Народный праздник: Кузьминки (День Кузьмы и Демьяна). Проповедническая деятельность бессребреников

Кузьминки осенние

Народный праздник Кузьминки осенние отмечается 14 ноября 2020 года (дата по старому стилю – 1 ноября). Верующие православной церкви в этот день чтут память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии.

История праздника

Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) были родными братьями. Мать воспитала их в христианстве, и они проповедовали эту веру в родном городе. Когда браться достигли юношества, их отдали учиться врачебному делу. Каково же было удивление многих, когда они стали исцелять от болезней людей, обреченных на смерть. Однако плату за свои старания браться не брали.

Однажды они излечили от смертельного недуга женщину, и та в благодарность, во имя Господа Бога, попросила Кузьму принять у нее 3 яйца. Тот не смог отказать ей и принял дары. Тогда брат обиделся на него, сказав, что Кузьма нарушил данный ими обет и запретил хоронить себя рядом с ним.

После их смерти христиане задумались об исполнении завещания Демьяна. Пока они ломали головы, в толпе появился верблюд, которого браться когда-то спасли. Он заговорил человеческим голосом и повелел положить их вместе, поскольку дары женщины Кузьма принял не из корыстных побуждений. Так и были похоронены братья в одной могиле.

Традиции и обряды

В этот день было принято обмениваться курами, как подарками. Таких кур никогда не забивали, пока они сами не умирали, кормили их овсом или ячменем. Считалось, что яйца, которые снесет такая курица, будут целебными. Некоторые люди верили, что ноги убитого в этот день петуха, заброшенные на крышу дома, помогут в увеличении поголовья домашней птицы.

Девицы 14 ноября устраивали Кузьминские вечеринки. За несколько дней до праздника они снимали избу, собирали продукты и варили пиво. Вечером приходили молодые люди и начиналось веселье, пляски и заигрывания. Когда продукты заканчивались, молодежь шла воровать курей. В этот день такие кражи считались простительными.

На Кузьминки осенние справлялись последние свадьбы.

Женщины начинали заниматься пряжей.

Кузнецы в этот день не работали, так как это считалось большим грехом.

Приметы

Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.

Если на Кузьминки осенние деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой и урожай не уродится.

Если пошел снег, то весной река разольется.

Народный праздник: Кузьминки (День Кузьмы и Демьяна)

14 ноября (1 ноября по ст. ст.) – день, посвященный памяти святых бессребреников Косьмы и Дамиана, известных по церковным преданиям как врачи, даром лечившие людей и прославленных за свое бескорыстие. Звался этот день в народной Руси больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). В устном народном месяцеслове, переходящем от старых к малым, этому празднику отведено свое почетное место.

Святые Косьма и Дамиан в воображении русской деревни слились в один нераздельный облик «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна», и на него были перенесены некоторые черты, присваивавшиеся в старину всемогущему богу-громовнику Перуну. В одном из старинных русских сказаний Кузьма-Демьян, кующий сохи, бороны и плуги для нужд русского крестьянина, в поте лица добывающего свой хлеб, вступает в борьбу с «великим змеем» (дьяволом). Трудился кузнец Божий в своей кузнице, гласит сказание, и заслышал он – летит змей. Заперся он, но не спасут от великого змея никакие засовы. Подлетел змей, опустился на землю и стал человеческим голосом просить отворить двери. Не отомкнул засовы кузнец, и стал тогда змей лизать своим языком двери железные. Но как только пролизал змей дверь, ухватил его Кузьма-Демьян за язык железными клещами. Взмолился змей кузнецу, отпустить просит, да не тут-то было! Запряг его кузнец в только что выкованный плуг и поехал по степям, по пустошам – пропахал на змее всю землю от моря и до моря. Умаялся лукавый, взмолился он ко святому, просит воды испить из Днепра-реки. Не внял кузнец мольбам, знай погоняет цепью железной, и только у Черного моря подпустил Кузьма-Демьян змея к воде, припало к ней чудовище, пило-пило, полморя выпило, а напившись – лопнуло. А борозды, проведенные плугом Божьего кузнеца, пахавшего на нечистой силе, и до сих пор виднеются по Приднепровью и окрестный народ называет их «валами змеиными».

Древнеязыческий Перун также представлялся воображению наших предков побеждающим крылатых огненных змеев, запрягающим их в плуг и бороздящим небесные поля до самой земли. Он или убивал их своей молниеносной палицей, или они сами опивались морской воды и, лопнув, проливали ее на землю, являясь олицетворением зимних туч, разорванных первым весенним дождем. В другом сказании Кузьма-Демьян убивает наповал своим богатырским молотом змею, «всем змеям мать», разевавшую пасть от земли до неба. Это сказание прямо вытекает из предания о Перуне-громовержце, рассекающим своим молотом (молнией) грозовую тучу. Есть сказания, утверждающие, что кузнец Кузьма-Демьян не только кует плуги да бороны, но и научил людей земледельческому труду, за что и окружен особым почетом в народной памяти.

Читать еще:  Житие игнатия богоносца. Имя Игнат в православном календаре (Святцах)

По народным погодным наблюдениям, со дня святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит». На подмогу Кузьме-Демьяну прилетают с гор морозы.

«Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются!» – говорит народ. «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать!», «Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна!» и т. п. Приговаривали при этом поговорки и о простых кузнецах. Эти слыли в народной молве пьяницами: «Портной – вор, сапожник – буян, кузнец – пьяница горький!» – и прибавляли: «Умудряет Бог слепца, а черт – кузнеца!», «Для того кузнец и клещи кует, чтобы рук не ожечь!», «Не кует железа молот, кует кузнецов голод!», «Кузнецу, что козлу – везде огород!», «У кузнеца что стукнул – везде гривна!», «У кузнеца рука легка, была бы шея крепка!», «Кому Бог ума не дал, тому и кузнец не прикует!», «Захотел от кузнеца угольев: либо пропил, либо самому надо!», «Не ищи у калашника дрожжей, у кузнеца лишних угольев, у сапожника сапог на ногах!», «Кузнец Кузьма – бесталанная голова!», «Есть кузнецы, что по чужим сундукам куют (воры)!»

Святой кузнец Божий Кузьма-Демьян не только плуги, землю и воды кует, а и свадьбы, недоигранные в октябре, доковывает. Потому и воздается ему в старинном свадебном стихе: Там шел Кузьма-Демьян
На честной пир, на свадебку:
Ты, святой ли, Кузьма Демьянович!
Да ты скуй ли ка нам свадебку,
Ту ли свадебку – неразрывную,
Не на день ты скуй, не на неделюшку,
Не на май-месяц, ни на три года,
А на веки вековечные,
На всю на жизнь нерасстанную!

День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и «кашников», потому что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников. «Кузьма-Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, – приходите к нам кашу хлебать».

Трудно сказать, каким образом Косьма и Дамиан превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Так, рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание породило даже своеобразный обычай, при котором на домолотках крестьяне считали за правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное, освященное преданием. Домолачивая последний овин, они обыкновенно говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок». Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.

В некоторых местностях женщины приносили кур на Кузьму и Демьяна к обедне. «Курица – именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо!», «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный Бог!» – так объясняли этот обычай. В старину было принято приносить 14 ноября кур на боярский двор. С челобитьем приносили их крестьянки своей боярыне – «на красное житье». Боярыня отдаривала их лентами – «на убрусник». этих челобитных кур считалось за грех убивать: они отдавались под особое покровительство чествовавшихся в этот день святых. Даже яйца, которые они несли, считались более здоровыми для пищи, чем другие – от простых, не «челобитных», кур.

Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша.

Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили в «жировой» избе. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай – неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки!

Читать еще:  Кто такой ж руссо. Жан жак руссо

В некоторых местах кузьминки сопровождались обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужскую рубашку и шаровары, опоясывали кушаком, приделывали голову, клали на носилки и несли за село, в лес, где чучело раздевали, и на соломе шла веселая пляска.

Святых Кузьму и Демьяна называли также «рукомесленниками» и считали покровителями ремесел, особенно женского рукоделия. Объяснялось это тем, что с дня Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу. «Батюшка
Кузьма-Демьян, – говорили они, садясь за пряжу, – сравняй меня позднюю с ранними!» (то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше). В старину многие боярыни продавали на кузьминки сработанное их руками рукоделие, а деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим, как бы следуя святому подвигу бессребреников.

День Демьяна и Кузьмы

Народно-христианский праздник День Демьяна и Кузьмы отмечается 14 ноября. Верующие православной церкви в этот день чтут память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии. Другие названия праздника: Рукомесленники, Бессребреники, Кузьма и Демьян, Божьи кузнецы, Козьма и Демьян Курятники, Кузьма и Демьян — рукомесленники, Батюшка Козмодемьян, Курьи именины, Курячий праздник, Куриная смерть, Праздник девичества, Встреча зимы.

Православная церковь почитает память бессеребреников Космы и Дамиана, которые были родом из Малой Азии. Они были искусными врачевателями и могли силой молитвы исцелить безнадежно больного человека. Благодаря братьям многие люди обратились в христианскую веру. Косму и Дамиана пытался заставить принести жертву языческим богам римский император Карин, но, пораженный внезапной болезнью, он сам обратился к их помощи. После того, как святые исцелили его, их с честью отпустили домой.

Братья не брали с людей никакой платы, за что их прозвали бессеребрениками. Однажды они смогли исцелить безнадежно больную женщину. В благодарность за это она принесла Дамиану три яйца и попросила взять их во имя Святой Троицы. Святой не смог ей отказать. Когда об этом узнал Косма, он сильно расстроился, и завещал, чтобы после смерти его похоронили отдельно от брата.

Врачеванию братья учились у одного старого врача, который со временем стал сильно завидовать их славе. Доведенный этой страстью до исступления, он под предлогом сбора лекарственных растений позвал святых в горы и там убил их, а тела бросил в реку.

Когда тела братьев были найдены, люди не знали, как их похоронить — вместе или раздельно. Но тут произошло чудо: некогда исцеленный от бешенства верблюд сказал человеческим голосом, что братьев должны похоронить рядом, потому что Дамиан принял дар не от корысти, а по милосердию. Так люди и сделали.

На Руси Косму и Дамиана, в обыденном языке Кузьму и Демьяна, почитала с древних времен. Если в канонических житиях святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Космодемьян.

С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма имел непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными способностями и качествами — вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, — какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых представлялось как своего рода перековка больного, его переделывание и закаливание.

В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений — создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии — творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл, металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги.

В народном фольклоре часто встречается образ кузнеца, а понятие «ковать» применяют к различным природным явлениям и ситуациям. До сих пор существуют выражения: «ковать кадры», «кузнец своего счастья», «сковал недуг», «сковал мороз». Кузьминики осенние кузнецы считали своим профессиональным праздником. В этот день им запрещалось работать: из страха перед своими святыми покровителями и из уважения к ним.

Читать еще:  Что означает видеть во сне яблоко. Сонник Яблоки

Кузьма и Демьян являются покровителями не только кузнечного искусства и кузнецов, но и женского рукоделия. С этой даты женщины усердно принимались за прядение и просили святых помочь не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Кузьма и Демьян, сравняйте меня позднюю с ранними.

В некоторых легендах и былинах святых братьев связывают с земледельческими работами — они молотильщики и пахари. Существовало предание, что Кузьма и Демьян охотнее всего нанимались молотить. Они никогда не требовали платы за свою работу и только просили, чтобы их вовремя кормили кашей. От этого братьев иногда называют «кашниками».

В некоторых местах в день Кузьмы и Демьяна «чествовали овин», приурочив начало молотьбы к этой дате. В овин несли кашу, угощали молотильщиков и угощались сами. Немного каши оставляли в овине для его хозяина — овинника.

Еще в этот день вспоминали домового, который, согласно поверью, в ноябре особенно безобразничает и буйствует. Чтобы успокоить разбушевавшегося духа, его либо задабривали, оставляя всякие угощения, либо гнали помелом.

Святых братьев, покровителей любого ремесла, в народе воспринимали и как носителей знаний. Для наших предков Кузьма и Демьян стали молитвенными помощниками в просвещении разума и обучении грамоте. В Древней Руси учебный год начинался, когда все сельскохозяйственные работы подходили к концу: или с 1 ноября, или с 1 декабря.

Традиции и обряды 14 ноября:

Главные традиции 14 ноября — вечеринки, окончание свадебного сезона, прядение, кузнецам запрещено работать.

— Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму и Демьяна доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодых.

— В этот день было принято прикармливать дворового — духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

— Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

— Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.

— На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар женам помещиков кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

Народные поговорки и приметы 14 ноября:

— Кузьминки — встреча зимы.

— Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.

— Если пошел снег, то весной река разольется.

— Если на Кузьминки осенние деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой, а урожай не уродится.

— Кузьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.

— Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.

— Кузьма закует, а Михайло раскует, часто 21 ноября бывала оттепель.

— Кузьма-Демьян — кузнец, кует лед на земле и на воде.

— Из кузьмо-демьяновой кузницы мороз с горна идет!

— Батюшка Кузьма-Демьян — куриный Бог.

— Кузьма и Демьян «куют» свадьбу.

— Обычно в этот день бывают умеренные морозы.

— К вечеру мороз ослабевает — к пасмурной погоде на следующий день.

— Петух стоит на одной ноге — к морозу.

Именины 14 ноября:

Давид, Иван, Адриан, Петр, Александр, Денис, Федор, Дмитрий, Сергей, Кузьма.

Источники:

http://my-calend.ru/holidays/kuzminki-osennie
http://villina.net/publ/jumor_i_razvlechenija/prazdniki/kuzminki/21-1-0-813
http://ruspekh.ru/holidays/den-demyana-i-kuzmy

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector