О том, как один русский мужик немцев “победил”. Михаил салтыков-щедрин – повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

М.Е.Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Автор публикации: Резникова М.В.

Дата публикации: 2016-03-26

Цели: совершенствовать навыки характеристики героев, продолжить освоение художественных приёмов изображения человека в литературном произведении;

помочь ученикам понять иносказательный смысл произведения, его сатирический пафос, идею;

повторить признаки комического и формы его проявления;

развивать творческие способности учеников.

I .Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами поговорим о творчестве М.Е.Салтыкова – Щедрина и остановимся на сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (запись темы урока).

1. Что узнаем на уроке? Каковы цели? (В чём особенность жанра, социальные проблемы, волнующие автора).

2. В названии темы встретилось слово «проблематика». Попробуйте дать определение термина. (Проблематика – совокупность проблем, которые поднимаются в произведении.

Проблема это вопрос, на который автор пытается ответить в своём произведении ).(слайд 2)

3. Сказка входит в сборник под общим названием «Сказки для детей изрядного возраста» Что значит «изрядного»? (Значит «немалого». Салтыков-Щедрин после выхода в свет сборника продавал его крестьянам за 3 копейки, чтобы они смогли его купить и увидеть себя героями его произведений, пробудить в них самосознание и самоуважение, искоренить невежество).

4. Сказка называется «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В каком значении употреблено слово «повесть»? (Здесь имеет значение «повествование», «рассказ» см.учебник стр.347)

II . Викторина. Давайте проверим, как хорошо вы знаете содержание произведения. (слайд 3 и т.д.)

Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.В результате кораблекрушения?

2.По щучьему велению?

3.С помощью волшебника?

4.Прилетели на ковре – самолёте?

В чём мужик варил суп?

3.В кокосовой скорлупе?

Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московскую правду»?

2. «»Московские ведомости»?

3. «Московское обозрение»?

4. «Вестник Москвы»?

Как генералы отыскали на острове мужика?

1.По следам, оставленным на песке?

2.По звукам балалайки?

По запаху мякинного хлеба?

Кем мужик работал в Петербурге?

В каком виде два генерала прибыли на остров?

2.В ночных рубашках?

3.В шубах и валенках?

Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

Из чего мужик сделал силки для птиц?

1.Из собственных волос?

2.Из собственной рубахи?

3.Из собственных лаптей?

Как генералы вернулись домой?

1.Заснули и проснулись дома?

2.Так же, как и попали на остров?

3.Их спасли случайно?

4.Мужик построил корабль?

Как генералы мужика при себе удерживали?

3.Смирительную рубашку надели?

4.Он остался сам?

III . Работа с эпиграфом.(слайд «Повесть…) Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди. (А.П.Чехов)

Как понимаете эти слова? Можно их отнести и к Салтыкову-Щедрину? (Сказки написаны на злобу дня. В основе лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. Настоящий писатель умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью общества).

Слайд «Повесть о том…» IV . 1. Итак, мы говорим о сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Написана она была в 1869 году.

(записать дату)

2.(Слайд «Проблемный вопрос») Можно ли «Повесть» отнести к жанру сказки?

3.Что такое «сказка»? ( Слайд «Что такое сказка?»)

Сказка – повествовательное, обычно народно – эпическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

4.В любой сказке можно найти сказочные выражения. Например, «Жили – были…» Слайд «Задание». Чтобы доказать, что это произведение относится к жанру сказки, найдите в тексте эти сказочные выражения и определите их роль в тексте.

Стр.340. Жили-были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове (поместить героев в условное сказочное пространство «по щучьему велению»).

Слайд «Сказочные выражения» Стр.342. Сказано – сделано. Пошёл один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды…(«Сказано-сделано несёт иронический смысл. На самом деле, генералы могут только говорить, делать ничего не способны).

Стр.346. Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.

Стр.346. Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало! (Традиционная концовка находится у Щедрина не в конце сказки и имеет почти прямой смысл: мужику действительно ничего не досталось).

Стр.347, Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

Стр.347. Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать. (Дважды Щедрин применяет одну сказочную формулу, лишь немного видоизменяя её. Используется для усиления значения сказки.)

5.Почему Щедрин выбрал для своего произведения жанр сказки? Вспомните особенности фольклорных сказок. (В сказках победа добра над злом. Щедрин наводить читателя на эту мысль)

6. Значит добро должно победить, а зло должно быть наказано. Так ли это у Щедрина? (Сердце и силы свои Щедрин отдал защите народа – «мужика», как тогда выражались).

V . Слайд «Вопрос». Беседа с классом.

1. Что в «Повести…» не вписывается в сказочный сюжет? (описание петербургской жизни генералов: их служба в регистратуре, в школе военных кантонистов, упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Не сказочная причина, по которой произошло перемещение генералов на остров: «оба были легкомысленны»).

2. Почему местом действия выбран необитаемый остров? (Вспомним роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо, Герой, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет освоил остров, сделал своё жилище уютным и безопасным. «Повесть…» щедрина написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров и обыгрывает известный сюжет робинзонады в нарочно смешной форме).

3. Генералы читают газету «Московские ведомости» стр.347 словарь. Стр.343-344 прочитать по ролям, передать интонацией характеры генералов. В чём особенность текстов в найденной генералами газете? (Весь номер состоял из описания еды. Ни о чём другом не сообщают, как о роскошных пиршествах. Это не просто пир, это праздник жизни для избранных).

4. Чем отличается поведение мужика от поведения генералов, попавших на необитаемый остров? («Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина и самым нахальным образом уклоняется от работы». В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов. Мужик – редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и он должен на них работать.

Читать еще:  Упражнение лестница небесного храма.

Комментарий. Социальные реформы 1860-х годов, в первую очередь – отмена крепостного права, были восприняты подавляющим числом дворян – помещиков как катастрофа.

5. Почему он не наелся сам, хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли тунеядцу частичку?» и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое? (Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но всё же права).

Приведите ещё примеры. (Свил верёвку)

Слайд «Кто является главными героями» Итак, кто является главными героями сказки? Дайте сравнительно- сопоставительную характеристику героям по предложенным аспектам. (Заполнение таблицы)

в ночных рубашках, на шее по ордену

Отношение к труду

жалкий, никчёмный, не приспособленный к жизни

трудолюбивый, ловкий, находчивый

«…ничего не понимали», слов никаких не знали

Отношение к другим людям

легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы

чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ

Физминутка

6. Слайд «Вопрос». Каково отношение автора к генералам? (Иронизирует над их недостатками и беспомощностью).

7. Могли ли такие генералы существовать на самом деле? (Писатель гиперболизировал образы генералов).

8 .Кто из героев и почему заслуживает уважения? (Мужик сноровистый, ловкий, всё умеет. У автора вызывает восхищение этот персонаж).

9. Воплощает ли мужик в себе черты русского народа? Какие? (Силу, находчивость, смекалку).

10. Можно ли назвать его идеальным героем?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к некоторым понятиям, что такое нравственность?

Слайд «Запомним!» Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова)

Что такое «порок»?

Пороки – тяжёлые предосудительные недостатки, позорящие свойства. (Нельзя, потому что крестьянин хоть и стал свободен, но он не только не победил рабскую психологию, а даже гордится тем, что умело услужливает генералам. У мужика полностью утрачено чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания ,что сумел угодить генералам, что эти генералы, чуть не съевшие друг друга, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать. Генералы же убеждаются в своих правах на эксплуатацию чужого труда).

11.Слайд- видео. Прокомментируйте концовку сказки. (Развязка сказки, как и её начало, выдержаны в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда награждаетсяза добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально, однако, сколько в эту концовку внесено авторской усмешки. Генералы вспомнили о своём спасителе: «Однако и о мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Награда явно не соответсвует затраченным усилиям мужика, но ему и того довольно, по мнению генералов и его самого.

1.Итак, каково значение сказки? Против чего протестует автор?

(Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их работать на себя).

М.Е.Салтыков –Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушие, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России.

Писатель осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность инеистощимое терпение).

2.Можно ли это проиведение назвать сказкой?

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

воскресенье, 2 сентября 2018 г.

“Как мужик двух генералов прокормил”

Салтыков-Щедрин М., сказка “Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”

Жанр: литературная сатирическая сказка

Главные герои сказки “Как мужик двух генералов прокормил” и их характеристика

  1. Мужик. Работящий, умелый, находчивый. Все может сделать, все обустроить.
  2. Два генерала. Бесполезные, бестолковые, ленивые, изнеженные.

План пересказа сказки “Как мужик двух генералов прокормил”

  1. Генералы на пенсии
  2. Генералы просыпаются
  3. Генералы исследуют остров
  4. Муки голода
  5. Чтение газеты
  6. Гениальная мысль
  7. Мужик под деревом
  8. Сытая жизнь генералов
  9. Ностальгия о столице
  10. Лодка
  11. Снова в Петербурге.

Кратчайшее содержание сказки “Как мужик двух генералов прокормил” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Два бестолковых генерала проснулись однажды на необитаемом острове.
  2. Вокруг было много еды, но генералы сидели голодные.
  3. Они мучились от голода и даже чуть друг друга не съели
  4. Генералы нашли мужика и заставили его накормить их.
  5. Генералы заставили мужика построить им лодку и отправились в Петербург
  6. Генералы получили много денег и дали пятак мужику.

Главная мысль сказки “Как мужик двух генералов прокормил”
Народ вечно кормит прихлебателей, которые сами ничего не умеют и не хотят делать.

Чему учит сказка “Как мужик двух генералов прокормил”
Сказка учит, что каждый должен получать по заслугам, учит самому уметь добывать себе пищу. Учит работать, учит быть находчивым. Учит не лениться и освоить какую-нибудь нужную профессию. Учит не сидеть у другого на шее.

Отзыв на сказку “Как мужик двух генералов прокормил”
Мне понравилась эта сказка, написанная в жанре острой социальной сатиры. В аллегорической форме Салтыков-Щедрин описал угнетение простого народа правящими классами. Показал, что без народа не может существовать никакое государство, что именно на простом народе зиждется благосостояние нации. И показал, что без нахлебников легко можно обойтись. Мне очень понравилась гениальная мысль, отправить всех “генералов” на необитаемый остров.

Пословицы к сказке “К ак мужик двух генералов прокормил”
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Труд кормит, а лень портит.
Что потрудился, то и поел.
Без труда меду не едят.
Ест руками, а работает брюхом.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Как мужик двух генералов прокормил”
Жили в одной регистратуре два генерала. Там родились, выросли и состарились. И ничего делать не умели, даже слов нормальных не знали.
Но вот закрыли регистратуру и выпустили генералов на волю. Жили они в Петербурге, получали пенсию, а однажды очутились под одним одеялом на необитаемом острове.
Вскочили генералы, испугались. Перед ними море, позади клочок суши и никого вокруг.
Стали думать генералы, что делать. Хотели было пойти на один на восток, другой на запад, но где восток, а где запад не знали. Пришлось просто разойтись один налево, другой направо.
И вот идет один генерал, видит яблони с яблоками. А яблоки высоко растут, не достать. Идет дальше, видит ручей полный рыбы. Дальше идет – лес полный дичи. Еды вокруг много, а в руки не дается.
Вернулся генерал, а второй генерал за это время только номер “Московских ведомостей” нашел.
Хотели генералы спать лечь, да сон на голодный желудок не идет. Только глаза закроют – еда кажется. Удивляются, генералы, что в естественном виде еда на деревьях растет, да по лесам бегает.
И вот остервенились генералы, да друг на друга набросились. Клочья так и полетели. Но вид крови образумил генералов. Перекрестились они и развлечься хоть как-то решили. Стали о солнце думать, почему оно сперва восходит, а потом заходит. Потом один генерал вспомнил, что можно своими соками питаться, но для этого сперва перекусить нужно.
Стали генералы “Московские ведомости” читать, да что ни статья, то про обед, про осетров или про налимов.
И вот одного генерала вдруг осенило. Понял он, что надо найти мужика. Пошли они по острову бродить и под деревом увидели огромного мужика.
Заругались генералы, потребовали, чтобы мужик их накормил.
Мужик в голове почесал, видит генералы строгие и за работу принялся. Яблок нарвал, рябчиков поймал, костер разжег, еды столько приготовил, что генералы даже подумали не дать ли и мужику маленький кусочек.
Стал мужик отдохнуть проситься. Генералы заставили его сперва веревку свить, да той веревкой мужика к дереву привязали.
Прошел день. Мужик уже наловчился в пригоршне суп варить. Живут генералы сытые и веселые, о потопе рассуждают, да столицу вспоминают.
И вот стало генералом скучно. Потребовали генералы от мужика доставить их на Подъяченскую. Думал, мужик, думал и корабль построил. Настелил в лодку лебяжьего пуха, сели генералы и поплыли. Страху по дороге натерпелись, на мужика ругались, мужик их селедкой кормил и к Неве наконец доставил.
Удивились кухарки, какие генералы толстые, да белые приехали. А генералы в Казначейство пошли, денег загребли и про мужика не забыли, выслали ему рюмку водки, да серебра пятак – веселись мужик.

Читать еще:  Обряды на новый год для привлечения. Обряды на новый год для привлечения денег

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Конкурс методических разработок уроков по литературе на тему

«Литература — это когда читатель столь же талантлив,

г. Нижневартовска ХМАО — Югра

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Образовательная – способствовать формированию понятия «сатира», «гипербола», «гротеск», выявить взаимосвязь авторской сказки с народной сказкой;

Развивающая – продолжить формирования умений работы с текстом, выделять примеры литературных приемов;

Воспитательная – способствовать формированию нравственных качеств личности обучающегося.

1. Слово учителя.

Как вы знаете, ребята, писательство в России не было профессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем запомнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно отличался от большинства чиновников.

Имя этого чиновника – Михаил Евграфович Салтыков. По приезде в Вятку он еще не был известным писателем-сатириком. Он был молодым чиновником, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело». Цензура обнаружила в повести «опасное направление мыслей».

Но опубликование повести и последовавшая за этим ссылка были только началом истории. Впереди была слава, и работа в журнале «Отечественные записки» вместе с .

Салтыков-Щедрин говорил впоследствии: «Я вырос на лоне крепостного права». Что это значит?

2. Сообщение учащегося.

3. Слово учителя.

В 1884 году Салтыков-Щедрин пишет: «…вижу, что связь моя с читателями порвана, а я, признаться, только и любил, что эту полуотвлеченныу персону, которая называется читателем». Закрыт журнал «Отечественные записки». В жанре сказки писатель нашел для себя возможность говорить на запретные темы и продолжать общаться с читателем. Почему -Щедрин выбирает именно этот жанр?

4. Сообщение учащегося.

5. Слово учителя.

Определить различие между юмором и сатирой. Основные сатирические приемы.

Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869) открывает собой «сказочный» цикл Щедрина.

В журнальном варианте сказка имела подзаголовок: «Писано со слов коллежского советника Рудомазина». Сняв подзаголовок, устранив дополнительного рассказчика, Щедрин усилил сатирическое звучание сказки. «Сказки» – это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Всего писатель создал 32 сказки

– Подумайте, какие взрослые, серьезные проблемы ставит в ней автор?

(Служат для обличения пороков современному автору общества: тупости и неприспособленности к жизни генералов, рабской покорности все умеющего мужика)

6. Работа с тестом.

7. Обратите внимание на жанр произведения: «Повесть…» была включена в сборник «Сказки». Почему? И что же это: повесть или сказка?

– Выделим признаки сказки.

( 1) Начинается с зачина, характерного для сказки («Жили да были…). 2) Используются словесные формулы, характерные для сказок («Долго ли коротко ли», «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!», «по щучьему веленью, по моему хотенью», «ни пером описать, ни в сказке сказать». 3) Два плана: реальный и фантастический. 4) Как и для сказки характерна разговорная речь. 5) Ограниченное число действующих лиц. 6) Происходят чудеса ( мужик в пригоршне суп варит, на острове они оказались по волшебству, «по щучьему веленью»). 7) Близка социально-бытовой сказке, так как служит раскрытию жизненной правды, высмеивает людские пороки; герои – люди, которые противопоставлены по социальным критериям.)

– Выделим признаки повести.

( 1)Исходная ситуация (пребывание генералов на необитаемом острове) сама по себе реальна. 2) Несмотря на использование словесных формул, характерных для сказки, нельзя утверждать, что по форме это сказка, так как эти словесные формулы употребляются в несвойственной для них функции (например, «мед-пиво пил» – в сказке концовка, не оказывающая влияния на сюжет. В «Повести..» эта фраза является смыслообразующей, так как указывает на то, что мужику на Подьячей ничего не перепало»). 3) Кроме того, в «Повести..» есть слова, которые в сказке использоваться не могут: «примите уверение», «упразднили», «школа военных кантонистов». 4) В сказке все происходит в некотором царстве, в некотором государстве (ситуация безвременья), в нашей повести, хотя события и происходят на острове, мы знаем, что родом генералы из Петербурга, живут там в «Подьяческой улице». О времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире «четвертого класса» (табель о рангах введена Петром I).

8. Словарная работа.

Эзопов язык – художественная речь, выявляющая скрытый смысл через иносказание, подтекст, недосказанность, аллегорию.

Гипербола – чрезмерное преувеличение.

Гротеск – художественный прием, который рождается из смешения смыслового ряда, сочетания живого и неживого, человеческого и звериного, реального и фантастического.

Сатира – бичевание пороков оружием смеха.

Сказка, которая служит этой цели, называется сатирической.

– Найдите в тексте эти приемы.

– С какой целью используются в «Повести…» эти приемы?

(Чтобы высмеять генералов, которые ничего не знают, ничего не умеют и не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику.)

– Что мы знаем о петербургской жизни генералов?

– Какой была регистратура, в которой служили генералы?

– Что можно сказать об уме генералов? Как они приспособлены к самостоятельной жизни?

– О чем говорят генералы? Какие у них интересы? Как они объясняют смену времени суток, вавилонское столпотворение и потоп?

– Каковы причины, приведшие генералов в безвыходное положение? В чем они нашли спасение?

Читать еще:  Аве мария что нужно ответить. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

– Каково отношение генералов к мужику?

– Чем генералы отличаются друг от друга?

– Каково отношение автора к генералам?

10. Беседа по вопросам:

– Какие аналогии вызывает у вас упоминание о необитаемом острове? Какую роль играет этот образ?

( Вспомним роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. Герой, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет освоил остров, сделал свое жилище уютным и безопасным.)

«Повесть…» Салтыкова-Щедрина написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Роман многократно издавался в России и был хорошо известен читателям. Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров и обыгрывает известный сюжет робинзонады в нарочито шаржированной форме.

– В чем отличия ситуации романа Дефо и «Повести…» Щедрина?

(В обоих произведениях ситуация – борьба за выживание – одинакова, но поведение действующих лиц диаметрально противоположно. Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает. Генералы с первых шагов обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают. Генералы не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать плодов, наловить рыбы и дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров.)

– В чем особенность текстов в найденной генералами газете?

(Это не просто газета, а консервативная газета – «Московские ведомости» . Салтыков-Щедрин пародирует газетные штампы, некоторые выражения, необоснованную восторженность.)

Попытка отвлечься чтением от чувства голода приводит к обратным результатам: оказалось, что весь номер состоял из описания еды. Газетные статьи бессодержательны: ни о чем другом не сообщают, как о роскошных пиршествах. Характерная деталь: заботливый «распорядитель празднества следит, чтобы «все гости получили по куску». Это не просто пир, это праздник жизни для избранных.

Генералы – часть государственной системы, узаконившей существование одних сословий за счет других. Для щедринских генералов, оказавшихся на необитаемом острове, беспечальное житье неожиданно оборвалось. Им пришлось задуматься о том, кто этот злодей, по вине которого им приходится испытывать такие лишения.

– Кто же виноват в «лишениях» генералов?

Социальные реформы 1860-х годов, в первую очередь – отмена крепостного права, были восприняты подавляющим числом дворян-помещиков как катастрофа.

– Какой выход видят генералы из создавшегося положения?

(Генералы не могут смириться со своим положением. Когда им уже не на что было надеяться, когда их ждала голодная смерть, одного из них «озарило вдохновение»: он вспомнил о вечном кормильце, о русском мужике.)

– Давайте сравним генералов и мужика и сделаем соответствующие выводы.

Генералы ничего не умеют и не хотят делать, глупые («ничего не понимали»), беспомощны, бюрократы (попав на остров, размышляют: «Ежели теперича доклад написать, какая польза из этого выйдет?»), по сравнению с мужиком они цивилизованны (знают, что такое Вавилонская башня), но в общем они люди невежественные («Даже слов никаких не знали, кроме «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»), не способны думать ни о ком, кроме как о себе (когда хотели есть, чуть не съели друг друга).

Мужик все время занят работой, глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его связали), мастер на все руки, в отличие от генералов обладает запасом определенных знаний (знает, как добыть огонь, как сделать силок и т. д.), генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет («Нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое»), выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен.

– Почему мужик, при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

– Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придет на ум мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»

– Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил веревку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода?

(Крестьянин формально стал свободен. Но он не только не победил рабскую психологию, а даже гордиться тем, что умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» У мужика полностью утрачено чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти ничтожества, чуть не съевшие друг друга, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать.)

– Почему хочется смеяться, читая щедринские сказки, и одновременно сказать о том, как грустна Россия? Что высмеивает сатирик в мужичине и какой это смех – веселый, грустный, злой?

Учитель. Задача сатирика, по мнению Щедрина, – увидеть, под какой личиной скрываются в современности вечные пороки и разоблачить их.

– Какие же пороки (самые главные) скрываются под личиной генералов и мужика?

(Лень, излишняя покорность).

Идеал сатирика (свобода) трагичен, так как он недостижим. Несовершенство мира лишь обнажается, но изменить ничего невозможно. Это мир без надежды. Отсюда безысходный конец сказки: «Выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Тест по сказке -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

А) В результате кораблекрушения.

Б) По щучьему веленью, по моему хотенью.

В) С помощью волшебника.

Г) Прилетели на ковре-самолете.

2. В чем мужик варил суп?

В) В кокосовой скорлупке.

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

А) «Московскую правду».

Б) «Московские ведомости».

В) «Московское обозрение».

Г) «Вестник Москвы».

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

А) По следам, оставленным на песке.

В) По запаху мякинного хлеба.

Г) По его крикам.

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

6. В каком виде два генерала прибыли на остров?

Б) В ночных рубашках.

В) В шубах и валенках.

7. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

8. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

А) Все время спать.

Б) Научиться работать.

Г) Поймать зверя.

9. Из чего сделал мужик силки для птиц?

А) Из собственных волос.

Б) Из собственной рубахи.

В) Из собственных лаптей.

10. Как генералы вернулись домой?

А) Заснули и проснулись дома.

Б) Так же как и попали на остров.

В) Их спасли случайно.

Г) Мужик построил корабль.

11. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

А) На Подьяческой.

12. Какой из двух генералов был поумнее?

А) Тот, кто был учителем каллиграфии.

Б) Тот, кто был учителем географии.

В) Тот, кто был учителем логики.

Г) Тот, кто вообще не был учителем.

13. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде, чем варить уху?

Г) Отпустили поплавать.

14. Как генералы мужика при себе удерживали?

Источники:

http://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-44157235.html
http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/09/blog-post4.html
http://pandia.ru/text/78/246/5820.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: