Непридуманные истории православие. Андрей Семке – Непридуманные истории

Непридуманные истории православие. Андрей Семке – Непридуманные истории

Священник Николай Агафонов

Непридуманные истории. Рассказы

Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви ИС 12-218-1567

© Агафонов Николай, свящ., 2013

© Издательство «Никея», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим его, потому что оглохли от грохота безбожной цивилизации. Оно идет с нами рядом, дышит нам прямо в затылок. Но мы не чувствуем его, ибо наши чувства притупились бесчисленными соблазнами века сего. Оно забегает вперед и заглядывает прямо в глаза, но мы не видим его. Мы ослеплены своим ложным величием – величием человека, могущего переставлять горы без всякой веры, лишь с помощью бездушного технического прогресса. А если вдруг увидим или услышим, то спешим обойти стороной, сделать вид, что не заметили, не услышали. Ведь в тайнике своего существа мы догадываемся, что, приняв ЧУДО как реальность нашей жизни, мы должны будем изменить свою жизнь. Мы должны стать неприкаянными в мире сем и юродивыми для разумных мира сего. А это уже страшно или, наоборот, так смешно, что хочется плакать.

Погиб при исполнении

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, – скажет, – и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! Образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголют премудрые, возглаголют разумные: «Господи! Почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому их приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего…»

Было уже десять часов вечера, когда в епархиальном управлении раздался резкий звонок. Только что прилегший отдохнуть Степан Семенович, ночной сторож, недовольно ворча: «Кого это нелегкая носит?», шаркая стоптанными домашними тапочками, поплелся к двери. Даже не спрашивая, кто звонит, он раздраженно крикнул, остановившись перед дверью:

– Здесь никого нет, приходите завтра утром!

Но за дверью бесстрастный голос ответил:

– Срочная телеграмма, примите и распишитесь.

Получив телеграмму, сторож принес ее в свою каморку, включил настольную лампу и, нацепив очки, стал читать: «27 июля 1979 года протоиерей Федор Миролюбов трагически погиб при исполнении служебных обязанностей, ждем дальнейших указаний. Церковный совет Никольской церкви села Бузихино».

– Царство Небесное рабу Божьему отцу Федору, – сочувственно произнес Степан Семенович и еще раз перечитал телеграмму вслух. Смущала формулировка: «Погиб при исполнении…» Это совершенно не клеилось со священническим чином.

«Ну там милиционер или пожарный, в крайнем случае сторож, не приведи, конечно, Господи, это еще понятно, но отец Федор?» – пожал в недоумении плечами Степан Семенович.

Отца Федора он знал хорошо, когда тот еще служил в кафедральном соборе. Батюшка отличался от прочих клириков собора простотой в общении и отзывчивым сердцем, за что и был любим прихожанами. Десять лет назад у отца Федора случилось большое горе в семье – убит был его единственный сын Сергей. Произошло это, когда Сергей спешил домой порадовать родителей выдержанным экзаменом в медицинский институт, хотя отец Федор мечтал, что сын будет учиться в семинарии.

– Но раз выбрал путь не духовного, а телесного врача, все равно – дай ему Бог счастья… Меня будет на старости лечить, – говорил отец Федор Степану Семеновичу, когда они сидели за чаем в сторожке собора. Тут-то их и застала эта страшная весть.

По дороге из института увидел Сергей, как четверо парней избивают пятого прямо рядом с остановкой автобуса. Женщины на остановке криками пытались урезонить хулиганов, но те, не обращая внимания, уже лежащего молотили ногами. Мужчины, стоявшие на остановке, стыдливо отворачивались. Сергей, не раздумывая, кинулся на выручку. Кто его ножом пырнул, следствие только через месяц разобралось. Да что от этого проку, сына отцу Федору уже никто вернуть не мог.

Сорок дней после смерти сына отец Федор служил каждый день заупокойные обедни и панихиды. А как сорок дней прошло, стали частенько замечать отца Федора во хмелю. Бывало, и к службе приходил нетрезвым. Но старались не укорять, понимая его состояние, сочувствовали ему. Однако вскоре это стало делать все труднее. Архиерей несколько раз переводил отца Федора на должность псаломщика, для исправления от винопития. Но один случай заставил владыку пойти на крайние меры и уволить отца Федора за штат.

Как-то, получив месячную зарплату, отец Федор зашел в рюмочную, что находилась недалеко от собора. Завсегдатаи этого заведения относились к батюшке почтительно, ибо по своей доброте он потчевал их за свой счет. В тот день была годовщина смерти сына, и отец Федор, кинув на прилавок всю зарплату, приказал угощать всех, кто пожелает, весь вечер. Буря восторгов, поднявшаяся в распивочной, вылилась в конце пьянки в торжественную процессию. С соседней строительной площадки были принесены носилки, на них водрузили отца Федора и, объявив его Великим Папой Рюмочной, понесли через весь квартал домой. После этого случая отец Федор и угодил за штат. Два года он был без служения до назначения его в Бузихинский приход.

Степан Семенович в третий раз перечитал телеграмму и, повздыхав, стал набирать номер домашнего телефона владыки. Трубку поднял келейник владыки Слава.

– Его высокопреосвященство занят, зачитайте мне телеграмму, я запишу, потом передам.

Содержание телеграммы Славу озадачило не меньше, чем сторожа. Он стал размышлять: «Трагически погибнуть в наше время – пара пустяков, что весьма часто и происходит. Вот, например, в прошлом году погиб в автомобильной катастрофе протодиакон с женой. Но при чем здесь служебные обязанности? Что может произойти во время богослужения? Наверное, эти бузихинцы что-то напутали».

Слава был родом из тех мест и село Бузихино знал хорошо. Оно было знаменито строптивым характером сельчан. С необузданным нравом бузихинцев пришлось столкнуться и архиерею. Бузихинский приход доставлял ему хлопот более, чем все остальные приходы епархии, вместе взятые. Какого бы священника к ним архиерей ни назначал, долго тот там не задерживался. Прослужит год, ну от силы другой – и начинаются жалобы, письма, угрозы. Никто бузихинцам угодить не мог. За один год трех настоятелей пришлось сменить. Рассердился архиерей, два месяца к ним вообще никого не назначал. Бузихинцы эти два месяца, как беспоповцы, сами читали и пели в церкви. Только от этого мало утешения, обедню-то без батюшки не отслужишь, стали просить священника. Архиерей говорит им:

– Нет у меня для вас священника, к вам на приход уже никто не желает ехать!

Читать еще:  Когда растущая луна в декабре.

Но те не отступают, просят, умоляют:

– Хоть кого-нибудь, хоть на время, а то Пасха приближается! Как в такой великий праздник без батюшки? Грех.

Смилостивился над ними архиерей, вызвал к себе бывшего в то время за штатом протоиерея Федора Миролюбова и говорит ему:

Невыдуманные истории. Рассказы

Автор этих заметок много лет работает преподавателем вуза в Вологде. Наш читатель знает его по публикациям 2003 и 2004 годов (На краю непознанного мира и Звонок из Германии, «Вера», №№ 453, 464). «Сам я выписываю вашу газету неизменно уже 13 лет, – пишет Владимир Антонович. – Посылаю вам документальные рассказы-миниатюры, написанные мной на основе личных наблюдений».

Есть ли душа у студента?

Поднимается немолодой профессор из бывших преподавателей атеизма и говорит возмущённо:

– Вот до чего мы дожили. Попов приглашаем в храм науки! Считаю, что никаких помещений им давать нельзя. Может быть, мы и души студентов им отдадим?!

В наступившей тишине негромко прозвучал вопрос:

– Так всё-таки есть души у студентов?

Действительно, если душа есть, то есть и Бог, значит, встреча с богословом полезна. А если нет души, то и беспокоиться атеистам не о чём.

Решили отпустить студентов с занятий и предоставить для встречи актовый зал.

Мытарь и фарисей

Звонит мне однажды знакомый и приглашает завтра с утра в баню. Я говорю:

– Какая баня, завтра воскресенье! Всегда на Руси утром в воскресенье люди в церковь ходили.

– Ну, не знаю, – говорит он, – кому что, а для меня в бане с веничком попариться – святое дело.

Среди моих сослуживцев-преподавателей большинство так и проводит воскресное утро: кто спортом занимается, кто на рыбалке, кто просто отсыпается. А когда дачный сезон, тут и говорить нечего: труд на земле – в первую очередь. И подумал я не без гордости, что я не такой, как они: в воскресенье и праздники иду, как положено, в храм.

На Благовещенье выходим мы с женой из дома, идём на праздничную службу. Видим, как наш сосед, работник налоговой службы, одетый в форму, садится в машину.

– Смотри-ка, – говорю я, – такой праздник, а наш мытарь поехал налоги собирать.

– А ты фарисей, – отвечает жена.

И верно, я тот самый фарисей, что стоял в храме и молился: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…»

В кого она такая?

Стою на остановке. Из подъехавшего автобуса выходит знакомая девушка, студентка медучилища, подходит к киоску, покупает автобусные талоны, один талон разрывает и выбрасывает в урну. (Автобусы тогда ходили без кондукторов.) Я подхожу, здороваюсь и интересуюсь, что она такое делает. Очень смутившись, она объясняет, что у неё не оказалось талона, проехала бесплатно, а вот теперь с долгом рассчиталась. Просит никому не рассказывать.

Я знаю, что девушка православная, часто вижу её с родителями в церкви, но чтобы так пунктуально соблюдать заповедь «не укради»…

Однажды в разговоре с её отцом не удержался, поведал об этом случае и услышал его рассказ:

– А она у нас всегда была такая честная. Бывает, ложусь подремать после обеда, прошу её: «Будут мне звонить – говори, что меня нет». Она отказывается: «Не могу обманывать». Не знаю, в кого она такая. Помню, когда она ещё в начальных классах училась, у них была учительница – ярая безбожница, редкость даже по тем советским временам. На уроках антирелигиозной пропагандой занималась. И вот на Светлой седмице приходит наша Лена из школы и говорит:

– Сегодня Анна Петровна сказала: «Поднимите руки, кто ходил с бабушкой на Пасху в церковь».

– Ну и много детей подняли руки?

– Много. Но не все, некоторые испугались, что будут ругать.

– Как нет? Ты что, учительницу обманула?

– Я не обманула: я не с бабушкой в церковь ходила, а с мамой и папой.

Особенный праздник

Случается иногда такое, о чём вспоминать не хочется. Но всё же решил рассказать эту историю, очень уж поучительной она кажется.

К православной вере мы с женой пришли ещё в 70-е годы. Тогда в церковь ходить приходилось тайком, чтобы не узнали на работе. Постепенно отходили от советских праздников, демонстраций и других обычаев, хотя давалось это нам, преподавателям вуза, нелегко. Пришедшая в 1991 году новая власть, при всех своих недостатках, порадовала терпимостью к религии. Хорошо и то, что отменили праздник Октябрьской революции – страшный день, с которого начались в России неисчислимые беды, – заменив его Днём народного единства и совместив этот день с празднованием Казанской иконы Божией Матери. Даст Бог, отменят у нас и другие праздники, установленные большевиками по случаю неблагодатных событий. День защитника Отечества можно отмечать не 23 февраля, когда столкнулись русские люди в братоубийственной бойне, а, например, 21 сентября – в память о Куликовской битве. А женщин можно поздравлять не 8 марта, когда большевичка К.Цеткин организовала шествие революционерок, а в день святых жён-мироносиц, во второе воскресенье после Пасхи. Думаю, что большинство населения не стало бы возражать против таких переносов.

А вот с празднованием Нового года дело сложнее. Различие между старым и новым календарями разделило наш народ на две части: для одних идёт последняя неделя Рождественского поста, для других это время развлечений и буйства плоти. И никаких перспектив устранить это разделение не видно, поскольку у большинства народа отношение к этому празднику трепетное. Кого ни спроси про Новый год, он просветлеет лицом и скажет: это праздник особенный. Только и остаётся православным молиться, чтобы Господь вразумил наш народ и власти.

День 31 декабря 2001 года был в нашей семье обычным. Вечером все улеглись спать в своё время. Я лёг в двенадцатом часу и занялся чтением, рассчитывая, что часам к двум отгрохочут фейерверки, умерятся шумы многоквартирного дома и можно будет уснуть. Около 12 часов я решил послушать, что нам скажет Президент, и включил радио. Отзвучали куранты, и тут я услышал странный железный стук и сильный шум в ванной комнате. Захожу туда и вижу, что в вертикальной трубе-стояке большая дыра, откуда хлещет мощная струя воды (к счастью, холодной). Перекрыть эту трубу можно только в подвале, куда доступа нет.

Разбудил своих домашних и, пока дочь и зять боролись с наводнением, стал звонить в аварийную службу. Дежурная сказала мне, что бригада где-то далеко на выезде, и я услышал в трубке звон бокалов. Тогда я бросился в квартиру сантехника, который жил в нашем подъезде, и узнал, что он на улице. Во дворе веселье было в разгаре. Перебегая от одной подвыпившей компании к другой и шарахаясь от летящих с грохотом и воем ракет, я наконец нашёл сантехника, уговорил его открыть подвал и перекрыть вентиль. К счастью, обошлось без сильного затопления, так как струя била, в основном, в стенку над ванной. Но нервотрёпка была изрядная.

Что же это было? Конечно, внезапный прорыв чугунной трубы иногда случается, но почему именно с двенадцатым ударом курантов? Расскажи мне кто-нибудь такое, не поверил бы. Позже я пришёл к выводу, что это не было случайностью. Отец Павел Флоренский писал, что, кроме законов природы, существуют столь же незыблемые духовные законы. Если первые устанавливают связь между физическими явлениями, то вторые распространяются на нравственную сферу и поступки людей. А поступки мои были такие.

Читать еще:  Что такое философская феноменология. Феноменология как течение в философии: что это такое

Накануне описанного события, то есть 30 декабря, у нас на кафедре было решено отметить наступление Нового года. Мне бы надо было тихонько уйти, но не смог. Сидел за столом раздражённый, наконец, сказал, что сейчас пост, что мне не до праздников и, извинившись, ушёл. В общем, испортил людям настроение.

Превознёсся я над другими тем, что не встречаю Новый год, а встретить всё-таки пришлось. Особенный у меня получился праздник.

Двойка на экзамене

Когда на экзамене преподаватель ставит студенту двойку, это душевная драма и для того, кто её получает, и для того, кто её ставит. Девушки нередко плачут, парни более сдержанны, но и они тяжело переживают неудачу. Возникает обида на преподавателя, даже неприязнь, которая может продолжаться долго. Переживает и сам преподаватель из-за того, что огорчил человека.

Конечно, проще не ставить двоек. При этом избавляешься от переживаний и от тягостной неоплачиваемой работы, которую сулит повторный экзамен. И студенты таких добрых преподавателей любят. Поэтому так и тянется рука поставить тройку и отпустить бездельника восвояси. Но что можно ждать от такого горе-троечника, когда он выйдет в жизнь?

Когда-то я, закончив институт с дипломом инженера-физика, долгое время работал в радиопромышленности, занимаясь разработкой новой техники. Не раз приходилось видеть, как дорого обходится ошибка неграмотного инженера, а бывает, что оборачивается и большой бедой. Поэтому я и стараюсь поступать так, чтобы не вышел из стен вуза плохой специалист, даже если приходится огорчать студента и его родителей.

Ну а как же заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя»? Заповедь эта – самая трудная, но она даёт единственно верную линию поведения: студентов надо любить. Тогда и двойка на экзамене – это всё равно что наказание, к которому с болью в сердце вынужден прибегать любящий отец, чтобы вразумить непутёвого сына.

Учился у нас на физическом факультете один очень приметный парень: бойкий, крепкого телосложения, светловолосый и, видно, смышлёный, но учёба его не интересовала. Не знаю, как он добрался до третьего курса, может быть, на преподавателей действовали его успехи в спорте или напористость.

На третьем курсе я читал большой и сложный раздел теоретической физики под названием «Электродинамика и теория относительности». Лекции и семинары этот крепыш посещал редко, не помогали ни мои увещевания, ни вызовы в деканат. Наступила сессия. На экзамене он посидел полчаса над билетом и ушёл. На пересдачу явился с пачкой шпаргалок, зная, что я смотрю на это сквозь пальцы: не помогают шпаргалки на экзамене по физике. Ответ его явно не дотягивал до тройки. Через две недели наступил срок последней пересдачи, но за это время ничего не прибавилось в его голове. Видно, она была крепко забита чем-то другим. Очень долго я пытался вытянуть его на тройку: предлагал задачи, доступные даже школьнику, разрешал пользоваться конспектом, но всё было тщетно.

– Какой же из вас будет инженер, если вы даже с алгеброй не в ладах?

– А я не в инженеры собираюсь, а учителем физики в школу.

– Ну и чему же вы научите детей, если вы так и не усвоили, что такое электромагнитное поле! А главное, не поняли, что значит учиться.

В общем, в третий раз поставил я ему двойку, но ушёл он спокойно и, как мне показалось, без особой обиды на меня. На следующий день вышел приказ о его отчислении, а через некоторое время его призвали в армию. Отслужил он два года, вновь вернулся в наш университет и восстановился на третьем курсе. Когда он снова явился ко мне сдавать «электродинамику», я с трудом его узнал. Из разболтанного лентяя он превратился в собранного и старательного студента. Безо всяких натяжек я поставил ему «хорошо». Закончил он обучение с неплохими показателями и уехал работать учителем куда-то в глубинку.

Встретил я его лет через десять, когда он приехал на курсы повышения квалификации. Разговорились. Оказывается, работает он уже директором школы в районном городе. Ведёт в старших классах физику, информатику. Женился, растит двоих сыновей. Школа его славится тем, что выпускники поступают в столичные вузы физико-технического профиля.

– А знаете, – сказал он, – вы тогда правильно сделали, что двойку мне поставили. Это мне на пользу пошло. Я ведь какой был, мне всё было «до лампочки» – и учёба, и работа. В общем, никчёмный человек.

– Наверное, армия повлияла на ваш характер?

– Армия, конечно, повлияла. Но знаете, что ещё меня сильно задело? Уходя с того, третьего, экзамена, забирая зачетку со стола, я увидел у вас на глазах слёзы. Ну, думаю, довёл я преподавателя. А потом понял, что вы из-за меня очень сильно расстраивались. С тех пор я и стал думать, что в жизни моей что-то не так.

Улыбнулся этот приветливый и открытый человек и добавил:

– А с электромагнитным полем я разобрался. Теперь веду кружок радиолюбителей, и, вы знаете, отбою нет от детей, желающих в нём заниматься.

«Было чудо, стало чудовище»

Ехали в автомобиле четверо немолодых, малознакомых между собой людей. Путь был неблизкий, дорога однообразная: вдоль шоссе тянулись заснеженные поля и леса. И разговор тоже был однообразным: две женщины на заднем сиденье увлечённо пересказывали эпизоды из своей любимой телепередачи «Криминальная хроника». Только и слышалось: всю семью зарезали, из горящего дома никто не выбрался, всех обокрал и сбежал.

Наконец, мужчина, сидевший рядом с водителем, не выдержал:

– Ну и передачи вы смотрите. А что-нибудь хорошее по этому ящику можно увидеть?

– А что поделаешь, если жизнь такая. Что у нас в жизни, то и на экране, – ответила одна из женщин.

– Нет, жизнь не такая, – сказал мужчина. – Вот у меня на дачном участке есть и клумба с цветами, и помойка. Пчела летит к цветам, а муха – на помойку. Так вот, тележурналисты – это мухи помойные.

– Ну, не все такие, – вмешался водитель. – Вот я недавно смотрел хороший документальный фильм про изобретателя телевидения Владимира Зворыкина. Он после революции уехал из России в Америку, поэтому американцы считают его своим. Умер он в 80-е годы и к концу жизни очень огорчался, видя, что стало с его детищем. «Было чудо, стало чудовище» – вот что он говорил про телевидение. И телевизора у себя в доме не держал.

– Не знаю, как там сейчас в Америке, – продолжал мужчина, – а у нас такие фильмы крутят – прямо пособие по воспитанию маньяков-убийц. Как не понимают телевизионщики, что и сами пострадают от роста преступности. Ведь скоро и у нас, как в Америке, подростки начнут врываться в школы и расстреливать своих учителей и одноклассников.

– Но ведь всегда в конце фильма зло бывает наказано и добро побеждает, – возразила женщина.

– Ну, во-первых, добро, которое наворотило вокруг себя горы трупов, – это уже не добро, а во-вторых, зрителя не конец интересует, а сцены насилия и разврата. Такова уж греховная природа человека: порок кажется интересным, а добродетель скучна. Есть у Анны Ахматовой такие строки: «Этот рай, где мы не согрешили, тошен нам». Так всегда. Например, открываю газету, вижу две статьи: одна про качество питьевой воды в нашем городе, другая про банду преступников. В первой статье есть важные для меня сведения, но читать я буду вторую. А зрительные образы на экране воздействуют гораздо сильнее, чем текст. Если молодой человек смотрит с любопытством, как совершается преступление, значит, он сам в этом преступлении участвует. Это и есть воспитание преступника.

Читать еще:  К чему снится мужчина с высоким лбом. К чему снится Лоб? Предсказание сна Лоб

– Теперь стали и хорошее показывать, – сказала другая женщина. – Вот передают, что в России стало больше детей рождаться. Глядишь на молодых мамаш с малышами – сердце радуется.

– Платить стали за детей, вот и рожают, – откликнулась первая.

– А я вам расскажу то, что по телевизору не увидишь, – сказал водитель. – У нас в посёлке церкви никогда не было, а сейчас один пенсионер часовню строит, уже к концу дело идёт. Причём никто не помогает, почти всё сам делает, один раз только нанимал рабочих.

– Значит, деньги лишние есть, – сказала первая женщина.

– Какие у него деньги, у самого дом разваливается, а часовню из таких брёвен выложил – золотом отливает. Просто душа его к Богу потянулась.

Все замолчали, каждый думал о своём.

«Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращённое» (Притч. 10, 32).

Андрей Семке: Непридуманные истории. Короткие рассказы. Продолжение

Здесь есть возможность читать онлайн «Андрей Семке: Непридуманные истории. Короткие рассказы. Продолжение» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. ISBN: 9785448585517, издательство: Литагент Ридеро, категория: russian_contemporary / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Непридуманные истории. Короткие рассказы. Продолжение: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Непридуманные истории. Короткие рассказы. Продолжение»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Андрей Семке: другие книги автора

Кто написал Непридуманные истории. Короткие рассказы. Продолжение? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

Непридуманные истории. Короткие рассказы. Продолжение — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Непридуманные истории. Короткие рассказы. Продолжение», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Короткие рассказы. Продолжение

© Андрей Семке, 2017

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Эту историю нам поведала одна удивительная женщина, экскурсовод и историк-краевед от бога. Всю жизнь она занималась загадками маленького городка, на берегу Азовского моря. Ейские тайны после придирчивого взгляда со стороны талантливого человека, тщательного исследования и анализа документов, рассказов свидетелей открывались и становились общедоступными.

Казалось, что эта красивая и умная женщина могла рассказать обо всех достопримечательностях портового и купеческого городка, когда-то благословлённого великим графом Воронцовым. На любой, даже самый сложный вопрос публики, она знала ответ. Её легенды и документальные истории увлекали внимание и становились интересными пересказами за семейным столом. Именно за эти качества руководство городка уважало и любило этого почитателя истории, именно за талант и надёжность ей поручали порой проводить экскурсии для самых важных и значимых гостей.

Так однажды к нам в город пожаловал мэр Риги. Молодой симпатичный парень с жёлтой копной волос на голове был печален и уныл. Рассказы об истории и краеведении его не сильно занимали, поездка в шикарном автомобиле по улицам старинного городка ему была в тягость. А наша знакомая из кожи вон лезла, чтобы захватить внимание чужестранца. В один миг её состояние непонимания собеседника достигло апогея, и она спросила, что ему было бы интересно. Посетитель вдохновился и рассказал историю про своего деда. Оказалось, что семейные корни большого руководителя столицы Латвии находятся в Ейске. Дедушка с бабушкой жили в одном из старых домов, и всё было бы хорошо, если бы не война. В город вошли фашисты, и дедушка ушёл в партизаны. В одной из боевых вылазок его схватила зондеркоманда, впоследствии его расстреляли и закопали в братской могиле. Юноша хотел побывать на этом месте.

Милая экскурсовод оказалась в замешательстве. Об этой истории она знала всё до мелочей. Но современный город поглотил и многие старинные здания, и братское захоронение, на месте которого, сегодня находится церковный зоопарк с небольшим прудом. Единственным местом, куда перенесли останки расстрелянных фашистами партизан, оставалась площадь Революции, которая объединила могилы погибших в начале 20 века во время ноябрьского переворота с погибшими в годы Великой Отечественной войны.

Автомобиль передвигался по мостовой улице в сторону захоронения, а у историка в голове одна мысль: «Есть ли на мраморных плитах фамилия деда молодого мэра Риги?». Чем ближе подъезжала машина к Площади Героев, тем большее волнение наступало в салоне. Сердце парня трепетало от возможности прикоснуться к истории своей семьи, к героическим дням дедушки. Сердце экскурсовода клокотало от возможного конфуза перед большим гостем.

И вот развязка истории. Большая площадь, в центре горит вечный огонь. Вокруг море гвоздик и венков. От центра в левую и правую сторону расположены мемориальные мраморные плиты, на которых тысячи имен погибших в годы революции и Великой Отечественной. Медленно читая фамилию за фамилией, пара передвигалась от одной плиты к другой. Напряжение нарастало. На предпоследней плите среди сотен других имен была высечена фамилия деда высокопоставленного гостя из Прибалтики. Слёзы гордости и трепета катились по щекам мэра. Слёзы от нервного стресса и длительного волнения катились по щекам экскурсовода. Молодой парень быстро подошёл к машине и достал огромный букет, который возложил рядом с гвоздиками. На фоне Вечного огня ярко пылал огромный красный из роз символ памяти.

Затем такой же букет он возложил к могиле умерщвлённым в душегубке детям из интерната. А потом долго и подробно рассказывал по телефону своей матери о путешествии в Ейск и о том, как он побывал на могиле своего деда-героя. Его лицо было светлым и счастливым. Память о наших предках – она и в Прибалтике ПАМЯТЬ!

Обстоятельства

Эту историю мне рассказал родной дядя, во время своего восьмидесятилетнего юбилея. Когда он вспоминал события того времени, по его мужским щетинистым щекам текли слёзы…

В послевоенные годы нужно было отвлечь детей от холода и голода, от разрухи и потери близких. Быстрыми темпами открывались школы, в которых не хватало ни учебников, ни тетрадей, ни чернил, ни тепла, ни учителей. В одном далёком узбекском ауле открылась такая восьмилетка. В одном классе за партами сидели родные сёстры и братья, порой с разницей в возрасте четыре, пять лет…

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=220145&p=1
http://pravoslavie.ru/36634.html
http://libcat.ru/knigi/lyubovnye-romany/sovremennye-lyubovnye-romany/russian-contemporary/350923-andrej-semke-nepridumannye-istorii-korotkie-rasskazy-prodolzhenie.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: