Новгородские иконы рождественского притвора софийского собора в. Святая софия новгородская

Новгородские иконы рождественского притвора софийского собора в. Святая софия новгородская

Сайт посвящен Церковной истории Великого Новгорода

Поделиться в социальных сетях

Чудотворные иконы Софийского собора.

Икона Софии Премудрости Божией. XV век Икона Софии Премудрости Божией.

Празднование 28 августа.

Икона Божией Матери Знамение Икона Божией Матери “Знамение”.

Празднование 10 декабря.

Список с чудотворной иконы Божией Матери Тихвинская Икона Божией Матери “Тихвинская”.

Празднование 9 июля.

Икона Успения Божией Матери с частицей мощей святителя Нифонта Икона Успения Пресвятой Богородицы

Празднование 28 августа.

Святые погребенные в Софийском соборе.


Рака с мощами святителя Никиты
Святитель Никита.

Память празднуется 13 февраля (день кончины),

13 мая (день обретения мощей) и 27 мая.

Мощи святителей Иоанна и Григория Святитель Иоанн и Святитель Григорий.

Память свт. Иоанна празднуется 20 сентября.

День преставления свт. Григория 6 июня, память празднуется вместе с Собором Новгородских святых – 3-я неделя по Пятидесятнице.

Рака с мощами святого благоверного князя Владимира Ярославича Святой благоверный князь Владимир Ярославич.

НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА СОФИИ, ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ

Новгородский извод иконы Христа как Софии, Премудрости Божией – наравне с Киевским, один из двух основных изводов иконы Софии-Премудрости. Икона Софии, Премудрости Божией, известна в Новгороде с XV века, как храмовая икона Новгородского Софийского собора. При этом, в книге Поселянина указано что икона – современница Новгородского собора и “является копией с древней иконы Софии из Константинопольского Юстинианова храма” [1]. Также икона упомянута в житии преподобного Лазаря Мурманского, жившего в XIV веке. Так или иначе, с XV-XVI века сюжет широко распространился в Русской Православной Церкви, но в греческой традиции этот иконографический тип остался неизвестным. Старейшей иконой этого извода из образов сохранившихся на начало XXI века считается икона из Благовещенского собора Московского Кремля первой четверти XV столетия.

Новгородский образ Софии Премудрости прославился многочисленными чудотворениями. По преданию, пред ним в 1542 году получила исцеление женщина, страдавшая болезнью глаз, как написано в Новгородской летописи: “Премудрость Божия простила жену, очима была больна”. Празднование иконе было установлено на Успение Пресвятой Богородицы как на престольный праздник Новгородского Софийского собора. Особая служба на Успеньев день с каноном Святой Софии была составлена в начале XVII века князем Семеном Шаховским. В 1843 году деревянная икона была украшена серебряной с позолотой ризой.

Описание

Центральной фигурой иконы является Господь Иисус Христос в виде крылатого Огненного Ангела, который восседает на золотом престоле, поддерживаемом семью столбами. Он облачён в подир и препоясан драгоценным поясом, на голове – царский венец. В правой руке Он держит скипетр с крестом наверху, а левой прижимает к груди свиток. Основанием для такой иконографии является традиция образов Сына Божия как Ангела великого совета, совмещённая с апокалиптическими описаниями: евангелист Иоанн Богослов видел Сына Божия “облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом” (Откр. 1:13); “очи Его, как пламень огненный, и на голове Его много диадим” (Откр. 19:12); “и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей” (Откр. 1:16).

Читать еще:  Гороскоп на октябрь от володиной. Гороскоп для женщины Козерога: общий

По сторонам от Ангела-Премудрости изображены Богоматерь и святой Иоанн Креститель со свитком, на котором читается: “Аз свидетельствовах”. Таким образом икона представляет собой особый тип Деисиса. При этом, на иконе представлено ещё два погрудных образа Христа – как Богомладенца в медальоне на груди Пресвятой Матери, и как благословляющего Спаса в медальоне над головой Ангела. В верхнем регистре иконы – этимасия. С обеих сторон престола – по три коленопреклоненных ангела [2].

Как версия иконографического типа иногда предстоящие изображаются тоже с крылами: Предтеча, вероятно, в связи с пророчеством Малахии (Мал. 3:1); Богоматерь как апокалиптическая Жена (Откр. 12:14). На таких иконах зачастую отсутствует медальон с Богомладенцем, а по бокам от центрального медальона со Спасителем пишутся ангелы.

Споры

Новгородская икона Святой Софии принадлежит к числу символических композиций, которые стали обычными в русской иконописи с середины XVI веке. В таких иконах на передний план выходит иллюстрация текстов и идей; в них сильны западные мотивы. Характерно, что, хотя данный иконописный извод становится широко распространённым, он одновременно остаётся спорным. Споры возникают как о содержании, так и о допустимости иконографии. В иконописных подлинниках появляется “Сказание о образе Софии, Премудрости Божией”, которое встречается и отдельно, и в различных сборниках смешанного содержания ХVI-XVII веков. В нём икона объясняется не как образ Христа, а как образ девства: “Образ Премудрости Божии, Софии, проявляет собою Пресвятыя Богородицы неизглаголаннаго девства чистоту; имать же девство лице девиче огненно…” “Сказание” видит в Ангеле символ девства “яко житие девственное со ангелы равно есть…” “Лице огненное являет, яко девство сподобляется Богу вместилище быти; огнь бо есть Бог…” Предстоящие являют примеры девства. За этим сказанием предполагается западное влияние. В конце XVII века известный справщик, чудовский инок Евфимий – видевший в Ангеле-Премудрости Ипостась Христа – выступал против образа Премудрости Божией, требуя историзма вместо “вымышленных подобий” [3]. Братья Лихуды, защищая икону, объясняли парное изображение Христа – как Ангела-Премудрости и как Спаса в медальоне – двойством природ в Христе.

Молитвословия

Превечная Премудросте, Христе Боже наш!/ Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,/ благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,/ средостение вражды разрушив,/ освятил еси естество наше/ и Царствие Твое нам отверзл еси;/ сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,/ и рождшую Тя,/ спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

Читать еще:  Мыть ноги во сне себе. Сонник мыть Ноги приснилось, к чему снится мыть Ноги во сне видеть? Попытка скрыть что-то личное

Ин тропарь, глас 4

Велия и неизреченная Премудрости Божии сила/ смотрения плотскаго таинства!/ Софие Преименитая,/ девственных душе и неизглаголаннаго девства чистото,/ смиренный мудрости истино,/ покоище Святаго Духа,/ пречестный храме непостижимыя славы Его,/ огнезрачный престоле Христа Бога нашего,/ в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть,/ Невидимый явися,/ и неприкосновенный из Тебе изыде,/ и с человеки поживе, врага исконнаго уловляя/ и человеки от клятвы древния свобождая,/ возводя паки, отнюдуже испадохом./ Молимтися, Владычице,/ отягченныя ны во гресех лютых помиловати/ и спасти душе наша,/ и, яко человеколюбивая и милосердая Царица,/ Мати Премудрости Божия Слова,/ призри на ны, грешныя люди Твоя,/ и умилосердися, заступи от напастей и скорбей лютых/ и грады наша невредимы сохрани,/ идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славится.

Притецем, православнии людие,/ к премудрости Божий/ и видим чудотворную икону Пречистыя Богоматере,/ Юже именуем по явлению Софию, Премудрость Божию,/ зане храм бысть одушевлен Единороднаго Сына и Слова Божия./ Сия убо светолучно сияет в пречестнем храме Своем/ и сердца наша веселит, приходящих с верою/ и взирающих со страхом и благоговением на пречистую сию икону,/ помышляюще в сердцах наших,/ яко воистинну Премудрости Божий есть селение/ и таинства Его смотрение,/ на упование бо верным/ воображение огнезрачное Ей зрим/ и покланяемся, яко истинному и пренепорочному Ея девству/ в рождестве и по рождестве паки;/ от Неяже изыде Огнь Божественный,/ попаляя тленныя страсти/ и просвещая души наша и чисты сотворяя,/ Имже и веки сотвори Отец,/ Той же и Мудрость, Слово и Сила наречется,/ сияние славы и Образ Отчи Ипостаси./ И паки убо молим/ и, припадающе, лобызаем пречестную икону Премудрости Божия Матере/ и велегласно вопием:/ о Милосердая Владычице,/ спаси рабы Своя от насилия диаволя,/ от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани,/ яко Ты еси всех благих Подательница и Покровительница/ притекающим к Тебе с верою и просящим велия милости.

Святая София (Новгород)

Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами [1] .

Содержание

История

В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Собор был строго симметричным и ещё не имел галерей. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействем архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

Читать еще:  Заговор на везение во всем. Реальные заговоры на удачу в жизни

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. В 1930 собор был закрыт и вошёл в состав Новгородского музея-заповедника. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны полностью восстановлен. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Архитектурные особенности

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. Апсид три, центральная пятигранная, боковые — округлые. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.

Росписи и иконы Софийского собора

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых фресок остались лишь фрагменты купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Фреска «Пантократор» в главном куполе была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Основная роспись сделана в XIX веке. В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (XV—XVI) и Рождественский (XIV—XVI, отдельные иконы — XIX век). Среди икон особо выделяются:

  • Икона Божией Матери «Знамение»
  • Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
  • София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
  • Тихвинская икона Богородицы (XVI). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.

В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, архиепископов Никиты и Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв.

Источники:

http://saintsofiavnovg.ru/svyatyni/
http://drevo-info.ru/articles/13676676.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1141080

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: