Можно ли молиться в церкви своими словами. Можно ли молится своими словами? О внимании ума на молитве

Можно ли молиться в церкви своими словами. Можно ли молится своими словами? О внимании ума на молитве

Я долгое время ходила в евангельскую и баптистскую церкви. Недавно приняла крещение в Православной Церкви. Долго к этому шла. Скажите, пожалуйста, можно ли молиться Богу своими словами, как я делала раньше, или же Бог слышит только (в чем я сомневаюсь) те молитвы, которые написаны в молитвословах?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Молитва является не только беседой с Богом, но и особым трудом, в котором участвуют разум, чувства, воля и тело. Чтобы молитва была благодатной и принесла плоды, нужна чистота сердца, глубина веры, опыт духовной жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего. По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенствующей душе святая Церковь установила молитвенные правила. Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени» (Слово о келейном молитвенном правиле). Даже апостолы просили Господа: «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк. 11: 1). Спаситель дал ученикам, а через них – всем христианам совершеннейший образец молитвы – молитву «Отче наш». Кроме молитвы Господней, в апостольский век общепринятыми были псалмы (греч. псалло – «пою») пророка Давида и песнопения других богодухновенных гимнографов. В псалмах славословили и благодарили Господа. Ими утешались и возносили к Богу прошения во всех жизненных обстоятельствах. К псалмопению призывает апостол Павел верующих (см.: Еф. 5: 19; Кол. 3: 16). Однако этим не ограничивалась молитвенная жизнь в первенствующей Церкви. Слова апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – содержат призыв к стяжанию постоянной внутренней молитвы, которая чаще всего совершается своими словами. Апостол говорит и о молитве собственными словами, произносимой устами: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке» (1 Кор. 14: 19).

В последующие века святые отцы также научают нас молиться не только установленными молитвами, но и собственными: «Для этого не столько нужно слово, сколько мысль, не столько простирание рук, сколько напряжение души, не столько известное положение тела, сколько расположение духа» (святитель Иоанн Златоуст). Наставления молящемуся своими собственными молитвами дает преподобный Иоанн Лествичник: «Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их» (Лествица. 28: 9); «не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его» (Лествица. 28: 10).

Как правильно молиться собственными словами? Преподобный Никодим Святогорец пишет: «В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет святитель Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и наконец испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего» (Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 46: О молитве).

Читать еще:  50 й день от пасхи. Троица.(пятидесятница)50-й день после пасхи (воскресенье), переходящий праздник

Самое главное, чтобы молитва была живой, искренней и теплой: «Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв – чужих молитв, по привычке и искренно произносимых» (святой праведный Иоанн Кронштадтский). Об этом говорит и святитель Феофан Затворник: «Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом. Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. Господь близь! Он внимает слову из сердца» (Письма. Вып. 7. Письмо 1083).

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Как правильно молиться: по молитвослову или своими словами? В чем разница?

Религиозные люди молятся. Молятся в храме, молятся дома. Молятся утром и вечером. Перед началом и завершением своих дел. Молитва привычна для церковных людей. И все же каждый раз, когда возникает разговор о молитве, всегда возникает много вопросов, недоумений. Особенно от людей малоцерковных или вовсе нецерковных можно услышать: зачем молиться по молитвослову; зачем молиться написанными молитвами, когда я могу молиться своими словами?

Сама постановка вопроса, предполагающего противопоставление молитв «готовых» и молитв своими словами, является изначально неверной. Молитва по молитвослову и молитва своими словами не являются взаимоисключающими.

То есть, если молимся по молитвослову, это не значит, что нельзя или не нужно молиться своими словами, и наоборот: если молимся своими словами, то это не подразумевает, что не следует молиться по молитвослову.

Однако те, кто задает вопрос о том, зачем молиться по молитвослову, когда я могу молиться собственными словами, как раз предполагают, что молитвослов, или, как часто говорят, готовые молитвы, не нужны.

Так ли это? Прежде чем ответить на этот вопрос, напомним, что такое молитва. Об этом написано и сказано очень много, но мы обратим внимание на то, что есть практически во всех молитвах: просьба. Приведем пример из Писания. Единственная молитва, данная Господом Иисусом Христом, «Отче наш» содержит прошения: о хлебе насущном, об избавлении от искушений и лукавого. Прп. Максим Исповедник так определяет, что такое молитва: «Молитва есть испрашивание того, что Бог, свойственным Ему образом, обыкновенно дарует людям». Как видно, святой отец характеризует молитву как испрашивание, то есть просьбу.

И что же, спросите вы, нельзя просить о чем-то Бога своими словами? Конечно, можно. Только вот в чем вопрос: о чем должно просить Вседержителя? И как это делать?

У апостола Павла есть такие слова: «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).

Итак, по апостолу, оказывается, что мы не знаем, о чем молиться. Как понимать эти слова? Ведь все мы вроде как знаем, о чем нам молиться. Прп. Ефрем Сирин, толкуя это выражение апостола, пишет, что мы не знаем, о чем молиться, в том смысле, что не ведаем, что нам полезно, что нужно просить в молитвах. Мы, замыленные страстями и будничностью, будем наполнять молитвы теми просьбами, о которых, по сути своей, не нужно говорить, «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:7–8).

Читать еще:  Православный календарь имен на январь года. Именины января, православные праздники в январе

Бог и так знает, в чем мы имеем нужду в этой земной жизни, и каждый раз, когда мы будем просить у него здоровье, благополучие и т. п., то наши молитвы ничем не будут отличаться от молитв нехристиан. В каком-то смысле молиться об этом естественно для человека, но для любого, даже для язычника.

Господь Иисус Христос перед тем, как дать ученикам молитву «Отче наш», говорит: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6:7). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что это многословие есть не что иное, как просьба о вещах мира сего: богатстве, удаче, успехе и т. п.

Пусть каждый сторонник того, что достаточно молиться только своими словами, честно ответит на вопрос: о чем он молится своими словами?

Уверен, что молитва будет сведена к прошению о вполне земных, или, правильнее сказать, приземленных вещах. Но ведь сказано: не будьте как язычники… не смотрите на Своего Бога как на исполнителя желаний. Бог не исполнитель наших желаний, а домостроитель нашего спасения.

Я далек от мысли, что христиане не должны просить о чем-то посюстороннем, например, о здоровье, о мире, о благополучии. В конце концов, даже в церковных молитвах есть прошения об этом.

Нет, суть в другом: христиане должны молиться не столько об этом, сколько о спасении, о покаянии, об изменении жизни. Вот в чем смысл христианской молитвы, которая, по слову апостольскому, должна быть постоянной: «Будьте постоянны в молитве» (Кол. 4:2).

И все же: неужели нельзя молиться о спасении своими словами? Самый короткий ответ: попробуйте. Проведите эксперимент: молитесь о спасении своими словами утром и вечером хотя бы 10 минут. И посмотрите, каков результат. Вы бросите так молиться на второй-третий день потому, что для 10 минут молитвы у вас не хватит слов, образов, выражений. Именно так.

Молитва, конечно, не только слова. И даже не столько. «Молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18), – сказано у апостола Павла. Свт. Феофан Затворник пишет: «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу».

И все же это возвышение должно с чего-то начаться. С чего же? С видимой стороны молитвы, со слов и постоянства молитвенного правила.

Написанные молитвы учат, как и о чем нужно молиться. Они написаны святыми, которые молились в пустынях и лесах десятилетиями и научились, как и о чем молиться. И этот опыт зафиксирован ими в молитвах, именующихся пренебрежительным словом «готовые», как будто речь идет о каком-то полуфабрикате.

Опыт жизни свидетельствует в пользу правильности рекомендации молиться по молитвослову. Представим себе, что-то кто учится на факультете журналистики и хочет научиться хорошо писать. Или юрист желает научиться выступать в суде. Или студент литературного института стремится к овладению красивым художественным стилем. Что посоветует ему преподаватель? Конечно же, больше читать признанных классиков в каждой из этих областей! Это даст возможность в процессе обучения понять и перенять уже имеющиеся достижения в конкретной сфере. И только после этого можно начинать писать речи, выступления.

Таким образом, исходя из практики жизни, каждый, кто хочет научиться молиться, должен начать с классики: читайте молитвы, написанные святыми.

Можно ли молиться своими словами?

Православные богословы отмечают, что молитва считается особым трудом, а не просто обращением к Богу. При этом должны участвовать чувства, разум, воля человека. Требуется глубокая вера, чистое сердце, а также богатый жизненный духовный опыт, чтобы молитва привела к определенным результатам.

Как следует молиться?

Как пишет в своих трудах святитель Игнатий, душа, которая стоит в начале пути, находится в полной темноте, даже если богата мирской мудростью. Поэтому совершенно не ведает, каким образом ей следует молиться.

Читать еще:  Сон видеть темные силуэты. Сон: видеть силуэт человека в белой вспышке

Молитвы

Чтобы помочь решить этот вопрос, православной церковью установлены молитвенные правила. Они представляют собой собрание нескольких основополагающих для человека молитв, соответствующих определенному месту и времени.

Рекомендуем посмотреть: утренние и вечерние молитвы

С просьбой научить их молиться к Богу обращались даже апостолы. Они просили обучить их этому точно так же, как Иоанн обучал своих учеников. Тогда Иисус Христос передал своим ученикам классический образец молитвы, который считается совершенным — это «Отче наш». Через апостолов об этой молитве узнали христиане всего мира.

Псалмы

Помимо молитвы обязательными во времена апостолов считались псалмы. Об их функции можно судить уже по названию – понятие псалом происходит от греческого слова псалло, которое в переводе означает «пою». По сути, это были песнопения, которые возносили и благословляли Бога. Для верующего человека это считалось утешением, а также возможностью обратиться за помощью в любых жизненных обстоятельствах. Самая известная такая молитва — псалом 90.

При этом молитвенная жизнь в первенствующей церкви этим не ограничивалась. Когда апостол Павел обращался к пастве с призывом непрестанно молиться, это был призыв, в том числе к постоянной внутренней молитве. В большинстве случаев ее следует осуществлять своими словами, а не каноническим текстом.

О возможности обращаться к Богу своими словами апостол Павел упоминал отдельно, отмечая, что в церкви предпочтительно произнести 5-6 слов, обращенных Богу, идущих от ума и сердца, чем произнести множество слов на непонятном человеку языке, в которых он ничего не поймет.

Более поздние высказывания известных святителей о молитве своими словами

Иоанн Златоуст

До наших дней богословы отмечают, что стоит молиться не только каноническими, но и собственными молитвами. Иоанн Златоуст отмечал, что для молитвы намного важнее слова четкая и светлая мысль, соответствующее расположение духа.

Иоанн Лествичник

Иоанн Лествичник призывает не обращаться к заумным выражениям, так как Отцу Небесному чаще более угоден нехитрый и простой «лепет детей». Обращаясь к Богу, не стоит многословить, так как одним только словом можно спастись, а при многословии молитва только развлекает ум мечтаниями, отвлекая его от главного.

Никодим Святогорец

Говоря об особенностях молитвы своими словами, преподобный Никодим Святогорец отмечает, что главное не произносить канонический текст, а соблюсти четыре действия. Для начала восславить Бога, затем поблагодарить за уже оказанные благодеяния, после исповедаться о своих грехах. Только после всего этого попросить помощи, поддержки или спасения.

Иоанн Кронштадтский

Православные богословы отмечают, что самые главное, чтобы молитва была искренней, живой и теплой. Святой Иоанн Кронштадтский отмечает, что во время молитвы даже обязательно включить несколько своих слов, которые будут наполнены любовью и искренней верой в Бога. Он подчеркивает, что Господу особенно приятны собственные слова человека, идущие от души и сердца. Если обращение идет от сердца верующего, а душа трепещет от радости во время молитвы, то эти слова окажутся лучше любых иных молитв.

В этом случае достаточно сказать всего несколько слов, а блаженства удастся вкусить значительно больше, чем от трогательных и слишком длинных молитв, составленных другими людьми. Иоанн Кронштадтский подчеркивает, что нет хуже молитвы, которую человек произносит неискренне и по привычке, переставая вдумываться в смысл произносимых им слов. В таком случае лучше коротко сформулировать обращение к Господу своими словами, чем повторять заученные тексты.

Феофан Затворник

Подобные мысли высказывает и святитель Феофан Затворник. Он отмечает, что душа часто оказывается вялой, не в состоянии обратиться к Богу. В этом случае требуется читать хорошо знакомую молитву, повторяя каждое слово по несколько раз, пока душу не удастся разбить, будто действуя молотом.

Если же душа находится в благодати, сама готова обратиться к Богу, вовсе не стоит произносить никаких заученных молитв. Свою речь следует обратить непосредственно к Богу, начав с благодарностей за оказанные милости, ощущая его близость.

Источники:

http://pravoslavie.ru/32444.html
http://pravlife.org/ru/content/kak-pravilno-molitsya-po-molitvoslovu-ili-svoimi-slovami-v-chem-raznica
http://omolitvah.ru/eto-interesno/mozhno-li-molitsya-svoimi-slovami/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector