О Таинстве покаяния – Как бороться с грехом? Страсти и страдания.

Духовная брань. Борьба с грехами и страстями

Когда человек вступает на путь духовного роста, исправления, он начинает понимать, что с ним что-то происходит, но не всегда может правильно назвать тот или иной жизненный период и не знает, насколько он верен и куда человек идет – вперед или все же назад.

Тот, кто встал на путь духовного роста, безусловно, нуждается в духовном наставнике в лице священника, который сможет пояснить человеческое состояние и подскажет, как с этим бороться.

Всем приходится встречаться с духовной бранью — это то состояние, когда человеку приходится прикладывать массу усилий для исправления себя и преодоления бесконечно возникающих на определенном этапе обстоятельств, которыми искушает человека бес, не желая, чтобы человек исправлялся и направлялся к Богу. Другими словами, духовной бранью можно назвать борьбу с бесовскими нападками.

Духовная брань может проявляться абсолютно по-разному: могут сниться странные сны, будет казаться, что все это ложный путь, выдумка, психоанализ, захочется вновь впасть в грех, будут мешать различные обстоятельства, возникающие на ровном месте и мешающие продуктивному исправлению, не захочется исповедоваться, потом покажется, что священник плохой и нужно искать другого, то есть бес всячески применит все усилия, чтобы человека столкнуть с правильного пути, отвести от нужного пастыря, ввергнуть человека в заблуждение. И это начинается не после первой исповеди, потому как бес это переживет, пришел человек исповедовался и дальше живет как жил, а происходит тогда, когда человек начинает жить церковной жизнью.

Через некоторое время бес отступит, так как человек получит Божественную благодать от своей Богоугодной жизни, регулярной Исповеди и Причастия. Человек научится правильно видеть ситуацию, научится бороться с искушениями, что-то вообще будет переживать с легкостью.

Но духовная брань настолько индивидуальная, что рассказать о ней все невозможно, многое зависит от самого человека, и бес будет давить на слабые стороны, страсти, сомнения, проблемы, собственно, в этом нет ничего нового, но это все нужно пережить с Божьей помощью.

Борьба с грехами и страстями – это нормальное состояние каждого христианина, но для того чтобы борьба была эффективной, человек должен не только видеть внешнее проявление страсти или греха, но понимать и знать определение грехов, определение страсти, их свойства, причины, последствия, взаимосвязь.

Мы предлагаем читателю внимательно изучить раздел, посвященный данным вопросам, для перехода пройдите по ссылке Это очень большая и глубокая тема, которая нуждается в подробном рассмотрении.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Как победить свои грехи и страсти? – Великопостное интервью Предстоятеля

Настойчиво борясь со своими грехами, при содействии Божией благодати, человек изменяет свой злой нрав на добрый. Этому духовному деланию способствует время Великого поста. Практические рекомендации как победить греховные склонности души дает Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

– Ваше Блаженство, время Великого поста – время покаяния, духовного очищения. Что наиболее важно для христианина в этом духовном делании?

– Господь наш Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы призвать нас к покаянию (Мф. 4:17), изменению нашей жизни и приведению ее в согласие с Заповедями Божиими. Покаяние в соделанных грехах христианин приносит в Таинстве Исповеди, в присутствии священнослужителя, который имеет от Бога власть «вязать и разрешать» грехи человека (см. Мф. 18:18).

Но, прежде чем подойти к Исповеди, христианин должен подготовить свою душу постом, посещением храма и внимательным самокритичным анализом своей жизни и своих поступков. И, конечно, пред Исповедью христианин должен попросить прощения у тех, кого он чем-то опечалил или обидел.

– В каком случае покаяние можно считать свершившимся?

– Когда человек после Исповеди ощущает умиротворение и желание не возвращаться к прежним грехам. Это есть признак того, что наше покаяние Господь принял. Очень важно, чтобы мы далее продолжали удерживать себя от прежних грехов.

– А что делать, если человек сожалеет о содеянном грехе, кается в нем на Исповеди, но не имеет достаточных сил перебороть его и после вновь совершает исповеданный грех?

– Не отчаиваться. Сколько бы раз человек не падал, он должен тут же посредством Таинства Исповеди встать и вновь решительно изо всех сил бороться с грехом. В результате такой духовной борьбы обязательно придeт время, когда человек с помощью Божией победит грех. Многократно повторяемый грех – это «кровоточащая рана» души человека. Благодать Таинства Исповеди – это духовный пластырь, помогающий заживить и исцелить душу от греха.

– Но ведь часто бывает, что человек не видит своих грехов и не знает в чем каяться…

– Такое состояние души происходит вследствие удаления человека от Бога, погружения в суетные занятия, чрезмерного увлечения мирскими заботами. Чем ближе к Богу – Источнику Света, тем более видны греховные пятна в душе человека.

Поэтому, когда сердце духовно черствеет, необходимо пересмотреть свою жизнь, отказаться от того, что мешает нам идти к Богу. Нужно усилить молитву. Также следует обращать внимание на критику наших недругов: иногда их обвинения помогают нам увидеть свои греховные язвы, которые мы раньше не замечали.

Читать еще:  Сонник ловить рыбу на удочку женщине. К чему снится ловить рыбу удочкой женщине

– Грех – это зло. Почему тогда он имеет такую привлекательность и власть над человеком?

– Грех «паразитирует» на добрых и необходимых потребностях человеческой природы: чревоугодие – на естественной потребности в пище, гнев – на необходимости неприятия, отвержения зла, и т. д.

Таким образом, грех по своей сути – это искажение естественных сил человеческой природы, это болезнь души человека, которая помрачает человеческий разум, отравляет его чувства и поражает волю.

В результате этой болезни нарушается Богом данная гармония душевных и телесных сил в человеке. Грех удаляет человека от Бога и омрачает в человеке понимание того, что для него является добром, а что – злом.

Отравленные грехом, силы души увлекаются злом и попадают под власть диавола. Человек, совершающий грех – есть раб греха. Вот эта рабская зависимость от греха и диавола воспринимается болезненными силами души как некая привлекательность и сладость от греха.

Услаждаясь грехом, человек в глубине своей души ощущает, что грехом он разрушает и уничтожает себя, и блажен тот человек, который сможет заставить себя мужественно встать, покаяться и положить начало терпеливой борьбе против власти греха.

– Как надо бороться с грехами? С чего необходимо начать?

– Для борьбы со страстями христианин должен иметь решимость: решимость встать и уйти от греха. Это делается с помощью поста и молитвы. Решимость дает человеку необходимый толчок, а пост и молитва помогают ему продолжать свое шествие от страны греха к Отчему дому. Но сначала должна быть решимость. Можно изучить Священное Писание, труды святых Отцов, но если нет решимости жить строго по Заповедям Божиим, то пользы от таких духовных знаний будет мало.

Христианин, решившийся бороться со своими грехами, должен воспитывать в себе покаянное чувство и смирение. Господь Иисус Христос говорит: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6: 37). Мы можем приблизиться к Богу только в покаянном и смиренном расположении духа. И тогда Он примет нас и поможет одержать победу над грехом.

Важно также помнить, что грех зарождается в мыслях человека. Поэтому христианину нужно учить себя отличать добрые мысли от злых. Научившись отличать греховные помыслы, мы должны их отвергать и отвращаться от них через смиренную, покаянную молитву. Надо также учиться хранить свой язык от слов неподобных, а также зрение, чувство осязания и слух, через которые в душу человека очень часто входят греховные образы и желания.

Настойчиво борясь со своими грехами, при содействии Божией благодати, человек изменяет свой злой нрав и приобретает доброе внутреннее духовное устроение. Этому духовному деланию способствует время Великого поста.

– Что можно сказать человеку, который медлит подойти к Таинству Покаяния, хотя на словах понимает необходимость этого?

– Человек медлит с покаянием из-за нежелания или нерешительности сейчас же изменить свою жизнь и отказаться от греха. Нужно постараться донести до сознания такого человека, что грех – это путь к саморазрушению, к вечной смерти. Если сегодня еще есть время и возможность покаяться и все изменить и исправить, то завтра такой возможности уже может и не быть. Ведь грех – это болезнь души. Чем дольше оттягивать время обращения к духовному врачу и начала лечения, тем сложнее будет потом справиться со своими духовными болезнями.

Есть люди, которые не решаются приступить к Покаянию из-за мнимого страха, что Бог их не простит за совершенные грехи. Нужно постараться донести таким людям истину о том, что Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9: 13), и что нет греха непрощенного, только нераскаянный грех препятствует человеку вернуться к Богу.

– Что происходит с грехом в Таинстве Покаяния?

– Если христианин искренне раскаивается и принимает решимость мужественно бороться с грехом, тогда грех прощается Богом. Вынимая на исповеди «занозу» греха, мы избавляемся от жала смерти. А дальнейший труд поста и молитвы нужен для того, чтобы излечиться от последствий воздействия греха на душу грешника.

– В чем заключается этот духовный труд?

– Духовный труд должен быть направлен на искоренение навыков греха и приучениe себя к добродетелям, которые противоположны прежним грехам. Например: чревоугоднику надо особо следить за воздержанием в пище, жадному полезно раздавать милостыню, маловеру – больше молиться и т. д. С целью помочь грешнику избавиться от власти греха духовник может наложить епитимию на некоторое время.

– Есть люди, воспринимающие епитимию как наказание за грех…

– Для того чтобы епитимия принесла пользу грешнику, он должен осознавать, что епитимия назначается духовником не как наказание за грех, а как напоминание о содеянном грехе, которое помогает человеку в его борьбе с грехом. Назначая епитимию, духовник сообразуется с индивидуальными особенностями человека, его возможностью и готовностью исполнить епитимию. Поэтому христианину следует воспринимать епитимию не как наказание, а как благо и постараться как можно лучше ее исполнить.

– Как правильно готовиться к Исповеди? Ежедневно записывать свои грехи и потом по бумажке прочитывать? Или каяться лишь в том, что камнем лежит на сердце?

– На такие вопросы нельзя отвечать однозначно. Как целесообразнее исповедоваться, должен решать духовник: он хорошо знает особенности характера человека, его образа жизни. Конечно же, нельзя относиться к Исповеди как к формальному отчету в своих грехах за прошедший период. Исповедь – это, прежде всего, сокрушенное раскаяние в содеянных грехах. Пример правильного раскаяния показывает Господь Иисус Христос в притче о блудном сыне, который решил с покаянием вернуться в родной дом. Сердечное покаяние является первым шагом возвращения грешника – блудного сына – в Отчий дом.

Читать еще:  К чему снится черный большой паук. Толкование снов с большими пауками: почему они нам снятся

– А что делать, если сердце черствое, «окамененное»? Бывает, что умом осознаешь, в чем каяться, но в душе покаяния нет. Стоит ли идти на Исповедь? Может, лучше подождать, когда придет покаянное чувство?

– Духовную борьбу нельзя откладывать. Если умом осознаешь свои грехи, не надо затягивать с исповедью. Ведь Царствие Божие, как сказал Господь, «нудится», то есть, силою берется. Необходимо понуждать себя и молиться Богу о даровании искреннего, сокрушенного покаяния. Христос может коснуться нашего сердца и во время самой Исповеди. Стяжанию сердечного покаяния способствуют духовные беседы, чтение Священного Писания и творений святых Отцов.

– Говорят, что аскетический труд – удел монахов. Стоит ли обычному человеку, мирянину, стремиться к достижению бесстрастия? Или такие духовные высоты доступны лишь тем, кто отрекся от мира сего?

– Страсть в аскетическом понимании означает страдание, грех. Стремление к бесстрастию означает борьбу христианина со своими страстями. К этому Святая Церковь призывает каждого человека, а не только тех, кто принял монашеский подвиг. Конечно, одна мера духовного делания у тех, кто живет в миру, другая – у тех, кто отрекся от мира. Однако каждый христианин должен стремиться к очищению ума, чувств и воли от греховного влияния и с чистой душой служению Богу и людям. В этом смысл достижения христианского бесстрастия.

– Чтобы получить победу над грехом, нужно иметь опытного наставника. Многие спрашивают: как найти такого духовника?

– Исповедоваться в Церкви можно у любого священника. С этого и нужно начинать. Тот священник, который ближе по духу, который более располагает своим смиренным духовным руководством к духовному труду и духовной пользе, скорее всего, и станет духовным наставником. Исповедоваться можно у разных священников, а вот по важнейшим вопросам лучше обращаться к своему духовнику.

Покаяние: сосредоточьтесь на одном грехе — и боритесь с ним

Как часто надо причащаться? Строгая привязка причастия к исповеди — всегда ли правильно? Как научиться не перечислять грехи привычным списком, а каяться всем сердцем?

Об этом — интервью с протоиереем Максимом Первозванским, клириком храма Сорока Севастийских Мученников, главным редактором журнала «Наследник», духовником молодежной организации «Молодая Русь», отцом 9 детей.

Протоиерей Максим Первозванский

— Отец Максим, есть ли смысл в очередной раз перечислять свои грехи на исповеди, когда сознаешь их только умом, без сердечного сокрушения, и понимаешь, что и дальше опять не сможешь удержаться? Откуда вообще берется это сердечное сокрушение, покаянный плач, о котором так много написано в духовной литературе?

— Для начала отсылаю всех к замечательной книге Владимира Воробьева, которая так и называется «Покаяние. Исповедь. Духовное руководство». В этой книге прекрасно написано, как правильно относиться к исповеди в современных условиях, в условиях, когда все мы уже пришли к пониманию необходимости частого причастия. Причастия не раз в год, не три раза в год, а гораздо более частого.

Практика может отличаться: где-то причащаются раз в неделю, где-то раз в месяц, но, по крайней мере, в Москве, в подавляющем большинстве приходов рекомендуют причащаться не реже чем раз в месяц. Все-таки возрождение евхаристического сознания произошло, верующие осознали необходимость частого причастия. С другой стороны у нас исповедь не отделена от причастия, как это существует, например, на православном Востоке.

— Исторически всегда так было?

— Нет, конечно. Исторически такая практика сложилась, когда наши люди стали причащаться раз в год. В такой ситуации действительно без исповеди причаститься было бы уже совершенно неправильно.

— Не собираются ли менять такое положение?

— Это очень сложно. Наше общецерковное сознание таково, что любое малейшее изменение грозит расколом. На мой взгляд, менять ничего не надо, особенно революционно. Взять, например, и издать декрет. Представьте себе, 20 лет назад Патриарх Алексий сказал бы: «Предписываю всем обязательно причащаться как можно чаще». Что бы произошло?

Естественно все сказали бы, что Патриарх у нас обновленец, то есть ситуация грозила бы расколом. Но постепенно за эти 20 лет духовенство и верующие сами пришли к пониманию необходимости частого причастия. На что повлияла и сама практика Патриарха Алексия, который начал причащать на Пасху и на Рождество, чего раньше не было.

— Причащать без исповеди?

— Нет, просто причащать. Вы раньше не могли бы причаститься ни на Пасху, ни на Рождество ни в одном храме. Литургия служилась, а причастия не было. Патриарх начал причащать на Пасху и на Рождество, стал призывать и прихожан и духовенство почаще причащаться. При этом он не говорил, как именно часто надо причащаться. Издавалась соответствующая литература, велось обсуждение, и в итоге за десятилетия церковное сознание изменилось.

Изменилось потихонечку, без слома. Сегодня я знаю такие приходы, где священник в отношении некоторых прихожан, которые часто причащаются, не требует жесткой связи между исповедью и причастием.

Еще в 90-ые годы на пастырском совещании московского духовенства было сказано, что существует возможность индивидуального благословения на тот случай, когда человек причащается раз в неделю и постоянно находится в общении со своим духовником, тогда для него нет необходимости жесткой привязки исповеди и причастия. Например, человек весь Великий Пост постился, неоднократно исповедовался, значит ли это, что в пасхальную ночь ему обязательно надо выстаивать в очереди на исповедь, когда он все уже сказал? Нет, не значит.

Читать еще:  К чему снятся сладости во сне девушке. Сладости к чему снятся — много сладостей к чему снится сонник

Ты можешь спокойно в пост исповедоваться, а в праздник приходи причащаться, а не стоять в очереди из 200 человек к батюшке, который весь уже зашился, и кроме как отбарабанить свои грехи, ты уже ничего не сможешь.

Но если в ту же пасхальную ночь человек пришел в первый раз или единственный раз в этом году, чтобы причаститься на Пасху, то, конечно, для него исповедь необходима.

— Что делать, если на исповеди нет сердечного сокрушения, продолжать тарабанить свои грехи батюшке?

— На это есть конкретный аскетический совет: чувства – это дар Божий, такой же дар как, например, и любовь.

Отец Владимир Воробьев в своей книге пишет, что надо выделить один грех, с которым необходимо изо всех сил бороться. Невозможно, как Джеки Чан, одновременно бороться с 20-ю противниками. Нужно каяться в чем-то одном, например, вы исповедуетесь в том, что у вас не организована вечерняя молитва, вы пытаетесь молиться как получится, а получается плохо. Иногда помолитесь, иногда нет, то спать захочется, то дел много. В ряду других грехов люди нередко каются и в этом на исповеди. Давайте возьмем этот грех и подумаем, что мы можем сделать.

Начнем с того, что выясним, как молится вся ваша семья: вместе или по отдельности. Оказывается, кто во что горазд: сын так, мама эдак, папа по-своему, дочка тоже. Тогда, может быть, стоит рассмотреть такой вариант: вся семья молится вместе по короткому правилу, допустимому для самого слабого. Например, молитва мамы может занимать 40 минут, папы вообще 1,5 часа, но сын молится 10 минут. Может быть, тогда стоит взять то правило, которое составляет 10 минут, и сразу после ужина всем вместе прочитать его вслух. Зажечь лампады, поставить свечи, открыть молитвослов и по очереди почитать: папа одну молитву, мама другую, сын третью. 10 минут все помолились и пошли делать свои дела, а потом, перед сном, каждый уже молится дальше по своему индивидуальному правилу. Так, задавшись целью навести порядок в своих вечерних молитвах, вы поймете, что это выполнимо.

Надо сказать, что духовная жизнь – это достаточно цельная штука, и когда ты начинаешь в ней что-то менять, начинается общее движение. Как льдина с треском страгивается с места и начинает свое плавание, так и мы начинаем понимать, что можем еще что-то исправить в своей жизни.

Например, человек осознает, что за каждой юбкой глазами водит, и, несмотря на то, что наступила весна, и все девушки надели короткие юбки, он принимает решение бороться с блудными помыслами. Для этого молодой человек, выходя на улицу или включая компьютер, начинает читать Иисусову молитву, а так же сознательно отводит глаза или ходит «глазки в пол». Когда его взгляд все-таки зацепляется за ноги, он усилием воли отводит его вбок. Таким образом, верующий с грехом сознательно борется и действием, и молитвой. Он посвящает этому, скажем, неделю, а потом обнаруживает, что у него получается. Мало того, он чувствует, что в нем Иисусова молитва начинается даже чуть раньше, чем в поле зрения появляется предмет его искушения. Глаза этот объект уже заметили, а сознание еще нет, но душа уже отреагировала молитвой, уже начала защищаться.

И так от исповеди к исповеди, от греха к греху: «Еще, батюшка, я вот с этим борюсь. У меня такие-то успехи, такие-то поражения. Я раздражаюсь, гневаюсь, завидую, ленюсь, объедаюсь. Прости меня Господи. Я тоже в этом каюсь, виноват, но пока так. Буду стараться». Но сконцентрироваться надо на одном грехе, тогда исповедь не будет формальной.

В жизни должно быть посильное духовное усилие. Когда духовное усилие чрезмерное, возникает усталость, апатия, человек перенапрягается, и у него не хватает сил ни на что. Если духовное усилие недостаточно или оно отсутствует, также происходит апатия, расслабление, нечувствие никаких духовных предметов. Поэтому нужны духовные усилия и стремление к целостности жизни. Жизнь не должна быть праздной.

Когда мать не спит ночами у детской кроватки, она тоже делает духовное усилие. Ребенок уже месяц плачет по ночам, замучил совсем, но она встает и идет. Если же ты в эту ситуацию впускаешь молитву, то есть не просто раздражаешься и возмущаешься, а искренне просишь Господа помочь, то все – пошла духовная жизнь.

— К сожалению, не всегда Господь отзывается. Я посчитала, что по одному своему греху я молилась примерно полторы тысячи раз, а все продолжается по-прежнему…

— Так Вы же молились по этому поводу, и в этот момент, употребляя духовные усилия, вы жили духовной жизнью.

— Но ситуация не изменилась!

— Ничего. Во-первых – это неправда, что все по-прежнему. А во-вторых, победу над грехом дает Господь. Ваша задача бороться, если Вы боретесь, то Вы в этот момент живете духовной жизнью, душа трудится и трудится именно духовно.

Источники:

http://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/votserkovlyaemsya/dukhovnaya-bran-borba-s-grekhami-i-strastyami/
http://pravlife.org/ru/content/kak-pobedit-svoi-grehi-i-strasti-velikopostnoe-intervyu-predstoyatelya
http://www.pravmir.ru/kak-sdelat-ispoved-iskrennej/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: