Общественное сознание. Общественное сознание, его структура и формы

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМЫ

Общественное сознание –это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависит от общественного бытия, оно обладает относительной самостоятельностью, развивается по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором – тормозит его развитие.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (идеалы, ценности, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), – то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа. Другими словами, общественное сознание не имеет своего надличностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.

Содержание общественного сознания может существовать как в материальной (компьютерные программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах.

Общественное сознание различается по уровням и формам.

Структура общественного сознания (его уровни):

Первый уровень общественного сознания — обыденное (повседневное, стихийное) созна­ние; оно основано на обыденном жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления. В обыденном сознании представлены одновременно и здравый смысл, и предрассудки, верные и порой точные наблюдения и вымысел.

Второй уровень — теоретическое сознание; это рационализи­рованная, обоснованная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.

И обыденное, и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.

С точки зрения регуляции человеческого поведения в общественном сознании выделяют общественную психологию и идеологию. Общественная психология тесно связана с обыденным сознанием и охватывает массовидные психические процессы, при­сущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и пси­хические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная пси­хология формируется в основном стихийно, но не исключается и ее целенаправленное планомерное формирование.

В отличие от общественной психологии, идеология является совокупностью теоретически обоснован­ных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология, в отличие от теоретического сознания, «заряжена» на определенную деятельность. Отражая социальную реальность с позиций интересов определенных классов и социальных групп, идеология содержит в себе программу действий по изменению (если реальность не отвечает интересам класса) или сохранению социальной реальности (если реальность отвечает интересам класса). Идеология – ценностное отображение социальной реальности, она формируется целенаправленно и имеет активную функциональную направленность, воздействует на мысли, чувства, поведение людей. Функции идеологии – интегративно-консолидирующая; организационно-мобилизующая; ценностно-мотивационная; легитимирующая.

Формы общественного сознания. Выделяют следующие формы общественного сознания:

Политическое сознание – совокупность взглядов, в которых отражаются политические отношения, т.е. отношения по поводу власти;

Правовое сознание – совокупность взглядов на систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством;

Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных отношениях и соответствующих нормах и идеалах, оценивающих и регулирующих поведение людей (добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть);

Художественное сознание – форма отражения природной и социальной реальности в виде художественных образов, представляющих органический сплав мыслей, чувств, оценок;

Научное сознание – форма отражения реальности в виде системы объективных знаний, раскрывающих закономерности мира.

Философское сознание – форма общественного сознания, выражающая рационально-критическое осознание человеком мира и своего отношения к нему;

Религиозное сознание – форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественной реальности (Бога) и предполагающая определенные отношения человека к этой реальности.

В каждую историческую эпоху доминирующее зна­чение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма об­щественного сознания (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время — политика и наука).

Важнейшие функцииобщественного сознания – познавательная, социально-пре­образующая, прогностическая, регулятивная, воспита­тельная. Все они взаимосвязаны друг с другом.

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.

Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания, идеи, смыслы, ценности и идеалы могут закрепляться и сохраняться в культуре, транслироваться и развиваться. Язык – не только способ сохранения и пе­редачи информации, но и средство познания и общения. С помощью языка мы позна­ем объективный мир, получаем новое знание. Восприятие и познание осуществляются через призму языка. В языке существуют элементы, за­мещающие реальные объекты. Эти элементы играют роль пред­ставителей объектов познания в мышлении, являются знака­мипредметов, свойств или отношений. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением.Всякий язык содержит в себе определенную «концептуальную схему», задающую характер восприятия мира.

Читать еще:  Как почистить амулет если он потемнел. Очищение и зарядка оберега свечой

В силу этого язык можно определить как специфическую сложную развивающуюся знаковую систему, служащую для фиксации, хранения, обработки и пе­редачи информации, а также для обеспечения познания и коммуникации.

Таким образом, функции языка – экспрессивная (выражение мысли человека), сигнификативная (обозначение), коммуникативная (обеспечение общения между людьми), когнитивная (важнейшее средство познания), кумулятивная, или информационно-трансляционная (обеспечение сохранения, накопления и трансляции знаний).

Различают два вида языка: естественные и искусственные.

Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)

Искусственный языкспециально создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки математики, логики, языки программирования, химии и других наук).

В естественном языке знаками являются слова и словосоче­тания, в искусственном — те или иные символы. Один из важ­нейших аспектов языка — его семантика, а наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его пред­метное значение и смысл.

Предметное значение — это объект (отдельный предмет или некоторый класс предметов), представителем которого является знак.

Смысл знака — это такая совокупность признаков, которая позволяет выделить обозначаемый знаком объект из других объектов. Один и тот же знак может иметь несколько различных смыслов.

Мысль может быть выражена не только с помощью языко­вых знаков. Она может быть воплощена в том или ином художе­ственном образе, ей может соответствовать некоторый жест, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков.

Общественное сознание, его структура и формы

Общественное бытие представляет собой реальный исторический процесс материальной жиз­ни людей, с постоянной сменой поколений, овладевающих знаниями и культурой предшественни­ков и вырабатывающих собственные жизненные смыслы. По мере того как каждое поколение соз­дает новые идеи, оно выступает в качестве общественного субъекта сознания, в той или иной мере содержательно осмысливая действительность бытия.

Общественное сознание (духовная сфера общества) представляет собой осознание человеком и обществом окружающего мира, последовательное проникновение в смысл и сущность своего бытия. Осознание общественного бытия происходит посредством идей, взглядов, представлений, теорий, чувств, иллюзий, заблуждений общества, которые составляют содержание основных форм общественного сознания.

Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний, отражающих ин­дивидуальное бытие, вырабатывая, вместе с тем, общее содержание, присущее всей массе индиви­дуальных сознаний. Осознание индивидом своего и общественного материального бытия и про­цесс усвоения существующей системы взглядов, воплощенных в формах общественного сознания, составляют две основные стороны механизма формирования индивидуального сознания, в качест­ве своеобразного сплава единичного, особенного и общего в сознании отдельно взятого человека.

Как отражение структуры общественного бытия структура общественного сознания имеет два уровня: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное, ядром которого является здравый смысл, формируется в процессе повседневной духовно-практической деятельности людей. Это первичный уровень осознания ими реального процесса своей жизни в форме взглядов, чувств, ил­люзий и т.п.

С обыденным сознанием тесно связана и общественная психология. Содержание ее охватывает как чувственную сторону: эмоции, настроения, так и рациональную: идеи, взгляды и др., а также обычаи, традиции, социальные вкусы и другие общественно-психологические образования. Общест­венная психология – это массовое сознание, продукт всей совокупности условий жизни и побуди­тельных сил социальных групп и общества в целом. Состояние массового сознания, его отношение к деятельности государства, партий, общественных организаций, их оценка резюмируется в общест­венном мнении. Источники его – СМИ, индивидуальный и групповой опыт, слухи, молва и т.д. В целом, общественное мнение представляет собой сложное переплетение истины, заблуждения и ложных представлений. В современной общественной жизни роль и сфера деятельности средств массовой коммуникации резко возрастают (выборы, референдумы, социологические опросы).

Теоретическое сознание отражает существенные глубинные стороны общественной жизни в виде взглядов, теорий, законов, оформленных в идеологию. Идеология является рациональным систематизированным уровнем общественного сознания различных социальных групп, отражаю­щим их мировоззренческие потребности и интересы, систему взглядов и идей, а также цели соци­альной деятельности, направленные на закрепление и развитие данных общественных отношений.

Идеология определяется общественным бытием, но в то же время она по отношению к нему от­носительно самостоятельна. Идеология оказывает огромное обратное влияние на общественное бы­тие, на всю общественную жизнь. Идеология выступает в различных формах политических, право­вых, этических, эстетических, религиозных и философских взглядов. Философско-мировоззренческие выводы естественных наук также носят идеологический характер и могут стать источником идейной борьбы между представителями различных идеологических установок и ориентаций.

Всякая человеческая общность (социум), отличительными чертами которой являются достаточ­ное развитие коллективного самосознания и солидарность, сложившиеся за довольно длительный (в несколько поколений) исторический период, обладает некой общей совокупностью идей, образов, символов, моральных норм, верований, преданий. Эта совокупность составляет самую глубокую основу духовной жизни каждого из членов общности, относительную однотипность их социально- психологических установок. Всякий социум устойчив именно в силу своей достаточно разработан­ной идеологии, которая придает ему единство, необходимое как для отражения внешних угроз, так и для преодоления внутренних кризисов (пример: китайский мир, индийский мир, античный мир культуры и др.). Идеология обеспечивает преемственность поколений, так как служит главным ин­струментом социализации – приобщением человека уже с раннего возраста к данному конкретному социуму. В этой связи понятно, почему так актуально для нашего времени решение проблемы еди­ной русской идеи, т.е. вопроса об общей идеологии, которая составила бы основу духовной жизни и однотипность мировоззренческих ответов на те вызовы, с которыми Россия сталкивается сейчас и которые ждут нас в будущем.

Формы общественного сознания – структурные образования, представляющие собой систему взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются. Идеологические от­ношения составляют теоретический фундамент каждой из форм общественного сознания: полити­ки, права, морали, религии, искусства, философии и науки. Формы общественного сознания есть отражение духовных отношений людей к природе и друг к другу посредством объективации (че­рез язык, произведения искусства, печати и других средств информации), т.е. они воплощаются в материальных, практически значимых действиях, отношениях, в материальных средствах реали­зации. Но главное – формы общественного сознания в качестве объективных мыслительных форм духовной сферы общества имеют идеальную природу и, как любой акт сознания, они не тождест­венны материальным способам и средствам их объективации, образующим систему их связи с ре­альными жизненными процессами.

Читать еще:  Свадебный гороскоп женщина весы мужчина козерог. Мужчина Козерог и женщина Весы - совместимость от А до Я! Как мужчине Козерогу завоевать женщину Весы

Возникшие в процессе разделения человеческой деятельности на материальную и духовную, формы сознания становятся для общественного человека преимущественной сферой производства его социализации – формой общественного сознания определяют и смысл жизни человека, и нор­мы поведения в обществе, и ценностные ориентиры деятельности, и многие другие регулятивы человеческой жизнедеятельности. Общественное сознание – это гигантский поток чувств и идей, отражающий экономическую жизнь общества.

Законы развития общественного сознания выражают, во-первых, зависимость сознания от материального жизненного процесса. Всякий духовный принцип, сложившийся в обществе есть результат отражения уровня развития сущностных сил индивидов, т.е. сложив­шихся типов общественного производства и отношений собственности. Так, если в первобытном обществе осознание связи с вещами и другими индивидами носило ограниченный характер, то в дальнейшем, по мере роста производительности труда и социальных связей племенное сознание получает дальнейшее развитие в античном обществе в виде осознания собственной индивидуаль­ности, что и возвысило греков над варварами. В более поздние эпохи (Средние века, Возрождение, Новое время) эта закономерность проявилась также в достаточной мере – в каждой по – своему.

Закон относительной самостоятельности общественного сознания означает, что всем формам общественного сознания присущ ряд тенденций. Во-первых, их отставание от общественного бы­тия. Во-вторых, преемственность и зависимость от прошлого мыслительного материала, от куль­туры и науки предшествующих эпох (морали, искусства, философии и науки). В-третьих, нерав­номерность развития форм общественного сознания: политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, научного, философского. Эта неравномерность зависит от степени близости той или иной формы сознания к целесообразной деятельности и экономическому базису. Так, политическое и правовое сознание ближе всего связаны с экономическими отношениями и поэтому их изменение носит более адекватный характер, соответствующий переменам в матери­альной жизни общества.

Закон активного влияния общественного сознания на материальные процессы особенно за­метно проявляет себя в наше время. Роль идей (политических, художественно-эстетических, рели­гиозных) в общественном процессе весьма значительна как в позитивном, так, нередко, и в нега­тивном отношении. Активность сознания вообще есть его природное свойство: мысль, покинув своего творца, своего носителя, начинает жить собственной жизнью, а идея, подкрепленная обще­ственным интересом, становится материальной силой, ускоряющей или замедляющей ход исто­рии. Так, по мнению крупнейшего немецкого мыслителя М. Вебера, протестантская религиозная этика, в силу ключевых моральных принципов аскетизма в повседневной жизни, бережливости и трудолюбия, послужила в свое время мощным катализатором развития европейского капитализма.

Общественное сознание может играть роль как активного стимулятора общественного про­гресса, так и механизма его торможения. Активная преобразующая сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его исторической эволюции и предвосхищая перспективы.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 98 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание

Общественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Индивидуальное сознание — это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, поскольку является синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.

Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.

общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания.

Но, с другой стороны, любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом,

индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания.

Таким образом, диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.

Читать еще:  Сонник покойник как живой. Если снится Покойник что это означает в наши дни? Брали ли вы что-нибудь у покойника во сне

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯэто различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т. д. Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:

1. Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.

2. Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Правосознание оказывает значительное влияние на экономику, на политику и на все стороны социальной жизни, поскольку выполняет в обществе организационно-регулятивную функцию.

3. Нравственное сознание. Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т. д. Нравственное сознание, таким образом, является серьезным регулятором всей организации общества на всех его уровнях.

4. Эстетическое сознание. Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что в нем формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства.

5. Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное. Религиозное сознание имеет мировоззренческий характер и, соответственно, оказывает значительное воздействие на все формы общественного сознания через мировоззренческие принципы его носителей.

6. Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое сознание оно также оказывает значительное влияние на все формы общественного сознания через жизненные позиции его носителей.

7. Естественнонаучное сознание. Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. Данное сознание является одним из наиболее определяющих для характеристик той или иной цивилизации, поскольку затрагивает и определяет большинство социальных процессов общества.

8. Экономическое сознание. Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно существующей экономической реальности и определяется объективной необходимостью её осмысления.

9. Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических организаций, социальных институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т. д.

Формы общественного сознания многообразны так же, как многообразны социальные процессы, которые осмысливает человек.

Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ:

1. Обыденное, или эмпирическое сознание. Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.

Обыденное сознание — это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений.

2. Научно-теоретическое сознание. Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.

Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка — мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т. д.

Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — мировоззренческий взгляд, не признающий наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицающий любую реальность, кроме материальной.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ — система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.

ИНДИВИД — отдельный человек.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ — нечто отдельное, своеобразно неповторимое.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — совокупность идей, взглядов и чувств, свойственных конкретному человеку.

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — система моральных принципов в отношениях между людьми, в отношениях между людьми и обществом, в отношениях между людьми и законом, и т. д.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ — внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру.

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ — система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории и социально-экономические потребности общества.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.

Источники:

http://allrefrs.ru/1-68832.html
http://studopedia.net/8_79960_obshchestvennoe-soznanie-ego-struktura-i-formi.html
http://fil.wikireading.ru/11621

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: