Новый храм на ходынском поле. А сейчас сколько раз в неделю служится Литургия? Главный военный собор

Содержание

moscow_walks

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru

В октябре 2017 года был освящён храм преподобного Сергия Радонежского. В нём разместились и воскресная школа, и культурно-просветительский центр, здесь сложился народный хор, работают кружки и секции. Хотя с трёх сторон раскинулась индустриальная зона авиационных предприятий и спортивные объекты ЦСКА, а жилые кварталы находятся на некотором отдалении, прихожан много и люди готовы издалека приходить в храм, чтобы послушать настоятеля протоиерея Василия Биксея.

В 2014 году на этом месте открылся деревянный храм-часовня Архангела Гавриила в память героев-авиаторов, а каменный храм преподобного Сергия Радонежского вырос по соседству. Обе постройки молодые, но имеют непосредственное отношение к истории Москвы. В XIX веке на Ходынке разбивали летний лагерь гренадеры, драгуны, казаки, артиллеристы (зимой они квартировали в московских казармах) и походный храм не мог вместить верующих воинов.

В 1893 году на Ходынском поле была построена и освящёна Сергиевская церковь, рубленная из сосновых балок. Достопочтенные граждане подарили храму иконы, предметы утвари и даже башенные часы. В 1917 году полковой храм закрыли, дабы религия не отвлекала красноармейцев от борьбы за идеалы мировой революции, а через четыре года произошло разорение изящных интерьеров. В здании предлагалось разместить читальню и партийный лекторий, но вскоре его вовсе разобрали. Находилась церковь возле берёзовой рощи на западной окраине Ходынки. Примерно на этом месте построен жилой дом № 17 по Ходынскому бульвару.


Церковь преподобного Сергия на Ходынском поле. 1895-1901 гг.: https://pastvu.com/p/586927


Аэродром. 1989 год: https://pastvu.com/p/11538 Вдоль бетонки, где стоят самолёты, построят торговый центр «Авиапарк», а современный храм преподобного Сергия Радонежского возведут по проекту архитектора Сергея Кузнецова (фотограф как раз пролетает над этим местом).

В ХХ веке казаков и гренадеров на Ходынке сменили авиаторы, с 1910 года территория передана Московскому обществу воздухоплавателей, построены ангары и мастерские. В 1920 году здесь создаётся научно-опытный аэродром Военно-Воздушных Сил.


Центральный аэродром. 1923-1930 гг.: https://pastvu.com/p/560664 Под шасси этих аэропланов на снимке сейчас ледовая площадка арены «Мегаспорт».

На аэродроме лётчики-испытатели поднимали в воздух новые образцы самолётов, зачастую рискуя жизнью. Около ста пилотов в разные годы погибло на Ходынском поле и только в память о Валерии Чкалове установлен мемориальный камень. В 1996 году ветераны-авиаторы обратились в Московскую Патриархию и к городским властям с просьбой увековечить память своих товарищей. Дело двигалось неспешно и лишь в 2003 году одобрен эскиз работы архитектора Е.Серова, утверждено место строительства, а построили часовню совсем недавно.

В советские годы новых храмов практически не возводили, некоторые традиции храмовой архитектуры были утрачены. Но, как выясняется, каких-то особых приёмов нет: архитектор знает и проектирует пространство функции, работая в содружестве с заказчиком и прислушиваясь к его советам, если они не противоречат эстетическим принципам. А что касается храмов, то достаточно быть человеком православным, по субботам и воскресеньям ходить в церковь, понимать жизнь прихода, знать, как проводятся службы.

Так профессор МАРХИ Сергей Кузнецов, строивший жилые здания и учебные заведения, стал проектировать храмы, их уже четырнадцать в его послужном списке. В Москве он восстанавливал Благовещенский храм в Петровском парке, а по программе строительства 200 новых храмов работал над деревянной церковью в Марьино и ещё не построенным в окрестностях станции метро «Каховская» храмом.

На новую работу его вдохновил собор Сан Марко в Венеции, точнее, планировка собора. Богослужения ведь не всегда проходили в специально построенных для религиозных таинств зданиях, в Византии под храмы приспосабливали базилики, просторные административные постройки с коридорами-нефами. Подобную схему стали использовать и в храмовой архитектуре. Так и на Ходынском поле мы можем видеть храм с этой особенностью – базиликальным расположением пяти куполов одного диаметра. Три купола словно ведут нас от притвора к причастию.

В одном объёме удалось объединить храм на тысячу человек и воскресную школу, все служебные помещения. В старину таких храмов не строили, просто плотность населения была другая. Белый цвет – дань русским традициям, когда храмы строили из белого камня, сейчас при строительстве использовался кирпич и железобетон. Часть интерьеров так и останется белоснежной, а часть распишут фресками. Господь послал мастеров-каменщиков, которые хоть и впервые работали на строительстве храма и трижды перекладывали арку, держащую лестницу, но в итоге всё сделали идеально по замыслу Кузнецова. А колокола отлиты в городе Тутаеве, это современное литейное производство, но с использованием некоторых традиционных технологий.

Отец Василий, настоятель: «Я увидел подход трепетного христианского отношения, при котором не теряется естественность, где есть не гладь европейская, а русская душа – где-то резкая, где-то добрая, где-то принципиальная. И когда подъезжаешь на Ходынку, кажется, что этот храм здесь стоит лет триста».

Больше городских новостей в моём блоге на ЯМОСКВЕ

Церковная служба

Потребность в Господе возникает у человека в свое время, поэтому рано или поздно каждый переступает порог храма. Церковные богослужения проходят регулярно и всякий желающий может посетить храм и послушать пение и проповедь священника.

Именно для прихожан совершаются Божественные литургии, ведь это один из способ слышать Слово Господне и покаяться в собственных грехах.

Читать еще:  Крестный отец на крестинах мальчика. Что должна делать крестная перед и на крестинах

Что такое богослужение?

Церковь имеет главную задачу — это повышение духовного уровня отдельного человека и всего общества в целом. Именно поэтому необходимы храмы — они являются сосредоточением духовной жизни и позволяют обществу христиан проводить общественные работы и принимать людей.

Но для любого общества и его функционирования необходим организованный порядок, поэтому и богослужения в храме проходят в определенное время и по своим законам. Верующий человек, который посещает храм регулярно должен разбираться в порядке проведения богослужений.

Богослужение — это особое время в храме, когда люди поклоняются Богу. Оно включает:

  • пение псалмов;
  • чтение акафистов;
  • проповеди священника.

Каждое действие в церкви имеет свою цель, так Божественная Литургия — это воскресное собрание, на котором совершается Таинство Причащения. Она считается самой важной и центральной в деятельности церкви, а прочие являются как бы подготовкой к ней.

Во время собрания христиане совершают сразу несколько действий: поклоняются Господу, исповедуют свои грехи, назидаются через Слово Божие, молятся за родных и близких, причащаются и укрепляются в вере и в теле церкви.

Важно! Для христианина необходимо регулярно посещать храм!

История и развитие служения

Начало процесса религиозных собраний было положено в Израиле, когда евреи поклонялись Иегове вначале в скинии, а после в Иерусалимском храме. В ходе их поклонения обязательно приносились кровные жертвы — священники резали животных за грехи человека.

С приходом на землю Иисуса Христа и после Его смерти на кресте потребность в совершении кровных жертв отпало — Христос стал агнцем, закланным за людей. И поклонение приобрело другой формат — верующие собирались вместе, причащались, пели псалмы и слушали проповедь апостола или лидера общины.

Апостолы и их ученики положили начало порядку проведения литургии, именно они указали необходимость регулярного совершения вечери любви — хлебопреломления.

В течение существования Церкви и нескольких расколов между ее Западным и Восточным крылом процесс богослужения несколько изменился, однако не утратил своей сути — поклонение Богу и единение как церковь. Порядок проведения собраний, а также порядок чтения молитв и акафистов, устанавливали святые отцы на церковных Соборах.

Особенности проведения и виды служб

В сутки в храмах совершается 9 богослужений, формируя собой суточный круг. Они совершаются:

  1. Вечером: 9-часовое, вечернее и повечернее;
  2. Утром: полунощница, утреня и 1-го часа;
  3. Днем: 3-го часа, 6-го часа и Божественная литургия.

Началом этого круга считается вечер, поскольку такой порядок заимствован у евреев, у которых начало новых суток приходится на 6 часов вечера, а не на полночь как в Европе. Поэтому первой службой считается вечерня, в процессе которой Церковь вспоминает историю человечества от Сотворения мира до Рождения Христа.

Краткий вид собраний выглядит следующим образом:

  • Вечерня — воспоминание событий Ветхого Завета.
  • Повечерие — общественные молитвы перед сном, во время которых вспоминают сошествие Христа в ад.
  • Полунощница — короткая молитва и чтение в полночь как напоминание о Втором пришествии и Страшном Суде.
  • Утреня — собрание, посвященное земной жизни Христа с включением многих благодарственных и покаянных молитв.
  • Служба 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа — короткие чтения и молитвы как воспоминания осуждения Христа священником Каиафой, напоминание о вынесении Спасителю смертного приговора, время распятия и смерти Мессии. Служба 1-го часа начинается примерно в 7 утра. Последние две службы проходят в полдень и в 3 часа пополудни.

Главным собранием является Божественная Литургия с причастием, которая совершается в предобеденное время между 12 и 3 часами дня, отчего иногда она зовется обедней.

На заметку! Частота проведения зависит от конкретного храма. Так в малонаселенных пунктах она может совершаться раз в неделю, а в мегаполисах — каждый день. По этим же причинам может быть изменен порядок и других служб, так полунощница и повечерие может проводится раз в год накануне Великого Поста и Пасхи.

Церковные уставы богослужениями также считают:

  • прочтение акафистов;
  • проведение обрядов и таинств;
  • чтения молитв;
  • подготовку к Святому Причастию.

По нуждам и требованиям прихожан в храме могут осуществляться специальные мероприятия, к которым относят Крещение, Соборование, Венчание, Отпевание. Их также называют требами, т.е. по требованию и совершаются они по определенному своему отдельному порядку, который объясняет священник непосредственно во время подготовки.

Божественная литургия

Поскольку самым важным таинством церкви является причастие или хлебопреломление, то и служба, на которой это таинство совершается считают самым важным в Церкви — это Божественная литургия.

Оно совершается чаще всего каждое воскресенье, но все же зависит от решения поместной епархии, которая учитывает нужду прихожан и необходимость таинства. Например, в монастырях Литургия проходит каждый день, поскольку смысл монашеской жизни — это посвящение Богу, а вот в маленьких деревнях литургия может совершаться раз в неделю и во время больших церковных праздников.

Время проведения также отличается и зависит от решения священнослужителей, но происходит служба в промежутке от 7 до 10 часов утра. В крупных мегаполисах часто проводят две Литургии из-за большого числа прихожан, так в Москве в Свято-Троицкой Лавре она проходит в 7 и в 9 часов утра в воскресенье, тогда так в субботу и по будням такое служение одно в 7 утра.

Во время Пасхи и Рождества Христова литургии совершаются ночью и среди недели — в среду и пятницу. При этом по ночам литургия идет сразу после Всенощного Бдения.

Литургия состоит из 3 частей:

  1. Проскомидия — приготовление хлеба (просфор) и вина для причастия.
  2. Литургия Оглашенных — диакон служит всем присутствующим в храме, как крещеным и готовым к причастию, так и тем, кто просто пришел в храм. Хор в это время поет антифоны, а после диакон читает Апостолы и Евангелие.
  3. Литургия верных — на ней присутствуют только крещеные люди и готовые к причастию. Во время нее Дары перемещают на престол, освящают и верующие подходят к священнику для причастия.

После священник благословляет прихожан и завершает службу. Время проведения ее зависит от скорости чтения молитв и других факторов, но в среднем служба идет до двух часов.

Читать еще:  Зачем подкидывают крестик. Порча на крестик: что это, способы уберечься

Полиелейная служба

Помимо основных больших христианских праздников (Рождество, Пасха и пр.) существует ряд «средних», которые обозначаются в православных календарях красным цветом. Обычно это дни мучеников или дни памяти каких-то важных христианских событий. В эти дни служения проходят в особенном порядке и вместо Всенощного бдения проходит полиелейная служба.

В этой службе Вечерня и Утреня совершаются по отдельности четко по церковному уставу: вечером накануне праздника и утром. Служится 9-ый час, а после него священник начинает Вечерню со слов «Благословен наш Бог». Главным отличием является отсутствие каждения и закрытые царские врата. Во время службы не поются стихиры и лития, а также не благословляется хлеб.

Также и праздничная Утреня начинается с чтения царских псалмов — 19 и 20, и тропарей, а не как обычно с Шестопсалмия, которое читается гораздо позже в праздничный день. После служба продолжается в обычном порядке.

Как вести себя во время службы

Во время богослужения прихожанин должен вести себя достойно и помнить, что это святое место и тут посреди людей стоит сам Иисус Христос. Поэтому стоит заранее подготовить свое сердце к чтению Евангелия и псалмов, приготовится внимать слово священника и заранее исповедаться перед причастием.

Во время богослужения стоит внимательно слушать слова служителей, петь псалмы и молитвы, для этого стоит заранее приобрести соответствующие книги. Конечно, в первый раз человек будет чувствовать смущение, но достаточно аккуратно стать в конце зала и смотреть за тем, что и как делают люди, чтобы в другой раз уже полностью погрузиться и участвовать в служении.

Церковь — это своего рода больница для грешников, никто не приходит туда здоровым и святым, но каждый ищет совета и помощи. Не надо боятся или смущаться идти в храм, всегда можно попросить помощи и совета у священников или прихожан, главное приходить и искать Божьей мудрости.

Храм Сергия Радонежского на Ходынском поле: описание, история и интересные факты

Храм Сергия Радонежского на Ходынском поле в последние годы нередко становился предметом споров и даже земельных скандалов. Но дела мирские улеглись, и вот на Рождество 2017 года в еще не завершившей строительство церкви прошла первая литургия. Власти обещают, что храм будет полностью отреставрирован к осени этого года. Все это вызывает повышенный интерес к церкви на Ходынском поле. Когда она была построена и почему? Когда и зачем ее снесли? Отвечает ли нынешний храм первоначальному виду? Об этом мы расскажем в нашей статье. Мы также дадим общую информацию о том, как добраться до храмового комплекса, и о расписании служб. Коротко мы затронем перипетии, связанные с восстановлением церкви.

Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле: история

Чтобы понять назначение первоначальной церкви, нужно уяснить, что ранее при воинских частях в обязательном порядке служили капелланы. Даже в чистом поле, перед битвой, они раскладывали перед собравшимися солдатами походный алтарь и проводили литургию. В девятнадцатом веке Ходынское поле располагалось за городом. В теплое время туда для муштры переводили солдат. Там были построены так называемые летние казармы. А как же солдатам без богослужений? Поэтому каждое лето возводился шатер, в котором устанавливался алтарь. Возле этой походной часовни вбивался в землю столбик с колоколами.

Необходимость построить полноценную церковь появилась в восьмидесятых годах позапрошлого века, когда количество солдат достигло тридцати тысяч. Шатер уже не мог вмещать всех желающих послушать литургию. В мае 1883 года на Ходынском поле прошел парад, который принимал император. После этого военное командование приняло решение в честь этого события возвести церковь, освятив ее в честь Преподобного Сергия Радонежского. Деньги на возведение деревянной церкви взялся внести почетный гражданин Москвы – купец Николай Каверин. Но губернскому правлению не понравился представленный чертеж сооружения, и оно направило его на доработку.

Начало строительства первоначального храма

Средств на постройку более дорогостоящего проекта не было, и о нем ненадолго забыли. В 1891 году российских подданных потрясло событие: на наследника престола Николая Александровича в японском городе Оцу было совершено покушение. Цесаревич чудом остался цел, и в честь этой памятной даты генерал А. Костанда, командующий Московским военным гарнизоном, дал приказ возвести на Ходынском поле храм Сергия Радонежского.

Строительство поддержали все верноподданные. Купцы и состоятельные горожане стали жертвовать на церковь. Весной 1892 года был окончательно утвержден проект здания, который доработал архитектор Иван Хородинов. А летом состоялась церемония закладки первого камня, на которой присутствовали Московский митрополит Леонтий, архимандриты Знаменского и Чудова монастырей и другой высший клир.

В дальнейшем строительство велось очень быстрыми темпами, чтобы приурочить открытие церкви к пятисотлетию со дня смерти Преподобного Сергия Радонежского, в честь которого и был назван храм (25 сентября 1892 года).

Описание здания церкви

К указанной дате успели завершить возведение стен. Но остались еще отделочные работы, установка колоколов и воздвижение крестов. Таким образом, храм Сергия Радонежского на Ходынском поле был полностью готов лишь в следующем, 1893 году. Церемония освящения состоялась 23 мая и была проведена епископами Дмитровским и Можайским, а также наместником Троице-Сергиевой лавры.

В целом строительство обошлось в шестьдесят тысяч царских рублей. Храм, выполненный в псевдорусском стиле, был рассчитан на вместимость в 1000 человек. В первом проекте он задумывался как однопрестольный. В последующем архитектор заложил два придела по бокам. Главный престол посвящен Сергию Радонежскому. Приделы были названы именами святителя Николая (в честь чудесного спасения цесаревича) и Марии Магдалины и Александра Невского (в ознаменование 25-летия брака императорской четы – Александра III и Марии Федоровны).

Зимой в одном из нефов проводились службы, поскольку в деревянном здании только он отапливался. Рядом с церковью были построены дома для священника, дьякона и караульная сторожка. Весь комплекс был обнесен металлической оградой.

Революционный период

Ирония судьбы состояла в том, что и после Октябрьской революции Ходынское поле использовалось как локация военных лагерей. Конечно же, о богослужениях не могло быть и речи. Храмовый комплекс Сергия Радонежского на Ходынке был закрыт в 1919 году. Коменданты лагерей думали, как бы приспособить церковь под новые, революционные нужды. Предполагалось организовать в ней партийную школу, читальню и даже эстраду для концертов. Но это все было в докладных записках.

Читать еще:  Православный календарь на 23 октября г.

На деле же церковь разграблялась неизвестными. Опись 1921 года показывает, в каком плачевном состоянии находился тогда храм. На полу вперемешку валялись поломанные иконы, хоругви, битое стекло, части паникадил и подсвечников. В середине 1920-х то, что уцелело, было передано подворью уфимского Михаило-Архангельского монастыря и приходской церкви в деревне Белой Тверской губернии. Но даже ободранные стены без крестов и куполов мозолили глаза новой власти. Поскольку «присутствие церкви пагубно влияет на политработу с красноармейцами», здание было полностью снесено.

Что было на этом месте в советский период

Храм Сергия Радонежского на Ходынском поле вместе с прилегающими строениями занимал площадь около гектара и располагался в середине военного лагеря. Его было видно с Петербургского шоссе. Но с тех пор утекло много воды, и место, где некогда высился храмовый комплекс, было застроено. Во-первых, был разбит парк «Березовая роща». А во-вторых, был построен Центральный аэродром имени Фрунзе. Дома и улицы заполнили некогда пустое пространство поля.

Поэтому когда в 1990-х годах появились планы о восстановлении церкви, возникли определенные трудности. Первоначальных чертежей не сохранилось. Зато в распоряжении московских властей было множество старых фотографий храма. Главная трудность состояла в выборе места для возведения новой церкви. Там, где она некогда стояла, теперь находится парковая ограда (возле ул. Куусинена, 6).

Строительство церкви и учреждение прихода

Новая история комплекса “Храм Преподобного Сергия Радонежского” берет начало в 2000 году. Тогда Патриарх Московский Алексий II благословил создание одноименного прихода. Примечательно, что на то время не только не существовало никакой церкви, но даже участка земля для ее строительства выделено не было. Тем не менее в 2012-м патриарх Кирилл объединил приход с часовней Архангела Гавриила, которая сейчас располагается по адресу: Ходынский бульвар, 2.

Настоятелем нового комплекса был назначен клирик из церкви Георгия в Коптеве Василий Биксей. Тогда решено было возводить храм Сергия Радонежского в нескольких сотнях метров к северо-западу от старого места. Был выбран участок в конце взлетно-посадочной полосы закрытого в 2003 г. аэродрома, на углу бульвара, рядом с проездом парка «Березовая роща». По добытым из архива визуальным данным был разработан проект здания.

Земельные скандалы

Крест на месте, где решено было возводить новый храм в честь Преподобного Сергия Радонежского, был установлен летом 2012 года. Тогда же состоялось и первое богослужение – пока под открытым небом.

Но земля, на которой было задумано строительство, принадлежала Министерству обороны РФ. Оно оспорило в судовом порядке возведение храма. Возник конфликт. Против строительства выступили и жители окрестных домов.

В конце концов правоту суд признал за Министерством обороны. Начавшееся было строительство признали незаконным.

Тогда весной 2014 года решено было искать новое место для возведения храма. Его задумали строить в начале бывшей взлетно-посадочной полосы. Рядом была уже почти возведена часовня в честь архангела Гавриила, посвященная погибшим летчикам-испытателям. Ее освятили в октябре 2014 г. А в декабре были оформлены все документы на небольшой участок в 0,5 га для строительства храма Сергия Радонежского. Он располагается напротив дворца спорта.

Новый проект

Создателям хотелось, чтобы храм Сергия Радонежского на Ходынском поле вписывался в окружающий его урбанистический пейзаж. Соседство спортивного комплекса и высоток не допускало возведения «деревянной церквушки в полях». Поэтому архитектором, профессором МАРХИ Сергеем Яковлевичем Кузнецовым был разработан новый проект, существенно отличающийся от старого, выдержанного в псевдорусском стиле. За основу в этом здании была взята псковская архитектура XII—XIII столетий.

Это большое каменное строение, увенчанное пятиглавием и дополненное звонницей. Смешение древнерусского зодчества и модерновой архитектуры идеально внедрило церковь в окружающий пейзаж. Она не выглядит диссонансным пятном, что неминуемо бы произошло в случае, если бы храм возводился по старым фотографиям.

Как выглядит церковь сейчас

Строительство началось в 2015 году. За это время были возведены стены, положена кровля, установлены пять куполов. Под одной крышей будут располагаться все службы прихода: детская художественная школа, трапезная, ризницы и т. д. Сейчас проходят последние отделочные работы в храмовом комплексе Сергия Радонежского на Ходынке. Богослужения совершаются с Рождества этого года. В первой праздничной литургии принял участие настоятель храма, который поблагодарил всех собравшихся верующих за помощь и жертвования на церковь. Он в числе прочего заверил, что росписи интерьера будут завершены к осени этого года.

Как добраться до церковного комплекса

Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле и часовня архангела Гавриила находятся по адресу: г. Москва, Ходынский бульвар, 2. Ближе всего к комплексу подходят станции метро «Полежаевская» и «Динамо». Но и от них пешком до храма добираться будет далековато. От двух станций метро курсирует маршрутное такси № 18. Выходить нужно на улице Куусинена, возле Д/С «Мегаспорт». От станции метро «Полежаевской» ходит также автобус № 48. Выходить нужно на остановке «Авиаконструктора Сухого». Далее следует пересечь улицу и пройти немного через поле по диагонали. Храм будет справа, он стоит напротив дворца спорта. Можно добраться к комплексу и на автобусах №№ 12Ц и 207. Они отходят от станции метро «Динамо». Выходить из автобуса также следует на остановке «Авиаконструктора Сухого».

Храм Сергия Радонежского на Ходынском поле: расписание служб

В церкви отмечаются два престольных праздника. Один (18 июля) посвящен чудотворному обретению мощей Преподобного Сергия Радонежского. Второй праздник приходится на 8 октября. В этот день вся православная церковь чтит память чудотворца, игумена Радонежского и всея Руси Преподобного Сергия. Поскольку в храмовый комплекс входит часовня, посвященная Архангелу Гавриилу, отмечаются праздники 8 апреля и 26 июля по новому стилю. Но и в обычное воскресенье можно прийти в храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Настоятель, Василий Биксей, в сане иерея, служит в 15:30 молебен с чтением акафиста.

Источники:

http://moscow-walks.livejournal.com/3185544.html
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/sluzhba-v-tserkvi.html
http://fb.ru/article/323774/hram-sergiya-radonejskogo-na-hodyinskom-pole-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: