Объяснение второй заповеди. I

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

Но почему же человек не смеет предстать один на один пред лицем Царя Бога? Разве этот Царь в то же время не Отец его? А кто еще боялся встать лицом к лицу с отцом своим?

Не Господь ли мыслил о тебе, человек, еще до твоего рождения? Не Он ли неслышно касался тебя Своими перстами во сне и наяву, а ты об этом и не подозревал и этого не чувствовал? Не думает ли Он о тебе каждый день больше, чем ты сам о себе думаешь? Почему же ты тогда Его боишься? Поистине, ты боишься Бога не как человек, но как грешник. Грех всегда порождает страх. И он появляется там, где нет места ни ему, ни его порождениям. Именно грех заставляет тебя отвращать взор от Царя и обращать взгляд к слугам. Среди слуг греху легко; это его среда, там он властвует и пирует. Но ты должен знать, что Царь милосерднее слуг. Поэтому не прячь глаза, но смело взгляни на Царя, Отца твоего. Взгляд Царя испепелит грех в тебе. Так солнечный луч уничтожает вредоносных микробов в воде, очищая ее, и вода становится чистой, питьевой.

Или ты не веришь, что Царь Бог сможет помочь тебе, а потому надеешься на слуг Его?

Но подумай сам: если тебе Господь Бог не может помочь, то все Его слуги — и того меньше. Не ожидают ли все Божьи творения помощи от Бога? Так на какую же помощь созданий Божьих ты надеешься? Если жаждущий не может напиться из горного источника, бьющего ключом, то разве он напьется, впитывая по капле росу с луговых трав?

Кто обожествляет вырезанный лик или писаный образ? Только тот, кто не знает резчика и живописца. Тот, кто не верует в Бога или не знает о Нем, вынужден обожествлять вещи, ибо человек должен что-либо обожествлять. Господь вырезал горы и долины, вылепил растения и тела животных; Он написал луга и поля, облака и озера. Тот, кто это понимает, воздает хвалу Господу как величайшему Резчику и Иконописцу, а тот, кто этого не знает, воздает хвалу самим резным ликам и иконам Божьим.

Но это еще не самый страшный грех. Самый страшный грех — это когда человек обожествляет то, что он сам создал, дело рук своих и разума своего. Дикари вырезают себе идола из дерева и ему молятся и поклоняются. Но дикарям, это простительно. Их дикость служит им оправданием. Истинный и Превечный Господь Бог милостив и снисходителен к ним. Те молитвы, с которыми они обращаются к своему изделию из дерева, Он принимает, будто они к Нему направлены, и посылает помощь и защиту непросвещенным чадам Своим.

Однако есть и люди просвещенные, которые создают нечто своим разумом или своими руками, и свое собственное творение считают божеством. Бывают художники, преклоняющиеся перед своей картиной и поклоняющиеся ей, как настоящему божеству. Бывают литераторы, которые, написав книгу, вобьют себе в голову, что их книга — вершина неба и земли, и поклоняются этой своей книге. Бывают богатеи, которые нагребут добра, как хомяк запас на зиму, и начинают задирать нос и смотреть вверх, не замечая Бога и Его света, поклоняясь своему трухлявому, побитому молью богатству. Где у человека все мысли и все сердце, там и бог его.

Если некий человек посвящает все свои мысли и отдает всю душу своей семье и другого бога не знает, тогда его семья для него — божество. Это болезнь души одного рода.

Если некий человек посвящает все свои мысли и отдает все свое сердце злату и серебру и не желает знать другого бога, тогда злато и серебро для него — божество, которому он поклоняется день и ночь, пока не настигнет его ночь смерти и не окутает своим мраком. Это болезнь души другого рода.

Если некий человек сосредоточивает все свои помыслы на том, чтобы возвыситься над другими людьми, старается во что бы то не стало быть первым, желает славы и похвал, считает себя лучшим из людей и всех творений на небе и на земле, тогда такой человек — сам себе божество, которому он приносит в жертву все. Это болезнь души третьего рода.

Читать еще:  «Квантовая вселенная. Как устроено то, что мы не можем увидеть» Брайан Кокс, Джефф Форшоу

Поистине только болящие души не знают истинного Бога. А здравые души здоровы благодаря знанию и признанию истинного единого Господа Бога, Создателя и Властителя всех резных ликов и всех образов, всех семей человеческих, всего злата и серебра, всех смертных человеков на земле.

Если некто напишет имя Божие на бумаге, или на дереве, или на камне, или на снегу, или в грязи, то почитай эту бумагу, и это дерево, и этот камень, и снег, и грязь ради Пресвятого имени, написанного на них. Однако не обожествляй то, на чем написано самое святое имя.

Или когда некто изобразит лик Божий на чем бы то ни было, ты поклонись, но знай, что не материи поклоняешься, на которой написан Господь, но Живому Великому Богу, о Котором напоминает изображение.

Или когда некто произносит или воспевает Имя Божие, ты поклонись, но знай, что поклоняешься не человеческому голосу, но Живому и Могущественному Богу, о Котором тебе напомнила человеческая речь.

Или когда видишь ночью величие звезд небесных, ты низко поклонись, но поклонись не творению рук Божьих, а Господу Всевышнему, Который превыше звезд, сиянием своим напоминающих тебе о Нем.

А когда вечером преклонишь колени, помолись так:

«Господи, Боже мой! Тебя Единого знаю, признаю и славлю всегда: и когда день открывает мне всю Красоту Твою через красоту дел Твоих, и когда ночь укрывает все темной мантией и оставляет меня наедине с Тобой. Аминь».

Не сотвори себе кумира — значение и объяснение второй заповеди

Кумиром называется всё, что уводит человека от поклонения единому богу. Это называется идолопоклонством. В разные времена люди создавали себе различных кумиров и поклонялись им. Вторая заповедь гласит: Не сотвори себе кумира. Что означает эта заповедь, и какие последствия могут быть при ее нарушении? Давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения православия. Я приведу вам примеры современных кумиров в нашем мире, разъясню значение кумиров в жизни человека в сравнении с золотым тельцом как идолом для поклонения израильтян. Также рассмотрим вопрос, как избежать идолопоклонства в жизни.

Какие бывают кумиры

Для современного человека слово «кумир» не совсем понятно, поэтому рассмотрим сначала его значение. Это человек либо объект, поклонение которому становится смыслом жизни. Кто может быть кумиром в современной жизни? Прежде всего, вы сами. Некоторые люди настолько поглощены вниманием к собственной персоне, что забывают обо всем вокруг. Именно поэтому богом и была дана заповедь о кумирах.

Кумиром может стать объект страсти — человек или предмет. Некоторые люди настолько сильно влюбляются в кого-то, что просто теряют голову от обожания и забывают обо всем на свете. Ради кумира они могут пожертвовать собой и даже покончить жизнь самоубийством. Вот насколько опасно создавать себе кумиров. То же касается и предметов: можно просто подчинить всю свою жизнь погоне за каким-то артефактом или бытовой вещью (машина).

Нам дана заповедь любви к ближнему, но не сотворения из него объекта поклонения.

Кумиром могут стать наши мечты и фантазии, если мы страстно предаемся им день и ночь. В это время мы теряем ощущение бога и его благодать. Например, человек может страстно мечтать разбогатеть, и ради этой мечты готов идти по головам. Кто-то может мечтать достичь высокого положения в обществе, и ради этого теряет остатки совести. Это всё кумиры нашего времени.

Итак, кумир — это всё, что противопоставлено богу в силе и могуществе. Это могут быть:

  • деньги;
  • наука;
  • искусство;
  • положение в обществе;
  • одержание какой-то идеей;
  • привязанность к чему-либо или кому-либо.

Кумиром может стать даже лютый враг, которому человек стремится отомстить. Он день и ночь разрабатывает план мести, забывая о заповеди любви к ближнему и прощении. Своего врага он ставит выше закона божьего, и слепо идет на поводу собственной ненависти.

Поэтому заповедь «Не создавай себе кумира» учит человека исследовать свое сердце, чтобы вовремя найти в нем греховную привязанность к земным вещам и обычным людям.

Библейская история

В библии описан сюжет, в котором мы можем увидеть, как народ израильский нарушил божьи заповеди. Когда Моисей находился на горе Синай и получал руководство от самого бога, народ успел сотворить себе объект поклонения — золотого тельца. Как успели израильтяне это сделать? Моисей слишком долго по их мнению пребывал на горе, поэтому они решили отлить золотого тельца и объявить его своим богом.

Когда Моисей спустился с горы Синай, он в гневе разбил каменные скрижали, на которых был записан закон божий — 10 заповедей. После всеобщего покаяния в грехе патриарх вновь поднялся на гору для беседы с Господом. В это время бог явил чудеса — гром, молнию, бурю. Однако никакой гром не смог заглушить гласа божьего, который перекрывал любые громкие звуки. Моисею были даны вторые скрижали с записанными заповедями.

Читать еще:  Сообщение про религию. Интересные факты о религиях мира

Смысл заповеди

Не сотвори себе кумира — вторая заповедь в законе божьем, которая логически вытекает из первой. В первой заповеди установлено, кто является Господом богом для людей на земле. Соблюдение первой заповеди требует от человека посвятить всю свою жизнь служению единому Господу земли и неба. Однако далее Господь предупреждает, что кумир является отрицанием первой заповеди. Если человек посвящает свою жизнь не богу, а кому-либо иному, это считается нарушением обеих заповедей: первой и второй.

Господь является творцом вселенной, он единый, и нет подобного ему. Если человек отходит от понимания этого утверждения, он впадает в грех нарушения заповеди. В заблуждениях человек может полагаться на иных божеств — кумиров,- забывая о своем Создателе. Это мы видим из истории древней Руси, когда люди просили помощи у огня или ветра. Они поклонялись сонму богов, целому пантеону. Но ведь вселенную не создавал сонм богов, у нее есть единственный создатель — Господь.

Идолом может стать любое страстное желание человека, а не только деревянный истукан.

Вы скажете, что современные люди не поклоняются солнцу и ветру. Это так. Но в наши дни деревянных истуканов заменили виртуальные страсти и порочные желания. Обуреваемый похотью человек способен на любые гнусные поступки, чтобы удовлетворить свои желания. Это и есть идолопоклонство. Мало кто из людей осознает пагубность впадания в прелЕсть, потому что не считают ее кумиром. Они думают, что если не поклоняются деревянному истукану или маске, то не грешат. Это опасное заблуждение.

Идолом может стать даже вредная привычка, с которой человек никак не может расстаться. В наши дни это курение, наркотики, страсть к прениям, зависимость от интернета, привязанность к диетам и даже здоровому образу жизни. Кумирами могут стать:

Гордый человек надеется только на себя и свой разум, ему претит почитание кого-либо еще. Не создай себе кумира из себя самого! Большинство людей этого не понимают. С гордыней тесно связано любостяжание — это когда человек зависим от денег. Он становится настолько жадным до обогащения, что кроме денег ничего вокруг не замечает.

О чревоугодии православная церковь говорит много и подробно. Это не просто утоление голода, а жажда поедать пищу в огромных количествах. Другим видом чревоугодия является пристрастие к деликатесам и изысканному вкусу. Помните, что каждый кусок пищи, съеденный сверх положенного, превращается в идола.

Заключение

Современные люди настолько увлечены собой, что стремятся избавиться от любых ограничений. Они считают, что заповеди божьи отягчают их и так нелегкое положение, стремятся отмахнуться от этих святых слов. Однако заповеди ограждают нас от духовных проблем, оберегают от опасностей. Соблюдение заповедей убережет от дел, которые могут привести к болезням и тяжелым последствиям.

Люди думают, что если они никого не грабят и не убивают, то и греха на них нет. Это заблуждение. Не создавай себе кумира — в библии четко обозначен грех, в который может впасть человек по неведению. Поэтому бог и предупреждает нас внимательно относиться к помышлениям своего сердца, чтобы не впасть в прелесть.

10 божественных заповедей

Моисей получает Закон от Бога, божественным образом записанный на каменных таблицах, — его мы и стали называть десятью заповедями Ветхого Завета.

Заповеди даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств (их насчитывается на одну меньше), описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Сегодня же мы расскажем именно о ветхозаветных заповедях и их библейском значении.

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Это знаменательное событие произошло на горе Синай, когда израильтяне подошли к ней на 50-й день от начала исхода из египетского плена. Момент прихода Бога был запечатлен в Библии:


Жан-Леон Жером. Моисей на горе Синай

На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. (Книга Исход, глава 19)

Моисей восходит на гору, чтобы встретиться с Богом, который обращается к нему напрямую и дает Десять заповедей, содержащих приказания поклоняться только единственному Богу, соблюдать день субботний, почитать родителей, не делать себе кумиров, не богохульствовать, не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не желать дома и имущества ближнего.

Впоследствии эти заповеди, записанные на каменных скрижалях (таблицах) «перстом Божиим» (Исх. 24.12, 31.18), составили основу иудейского Закона.

Далее Бог излагает Моисею дополнительные правила, в том числе касающиеся сооружения скинии — переносного места «присутствия» Бога — и ковчега, то есть сундука, в котором должны храниться каменные скрижали и другие священные реликвии.

Читать еще:  Во сне видеть новые лопаты. К чему снится лопата: значение и толкование, что предвещает сон

После того как Моисей, увидев, что его народ поклоняется золотой статуе тельца, в гневе разбивает скрижали Завета, Бог дарует ему еще одни. Для иудеев дарование Закона — это главное событие иудейской религии, и традиционно Десять заповедей читались ежедневно, как напоминание об обязательствах праведников.

Бог записывал Десять заповедей на каменных скрижалях не один, а два раза, потому что первые скрижали Моисей в гневе разбил, увидев, как его народ поклоняется идолу.

Толкование заповедей

В христианстве отношение к Десяти заповедям неоднозначное. Некоторые считают, что учение Иисуса Христа заменяет Закон Моисея и что главнее всего высказанные Иисусом заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22.37; 22.39).

Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть — отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход, и в пятой главе Второзакония.

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня

Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа.

В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи — это может привести к греху или болезни.

Другими словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа.

3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.


Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи, но нельзя упоминать в праздных беседах или кощунственных.

Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.

В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.

5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.


Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботиться о них в ответ.

Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших делает семьи крепче, а людей счастливее.

Бог дает человеку жизнь и только Он вправе ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу.

7. Не прелюбодействуй.

Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

9. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

10. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе — лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Она отличается также от предыдущих девяти, так как заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые девять заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

Источники:

http://religion.wikireading.ru/58990
http://tayniymir.com/molitvyi/ne-sotvori-sebe-kumira.html
http://nikeabooks.ru/blog/10-bozhestvennykh-zapovedey/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector