Общественно исторический характер сознания. Общественная природа сознания

Общественная природа сознания

Невозможно анализировать сознание изолированно от других явлений общественной жизни. Хотя свою родословную сознание ведет от биологических форм психики, оно не замкнуто в самом себе, есть не продукт природы, а общественно-историческое явление, результат нашего мышления. Кроме того, сознание изменяется в процессе исторического развития общества.

Сознание есть продукт исторического развития общественной практики, особая, идеальная форма человеческой деятельности. Даже на той ступени развития, когда сознание приобретает относительную самостоятельность, практика остается его основой и критерием истинности его содержания. Сознание есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако «сознание человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов восприятия и мыслительной деятельности» (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. С. 201.). Каждый отдельный человек становится субъектом сознания, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно-исторической практики.

Исторически сознание возникло на основе общественно-трудовой деятельности людей, в ходе которой у человека сформировались способности понимать и окружающий мир, и самого себя, осуществлять разумные поступки. Диалектико-материалистическое понимание сознания состоит в том, что его источником является окружающая действительность, а материальным субстратом — головной мозг. Человеческий мозг есть орган мысли, сознание формировалось и развивалось вместе с развитием человеческого мозга. Наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа — мозга. Совершенно очевидно, что без мозга, без механизма проводящих путей, связывающих его с миром, не существует духовной жизни (Подробнее см.: Хорн Г. Указ. соч. С. 50-52.).

У животных в ходе их эволюции возникла способность психического отражения внешних воздействий лишь тогда, когда у них возникла нервная система. Усовершенствование психики высших животных и человека под влиянием изменения образа их жизни тесно связано с развитием мозга. Сознание человека возникло и развивается в тесной связи с возникновением и развитием специфически человеческого мозга. Мозг первобытного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания (Подробнее см.: Кликс Ф.П. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. С. 108-109.). После того как возник человек современного типа со сложно организованным мозгом, в процессе труда возник и специфический способ отражения действительности — сознание.

Подобный процесс можно проследить и на примере становления индивидуальной психики. Сознание ребенка формируется под влиянием воспитания и обучения. Одновременно происходит и развитие его мозга. В том же случае, когда разрушается утонченная структура организации материи мозга, «надламывается» и психика человека, ослабляется его мыслительная деятельность.

Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Развившаяся в процессе труда рука оказывала влияние на совершенствование мозга. В самом деле, если сравнить между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что по объему мозг последнего превышает мозг обезьяны более чем в 2 раза, а по весу — в 4 раза. При этом мозг человека обладает гораздо более сложным строением (См.: Хэссет Д. Введение в психофизиологию. М., 1981. С. 20-23).

Под влиянием труда и в связи с развитием мозга совершенствовались и органы чувств человека. Осуществляя с помощью орудий различные трудовые операции и изо дня в день в течение тысячелетий повторяя миллиарды раз эти действия, человек накапливал опыт. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. Его труд приобрел осознанный характер. Прежде чем приступить к делу, человек уже мог мысленно представить и результат, и способ осуществления, и средства осуществления этого результата.

На начальных этапах осознание человеком своих действий и окружающего мира носило весьма ограниченный характер и не выходило за пределы чувственных представлений, комбинаций и простых обобщений. В дальнейшем в ходе усложнения форм труда и общественных отношений формировалась способность к мышлению в виде понятий, суждений и умозаключений, отражающих все более многообразные связи вещей и явлений.

Возникновение сознания непосредственно связано с зарождением языка, в котором формировались и выражались первые сознательные представления людей. Сознание неотделимо от языка. «Как и сознание, язык мог сформироваться лишь в процессе труда и общественных отношений, в связи с появившейся потребностью что-то сказать друг другу» (Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. С. 111.).

Будучи результатом трудовой деятельности, сознание в свою очередь выступает как предпосылка, необходимый регулятор и организатор взаимоотношений человека с окружающим его миром. Сознание — это неотъемлемый, идеальный компонент реальной жизни человека, и прежде всего основного условия и формы его жизнедеятельности — труда: в нем оно зарождается, развивается, в нем оно прежде всего и воплощается, И каждое вступающее в жизнь человеческое существо, чтобы стать действительно человеком, обязано как можно глубже окунуться в этот океан уже очеловеченной природы.

Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность других, поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с другими людьми общественной мерой. Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием способ его отношения к миру и называется сознанием. Без понимания, без знания, которое несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания.

Читать еще:  Полных лет онлайн. Узнать дату смерти по дате рождения - реальность или выдумка

Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя.

Действия человека характеризуются определенной направленностью, устремленностью к достижению конечного результата, цели. Между каждым предыдущим и последующим этапами процесса действия и деятельности в целом имеется более или менее четкая согласованность: ход процесса предопределен планом. Если проанализировать, на чем базируется формирование практических действий, то окажется, что каждый значимый поступок человека представляет собой решение той или иной задачи, цели. Но задача действия как запланированного результата, которого человек стремится достигнуть, есть то, что должно быть создано, но чего еще реально не существует. Словом, задача действия представляет собой идеальную модель желаемого будущего. Поступок не может быть ни спланирован, ни осуществлен, если человек не создал для этого направляющей предпосылки в виде идеальной модели будущего, т.е. цели.

Таким образом, каждый поступок предполагает два тесно связанных между собой процесса. Один из них — это предусмотрение, предвидение, предвосхищение будущего, вытекающее из познания соответствующих связей и отношений вещей. Другой процесс — программирование, планирование действия, которое должно привести к реализации цели. Цель задает способ видоизменения вещи в реальной практике.

Итак, сознание и объективный мир — это противоположности, образующие единство. Основой этого единства является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического, сознательного отражения действительности.

3. Структура и формы сознания

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенными значением и смыслом. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом.

Нельзя, однако, отождествлять сознание только со знанием и языковым мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического, мышления вообще не существует. Мышление не переработка информации, а «деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью» (Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984. С. 112.). Языковое мышление изменение «идеализированных предметов», т.е. значений и смысла слов, знаков, символов и т.п. есть только одна из форм действительного мышления человека. С другой стороны, нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т.е. считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознание (Подсознательное).

Общественно исторический характер сознания. Общественная природа сознания

Доказан факт – зрительная память для гуманитарией – второй по важности навык в его профессиональной деятельности. Бесплатный тренажер “Тайная комната” помогает развитию данного навыка. По отзывам обучающихся – первые результаты видны через 3-5 занятий на тренежере.

Вся жизнедеятельность человека закрепляется в знаниях, нормах, оценках, традициях. В виде коллективных представлений и коллективного опыта она передается из поколения в поколение через прямое и опосредствованнное общение людей друг с другом. Индивидуальная психика приобщается к коллективным представлениям, формируется у человека под влиянием собственной деятельности и коллективного опыта. Вот почему сознание по своей природе социально. Человек как субъект сознания фиксирует свое отношение к действительности, ориентируясь на уже накопленный опыт культуры данного сообщества: производственный, нравственный, познавательный, а также опыт общения.

Ученые-материалисты утверждают, что человек рождается как биологическое существо без готовых идей, нравственных принципов, эстетических оценок и других духовных особенностей. Врожденные биологические черты, генетический код составляют лишь предпосылки социального развития личности, оказывают определенное влияние на характер, темперамент, здоровье человека. Сознание же, все духовные черты личности формируются только под влиянием взаимодействия с социальным миром. Чтобы пройти путь от первобытной обезьяны до разумного человека, понадобилось более 2,5 млн. лет. А чтобы подняться от костра пещер до атомной энергетики, космических полетов, компьютерной техники и химического синтеза полимеров — всего лишь 40 тыс. лет. Это объясняется тем, что прогресс человечества стал опираться не на биологические изменения, а на законы общественного развития.

Сознание человека не может проявиться вне общества, вне и независимо от него. Оно – функция, «свойство» не только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи. Биологическая эволюция создает лишь биологические предпосылки возможности появления человеческого сознания, которое действительным становится только в обществе. Вне общества нет и не может быть сознания. Становление человека и человеческого сознания предполагает, чтобы человек с детства, с момента своего появления на свет был включен в сложную ткань социальной жизни, в процесс усвоения им условий своей жизни. При этом среди социальных условий, которые активно формируют сознание человека, следует особо выделить подражание как активный процесс усвоения формирующейся личностью общечеловеческого совокупного опыта.

Читать еще:  Взять чужой нож приметы. Примета: потерять ключ, браслет или нож

Если же человек с раннего детства лишен этого, то процесс формирования его сознания становится невозможным, о чем свидетельствуют многочисленные факты. Приведем лишь некоторые из них. В XVI веке индийский император Акбар поместил ради эксперимента группу детей из разных стран в башню, содержал их несколько лет вне человеческого общения. Затем комиссия должна была узнать, какую религию каждый из них исповедует. Кроме нечленораздельного мычания ничего добиться от них богословы не смогли. Мозг детей не был развит, время упущено невозвратно. В Германии в 1828 г. был обнаружен мальчик, Каспар Хаузер, который по неизвестным причинам был замурован в погреб и прожил там 1б лет. Он остался животным, человеческое сознание у него не развилось. В Индии в 1920 году были найдены две девочки Амала 7 лет и Камала 5 лет, которые выросли в логове волчицы. Первая из них вскоре умерла, вторая же прожила среди людей до 17 лет. Однако попытки обучить ее речи, прямой походке и другим формам человеческого поведения почти ни к чему не привели.

Напротив, дети, казалось бы, самой природой в большой степени лишены возможности «вхождения» в общество в силу значительной или даже полной потери зрения, слуха и речи, все же приобретают способность формировать в себе полноценные человеческие качества, включая сознание. Это происходит в тех случаях, когда удается найти способы связи их с социокультурной средой. Об этом свидетельствуют результаты поистине титанической работы, проводимой в Сергиево-Посадском специализированном интернате. Его воспитанники стали ученым, писателем, приобрели другие профессии, в том числе и с связанные с интеллектуальным трудом.

Таким образом, общественно-исторический характер сознания обусловлен, во-первых, тем, что оно – продукт общества, т.е. материально-производственной, познавательной, художественно-эстетической и других видов деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей. Во-вторых, тем, что оно формируется как отражение общественного бытия, реального процесса жизни людей. Даже природа становится объектом познания в той мере, в какой она очеловечивается, включается в сферу практической деятельности человека. В-третьих, оно существует в исторически сложившихся в процессе жизнедеятельности общества материальных формах естественных и искусственных языков, определенного понятийного аппарата, приемов и законов мышления, мыслительных операций. Наконец, в-четвертых, тем, что источником и основой функционирования сознания является общественно-историческая деятельность людей, практика. Оно единственно возможно в саморазвивающейся системе «общество – индивид». Человеческая деятельность (а она всегда носит общественный характер) есть универсальный способ существования сознания. Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и останется им, пока вообще существуют люди.

Возникновение сознания. Общественная природа сознания;

Как видим, в процессе эволюции усложняются формы взаимодействия организма со средой и усложняются формы отражения, выливаясь в способ существования в мире. Информационное отражение характерно для живых организмов, которые способны к самосохранению и самовоспроизводству, психическое отражениедля животных, которые осуществляют ориентировочную деятельность и активно решают возникающие задачи.

В силу своей телесной организации предок человека не мог полностью адаптироваться к среде подобно животным. Он вынужден был наряду с адаптацией приспосабливать к себе среду, преобразуя её объекты, создавая новые. Возникает целенаправленная деятельность, практически-преобразовательнае отношение к миру – основной способ существования, свойственный только человеку.

Эту деятельность невозможно было осуществить индивидуально и изолированно, нужны объединение людей, их кооперация и их общение – возникают “коллективные представления”, общие навыки, способы деятельности, которые необходимо зафиксировать, закрепить и передать другим. Это и реализуется психическим отражением – появляются высшие по сравнению с животными его формысознание. Поэтому и говорят: общественная природа (сущность) сознания, общественный, (а не индивидуальный) характер сознания, а мозг человека называют биосоциальным органом.

Формирующийся человек, осуществляя оценку ситуации, начинает отражать (фиксировать) не только объект (как животное), но и своё отношение к объекту и ко всей деятельности, и тем самым выделяет себя, своё “Я” как субъекта, носителя определённой позиции. Формируется удвоение отражения: (1) фиксация непосредственно воспринимаемой ситуации (холодно-тепло, светло-темно) и (2) оценка её с позиции общего (пригодность для совместной, общей деятельности).

Нормы и представления сознания имеют общественный характер не только (1) по происхождению, но и (2) по способу функционирования: программируется совместная деятельность, хранится в памяти общества. Работа с нормами и представлениями сознания формирует психику человека, развивает его высшие психические функции – мышление, память, волю, эмоции.

Таким образом у формирующегося человека происходит процесс разделения организма и его деятельности (слитость у животных). Между ними включаются посредники: орудия труда, модель, проект и цель деятельности; видение возможностей объекта (идеальное), речь и обобщённые образы, символы – пространственных и количественных отношений; наделение объекта смыслом; придание ему социального качества и др.

Конкретизируем это. В процессе развития самой практически-преобразовательной деятельности, практики (способа человеческого существования) происходит вовлечение в неё всё большего числа объектов мира. Обработанная трудом природная вещь приобретает новое – социальное качество. Мы знаем о качестве предмета – быть столом не через анализ материала (дерево, пластик), а из того, как он используется в данном обществе. Социальные качества, следовательно, существуют иначе, чем их материальный носитель, а именно, идеально.

В процессе практики происходит опредмечивание человека, то есть воплощение в обработанных (или искусственных) предметах целей, знаний, сознания человека и его социума. В этом же процессе происходит и распредмечивание объекта, то есть раскрытие, освоение заложенных в нём предыдущим трудом свойств и функций. Таким образом, уже обработанный предмет представляет собой единство природного, опредмеченного духовного, опредмеченной деятельности и социального предназначения. Иными словами, тот же стол и вся искуственная среда – это комплексная природно-духовно-социальная реальность и в этом смысле субъективно-объективная реальность.

Читать еще:  Поздравления с началом рождественского поста. Рождественский пост поздравления с праздником

Содержание сознания закрепляется в смысле и значении объекта и выступает как субъективная реальность или идеальное бытие, идеальность для тех людей, которые способны воспринять, распредметить его. (Скажем, нужно быть технически грамотным, чтобы прочесть чертёж машины или проект здания. Аналогично могут быть восприняты картина, скульптура, музыка людьми, приобщёнными к данной культуре).

Уже деятельность примитивного человека направлена не просто на природный предмет сам по себе, а на то, что с ним можно сделать, то есть на возможности. Способность отражать возможностихарактерная черта сознания.

Во-первых, подчеркнём, что практическое воздействие на природную действительность непосредственно порождает специфику человеческого отражения (сознания), а не она сама по себе. Сознание, следовательно , есть деятельное отражение окружающего мира, несущее в себе “деятельную схему”. Понятие дом не есть копия всех домов, а указание на действия, которые нужно произвести, на его, так сказать, конструктивный принцип.

Во-вторых, отражение возможностей (того, чего нет) – ещё один аспект бытия идеального.

Сознание опредмечивается в речи и, приобретая такого рода носитель, посредника между собой и практикой, получает всё большую самостоятельность (относительную). Благодаря этому, сознание может опережать практические действия, формируя идеальную цель. Идеально осваивая возможности, сознание опредмечивает их в языке. Этими феноменами щироко оперирируют, определяя оптимальный вариант практики. Особая ценность отражательной деятельности человеческого сознания – в её творческом функционировании, когда распредмечивание сопровождается внесением нового содержания (подробнее см. 7, с. 431-442). Таким образом, функции сознания не только в том, что это особая форма отражения, но и регуляции и управления отношением людей к действительности и к самим себе. Сознание не только отражает, но и творит мир.

О творческой роли сознания и психической деятельности в необычных формах сейчас много пишут и ещё больше говорят (телекинез, кожное зрение, телепатия, дальновидение, ясновидение, полтергейст, чтение судьбы по фотографиям, астрология, хиромантия, магия белая и чёрная, колдовство, чародейство и др). Ставится вопрос о включении в базисные формы постижения (наряду с рациональной и чувственной) также и медитации: постижения посредством “высших психических сил” того, что было и будет непосредственно (8, с. 91-1O4). Однако ситуация здесь неопределённая: даже на уровне специалистов-учёных такие явления или не признаются (4) или, наоборот, предлагаются их теоретические объяснения (2),(9).

Обычно в учебной литературе не дифференцируют всю сферу связанную с сознанием. Мы это сделаем, основываясь на последней (1992 г.) классификации академика П. Симонова (5).

Выделяется (а) сознание как знание человека, которое может быть передано другим людям с помощью слов, символов, образов, а также (б) неосознанная деятельность мозга. В последней различают (1) досознательное – биологические потребности в пище, воде, продолжении рода и побуждаемые ими поведенческие акты, а также генетически заданные черты темперамента и т.п. (2) Подсознание – всё то, что было осознаваемым или может быть осознаным: сознательно выработанные навыки, ставшие автоматизмами; ставшие убеждением социальные нормы, которые переживаются как “веление долга”, “зов сердца”, “чувство вины” и др. (3). Сверхсознание – это выделение себя, отношения между собой и окружающим миром, оценка своих возможностей. Творческая интуиция – неосознаваемое творческое рекомбинирование раньше накопленного опыта. Сверхсознание оперирует опытом, накопленным сознанием и частично зафиксированным в подсознании. Сознание ставит задачу, а сверхсознание генерирует гипотезы, идеи, методы и производит рекомбинацию их, выдавая вариант решения на суд сознания. Таков процесс взаимодействия сознания и неосознанной деятельности.

Сознание существует как поток меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и др.

Итак, сознание – это свойство высокоорганизованной материи. Телесные органы, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания, – нервная система и её наиболее высокоорганизованный отдел – головной мозг человека. Сознание – функция мозга человека, как осуществляющего сложные, прежде всего практически-преобразующие, отношения с миром.

Как уже указывалось, сознание существует в форме индивидуального и общественного (группового) (см. раздел 8) и самосознания. Самосознание характеризуется как самочувствие (I уровень), когда учитывается место человека среди других объектов мира – природных и социальных. (2) Второй уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к определённым человеческому сообществу, социальной группе и культуре. Самый высокий уровень (3) осознание “Я” как особого образования, похожего на “Я” других людей, но вместе с тем и неповторимого, могущего совершать свободные действия, поступки и нести за них ответственность, предполагающую контроль над ними и их оценку (конкретнее см. 2, с. 31O-317).

Л и т е р а т у р а

1. Введение в философию. – М.: Политиздат, 1989.

2. Дубров А.П., Пушкин В.П. Парапсихология и современное естествознание.

– М.: Соваминко, 1989.

3. Мартынюк Ю.Н. За пределами человеческого опыта. – Симферополь:

4. Мороз О. От имени науки. – М.: Политиздат, 1989.

5. Симонов П.В. Мозг и творчество//Вопросы философии. 1992, N11.

6. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности.

7. Фiлософiя. Курс лекцiй. – Киiв: “Либiдь”, 1993.

8. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия// Вопросы философии.

9. Вопросы философии. 1994, N 2: Филатов В.П. Живой космос: человек меж-

ду силами земли и неба. Пружинин Б.И. Астрология: наука, псевдонаука,

идеология? Василенко Л.И. Магия: старое зло или новое благо? Бескова

И.А. О природе трансперсонального опыта. Найдыш В.М. Мифотворчество

и фольклорное сознание.

Раздел 8. БЫТИЕ ДУХА: ПОСТИЖЕНИЕ МИРА.

Источники:

http://studopedia.ru/3_212499_obshchestvennaya-priroda-soznaniya.html
http://filosofedu.ru/index.php/lekcii-po-filosofii-otvety-na-voprosy/415-obshhestvenno-istoricheskaja-sushhnost-soznanija
http://studopedia.su/14_135867_vozniknovenie-soznaniya-obshchestvennaya-priroda-soznaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: