Не рой другому яму – сам в нее угодишь. Не рой другому яму, сам в нее попадешь

В чём смысл поговорки “Не рой другому яму, сам в неё попадёшь”?

Народная мудрость заметила, что если один человек что-то плохое делает другому человеку, то страдает и сам, нарвавшись в такую же ситуацию или пострадав от последствий своих же действий.

Насколько она верна, эта мудрость, не могу сказать, так как никогда никому не сделал ничего плохого. Но возможно, что это, действительно так.

Например, кто-то в отделе потихоньку гадит какому-то работнику, делает так, что тот не успевает выполнить заказ, а в итоге страдает весь отдел – его сокращают в полном составе из-за неудовлетворительных показателей.

По-моему, есть даже короткометражные мультики серии “Не рой другому яму”. Может, на Ютубе они сохранены. Там прикольно это все показано.

Нельзя делать зло людям, ты сам можешь потом попасть в ситуацию, когда кто-то напакостит тебе. Это не обязательно будет тот, кому ты строил козни. Существует круговорот добра и зла в природе. И доброе дело тоже возвращается к нам.

В приведенной пословице отражены многолетние наблюдения, связанные с желанием некоторых индивидуумов подстроить кому-нибудь западню или злую каверзу. Как правило, такие злые замыслы завершались тем, что сам интриган непременно попадал в такие же ловушки, которые некогда расставлял сам.

Любые злые умыслы, направленные против кого-нибудь, возвращаются к злопыхателю той же монетой. Пословица предостерегает всех, кто хочет навредить ближнему, что он обязательно испытает на себе то, что и люди, которые попали по его воле в неприятную историю.

Закон Жизни: зло, которое ты совершаешь по отношению к другому, обязательно к тебе вернется сторицей.

Пословица о копании “охотничьей” ямы для другого человека является образным выражением, которое можно воспринимать как буквально, так и обобщённо.

При буквальном прочтении всё очень понятно. Попробуйте выкопать потайную ямку посреди дороги, присыпать её жерло веточками и листочками. Через несколько дней благоговейного выжидания попавшейся жертвы, мы можем немножко позабыть о ней и отправиться по этой дороге по своим делам. И, задумавшись о смысле бытия и добре, сами наступим на этот капкан и сломаем ногу.

Читать еще:  Что значит с древнегреческого имя александр. Имя Александр: происхождение и значение имени, влияние на характер и судьбу человека

Однако, это не охотницкое изречение. И речь в нём, как правило, не о ловчих ямах и не попавшихся в них мамонтах. Разговор о любой уловке, о любой подлости и обо всех без исключения коварных планах, которые человек порой городит, надеясь на то, что «авось кто-нибудь, да попадётся». Подобная тщеславная или мстящая деятельность может оказаться и «вознаграждённой». В выкопанную яму может попасться ни кто иной, как сам копатель. Таким образом, негативно окрашенная хитрость может накрыть самого хитреца. Получится так, что он «аукнул» в свою же сторону, и на себе почувствует как это ауканье ему откликнется.

Не рой яму другому, сам в нее попадешь

Не рой яму другому, сам в нее попадешь – русская пословица, означающая: Не следует готовить неприятности кому-либо. Можешь сам попасть в такую же ситуацию.

– Не рой под людьми яму, сам ввалишься

– Не рой другу ямы, сам попадешь

Пословица указана в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона М. И. (1904 г.):

– Не рой другому ямы, сам попадешь

Источником этой пословицы является Библия. В книге Екклесиаст (глава 10, стр. 8 сказано “Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей”.

В английском языке:

В английском языке есть близкая по смыслу пословица – stew in one’s own juice. Если ее перевести дословно, то получится “вариться в собственном соку”, но значение не как в русском языке – пострадать от последствий своих собственных действий. Выражение указано в Американском словаре “American Heritage Dictionary of Idioms” Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 г., где отмечается, что сама идея выражения встречается со времен Chaucer в форме – жариться в собственном жире (fry in one’s own grease). Нынешнее выражение вошло в английский язык во второй половине 19 века.

Фразы с близким значением:

Зло постигает того, кто его делает (арабская пословица, Большой толково-фразеологический словарь Михельсона М. И. (1904 г.) к “Не рой другому ямы, сам попадешь”)

Примеры

Басовская Наталья Ивановна (р. 1941)

«Все герои мировой истории» (2018 г.), глава “Константин I Великий. Власть и вера” о сражении Константина и Максенция:

Читать еще:  Какой божественный праздник 1 августа. Народный праздник Макринин день

“Максенций приказал рядом с Мильвийским мостом построить еще один – ловушку, обманный мост, который в любую минуту мог быть разведен. Туда предполагалось заманить войско Константина и сделать так, чтобы оно рухнуло в реку.

История этого сражения как нельзя лучше иллюстрирует русскую пословицу «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». В бою войска Константина, хотя и меньшие по численности, оказались сильнее. Армия Максенция и он сам побежали по обманному мосту. А он, построенный наспех, рухнул сам, без приведения в действие специального механизма.”

“Свои собаки грызутся, чужая не приставай” – молодой человек Устрашимов говорит про своего соперника и сослуживца Бальзаминова:

“ты рыть яму ближнему, может быть сам туда попадешь“.

“Эпитафия. Утонувшему игроку” :

Кто яму для других копать трудился,

Тот сам в нее упал, гласит Писанье так.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного возраста о крылатом выражении «Не рой другим яму, сам в неё попадёшь»

Меньшикова Людмила Викторовна
Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного возраста о крылатом выражении «Не рой другим яму, сам в неё попадёшь»

Эта пословица пришла к нам из старинного обихода. Когда охотники хотели поймать крупного зверя, они не редко рыли глубокие ямы, а сверху прикрывали их ветками и листьями. Часто ямы рыли на звериных тропах, на пути к водопою.

Со временем пословица приобрела переносной смысл.

В чем он заключается? Подумайте сами.

Верно! Желая причинить вред другому, человек сам получает неприятности.

Попробуйте привести пример, когда пословица НЕ РОЙ ДРУГОМУ ЯМУ, САМ В НЕЁ ПОПАДЕШЬ, оправдывается.

Я приведу такой пример: маленькая Катя очень рассердилась на Бориса за то, что он уронил на пол её куклу, и тут же побежала жаловаться воспитательнице. Но та отругала Бориса, а Катю, сказав при этом: «Боря уронил куклу нечаянно, а вот ты, поступаешь плохо Катя, когда ябедничаешь на друзей. Кстати уже не в первый раз. Учись ладить и дружить с другими детьми». Кате было стыдно – хотела, чтобы отругали Бориса, а получила нагоняй сама.

Яму ты другим не рой

У Коли новые кроссовки,

Новый ранец за спиной.

Он такой веселый, ловкий

Радостно спешит домой:

Мама! Мама! Я опять

Получил сегодня «пять»!

Читать еще:  Что значит видеть во сне разбитый телефон. Сломался телефон

Я водой тебя обдам!

Он зажал рукою кран,

Но, увы, облился сам!

«Яму ты другим не рой»

Полетишь вниз головой.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в приведённой поговорке отражены многолетние народные наблюдения, связанные с сильным желанием некоторых людей навредить своему ближнему. Обычно, подобные замыслы оборачивались тем, что злодей сам попадал в расставленные «ловушки».

Конспект беседы с детьми старшего возраста ко Дню 9 мая «Фронтовые письма-треугольники» Конспект беседы со старшими дошкольниками о Великой Отечественной войне. Фронтовые письма-треугольники Цель: развитие у дошкольников гражданской.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Урок вежливых слов и поступков» Конспект беседы в старшей группе «Урок вежлевых слов и поступков» Цели и задачи: «Речевое развитие»: – Учить эмоционально и активно.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Для чего нужна зарядка» Конспект беседы «Для чего нужна зарядка» Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, физкультура,.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Как дружить без ссоры» «Как дружить без ссоры!» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Цель: закрепить и обобщить представления детей о необходимости.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Профессия художник» бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганский технологический колледж» Беседа.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Профессия врач» Беседа на тему “Профессия врач”.Возраст: Старшая группа. Цель: Создать условия для закрепления представления детей старшей группы о профессии.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Урок вежливых слов» Гусейнова Майя Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Урок вежливых слов» Конспект беседы в старшей группе «Урок вежлевых.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста о крылатом выражении «Начинать с азов» Выражение начинать с азов означает начинать с самого начала, с самого простого. В этом кроется глубокий смысл! Представьте, что вы хотите.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста о пословице «Яблоня от яблони недалеко падает» Видели ли вы, как яблоня в саду, а на ней созревают, наливные яблочки? Когда яблоко созреет, оно падает на землю. Яблоко тяжелое, ветер.

«Помогаю другим — развиваюсь сам» Конспект психологического занятия детей 5–6 лет Цель занятия: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/127726-v-chjom-smysl-pogovorki-ne-roj-drugomu-jamu-sam-v-nejo-popadjosh.html
http://dslov.ru/pos/p206.htm
http://www.maam.ru/detskijsad/beseda-s-detmi-starshego-i-podgotovitelnogo-vozrasta-o-krylatom-vyrazheni-ne-roi-drugim-jamu-sam-v-neyo-popadyosh.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: