О марк головков отвечает на вопросы. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк: Главное путешествие в жизни человека – паломничество

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя в Москве

Святейший Патриарх Кирилл: Участие в Литургии изменяет человеческую душу

Марк, митрополит Рязанский и Михайловский (Головков Сергей Анатольевич)

Родился 31 марта 1964 г. в Перми. В 1981 г. окончил среднюю школу г. Перми. В 1982-1984 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1988 г. поступил в Московскую духовную академию. В сентябре 1990 г. назначен помощником заведующего Церковно-археологическим кабинетом при МДА.

19 октября 1990 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 21 ноября рукоположен в сан иеродиакона, 7 января 1991 г. — в сан иеромонаха. Преподавал в МДС Священное Писание Нового Завета. В 1992 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия.

12 августа 1992 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1997 г. возведен в сан игумена.

28 декабря 1999 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

С 26 января 2000 г. — настоятель храма Святой Троицы в Хорошеве (Москва).

3 мая 2000 г. возведен в сан архимандрита.

14 января 2004 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также Священный Синод поручил епископу Марку временное управление Венско-Австрийской и Венгерской епархиями.

1 февраля 2010 г. возведен в сан архиепископа.

В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы (Успенское благочиние).

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-Западным викариатством в границах Северо-Западного и Зеленоградского административных округов г. Москвы и Северным викариатством в границах Северного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 8 апреля 2013 г. назначен и.о. настоятеля храма св. прпмц. Елисаветы — Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе г. Москвы.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 93) назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 64) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с временным сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла назначен председателем правления Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) назначен Преосвященным Рязанским и Михайловским, главой Рязанской митрополии с освобождением от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

4 ноября 2015 г. за Литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла в ноябре 2015 г. освобожден от управления Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы.

В июле-ноябре 2018 г. временно управлял Касимовской епархией.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 5) освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 26 февраля 2019 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы.

Решением Священного Синода от 30 августа 2019 г. (журнал № 97) в дополнение к несомому послушанию поручено управление Будапештско-Венгерской епархией с именованием титула в пределах указанной епархии «Будапештский и Венгерский».

Читать еще:  Молитвы заговоры обереги от порчи. Оберег от сглаза

1988 г. — Московская духовная семинария.

1992 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Рязанская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Рязанская епархия (Правящий архиерей) Епархия: Будапештская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Патриаршая наградная комиссия (Председатель) Место работы: Московская Патриархия (Руководитель Наградной комиссии)

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк: Что говорят святые о паломничестве

Сами святые с первых веков преподают нам немало примеров паломнического усердия.

Зарождение христианской традиции паломничества происходило ещё во времена апостольские, когда в Иерусалим для поклонения святым местам прибывали новообращённые, принявшие в сердце Слово Христа. Поворотным же событием в истории становления паломничества явилось обретение Честного Креста Господня императрицей Еленой.

В 326 году святая равноапостольная Елена с многолюдной свитой, серьёзными полномочиями и средствами, переданными ей сыном-императором, святым Константином Великим, отправилась в Палестину, где поклонилась наиболее значимым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, и повелела там воздвигнуть храмы. Тогда же при участии равноапостольной Елены произошло знаменитое обретение Честного Креста Господня.

Следуя примеру благочестивой императрицы, в Палестину начали стекаться тысячи верующих, отныне получивших возможность беспрепятственно совершать поклонение местам, где произошли евангельские события. И этот великий поток, несмотря на различные исторические катаклизмы, не прекращается и по сей день.

Именно с того времени Иерусалим обретает значение одного из главных духовных центров христианского мира. Почитание распространяется на всю Палестину, которая получает именование Святая Земля. Поэтому родоначальницей христианской традиции паломничества можно по праву назвать святую равноапостольную Елену, мать святого равноапостольного императора Константина Великого.

Уже в первые века среди паломников было немало женщин, которые подобно своей святой предшественнице мужественно преодолевали тяготы и трудности дальнего пути.

Современным специалистам по исторической литургике хорошо известен труд, название которого звучит по-латыни «Peregrinatio ad loca sacra», или «Путешествие к святым местам». Это детальное описание богослужений, совершавшихся у Гроба Господня, которое составила в IV веке знатная западная паломница Сильвия Аквитанка. Римская Церковь прославила её в лике блаженных.

Первой известной нам русской паломницей, посетившей Иерусалим, стала преподобная Евфросиния Полоцкая. Честь же именоваться первой паломницей Руси принадлежит равноапостольной княгине Ольге, которая предприняла путешествие в Константинополь для поклонения его христианским святыням, когда в нашем Отечестве ещё господствовало язычество.

Имеются также свидетельства о том, что в раннем Средневековье поклониться святыням Земли, где ступала нога Спасителя, отправлялись многие выдающиеся представители духовного сословия и светской знати. По преданию, в их числе были святитель Николай, архиепископ Мирликийский, а также византийский император святой Феодосий Великий. Последний, не желая огласки, а главное принятия почестей, неизбежно связанных с его высоким положением, в месте Крестной Смерти и Воскресения Владыки мира, посетил Святой Град тайно.

О том, с каким благоговением приступали самые выдающиеся православные подвижники к посещению святых мест, свидетельствует, например, житие грузинского святого преподобного Давида Гареджийского. После долгих лет молитвенных трудов в Иверии святой Давид отправился в дальний и опасный путь. Однако, достигнув пределов Иерусалима, он не вошёл в него, а, со слезами пав на землю, сказал своим спутникам, что не считает себя достойным приблизиться к святым местам.

Попросив собратьев идти туда самим и помолиться о нём у Святого Гроба Господня, преподобный Давид подобрал с земли камень, положил его в корзину и пошёл обратно к себе в монастырь. Как повествует житие: «Всеблагий Бог, видя такое его смиренномудрие, благоволил явить людям его святость и веру. Когда преподобный возвратился в монастырь и положил там камень, от него стали являться чудеса: с верой лобызая его, многие немощные и страждущие исцелялись».

Итак, паломничество с течением времен становится массовым явлением, и многие христиане почитают его непременным условием подлинно благочестивой жизни. Однако приходится признать, что далеко не все оказывались духовно готовы к такому пути. В IV столетии, когда среди римской аристократии отправляться в паломничество в Святую Землю стало «хорошим тоном», блаженный Иероним Стридонский, церковный писатель, составитель канонического латинского текста Библии, сам много лет проживший в Вифлееме, лаконично констатировал: «Похвально не в Иерусалиме побывать, а пожити добре».

К сожалению, посещение святых мест порой становилось для людей всего лишь предлогом к бродяжничеству и уклонению от гражданских и семейных обязанностей или же порождало гордыню и надменное отношение к «непосвящённым» ближним. Именно поэтому отцы Церкви предостерегали христиан, приступающих к этому подвигу. Они призывали поклонников быть крайне внимательными к себе и своему внутреннему состоянию. «Странствуя, остерегайся праздноскитающегося и сластолюбивого беса; ибо странничество даёт ему повод искушать нас», – писал преподобный Иоанн Лествичник, подчёркивая: «Иногда Господь много прославляет того, кто сделался странником по примеру Сего Великого; но хотя сия слава и от Бога даётся, однако её хорошо отвращать щитом смирения. Когда бесы или люди будут хвалить нас за странничество, как за великий подвиг, тогда помыслим о Том, Который ради нас снизошёл на землю в виде странника, и найдём, что мы воздать за сие во веки веков не сможем».

Читать еще:  Кто из винкс самая сильная. Менее известные феи Алфеи

Святитель Григорий Нисский, христианский богослов и философ, брат святителя Василия Великого, обличал тех, кто направлялся в Святую Землю в поисках неких особых духовных откровений: «Что явившийся Христос есть истинный Бог, это мы исповедовали и прежде, чем были на месте, и после сего вера не уменьшилась и не увеличилась.

О вочеловечении чрез Деву мы знали и прежде, чем были в Вифлееме; и Воскресению из мёртвых мы веровали прежде, нежели видели Гроб; что истинно было Вознесение, исповедовали прежде, нежели увидели гору Масличную… Посему боящиеся Господа, хвалите Его в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена мест не приближает к нам Бога. Но где бы ты ни был, Господь придёт к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить. А (если) внутренний твой человек полон лукавых помыслов, то, хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником Воскресения, ты столько далёк от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедовали и начала веры».

В истории Древней Руси также был период, когда хождения в Святую Землю превратились в своеобразную «моду». Учитывая расстояния, пешее паломничество занимало многие месяцы. Участвовали в нём в основном мужчины молодого и среднего возраста, в целях безопасности собиравшиеся в группы.

Продолжительное отсутствие кормильцев ставило их семьи перед угрозой разорения, а сами богомольцы, зачастую шедшие «за компанию» и из праздного любопытства к чужой стороне, подвергались различным искушениям. По этим причинам в середине XII века епископ Новгородский Нифонт попросту запрещал своим пасомым, которые «идуть в сторону в Ерусалим к святым», исполнять их намерение. А поскольку тогда паломничество рассматривалось и как элемент покаянной практики, то святитель заменял этот дальний путь епитимией, состоявшей из аскетических упражнений.

Если обратиться к более близкому нам XIX столетию, то для него были характерны иные тенденции. С течением времени в обществе, особенно в образованных сословиях, всё заметнее стало проявляться охлаждение к Церкви, утрата религиозности.

Пытаясь врачевать это духовно болезненное состояние, оптинский старец преподобный Антоний писал своим духовным чадам: «Иных от любви Божией и от посещения святых мест ничто не останавливает: ни скорбь, ни болезнь, ни печаль, ни воздыхания; а вам, возлюбленным моим, мешают выполнить обещание своё суета сует и самые мелочные и неуважительные домашние обстоятельства; а наиболее сожалею о том, что вы в течение целого года не удосужились поклониться Божией Матери, в области Которой пребываете. А посему советую вам от души выполнить этот долг неотложно до наступающего поста, невзирая ни на холод, ни на какую непогоду, ни на какие домашние препятствия». «Если, бывая в этих местах, мы не получаем пользы душевной, то вина от нас, и потому должно укорять себя, а не винить место или что другое», – в свою очередь подчёркивал в одном из писем к духовной дочери преподобный Амвросий Оптинский.

Наконец, процитирую слова святого XX столетия священномученика Илариона (Троицкого), епископа Верейского. Они были произнесены в августе 1916 года на вступительной лекции в Московской духовной академии: «Тяжело иногда бывать в Московском Успенском соборе. Это тогда, когда видишь там людей не молящихся, а «осматривающих достопримечательности». Эти люди ходят по собору, будто по музею.

Даже раки святителей московских ничего им не говорят, и они пред ними не только не поклонятся, даже не перекрестятся. Но пришлось мне в этом году служить в Успенском соборе раннюю обедню. Едва добрался до алтаря – так наполнен был собор простым народом. Бесконечные вереницы богомольцев шли и благоговейно лобызали мощи великих святителей во всех четырёх углах собора. Понял я, что жива ещё русская душа и древний священный собор не обратился для неё в бесчувственный археологический музей, за каковой его почитают чуждые церковной жизни интеллигенты!». Эти слова и сегодня не утратили своей актуальности.

Читать еще:  Что принесет год Огненной Обезьяны. Что сулит всем нам будущий год

Мы, паломники XXI века, должны со вниманием и благоговением слагать в своём сердце наказы святых Отцов, хорошо изучить и усердно следовать добрым традициям православного паломничества, а в моменты искушений и трудностей в пути вспоминать слова иеромонаха Сергия (Веснина), Святогорца, известного «путеводителя», автора множества сочинений о святых местах, жившего в XIX столетии: «Кто странствует по Святым местам, тот получает великую пользу, тот заблаговременно, в лице святых, именами которых прославлены самые места их земного жительства, готовит и здесь себе сильных помощников и тёплых предстателей о спасении своём пред Богом в день последнего Суда».

Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк: Главное путешествие в жизни человека – паломничество

– Паломничество не должно превращаться в религиозный туризм. Это разные вещи, несмотря на то что «пункт назначения» в том и другом случае один и тот же. Вроде бы люди ходят по одним и тем же местам, видят одно и то же и даже, может быть, прикладываются к святыням, но паломничество – это, прежде всего, молитва.

Паломничество – это труд души

– Нужно понимать, что паломничество – это самое главное путешествие в жизни человека. Раньше человек разделял путешествия на «святые», которые подробно описывались в путевых заметках, дневниках, и на «профанные», то есть мирские. Последние считались менее важными, их почти не описывали. В наше время всё происходит наоборот. Люди едут в другие города и страны, в основном за увеселениями. Для них издаётся масса путеводителей с подсказками, где и как отдохнуть.

Известно много случаев, когда паломничество внутренне переворачивало человека, которого, казалось бы, и удивить нечем – везде бывал, всё видел. Один знакомый попросил меня помочь организовать ему экскурсию по Венеции. Я дал ему контакты протоиерея Алексия Ястребова, настоятеля прихода святых жён-мироносиц в Венеции, автора путеводителя «Святыни Венеции». Позже этот знакомый с горящими глазами говорил мне: «Отец Алексий изменил моё отношение к этому городу!».

Паломники приезжают на Святую Землю молиться

– Когда я приехал в Иерусалим в конце 1992 года в качестве члена Русской Духовной Миссии, мне пришлось полностью выстраивать паломническую деятельность. Я сам писал программы для паломников, сам печатал их; договаривался по поводу транспорта; готовил сопровождающих (монахинь, послушниц), проводил с ними семинары, на которых рассказывал, как лучше донести информацию до паломников. Многое тогда приходилось делать самому.

Я прожил на Святой Земле 7 лет. Это время запомнилось атмосферой увлечённости. Мы читали литературу о дореволюционном паломничестве на Святую Землю, о жизни в Палестине. Мы всем сердцем ощущали, что живём в период возрождения паломничества русских людей на Святую Землю. Это, конечно, очень сильно воодушевляло, и хотелось, чтобы паломники, приезжая сюда, увидели и узнали как можно больше.

Программа пребывания на Святой Земле была очень насыщенной, и у людей почти не оставалось времени на отдых и сон. Я старался, чтобы было как можно больше литургий. Прежде всего – у Гроба Господня, в Гефсимании, в Вифлееме. Кроме того, служили в Горнем монастыре, нередко ещё раз возвращались ко Гробу Господню. Я сам старался по возможности ездить с группами на литургию – или служил, или молился с паломниками, и мне было радостно такое соприкосновение со святынями.

Помню, одна группа приехала с Синая. Ночью они поднимались на гору, потом был ночлег в Горнем монастыре, а с утра отправились в Гефсиманию. Когда я рассказал об этом настоятелю Гефсиманской обители, он удивился: «Ты что! Ты же их уморишь!». Я говорю: «Паломники приезжают сюда молиться, а спать будут дома».

В 1999 году, накануне 2000-летия Рождества Христова, я старался делать так, чтобы каждая группа побывала на литургии в Вифлеемском храме. Там царит особая трогательная атмосфера. И всегда после богослужения Патриарший наместник в Вифлееме – архимандрит Анастасий – находил возможность говорить слово паломникам, благословлять их иконками, угощать кофе. Люди уходили из храма окрылёнными: лица оживали, глаза светились радостью.

Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли.

Источники:

http://www.patriarchia.ru/db/text/38920.html
http://www.ashurbeyli.ru/media/article/mitropolit-ryazanskiy-i-mihaylovskiy-mark-chto-gov-15902
http://www.ashurbeyli.ru/media/article/mitropolit-ryazanskiy-i-mihaylovskiy-mark-glavnoe–15767

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: