Мученик младенец гавриил белостокский икона. Святые младенцы

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский

ГАВРИИЛ был сыном крестьян Петра и Анастасии Говделей, крещен в храме заблудовского мужского монастыря в честь Успения Пресв. Богородицы. Его родители твердо держались Православия в то время, когда вокруг было очень сильно влияние Брестской унии. 11 апр. 1690 г. Гавриил был похищен деревенским арендатором Шутко, членом изуверской секты, увезен в Белосток и предан мучению: мальчика распяли, затем кололи, постепенно испуская кровь, пока он не скончался.

Тело мученика было выброшено в поле близ деревни. Оно было найдено через 3 дня по лаю собак, которые не только не тронули останки мученика, но и отгоняли от них хищных птиц. Гавриил был погребен на кладбище в родной деревне.

Его мученическая кончина стала предметом судебного разбирательства, результаты которого были записаны в «книгах правных магдебургии Заблудовской».

В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места. Однажды случайно задели гроб Гавриила и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви.

В 1746 г. храм сгорел, но мощи Гавриила остались невредимыми. Частично обгорела только ручка, но после перенесения мощей в том же году в Заблудовский монастырь она чудесно зажила и покрылась кожей.

В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения монастыря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев», с разрешения Константинопольского патриарха и по благословению Киевского митрополита архим. Михаил (Козачинский) перенес мощи Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Архим. Михаил написал «Надгробие» — стихотворную повесть о младенце-мученике.

По молитвам к Гавриила происходило много исцелений, особенно детей. В 1820 г. РПЦ причислила его к лику святых. Мощи младенца-мученика почивали открыто, на руках были видны колотые и рваные раны.

В Слуцком монастыре хранилась книга, в которой записывались чудеса, происходившие у раки.

Ежегодно в день памяти Гавриила в монастыре собиралось до 35 тыс. паломников со всей России. 20 апр. 1914 г. всенощное бдение возглавил Волынский архиеп. Антоний. Во время крестного хода со св. мощами исцелился 6-летний крестьянский мальчик, у которого были парализованы ноги.

Гавриил считается покровителем больных детей, особенно страдающих язвами и кровотечением. Младенец-мученик является небесным патроном Братства православной молодежи в Польше.

Мученик-младенец – камень преткновения

Посещение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом своей польской паствы вызвало резонанс у многих религиозных и политических сил нашей державы. Одних оно привело в восторг, другие отреагировали весьма иронически, а третьи предъявили серьезные претензии. Среди последних — Федерация еврейских общин России, которая была глубоко возмущена тем, как канал “Россия-24” описал поклонения Святейшего мощам мученика-младенца Гавриила Белостокского (Слуцкого), покровителя богохранимой Польши, по житию, “от жидов убиенного”.

“Федерация еврейских общин России выражает глубокое удивление и разочарование непрофессионализмом и дикостью комментария, сделанного телеканалом “Россия 24” — одним из ведущих российских СМИ — по поводу визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Никольский кафедральный собор в городе Белосток, — сказано в пресс-релизе, разосланном ФЕОР. — Материал, который и сейчас доступен на сайте программы “Вести”, приводит историческую справку по Никольскому собору в духе средневекового кровавого навета”.

Чем же провинилась “Россия-24”? Дала вот такую историческую справку:

“Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Никольский кафедральный собор в городе Белосток — главный храм епархии. Здесь он поклонился святым мощам мученика младенца Гавриила и встретился с прихожанами… Никольский кафедральный собор Белостока был освящен в 1846 году. После реставрации в 1910 году он был оформлен по мотивам росписей Василия Васнецова. С 1951 года храм стал кафедральным собором Белостокской епархии Польской православной церкви. В 1991 году Никольский собор посещал папа римский Иоанн Павел Второй. Святой младенец Гавриил родился в 1684 году в семье крестьянина в Белостокском уезде Гродненской губернии. В 1690 году Гавриил был выкраден из дома иудеем и вывезен в Белосток, где был зверски замучен. В 1720 году тело младенца Гавриила было найдено нетленным. В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской православной церковью”.

Пресс-секретарь одного из главных раввинов Российской Федерации и гражданина Соединенных Штатов Берла Лазара Анастасия Кудрина заявила, что агиография этого православного святого — “мифология, которая уже не раз в прошлом служила причиной массовых убийств и погромов еврейского населения и была многократно опровергнута, в том числе, самими представителями Церкви”, поэтому ФЕОР “хотелось бы получить объяснения по поводу этого. вопиющего проявления антисемитизма от телеканала “Россия-24”.

Сейчас сайт “Вестей” приводит уже “цензурированную” информацию. Но во исполнение слов святого апостола Петра быть готовыми всякому, требующему у вас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1-е Петра, 3:15), попытаемся кое-что объяснить. А именно — почему мы, православные христиане и одновременно здравомыслящие, да и немного знакомые с историей люди, все-таки не считаем описанный в житии случай из XVII века вымыслом.

Что сделает любой добросовестный историк, засомневавшись, имело ли место деяние какой-либо социальной группы в прошлом? Безусловно, сперва он хорошо изучит ее идеологию и сопоставит содержание оной с гипотетическим происшествием. Это важно еще и для того, чтобы понять, действовал человек согласно учению своей религии или программе своей партии или же вопреки ему, и тогда вряд ли религия или партия за него вообще в ответе. Пойдем таким путем и откроем священную книгу иудаистов, Талмуд (а убийца младенца Гавриила в житии руководствовался именно ею).

О неевреях там сказано буквально следующее: “Еврев мы называем людьми, не-евреи же — не люди. Они — животные” (Talmud: Baba Mezia 114b). Более того, люди, которые отрицают иудейское вероучение, подлежат вполне законному уничтожению: “Убить любого, кто отвергает Тору: закон” (Talmud: Sanhedrin 59b). К “отрицателям Торы” относятся и христиане (Coschen Hamischpat 425, Hagah 425, 5)… И, что самое страшное, умерщвление христианина по Талмуду действительно приравнивается к ритуальному жертвоприношению: “Каждый еврей, проливающий кровь безбожников (не евреев, христиан), совершает тот же самый обряд, что и жертвоприношение нашему Господу Богу” (Bammidber Raba, p. 21 и Jalkut 772).

Конечно, никто не вправе требовать от евреев веры в христианские агиографии. Но невозможно отрицать и то, что по своему содержанию действия иудея Шутко в житии святого мученика Гавриила Белостокского вполне соответствуют Талмуду, а не противоречат ему. Священную же книгу, как ни крути, мифотворчеством или мистификацией не назовешь…

Был ли случай ритуального убийства христиан-“гоев” и, в частности, христианских детей лицами еврейского происхождения единичным в истории? И здесь вынуждены ответить: нет, к сожалению. Так, в “Истории евреев” Жозефа Кастейна (Josef Kastein), на которую ссылается автор книги “The History of Jewish Human Sacrifice” Вилли Мартин, сказано, что и Мартин Лютер (а сего выдающегося протестантского богослова трудно заподозрить в недобросовестности или фальсификации) пишет о мальчике Симоне из Трента, убитом адептами иудаизма, и о других детях (Stranger than Fiction, p. 249).

Читать еще:  Сонник что снится к деньгам и удаче. Денежные сновидения

Автор послужившей первоисточником этой статьи книги “Ящик Пандоры” Лев Гунин указывает на целые тома описаний пыток, зверств, внесудебных убийств и массовых казней евреями-израильтянами мусульман и христиан, которые составлены международными организациями (ООН, Международной амнистией, Дерешос, Human Right Watch и др.). Вызывает настоящий ужас описание так называемого “еврейского ЧК”, дошедшее до нас из 30-х годов прошлого века: “Весь цементный пол помещения еврейского киевского чека, где производились казни, был затоплен человеческой кровью на несколько дюймов. Это была жуткая смесь крови, мозгов и осколков черепов. Все стены были забрызганы кровью. Кусочки мозгов и головной кожи прилипли к ним. Желоб, шириной 25, глубиной в 25 сантиметров и длиной приблизительно в 10 метров, был до краев заполнен кровью. Некоторые тела потрошили, конечности других были вырваны, некоторые были буквально разрублены на мелкие части. Некоторым вырвали глаза, а их голова, лицо и шея были покрыты глубокими ранами” (Defender Magazine, October 1933).

Ни в коем случае не обвиняя в описанных выше ужасах весь еврейский народ, неоднократно страдавший от геноцида, подчеркнем, что речь идет об отдельных изуверах-иудеях, практикующих жесточайшие ритуальные убийства. Если реально существовали изверги, умертвившие мальчика Симона из Трента и вырывавшие глаза киевским христианам, то и преступление Шутко, скорее всего, не миф. Но уместно ли расценивать заслуженное наказание маньяка-детоубийцы и поклонение мощам его святой жертвы как обиду для всего еврейского народа, если современные раввины такие “жертвоприношения” не одобряют? Вопрос наверняка риторический…

Следует коснуться и якобы многократных опровержений представителями Церкви этой агиографии. Как единственный общеизвестный пример выраженной публично мысли православного священника о деканонизации святого мученика Гавриила Слуцкого в медиапространстве фигурирует интервью самиздатскому журналу “Евреи в СССР” отца Александра Меня (еврея по национальности) (№11, 1975 год). Но, во-первых, специфика советского самиздата вообще и подхода к высказываниям людей священного сана в державе “научного атеизма” в частности давно стали притчей во языцех. Во-вторых, приписывание отцу Александру решительного ратования за деканонизацию мученика Гавриила Слуцкого еврейскими лидерами почему-то расходится с воспоминаниями его ближайшего окружения. Например, одна из духовных чад протоиерея, Мария Сеньчукова, в статье “Смиренная Церковь: 21 год со дня убийства отца Александра Меня”, опубликованной на “Правмире”, пишет: “…объяснение служб Страстной седмицы из упомянутой “Таинство, Слово и Образ” я до сих пор могу цитировать. А какое-нибудь рассуждение о деканонизации святого мученика младенца Гавриила Белостокского я даже примерно запомнить не могу”.

Уместнее будет, наверное, прислушаться к иному опровержению, касающемуся “антисемитизма в Православной церкви”, — словам протоиерея Владислава Свешникова: “Что же касается мнимого антисемитизма нашей Церкви, то в несостоятельности этих обвинений можно убедиться, даже просто зайдя в любой православный храм, где висят иконы ветхозаветных пророков и святых апостолов, которые все без исключения были евреями”.

Во Христе нет ни иудея, ни эллина. А вот маньяки и фанатики вроде негодяя Шутко встречаются, увы, и среди первых, и среди вторых. Но вряд ли это вопрос национальности как таковой…

Cвятой младенец-мученик Гавриил Белостокский покровитель детей

3 мая (н.ст.) Православная Церковь чтит память святого мученика младенца Гавриила Белостокского (Заблудовского). Гавриил, сын благочестивых крестьян Петра и Анастасии, родился 22 марта 1684 г. в селе Зверки Гродненской губернии. Родители младенца Гавриила, находясь под гнетом иноверцев свято хранили православную веру, несмотря на притеснения, которым подвергались православные Белой Руси, не желавшие принимать унию с латинянами. Своего единственного ребенка они воспитывали в духе служения Богу, соблюдения Его заповедей, хранения святой православной веры. Младенец Гавриил – религиозный, любящий родителей, невинный мальчик стал жертвой жидовского изуверства.

В 1690 г. семью постигло величайшее горе: 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался иудей- арендатор. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучению. Иудеи посадили младенца Гавриила в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После чего младенец мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови.

Когда через девять дней мучений ребенок скончался, жиды тайно вывезли его бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса, вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но охраняли даже от птиц. На доносившийся лай сошлись жители и обнаружили жертву иудейского изуверства. Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства, которое совершили иудеи, они были найдены и наказаны; в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись. Жители Заблудова, еще ранее жаловавшиеся на “усиление жидов в их городе” признали, что погиб младенец в результате ритуального убийства, совершенного иудеями в Белостоке. Тело замученного младенца Гавриила при стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ кладбищенского храма в Зверках и пребывало здесь около 30 лет.

В начале XVIII века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить, в селе Зверки умерших детей старались положить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православного верующего народа, усиливая почитание мученика младенца Гавриила. Это было в 1720 г. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого мученика младенца Гавриила и окончанием эпидемии, что послужило поводом его почитания.

9 мая 1755 г. мощи Святого мученика младенца Гавриила были перенесены в монастырь в Слуцкий Свято-Троицкий в Минской губернии. Крестный ход со святыми мощами — раку несли на руках — величественно прошествовал более 300 верст. К дороге, по которой проходил крестный ход, пришел многочисленный православный люд, православные христиане стоя по обе стороны дороги на коленях, со слезами на глазах просили святого о помощи и дарования им силы на сохранение Святого Православия.

В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Православной Церковью. В 1855 году была составлена молитва мученику младенцу Гавриилу, в 1893 году власти Литовской епархии распорядились, чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила. Над мощами святого мученика младенца Гавриила горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского Антония (Храповицкого). В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана “ Cлужба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают” , составленная архиепископом Антонием.

В Слуцке находилась специальная книга в которой записывались известные духовным и государственным властям властям чудесные случаи связанные с находящимися там мощами Святого мученика младенца Гавриила.

Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников. Об одном из таких дней торжественного народного величия журнал “ Русский инок” писал в 1914 году: “В печати появилось в высшей степени интересное сообщение о посещении древнего Свято-Троицкого монастыря в городе Слуцке, где покоятся мощи святого мученика младенца Гавриила. Мощи младенца мученика лежат в гробике совершенно открытыми. Обе ручки младенца обхватывают маленький наперсный крест. Пальцы на руках исколоты и видны рваные раны. Мощи мученика сохранились замечательно”.

Читать еще:  Означает сон про ребенка. Что значит, если видела во сне ребенка? Толкование сна

Когда после октябрьского переворота 1917 года начались кровавые гонения на православных, то врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце.

Так защищавший его память от поругания священномученик Иоанн Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади, был расстрелян большевиками. Он был обвинен в “антисемитизме”, на основании того, что служил частые молебны перед мощами младенца Гавриила, ковчег с частицей которых находился в храме Василия Блаженного.

В 1919 году безбожные власти запретили употребление тропаря и кондака мученику младенцу Гавриилу, как “определенно человеконенавистнического и контрреволюционного, развращающего правосознание трудящихся”.

Нынешние россиянские власти, оставаясь духовными и юридическими наследниками большевицкого режима, пение тропарей и кондаков к уголовно наказуемым деяниям из соображений политкорректности не причисляют. Однако, принародно демонстрируя свои симпатии приверженцам того же изуверского культа, жертвой которого стал святой мученик младенец Гавриил, они открыто изобличают себя как враги Христа и Его Церкви.
Источник

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Святой младенец Гавриил Белостокский, покровитель детей !

Родился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки, Белостокского уезда, Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ храма.

В начале XVIII века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить, в селе Зверки умерших детей старались положить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православного верующего народа, усиливая почитание мученика младенца Гавриила. Это было в 1720 г. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого мученика младенца Гавриила и окончанием эпидемии, что послужило поводом его почитания.

В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

В 1755 году Заблудовский монастырь сгорел, но нетленные мощи уцелели и перенесены в Слуцк, где и почивали открыто, чтимые и православными и католиками . В день Сошествия Святого Духа святые мощи обносят вокруг храма в торжественном крестном ходе, а затем ставят посредине храма для поклонения, причем ясно видны исколотые руки святого мученика, держащие крест. ”

В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Правосланвной Церковью.

В 1891 году над мощами святого поставили икону святого младенца мученика, дар русского художника из Калуги, но на то время постоянно проживавшего в современном литовском Вильнюсе, Ивана Петровича Трутнева, список с иконы расположенной в иконостасе большого монастырского храма Святого Духа в Вильнюсе.

Интересно и то, что художник Трутнев более 20 лет являлся старостой Вильнюсского православного Предтеченского собора. Тут же в Вильнюсе художник написавший икону святого младенца Гавриила и умер в 1912 году в возрасте 85 лет. Похоронен на Ефросиньевском кладбище Вильнюса.

В 1893 году власти Литовской епархии распорядились чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила. Это был известный нам образ святот мученика младенца Гавриила, он изображен с руками сложенными на крест и положенными на грудь или же держащий в руках крестик, в простой одежде подпоясанной шнурком, без обуви.

Над мощами святого мученика младенца Гавриила горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского и будущего первого митрополита Русской Зарубежной Церкви, Антония (Храповицкого).

Вместе с возростающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющемся его почитанием православные старались особым образом украсить раку с его святыми мощами.

В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебрянная рака. Деревянная рака в которой до этого находились мощи была с частицей мощей мученика младенца Гавриила в июне 1908 года перенесена по благословению епископа Белостокского Владимира в Белосток.

В 1915 году эта рака с частицей мощей была перевезена епископом Владимиром Белостокским в Москву, где находилась в Покровском Соборе на Красной площади, ныне этот собор известен, как храм Василия Блаженного.

Живая память и честь, воздаваемая святому мученику младенцу Гавриилу народом, побудили построить на родине младенца Гавриила часовню.

В Слуцке находилась специальная книга в которой записывались известные духовным и государственным властям властям чудесные случаи связанные с находящимися там мощами Святого мученика младенца Гавриила.

Вот несколько примеров:

1. 5 июня 1908 года сын мещанки села Дрохичын Марии Загоровской, Борис имеющий 2 года и 3 месяца не чувствовал свои ноги. Когда же были пронесены над ним святые мощи, он без помощи матери встал и начал ходить.

2. 5 июня дочь офицера запаса Матрона Антоновна Кул, 39 лет проживающая в селе Посутыче, страдала много лет, по причине ревматизма рук, выздоровела дотронувшись до гроба Святого мученика младенца Гавриила.

3. 20 мая 1909 года житель села Гурная Яков Иванович Голуб рассказал следующее: 20 лет страдал он от какойто неизлечимой болезни левой ноги, нога была покрыта ранами. Местная медицина ничем не могла ему помочь и ему посоветовали поехать в Варшаву на операцию декабре 1908 года. Голуб обратился с горячей молитвой к Святому мученику младенцу Гавриилу и дал обет в случае выздоровления совершить поломничество к мощам младенца Гавриила. 10 декабря 1908 годла Голуб почувствовал себя лучшек и вскоре раны на ноге зажили и больной выздоровел.

4. Этого же самого дня, жительница села Кобыляны Анна Казимировна Павлович пришла в церковь и засвидетельствовала что у нее в течении трех лет нестерпимо болела правая рука, которая начала усыхать. Врачи постановили оперировать. Однако Анна обратилась в молитве к святому мученику младенцу Гавриилу и обещала прийти поклониться его святым мощам. Ее рука стала выздоравливать и в в конце концов окончательно выздоровела.

Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.

Мощи мученика сохранились замечательно . На младенце мученике надета шелковая рубашечка.

“ 20 апреля всенощное бдение у раки с мощами мученика мледенца Гавриила совершено тремя Архиереями с литией на открытом воздухе. Всю ночь совершалось бдение и поклонение святым мощам мученика. Молящиеся прибывали отовсюду. Питейные заведения в течении трех дней были закрыты.

Читать еще:  Перов Николай. Саморазвитие и самосовершенствование

Ввиду огромнаго числа молящихся, стекавшихся на поклонение мощам, в монастыре 20 апреля совершены две литургии с крестным ходом вокруг монастыря.

Богослужение совершал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в сослужении с епископами Минским Митрофаном и Слуцким Феофолактом и сонмом духовенства. Владыкой Антонием (Храповицким) произнесено слово памяти Святого мученика младенца Гавриила.

Во время крестнаго хода с мощами мученика младенца Гавриила на глазах народа, Архиепископа Антония (Храповицкаго) и предводителя дворянства Рыбакова шестилетний крестьянский мальчик с порализованными ногами получил исцеление. Архиепископ Антоний (Храповицкий) окропил малютку святой водой, затем всенародно произнес акафист мученику младенцу Гавриилу .

Владыка Антоний (Храповицкий) отметил, что такой наплыв паломников(35 тысяч) он наблюдал только в Почаеве, да и то редко.

Во время Первой мировой войны в период эвакуации в 1915 году епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей Мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском Соборе на Красной площади, который ныне известен как храм Василия Блаженного.

Во время революции и гражданской войны святые мощи мученика младенца Гавриила находились в монастыре Святой Троицы в Слуцке.

После октябрьского переворота 1917 года начались кровавые гонения на православных.

Было возбуждено уголовное дело в ноябре 1919 года “ объ антисемитской агитации в московском соборе Василия Блаженнаго, в связи с мощами мученика Гавриила”.

Вмешательство властей в церковные дела дошло до того, что они запретили употребление тропаря и кондака мученику младенцу Гавриилу.

“ Народный Суд” постановил:

” Употребление тропаря, глас 5-й и кондака глас 6-й в честь младенца Гавриила, как определенно человеконенавистнического и контрреволюционного, развращающего правосознание трудящихся, считать недопустимыми, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности за контрреволюционные деяния. ”

Вот этот текст тропаря:

Святый младенче Гаврииле, /
ты за Прободеннаго нас ради от иудей /
люте от онехже в ребра прободен был еси /
и за Истощившаго кровь Свою за нас /
все тело твое на истощение крове /
в лютыя язвы предал еси, /
ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. /
Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, /
прося нам здравие телеси /
и спасение душам нашим.

.

Решением Совета Народных Комиссаров 29 июля 1920 года постановлено:

“ планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей… ” Это распоряжение не обошло и святые мощи Мученика младенца Гавриила .

В 30-х годах Троицкий слуцкий монастырь, где хранились мощи был закрыт, а святые мощи Мученика младенца Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске.

Во время Второй Мировой войны репрессии стали слабеть и в хаосе военной неразберихи удалось православным жителям Минска в 1942 году Святые мощи мученика младенца Гавриила поместить в деревянную раку в кафедральном соборе Преображения Господня в Минске, настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).

Митрополит Пантелеимон (Рожновский) с 1913 по 1918 год являлся епископом Двинским (Даугавпилсским) . После революции он перешёл в Русскую Православную Зарубежную Церковь и умер в 1950 году в Германии. Похоронен на кладбище в Мюнхене.

В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошли до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Сьвислочи отца Алексия Зноско.
Святые мощи вносились с крестным ходом в храм и служились молебны и акафисты, верующие прикладывались к святыне, оставаясь на ночь в храме, что бы молится перед святыми мощами мученика младенца Гавриила.

Глава Беларусской Православной Церкви (до 2014 года) митрополит Филарет и глава Польской Православной Церкви митрополит Савва

По благословению Патриаршего Экзарха Белоруссии митрополита Филарета (Вахромеева) мощи были переданы Польской православной церкви. Архиепископ Белостокско-Гданьский Савва (митрополит Варшавский и всея Польши) (ставший в 1998 году предстоятелем Польской православной церкви) торжественно перенес их в Свято-Никольский собор Белостока, где они и в настоящее время являются объектом паломничества.

В самом Белостоке (280 тысяч жителей) святые мощи встретили на границе города и несли по главным улицам с крестным ходом в Николаевский собор.

Николаевский собор Белостока

Крестный ход продолжался около трех часов, в нем участвовало 50-60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей. Однако, как обычно, когда дело касается жизни Православной Церкви, польские средства массовой информации обошли это событие молчанием.

Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь, литургия была отслужена утром 23 сентября, после нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли с крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора, где они будут почивать постоянно.

Ежненедельно по вторникам пред ракой со святыми мощами читается акафист младенцу мученику Гавриилу. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.

В день 22 сентября Польская Православная Церковь чтит перенесение мощей мученика младенца Гавриила, обретающихся ныне в польской земле, а День памяти в русской православной Церкви совершается 3 апреля.

В деревне Зверки сегодня действует женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где построена церковь в честь Гавриила Белостокского. Это место также является местом православного паломничества как для Русской, так и для Польской Православных Церквей.

Моностырь Польской Православной Церкви в Зверках, родина святого младенца Гавриила

Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от мощей Гавриила. Гавриил Белостокский почитается как покровитель детей.

Святому младенцу Гавриилу молятся за детей, особенно за болящих детей , он же является небесный покровитель скорбящих матерей по своим детям.

Матерей скорбящих утешитель, младенцев болеющих целитель, Гаврииле угодник Христов, душу мою скорбящую о грехах своих, утеши и исцелт, и сию над плотию Госпожу, молитвами твоими соделай, своея плоти Христа ради не пощадивый.

Молитва мученику младенцу Гавриилу Белостокскому

Младенческаго незлобия хранителю и мученическаго мужества носителю, Гаврииле блаженне, страны нашея адаманте драгоценный и иудейскаго нечестия обличителю! К тебе мы, грешнии, молитвенно прибегаем и, о гресех своих сокрушающеся, малодушия же своего стыдящеся, любовию зовем ти: наших скверн не возгнушайся, чистоты сый сокровище, нашего малодушия не омерзи, долготерпения учителю, но паче сих немощи наша от Небес видя, тех исцеления нам твоею подаждь молитвою и твоея Христу верности подражатели нас быти научи. Аще ли терпеливно крест искушений и злостраданий понести не возможем, обаче и тогда милостивыя твоея помощи не лиши нас, угодниче Божий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси. Таже и молящияся о чадех своих матери услыши, здравию и спасению младенцем от Господа податися умоляяй. Несть таковаго жестокаго сердца, еже слышанием о муках твоих, святый младенче, не умилится, и аще кроме сего умиленнаго воздыхания никоегоже благаго деяния принести возможем, но и таковым умиленным помыслом наши умы и сердце, блаженне, просветив, на исправление жития нашего благодатию Божиею нас настави. Вложи в нас о спасении души и о славе Божией ревность неустанную и о часе смертнем память неусыпную хранити помози нам. Наипаче же в смертном успении нашем терзания демонская и помыслы отчаяния от душ наших предстательством твоим отжени и сия упованием Божественнаго прощения исполни, во еже и тогда и ныне славити нам милосердие Отца, н Сына, и Святаго Духа, и твое крепкое заступление во веки веков. Аминь.

Источники:

http://cont.ws/post/781399
http://vitalidrobishev.livejournal.com/6812436.html
http://filaretuos.livejournal.com/117657.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: