Надпись над вратами ада в божественной комедии. Оставь надежду всяк сюда входящий

Откуда фраза “оставь надежду, всяк сюда входящий”? Надежду на что?

Насколько я помню, слова “оставь надежду всяк сюда входящий” была выгравирована на вратах Ада, в “Божественной комедии” Данте. Так же эта фраза является крылатой и употребляется людьми в разных ситуациях. То что на воротах концлагеря была написана эта фраза – является дезинформацией, нацистов и Данте путать все же не стоит. Надпись на вратах Освенцима была прямо противоположной, дающей надежду, правда, ложную.

Фраза «Оставь надежду, всяк сюда входящий» – это весьма известное устойчивое выражение. Кстати, довольно часто обыгрывавшееся в литературе, в том числе и у «светоча нашего» Пушкина:

Источник этой мало радующей фразы — «Божественная комедия» Данте Алигиери.

Как известно, «Божественная комедия» ничто иное как. путеводитель. Весьма своеобразный, так как описывает путешествие в Ад, Чистилище и Рай.

Но для Средневековья это были не просто некие неуловимо-мистически­ е символы, а вполне себе реально существующие области пространства, поэтому ничего странного в таком путешествии современники поэта не видели.

Итак, в самом начале своего пути герой «Божественной комедии» попадает в Ад (боже упаси, чисто как турист!).

Первое, с чем он сталкивается — гигантские врата, на которых выгравирована надпись

в буквальном переводе:

Надпись эта при все своей простоте была на самом деле пугающей.

К Средним Векам в христианстве сложилась весьма последовательная и подробная «теория посмертного существования». Всем было известно, что человек — это душа в оболочке из плоти. Плоть смертна и тленна, ее существание конечно. А вот душа — бессмертна и вечна.

Жизнь человека здесь, в тварном, т. е. вещественном, мире — это по сути временное испытание. Этакий тест на соответствие идеалу творения. Результат его прохождения каждый получит после смерти и им будет определены условия дальнейшего посмертного существования. (Вероятность «возврата» даже не рассматривалась, в принципе)

Возможных исходов было три: рай, ад или чистилище.

Конечно, наиболее благоприятным был рай, где праведник мог наслаждаться приятным климатом, добрыми беседами и вечным отдыхом. Дополнительным «бонусом» являлось пребывание в присутствии самого Бога, то есть максимально приближенным к благодати. Правда, для обретения рая нужно было вести праведную и благочестивую жизнь, не грешить (ну, или вовремя раскаяться и в полном объеме искупить вину при жизни) или хотя бы принять мученическую смерть.

Для тех, кто был не так уж благочестив и успел нагрешить при жизни, были предназначены чистилище и ад. (В чистилище попадали также некрещенные младенцы, а также «хорошие язычники», то есть те, кого и наказывать было не за что, но и в рай пускать — не по чину, но мы не о них)

С нашей точки зрения между чистилищем и адом для грешника разница была невелика — и там, и там предстояло мучиться. Но для средневекового человека, лучше разбирающегося в этих вопросах, она была и очень-очень существенная.

Заключение в Чистилище предназначалось для тех, кто успел раскаяться, или грешил, так сказать, незначительно. Да, душа испытывала муки, но ее пребывание здесь было конечно. Сроки могли быть огромными — сотни и тысячи лет, — но покинуть Чистилище рано или поздно было можно. А искренние молитвы за попавшую сюда душу срок могли и сократить.

Читать еще:  Христианские праздники в апреле. Православный календарь

Душа, ввергнутая в Ад, была «вычеркнута из книги жизни». Совсем. Её мучения длились вечно. А учитывая, что душа бессмертна по определению, это понималось совершенно буквально: вечно — это вечно, без конца.

Даже Конец Света и Страшный Суд не отменяли приговор: как гласило Откровение Иоанна Богослова

Оказавшийся в Чистилище мог надеяться, что однажды отмерянные ему муки закончатся — он искупит вину, получит прощение и будет спасён.

И для него откроются врата Рая.

У попавшего в Ад возможности изменить приговор не было: он был обречен на муки и обречен навсегда, без вариантов.

Вот об этом и напоминала безжалостная надпись на адовых вратах.

Чем руководствовались «создатели» концлагеря Маутхаузен (к слову, вполне коммерческого предприятия), помещая аналогичную надпись над воротами, честное слово, понять невозможно. Но новой жути в её смысл они добавили.

6 крылатых фраз латыни

Множество крылатых фраз, которые мы слышим каждый день, пришли в наш язык из латинского языка. Сегодня мы расскажем о 6 выражениях, которые вы наверняка слышали, но не знаете их историю.

1 Оставь надежду всяк сюда входящий

Desine sperare qui hic intras — Оставь надежду всяк сюда входящий.

Распространение эта фраза получила после того как стала завершающими словами в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Эта надпись была размещена над вратами Ада в его произведении, а в будущем фигурировала у многих других поэтов и писателей: у Пушкина («Евгений Онегин»), Чехова («Циник»), даже Ленина, который включил фразу в свою статью.

На сегодняшний день эту фразу можно слышать во многих фильмах, сериалах и прочитать на страницах разных книг. Чаще всего её используют или в ироническом ключе, или чтобы подчеркнуть, что положение действительно безвыходное, и лучше сразу оставить надежду.

2 Адвокат Дьявола

Advocatus diaboli — Адвокат Дьявола. Нет, мы не говорим о фильме с Киану Ривзом. Когда зародилась эта фраза, даже его родителей не было в планах. Изначально адвокат Дьявола – это должность в католической церкви. Такие люди занимались тем, что искали документы против того, чтобы причислить умершего монаха к лику святых. В их обязанности входило копаться в архивах, искать свидетельства того, что усопший не был так чист, как хотелось бы. Если же адвокат дьявола не находил достаточных доказательств, беатификация (то есть, возведение в лик святых) проходила успешно.

Сегодня «адвокатом Дьявола» мы называем человека, который поддерживает заведомо плохое решение в споре. Он намеренно выставляет это в хорошем свете, стараясь привлечь людей на свою сторону.

3 С нами Бог

Deus vult — С нами Бог. Ещё одна фраза, которая пришла к нам из церкви. Deus Vult использовалась Папой Урбаном II во время Первого крестового похода. Позже этот клич «подхватили» и другие крестоносцы, а ещё спустя немного времени фраза стала использоваться в разных странах, правда, с переводом. Теперь Deus Vult ассоциируется с крестоносцами почти так же, как и костры Инквизиции.

На сегодняшний день эта фраза используется в СМИ для обозначения альтернативного правого движения, является девизом Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского.

4 Деньги не пахнут

Писатель, историк Гай Светоний Транквилл

Aes non olet — Деньги не пахнут. Да, вы удивитесь, но эта фраза тоже пришла к нам из латыни. По легенде, римский император Веспасиан произнес её во время получения налогов на общественные туалеты. Обращена она была к Титу, его сыну, который этого действа не понимал. Гай Транквилл, древнеримский историк и философ, описывает эту ситуацию в своей книге. Прямым текстом там ничего не сказано и речь императора была передана косвенно: «…тот взял монету из первой прибыли, поднёс к его носу и спросил, воняет ли она».

Читать еще:  Виды конфессий. «Религиозные конфессии в России

Сегодня фразу «деньги не пахнут» используют, когда имеется ввиду не совсем честный способ дохода. Она характеризует обстоятельства, когда человек не пренебрегает никакими способами в достижении богатства.

5 Пришел, увидел, победил

Император Гай Юлий Цезарь

Veni vidi vici — Пришел, увидел, победил. Знаменитые слова, произнесенные Юлием Цезарем в Риме, когда тот рассказывал о своих военных успехах на Западе. Сказаны они были после того как Цезарь в третий раз одержал победу в Понтийском царстве, но на этот раз римский консул праздновал не победу как таковую, а то, что одержана она была очень быстро, Цезарь буквально «пришел, увидел и победил».

Сегодня смысл фразы не изменился. Её используют, когда говорят о быстром триумфе, на который не было затрачено много сил.

6 Знание – сила

Художник Фрэнсис Бэкон

Scientia est potential — Знание — сила. Авторство этой фразы довольно спорно. Есть как минимум три претендента на авторство, но из-за неточностей перевода мы до сих пор так и не знаем кто же был первым, кто это сказал. Впервые фраза встречается ещё в старой арабской книге «Путь красноречия». Позже фраза была использована Фрэнсисом Бэконом и Томасом Гоббсом. В любом случае «Знание – сила» означает только одно – то, что знание – и есть сила.

Ад. Песнь 3. из Данте Алигьери

Я вас веду в пустынные селенья.
Я вас веду сквозь вековечный стон.
Я вас веду к усопшим поколеньям.

Мой правдой зодчий высшей вдохновлён:
Верховной властью – силою творящей,
Любовью,знаньем был я сотворён.

Я – скорбный дух,над бездною парящий,
Со всем,что вечно,ставший наравне.
Оставь надежды,всяк сюда входящий.

И,видя надпись эту в вышине,
Я вопросил учителя ответа:
“Сих тёмных слов значенье жутко мне.”

Он прозорливо отвечал на это:
“Здесь хладнокровье нужно соблюдать.
Здесь страх не должен подавать совета.

Пришли туда мы,где не тишь и гладь,
А зыбкий ворох жутких сновидений,
Где так нетрудно разум потерять.”

И,длань подав мне,чтоб унять сомнений,
Он обратил ко мне свой светлый лик.
Тут мы вошли в таинственные сени.

Оттуда гулкий доносился крик,
И плач,и вздохи – и стенаний ропот,
Так что,издрогнув,я в слезах поник.

ЯзЫки все – наречья диким скопом
Во тьме плескались,сея смутный страх,
Рук шевеленье,ног невидных топот.

Всё,в гул единый слившись,точно прах,
Во мгле взметнувшись ввысь необозримо,
Неслось,кружась,безустально в веках.

И молвил я с тоской необоримой:
“Чьи крики это,что со всех сторон
Летят сюда,незнамо кем гонимы?”

И мне Вергилий:”Горестный то стон
Смятенных душ,что на Земле не знали
Добра и Зла неписаный закон.

Дурные тут же ангелы витали,
Не со Всевышним бывшие,хотя
Во всём,колеблясь,меру соблюдали,

Которых Небо свергло,не терпя,
Но их и Ад в свой стан не принимает,
Дабы не грызлись,спесь уж не тая.”

Тогда я:”Вождь!но что их так терзает
И ни на миг покоя не даёт?”
И он:”Ответ здесь краткий подобает.

Читать еще:  Заговоры на получение магической силы. Сильные заклинания: где и когда они могут помочь

Их Смерть к себе никак не призовёт,
И жизнь земная – невтерпёж до крика.
Кто муки столь ужасные снесёт?

Кто на Земле их вспомнит уж – безлико
Земные дни их в сумраке прошли.
Взор отврати от них – и вдаль взгляни-ка.”

Окрест взглянув – узрел я стяг вдали,
Крутящийся,как будто злая сила
Его стремилась вывалять в пыли.

Толпа людей за стягом путь стремила.
Их было тьмы – и верилось с трудом –
Неужто Смерть столь многих истребила.

Иных признав,я лицезрел в одном
Того,увы! – кто от стези высокой
Отрёкся в малодушии своём.

И разумел я,как,томясь без срока,
Здесь те страдают,коих не берёт
Ни бог к себе – ни супостат жестокий.

На вид был жалок скорбный тот народ,
И наг бежал,кусаемый слепнями.
Кружили осы тут же хоровод.

С слезами кровь текла с их лиц струями,
И тут же черви мерзкие её
Глотали,в клуб свиваясь под ногами.

Но в этот миг внимание моё
Воды близ привлекло скопленье люда.
“Скажи,Учитель,мнение своё.

Кто это там – и гонит их откуда,
Тесня всё ближе к сумрачным волнам.
Понять того не в силах мой рассудок. “

Ответ мне был:”То ты увидишь сам,
Когда достигнешь вскоре Ахерона,
Свой шаг к его приблизя берегам.”

Взгляд долу опустив свой пристыжённый,
Докучным быть боясь,так дале шёл всё я,
И вот уж мы у некрутого склона.

Плывёт нам встречу шустрая ладья.
На ней старик,поросший сединою,
Руками машет,горестно вопя:

“О! горе вам,что встретились со мною!
Отчалить вам сегодня предстоит
К всевечной тьме – и холоду,и зною.

А ты уйди – здесь неуместен вид
Души живой средь мёртвых сих окраин” –
Нахмурясь,так паромщик говорит.

“Тебе бы должно в этом мрачном крае
Челнок сподобный поскорей найти,
Когда достигнуть пристани желаешь.”

Тут вождь ему:”Харон,свой гнев уйми!
Того желают там,где воле властной
Подвластно всё.И речи брось свои.”

Застыл в гримасе лик того ужасный,
И лишь вокруг недвижимых очей
ВилсЯ,мерцая,пламень медно-красный.

Тем делом души умерших людей
Словам вождя с унынием внимали,
Скрипя зубами – сумерек бледней.

И всё проклятья богу посылали,
Хуля весь род людской – и вслед за тем
И тех,кто их в любви земной зачали.

И с тяжким плачем двинулись затем
К реке,чьи волны тех лишь взор познает,
Не усмирит которых бог ничем.

Харон меж тем всех грешников сзывает,
Вращая взор,что уголья в золе,
Веслом тех бья,кто всё не поспевает.

Подобно листьям,что,в осенней мгле,
Холодный вихрь,взъярясь,с дерев срывает,
Их устилая густо по земле,

Адама семя брег заполоняет,
Что стая птиц,которую влекут
Полёт свой снизить,в сети загоняя.

И вот над тёмной пропастью плывут,
И,не успев окончить переправы,
Зрят – плыть за ними уж иные ждут.

“Взирай!” – учитель молвил величавый.
“Здесь тени всех,во гнев кто бога ввёл,
Те,кто посмертной не достойны славы.

Всяк минуть реку б за блаженство счёл,
Столь усмирённый правосудьем бога,
Так,что и страх в порыв уж перешёл.

Иная душам чистым есть дорога,
Но и Харона должен ты понять,
Когда тебе он отвечал столь строго.”

Умолк Вергилий. Тут же с шумом гладь
Заколебалась,лик свой искажая.
Мне до сих пор то жутко вспоминать.

И всколыхнулась глубина земная –
Достиг небес её,казалось,стон –
Багровым светом вкруг всё озаряя.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2827013-otkuda-fraza-ostav-nadezhdu-vsjak-sjuda-vhodjaschij-nadezhdu-na-chto.html
http://www.fiveplus.org.ua/6-krylatyx-fraz-latyni
http://www.stihi.ru/2009/06/18/2783

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: