Празднование Торжества Православия было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 году, когда на Константинопольском соборе был принят догмат о почитании икон.
Особую заслугу в этом стоит отдать византийской императрице Феодоре (815— 867 гг.) – жене императора-иконоборца Феофила, регентше (842 — 856 годы) при своём сыне императоре Михаиле III.
История установления праздника Торжества Православия
VII Вселенский Собор (787г.) закрепил почитание икон. Но иконоборческая ересь, появившаяся вскоре в Греции, распространилась по многим странам. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени.
Иконоборческая эпоха делится на два периода: с 726 по 787 г. (от указа Льва Исавра до VII Вселенского собора, созванного при императрице Ирине) и с 813 по 843 г. (с воцарения императора Льва V Армянина до созыва Константинопольского собора, установившего праздник Торжества Православия).
Миниатюра из Хлудовской псалтири: аллегорическое изображение иконоборчества. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Художник комментирует действия иконоборцев, сопоставляя их с евангельскими событиями. Распятие на горе Голгофе; иконоборцы, замазывающие известью икону Христа. Воин справа подносит Христу губку, напитанную уксусом, другой воин пронзает Христа копьём. У подножия горы иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силлейский
Первым актом иконоборчества было уничтожение по приказу императора иконы Спаса, висевшей в Константинополе над воротами в императорский дворец. Видя эту кощунственную акцию, возмущенный народ растерзал чиновника, исполнявшего приказ. На это император ответил репрессиями. Борьба из сферы теоретической перешла в открытую войну.
Более 100 лет продолжавшаяся борьба породила новых мучеников, кровь которых теперь была на руках и совести христиан. Это была уже не просто борьба за христианскую веру, как в первые 300 лет до Константина, а борьба за непорочное христианство. В первые три века христиан гнали за то, что они не хотели поклоняться идолам, и решили иконоборцы, что иконы – те же самые идолы. И пошли императоры с патриархами опять гнать верующих. Пол ились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
В 825 году на Византийский престол вступил император Феофил. Он был вторым византийским императором и крестным сыном Льва V Армянина. Феофил получил отличное образование под руководством учёного Иоанна Грамматика, известного иконоборца, возведенного при Феофиле на патриарший престол. Супруга Феофила была армянского происхождения. Родители были сторонниками иконопочитания и воспитали свою дочь очень набожной. Император выбрал её женой на смотре самых красивых девушек империи. Вместе с Феодорой в императорской семье появилось тайное иконопочитание. Её супруг продолжал политику своего отца императора Михаила II в области иконоборства. Феодора хоть и пыталась оказывать поддержку своим друзьям, но сама была вынуждена скрывать от мужа и придворных иконы. Она прятала их под одеждой, а также во множестве ларцов в своей половине дворца. Продолжатель Феофана описывает случай, когда Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис и без злого умысла проговорился об этом императору: «Царь все понял, воспылал гневом и, как встал из-за стола, сразу отправился к жене, осыпал ее всякой бранью и бесстыдным языком своим обозвал идолопоклонницей и передал слова помешанного. На что она, уняв гнев, сразу ответила: “Не так, совсем не так, царь, понял ты это. Мы со служанками смотрелись в зеркало, а Дендрис увидел отраженные там фигуры, пошел и без всякого смысла донес о том господину и царю”. Так удалось ей тогда погасить царский гнев».
Историки отмечают, что практически всё окружение императора было на стороне иконопочитания, знал об этом и император.
После смерти Феофила в 842 году (в возрасте 29 лет) Феодора стала регентом на время несовершеннолетия юного монарха Михаила (ему тогда было 3 года). Империей в этот период вместе с Феодорой управлял Совет, члены которого были, как и императрица, сторонниками иконопочитания.
Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На 40-й день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Для восстановления иконопочитания необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Иоанн был свергнут церковным собором с кафедры «за попытку самоубийства» и изгнан из церкви.
Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе была провозглашена необходимость восстановления почитания икон. Собор подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество. Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле.
«Чин Торжества Православия»
Торжество Православия – это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, возглашаются главные догматы, ею исповедуемые, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Церковь молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью или зараженных еретическими заблуждениями.
Церковнослужители объясняют, что анафема — это факт того, что сам человек выбрал путь, отличный от пути с Церковью , она ни в коем случае не переводит человека в разряд плохого и хорошего. Но для истинных верующих анафема считается страшнейшим наказанием. При предании анафеме, отлученный ограждается от Святых Таинств и исключается из числа верующих.
Церковь не случайно велела нам праздновать Торжество Православия в 1-е воскресенье Великого Поста, а значит вспоминать об одном большом церковном историческом событии – победе иконопочитания. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл. Господь Иисус Христос – Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому когда Церковь зовёт поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже. Образу Божию в человечестве, Образу Божию и человеческому естеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас.
Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.
Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий “пророк и чудотворец” Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ – первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.
Икона — прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз.
Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение — содействовать молитве. В молитвенном созерцании иконы мы имеем общение с Первообразом , не смешивая цель и средство; видимое постигаем через невидимое, земное через небесное. «Никто не будь столь безумен, чтобы истину и тень ее, архетип и изображение его, причину и следствие мыслить по существу тождественными» (св. Федор Студит). Как мы чтим Библию, не поклоняясь «естеству кож и чернил», но Слову Божьему, заключенному в ней, так мы почитаем в иконе не краски и доски, а Того, чей образ написан этими красками на этой доске . Честь, воздаваемая иконе, относится к Первообразу.
Материал подготовил Сергей Шуляк
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Закон Божий. О святых иконах
Торжество Православия — торжество здравого смысла
Первое воскресенье Великого поста именуется неделей “Торжества Православия”. Праздник Торжества Православия возник в 843 г. в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества (осужденного еще на VII Вселенском соборе в 787 г.), но содержание его гораздо шире. Греческое слово ересь (хайресис) переводится как “взятие”, “завоевание”, “выбор” и означает предпочтение одного ради отказа от всего остального. «В слове ересь, – указывал известный православный мыслитель, – содержится идея односторонности, какого-то прямолинейного сосредоточения на одном из многих возможных утверждений. Православие вселенско, а ересь – по существу своему партийна. Дух секты есть вытекающий отсюда эгоизм, духовная отъединенность: одностороннее положение ставится на основание безусловной Истины. » [1] . Ереси христианского Востока – арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство, – посягали на самое дорогое в христианстве – Боговоплощение, Богочеловечество, а тем самым – на принцип, лежащий в основе всей христианской жизни с ее гармоничным сочетанием небесного и земного, церковного и светского. Борцы за Православие находили поддержку и приют в здравомыслящем Риме, почти не затронутом этими экстатическими движениями.
Наконец, развязанное византийскими императорами в VIII в. гонение на иконописные и скульптурные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых стало продолжением этой агрессивной монофизитской односторонности. Попытки догматического обоснования иконоборчества (на иконоборческом соборе 754 г.) означали отказ от веры в возможность реального воплощения на земле образов Божественного мира, доступного взорам духовно чутких и одаренных людей. В случае победы иконоборчества во всем христианском мире у нас не было бы ни византийских и древнерусских мозаик и фресок, ни “Троицы” Андрея Рублева, ни “Давида” Микеланджело, ни “Тайной Вечери” и “Мадонны” Леонардо да Винчи, ни творений божественного Рафаэля. Не было бы великого искусства, без которого мы не мыслим себе наше существование и которое является едва ли не основным вкладом христианского человечества в мировую художественную сокровищницу. Посвятив воспоминанию победы над разрушительными тенденциями византийских ересей именно первое воскресенье Великого поста, Церковь еще раз подчеркнула свою уникальную – спасительную и созидательную – роль в мировой истории.
[1] Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины . М., 1914, с. 161. Здесь нелишне вспомнить, что латинское pars (наше слово “партия” образовано от его корневой основы) переводится как “часть”, “доля”, “отделение”, то есть, как и слово ересь, указывает на часть от целого, некую ограниченность! Особенности «партийного сознания» нам хорошо известны.
Неделя Православия
Неделя Православия
Неделя (т. е. воскресенье) 1-я Великого поста. Торжество Православия – 8 марта 2020 года.
Первая седмица Великого поста посвящена Православию. В воскресение служится чин Торжества Православия — в память о победе над иконоборцами и победе догматической истины. В чем связь поста и догмата? И почему вспоминается прежде всего иконопочитание — на поверхностный взгляд, вещь, скорее относящиеся к культу, но не к догмату, не к богословию?
Пост — время покаяния, метанойи, по-гречески — смены ума. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство» — измените свой ум. Бог, воплотившись, открыл в первую очередь истину о Себе. Не покаявшись, не изменившись внутрене умом, мы не откроем себе путь к Богопознанию.
Церковь преподает истины о Боге в форме догмата. Так, для не покаявшегося догматы останутся лишь древними заумными формулами. Святой — вот истинный богослов. А пост — школа святости. В первую седмицу Поста Церковь напоминает нам об этом.
Догмат об иконопочитании оказывется на поверку наиважнейшим, затрагивающим самую сердцевину Благой Вести. «Бога никто никогда не видел» — следовательно, икона невозможна. Но «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» — Бог воплотился, Он стал человеком во всем. Следовательно, Его можно изобразить, и икона возможна. Тот, кто отрицает икону, отрицает самую суть Благой Вести: если невозможна икона, то и Боговоплощения не было. Нам надо только суметь удержаться на высоте библейского Богпозания, не делать из икон идолов. «Я увидел человеческое лицо Бога, и душа моя была спасена» — так говорил защитник икон Иоанн Дамаскин.
Православие называется Православием, ортодоксией, именно потому, что, как мы верим, оно сохранило учение апостолов неповрежденным. В эти дни мы празднуем чистоту и полноту православной истины.
Богослужение недели Православия
Богослужение первой седмицы Великого поста
Последрвание богослужения первой седмицы Великого поста 2018 г.: читать онлайн или скачать для электронных устройств.
Посмотрим, что в эти дни говорит Церковь в своем богослужении.
«Упразднено праматери Евы осуждение, / ибо Ты, Богородица чистая, / родила неизъяснимо всех Владыку, / Чье подобие на иконах / мы ныне целуем». — Бог, воплотившись, умерев на Кресте и воскреснув, спас нас — вот кратчайшее изложение того, во что мы верим. Спас от чего? Прежде всего — от первородного греха. И вот мы «целуем подобие» Того, Кто спас нас.
«Неизобразимое Слово Отчее / при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, / и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, / с Божественною красотой соединило. / И мы, исповедуя наше спасение, / делом и словом его изображаем» — Вот тайна спасения: Неизобразимое, То, что никто никогда не видел, изобразилось, стало Образом, чтобы восстановить наш искаженный образ. Здесь хорошо вспомнить, что, согласно учению Иоанна Дамаскина, нерукотворные иконы — это прежде всего люди, созданные по образу Божьему. Иконы, коим надо отдавать почитание — наши близкие. Поэтому, согласно Дамаскину, мы при встрече должны кланятся.
Бог стал человеком полностью — не видимостью человека, не призраком. Иначе человеческая природа не была бы спасена. «Изображение Твое во плоти восстанавливая, Господи, / мы, как надлежит, его целуем, / изъясняя великое таинство домостроительства Твоего; / ибо не призрачно, как говорят богоборные сыны Манеса, / Ты явился нам, Человеколюбец, / но истинно и в естественной плоти, / и тем возводишь нас к любви Твоей и к Тебе стремлению».
Кто воплотился? Один из Троицы. Господь открыл нам истину о Себе: Он есть Триединство Любви. «Мы единого Господа Бога знаем, / в трех Ипостасях принимающего поклонение, / и Ему Одному служа, / единую веру и единое крещение имеем / и во Христа облечены. / И вот, исповедуя наше спасение, / делом и словом его изображаем».
И вот мы ликуем, исповедуя истину Христову. «День радостный и веселия исполненный сегодня явлен: / ибо светлость догматов истиннейших блистает, / и сияет Церковь Христова, украшенная / ныне восстановленными святыми иконами, / и изображениями, и блеском их красоты, / и осуществляется единомыслие верных богоугодное». Истина прекрасна, Красота истинна.