На все ли божья воля. Что такое Божья воля? Что говорит о воли Божьей Священное Писание

На все ли божья воля. Что такое Божья воля? Что говорит о воли Божьей Священное Писание

Что такое Божья воля?

Говоря о Божьей воле, многие исследователи различают три ее аспекта, встречающиеся в Библии. Первый аспект известен как декретная, суверенная или скрытая Божья воля. Это Божья «высшая» воля. Этот аспект Божьей воли исходит из признания Его суверенитета и других аспектов Его природы. Он обращает внимание на то, что Бог суверенно предопределяет все, что произойдет. Иными словами, нет ничего, что может находиться вне пределов суверенной Божьей воли. Этот аспект воли Бога описан в таких стихах, как Ефесянам 1:11, где мы узнаем, что Бог «все вершит по Своей воле и намерению», и Иова 42:2: «Я знаю: все в Твоей власти, нет для Тебя невозможного, что бы Ты ни замыслил». Это представление о Божьей воле основано на том, что, поскольку Бог является суверенным, Его воля никогда не будет изменена. Все находится под Его контролем.

Это понимание Его суверенной воли не означает, что Бог является причиной всему происходящему. Скорее, оно признает, что, поскольку Он является суверенным, то Он должен, по крайней мере, разрешать или допускать все происходящее. Этот аспект Божьей воли подразумевает, что даже если Бог пассивно позволяет вещам происходить, Он должен допустить их, так как Он всегда имеет власть и право вмешаться. Бог всегда может решить – допустить или остановить действия и события в этом мире. Поэтому, раз Он позволяет вещам происходить, то случаются по Его воле в этом смысле этого слова.

В то время как суверенная воля Божья часто является скрытой от нас, пока что-то не произойдет, есть еще один аспект Его воли, очевидный для нас: Его постижимая или проявленная воля. Как следует из названия, этот аспект Божьей воли означает, что Бог выбрал открыть часть Своей воли в Библии. Постижимая воля Бога говорит нам о том, что Он желает, чтобы мы делали или не делали. Например, благодаря этому, мы можем знать, что Божья воля в том, чтобы мы не воровали, чтобы любили своих врагов, чтобы покаялись в своих грехах и что мы можем быть святыми, как и Он свят. Это выражение воли Бога проявляется как в Его Слове, так и в нашем сознании, через которое Бог записал Свой нравственный закон в сердцах всех людей. Законы Бога – будь то в Писании или в наших сердцах – являются обязательными для нас. Мы несем ответственность, когда не подчиняемся им.

Понимание этого аспекта Божьей воли признает, что хотя у нас есть силы и способности не подчиняться Божьим заповедям, мы не имеем права это делать. Таким образом, нет никакого оправдания за наши грехи, и мы не можем утверждать, что выбирая грех, мы просто выполняли указ суверенного Бога или Его волю. Иуда выполнял суверенную волю Божью, предав Христа, подобно тому, как римляне распяли Его. Это не оправдывает их грехи. От этого их поступки не стали менее злыми или предательскими, и эти люди были ответственны за свой отказ от Христа (Деяния 4:27–28). Хотя по Своей суверенной воле Бог разрешает или допускает грех, мы по-прежнему ответственны перед Ним за этот грех.

Третий аспект воли Бога, который мы видим в Библии, является разрешительной или совершенной волей Божьей. Этот аспект описывает отношение Бога и определяет то, что угодно Ему. Например, хотя очевидно, что Бог не получает удовольствия от смерти грешника, также очевидно, что Он допускает его смерть. Этот аспект Божьей воли проявляется в многочисленных стихах Писания, которые указывают на то, от чего что Бог получает или не получает удовольствие. Например, в 1 Тимофею 2:4 мы видим, что Бог желает, «чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины», но мы знаем, что суверенная воля Божья в том, что «никто не сможет прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня, и в последний День Я воскрешу его» (Иоанна 6:44).

Если мы не будем осторожны, то можем легко стать чрезмерно увлеченными или даже одержимыми поисками «воли» Бога в нашей жизни. Искать Его тайную, скрытую или декретную волю является бессмысленным занятием. Бог не выбрал, чтобы показать нам этот аспект Его воли. Что мы должны стремиться узнать, так это Его постижимая и выявленная воля. Истинный знак духовности проявляется в том, когда мы хотим знать и жить в соответствии с волей Бога, открытой в Писании, что может быть обобщено следующим образом: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:15–16). Наша обязанность заключается в том, чтобы повиноваться открытой воле Божьей, а не спекулировать на том, что скрыто от нас. В то время как мы должны стремиться быть движимыми Духом Святым, нам никогда не следует забывать, что Дух Святой в первую очередь ведет нас к правде и сообразует с образом Христа, чтобы наша жизнь прославляла Бога. Бог призывает нас вести свою жизнь согласно каждому слову, исходящему из Его уст.

Жизнь в соответствии с Его выявленной волей должна быть главной целью нашей жизни. Римлянам 12:1–2 обобщает эту истину – мы призваны отдать наши тела «Богу как живую жертву, освященную и угодную Ему. Только такое служение истинно духовно. Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум, чтобы вы могли постигать, чего Он хочет от вас, что для Него хорошо, угодно и совершенно». Чтобы узнать волю Божью, мы должны погрузиться в писания Слова Божьего, насыщая ним свои умы и молясь, чтобы Святой Дух преобразил нас через обновление нашего ума и привел нас к тому, что хорошо, угодно и совершенно – в соответствии с волей Божьей.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Православная Жизнь

Main menu

Ви є тут

Так «да будет воля Твоя», или уже «на все воля Божья»?

Очень часто приходится сталкиваться с пассивным фатализмом у людей, когда они чувствуют себя не в силах противостоять сложившимся обстоятельствам. Тогда, не задумываясь над содержанием и смыслом своих слов, они словно отмахиваются от реальности репликой «на все Божья воля».

Причем самым парадоксальным является то, что эта реплика звучит чаще всего у людей либо почти совершенно неверующих, либо даже совершенно нецерковных. И звучит она – о, лабиринты лицемерия и глупости – как попытка оправдать собственное нежелание бороться с грехом. Так мне приходилось слышать от людей, совершавших воровство и даже убийства, что «раз такое случилось, значит, на все воля Божья». Заявление это, в контексте совершенного ими греха, не просто неуместно, но еще и кощунственно: Здесь конечным виновником их греха объявляется Сам Бог.

Что говорит о воли Божьей Священное Писание

Так все-таки, как христианское мировоззрение относится к данному вопросу? Объявляет ли оно безусловным проявлением воли Божьей абсолютно все, что происходит в мире, в истории человечества и каждого отдельного человека? – Ответ может быть только безусловно отрицательным! Да иначе и не может быть в плоскости человеческой свободы и в мире, где еще остается место (и, ой, как много места) для греха. Ведь всякий грех есть отступление от Бога и Его святой воли! И здесь мы должны будем прибегнуть к внимательному чтению Священного Писания, к слышанию Слова Божьего. Итак!

Читать еще:  Когда церковь признала что земля. Конфликт католической церкви с галилео галилеем

1. (Рим.2:24) «Имя Божие хулится у язычников»

В молитве Господней мы просим Бога «да будет воля Твоя», тем самым мы признаем, что осуществление воли Божьей есть наше желание, наша цель (как минимум без наличия реального желания человека исполнять волю Бога, а не свою, эти слова теряют смысл в устах молящегося). Мы выражаем желание, а значит, признаем еще, что в реалиях нашего мира далеко не все осуществляется согласно Божьей воли. Ведь и тот факт, что в той же молитве мы просим «да святится имя Твое», не исключает того факта, что из-за нечестия и грехов наших «имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:24)! На словах просим «да святится», а делами навлекаем хулу. Аналогично обстоят дела и с волей Бога.

2. (Ездр.10:11) «Покайтесь пред Господом и исполните волю Его»

Обличая систематическое нарушение заповедей Бога, священник Эздра завершает свою речь к народу: «Итак, покайтесь пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных» (Ездр.10:11). Значит, соответственно, до этого люди, жившие в грехе, не исполняли, тем самым, волю Бога?

3. (Ис.58:2-3) «В день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других»

Весьма актуальны слова Божьи у пророка Исаии к постящемуся народу: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других» (Ис.58:2-3). Это – извечная духовная проблема человека, не воспринявшего еще реально Свет Христа в свое сердце: вроде бы «ищем» Божьего пути, и даже убеждаем себя, что идем по этому пути, а все губит реальное своеволие. «Вот, ты …успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Рим.2:17-20). «Уверен в себе», и эта самоуверенность обманчива.

4. (Матф.7:21) «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”…»

«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21). И снова четкое и ясное свидетельство о том, что не все, что мы делаем в мире (а это и составляет события, историю человечества) есть «воля Бога».

5. (Лук.7:30) «А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе»

В разговоре о фарисеях Господь прямо говорит: «а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе» (Лук.7:30). Соответственно, у человека остается возможность отвергнуть волю Бога и жить «по-своему». Неверно некоторыми эта возможность называется «правом». У человека нет «права» на грех, но есть реальная возможность совершить любой грех и тем самым отвергнуть волю Бога.

6. (2Тим.2:26) «Диавол уловил их в свою волю»

Апостол Павел, перечисляя обязанности епископа, говорит, что он должен заботиться и о тех, кто сегодня еще противится евангелию, «чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:26). Т.е. «на настоящий момент» эти люди еще исполняют волю врага Божьего и человеческого.

7. (Матф.23:37) «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих… и вы не захотели!»

Весьма показательным является и речь Спасителя, обращенная к Иерусалиму: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф.23:37). Сколько боли в словах Христа! А ведь Он здесь говорит не только, как человек, но, как Тот Самый Бог, Который на протяжении веков посылал в Иерусалим пророков и праведников. Но желания Бога и граждан этого города не совпали: «Я хотел», но «вы не захотели». Это очень яркий пример реального конфликта двух воль в исторической реальности – воли Всеблагого Бога, и воли греховного человека. И этот конфликт невозможно списать ремарками про «всеведение и всемогущество» Бога. Очевидным остается факт, что действия Бога («се, оставляю дом ваш пустым») являются результатом греховным поступков людей.

8. (Матф.10:29-30), (Мф. 10:1-42), (Матф.10:19-20) У всех ли сочтены волосы на голове и чьими устами говорит Святой Дух?

А теперь особо следует вчитаться и вдуматься в слова Господа, на которые чаще всего любят ссылаться сторонники фатализма: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф.10:29-30). Во-первых, Господь не случайно берет пример из природы, а не из человеческого общества. Как отмечал в своих «Ступенях» митрополит Антоний (Блум), природа инертна, послушна Слову Божьему, а человек имеет возможность сказать Богу «нет». Этой свободы нет ни у птиц, ни стихий, а потому этот пример использован Христом не случайно, т.к. это единственно возможная параллель.

Во-вторых, следует внимательно читать эти слова в контексте: кому и когда они сказаны. Ведь эти слова не были теми «гномами», которые выдавали античные оракулы. Они являются частью речи Христа, обращенной к апостолам перед их выходом на проповедь (Мф. 10:1-42). Это им, людям, которые сами себя предали в руки Божьи и пошли послушно исполнять волю Бога, Которого они познали, как своего Небесного Отца, – им обещана такая забота Бога о каждом волосе. Так, в этой же речи, несколькими словами выше, сказано: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф.10:19-20). Наверное, будет проявлением самонадеянности и гордыни попытка объявить, что через всех людей вообще (или как минимум – через всех христиан) всегда «говорит Дух Отца Небесного». Зная свои грехи, каждый может сказать, что очень часто нашими устами говорит совсем другой «дух».

Так если у нас хватает разума понять, что данное обещание относится исключительно к предавшим себя на бескорыстное служение Евангелию проповедникам, почему же не хватает здравомыслия понять, что из этой же речи Христа слова про «власы на главе» тоже относятся к этим же проповедникам? Я не хочу сказать, что эти слова не могут относиться ни к кому больше, кроме тех апостолов, которые были их первыми и прямыми адресатами. Разумеется, нет! В истории Церкви мы знаем примеры святости, когда Дух Божий «говорил и действовал» через святых (не только апостолов). Так в богослужении Церкви как «боговещающие органы» и «сказатели слов Духа Святаго» прославлены многие отцы и учители Церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Максим Исповедник и др.). Но это не значит, что все, кто назвал себя христианином (и даже принял сан), говорили Духом Святым.

И еще несколько слов о суете и чистоте

Так же и не обо всех людях сказаны слова об исключительной заботе Бога. Тут актуальным может быть урок из Древнего Патерика, когда суетливому монаху сказал авва: «Значит, мы уже и не нуждаемся в заботе Бога о нас, как о детях, потому что сами считает себя и мудрыми, и способными позаботиться о себе». Устыженный эти словами инок перестал суетиться. В истории Церкви множество примеров и такого рода святости, когда христиане действительно настолько слились с волей Бога, что были, выражаясь словами упомянутого уже митрополита Антония, «прозрачными, как чистое стекло, которое отражает луч воли Божьей, а не искажает его», как искажает луч света стекло грязное. Но может ли каждый из нас сказать, что они настолько чист и прозрачен для Бога, что его жизнь полностью отдана (реально, а не на словах) в руки Всемогущего творца и более не руководствуется человеческим своеволием?

Читать еще:  Дзен буддизм основные идеи. Дзен-буддизм в боевых искусствах

Итак, мы можем подвести резюме:

1. Воля Божья – есть источник жизни, святости, чистоты.

2. Всякий грех есть уклонение от воли Божьей.

3. Человек – в отличие от инертной природы – может, как исполнять волю Бога, так и отвергать.

4. Безусловное и абсолютное торжество воли Бога есть только желаемая перспектива, возвещаемая служением Церкви. Это – перспектива «невечернего дня» Царствия Божьего. А во временно-пространственном континууме «через человека смерть, через человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:21).

5. В Церкви каждый ее член, каждый христианин призывается к постижению воли Божьей (через молитву, внимательное чтение и изучение Священного Писания, участие в Таинствах) и осуществлению ее в своей жизни, своим поведением. К воплощению воли Бога в делах наших! Но это – задача, а не данность.

6. Только очень талантливый духовник и сам человек (по мере своего духовного роста) может понять, что в его жизни было по воле Бога, а что – результатом своего личного своеволия и самообмана. Так едва ли стоит списывать на «волю Бога» те болезни, которые человек приобретает в результате сознательного пренебрежения своим здоровьем и нарушением предписания врача. Едва ли провалы или успехи в аферах и прочих «делах мира сего» составляют предмет попечения Божьего. Это – самые что ни есть «дела плоти» и «дела мира сего». И человек, вторгаясь в эту область, должен понимать, что как успех, так и неудача в этих делах есть результат самих процессов, участником коих стал человек. Да, разумеется, бывали случаи особого «вмешательства» Божьего в такие дела, но они всегда носили сотериологический (т.е. относящийся к вечному спасению человека) смысл: В результате этого «вмешательства» (оцениваемого не иначе, как чудо) спасенный Богом человек, как правило, «оставлял путь лжи и дела плоти», и становился настоящим христианином!

7. Увы, нередко человек выдает «желаемое за действительное» и объявляет волей Божьей то, что сам хотел бы считать таковым. Так известно, что во время религиозных войн каждая из враждующих (причем, нередко единоверных) сторон считала себя «носителем воли Божьей», а свого «врага» – врагом Божьим.

8. Для нас весьма актуальны слова библейского псалма, которые и должны стать нашей молитвой и желанием нашего сердца (а не только словами): «Научи меня, Господи, исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс.142:10). Этим и закончим наш труд во славу Божью.

О воле Божией.
Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым)

Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым)

«Надо положиться на волю Божию»,— часто говорим мы, но что по-настоящему знаем об этой самой воле? Какое она для нас имеет значение, какое место занимает во взаимоотношениях человека и Бога? На эти и другие вопросы отвечает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумен Нектарий (Морозов).

— Первоначально некие «границы» воли Божией были очерчены для человека еще в раю, когда ему была дана заповедь не вкушать плодов от древа познания добра и зла. Она явилась испытанием, определяющим, останется ли человеческая воля в согласии с волей Творца. Если бы заповедь не была нарушена, то первозданные люди, а вслед за ними и все мы, были бы счастливы и бессмертны. Исполнение воли Божией это то, что дает возможность человеку, существу тварному и ограниченному, находиться в общении и единении со своим Творцом, то есть это — основа благобытия человека. Один святой говорил, что воля человеческая есть камень, противобиющий воле Божией, или медная стена между человеком и Богом. И это истинно так: там, где воля человеческая противится воле Господа, между человеком и Богом встает стена. Соответственно в падшем состоянии, когда наше естество искажено последствием грехопадения, мы постоянно перед этой стеной стоим, стучимся в нее, катастрофически не понимая, что единственный способ ее преодолеть — привести свою волю в полное согласие с волей Божией. Образ такого согласия мы видим в Искупительной Жертве Христа Спасителя. Есть разные богословские мнения по поводу того, в какой именно момент и как совершилось искупление. Одни богословы считают, что это произошло в момент Распятия — принесения Крестной Жертвы на Голгофе, другие пытаются это оспаривать и объяснять как-то иначе. Можно, наверное, сказать, что процесс искупления начался с Боговоплощения и закончился моментом, когда Господь вознесся на небеса и ниспослал Своим ученикам Святого Духа Утешителя. И в этом процессе Спаситель, совершенный Бог и совершенный Человек, явил нам в Себе полное согласие воли человеческой с волей Отца Небесного. Мы не можем подражать Господу в Его Божественных добродетелях, но в подобном согласии нам следует подражать, к нему необходимо стремиться. Собственно, в этом и заключается основа всего в хрис­тианстве.

— Церковь говорит, что воля Божия выражена в заповедях. А как узнать, в чем состоит Его воля в каждом конкретном случае?

— Люди порой ошибочно считают, что нравственное учение христианства исчерпывается десятью заповедями Синайского законодательства и девятью заповедями блаженств. Это, конечно, не так. Если взять Евангелие и, как советовал своим прихожанам один хорошо знакомый мне священник, попытаться выписать из него все, что может быть воспринято как заповедь, то обнаружится, что заповеданий Божиих не десять, не девять, не девятнадцать — Евангелие практически все состоит из заповедей. Ведь когда Господь говорит о том, что нужно подставить левую щеку или что надо идти два поприща с тем, кто тебя понуждает идти одно, то это тоже заповеди. А если еще взять Апостольские послания и посмотреть, сколько заповедано там не только от апостолов, но и от Самого Господа их устами. Когда человек таким образом будет читать Священное Писание, в большинстве жизненных ситуаций у него не возникнет вопроса, в чем заключается воля Божия.

— Почему же тогда многие люди не знают, как применять евангельское учение к своей жизни?

— Да, часто приходится слышать: «Я читаю Евангелие, но все равно в какой-то конкретной ситуации не знаю, как мне поступить». Такое недоумение в абсолютном большинстве случаев возникает тогда, когда человек не живет по Евангелию и, слишком часто от него отступая, потерял ясность понимания воли Божией. Ситуаций, в которых возникает подлинное недоумение, немного, и люди на самом деле знают ответ, который им на тот или иной случай дает Евангелие, но чаще всего они пытаются это скрыть, в первую очередь, от самих себя. Однако, малодушно пренебрегая этим ответом изо дня в день, человек тем самым только усложняет ситуацию и нагромождает все новые и новые обстоятельства, складывает их в такую сложную конструкцию, которую одним движением исправить не получится, не поломав при этом свою и чью-то еще жизнь, а может быть, и не одну. Но Господь всегда оставляет шанс все-таки последовать Его воле и не повредить ни своей, ни чужой душе — подсказывает маленькие шажки, с которых нужно начинать. Только очень важно, делая эти шаги, не останавливаться, когда станет трудно. Очень хорошо это можно проследить на примере так называемого гражданского брака, точнее, того сожительства, в которое люди вступают, не узаконивая свои отношения. К сожалению, подобную ошибку допускают и те, кто уже пришел в Церковь и ощутил ее как центр своей жизни, исповедовался, причащался Тела и Крови Христовых. Человек вдруг, словно в каком-то ослеплении, переступает через свою совесть и идет против воли Божией и, как следствие, перестает жить полноценной церковной жизнью, не имея возможности из-за своего незаконного сожительства причащаться, потом в этой так называемой семье начинают возникать одна проблема за другой — и вот уже человек в тупике, он спрашивает: «А как мне быть?» Но ведь всегда есть что-то, что является наиболее тяжким грехом и причиной всех остальных бед. В данном случае — это грех блуда. Люди живут друг с другом вне брака, потому что они в чем-то не уверены, к чему-то не готовы, чего-то еще ждут. Основываясь на своем священническом опыте, могу сказать, что, как правило, когда один из них решается отказаться от физической близости в таком неполноценном союзе, то выход из тупика находится довольно скоро. Мужчина и женщина либо расстаются, понимая, что им все-таки не по пути, либо идут в загс, а порой и к венцу. Приняв то или иное решение, люди вздыхают с облегчением, потому что наступает ясность. И причина ее именно в том, что человек ради Бога делает первый шаг, а Господь постепенно вы­страивает и остальное. Поставь в своей жизни на первое место Бога, и тебе даже не придется думать о том, как все разложить по своим местам, потому что Он, Создатель всего, Сам это сделает.

Читать еще:  Кто такие привидения. Существуют ли приведения на самом деле? Призраки на фото

— Отец Нектарий, мы говорим о нравственном выборе между благом и злом, но ведь иногда объективно приходится выбирать из двух зол, как распознать волю Божию тогда?

— Древние патерики описывают нам случаи, когда и в жизни святых вставал подобный выбор. Некий брат пришел к старцу и попросил у него денег. У старца деньги были, но он солгал и не дал их. Другой брат, которому было известно, что деньги есть, спросил наедине старца, как он мог солгать. Оказалось, старец ведал, что деньги нужны на грех. «Солгав, я избавил себя от большего греха — потворства ближнему в погибели его души»,— сказал святой. Авва Дорофей говорит, что из двух благ надо всегда избирать большее, а из двух зол — меньшее.

— Если речь идет о выборе жизненного пути, о поиске своего предназначения, нужно ли познание воли Божией о себе?

— Бывает так, что человек колеблется между несколькими путями, а бывает, что он вообще пути не видит и не понимает, чем ему в жизни заниматься. Кто-то ничего не умеет и ни к чему не приспособлен, кто-то, наоборот, имеет различные знания и способности, но не может определить, какому из них отдать предпочтение. Я неоднократно был свидетелем того, как Господь открывал людям путь и показывал, чего Он от них хочет. Наиболее яркие, хотя, конечно, не исключительные, не единственные примеры касались служения Церкви или принятия монашества. Человек метался из стороны в сторону, не мог понять, куда ему идти, а потом в какой-то момент говорил: «Господи, я не знаю, какой путь — мой, и всецело свою жизнь предаю в Твои руки». Бог обязательно откликался и открывал Свою волю. Но только при этом надо быть абсолютно готовым эту волю исполнить. И если то, что Господь тебе уготовал, кардинально расходится со всеми твоими желаниями, если это больно и трудно принять, отступаться уже нельзя. Есть подлинные примеры, когда люди в момент такого искреннего и решительного обращения к Богу внезапно понимали, их судьба — монашество, хотя до того даже не глядели лишний раз в этом направлении. Иноческая жизнь казалась им страшной, закрытой, но именно в ней они обретали свое счастье. А бывало и наоборот: добропорядочные, совестливые люди понимали, что нужно просить Господа открыть им Его волю, но при этом осо­знавали, что это великая и страшная просьба, и говорили: «А я не готов».

— И что же делать, когда понимаешь, что не готов?

— Есть путь, которым надо идти, и им надо идти. Однажды преподобному Пимену Великому рассказали о женщине, которая торговала собой за деньги, но при этом практически все заработанные средства раздавала бедным. Преподобный Пимен сказал, что она не пребудет долго в своем блуде. И действительно, с течением времени она все больше и больше стала жерт­вовать нищим, а себе не оставляла практически ничего. Тогда Пимен Великий попросил привести ее к нему. Эта грешница в покаянии окончила свою жизнь в монастыре. Человек иногда не может сделать какой-то решительный выбор, и искренне плачет о своем бессилии, чувствует себя в неоплатном долгу и делает то добро, то благо, которое для него посильно. Порой за это малое и за эту кровь сердца, боль и слезы, как за какую-то ниточку, Господь человека из бездны вытягивает. Но если кто-то со спокойной душой говорит: «Я вот это не могу делать, а вот это буду», то есть пытается с Богом торговаться, то ничего не получится, это просто безумие.

— Предположим, я поняла, что нужно делать, чтобы исполнить волю Божию, и делаю это, но еще не приложила сердца, еще в глубине души желаю своего. Не подорвет ли это мою твердость и как мне привести сердце в согласие с делом?

— Апостол Петр говорит, что нужно день за днем стараться делать свое избрание и звание как можно более твердым, как можно более верным и как можно быстрее идти вперед. Поступая так, никогда не преткнешься (см.: 2 Пет. 1, 10). Зачем думать о том, не пойду ли я назад, когда есть возможность просто идти вперед? А что касается сердца? Человек — существо, зависящее в огромной степени от навыков. Мы видим людей, которые родились, разве что не инвалидами, а стали великими спортсменами; которые происходили из нищих, абсолютно необразованных семей, а стали великими учеными. Почему? Приобретая тот или иной навык упорным трудом, человек чувствует, как то, чему он себя научил, ведет его дальше по жизни, а в процессе этого изменяется и сердце. Так только в ревностной борьбе со страстями рождается подлинная, праведная ненависть к ним, как к врагам, терзающим душу. Только в упорном стремлении к добродетели появляется искренняя любовь к ней как к свойству, приближающему тебя к Богу.

— Говоря о человеческой воле, нельзя не затронуть вопрос о степени ее свободы. В чем эта свобода проявляется?

— Вспомните образ из Апокалипсиса: Се, стою у двери и стучу… (Откр. 3, 20) Бог везде может войти, потому что все — Его творение, но если ты сам не пускаешь Господа в свою жизнь и в свое серд­це, Он не будет врываться. Только, понимаете, если человек говорит: «Ну, не хочу я воли Божией!», он все равно будет включен в поток этой воли, будет какой-то частицей Промысла Божьего, а Сам Бог, как это ни страшно, будет вне его жизни. Бог есть Любовь, и Его отношения с человеком это отношения любви, а там, где любовь, там всегда свобода. Поэтому Господь не препятствует никому из нас каждым своим поступком совершать свободный выбор — откликаться на Его любовь или нет, приближаться к Нему через согласование своей воли с Его волей или нет. И в конечном итоге мы сами становимся источниками всех наших бед, потому что не всегда умеем ответственно распоряжаться даром свободы. При этом настоящим чудом премудрости Божией является то, что Бог совершает кажущееся решительно невозможным: из творимого нами в нашей свободе зла, из совершаемых нами ошибок очень часто выстраивает наше или чье-то еще спасение. Он и дьяволу попускает искушать нас, чтобы в борьбе с этим непримиримым и неусыпным врагом мы могли сами для себя понять и доказать себе, что все-таки хотим быть с Богом. Только чаще всего мы заняты чем-то совсем другим: стремимся к тому, чтобы нам было хорошо, приятно, удобно; горячо желаем получить нечто сиюминутное, о чем, может быть, и забудем потом. Масса людей мечется в поисках счастья, но, несмотря на все усилия, не может вырваться из круга унылой безрадостной жизни. Потому что человек совершенно для другого создан. Ты можешь ходить по той же земле, мокнуть под тем же дождем, ту же грязь месить, однако при этом чувствовать себя существом совершенно иного мира, иного Царства, но только в том случае, если ты действительно ищешь единения с Творцом этого Царства, с Богом. Тогда наша жизнь превращается в чудо, которое не прекращается.

Источники:

http://bibleonline.ru/qa/98-gods-will
http://pravlife.org/uk/node/443
http://pravoslavie.ru/49273.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: