Мясопустная родительская суббота, особое поминовение усопших перед великим постом. Традиции и обычаи Масленицы

Вселенская родительская суббота: история, смысл, содержание (+Видео)

Вселенская родительская суббота — на какое число она выпадает в 2019 году? Какова история её установления и смысл в жизни Православной Церкви? Ответы здесь!

Вселенская родительская суббота в 2019 году — 2 марта

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту.

Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.

История установления Вселенской родительской субботы

Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.

Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому — накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и — притом — приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова — и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… — внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, — предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

Смысл Вселенской родительской субботы

Почему «родительская»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

В синаксаре на этот день написано «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви».

Нечасто, но приходится слышать от людей: «зачем молиться об умерших, ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу», какой же смысл такой молитвы?».

Действительно, если эти Христовы слова отнести к моменту человеческой смерти, тогда заупокойная молитва не имеет никого смысла. Но правильно ли мы понимаем эти слова?

Данная фраза относится не к Писанию, а к аграфе, записанной мучеником Иустином Философом. Она созвучна слову Писания: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Значит, речь идет не о том, что Господь смертью нашей застанет нас в тот или иной момент, а в совсем другом, в том, что нельзя предаваться беспечности. Понятно, что почивший вряд ли может быть беспечен перед лицом Вечности.

Фото: Тёмный…, photosight.ru

По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.

Читать еще:  Описание по дате рождения. Характеристика по дате рождения — особенности расшифровки

Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для исправления, но в том вся скорбь, что душа – не весь человек. Без тела, может, сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее. Но выход из этого есть!

Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).

Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому то и действенна молитва Церкви о почивших, что это молитва об избавлении от первопричины страданий – греха.

Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек – существо троечастное. Только тогда человек – человек, когда дух, душа и тело живы. Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности. Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.

Особенности богослужения во Вселенскую родительскую субботу

В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается (возглашается): «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним — свеча, а иногда и кутия. В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.

Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на «Господи, воззвах»: «Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судий всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном».

«Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, — упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех — царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».

«Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, — всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства».

«Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота — безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся».

Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего».

(Стихиры и тропарь даны автором на русском языке.)

Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» (песнь 1, тропарь 4).

«Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (песнь 4, тропарь 4).

«Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (искренний — всякий человек. — Ред.), и лягания (здесь — ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки» (песнь 8, тропарь 4).

«Умершия Божиим прощением (здесь — наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3).

Приготовление кутии на Вселенскую родительскую субботу

Кутия, иначе — коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.

Читать еще:  Братья карамазовы старец. Старец Зосима из "Братьев Карамазовых": характеристика персонажа

Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их — в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять.

Замочим на несколько часов зерно, предпочтительно пшеницу, но так как она не всегда есть под рукой, подойдет недробленая перловая крупа или рис. Сварим из него умеренной разваренности кашу, чтобы зернышки были отдельные, но не жесткие. Готовим ингредиенты наполнители, здесь простор для вашей фантазии: традиционно добавляют изюм и мед, но любые сухофрукты, орехи всех видов, чищеные семечки, мак, фрукты, мармелад вполне подойдут, это уже дело вкуса хозяйки. Если меда нет, заправим сахаром, предпочтительно в виде сиропа.

Сухофрукты, изюм, курагу распарим (крупные можно измельчить). Орехи тоже можно измельчить, но не в категоричную пудру, пусть будут и кусочки, и более мелкая масса. Все приготовленные продукты перемешаем. Помещаем в удобную посуду – и в церковь, на панихиду, освятить, помолившись за усопших.

Вы прочитали статью Вселенская родительская суббота в 2019 году. Читайте также:

Мясопустная родительская суббота, особое поминовение усопших перед Великим постом

18 февраля 2017 года Вселенская родительская суббота, которая названа Мясопустной так как проходит перед началом мясопустной (масленой или сырной) седмицы.

Любовь к умершим родственникам возлагает на живущих святую обязанность – молиться о спасении их душ. Ведь молитва о них – единственное благо, которое по силам нам им дать. Дни особого общего поминовения усопших, установленные церковью, называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Православные подают «записки» за упокой для поминания на церковнослужении. Не забывайте, что писать надо только святые имена умерших, то есть имена, данные им в крещении.

Свечи «за упокой» ставятся в специальном месте – для этого устроен большой канунный стол с подсвечниками, над которыми возвышается Распятие. Обычно канун располагается в углу у солеи (возвышение перед алтарем), однако расположение зависит от внутреннего устройства храма, обязательного места канонически не установлено.

Если нет возможности посетить храм, дома можно прочесть молитву об усопших: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей … и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Во время поминовения на Божественной литургии в храме вынутые из просфор за живых и умерших частицы погружаются в Чашу со словами, которые по-русски звучат так: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Своею честною, молитвами святых своих».

Основанием для установления этого дня поминовения послужило то, что в последующий воскресный день Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова и Страшный суд Его.

Поэтому, приближаясь к подвигу несения Великого поста верующим следует «войти в союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, от Адама и до нынешних дней усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, кого вода покрыла, война истребила, землетрясение поглотило, от руки убийцы погибшие, в огне сгоревшие, бывшие съеденными зверями, птицами и гадами, погибшие от молнии и умершие на морозе; которых убил меч, конь унёс, кого придавил камень или землей засыпало, кого погубили напитки, отравы, костью подавились, – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния».

В это время года еще не просто посетить могилу родственника, поэтому лучше постараться прийти в храм.

Ранние христиане после поминовения совершали общие поминальные трапезы и поэтому приносили с собой пищу. Сейчас такой традиции уже нет, но обычай принесения продуктов «на канун» остался. Эти приношения используются для трапезы священнослужителей и работников храма. Кроме этого, церковь помогает нуждающимся, устраивает трапезы для неимущих. Таким образом, приносящими «на канун» творится милостыня.

Родительская суббота перед Троицей 2019: традиции и обычаи

Субботу перед Троицей православная церковь посвящает поминовению всех усопших — от прародителя человеческого рода Адама до наших дней.

Это вторая Вселенская родительская суббота в году, в которую проводятся особые богослужения в храмах — читаются молитвы об отпущении грехов и даровании вечной жизни.

В субботу перед Троицей заупокойную службу называют: “Память, совершаемая всех от века почивших православных христиан, отец и братии наших”.

Суббота перед Троицей

Определенной даты в церковном календаре родительская суббота перед Троицей не имеет, так как привязана ко дню празднования Пасхи. Православная церковь отмечает его на девятый день после Вознесения — в субботу перед Святой Троицей или Пятидесятницей.

В церковном календаре в году семь родительских суббот – Троицкая шестая из них. Все, кроме одной — Поминовение усопших воинов 9 мая, имеют переходящую дату. В православных храмах в эти субботы совершается особое поминовение умерших православных христиан.

Читать еще:  28 сентября какой церковный праздник приметы. Церковный Православный праздник сентября

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские – Православная церковь в эти дни молитвенно поминает вообще всех умерших.

Таких родительских суббот в году две: Мясопустная (за неделю до начала Великого поста, которую в 2019 году отмечают 2 марта) и перед Троицей. В эти субботы совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

В этот день особенно молятся за тех, кого настигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в горах, в море, в сражении, от инфекционных болезней или голода, во время стихийных бедствий, кто перед смертью не успел покаяться, и над кем погребального обряда не было совершено.

Основываясь на апостольском учении, Церковь установила совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, где, когда и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился ее молитв.

История и суть субботы перед Троицей

Самый древний поминальный день в христианстве, наверное, Вселенская родительская суббота перед Святой Троицей. Он был установлен с апостольских времен — с I века от Рождества Христова. Совершается эта поминальная суббота всегда накануне Троицы – отсюда и название.

В эту субботу, согласно преданию, христиане гонимые и никем не признанные, собирались вместе, чтобы почтить память казненных и замученных братьев и сестер по вере, которые не получили должного погребения.

Поминать в родительскую субботу перед Троицей всех от века почивших православная церковь считает важным. Потому, что День Святой Троицы считается своеобразным днем рождения Вселенской Апостольской церкви, а Троицкая суббота как бы является последним днем Ветхозаветной церкви перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой.

Святой Дух, как говорит Церковь, сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы освятить, научить и привести людей к вечному спасению. Поэтому, священнослужители в родительскую субботу призывает всех людей совершить поминовение для того, чтобы очистить спасительной благодатью Святого Духа все души.

Во время службы в эту субботу вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, с тем, чтобы каждый человек помнил, что ответить за совершенные греховные деяния придется во время Суда.

Церковь дает шанс на спасение души каждому, поэтому и установила ходатайствовать не только за живых, но и за всех, от века умерших, особенно тех, кто скончался внезапной смертью, и молит о их помиловании Господа.

Традиции

Накануне родительской субботы — в пятницу вечером, в православных храмах по традиции служится великая панихида, которую на греческом называется “парастас”. В субботу утром служат заупокойную Божественную литургию, а после нее — общую панихиду.

В эти субботы, по традиции, в храмах поминают своих усопших родителей— люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение в загробном мире их души.

По старой церковной традиции, прихожане для совершения литургии приносят в храм постные продукты и вино, которые освящают во время богослужения, а потом раздают всем желающим.

После посещения храма люди, по традиции, отправляются на кладбище — приводят в порядок могилы и читают молитвы за упокой души умерших родственников.

Священнослужители считают, что отстоять богослужение в храме в этот день важнее, чем поехать на кладбище, так как молитва гораздо важнее для умерших родных и близких людей, чем посещение могилы.

Помолиться об упокоении почивших можно и дома, если нет возможности посетить в эти поминальные субботы храм и кладбище. Обязательная раздача милостыни с просьбой помолиться об усопших является еще одной традицией Троицкой субботы.

В родительскую субботу перед Троицей по народной традиции нельзя работать, убираться в квартире и даже мыть посуду, хотя церковь придерживается другого мнения.

По мнению священнослужителей, ограничения в работе прежде всего существуют для того, чтобы домашние хлопоты не мешали молитве и посещению храма.

Начинать родительскую субботу перед Троицей надо с посещения церкви и молитвы об усопших, а, вернувшись домой из храма, можно заняться и домашней работой.

Обычаи

Народные обычаи поминовения умерших на Руси несколько отличались от церковных традиций.

Накануне больших праздников — Масленицы, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти Святого великомученика Димитрия Солунского, люди, по традиции, посещали могилки родственников.

Дмитриевскую родительскую субботу – последнюю поминальную субботу в году, в народе почитали больше всего. В 2019 году она выпадает на 2 ноября.

На Украине и в Белоруссии также есть традиция особого поминовения почивших – эти дни называли “Дедами”. Таких “Дедов” в году было до шести. В народе считали, что в эти дни все умершие родственники незримо присоединяются к семейной поминальной трапезе.

В родительские субботы, по древнему обычаю, было принято вкушать кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовили сладкую кашу, по традиции, из целых зерен пшеницы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Этому обычаю сегодня мало кто следует – кутью в основном готовят на поминки.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источники:

http://www.pravmir.ru/vselenskaya-myasopustnaya-roditelskaya-subbota-istoriya-smysl-soderzhanie/
http://u-f.ru/news/holidays/u14/2017/02/17/237793
http://m.sputnik-georgia.ru/spravka/20180525/240612967/Roditelskaja-subbota-pered-Troicej-2018-tradicii-i-obychai.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: