Нравственные ценности христианства. Христианские ценности – основа европейской культуры

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ХРИСТИАНСТВА

Что же в христианском учении так привлекало людей? Видимо, целый ряд его особенностей.

Во-первых, идея равенства всех людей перед Богом, мысль о том, что для Бога нет ни эллина, ни иудея, контрастировала с античной идеей естественности неравенства, противопоставлением эллинов и варваров, а позже римлян и варваров.

Во-вторых, гуманность как абсолютное добро, проповедь любви и сострадания, полное бескорыстие этой любви. Если в культуре классической античности доминировало платоновское понимание справедливости как пропорциональной взаимности, то христианское бескорыстие любви к ближнему, проявилось в поразительном призыве любить врагов наших, благотворить ненавидящих нас, благословлять проклинающих нас.

Наконец, видимо, немаловажную роль в распространении христианства, сыграла его обращенность к иррациональной сфере мироздания и внутреннего мира самого человека, т.е. вере как особому эмоционально-волевому состоянию, чувствам, переживаниям, мистической интуиции, божественному откровению.

Важнейшей задачей церкви было воспитание масс в духе христианства. Это был длительный и сложный процесс. Во все уголки Европы рассылались миссионеры, новая религия постепенно овладевала варварским миром. Но само по себе обращение в христианство еще не означало, что вчерашние язычники примут новые представления о мире и Боге, усвоят новые нормы морали — одним словом, станут христианами на деле, а не формально. Нужно было изменить сознание людей, и большую роль в этом сыграли приходские священники. В приходе, в низовом звене церковной организации, священник объяснял своим прихожанам смысл учения Христа, внушал понятие о грехе и добродетели.

При этом церковь, как правило, шла на компромиссы с массовым сознанием, стремясь привлечь к себе людей и сознавая, что далеко не всем доступны сложные теологические проблемы. Для «простецов» была создана специальная литература, в кото-

рой догматика христианства упрощалась и даже видоизменялась, приноравливаясь к народным верованиям. «Популярное» богословие подстраивалось к народному сознанию. Вместе с тем, под влиянием христианской системы ценностей сознание людей существенно менялось. В нем постепенно закреплялись иные, по сравнению с языческими, идеалы, новые представления о человеке и мире.

Христианство — религия спасения. Для него сутью истории мира является отпадение человечества (в лице Адама и Евы) от Бога, подчинившее человека власти греха, зла, смерти, и последующего возвращения к Творцу осознавшего свое поведение блудного сына. Это возвращение возглавили потомки Авраама, с которым Бог заключает «завет» (договор) и дает им «закон» (правила поведения). Цель ветхозаветных праведников и пророков превращается в лестницу, восходящую к Богу. Но даже руководимый свыше, даже святой человек не может очиститься окончательно, и тогда происходит невероятное: Бог воплощается, сам становится человеком, точнее Богочеловеком, в силу своего чудесного рождения «от Духа Свята и Марии Девы» свободным от греха. Бог-слово, Спаситель, Сын Божий является как сын Человеческий, проповедник из Галилеи и добровольно принимает позорную смерть на кресте. Он нисходит в ад, освобождает души творивших добро, в третий день воскресает, является ученикам и вскоре возносится на небо. Еще через несколько дней на апостолов нисходит дух Святой и дает им силу выполнить завет Иисуса — проповедать Евангелие всем народам. Христианское благочестие сочетает в себе этику, основанную на любви к ближнему, с подвигом веры, которое «тесными вратами» ведет в Царствие Небесное.

Средневековый философ Аврелий Августин (354—430) ставит в центр своего внимания проблему зла в человеке и борьбу со злом, причиной которой он поначалу считал материю, плоть. Августин полагает, что Бог создал человека праведным, но с волей, способной к добру и злу. Адам и Ева злоупотребили свободой, согрешили, запятнали душу гордыней и себялюбием, а падшая душа заразила и тело, ставшее из слуги души ее господином. Воля человека стала способна только на зло, которое не было создано Богом. Оно является не чем-то реально существующим, а действием свободной воли людей, пожелавших удалиться от Творца. Итак, зло есть лишь отсутствие блага, удаление от него.

Спасение зависит не от воли и заслуг человека, а обусловлено благодатью, действием Бога. Как же христианин может быть уверен в своем спасении? Как сохранить правую веру? Здесь и выдвигается на первый план роль церкви. Церковь — носительница религиозного и нравственного предания, перешедшего от Христа к апостолам, а затем к их ученикам; она также сфера реального присутствия Христа, дающего безошибочность веры. Создание учения о церкви и ее организации стали для христианства важнейшими задачами.

Христианство как духовная основа европейской культуры

Вся европейская культура опирается на христианство. Европа являет собой единую цивилизацию именно благодаря христианству, так как оно принесло с собой взгляд на человека как на личность, наделенную свободой воли, разумом, чувством ответственности, способностью к любви и творчеству.

Христианство имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. Эти три конфессии образовались в процессе осмысления богословских догм и традиций. Христианство совершило великий исторический синтез, наследуя и по-своему преобразуя интеллектуальные завоевания предшествующих эпох, идеи и образы различных религий Ближнего Востока, традиции греко-римской античной философии. В молодых варварских государствах Европы оно стало опорой гуманности и просвещения, заставив грубую силу признать духовный и нравственный авторитет. Христианство влекло к себе людей абсолютно непохожих, потому что провозгласило идею самоценности человеческой личности.

Христианство впервые в истории религиозной мысли сформировало нравственные заповеди не в запретительном (чего не стоит делать), а в положительном плане (как надо поступать). Нравственные заповеди христианина обращены прежде всего к совести человека. Следуя в вопросе о совести новозаветным высказываниям, «отцы церкви» рассматривали совесть как важнейшее достоинство нравственного сознания и вообще всей духовной целостности человеческой личности. Важной чертой христианской нравственности является ее активный характер, направленность на преобразование не только отдельного человека, но и всего окружающего социума.

Доминантой духовной жизни христианского средневековья являлась религиозность, которая обусловила роль церкви как важнейшего института культуры. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла лишь «обмирщаясь», а развивать культуру можно было только путем углубления ее религиозности. Это противоречие пытался разрешить крупнейший христианский мыслитель Августин Аврелий (354- 430) в работе «О граде Божьем». Он выдвинул мысль, что вера и разум – это лишь два различных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют друг друга. Отсюда вывод, что вера дает разуму истины, которые он должен затем прояснить. А в проясненные истины человек крепче верит. Тем самым складывался схоластический идеал знания, где высокий статус приобретало рациональное знание и логическое доказательство, принципиально подчиненное примату теологии.

Читать еще:  Приснились красивые девушки муж любовался ими. К чему снится девушка

Крупными схоластами были Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225-1274). На подготовленной схоластикой почве в ХIII веке появляются первые университеты (Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье). К 1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры с обязательными четырьмя «классическими» факультетами: теологии, искусств, права и медицины.

В то время как схоластика в Западной Европе была идейной опорой католи- ческой церкви, на востоке, в Византии, сформировался центр своеобразной и по- истине блестящей культуры на основе православия. В период Х – ХIII вв. Византия по уровню образованности, по напряженности духовной жизни несомненно находилась впереди всех стран средневековой Европы. В IV – VI вв. представители ранней патристики (Григорий Нисский, Василий Кесарийский, Иоанн Златоуст) заложили фундамент средневекового христианского богословия и философии. В центре философских исканий находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. Книжный характер византийской культуры сочетался с отсутствием строгой дифференциации между отдельными отраслями: для Византии типична фигура ученого, пишущего по самым разнообразным отраслям знаний – от математики до богословия и художественной литературы. Византия стала «золотым мостом» между западной и восточной культурами. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте, Сирии, Палестине, передавались другим народам. Особые отношения у Византии сложились с Древней Русью. В Х в. она приняла православие, определившее развитие русской истории и культуры.

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. В ХIV – ХVI вв. начинается период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы, который называется Возрождением. Отличительными чертами культуры Возрождения является ее светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращенное к античному культурному наследию. Гуманисты выступили против контроля католической церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, провозглашено право на свободу научного исследования, воз- никли светская наука, литература и искусство. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения – поэты, философы, художники, клирики – городская интеллигенция той эпохи: (Петрарка, Кампанелла, Макиавелли, Сервантес, Монтень, Мюнцер и др.).

В Германии в этот период началось широкое общественное движение – Реформация, носившее в основном антифеодальный характер и принявшее форму борьбы с католицизмом. По католическому вероучению человек – греховное существо по природе, и без помощи церкви он не может спастись. Согласно же Мартину Лютеру (1483-1546), человек – существо, сознающее греховность своей природы. Этого достаточно, чтобы он непосредственно обратился к Богу с молитвой о спасении. Никакой церковной организации в качестве посредника между человеком и Богом не нужно. Молитва о спасении должна быть подтверждена добросовестным выполнением своих обязанностей, прилежным трудом, ибо по ним Бог судит о крепости веры и желания обрести спасение. «Не я, но Бог во мне» – вот самооценка человека эпохи Реформации. Так Бог из внешней опоры, коей он был для католика, превращается во внутреннюю опору и позволяет человеку преодолеть все драмы своей жизни и обрести спасение.

Реформация часто трактуется как эпоха рождения протестантских вероисповеданий. Однако как в своем исходном пункте, так и в своих итогах она выходит за пределы религиозно-теологических задач. Это:

1) Отделение церкви от государства;

2) Отстаивание нравственного значения труда;

3) Религиозное освящение деловой активности и предприимчивости;

4) провозглашение принципа свободы совести как неотъемлемого личного права;

5) критика всех инстанций церковного авторитета;

6) защита идеи всеобщего обучения.

На сегодняшний день неоднозначность оценок религии как явления культуры очевидна. Дело в том, что в ХIХ – ХХ в.в. ярко проявилась позиция человека, которому Бог уже не нужен, а нужна какая-то совершенно абстрактная религия, в которой Бог выступает выражением всечеловеческого единения и всеобщей любви, но, по сути, лишен всех атрибутов божественности. Мировые религии, особенно христианство, давно обросли спекулятивными философскими и теологическими построениями. Обожествленный разум человека как бы исчерпал веру в конкретного Бога.

Ценность религиозной веры в наш век безудержного научно-технического и промышленного прогресса кажется, по меньшей мере, сомнительной.

Б. Рассел, например, считал, что движение за реформацию церкви содействовало освобождению человека, а вера в Бога не дает человеку видеть мир таким, каков он есть.

С точки зрения З. Фрейда, вера в Бога – это иллюзия, а религия – коллективный невроз. Фрейд заявил, что у разума нет высших инстанций и что воспитывать на- до не веру, а чувство реальности.

Ф. Ницше своим утверждением, что Бог умер, оказался прав даже больше, чем сам предполагал. Во всяком случае, очевидно, что мыслителями ХХ в. был произнесен приговор традиционной религии. Но он был объявлен и традиционной культуре в целом, старой морали и прежним эстетическим представлениям, поскольку содержал в себе призыв к поискам новых ценностей (и обновлению старых, если возможно), для того чтобы спасти чрезмерно рационализированную и оскопленную потребительством (сведенную к низшему уровню) культуру.

Нужно прекратить все споры о Боге, призывает Э. Фромм, и объединиться в деле разоблачения современных форм идолопоклонства независимо от того, религиозные мы люди или нет. Но, борясь с религиозными или светскими идолами, необходимо также всеми силами утверждать живые формы человечности на любой, религиозной или нерелигиозной основе. А это означает, что надо утверждать, сохранять и обогащать нашу культуру.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кризис сознания: Сб. работ по философии «кризиса». М., 2009.

2. На пути к синтетическому единству европейской культуры.

3. Под ред. В.Поруса. (Серия «Религиозные мыслители»). М., 2006.

4. Ефимова И.Я. Карл Густав Юнг и древнеиндийская

5. философия сознания: компаративистский анализ. М., 2008.

6. Крамер Дж., Олстед Д. Маски авторитарности. М., 2002.

7. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник для вузов. М., 2004.

Лысенко Н.Н.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Архив

Роль светских и христианских ценностей в современном мультикультурном европейском обществе

Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на межконфессиональном форуме «Религиозный и культурный плюрализм: вызовы для христианских Церквей Европы» в Минске.

Уважаемые участники форума!

Читать еще:  К чему снится разговаривать с умершим. К чему снится умерший человек как живой? Покойник говорит про свадьбу во сне

Приветствую всех собравшихся для обсуждения проблемы религиозного и культурного плюрализма, — явления, которое вызывает сложную реакцию во многих сообществах и заслуживает рассмотрения с христианской позиции.

Разговор о плюрализме ставит множество вопросов, в частности о том, существовало ли когда-нибудь единообразие в культурной или религиозной жизни, полная унификация в обществе, в котором формировалось и развивалось христианство? Более того, отличалась ли такими признаками сама церковная среда?

Древнехристианская община с момента своего образования была поликультурна и полиэтнична. Большое значение в жизни первых христиан имел постулат о месте каждой национальности внутри Церкви, в которой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Таким образом, национальное и социальное многообразие является изначальной неотъемлемой чертой Церкви Христовой.

За всю историю существования Церкви накоплен обширный материал для анализа отношения христианских общин к феноменам религиозного и культурного многообразия.

Однако в рамках настоящего доклада представляется уместным остановиться прежде всего на формах выражения плюрализма в наши дни и последствиях его современного прочтения.

Если мы обратимся к церковной традиции, то придем к выводу, что она никогда не сводилась к всеобщему, тотальному единообразию, как в области вероучения, так и в культурной жизни общины. Апостол Павел говорит: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). Таким образом, устанавливается норма того, что сегодня принято называть «внутрицерковной дискуссией». Во все времена были свои интеллектуальные вызовы, свои опасности и ошибки, о которых необходимо было предупредить чад Церкви. Именно поэтому среди трудов святых Отцов можно встретить и полемические работы, ибо, ревностно относясь к вере, они не могли оставить без внимания и без ответа вызовы и соблазны своего времени. В борьбе с явлениями, распространение которых в церковной среде представляло в большей или меньшей степени угрозу для духовного состояния верующих, открывались искуснейшие в слове, и в результате конструктивного диалога церковный организм принимал определенную позицию, а прочие позиции отвергал.

В наши дни Русская Православная Церковь создала специальный механизм, который призван активизировать внутрицерковный дискуссионный процесс. После избрания Святейшего Патриарха Кирилла было создано Межсоборное Присутствие, обеспечивающее право и возможность иерархам, клирикам и мирянам выражать свое мнение по актуальным вопросам как богословского, так и церковно-общественного содержания. В конечном итоге высказанные мнения консолидируются в общую позицию, которая далее представляется на утверждение соборным органам Русской Церкви.

В описываемом процессе применим принцип «в главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь». Эта формула, приписываемая святому Викентию Лиринскому, как нельзя лучше отражает соборную форму обсуждения и принятия решений в православной традиции.

Само внутрицерковное многообразие взглядов способствует утверждению истины и отказу от заблуждений, ошибочность которых доказывается открыто. В этом контексте поощрение внутрицерковного плюрализма можно рассматривать как средство «профилактики» против ересей. Ведь история Церкви знает немало случаев, когда под воздействием благодатной помощи Божией и благодаря аргументам соборного разума, люди, заблуждающиеся в своих убеждениях, приходили к истине.

Еще более многообразной является обрядовая часть жизни христианской общины. Различия в обрядах и обычаях могут кому-то показаться не столь существенными, но они являются органической частью жизни Церкви.

Внутри христианской общины всегда просматривались различные взгляды на устройство церковной жизни. У верующих могут присутствовать отличные друг от друга представления о границах отношений Церкви с государством и миром политики, степени вовлеченности Церкви в общественные процессы и информационное пространство. В Церкви могут быть сторонники консервативной и либеральной позиции во всех вышеупомянутых вопросах. Разномыслия во мнениях, равно как и в политических, информационных и культурных предпочтениях, не препятствуют сохранять внутрицерковное единство, поддерживаемое искренней любовью к ближнему.

Миссионерская деятельность Церкви была бы немыслима без понимания культурного многообразия. Выдающийся русский миссионер XIX-XX веков святитель Николай Японский, проповедовавший Христа в Стране восходящего солнца, пытался найти путь к сердцу местных жителей, апеллируя к японской культуре. Самураям, для которых огромное значение имели понятия дружбы, чести и жертвенности, оказалось доступно и свидетельство об искупительной жертве Христа, которая принесла победу над грехом и смертью для всего человечества.

Называя религиозный и культурный плюрализм вызовом, мы призваны иметь в виду, что Церковь исторически появилась и развивалась в условиях плюрализма, что она по своему внутреннему устройству и природе не является и не может являться тоталитарной организацией с унификацией всего и вся.

Выступая на одном из заседаний Высшего Церковного Совета, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Церковь продолжают надуманно обвинять в том, что она выступает против свободы слова, в том, что церковная традиция якобы исключает разномыслие. Это абсолютно не соответствует действительности. Без свободного слова Православие обеднело бы на сотни богословских трудов, без свободы творческого самовыражения не было бы многообразнейших образцов иконописи и церковной архитектуры».

В истории Церкви были периоды, когда принудительная сила государства использовалась для борьбы с разномыслием как внутри общества, так и внутри Церкви. Неудивительно, что не все подобные попытки оканчивались успехом и порой наносили Церкви раны, не уврачеванные до сих пор. В качестве примера можно привести старообрядческий раскол в Русской Церкви XVII века, последствия которого мы переживаем по сей день. Но несмотря на все ошибки прошлого, ориентиром для нас остаются апостолы, заложившие основание земной Церкви своими трудами и проповедью, которую разнесли по всему существовавшему тогда миру, а также их преемники – Апостольские мужи и святые Отцы, проповедники Церкви.

Говоря о культурном многообразии, необходимо признать, что в наши дни культурные веяния настолько разнонаправлены, что вряд ли можно дать им однозначную оценку. Кроме того, Церкви не свойственна роль арбитра по всем вопросам культуры, все более секуляризирующейся. С другой стороны, важнейшая задача Церкви — сохранить нравственный авторитет, и она обязана высказать свою позицию по самым разным вопросам.

Читать еще:  Большая желтая змея название. Как толкуют другие сонники? Что означает змея во сне по разным сонникам

В современных условиях, по крайней мере, для европейской культуры, продолжают оставаться актуальными евангельские сюжеты. Это естественно, учитывая, что общепонятного внерелигиозного языка культурной коммуникации попросту не существует. Вот почему фильмы на евангельскую тему остаются заметным элементом киноиндустрии.

К сожалению, существует и обратная сторона, поскольку подобный подход превращает христианскую культуру в товар для легкого потребления, реализуемого по принципу «главное, чтобы продавался». И чувства верующих людей, которые неизбежно игнорируются при его реализации, в действительности мало кого беспокоят.

Культурный плюрализм неотделим от свободы творчества, а свобода неотделима от нравственности. Подлинный вызов для христианского сознания заключается в том, что в наше время отрицается нравственное измерение свободы вообще и свободы творчества в частности. С либеральной точки зрения любое творчество заслуживает одобрения и защиты. Церковь и общество, таким образом, лишаются права этически оценивать произведения искусства, в том числе те, которые явным образом затрагивают чувства верующих людей.

Именно такое содержание целенаправленно закрепляется за понятием «культурный плюрализм», который низводится до простого разнообразия многочисленных форм творческого самовыражения, тогда как их содержание при этом должно оставаться за скобками.

Если довести такую мысль до абсурда, то с формальной точки зрения перформанс одного печально известного художника, который топором разрубил иконы на площади в Москве, должен иметь равную защиту с «Троицей» преподобного Андрея Рублева. Крестный ход с этой точки зрения — такая же форма самовыражения, как, например, парад сексуальных меньшинств.

В этом смысле культурный плюрализм превращается в элемент доминирующей идеологии, по своей сути мало отличающейся, например, от социалистического реализма, которому должны были соответствовать все проявления культуры в советское время. Ведь навязанное многообразие так же плохо, как навязанное единообразие.

Мы считаем, что вырвать моральное измерение из европейской культуры означает лишить европейцев самой культуры. Между тем, на наших глазах происходит самоуничтожение европейской христианской культуры, на смену которой приходит нейтральная в нравственном отношении, а во многих случаях откровенно и демонстративно безнравственная псевдокультура.

Происходящее вызывает протесты не только у христиан, но и у любого здравомыслящего человека. При этом мы не должны превращаться в охотников за ведьмами в культурной среде. Образ Божий сокрыт в каждом художнике, и Церковь призвана найти отклик в его сердце, ибо человек по своей природе есть творец, созидатель, строитель жизни, поэтому жажда творчества не может в нем угаснуть. Мы хорошо помним, как целое поколение сторонников неформальной культуры, которая преследовалась в советское время, пришли ко Христу, поскольку их человеческие искания не ограничивались материальными благами. Христиане призваны свидетельствовать о том, что подлинная красота и гармония в литературе, музыке и живописи, есть не что иное, как выражение вечного творческого начала, преображающего человека и обращенного к торжествующему Царству Божиему.

Религиозный плюрализм, — если под этим термином мы понимаем многообразие религий, — является реалией окружающего нас мира. Она не может отвергаться или пересматриваться, но должна учитываться в выстраивании отношений с носителями иных вер. В то же время, идея уравнивания в статусе религий большинства с сектантскими движениями, которые нередко попирают достоинство человека, представляется неверной и необоснованной.

Религиозная свобода, как и любая другая, не может быть основанием для поощрения откровенно человеконенавистнических взглядов. Если подходить к вопросу формально, то и сатанизм, как «мировоззрение», может получать такую же правовую защиту как христианство. Вызывают опасения попытки ряда идеологов наполнить понятие религиозного плюрализма именно таким содержанием.

Сторонники либерального подхода хотят насильственно поставить общество в состояние конкуренции несовместимых идей. Понятие об истине в обществе размывается и заменяется идейным, в том числе религиозно-идейным плюрализмом, главная ценность которого не в содержании, а во вседозволенности. Но допустим ли подобный эксперимент в отношении людей?

Подлинный религиозный плюрализм — это атмосфера, которая объединяет людей, принадлежащих к разным религиозным традициям, но при этом разделяющих сходные этические представления. Не может быть единства между теми, кто борется с грехом, и теми, кто его поощряет и ему потворствует. Попытки создать условия для мирного развития столь разделенного общества заведомо обречены на провал. Они создают предпосылки для роста общественной конфликтности, обострения социальных и иных проблем. К сожалению, в Европе мы уже сталкиваемся с нарастающим давлением на христиан, придерживающихся традиционных ценностей, например, в области семьи и брака. Такому же давлению будут подвергаться и представители всех традиционных религиозных общин, пытающиеся публично заявить о своей нравственной оценке общественных явлений.

Религиозный плюрализм актуализирует необходимость выстраивания диалога представителей традиционных мировых религий. Русская Православная Церковь, которая не одно столетие соседствовала с представителями нехристианских религий, готова внести свой вклад в развитие подобного взаимодействия.

Другая, более чувствительная для христиан Европы проблема заключается в том, что «внутрихристианский плюрализм» за последние годы столкнулся с теми же проблемами, что и светский. Переосмысление христианского нравственного учения рядом протестантских деноминаций, благословение однополых союзов привели к тому, что мы, христиане, не можем столь уверенно заявлять о своем моральном единстве, как делали это еще тридцать лет назад. Подобные настроения в протестантском мире затрудняют общение между христианами различных конфессий, естественным образом подталкивают к поиску диалога там, где он будет подкреплен консенсусом.

Приходится свидетельствовать о том, что дифференциация внутри христианских Церквей по этическому принципу приводит к их большему, чем когда-либо в истории, разобщению, делает затруднительным совместное отстаивание общих прав и интересов верующих перед лицом нарастающей секуляризации общества.

В этой ситуации особое значение приобретает сотрудничество между католиками и православными в деле защиты традиционной христианской нравственности. Между нами нет евхаристического общения, мы различаемся в подходе к ряду догматических вопросов, у нас разная экклезиология, но у нас общие взгляды на все основные нравственные вопросы. Нас общий долг — свидетельствовать о непреходящем значении тех этических принципов, которые установлены Самим Христом и освящены авторитетом многовековой церковной традиции.

Одна из особенностей христианства — это способность преодолевать культурные барьеры, и мы призваны к тому, чтобы объединиться в деле возвращения религиозного плюрализма к его пониманию и формам, созданным европейской цивилизацией при непосредственном участии христианских Церквей континента. Именно христианство, которое в Европе пока является религией большинства, может создать условия для подлинной свободы в области культуры и сделать континент гостеприимным домом для людей всех культур и религий.

Источники:

http://studref.com/442469/kulturologiya/nravstvennye_tsennosti_hristianstva
http://studopedia.ru/3_25302_hristianstvo-kak-duhovnaya-osnova-evropeyskoy-kulturi.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/3667639.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: