Н а бердяев краткая биография. Николай Бердяев: биография и история жизни философа

Н а бердяев краткая биография. Николай Бердяев: биография и история жизни философа

Краткая биография Бердяева Николая А. (18 марта 1874 – 24 марта 1948).

Николай Александрович Бердяев – русский религиозный и политический философ, один из ярчайших представителей русского религиозно-философского ренессанса. Появился на свет 18 марта 1874 г. в Киеве. Будучи потомком старинного дворянского рода, был отдан на обучение в кадетский корпус, где впервые состоялось его знакомство с философией и проснулся горячий интерес к этой науке. Затем была учеба на естественном факультете Киевского университета, обучение там же на юридическом факультете, но студент Бердяев продолжал заниматься философией.

Объектом особого интереса для него являлся марксизм. Будучи аристократом по происхождению, Бердяев был революционером, бунтарем по духу. Участие в студенческих беспорядках стоило ему отчисления из университета и ссылки в Вологду в 1898 г. Дебютная его статья была обнародована в марксистском журнале в 1899 г.

По возвращении домой из вологодской ссылки в 1901 г. Николай Бердяев проникается идеями православия. В этом же году он приезжает в Петербург, где становится одним из редакторов «Нового пути» – религиозно-философского журнала. Политическая деятельность привела его к полному разочарованию, и теперь все мысли Бердяева были сконцентрированы на просвещении религиозно-культурного характера. У него сложились весьма теплые отношения с такими представителями русского ренессанса начала XX ст., как Д. Мережковский, З. Гиппиус, Вяч. Иванов. Он участвовал в написании сборника статей под названием «Вехи», в котором красной нитью проходил призыв к интеллигенции отвернуть революцию. После опубликования этого своеобразного манифеста возникает движение под названием «верховство», в котором Бердяев занимал одну из ключевых позиций вместе с С. Булгаковым, С. Франком, Л. Струве.

В 1908 г. он приезжает в Москву, где сближается с П. Флоренским и Трубецким, представлявшими т.н. православное возрождение. В 1911 г. увидела свет его первая масштабная самостоятельная работа под названием «Философия свободы». В столице Бердяев встретил Февральскую и Октябрьскую революции. Это был период напряженной душевной работы. В 1919 г. им была основана вольная академия духовной культуры, которой было суждено просуществовать до 1922 г. В 1920 г. Н.А. Бердяев стал профессором Московского университета. Отношения с новой властью не заладились. В 1920 г. его впервые арестовали, но быстро освободили по причине непричастности к делу, по которому он проходил. Второй арест опального философа в 1920 г. закончился его высылкой за пределы государства.

Осенью 1922 г. в биографии Николая Бердяева была перевернута новая страница. До 1925 г. он проживал в Берлине, после чего переехал во Францию, где до самой смерти жил в пригороде Парижа – Кламаре. По наследству ему достался небольшой дом, где проходили встречи представителей религиозных и философских кругов. Это был период очень насыщенной творческой жизни, напряженной работы интеллекта. Написанная в 1923 г. работа «Новое средневековье» сделала Николая Александровича известным в масштабах всей Европы, он активно включился в философские процессы. В 1925 г. Бердяев становится основателем и редактором журнала «Путь», который выходил вплоть до 1940 г.; являлся одним из главных идеологов Русского студенческого христианского движения, руководил его издательством.

Однако все это время Бердяев не забывал о судьбах родины; находясь во Франции, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками, близко к сердцу принимал победы и поражения Советского Союза в Великой Отечественной войне. У него даже были мысли вернуться, но он не рискнул приехать в страну, где правил Сталин. Скончался Александр Николаевич Бердяев в 1948 г., 23 марта, в рабочем кабинете своего французского домика, так и не успев воплотить в жизнь замыслы, которыми он был полон даже в самые непростые времена.

Николай Бердяев

Биография

Николай Бердяев – выдающийся мыслитель, чья философия сочетала подходы Канта и Шопенгауэра, противник избранности и сторонник личностной свободы. Будучи человеком религиозным, считал, что и коммунизм, и фашизм предполагают отречение от моральной и религиозной совести. Его идеи, высказанные на заре 20 века, настолько актуальны, что цитаты из сочинений философа использовал в послании к российскому парламенту глава государства.

Детство и юность

Николай родился в марте 1874 года под Киевом, в родовом имении, пожалованном прадеду императором Павлом I. Семья была аристократическая. Отец Александр Михайлович – потомок татарских князей Бахметьевых. Предки матери Александры Сергеевны, в девичестве Кудашевой – представители древних родов Мнишек, Потоцких и даже короля Франции Луи VI.

Николай Бердяев в детстве со своей мамой

Николай и старший брат Сергей получили начальное домашнее образование, владели несколькими иностранными языками. Подросший Коля учился во Владимирском и Киевском кадетских корпусах. Затем, согласно семейной традиции, должен был поступить в пажеский корпус, но предпочел заняться самообразованием. В 1894-м Бердяев получил аттестат зрелости Киево-Печерской гимназии.

Читать еще:  Предсказания православие. Судьба россии в предсказаниях святых отцов

В том же году Николай поступил в Университет Святого Владимира, на физико-математический факультет, через год перевелся на юридический. Но получить диплом учебного заведения Бердяеву не довелось: за участие в студенческом марксистском кружке саморазвития и Киевском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» его исключили из университета. До этого молодого человека уже дважды арестовывали за участие в антиправительственных демонстрациях.

Николай Бердяев в молодости

В 1900 году Николая выслали в Вологодскую губернию под полицейский надзор. Там молодой философ написал книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии». Известный публицист и экономист Петр Струве перед своим отъездом в Германию подготовил к ней предисловие. Бердяев вступил в организованное Струве с соратниками политическое движение «Союз освобождения».

Биография Бердяева отражала время, в котором он жил: революционное движение, поиски новых идеалов, метание из крайности в крайность. Николай Александрович стал свидетелем и одним из творцов того процесса, который назвал «русским ренессансом начала ХХ века».

Философия

Философские воззрения Николая Бердяева основывались на отрицании или, во всяком случае, критике телеологии и рационализма. Эти концепции, с его точки зрения, разрушительно влияют на свободу личности, а именно в освобождении личности заключается смысл существования.

Николай Бердяев в молодости

Личность и индивидуум – понятия противоположные. Мыслитель полагал, что первая – это категория духовная, этическая, вторая – природная, часть общества. Личность по сути своей не поддается влиянию и не относится ни к природе, ни к церкви, ни к государству. Свобода для Бердяева – это данность, она первична по отношению к природе и человеку, независима от божественного. Если же она нарушает «божественную иерархию бытия», появляется зло.

В работе «Человек и машина» рассматривает технику как способ освобождения духа человека, но опасается, что может произойти подмена ценностей, и человек лишится духовности и доброты. И тогда возникает вопрос, а что же подарят будущему миру люди, лишенные этих качеств. Ведь духовность – это не только связь с Богом, это в первую очередь связь с миром и то, как человек отражает этот мир через самого себя.

Философ Николай Бердяев

Возникает парадокс. Технический прогресс двигает вперед культуру, искусство, меняет нравственные устои. Да и жизнь есть движение вперед. С другой стороны, чрезмерное поклонение техническим новшествам лишает человечество стимула в достижении культурного прогресса. И здесь снова поднимается тема свободы духа

В начале своих философских изысканий Николай Александрович восхищался идеями Карла Маркса. Однако позднее, размышляя о развитии коммунистических идей в России, в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» прямо заметил, что одного марксизма в данном случае недостаточно.

Портрет Николая Бердяева

В труде «Русская идея» философ попытался ответить на вопрос, что же это такое – таинственная русская душа. Бердяев использует яркие образы и аллегории, исторические параллели и афоризмы. В качестве примеров приводятся события широких временных рамок – от протопопа Аввакума до Владимира Ленина, от крещения Руси до Октябрьской революции.

По Бердяеву, русский народ не склонен слепо следовать догмам закона, куда больше смысла и веса вкладывается в содержание, чем в форму. Идея «русскости» заключается в «свободе любви в глубоком и чистом смысле слова».

Личная жизнь

Жена Бердяева, Лидия Юдифовна Трушева, происходила из семьи знатного юриста, почетного гражданина Харькова. Девушка получила образование в пансионе в Швейцарии, а после того как вместе с сестрой Евгенией провела месяц в тюрьме по подозрению в политической деятельности, мать отправила их в Париж, в Русскую высшую школу общественных наук.

Николай Бердяев и его жена Лидия

На момент знакомства с Бердяевым Лида состояла в браке с потомственным дворянином и сторонником социал-демократических идей Виктором Раппом. Этому веянию поддалась и Трушева. После очередного ареста Лидию с мужем выслали из Харькова в Киев, где в феврале 1904 года она познакомилась с Николаем.

Осенью того же года Бердяев предложил женщине уехать с ним в Петербург, и с тех пор пара больше не расставалась. Однако Лида и Николай не жили как муж и жена в традиционном смысле, а, по словам сестры Трушевой – Евгении, как «первые апостолы», словно брат с сестрой.

Гораздо больше смысла Бердяевы вкладывали в брак духовный. Об этом писала в дневниках и Лидия Юдифовна, подчеркивая, что ценность их союза заключалась в отсутствии «чего бы то ни было чувственного, телесного, к которому относимся и всегда относились с одинаковым презрением».

Николай Бердяев с женой и друзьями

Сферой деятельности для себя Лида избрала благотворительность, помогала Николаю в работе, делала корректурную правку его трудов. Не чуждо было Бердяевой и творчество – писала стихи и заметки, но печататься не стремилась.

В 1922-м семья Бердяевых уехала из страны. Выслали Николая Александровича, а Лидия, конечно же, не могла оставить его одного. К тому же в 1917-м она сменила веру – перешла в католичество, в советской России начинались преследования католиков. Поначалу Бердяевы, а также мать и сестра Лиды жили в Берлине, потом перебрались во Францию, где друг семьи Флоранс Вест оставила в наследство дом. Там Николай написал автобиографию «Самопознание», которая вышла в свет после его смерти.

Читать еще:  Имя глеб значение имени и судьба. Имя для мальчика Глеб: значение, характер и судьба

Смерть

Русский философ умер на чужбине, в пригороде Парижа – Кламаре, в марте 1948 года. За три года до этого от рака скончалась Лидия Юдифовна. По дому помогала ее сестра Евгения. Она и нашла Бердяева в кабинете за письменным столом. До последней минуты мыслитель работал – готовил рукопись книги «Царство духа и царство кесаря».

Могила Николая Бердяева

Дом Николай Александрович завещал Русской православной церкви за рубежом. Отпевание по православному обычаю провели несколько священников. Они лично знали Бердяева и захотели проводить его в последний путь. На могиле философа установлен всего лишь обычный крест.

Бердяев Николай Александрович

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – один из мыслителей, которого часто вспоминают при обсуждении особенностей русского характера и русской идеи.

В Советской России Николая Бердяева ругали за “национал-шовинистический бред”, называли реакционным философом и врагом Советской власти. Сейчас для многих Бердяев – русский Гегель XX в.

Сам Бердяев считал себя “человеком, который посвятил себя исканию истины и раскрытию смысла жизни”. В 1940 г. в эссе “Самопознание” он написал: “. Я стал философом, пленился ‘теорией’, чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной жизни. Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски ‘жизни’, от её уродства. Я противополагал ‘бытию’ – ‘творчество'”.

Словесные построения Бердяева, появившиеся от “тоски” далеко не у всех получали высокую оценку.

В.Н. Ильин по поводу книги Н.А. Бердяева “Судьба человека в современном мире” в 1934 г. написал: “Новая, небольшая книжечка Н.А. Бердяева отмечена всеми достоинствами и, к сожалению, всеми недостатками этого мыслителя. Чувство эпохи, напористость, темпераментность, острота – всё это мы усматриваем в новом произведении Н.А. Бердяева… К сожалению, стиль, метод, все подходы Бердяева – типично публицистические. Н.А. Бердяев – прежде всего и после всего публицист, но публицист философствующий. Произведение Н.А. Бердяева есть суд над самим собой и притом суд невольный, которого он, конечно, не хочет”.

Там же Ильин высказался и о других работах Бердяева: “Некоторые его книги почти невозможно читать (например, оба тома “Философии свободного духа”). Это, между прочим, объясняется ещё и тем, что Н.А. Бердяев не раскрывает органически своих мыслей, но вдалбливает их в голову – он ‘тешет кол на голове читателя’. Правда, некоторые читатели, быть может, и заслужили такое обращение – но это как раз те, которые никогда ничего не читают, в том числе и произведения Н.А. Бердяева. Людей с философским и литературным вкусом такая манера положительно отвращает”.

В 1947 г. А.В. Тыркова писала Н.А. Тэффи: “Я давно пришла к печальному убеждению, что у него (Бердяева) не хватает ума для тех ответственных тем, за которые он берётся”.

Н.П. Ильин: “Что касается Н.А. Бердяева, то пронзительный пафос личности в его многочисленных трудах не должен заслонять от нас той печальной развязки его философских исканий, где и личность, и её творческая свобода разрешились в ничто – эту многострадальную религиозно-философскую химеру, столь популярную в XX в.”

Философский пароход

Приехав в 1908 г. в Москву, Николай Александрович Бердяев остановился в доме-корабле Микини, где прожил до 1911 г. Он увлеченно занимался вопросами философского и политического плана. Пытался изменить Россию в соответствии со своими идеями, принимая участие или пытаясь оказать влияние на происходящие события:

  • участвовал в революционной деятельности будучи студентом. В 1898 г., его по обвинению в “стремлении к ниспровержению государства, собственности церкви и семьи” на три года сослали в Вологодскую губернию;
  • приветствовал революцию 1905 г.;
  • на лекции “Душа России”, состоявшейся в Политехническом музее 8 февраля 1915 г., говорил об “идеалистической женственности русского народа” и о том, что “России до сих пор не доставало мужественности. Налетевшая война пробудила её”;
  • настаивал на справедливости и неизбежности революции 1917 г.

“Обретение мужественности” и свершение “справедливой революции” привело к тому, что в 1922 г., Бердяеву “выдали билет” на пароход и отправили в эмиграцию. Он был не одинок. Вместе с ним выслали несколько десятков человек, известных своими работами в области общественных наук, поэтому корабль стали называть “Философским пароходом”.

Беспрецедентный случай, когда не преступников и не верхушку прежнего режима, а мыслителей, писателей, общественных деятелей и даже учёных изгоняли из родной страны. Это была трагедия России и трагедия изгнанников, о которой в 1974 г. А. Галич написал:

Некоторые из них, сами того не желая, подняли волну, которая унесла их в эмиграцию на “Философском пароходе”. Оставшимся “повезло” меньше: поезда “поволокли” их в другую сторону. Теперь новые “бердяевы” вновь обсуждают русскую идею.

Биография Бердяева

  • 1874. 6 (18) марта – в городе Киеве у Александра Михайловича Бердяева и его жены Александры Сергеевны (урождённой княгини Кудашевой) родился сын Николай.
  • 1887-1891. Учеба в Киевском кадетском корпусе.
  • 1894-1898. Учеба в Киевском университете.
  • 1900-1902. Ссылка в Вологду.
  • 1901. Выход первой книги Бердяева “Субъективизм и индивидуализм в общественной философии”.
  • 1902-1903. Переезд в Житомир в связи с изменением места ссылки.
  • 1904. Встреча с Л.Ю. Трушевой-Рапп в Киеве. Переезд в Петербург. Работа в журнале “Новый путь”.
  • 1907. Выход книги “Новое религиозное сознание и общественность”. Начало работы Петербургского религиозно-философского общества, одним из инициаторов, создания которого был Н.А. Бердяев.
  • 1908. Поездка с женой в Париж. Переезд в Москву. Начало многолетней дружбы с Евгенией Казимировной Герцык.
  • 1909. Выход сборника “Вехи” со статьей Н.А. Бердяева.
  • 1910-1911. Работа Н.А. Бердяева в издательстве “Путь”. Выход книги “Философия свободы”. Отход от издательства “Путь”.
  • 1911, ноябрь – 1912, май – поездка в Италию с женой и свояченицей Е.Ю. Рапп. В феврале 1912 г. к ним присоединилась Е.К. Герцык.
  • 1912. Скончалась Александра Сергеевна Бердяева, мать философа.
  • 1913. В “Русской молве” опубликована статья Н.А. Бердяева “Гасители духа”. Судебное разбирательство по обвинению в богохульстве.
  • 1914. Смерть старшего брата, Сергея Александровича Бердяева.
  • 1915. Переезд в Москву, в квартиру в Б. Власьевском переулке, 4, кв. 3. Скончался Александр Михайлович Бердяев, отец философа.
  • 1917. Переход Лидии Юдифовны Бердяевой в католичество.
  • 1918. Выход сборника статей “Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности”. Написание книги “Философия неравенства”. Вышла в 1923 г. в Берлине.
  • 1919. Сентябрь – открытие Вольной академии духовной культуры, просуществовавшей до 1922 г.
  • 1920. Февраль – первый арест Бердяева. Несколько дней провёл во внутренней тюрьме ЧК, вызывался на беседу Ф.Э. Дзержинским. Н.А. Бердяев избран профессором Московского университета, где читал лекции на историко-филологическом факультете.
  • 1922. Август – второй арест. После заключения в тюрьме ГПУ в течение нескольких дней Н.А. Бердяеву объявили о высылке из страны. Сентябрь – Н.А. Бердяев, Л.Ю. Бердяева, Е.Ю. Рапп и их мать, И.В. Трушева, на “Философском пароходе” покинули Петроград и отправились в Штеттин, Германия. Ноябрь – создание Религиозно-философской академии в Берлине.
  • 1923. Февраль – организация Русского научного института в Берлине. Н.А. Бердяев избран деканом факультета духовной культуры. Октябрь – возникло Русское студенческое христианское движение (РСХД). Н.А. Бердяев стал почётным членом совета РСХД и участвовал в его работе до 1936 г. Публикация книги “Смысл истории”.
  • 1924. Выход в Берлине книги “Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы”. Переезд Н.А. Бердяева с семьёй в Кламар, пригород Парижа.
  • 1926. Выход в Париже книги “Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли”.
  • 1927-1928. Выход двухтомной книги “Философия свободного духа”. Книга удостоена премии Французской академии в 1939 г.
  • 1931. Выход в Париже книги “О назначении человека. Опыт парадоксальной этики”.
  • 1934. Выход книг “Судьба человека в современном мире” и “Я и мир объектов”.
  • 1937. Выход в Париже книги “Дух и реальность”.
  • 1938. Выход на немецком языке книги “Истоки и смысл русского коммунизма”. Получение наследства от друга семьи и покупка дома, в котором Бердяевы прожили до конца дней.
  • 1939. Выход в Париже книги “О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии”.
  • 1944. Приветствуя освобождение Парижа, Бердяевы вывесили на своем доме красный флаг.
  • 1945. Сентябрь – смерть жены философа, Лидии Юдифовны.
  • 1946. Выход книги “Русская идея”.
  • 1947. Выход в Париже книги “Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация”. Бердяев получил степень почётного доктора Кембриджского университета.
  • 1948. 23 марта – Николай Александрович Бердяев умер в своем доме в Кламаре.
Читать еще:  Постановление правительства 465 от 04.06 1996. Подходящие сферы деятельности

Бердяев в Москве

  • Армянский, 1. Первая московская квартира Николая Бердяева. Здесь он жил в 1908-1911 гг.
  • Власьевский Б., 4. Квартира 3. По этому адресу Николай Бердяев прожил с 1915 г. до высылки из России.
  • Дмитровка Б., 15. Московский литературно-художественный кружок в доме Вострякова посещали К.С. Станиславский, М.Н. Ермолова, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, В.А. Серов, К.А. Коровин, А.М. Васнецов, Н.А. Бердяев.
  • Кречетниковский, 13. В конце 1914 г. Николай Александрович Бердяев останавливался у сестры своей приятельницы Е.К. Герцык.
  • Манежная площадь. Н.А. Бердяев – активный участник событий Февральской революции 1917 г.
  • Маросейка, 5. В храме Николы в Клённиках Н.А. Бердяев получил благословение перед отъездом за границу в 1922 г.
  • Миусская пл., 6. Николай Бердяев читал лекции в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского.
  • Мясницкая, церковь Фрола и Лавра. Здесь Н.А. Бердяев по воскресеньям принимал участие в народных религиозных собеседованиях.
  • Мясницкая, 1. Летом 1922 г. Николай Бердяев был арестован Государственным политически управлением. В тюрьме он провел неделю. После подписания обязательства покинуть Россию, был выпущен.
  • Никитская Б., 22. Бердяев был одним из основателей Всероссийского союза писателей, организовавшего работу Лавки писателей. Николай Бердяев и Андрей Белый работали в ней продавцами букинистических книг.
  • Николо-Песковский Б., 11. Николай Бердяев был завсегдатаем литературно-музыкальных вечеров на съёмной квартире А.Н. Скрябина и его гражданской жены Т.Ф. Шлецер.
  • Остоженка, 16. Подруга Бердяева В.С. Гриневич пыталась в этом доме создать школу имени философа Владимира Соловьёва. Здесь в 1912-1913 гг. жил Николай Александрович Бердяев.
  • Поварская, 8. Высшие женские курсы. На этот адрес Николай Бердяев зарегистрировал организованную им “Вольную Академию духовной культуры”, здесь читал лекции по философии истории и философии религии, вёл семинар о Ф.М. Достоевском.

Источники:

http://www.wisdoms.one/biografiya_nikolai_berdyaev.html
http://24smi.org/celebrity/40732-nikolai-berdiaev.html
http://www.mmsk.ru/people/unit/?id=44649

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: