Однодневные поездки по святым местам. Вера ― условие помощи в молитвах

В паломничество — с единомышленниками

Древняя традиция паломничества является важным элементом христианства. Еще в ветхозаветные времена иудеи предпринимали странствие в Иерусалим, чтобы побывать в Иерусалимском Храме и принести свои жертвы. С возникновением Новозаветной Церкви ее члены стали посещать места, связанные с земной жизнью и страданиями Господа, постепенно к этому добавились странствия в наиболее примечательные обители, где можно было помолиться у мощей святых и чудотворных икон. Как получить наибольшую пользу от паломничества современного? Как к нему подготовиться и чего следует остерегаться? Об этом — наш сегодняшний разговор с игуменом Нектарием (Морозовым).

Нам передается радость встречи

— Батюшка, объясните, пожалуйста: все мы, придя в храм, так или иначе постепенно привыкли к убеждению, что святые всегда с нами, мы можем молиться им в любом месте и в любое время. Зачем же тогда ехать за многие сотни километров — туда, где они пребывали телесно? Тем более что и в нашем храме, и в других саратовских храмах есть иконы с частицами мощей — разве это не то же самое?

— Встреча человека с тем или иным угодником Божиим — внутренняя, сердечная — действительно может произойти в любом месте и при любых обстоятельствах; главное — чтобы сердце человека к ней было готово. Но в повседневной жизни, среди работы, быта, различных огорчений, бывает трудно внутренне собраться, и человек в молитве далеко не всегда переживает этот необходимый сердечный контакт со святым. В храме, куда христианин приходит на службу и где есть икона с частицей мощей, тоже порой этого не происходит. Но когда человек уезжает из своего родного города, когда он меняет привычную для себя среду и предпринимает определенный труд для того, чтобы со святым соприкоснуться, он зачастую действительно переживает то, что должен был бы в молитве переживать. Святые как бы встречают, как бы ждут нас в тех местах, где они подвизались, и эта радость встречи нам передается.

— Как подготовиться к паломничеству, чтобы оно не стало обычной туристической поездкой?

— Главным моментом подготовки к паломнической поездке является как раз осознание того, ради чего мы в этот путь отправляемся. Мы едем не для того, чтобы сменить обстановку, как-то расслабиться и морально отдохнуть, а именно ради духовной пользы и встречи со святыней. Очень важно, чтобы человек, собирающийся в паломничество, молился тем святым, к которым он едет, или же Божией Матери, если на святом месте находится чудотворная Ее икона. В идеале — и это вполне возможно в наше время — нужно заранее прочитать, найдя в книгах или в Интернете, и подробное житие того или иного подвижника, и что-то об истории обители, ее современном состоянии — это тоже помогает настроиться. И конечно, нужно испрашивать на эту поездку благословения у Господа.

Не ждать удивительного, не смущаться несовершенством

— Порой люди ждут от паломнической поездки некой особой благодати, ярких, трогательных моментов, которые всколыхнут их душу, а все проходит довольно-таки обычно, без каких-то незабываемых переживаний. Почему так происходит, в чем здесь заключаются ошибки?

— На самом деле главная ошибка здесь заключается в том, что человек пытается предугадать, в какой форме он должен получить что-либо от Бога, и забывает, что когда Господь что-либо дает нам, Он дает это так, как нам требуется. Порой мы действительно ощущаем этот дар и переживаем его, а порой — ровным счетом ничего не чувствуем, ничего особенного не слышим, не видим, но мы возвращаемся из этой поездки, и что-то в нашей жизни постепенно начинает меняться. А бывает, что и нет — здесь надо предоставить Богу полную свободу действовать в нашей жизни так, как Он хочет, и не пытаться что-то Ему предлагать.

— Иногда человек на святом месте, то есть там, где более всего ожидает встретить доброту и порядочность, сталкивается с чем-то очень неприятным. Это может быть хамство, это может быть, и нередко, жажда наживы… Как выйти из этого испытания с какой-то пользой, а не с глубоким разочарованием?

— Мы едем в паломничество не к людям, а к святым угодникам Божиим, и не нужно ожидать там встретить какое-то сообщество совершенных христиан. Люди могут пытаться извлечь выгоду абсолютно из всего — и из близости к святыне в том числе. Если это носит характер злоупотребления — ну что ж, остается только за них помолиться. А чтобы не впадать в уныние, в осуждение, нужно все время иметь перед внутренним взором ту цель, ради которой мы приехали.

Но бывают в таких поездках и другого рода искушения. Например, зачастую можно видеть людей, которые едут в паломничество для того, чтобы там впервые в жизни исповедоваться и причаститься. И порой они возвращаются оттуда с чем-то таким, что никак в рамки здравого смысла не укладывается: с какими-то епитимиями на десять или пятнадцать лет, незнакомым священником на них наложенными, с какими-то повелениями кардинально изменить свою жизнь или просто в сильнейшем смущении от какого-то сказанного им слова, смысл которого нет возможности уточнить, потому что в тот храм и к тому священнику нельзя тотчас вернуться. В связи со всем этим исповедь в паломнической поездке — если только речь не идет о том, что с группой едет священник,— представляется мне совсем не обязательным делом, особенно если человек приобретает уже некую привычку — исповедоваться от паломничества к паломничеству. Христианин должен регулярно у кого-то исповедоваться там, где он живет, потому что покаяние и Причащение — это то, чем необходимо жить постоянно. А в паломничество нужно ехать главным образом для того, чтобы поклониться святыне.

Быть вместе, чтобы стать ближе

— Насколько мне известно, в Петропавловском храме Саратове, где вы являетесь настоятелем, планируется поддерживать традицию паломничестких приходских поездок. Почему все-таки это важно — отправляться на святые места не просто в некой группе таких же желающих, а в составе прихода?

— Прежде всего, очень важно, чтобы человека на этом пути к святыне ничто не отвлекало от его главной цели — чтобы никто не развлекал его разговорами или еще чем-то, чтобы была возможность молиться, чтобы имел место общий благочестивый настрой. Это возможно тогда, когда рядом находятся люди, которые едут с той же самой целью, и когда вся поездка выстроена организаторами с пониманием этой цели. Паломничество в кругу единомышленников, прихожан одного храма, соответствует этим условиям наиболее полно. Кроме того, это очень сближает людей, дает им возможность не в каких-то мирских разговорах, а в этом общем странствии узнать друг друга. Хотя бывает и так, что едут люди совершенно незнакомые, из разных храмов собравшиеся, и тоже очень сближаются. Очень значимым моментом бывает участие в поездке священника — это дает возможность общения, ответов на какие-то духовные вопросы, и в целом это меняет достаточно многое. В наших приходских паломничествах мы постараемся всё это учесть. Будем надеяться, что это тоже станет неким общим делом, позволит углубить те отношения, которые между духовенством и прихожанами нашего храма уже сложились и продолжают складываться, и поспособствует, наряду с другими нашими встречами и делами, какому-то более глубокому и серьезному узнаванию духовной жизни.

Читать еще:  Сонник приснилась смерть отца. Приснилось, что умер отец: толкование сонников

Если у вас нет достаточного опыта длительных автобусных поездок, постарайтесь ознакомиться с практическими советами в тематической литературе или Интернете. Например, для сна будет незаменимой небольшая дорожная подушка-«ошейник», а катастрофически уставшим ногам очень пригодится расслабляющий крем. Кроме того, любая поездка длительностью более суток является значительной нагрузкой для нервной и сердечно-сосудистой систем, и стоит заранее соизмерить это с возможностями своего здоровья.

Помните, что в паломничестве вам придется полностью подстраиваться под общий ритм жизни группы. Это особенно важно для тех, кто решается ехать с маленькими детьми. Опытные организаторы рекомендуют брать с собой малыша до трех лет, только если вы уверены, что он хорошо переносит дорогу, чтобы несколько дней в пути не превратились в мучение для мамы и окружающих. Если вам приходится учитывать какие-то иные индивидуальные нюансы — например, беременность или ограниченность в движениях, лучше выбирать поездки с не очень напряженным графиком и в составе небольших групп, по 10-15 человек.

Оказавшись на святом месте, не стоит набирать впрок различных «святынек» — масла от лампад, «земельки» с мест погребения, воды с разных источников и т.д. Очень часто все привезенное ожидает участь «благочестивого хлама», пылящегося за ненадобностью где-нибудь в ящике стола. Имеет смысл увезти домой только то, что вам будет действительно дорого (например, небольшой пузырек с маслом от иконы любимого святого) и чем вы будете пользоваться в повседневной церковной жизни. Для святой воды достаточно взять небольшие емкости, а дома эту воду разбавить.

Газета «Петропавловский листок» № 13, апрель 2016 г.

«Посещение святынь изменяет людей»

Беседа с архиепископом Егорьевским Марком

Время отпусков для православного человека – повод задуматься о паломничестве. О духовной и практической сторонах поездок по святым местам рассказывает руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк (Головков).

– Наш журнал издается уже десять лет и имеет свою историю. Это единственное издание в России, посвященное именно паломничеству. Сейчас действительно много качественной печатной продукции православной тематики. Чтобы соответствовать современному уровню, редакцией журнала был предпринят ряд шагов по изменению облика издания и его дизайна. В «Православном паломнике» отныне станет больше художественных фотографий и иллюстративного материала в целом, улучшится полиграфия. С этого года полностью обновлена рубрикация. Все перечисленное делается с целью максимального соответствия реальным практическим нуждам читателей. Как главный редактор, убежден, что принципиальным отличием журнала от иных православных изданий и телевизионных программ о путешествиях должно стать не просто изложение информации о святых местах Православия, а серьезные аналитические материалы и интервью, основанные на личном паломническом опыте известных священнослужителей и мирян. На страницах журнала будут вестись дискуссии о паломничестве, а в публикациях будут затрагиваться самые острые вопросы, которые возникают в связи с этой темой. Мы хотим, чтобы журнал стал более живым.

– Какие проблемы современного паломничества вы считаете наиболее серьезными?

– К сожалению, таких проблем немало. Самая большая в том, что люди часто не понимают разницы между паломничеством, трудничеством и туризмом. Это особенно было заметно в начале 1990-х годов, когда огромное количество туристических компаний стали вдруг в одночасье предлагать «новый продукт» – паломнические поездки. Людям стали продавать экскурсионные туры по святым местам, это оказалось востребованным, но даже сейчас, спустя 20 лет, трудно как-то упорядочить подобный бизнес.

Что ждет человек, отправляясь в паломничество? Главным в таком путешествии является не рассказ экскурсовода, не фотографирование на память, а молитва и поклонение святыням, участие в богослужениях, то есть то, что духовно питает и укрепляет. Вместе с тем большинство людей, которые приезжают на экскурсию в храм или монастырь, прежде всего нуждаются в просвещении. Для тех, кто только недавно начал интересоваться церковной жизнью, такая поездка может стать началом его пути в Церковь, а может отвратить от веры навсегда. Поэтому развитие и правильная организация такого религиозного туризма – очень важная для нас, священнослужителей, проблема.

Конечно, сейчас множество монастырей еще не до конца восстановлены и не все из них имеют даже физическую возможность принимать много паломников, которые не являются трудниками. Но я считаю, что все-таки нужно стремиться предоставлять возможность мирянам приезжать на некоторое время в монастырь, чтобы просто побыть там и помолиться, почитать духовную литературу, увидеть пример благочестивой монашеской жизни. Эта традиция, существовавшая в дореволюционные времена, должна сегодня развиваться. Было бы хорошо, если бы монастыри все-таки изыскивали возможность принимать таких богомольцев и не относились к ним, как к бездельникам. В конце концов, проживая в монастырской гостинице, паломник обычно вносит плату – это и есть его материальная жертва монастырю.

В разных монастырях в этом отношении разная ситуация. В больших обителях, там, где много паломников, все более-менее ясно. Например, в Валаамском монастыре есть разделение на паломников и трудников. Такая же ситуация в женском Горненском монастыре в Иерусалиме. Но в некоторых обителях к такому разделению еще не пришли.

– Присутствие паломника, тем более лица, живущего в монастыре и располагающего свободным временем, создает определенные сложности для уединенной монашеской жизни. Может быть, именно этим объясняется нежелание принимать тех, кто не готов посильно разделять труды с насельниками?

– Монастыри, разумеется, имеют право не принимать паломников. Ведь монахи, уходившие от мира и строившие обители в дремучих лесах и пустынях, не предполагали, что к ним будут приходить мирские люди, да еще сотнями за день. Но одно дело, когда это – уединенный скит, а другое – если это знаменитый большой монастырь, где находятся какие-либо известные святыни и куда стремятся множество паломников и туристов. Тогда, наверное, долг монахов – позаботиться о том, чтобы люди, которые приезжают туда помолиться, имели возможность где-то приклонить главу.

Читать еще:  Молитва николаю чудотворцу которая читается 40 раз. Шанс изменить судьбу — волшебная молитва Николаю Чудотворцу

– Как сегодня обстоят дела с монастырскими гостиницами?

– Целевых программ по открытию монастырских гостиниц сегодня нет, даже крупные монастыри таких планов не имеют. Хочу напомнить, что даже в Троице-Сергиевой лавре гостиница для паломников была открыта совсем недавно. До этого момента богомольцы, которые в огромном количестве приезжали в Сергиев Посад, останавливались на частных квартирах и в городской гостинице, недавно прекратившей свое существование.

Пока монастырских гостиниц немного, но в таких крупных центрах, как Дивеево, Валаам, Сергиев Посад, они появляются.

– Сейчас у Церкви и государства есть несколько проектов совместного развития туристско-рекреационных и паломнических зон. Примером этого могут служить Соловки и Верхотурье. Насколько успешными можно считать эти начинания? Будет ли в будущем создаваться новые подобные зоны, и где они будут располагаться?

– Эти проекты пока находятся в начальной стадии, и оценить результаты этого начинания просто невозможно. Но я надеюсь, что все они завершатся успехом, и мы получим новый, очень нужный опыт церковно-государственного сотрудничества.

– Вы упомянули фирмы, которые продают паломнические туры. Может быть, пришла пора так же, как и книгам, и православным СМИ, присваивать таким фирмам особый гриф, который гарантировал бы качество? Собирается ли Церковь как-то систематизировать работу с турфирмами?

– На сегодняшний день паломничество как отдельный законодательно утвержденный институт не существует. Есть туризм, одной из разновидностей которого является религиозный туризм. Этот сегмент, по данным Всемирной туристской организации, является самым динамично развивающимся видом туризма на сегодняшний день, причем не только в России, но и во всем мире.

Церковь не может вмешиваться в эту деятельность – ее регламентирует государство, а потому о какой-либо сертификации говорить не приходится. Если законодательное разграничение паломничества и туризма состоится, тогда можно будет создать специальные органы, которые будут проверять соответствие целей, заявленных той или иной турфирмой, религиозным нормам и правилам. Пока проверить это невозможно. Некоторое время назад предпринимались такие попытки, но все достаточно быстро сошло на нет. Туристический бизнес в России приносит ощутимый доход, в том числе в виде налоговых поступлений в бюджет, поэтому упорядочить ситуацию сложно – мы заведомо вторгаемся в сферу серьезных финансовых интересов. В то же время нельзя нарушать право человека свободно исполнять свой религиозный долг. Ведь, например, государство помогает организовать хадж мусульманам. Я вижу в этом поле для очень серьезного церковно-государственного диалога и совместной работы, в том числе и на законодательном уровне.

– Как все-таки обычному паломнику разобраться в предложениях турфирм и организовать свою поездку правильно?

– Сейчас многие православные паломнические организации вынуждены регистрироваться как туристические компании. Иной формы нет. Например, паломническая служба Екатеринбургской епархии или паломническая служба Валаамского монастыря являются официально действующими турфирмами. Чтобы отправить паломника в путешествие, нужно состоять в специальном реестре туроператоров.

Часто священники просто собирают свою паству и едут как группа самостоятельных паломников, например в Иерусалим. Проблема в том, что в разных странах свои законы относительно туризма, поэтому таким самостоятельным группам нередко приходится хитрить. Например, в Израиле нельзя пройти по святым местам без специального бэйджа. Там строго следят за тем, чтобы группу вел дипломированный экскурсовод; если это не так, то остановят и потребуют объяснений. В других странах могут оштрафовать водителя за то, что он не выполняет требований туристического законодательства. Могут даже и не пустить куда-то. Но, несмотря на все препятствия, например монахини нашего Горненского монастыря водят паломников по Иерусалиму без этих бэйджей, и их никто не трогает.

– Занимается ли Церковь подготовкой гидов-экскурсоводов и других специалистов, которые могли бы организовать и сопровождать паломнические группы?

– На протяжении нескольких лет при Паломническом центре Московского Патриархата проводились курсы повышения квалификации работников паломнических служб. Они пользовались успехом, на потоке могло собраться 20–30 слушателей, направленных епархиями, при этом люди приезжали не только из России, но даже из стран СНГ. Это были краткие двухнедельные курсы. Мы знаем, что потом значительная часть выпускников стали либо руководителями паломнических служб, либо специалистами-сопровождающими. Думаю, было бы целесообразно такие курсы возродить снова. Ведь чтобы вести паломническую группу, недостаточно просто быть грамотным человеком и знать исторические факты, хотя сейчас даже и такие сопровождающие редки. До сих пор помню, как, проходя собеседование при поступлении на курсы, одна из слушательниц мне рассказывала, что Гроб Господень находится в Турции.

– Может быть, лучше всего было бы поручить сопровождение паломников исключительно священникам?

– Думаю, у священника и так на приходе есть большое количество обязанностей и послушаний, не всегда он может заниматься еще и паломничеством. Хотя такие примеры есть. Например, настоятель прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции отец Алексий Ястребов сопровождает группы паломников. Недавно он даже выпустил книгу и снял фильм о Венеции. Но все же это единичный случай.

Убежден, что паломничество без участия Церкви организовать нельзя. Если религиозный туризм под силу туристической компании, то паломничество возможно только когда в организации поездки принимает участие Церковь, и не просто как благословляющая инстанция, а как непосредственный организатор.

– Раньше встречались паломники, которые ехали к святыне «подзарядиться» энергией, «почистить ауру» или просто для того, чтобы магическим образом прибавилось здоровья. Насколько это распространено сейчас?

– Основная масса паломников стала грамотнее, однако прагматизм, который пронизывает все существование современного человека, проникает, естественно, и в жизнь церковную.

До революции паломничество было просто одной из форм религиозной жизни: так люди молились и служили Богу. А теперь человеку уже сложно представить, что он едет поклониться святыне без четкой цели что-то конкретное попросить у Бога. Но иногда и посещение святынь изменяет людей. Даже побывав в туристической поездке в святых местах или увидев своими глазами уклад жизни в монастыре, можно избавиться от суеверий и иллюзий, сделать шаг навстречу Богу.

– Допустим ли в паломничестве комфорт? Не секрет, что многие фирмы, прикрываясь благочестием, говорят паломникам: «Терпите, вы же поехали за духовной пользой, а не на курорт». То есть, прикрываясь Православием, прилагают минимум усилий для организации тура, а деньги берут немаленькие.

– Думать о комфорте совсем не грех. Везде должна быть своя мера. Конечно, когда человек едет в паломничество и думает, чтобы ему непременно попасть в пятизвездную гостиницу, то это показывает, что человек стремится не в паломничество, а на отдых, и ему надо признаться самому себе, что он турист. Паломники склонны к воздержанию и подвигу, и свои запросы нужно ограничивать. Роскошь не нужна, но слово «паломничество» ни в коем случае не должно звучать как синоним дурной организации поездки. Если фирма берет деньги, она должна объяснить за что. Подвиг тогда имеет смысл, когда он совершается добровольно. Если люди ночуют в автобусе и делают это недобровольно, то, конечно же, это плохо. Честь и хвала этим паломникам, если они терпеливо переносят лишения. Но все-таки это неправильно. Паломничество – это труд, поэтому поездку надо организовать так, чтобы была возможность передохнуть, а силы направить на молитву и участие в богослужениях, а не на преодоление бытовых сложностей. Необязательно и то, что надо жить по нескольку человек в одном гостиничном номере. Иногда необходимо уединение, чтобы почитать духовную литературу или помолиться. Присутствие других людей, к тому же, возможно, не вполне воцерковленных, будет рассеивать и, скорее, наносить вред.

Читать еще:  Гадание на чае дракон. Гадание на чаинках

– Какие места в России и за рубежом пользуются наибольшей популярностью у паломников, а какие, напротив, совсем неизвестны, но по своей духовной значимости не менее ценны и на них стоит обратить внимание?

– Если говорить о российских святынях, то, безусловно, на первом месте стоят Троице-Сергиева лавра и Дивеево. Много людей приезжает в Екатеринбург. Посещают паломники и Валаам, но там возможности по приему большого числа путешественников ограничены. Киево-Печерская и Почаевская лавры тоже очень чтимы паломниками со всей России. То же можно сказать и о Соловках, которые замыкают список самых посещаемых мест.

Из уголков, которые пока еще не стали знаменитыми и не так популярны, могу назвать Вышенскую пустынь, где подвизался знаменитый христианский писатель Феофан Затворник. Оно, может быть, пока не так хорошо обустроено, но это действительно святое, необыкновенное место.

Лично для меня большое значение имеет Афон. Я там бываю и по долгу службы, и как паломник, и это ни с чем не сравнимый опыт – участвовать там в богослужениях и служить самому, окунуться в эту атмосферу духовной чистоты, быть среди людей, которые полностью отдали себя Богу, ведь даже среди монахов афониты считаются образцом благочестия. Хочу пожелать нашим паломникам пережить именно эти чувства, а не питаться какими-то внешними впечатлениями.

Группа

Паломническая служба “ВЕРА”

Информация

Другое

Действия

707 записей Показать все записи

15 января – Преставление и второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца.

В январе 1991 г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде, Показать полностью… неожиданно для всех были найдены мощи преподобного Серафима Саровского – одного из самых почитаемых русских православных святых.

Преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых летом 1903 г. при деятельном участии и даже по настоянию св. царя Николая II, лично весьма почитавшего Саровского старца. К моменту прославления почитание преподобного Серафима уже было широко распространено по всей России. Сведения о случаях его благодатной помощи, рассказы о его чудотворениях, воспоминания лично его знавших людей, душеполезные поучения старца – всё это передавалось в православном народе от поколения к поколению, сохранялось для потомков и сообщалось церковному священноначалию. Известно было и предсказание преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.

Друзья, приглашаем 18 и 19 января в праздничные поездки с Крещенским купанием в оборудованных источниках.
Для тех, кто не сможет к нам присоединиться, в Петербурге подготовят 30 иорданей для крещенских купаний. Показать полностью…

Спасатели Санкт-Петербурга подготовили специально оборудованные места для крещенских купаний, несмотря на то, что, по прогнозам синоптиков, в ближайшее время водоемы в городе не покроются льдом.

Желающие совершить омовение смогут воспользоваться специальными помостами, а также войти в воду прямо с берега. Кроме того, в разных районах города разместят тридцать иорданей. В таких местах дно предварительно исследуют водолазы, а следить за купанием будут спасатели, медики и полиция.

Дорогие друзья.
Приглашаем Вас 18 и 19 января в поездки на Крещение с благодатным чином купания в святых источниках и иордани. Записывайтесь по тел. 948-30-10, 918-36-10, 931-04-45.
Как обычно поездки в Свирский и Оятский монастыри, Показать полностью… Тихвин и Старую Ладогу, в Никандрову пустынь.

Православной Церковью 19 января празднуется Крещение или Богоявление. Это самый древний праздник у христиан, и его установление корнями уходит к временам учеников-апостолов Христа. Он имеет еще и древние названия: «Епифания» – явление, «Теофания» – Богоявление, «Святые светы», «Праздник Светов» или просто «Светы», так как именно Сам Господь пришел в мир в этот день, чтобы явить ему Свет Неприступный.

Слово «крещу» или «крещаю» с греческого языка переводится как «погружаю в воду». Практически невозможно понять важность и сам смысл того, что такое Крещенское купание, не имея представления о том, какое символическое значение имеет вода в Ветхом завете.
Вода есть начало жизни. Именно она оплодотворила все живые существа, которые и произошли из нее. Где нет воды, там безжизненная пустыня. И вода же способна разрушать, как во времена Великого потопа, когда Бог залил греховную жизнь людей и тем самым уничтожил зло, которое они творили. Бог своим Крещением сделал воду святой, и теперь в память этого события традиционно празднуется Водосвятие. В это время освящается вода во всех православных храмах, а потом в реках и водоемах.
В этот день традиционно осуществляется народное шествие, называемое «Крестный ход на Иордан», для того чтобы освятить воду и чтобы потом устроить Крещенское купание в проруби. Крещение Иоанново означало, что как омытое водою тело очищается, так и кающаяся душа, уверовавшая в Бога, будет очищена от грехов Спасителем.
В эти дни Крещенская вода – это настоящая святыня, которая может исцелять и укреплять душевные и телесные силы человека. Поэтому совершается такая торжественная процессия освящения возле проруби водоема, чтобы сделать доступным купание на Крещение для людей. Православные люди набирают из проруби воду и умываются, а вот самые смелые и отважные буквально ныряют в нее. Вообще, на Руси считалось, что купание в проруби на Крещение способствует исцелению от многих недугов.

Источники:

http://pravoslavie.ru/93373.html
http://pravoslavie.ru/48425.html
http://vk.com/veranasha

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: