Неканоническое православие. Каноническая территория Русской Церкви: карта

КАНОНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Каноническая территория (также территория пастырской ответственности, миссионерское поле) – ограниченная область полномочий какой-либо части Церкви. Миссионерское поле всей Соборной Церкви Христовой – всё мироздание (ср.: поле есть мир, Мф. 13, 38).

Терминология

Термин “каноническая территория” возник в конце XX века, в Русской Православной Церкви. Сами древние каноны устанавливают запреты на бесчинное преступление границ определённых “пределов” [1], или, конкретно, “стран,” “областей,” “митрополий,” “епархий,” “градов,” “церквей,” “приходов,” и т. д. На начало XXI века в документах Русской Церкви также употребляются синонимичные понятия “территория пастырской ответственности” и “миссионерское поле,” закрепленные за конкретными поместными Церквами, благочиниями, приходами и т. п. [2].

Становление канонического порядка

Уже апостол Павла избегал входить с проповедью в области оглашенные другими благовестниками “дабы не созидать на чужом основании” (Рим. 15, 20). Сложившееся в первые три века по Рождестве Христовом церковное устройство было основано на принципе “один город – один епископ – одна церковь” (ср.: “да не будет двух епископов во граде,” I Всел., 8), предполагающем закрепление определенной территории за определенным архиереем. “Апостольские правила” и иные канонические постановления Древней Церкви указывают на недопустимость нарушения границ церковных областей епископами или клириками. В первые века обычным был порядок, при котором епископ возглавлял церковную область пребывая в городе, а назначенные им помощники – пресвитеры – окормляли церковные общины в близлежащих более мелких селениях. Таким образом сложились две основоположные единицы церковного управления – епархия с центром в городе объединяющая ряд приходов в округе. Несколько приходов епархии также могли объединяться под надзором определенного епископом вспомогательного хорепископа, составляя округ впоследствии известный как благочиние.

Присоединение все большего числа людей к Церкви обусловило создание надъепархиальных управлений. Так-как границы церковных областей зачастую сообразовывались с гражданским территориальным делением, объединение провинций Римской империи в диоцезы в начале IV века повлекло за собой учреждение соответствующих им митрополий. Первым епископом митрополии – митрополитом – становился епископ столицы диоцеза, а другие епископы оказывались у него в подчинении, хотя в пределах своих епархий они сохраняли полноту церковной власти. Немного позднее в ту же эпоху сложились патриархаты, объединяющие ряд митрополий под началом одно первоиерарха – патриарха.

В последующие века в употребление Православной Церкви вошли несколько других надъепархиальных и подъепархиальных управленческих единиц. При этом канонический строй определенный Церковными Соборами IV-VIII веков остаётся общепринятым образцом и мерилом церковного устройства для всей Православной Церкви. Главное побуждение к верности законно установленному церковно-территориальному делению наиболее ясно выражено в 8-м правиле III Вселенского Собора, которое постановляет:

Единицы канонической территории

  • Епархия (епископия, кафедра) – единственная единица необходимая для существования поместной Церкви; под началом архиерея; существует с апостольских времён.

Надъепархиальные

  • Патриархат – единица высшего уровня; редко – подчинённая; под началом патриарха; известен с V века.
  • Католикосат – аналог Патриархата в землях к востоку от Римской империи; под началом католикоса; известен с IV века.
  • Экзархат (экзархия) – объединение епархий обособленного края; редко – единица высшего уровня; под началом экзарха; известен не позднее IX века.
  • Митрополия – объединение епархий; реже – единица высшего уровня или епархия с почётным положением; под началом митрополита; известна с IV века.
  • Митрополичий округ – обычно синоним митрополии; редко – различается от митрополии в степени самостоятельности.
  • Архиепископия – единица высшего уровня или епархия с почётным положением; под началом архиепископа; известна не позднее V века.

Подъепархиальные

  • Полусамостоятельная епархия – часть епархии под началом уездного епископа, самостоятельного в своих действиях внутри подотчетной ему территории; известна со времени Предсоборного Присутствия 1905-1906 годов [3]
  • Викариатство (викарная епархия) – часть епархии, выделенная под начало викария, во всех действиях подотчетного епархиальному архиерею; известно не позднее XVII века.
  • Архидеканат (окружной протопресвитерат) – объединение благочиний; под началом архидекана; известен не позднее XX века.
  • Благочиние (сорок, протопопия, протопресвитерат, деканат и др.) – объединение приходов, под началом благочинного; возможно известно с IV (см. ст. хорепископ)
  • Приход – объединение верующих; под началом пресвитера; известен с апостольских времён.
  • Община – обычно синоним прихода; реже – подразделение прихода.

Экстерриториальность

Несмотря на территориальные принципы церковного управления, с древности существовали примеры исключения отдельных лиц, групп или учреждений из подчинения поместной канонической власти – т.н. экстерриториальность [4]. Важнейшие первоиерархи, в первую очередь столичные епископы – папа Римский и патриарх Константинопольский – со временем получили возможность направлять своих полномочных представителей (легатов, экзархов) в пределы других епархий. Не позднее XI века появились ставропигии – монастыри исключённые из ведения местного архиерея и подчинённые напрямую первоиерарху церковной области.

Впоследствии подобное устройство распространилось на ряд особых учреждений или групп. Поместные Церкви и обители стали учреждать вне своей канонической территории подворья, преклоненные монастыри, посольские церкви и духовные миссии, которые имели двойное подчинение – как местной духовной власти, так и учредившей их. В Русской Православной Церкви в с конца XVIII века по начало XX века появилось изъятое из епархиального управления военное духовенство; исключённые из ведения местных благочиний особые монастырские благочиния; обособленные по обрядовому признаку единоверческие викариатства.

При этом неизменно сохранялась верность основоположной установке “один город – один епископ – одна церковь.” “Параллельные” правящие архиереи в одном городе могли появляться только в случае расколов и открытого противоборства. Однако, в XX веке, в результате революционных потрясений и массовой эмиграции из православных земель, в дальнем зарубежье создались условия для появления “параллельных юрисдикций.” С одной стороны они не состояли друг с другом в расколе, но при этом не признавали единый канонический строй на данной территории. Поиск пути к исправлению этого нестроения был главной проблемой церковной “диаспоры” (см. подробнее) в XX-начале XXI века.

Использованные материалы

[2] См. эти термины в “Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви” от 27 марта 2007 года, http://www.patriarchia.ru/data/781/526/1234/Konzepzia.doc

[3] Савва (Тутунов), иг. Епархиальные реформы. – М.: Духовная библиотека, 2011. С. 206-218; ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 22. Л. 23-24 об. “Инструкция о канонических полномочиях Тамбовской кафедры по отношению к полусамостоятельным епархиям Тамбовской губернии”

Читать еще:  Увидеть во сне кровь беременной. Сонник: к чему беременной снится кровь – значение и толкование сновидения

Каноническая территория Русской Церкви: карта

В недавнем интервью греческому православному агентству Romfea Святейший Патриарх Кирилл рассказал об отношениях Русской Церкви с властями различных стран ее канонической территории. А что означает термин «каноническая территория» и какие страны в нее входят?

(Кликните на изображение для увеличения)

В этом году отмечается четверть века со времени празднования тысячелетия Крещения Руси, как стало принято эту дату называть «25 лет свободы Церкви». Тогда, в 1988 году, хотя и существовали зарубежные епархии – к примеру, Сурожская во главе с митрополитом Антонием (Блумом) – и автономная Японская Церковь, подавляющее большинство приходов Русской Православной Церкви находилось на территории СССР. На Украине был экзархат, в Прибалтике – епархии. С РПЦЗ общения не было. Зато в СССР была и вторая Поместная Православная Церковь – Грузинская. При этом в то время не было в ходу самого термина «каноническая территория».

Сегодня ситуация принципиально иная. Термин «каноническая территория» употребляется достаточно часто, и не только в полемике с католиками, украинскими раскольниками или с Константинополем. В самой Русской Православной Церкви стало гораздо больше форм устройства – Автономные Церкви, Украинская Церковь с правами широкой автономии, экзархаты, митрополичьи округа. Архиерейский собор 2013 года, одобрив изменения в церковном Уставе, утвердил и новое определение канонической территории. В нее, к примеру, вошел Китай.

Подробнее о канонической территории рассказывает секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь ЯКИМЧУК:

— Правда ли, что в церковном праве нет такого термина “каноническая территория”, что он возник лишь в России несколько десятков лет назад?

— Действительно, словосочетание ”каноническая территория” формально отсутствует в традиционных канонических текстах. Однако, по существу это понятие там конечно же есть. Ведь церковные правила устанавливают канонические границы поместных Церквей, регламентируют полномочия епископов, действующие только в рамках этих границ, запрещают епископам других епархий нарушать эти границы. Так что отсутствие термина еще не означает отсутствие понятия.

Ведь, к примеру, и в текстах Священного Писания мы не найдем термина «единосущный», который мы используем относительно второго Лица Святой Троицы, между тем, он является ключевым в исповедании нашей веры.

— По какому принципу канонические границы определяются?

Границы Церквей описываются, во-первых, соборными постановлениями. Например, границы Константинопольского Патриархата очерчены в 28 правиле Халкидонского собора передавшего в юрисдикцию Константинополя три византийских диоцеза: Асийский, Фракийский и Понтийский. В наше время перечисленные земли составляют территорию Турции. Канонические границы Русской Православной Церкви оговорены решениями соборов с участием Восточных Патриархов в Константинополе 1590 и 1593 годов, где Московский Первосвятитель назван Патриархом “всея Руси и всех северных стран”.

— А до эпохи Вселенских Соборов церковные границы не были определены?

— В древней Церкви не существовало крупных образований: Патриархатов, митрополий, епархий. Власть епископа не простиралась далее окрестностей города, где находилась его кафедра. Поэтому вопрос канонических границ не был актуальным. Однако, когда со временем стали формироваться более крупные структуры, возникла необходимость канонически регламентировать границы между ними.

Представления о том, что каждая Поместная Церковь охватывает определенную территорию, сформировались в окончательном виде в византийскую эпоху. Именно в то время появляются епархии, митрополии, патриархаты – церковные структуры, границы которых во многом соответствовали административному делению Византийской империи.

— Какие еще существуют критерии, кроме постановлений соборов и административных границ?

Церковные границы той или иной Поместной Церкви могут расширяться за счет не принадлежащих другим Церквам территорий, на которых проводится миссионерская работа. По этой причине к канонической территории Русской Церкви принадлежат такие страны как Китай или Япония, где церковные структуры появились благодаря трудам русских миссионеров.

Другой пример — Александрийский Патриархат: до XX века он не распространял свою юрисдикцию на весь африканский континент, а только на северную его часть. В результате проводимой Патриархатом миссии, его структуры распространились по всей Африке, так что теперь по общему согласию Поместных Церквей весь африканский континент считается канонической территорией Александрийской Церкви. Еще один важный момент – историческая традиция принадлежности территории той или иной Церкви. Государства могут исчезать и появляться, их границы – сужаться или расширяться. Однако эти изменения вовсе не означают автоматического переноса церковных границ.

— Но как быть в тех случаях, когда исторически некая территория принадлежала то одной патриархии, то другой. Например, Бессарабия, которая была и в составе Румынского патриархата, и Московского?

В подобных случаях важное значение имеет давность принадлежности территории к той или иной Поместной Церкви. С канонической точки зрения, если в течение тридцати и более лет границы между двумя Поместными Церквами взаимно не оспаривались, то они не могут быть изменены в одностороннем порядке.

— В западной Европе существуют канонические подразделения сразу нескольких юрисдикций, в одном городе может быть греческий, русский и, например, румынский епископ. Это не противоречит каноническим принципам?

— Что касается западной и центральной и отчасти Южной Европы, то эти регионы не относятся к канонической области какой-либо одной из Поместных Церквей и являются территориями диаспоры.

Еще сто лет назад в Западной Европе практически не существовало православных храмов и, тем более, епархий. Никто и не мог тогда представить, что во Франции, Великобритании или Германии появятся сотни православных приходов. Сейчас это реальность, возникшая вследствие драматических событий в православных странах в ХХ веке и вызванной ими массовой эмиграции православных на Запад. Поскольку не существует канонов, которые бы регулировали устроение православной диаспоры, этот вопрос вошел в повестку готовящегося Всеправославного Собора и уже в течение многих лет довольно активно обсуждается.

Существуют две точки зрения на то, каким образом должна быть обустроена православная диаспора. Русская Православная Церковь и целый ряд других Православных Церквей считают, что любая Автокефальная Церковь имеет право сохранять духовно-административную связь со своими чадами, поселившимися на этих территориях. Есть и другая точка зрения, которая гласит, что православная диаспора в юрисдикционном отношении должна подчиняться Константинопольскому Патриархату.

Автор этой теории Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис), живший в начале XX века, опирался на своеобразное толкование все того же 28–го правила Халкидонского Собора, которое закрепляет за Вселенским Патриархом право окормлять варваров, обитающих на территории Малой Азии. Патриарх Мелетий считал, что речь идет о негреческом населении не только Малой Азии, но и всего мира.

Читать еще:  Кто такие ашкенази. Кто такие ашкеназы, сефарды и мизрахи

— Но сейчас на одной и той же территории храмы подчиняются разным епископам?

Как уже было сказано, такое положение было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, не способствующими буквальному применению канонов, рассчитанных на естественное развитие церковной жизни. И в одночасье эту проблему решить невозможно. Различия между национальными диаспорами все-таки еще очень велики, у всех есть свои традиции, которые порой очень трудно бывает синхронизировать. Для того чтобы приблизиться к решению проблемы диаспоры, православные Церкви условились создать Епископские Собрания – структуры, которые бы объединяли канонических епископов из разных диаспор, служащих в пределах одного региона. Цель создания этих структур – демонстрация единства Православия, координация деятельности разных православных юрисдикций в условиях преобладающего инославного окружения.

— Может было бы вернее объединить эти епархии? Почему не может быть создан Парижский патриархат, или Лондонский? Если богослужения там давно производятся на местном языке, а значительная часть прихожан — это коренные жители и потомки ассимилировавшиеся эмигрантов?

Именно такое видение и разделяет Русская Православная Церковь. Свидетельство тому – дарование ею автокефалии Православной Церкви в Америке и автономии Японской Православной Церкви. Однако образование новых Поместных Церквей должно происходить естественным образом. Для этого должны создаться определённые условия, когда в одном регионе православные общины разных юрисдикций достигли бы такой степени зрелости, что смогли существовать без всякой связи со своими материнскими Церквами, и все больше тяготели бы друг к другу. Такой процесс уже идет, но он требует немало времени и терпения.

Карта канонической территории Русской Православной Церкви в формате pdf

Протопресвитер Феодор Зисис: «Украина – каноническая территория Русской Церкви»

Киев стоял у истоков Русской Церкви и до сих пор составляет ее часть

В эпицентре церковных процессов, противоречий, противостояний, а также геополитических претензий уже давно находится вопрос об автокефальном статусе Украинской Церкви, которая не только принадлежит к церковной юрисдикции Русской Православной Церкви на протяжении веков, но и является началом церковной истории русского народа, купелью, породившей Русскую Церковь в день крещения русского князя Владимира и русского народа в Киеве в 988 году.

Празднования 1000-летия русского христианства в 1988 году, которые прошли по инициативе Русской Церкви с эпицентром торжеств в Киеве, были признаны всей полнотой Церкви и всем научным сообществом. Это стало доказательством всеобщего признания того, что Украина является частью русского Православия. Разве тогда Константинополь заявил о своих претензиях на церковную юрисдикцию над Киевом? В подобном случае разве не логично было бы требовать, чтобы Патриарх Московский и другие Предстоятели Поместных Церквей получали у Константинополя разрешение на посещение праздничных торжеств в Киеве?

Любая церковная энциклопедия, равно как и Диптихи Поместных Церквей, свидетельствуют, что Украина является канонической территорией Русской Церкви. Разве кем-то признано и где-то записано, что Украина принадлежит Вселенскому Патриархату?

В календаре Вселенского Патриархата за 1998 год, который я без труда отыскал в своей библиотеке, во втором томе («Церковное управление») в разделе «Другие Поместные Церкви» первой указана Русская Церковь, а среди ее митрополитов первое место принадлежит предшественнику нынешнего каноничного Митрополита Киевского Онуфрия – Владимиру, «Митрополиту Киевскому и всея Украины, постоянному члену Священного Синода» Русской Церкви.

К Русской Церкви относятся и все остальные митрополиты, архиепископы и епископы епархий и городов Украины, духовные школы Киева и Одессы, знаменитые Печерская и Почаевская Лавры, множество других учреждений и святынь. Такая же ситуация наблюдается и в Диптихах Элладской Церкви 2018 года: все украинские епархии отнесены к юрисдикции Русской Православной Церкви.

Вселенский Патриархат идет нога в ногу с разделяющими и раскалывающими Православие силами

Итак, на основе официально установленного и признанного церковного порядка, который может быть подтвержден и множеством других документов, Украина в церковном отношении с самого начала своей христианской истории неразрывная и неотъемлемая часть Церкви России.

На короткий временной отрезок из-за аномальной исторической обстановки и внешнего давления Церковь Украины опять оказалась под юрисдикцией Константинополя, как это было и в период ее становления, когда вся Русь вместе с Киевом подчинялась Константинополю.

И когда исчезло это внешнее давление и насилие от тогдашнего папского Запада, действовавшего через Польшу, Литву и других крестоносцев и униатов, Украинская Церковь вернулась туда, куда она всегда входила, – в Русскую Церковь.

Жаль, что сегодня Константинопольский Патриархат солидаризируется с теми же самыми западными силами, которые тогда разделили Русскую Церковь и спровоцировали гонение на православных, захват и попрание святых мест. То же самое теперь готовятся сделать и украинские националисты, покровительствуемые униатом президентом Порошенко и филопапистами украинскими раскольниками.

Сознательная неправильная трактовка и сокрытие документов
Готовится специальное исследование

Мы готовим статью со всеми историческими доказательствами о безусловной принадлежности Украины к юрисдикции Русской Церкви. В этом состоит наш долг как ученых, потому что я, пишущий эти строки, и моя супруга Кристина Булаки-Зисис (ныне монахиня Нектария, а в прошлом доцент Богословского университета в Салониках) много лет изучали историю Русской Церкви и ее отношения с Церковью Константинополя. Поэтому сейчас мы скорбим и сожалеем, что историческая правда фальсифицируется.

К сожалению, Константинополь, чтобы оправдать антиканоничное вторжение на Украину, ссылается на два документа, которые якобы доказывают, что Украина никогда не была окончательно передана в юрисдикцию Русской Церкви, а синодальный акт 1686 года якобы подтверждает, что Украина осталась под Вселенским Патриархатом и что уступка носила временный характер.

Это преднамеренное неверное истолкование и искажение документов, предпринятое якобы для предоставления общественности «научной» информации, на деле может создать впечатление, что Константинополь ссылается на сильные и непоколебимые аргументы, только у тех, кто не обладает достаточными знаниями.

В скором времени мы опубликуем научную статью и представим общественности некоторые другие документы, которые скрывает Константинополь, а также укажем на неправильное толкование приводимых Фанаром двух документов.

Сейчас же сошлемся на мнение известнейшего профессора истории и канонического права Власия Фидаса, который в ряде монографий и статей признает, что синодальным актом 1686 года Вселенский патриарх подчинил Украину юрисдикции Московского Патриархата.

Процитируем профессора Фидаса: «В 1686 году был подписан русско-польский мирный договор, Малороссия отошла к Москве. Луцк, Львов, Перемышль и Могилев обрели религиозную свободу… Наконец, Патриарх Дионисий подчинил Киевскую Митрополию юрисдикции Московского Патриархата (1687)» [1] . И мы в исследовании «Вселенский Патриархат и Церковь России» писали, что «после победы русских над Польшей в 1654 году и интеграции Украины в Россию Киев снова оказался вместе с Москвой, и этот союз был одобрен Вселенским Патриархатом» (1686) [2] .

Читать еще:  Митрополит агафангел. Высокопреосвященнейший агафангел, митрополит одесский и измаильский (биография)

Церковью-матерью для Украины сейчас является Москва. Константинополь был ею в прошлом

Неправда и то, что Вселенский Патриархат является матерью для Церкви Украины и, таким образом, как материнская Церковь имеет право предоставлять ей автокефалию, как предоставил самоглавие Русской, Элладской, Румынской, Сербской, Болгарской и Албанской Церквям.

Он обладал таким правом до тех пор, пока дочерняя Церковь не приобрела автокефалию, после этого она становилась не дочерью, а Церковью-сестрой, во всех отношениях равноправной, вследствие чего вмешательство в ее внутренние дела является тяжелым каноническим преступлением и представляет собой вторжение в чужую церковную юрисдикцию.

Русская Церковь в целом, вместе с территориями современной Украины в частности, была дочерней для Константинополя до провозглашения своей автокефалии в 1448 году, которая была признана со стороны Константинополя и Восточных Патриархатов в 1593 году.

Как когда-то Григорий Мамма, патриарх Варфоломей своими действиями продвигает Унию

Временным было разделение единой и неделимой Русской Церкви, в результате которого Киев на некоторое время стал независимой митрополией. Стоит отметить, что это было вызвано действиями Константинопольского патриарха униата Григория Маммы, сторонника Ферраро-Флорентийского псевдособора, который рукоположил митрополитом Киевским униата болгарина Григория и тем самым заложил основы экспансии Унии на Украине. Это продолжалось до 1686 года, когда Украина воссоединилась с Русской Церковью и с тех пор остается неотъемлемой частью автокефальной Русской Церкви. Таким образом, как когда-то Григорий Мамма, патриарх Варфоломей своими действиями продвигает Унию.

Получается, что теперь Константинополь может самовольно вторгаться на канонические территории Автокефальных Церквей под предлогом того, что они когда-то входили в его юрисдикцию?

Даже если мы проигнорируем тот факт, что Киев и Украина с самого начала являлись неотъемлемой частью Русской Церкви, разве недостаточно более чем трех столетий (с 1686 года по сегодняшний день), когда Украина канонически подчинена Русской Церкви, чтобы безусловно предотвратить любое вмешательство на ее каноническую территорию?

Предоставление автокефалии Украине принесет вред Константинополю. Греция и США могут извлечь выгоду

Вторжение Константинополя на Украину открывает ящик Пандоры и может принести непредвиденные плохие последствия для самого Константинополя.

Украина как независимое государство претендует на обладание независимой автокефальной церковной организацией; с исторической и канонической точек зрения, православные верующие Украины могли бы выдвинуть соответствующий запрос, если бы это происходило каноничным образом и при одобрении других Церквей.

Если руководствоваться принципом предоставления автокефалии территориям, получившим политическую независимость, в Элладскую Церковь должны войти епархии, которые продолжают находиться в юрисдикции Константинополя, но де-факто вошли в состав Греции в 1912 году: полуавтономная Церковь Крита, Додеканезские епархии и Святая Гора Афон…

США также независимое и единое государство, однако разговоры об автокефалии Американской Церкви вызывают гнев и угрозы со стороны Константинополя. Теперь путь к негативным для Фанара последствиям открыт самим Константинополем вследствие украинской автокефалии.

Константинополь провоцирует разделения и расколы. Пришло время одуматься

Хуже всего то, что Константинополь, признанная всеми координирующая роль которого должна была быть направлена на обеспечение единства Православия, сам провоцирует разногласия и расколы и этим сам подрывает и уничтожает возложенную на него роль, фактически сам пилит высокий сук, на котором сидит, то есть высокое положение, на которое его возвели Священные каноны и церковное Предание.

Константинополь разделил Церковь псевдособором на Крите, в котором не приняли участия четыре Поместных Церкви, а их паства составляет более половины православных верующих, и который отказались признать члены участвовавших в нем Церквей: клирики и миряне прекращают поминовение своим правящим иерархам.

Константинополь опять разделяет Церковь своим антиканоничным вторжением на Украину, отвергая единодушное согласие, достигнутое в ходе предсоборных обсуждений по этому вопросу. Согласно этим договоренностям, желающая обрести автокефалию Церковь подает свою просьбу Церкви-матери и, если не встретит возражения, адресуется к Вселенскому Патриархату, который берет на себя обеспечение общеправославного согласия. Как только оно будет достигнуто, готовится Томос о предоставлении автокефалии.

В настоящий момент не существует просьбы об автокефалии от Православной Церкви Украины. Русская Церковь – Церковь-мать – тоже не согласна с предоставлением автокефалии.

Попытка Константинополя позиционировать себя как «материнская Церковь» не убедительна, так как с 1686 года, когда Украина вновь вошла в состав Русской Церкви, прошло более трех столетий, в течение которых все Поместные Церкви признавали, что Украина – часть канонической территории Русской Церкви.

Сам Константинополь до недавнего времени признавал митрополита Онуфрия каноничным митрополитом Русской Церкви и на предсоборных совещаниях заверял, что никогда не будет поднимать вопрос об Украинской автокефалии.

Раскольники и униаты не являются частью Церкви и не имеют никакого канонического статуса и прав

Но даже если мы примем и узаконим хищение имени «материнская Церковь», которую предпринимает Константинополь, неверно истолковывая исторические документы, Фанар все равно предстает в неприглядном виде, потому что ему не поступал соответствующий запрос от каноничной Православной Церкви Украины во главе с митрополитом Онуфрием. Раскольники и униаты не являются частью Церкви и не имеют никакого канонического статуса и никаких прав до своего покаяния и возращения в каноничную Церковь.

Также не достигнуто согласие большинства Поместных Православных Церквей, ибо лишь несколько грекоязычных Церквей, руководствуясь этнофилетическими критериями, возможно, согласятся с Константинополем, но сделают это молча, потому что не осмелятся открыто идти против исторической правды.

Вселенский Патриархат впервые в последние годы предстает настолько ослабленным и изолированным в церковном отношении.

Я много лет совершаю иерейское служение, в прошлом был помощником и советником Константинопольской Церкви, и теперь сожалею о том, как развиваются события, хотя в прошлом за несогласие с опасными инициативами Константинополя я уже пережил гонения.

Теперешние советники Константинополя должны были остановить его путь к разделению, расколам и изоляции.

[1] См.: ΦΕΙΔΑ, «Ρωσική Ἐκκλησία», Θ.Η.Ε. 10, 1043. Τοῦ αὐτοῦ, Ἐκκλησιαστική Ἱστορία τῆς Ρωσσίας (988–1988), Ἔκδ. Ἀποστολική Διακονία τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος, Ἀθῆναι 1988, σελ. 273–274.

[2] ΘΕΟΔΩΡΟΥ ΖΗΣΗ, Καθηγητοῦ Πανεπιστημίου, Κωνσταντινούπολη καί Μόσχα, Θεσσαλονίκη 1989, σελ. 31. Ἡ μελέτη παρουσιάσθηκε ὡς εἰσήγηση στό Διεθνές Σεμινάριο πού ὀργάνωσε στό Chambésy τῆς Γενεύης τό Ὀρθόδοξο Κέντρο τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου τόν Μάϊο τοῦ 1988. Τό θέμα τοῦ Σεμιναρίου: «Ρωσία. Χίλια χρόνια χριστιανικοῦ βίου».

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/19666.html
http://www.nsad.ru/articles/kanonicheskaya-territoriya-russkoj-cerkvi-karta
http://pravoslavie.ru/116499.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: