5f6f00add73b74
http://www.gazeta.ru/science/2016/07/31_a_9676349.shtml

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector