О свободе и рабстве человека конспект. О рабстве и свободе человека

Свобода личности или рабская психология

Понятие свободы человека, свободы личности, занимало философские умы во все времена. И до сих пор нет четкого, общепринятого, удовлетворяющего в полном объеме определения свободы личности. В нашей работе мы не будем рассматривать культурно-историческое развитие и изменение наполненности понятия свободы личности. Мы рассмотрим ряд психологических аспектов, относящихся к самой идее свободы, существует ли она вообще, возможно ли проявлять свободу, в каком объеме и от каких факторов может зависеть это проявление.

Одно из распространенных современных определений звучит так: свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости[1]. Отсюда можно предположить, что логика свободы человека – это такая упорядоченность его сознания, поведения, познавательной и преобразующей деятельности, а также организуемых им процессов и состояний в природе и обществе, которая обеспечивает ему наибольший возможный в данных стартовых условиях уровень свободы существования. Здесь возникает вопрос – как формируются интересы, задачи, ценности в данном конкретном обществе? Кто и с какой целью это делает?

Если обратиться к истории человечества, к тем временам, когда существовало рабство, то общество в социальном плане укрупнено можно было разделить на две категории – хозяева и рабы. Здесь очень важно понимать, что хозяин – это любой свободный человек даже низшего сословия, ремесленник или землепашец, пусть даже и не владеющий рабами на данный момент времени, но имеющий такую возможность. И раб – человек, всецело принадлежащий хозяину. Хозяину принадлежит не только все имущество, результаты труда раба, но и его воля, его судьба, в конце концов, жизнь и здоровье раба находится полностью во власти хозяина.

И здесь можно разделить по психологическому принципу самих рабов. Одна категория, это те, которые стремятся обрести свободу, не смотря ни на какие условия содержания, пусть даже самые комфортные, с точки зрения рабского труда. Другая категория рабов, это те, которые не представляют себе другой жизни, чем той, которую влачат, пусть даже самую тяжелую и нечеловеческую. И если раб второй категории служит хозяину не на изнурительных работах в полях или на строительстве, а выполняет работы по дому, практически, вхож в семью, то он и мыслить не может изменить свою судьбу. Мало того, эти рабы всячески порицают и не принимают призывы к свободе и независимости тех, кто к этому стремится. Можно сказать, что свобода пугает этих людей, они не представляют свое существование вне тех законов, по которым они живут.

Исходя из рассуждений о психологии раба, можно сделать вывод, что рабство – это внутреннее состояние личности, человек внешне относительно свободен во всех отношениях. Он может принимать те правила общества, которые ему навязываются, а может от них отказаться. Может принять свое внешнее рабство, посчитать, что это судьба, рок, что существуют некие законы, которые сам человек не вправе менять, но обязан выполнять и принять как данность, а может сделать все, чтобы избавиться от рабских оков, возможно даже ценой своей жизни. Выбор всегда остается за человеком, вне зависимости от давления внешней среды на личность. То же самое касается и выбора хозяина – можешь иметь рабов, а можешь выполнять работы своими силами, силами своей семьи или наемными работниками за соответствующее вознаграждение.

И здесь мы возвращаемся к вопросу о формировании ценностей и целей в обществе.

В то время для развития общества крайне необходима была дешевая рабочая сила. Государства-завоеватели расширяли свои территории, которые затем необходимо было осваивать. В силу того, что людей не хватало, зрелые работоспособные мужчины, как правило, воевали, то наличие рабов было выходом из создавшейся кризисной экономической ситуации. Это было провозглашено как ценность, закреплено законодательно и если обратиться к определению свободы личности в начале нашей работы, то можно предположить, что максимальная свобода личности в тот период времени – это позиция хозяина и наличие у него рабов. Здесь мы подходим к пониманию рабской психологии. Первая категория рабов, которая стремилась к свободе и независимости на самом деле стремились избавиться от внешнего рабства и в дальнейшем занять позицию хозяина, т.е. получить возможность иметь собственных рабов. Вторая категория рабов, в силу собственных страхов, неуверенности и нежелания нести ответственность за свою судьбу, за преобразования в ней, в качестве компенсации, вынуждена была принять рабство не как гнет и унижение, а как общественную ценность, даже цель – добросовестно служить хозяину, быть исполнительным, преданным и именно в этом виделся ими смысл жизни, их добродетель. Важно отметить, что рабская психология в том виде, как мы описали, имела быть место, практически на всех этапах развития общества, вплоть до настоящего времени. Рабство меняло свои формы, меняло названия, но смысл всегда оставался прежним. Не смотря на то, что пришло время, когда рабство, крепостное право и другие формы владения человеком человека отжили, рабская психология сохранилась в головах людей. М.М.Пришвин: «Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать».

Даже Руссо, давая советы польскому народу на счет его государственного устройства, заявляет: “Свобода — пища добросочная, но трудная для переварения; нужны крепкие желудки, чтобы ее вынести”.

Что же мы можем наблюдать в современном мире, как изменилось мышление человека, какие представления о свободе личности существуют сегодня? Можно увидеть, что на самом деле все осталось как прежде в мышлении человека. Рабская психология жива и сегодня, причем, ничуть не изменила свою силу, актуальность и значимость для современного общества. Мало того, можно предположить, что внешнее давление стало еще более интенсивным и направленным конкретно на психику человека, на его личность. В первую очередь, это обусловлено все большей структурированностью общества, увеличением социальных слоев и прослоек, появлением все новых и более сложных иерархических лестниц. Во-вторых, не просто увеличение социальных институтов, а расширение прав и возможностей контролирующих органов, регламентирующих жизнь и деятельность человека. И последнее, что можно сказать в данном аспекте, это ужесточение законов и правил, которые ограничивают свободу человека. Все это делается с позиции заботы о человеке, его безопасности и даже справедливости, что все равны перед законом, да и вообще, все люди равны, имеют одинаковые права и обязанности. На самом деле, это все делается для управления людьми, причем без учета их личных качеств и индивидуальных особенностей. Все равны. Это справедливость в своей высшей реализации. Но мир несправедлив, поскольку люди не равны, у них как разные потребности, так и разные возможности. И чем больше эта разница, тем интенсивнее работают контролирующие органы по управлению человеком. Вне зависимости, будь то религиозный институт или прокуратура, все они, провозглашая лозунг о равенстве, стремятся к одной цели – подчинить личность и нивелировать индивидуальности человека. На систему работают все уровни социальных институтов, начиная с семьи. Воспитывая ребенка, родители навязывают ему свои ценности, в детском саду ребенку прививают правила социализации, в школе дают обязательные знания, без учета способностей и желания ребенка. Идя дальше по жизненному пути, человек уже имеет сформировавшиеся принципы существования в социуме, знает законы устройства мира, в котором он живет.

Читать еще:  Фрукты по фен-шуй: их сила и свойства. В какой зоне фен-шуй разместить комнатное растение гранат

И мы видим, что рабская психология никуда не делась, она процветает и даже приобретает все более извращенные формы. Мы можем наблюдать те же две категории рабов. Первая – это люди, стремящаяся к личностному развитию, независимости, свободе от социальных оценок, влияния и давления окружающей среды. В отличие от древних времен, сегодня это сделать значительно сложнее, т.к. если раньше раб мог сбежать, уйдя на другие территории, становился свободным и условно, был хозяином своей воли, то сейчас общество простроено так, что бежать некуда, нет территории, в которой отдельно не распространяется давление внешней среды. Разница только в сущности давления, но смысл остается прежний, один контролирующий институт дублирует действия другого. Вторая категория людей, это, так называемые, массы. Им свобода не нужна. Она у них, по большому счету, есть, но своя, особенная свобода в несвободе. Они так же, как и в древние времена считают высшей реализацией своей деятельности служение господину. Этих людей устраивает все, у них есть хозяин, который о них заботится, по своему защищает, создает иллюзию безопасности и благополучия. Для подобной категории людей создаются все максимально удобные условия их рабства – алкоголь, телевидение, средства массовой информации работают на этих людей, религиозные институты, не смотря на то, что, практически, все развитые государства мира светские, имеют значительное влияние на массы. Эта категория съест все, что хозяин им подаст, кроме одного – им не нужна реальная личностная свобода. Свобода подразумевает ответственность за себя, за свою жизнь, за принятие и осуществление в жизнь принятых решений.

Однако современные рабы периодически осознают свое рабство, понимают свою несвободу, переживают когнитивный диссонанс, но поскольку позитивной компенсации не происходит, то это их еще более фрустрирует. Они могут ругать государство, быть недовольными законами и действиями отдельных контролирующих органов и социальных институтов. Но при этом они не могут решиться действовать, как правило, за словами не следует никаких действий. Что делает их похожими с древними рабами? Современные рабы, понимая свою ущербность и неспособность к свободному волеизъявлению, воспринимают жестко любые призывы к личностной свободе, так же преследуют свободных или стремящихся к свободе людей, критикуют само понятие свободы, т.к. это категорически расходится с их жизненной позицией. Они делают все, чтобы устранить инакомыслие, все, что может потревожить или всколыхнуть существующее положение дел, т.к. стабильность, пусть и рабская – это то, что необходимо этим людям. Свободный человек ценит, уважает свою свободу, дорожит ею и при этом уважает стремление других людей к личностной свободе, максимальной реализации своих возможностей. Свободный человек принимает свободу других людей, раб же не может реализовать свою свободу, отсюда не позволяет это сделать другим.

Что же происходит с людьми, стремящихся к независимости, личностной свободе, желающих снизить внешнее давление? Как было сказано, что убежать, практически, невозможно. Мы помним, что в древности понимание свободы было связано с возможностью иметь собственных рабов, но и в современном обществе ничего не изменилось. Зачастую стремление к личной свободе в нашем обществе связано с возможностью навязывать собственную волю, именно так происходит реализация свободы личности. И здесь опять срабатывает рабская психология, стремление иметь собственных рабов, иметь возможность декларировать свое существование, предлагать, а иногда и настаивать на правильности собственного жития. Создаются собственные школы, учения, философии, образовательные учреждения или программы к ним. В меньшем масштабе это могут быть преподаватели, учителя, которые, как они считают, владеют истиной. В качестве компенсации, это могут быть руководители небольших организаций, где вводятся собственные правила или на еще более низком уровне, демонстрация свободной личности реализуется в семье, когда не признаются общие законы и правила, вводятся свои, а рабами становятся члены семьи.

В своей работе мы предполагаем, что полной свободы личности не только существует, но и существовать не может по определению, всегда есть внешние факторы, которые будут оказывать давление и лишать личность некоторых степеней свободы. И рабская психология, которая заключается в том, что личность стремится или подчиняться, или подчинять, одного без другого не бывает, как существовала в древние века, так и продолжает существовать в современном мире. Некоторые современные рабы, стремясь к свободе, поднимаются вверх по иерархической лестнице, наивно полагая, что чем меньше над тобой людей, оказывающих свое влияние и больше под тобой, на кого ты влияешь, то ты обретаешь если не полную, но хотя бы достаточную свободу. Но только поднявшись вверх, на самой вершине пирамиды, люди понимают, что чем выше они поднимались, тем не свободнее становились. Думается, что любой верховный правитель, будь то президент, премьер-министр или король какой-либо страны, на самом деле, является самым зависимым человеком от внешней среды. В.В.Козлов, профессор ярославского университета, как то на одной из своих лекций сказал, что если хочешь стать независимым от толпы, бесполезно подниматься над ней, нужно из этой толпы выйти, стать вне ее.

Читать еще:  Высказывания про обезьян. Мужчины, рожденные в год Обезьяны: кто они? Какая женщина понравится мужчине-обезьяне

Осознанность своей жизни, выбор своих действий всегда остается за человеком. Это и есть истинная свобода личности. Как и раньше, он может сам решить – стремиться к свободе или оставаться рабом, порабощать, или не иметь рабов. Человек так же свободен в выборе – подчиняться или подчинять. Рабская психология сидит в каждом, но именно тот, кто осознает свою жизнь, делает выбор вне влияния и давления окружающей среды и оценки социума, кто может контролировать своего раба, тот и может считать себя максимально свободным в современном обществе.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

О рабстве и свободе человека

Издатель

Отзывы на книгу « О рабстве и свободе человека »

Я человек, я посредине мира,
За мною – мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост –
Два берега связующие море,
Два космоса соединивший мост.
Арсений Тарковский

Человек есть посредник между миром неподвижных
идеальных ценностей и природным миром.
Николай Бердяев

Человек есть великая загадка для самого себя,
потому что он свидетельствует о существовании высшего мира.
Николай Бердяев

Человек с самого детства предпринимает попытки поиска смысла многих вещей и явлений. Дети, начинающие осваивать и осознавать реальность, очень часто задают взрослым вопросы «почему» и «зачем», чем часто вызывают гнев старших. Да, к сожалению или к счастью, поиск смыслов – всегда процесс болезненный, наполненный многими трудностями, преградами и духовными и психологическими мучениями. И часто, не получая ответ, дети теряют естественную потребность искать значение слов, поступков, явлений природы и, разумеется, смысла течения самой жизни. Но по мере взросления проблемы самопознания, самосознания и мироощущения снова начинают бередить душу. Ведь только задавая себе вопрос «кто я?», «зачем, для чего я живу?» человек начинает рождаться. Известно, что рождение биологической особи – это еще не рождение личности, которая, как писал советский психолог А.Н.Леонтьев, рождается не один раз.

Итак, для начала необходимо разобраться со значением понятий «смысл» и «жизнь».
Смысл – это сущность, внутреннее содержание. Смысл зависит от знаний о предмете. Слово смысл состоит из предлога «с» и слова «мысль» – и это можно перевести как «с мыслью». Осознавать, познавать – значит, жить с мыслью о мире и себе, с мыслью, которая выражается в словах, в языке как
системе знаков, кодирующей смыслы и значения. «Вначале было слово…» Передача смыслов происходит через овладение языком. Понимаем мир мы через слова, видим мир мы через слова. Видим, называя предметы определенными словами.
Для Аристотеля смысл – «мысль о целесообразности природы и всего мирового процесса». Древнегреческий философ считал, что мир не является дурно написанной трагедией, но гармоничной целостностью, исходная причина и конечная цель которого восходит к Богу [Асмус 1976, с. 32].

Поиск смысла жизни направлен на открытие основы бытия всего существующего. Восстановление смысла жизни следует искать в христианской заповеди любви. «Евангельский призыв к любви — не утопическое мечтание, но единственный реалистический путь отстоять смысл человеческого существования» [Шрейдер 2001, с. 78].

На самом деле, эти два понятия «смысл» и «жизнь» обуславливают друг друга, связываются в единое, взаимозависят друг от друга. Смыслы не могут существовать вне жизни, как жизнь не может существовать вне смысла. Но вот какое количество и качество смысла мы вложим в жизнь, зависит полностью от нас. По словам французского философа XX века Жана-Поля Сартра, «жизнь до того, как мы ее проживем — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее как может» [Цит.по: Попова 2010, с. 45].
В русской философии конца XIX-начала XX века выдающимся представителем экзистенциализма по праву считается Николай Александрович Бердяев. Русский мыслитель активно рассматривает проблемы личности, свободы выбора, смысла существования.

Н.А.Бердяев особо отмечает, что по своей природе человек противоречив, подчинен как внешним (общественные законы и нормы), так и внутренним (инстинкты) влияниям, поддаваясь которым он может перестать понимать себя, свою жизнь, цели своих поступков – и так и не найти смысл существования, свое истинное предназначение в мире. Такой человек находится в рабстве у общества, социальных символов – денег, славы, признания людей, – представляющих ложный смысл жизни, не освобождающих личность на пути к поиску своего глубинного «я», а, наоборот, порабощающих ее. В рабстве у такого государства, которое не оставляет места для свободы духа и мысли, государства, укрепляющего свое могущество за счет войн.
Если говорить о внутреннем мире, то следует назвать инстинкты; эгоцентризм, эгоизм, что есть самозамкнутость, сосредоточенность на своих заслугах. Эгоцентрик – раб себя самого, считающий, что находится в центре мироздания, он не чувствует себя в единстве с людьми, желает возвышаться над другими, ждет похвалы, одобрения.

Человек приходит к подобного рода заблуждениям, ибо он есть существо противоречивое: богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, «способное к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму» [Бердяев 2010, с. 68]. Человек принадлежит двум мирам, он связывает эти два мира, мир животный и мир духовный – он посредник между миром высших ценностей и природным миром:
«Я человек, я посредине мира,
За мною – мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд» [Тарковский 2002, с. 97].

Соединение двух начал в человеке наделяет его качествами противоречивости и парадоксальности: «Человеческая душа раздвоена, в ней происходит мучительное противоборство противоположных элементов» [Бердяев 1993, с. 54].
Человек способен не только обманывать других, но он обманывает и самого себя. Человек сплошь и рядом сам не знает, что с ним происходит, и ложно истолковывает происходящее и для себя и для других.

Читать еще:  Архиепископ максимилиан будет короновать антихриста. Двадцать лет на вологодской кафедре

Загадочность и противоречивость человека объясняется и тем, что он существо, упавшее с высоты, существо земное, сохранившее в себе воспоминание о небе, но еще и тем, что он изначально есть дитя Божье, дитя ничто, свободы. Корни его и на небе, и в Боге, и в нижней бездне. Человек – это порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах: зависит от природной среды, и преобразовывает эту среду, вносит в нее принципиально новое, человеческое начало.

Но именно в борьбе человека с внешним и внутренним миром противоречий рождается личность, наделенная свободой, творческим выбором и смыслом существования. И постигнуть смысл жизни человек, как пишет Бердяев, может только в свободе и творчестве.

Элемент свободы, по словам философа, есть в каждом творческом акте человека, в творческом замысле и в творческом взлете. «Бог-Творец сотворил человека по своему образу и подобию, т. е. творцом, и призвал его к свободному творчеству, а не к формальному повиновению своей силе. Свободное творчество есть ответ твари на великий призыв Творца» [Бердяев 1993, с. 37].

Однако трагизм человеческой жизни заключается в неправильном понимании данной Богом свободы, неверном использовании ее. «Понимая свободу как приумножение и скорое утоление потребностей искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг к другу, для плотоугодия и чванства» [Достоевский 2006, с. 323]. Все потому, что в человеке есть демоническое начало, в нем есть бездна, есть бездонная свобода, и человек может эту бездну предпочесть Богу. Происхождение зла объясняется обыкновенно свободой, которой Бог наделил тварь и которой она злоупотребила. Свободу, через которую тварь склоняется ко злу, тварь не от себя имеет, она получила ее от Бога. «Свобода есть роковой дар, который делает роковой участь человека» [Бердяев 1993, с. 64]. Сама же свобода сотворена Богом, и она проницаема для него в самой своей глубине.

Душа человека устроена так, что боится пустоты, поэтому, если она не наполнена смыслом, она наполняется обманом, фикциями, злом, завистью, стремлением к ложным модным ценностям и общественным стереотипам.

Человек наделен способностью постоянно меняться, как в лучшую, так и в худшую сторону, делать выбор неустанно на протяжении всей жизни. Состояние покоя и стабильности чуждо динамической сущности человеческой природы. И для того, чтобы всякий раз выбирать тот или иной путь, те или иные возможности, необходимо думать, осмысливать свои поступки, проживаемые события, искать и найти главную цель и не сбиваться, как капитану, с курса. Ведь человек всегда недоволен самим собой, но способен себя перерастать – именно через творческий акт переходить на более высшую ступень своего развития. «Человек есть великая загадка для самого себя, потому что он свидетельствует о существовании высшего мира» [Бердяев 1993, с. 69].

1. Асмус, В. Ф. Метафизика Аристотеля / В.Ф.Асмус. — M., 1976, с. 32.
2. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н.А.Бердяев. — М, 1993.
3. Бердяев, Н. А. О свободе и рабстве человека / Н.А.Бердяев. — М., 2010.
4. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М.Достоевский. — М., 2006. —800с.
5. Евангелие от Иоанна, гл. XII, ст.24
6. Новый Завет. Первое послание Иоанна, глава IV.
7. Попова, О. В. Н. А. Бердяев и Ж.-П. Сартр: два полюса экзистенциальной философии / О.В. Попова // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 1
8. Тарковский, А.А. Собрание сочинений в 3 томах. Т.1. / А.А.Тарковский. — М.: Худ.литература. — 2002.
9. Шрейдер, Ю. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. . — М.: «Мысль», 2001.

О СВОБОДЕ И РАБСТВЕ

О СВОБОДЕ И РАБСТВЕ

• Неисчислимые страдания людей, в разные времена познавших ужас рабства, обязывают всякого порядочного человека, родившегося и живущего свободным, бороться против этого позорного явления в любых его возможных проявлениях и формах.

• Рабство — это позорное клеймо на теле человечества, которое оно несет уже на протяжении тысячелетий. Люди обязаны избавиться от этого клейма и повсеместно утвердить неотчуждаемое право человека на свободу и достоинство.

• Для меня неприемлемо быть ни в числе угнетателей, ни угнетаемых, ибо считаю это равно недостойным, а потому мне одинаково противны как рабовладельцы, так и их покорные рабы.

• Люди, оправдывающие колониализм «вечными интересами» своей страны, просто не понимают, что тем самым обосновывают право третьей стороны поступить точно также с их собственной родиной для достижения похожих «интересов».

• Решительное самоосуждение рабов — большая радость для рабовладельцев, ибо их сила заключается в готовности рабов повиноваться. На планете нет более жалких существ, нежели люди, примирившиеся с рабством. Кто решил стать свободным и начал бороться за лучшую жизнь, тот уже перестал быть рабом, ибо не скованная страхом мысль — чрезвычайно мощное орудие свободы.

• Я ненавижу деспотизм, питаю отвращение ко всяким формам тирании, а также ко всему, что служит возвышению владык посредством унижения подданных.

• Кто сеет угнетение, тот пожинает ненависть, в силу чего по-настоящему свободны только те народы, которые не утверждают своего достоинства через ущемление свободы остальных, ибо народ, порабощающий другой народ, всегда выковывает свои собственные цепи.

• Всякий из нас рождается свободным. Рабом же человек становится потом, обнаружив себя под чугунной пятой тирании и с этим покорно смирившись. Свобода есть ни что иное, как естественное состояние души, и от свободной воли каждого зависит, сделать ли все возможное, чтобы вернуться к свободе, отстояв свое право иметь все права.

• Не существует рабства хуже добровольного.

• Благо тому, кто не участвовал в порабощении людей.

• Каждый из угнетателей считает налагаемое им ярмо более легким и почетным, нежели другие, искренне возмущаясь всякими попытками «неблагодарных» угнетенных от него избавиться.

• Мало не быть рабом. Нужно бороться за свободу, чтобы жить среди свободных.

• Только народ способен быть гарантом собственной свободы, ибо все прочие гарантии последней ненадежны.

Источники:

http://www.b17.ru/article/17992/
http://mybook.ru/author/nikolaj-aleksandrovich-berdyaev/o-rabstve-i-svobode-cheloveka/
http://fil.wikireading.ru/15106

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: