Можайское благочиние. Толкования на Мф

Значение МОЖАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо

Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.

Можайское викариатство Московской епархии Русской Православной Церкви .

Адрес: Россия , 119435, Москва , Новодевичий проезд, 1

Тел.: (095) 246-08-81

Была учреждена 16 февраля 1746 года как Переяславль-Залесское викариатство , с местопребыванием правящего архиерея в Переяславль-Залесском Никитском монастыре . Затем была упразднена 3 марта 1753 года.

14 октября 1862 года кафедра была возобновлена, уже как викариатство Московское . С 1877 по 1917 год Можайские епископы управляли Саввино-Сторожевским монастырем . Между 1918 и 1919 годами архиепископ Иоасаф (Каллистов) носил титул Коломенского и Можайского , но после этого Можайское викариатство было вновь отделено от Коломенского.

Можайская и Волоколамская

Можайское викариатство Переяславль-Залесской епархии

Серапион (Лятошевич) (16 февраля 1746 – 3 марта 1753) [1]

Можайское викариатство Московской епархии

Савва (Тихомиров) (4 ноября 1862 – 16 июня 1866)

Игнатий (Рождественский) (7 августа 1866 – 17 декабря 1877)

Амвросий (Ключарев) (15 января – 6 апреля 1878)

Алексий (Лавров-Платонов) (30 апреля 1878 – 22 января 1883)

Мисаил (Крылов) (20 февраля 1883 – 4 мая 1885)

Александр (Светлаков) (30 июня 1885 – 11 января 1892 [2] )

Сщмч. Тихон (Никаноров) (2 февраля 1892 – 20 августа 1899)

Парфений (Левицкий) (10 октября 1899 – 1 декабря 1904)

Серафим (Голубятников) (2 января 1905 – 15 февраля 1908)

Василий (Преображенский) (9 марта 1908 – 2 мая 1914 [3] )

Сщмч. Димитрий (Добросердов) (18 мая 1914 – 15 января 1918 [4] , 5 апреля 1934 – 1937)

Иннокентий (Бобцов) (5 декабря 1920 – 1922)

Борис (Рукин) (28 ноября 1923 [5] – 22 декабря 1925)

Алексий (Палицын) (8 апреля 1926 – 1928 [6] )

Иоасаф (Шишковский-Дрылевский) (5 декабря 1933 – 5 апреля 1934)

Сергий (Гришин) (1941 – 1942)

Варфоломей (Городцов) (31 мая – ноябрь 1942)

Димитрий (Градусов) (6 февраля – 24 августа 1943)

Макарий (Даев) (14 мая 1944 – 13 января 1960)

Стефан (Никитин) (7 апреля 1960 [7] – 9 апреля 1962)

Леонид (Поляков) (9 апреля 1962 – 4 августа 1963)

Николай (Саяма) (10 апреля 1970 – 29 июля 1986) [8]

Григорий (Чирков) (с 13 сентября 1987)

[1] В иных источниках фамилия – Ляпушевич. Первая дата по Амвросию Орнатскому, История Российской иерархии , т. I, 232. Как сообщает Н. Н. Дурново ( Иерархия Всероссийской Церкви , 364) “. хиротонисан 30 марта (10.04) 1745 г. во епископа , без наименования града, наименован 16/27 февраля 1746 г. Можайским и Волоколамским. ” В ряде компетентных источников Серапион (Лятошевич) “. показан хиротон. во епископа Боголюбовского . Из указа Св. Синода . видно, что Преосвященный Серапион был хиротонисан непосредственно во епископа Можайского. Из дел же Св. Синода видно, что епископ Серапион хиротонисан без означения града. что не канонично. “

[2] По другим данным – до 29 января 1894. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2075

[3] По ММЛ “РПИ” (172) – до 11 мая 1914. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2075

[4] Так по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2075, http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/db.exe/ans/dp/?HYZ9EJxGHox. -EU. По http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-moskov.html – до 13 апреля 1923

[5] Так на http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2075, http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/db.exe/ans/dp/?HYZ9EJxGHox. -EU. По http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-moskov.html , по ММЛ “РПИ” (141) – с 17 ноября 1923.

[6] Так на http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2075, http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/db.exe/ans/dp/?HYZ9EJxGHox. -EU. На http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-moskov.html – с 10 апреля 1926 по 1941. Та же первая дата (хиротонии) указана и в ММЛ “РПИ” (56). На епархии не был.

[7] Так на http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2075. На http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-moskov.html , по ММЛ “РПИ” (819) – с 2 апреля 1960.

[8] титулярный; настоятель Патриаршего подворья в Токио в непосредственном подчинении патриарха Московского.

ДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Можайское благочиние

Идите, научите все народы, крестя их…

протоиерей Геннадий Фаст

За последние двадцать лет Церковь в России значительно выросла и окрепла. Но и сегодня по-прежнему остро стоит вопрос о том, как научить основам веры людей, приступающих к святому крещению. В Сибири одним из старейших центров катехизации является Успенский собор г. Енисейска. Там уже с 1987 года оглашением занимается известный и уважаемый священнослужитель Красноярской и Енисейской епархии, клирик Успенского кафедрального собора протоиерей Геннадий Фаст.

Протоиерей Геннадий Фаст – священник, проповедник, писатель и богослов. Выпускник физического факультета Томского университета и Московской духовной академии, кандидат богословия.

С 1988 по 2010 г. — настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Енисейска. С 1998 по 2004 г. — благочинный православных церквей Енисейского округа. В настоящее время — штатный священник Успенского собора. Доцент кафедры религиоведения Красноярского государственного педагогического университета. Автор богословских монографий «Толкование на книгу Песнь Песней Соломона», «Толкование на Апокалипсис», «Этюды по Ветхому Завету», «Толкование на книгу Экклезиаст», а также книг «Ты воскресни, птица Феникс!», «Небесная лествица», «Енисейск православный», «Свет и тени Голгофы», «Семь дней на Святой Земле».

Камушек куда кинешь, туда и полетит. Как войдешь в церковь, так и жить в ней будешь. Крещение — врата церковные. В наше время эти врата порой одиноко стоят в чистом поле, которое есть мир (ср.: Мф. 13, 38), и прошедшие через них оказываются там же, где и были. Врата в Никуда. Как же приладить их к храму, чтобы для вошедших в них мир оказался за дверьми, а сами они — в доме Божием? Многие пастыри, да и вся Церковь ищет ныне эти пути.

Читать еще:  Что означает искать во сне. К чему снится искать обувь

Вот скромный опыт, далеко не идеальный, но ради Христа совершаемый в городе Енисейске и приходах Енисейского благочиния Красноярской епархии.

В 1983 году в Енисейске было принято решение, во исполнение слов Господа нашего Иисуса Христа, учить народ, приходящий ко крещению. Крещаемым было предложено прослушать несколько бесед о вере. Количество таких бесед никогда не было строго регламентировано и содержание их также. Зависело это больше от оглашаемых, чем от священника.

Не разрабатывалась четкая катехизическая система. Чаще всего это было 6–8 бесед, иногда меньше, в зависимости от обстоятельств. Главная задача — достучаться до сердца, чтобы человек, услышав слово благовестия, обратился ко Христу, решился отложить ветхого человека и ступить на путь новой жизни. Всего не расскажешь, поэтому оглашенным до крещения предлагается самостоятельно прочитать дома хотя бы одно Евангелие. Иногда рекомендуется Евангелие от Марка как самое краткое и написанное рельефным, красочным языком. Кроме того, оглашенные должны выучить молитву «Отче наш» и Символ веры. С молитвой все справляются, а вот Символ учится трудно, догматические формулы воспринимаются нелегко.

В первой беседе священник больше спрашивает, чем говорит сам. Это вопросы о значении крещения и мотивации его принятия.

Очень часто представление о крещении у пришедших было далеко от евангельского, православного. Иногда ответы интуитивно верные, но четко не осознаваемые. Хотят креститься, потому что в роду все крещеные; ради здоровья, чтобы меньше болеть; чтобы иметь охрану, некое ограждение и опору в жизни; чтобы быть ближе к Богу; чтобы «бабка» взялась лечить… Кроме явно нелепых ответов, как лечение «бабки», катехизатор стремится в каждом варианте ответа находить не неправильное, а правильное и направлять человека уже к евангельскому пониманию. Почти никогда не встречается у вновь приходящих желание получить прощение грехов и изменить образ жизни. Вот для того чтобы это донести до человека, и нужны беседы.

Огласительные беседы и далее походят больше на диалог, чем на лекцию или урок. Длительность одной беседы, как правило, два часа.

После первой беседы следует беседа о Боге. Все дальнейшие темы не дают результата, пока у человека не появится понимание греха и осознание своей собственной греховности.

Лучше всего удается донести это через подробное обсуждение декалога, десяти заповедей Божиих. Этому посвящаются две-три беседы. Только после этого у человека появляется готовность к восприятию христианских истин. На этом этапе очень уместна первая исповедь или исповедальная беседа с оглашенными. Они открывают свою душу, и порой выявляются явные грехи, в которых человек живет и иногда вовсе не собирается с ними расставаться. Это может быть, например, блудное сожительство. Духовник наставляет человека и направляет его к оставлению грехов. Если грех является прямым нарушением Божией заповеди, как блудное сожительство или занятие оккультизмом, то человек предупреждается, что крещение совершается «во оставление грехов» и креститься он может только после прекращения этого своего греха.

Беседы продолжаются далее: о Христе как Сыне Божием и нашем Спасителе, о Церкви, о таинствах, об основах христианской жизни. Потом проводится предкрещальная исповедь во исполнение слов апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас… для прощения грехов (Деян. 2, 38). Выявляется проделанный духовный труд подготовки к крещению, оставлена или нет греховнаяжизнь.

Исповедь совершается, естественно, не как таинство. Оглашенному говорится, что прощение грехов он получит от Господа в святом крещении.

Оглашенным предлагается в период оглашения посещение богослужений в храме. Им объясняется, что они присутствуют только на первой части Литургии (Литургии оглашенных), за которой они молятся, слушают чтение Священного Писания и проповедь.

Имеется практика «главопреклоненную молитву» над оглашенными произносить над их головами, для чего они подходят к амвону и после этого удаляются. В храме начинается Литургия верных. Характерно, что в храме колонии строгого режима оглашенные, удаляясь с Литургии верных, не расходились, но, дождавшись окончания службы, участвовали потом в общем чаепитии.

Первая группа оглашенных состояла из одной женщины. Вот она и была нашим «начатком» (см.: 1 Кор. 16, 15). Потом стало ходить больше и больше людей, а со временем и весьма много. За почти тридцать лет в связи с изменением обстановки в стране приток крещаемых и, соответственно, оглашаемых то возрастал, то убывал.

Читать еще:  Пасхальное евангелие на французском языке. Пасхальное Евангелие: истина противостоит закону

При большом количестве крещаемых возникла проблема. Группа набрана, прошли одна-две беседы, а приходят новые люди. Им что, целый месяц ждать? Решение было разумным. Создавалось несколько групп, когда два священника и диакон вели каждый свою группу. Бывало, часть огласительных бесед вели пономари — послушники. Одно время часть бесед вела монахиня, жившая при храме. Потом возник другой способ решения этой проблемы — метод «циклической перестановки». Четко определены шесть тематических огласительных бесед, по одной каждую неделю. На любой неделе человек может присоединиться. Он может начать, допустим, с четвертой беседы и далее участвовать в остальных, а закончит свое оглашение третьей беседой. Не лучший способ, но приемлемый и снимающий напряжение долгого ожидания начала беседы.

Крещение совершается для всех только полным погружением.

Когда я приехал в Енисейск в 1983 году, встал вопрос: в чем крестить? Как и везде в то время, в храме была только детская купель. Во дворе церковном стояло несколько бочек. Одна была красивая, чистая, из оцинкованного железа. Вот она и стала купелью на семь лет, пока не удалось построить крестильню с хорошей стационарной купелью. А та бочка потом еще долго служила купелью в тюрьме. Часто можно услышать, что нет возможности крестить полным погружением. Возможность всегда есть, а вот желание это делать бывает не всегда. Ведь даже в советские времена и то ставили купола на храмах и возводили иконостасы. Сделать купель не сложней. И вовсе парадокс, когда строится специально крестильня, а купели для погружения в ней нет. Прямо уха без рыбы.

Нередко крещение совершается в реке, в Енисее или притоке его Кеми, чаще же на нашем святом месте — Монастырском озере близ Енисейска (20 километров). Крещение в естественных водоемах бывает чаще летом, но иногда и в другое время года. Бывает крещение и зимой в проруби — это уж если человек сам этого очень хочет. Крещение в реке или озере всегда особое событие. Особое переживание и для священника, который тоже входит в воду. Крещаемые с самого начала стоят в белых рубашках, в них и погружаются. Младенцы в этом не нуждаются, крестятся без ничего. Крестик возлагается на новокрещенного еще в воде. По выходе из воды происходит облачение в крещальную рубашку.

Во время крещения каждое священнодействие поясняется священником, и крещаемые сознательно воспринимают все над ними совершаемое. Обеты отречения и сочетания крещаемые и восприемники произносят сами, ни в коем случае нельзя, чтобы кто-то произносил за них.

Символ веры крещаемые произносят сами (хором), для этого им дается красиво оформленный лист с текстом Символа, чтобы это было исповедание веры, а не проверка их памяти. Также никогда никто не произносит Символ веры за крещаемых. Все «Господи помилуй» крещаемые поют сами. Через это складывается общая молитва священника и крещаемых. Освящение воды совершается непременно при каждом крещении. Использование ранее освященной воды, некое «преждеосвященное» крещение никак не оправдано.

При храме имеется книга записи крещаемых. Все новообращенные вносятся в эту книгу. Книга записи ведется уже 15 лет.

Существует практика раздельного совершения «чина оглашения» и «чина крещения». Однако это делают только некоторые священники, и то не всегда, а по обстоятельствам.

Иногда крещение совершается с участием всего прихода. Это бывает не часто, но это очень вдохновенные службы не только для крещаемых, но и для всей церкви. Некоторые прихожане потом в сердцах говорят: «Вот бы сейчас еще раз покреститься, но… такого не бывает!» Крещение возвращается «из частной требы» в дело всей Церкви.

Потом происходит Литургия, на которой новокрещенные впервые участвуют как верные и новопросвещенные чада церкви. Рекомендуется неделю после крещения всюду ходить в обычных, но белых или светлых одеждах. По окончании первой Литургии новокрещенные подходят к амвону, священник произносит им наставление, вручает свидетельства о крещении и приветствует их как чад церковных, так же и прихожане, подходя, приветствуют их как своих во Христе новых братьев и сестер.

Огласительные беседы посещают как сами крещаемые, взрослые и отроки, так и родители (хотя бы один из них) и восприемники детей. Посещать огласительные беседы приглашаются и невоцерковленные молодые люди, просящие венчание своего брака. С ними проводится отдельная пастырская беседа, относящаяся к теме брака. Бывало, что и новообращенные, но с детства крещеные люди также изъявляли желание прослушать огласительные беседы. Для крестившихся при их желании огласительные беседы сменяются участием в приходских воскресных библейских беседах.

При многих возникающих трудностях в деле оглашения оно доставляет радость и катехизаторам, и оглашенным и приносит свои добрые плоды. В перспективе хочется достичь большего участия прихожан в деле оглашения и большего участия оглашенных в приходской жизни, а также совершения крещальной Литургии, благословленной еще Святейшим Патриархом Алексием II.

Отдельный вопрос о приезжающих из глубинки. Таковым предлагается либо малое оглашение, состоящее из меньшего числа огласительных бесед, либо заочная подготовка. Дома они самостоятельно читают Евангелие, учат молитвы, а потом, приехав, исповедуются и принимают крещение.

Читать еще:  Какой ученый ввел понятие сознания. Структура и уровни сознания

Многие прошедшие оглашение стали верными чадами Церкви, а иные ступили и на путь священнослужения и не мыслят его без исполнения слов Господа нашего и Учителя Иисуса Христа о научении народа при его крещении.

Журнал Московской Патриархии

Можайское благочиние. Толкования на Мф

Храм Вмч. Димитрия Солунского .

Преданием Церкви – это позиция ОСК РПЦ в вопросе о браке и разводе с её списком ” поводов к расторжению брака ” ” кроме вины прелюбодеяния ” ( Мф. 5, 32 ) , т. е. прямо вопреки Евангелию. Господь прямо сказал: ” Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ” ( Мф. 5, 32 ) . Т. е. очевидно, что Господь назвал только одну возможную причину для развода и однозначно запретил любой повод для развода кроме этой одной причины, – ” кроме вины прелюбодеяния ” . Это и есть вселенское (καθολικός) учение, т. е. Предание Церкви. Поместная Церковь не вправе его игнорировать, нарушать или изменять. Документ же ОСК РПЦ (и, соотв-но, решение Поместного собора 1917-18 гг., на который опирается текст ОСК РПЦ) прямо противоречит словам Господа, допуская и перечисляя ” кроме прелюбодеяния ” (” и вступления одной из сторон в новый брак ” , что есть то же прелюбодеяние, т. е. это тавтология) ” также ” ещё целый ряд причин для развода (Х. 3.) . Т. о. разрешая то, что Господь запретил. Получается, Господь утверждает, что ” кроме вины прелюбодеяния ” нет иных уважительных причин для развода.

А поместный документ ОСК РПЦ утверждает, что ” кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак также ” есть и другие причины. Т. е.

прямо противоположное. Налицо прямое противоречие Слову Божию. Очевидно, что поместный документ ОСК РПЦ (и, соотв-но, решение Поместного собора 1917-18 гг., на который опирается текст ОСК РПЦ) в данном вопросе противоречат вселенскому (καθολικός) учению, т. е. Преданию Церкви. На что поместная Церковь не имеет права и компетенции. Соотв-но, данная поместная норма обличается и дезавуируется вселенским (καθολικός) учением, т. е.

Так вот, не раз сталкивался с тем, когда люди, чтобы оправдать и отстоять эту желательную для себя поместную норму, явно идущую вразрез с Евангелием, т. е. со вселенским (καθολικός) учением Церкви, прибегают к риторике, суть которой сводится к абсолютизации поместного и пренебрежению вселенским (καθολικός) принципом, – объявляют вселенские каноны ” устаревшими, потерявшими актуальность ” ; размывают само понятие ” Предание ” , проводят мнение о его ” изменяемости (развитии, становлении, обогащении) ” в истории Церкви; закрывают глаза на прямой и явный смысл Евангелия, вселенского (καθολικός) учения, приемля по этому вопросу (под видом ” послушания священноначалию “) только (желательную для себя) поместную норму и практику икономии, клеймя апелляцию ко вселенскому (καθολικός) учению Церкви ” призывом к расколу ” , ” осуждением Церкви ” , ” непослушанием священноначалию ” и т. п. ярлыками. Например, не раз сталкивался на интернет-форуме с тем, когда в ответ на прямое Евангельское утверждение (даже просто цитату без всякого комментария) приводят в ответ в качестве противоречия, контраргумента, цитату из ОСК РПЦ. Что уже ненормально, нонсенс. Уже сам факт того, что цитаты этого поместного документа приводят в качестве противоречия прямым Евангельским утверждениям, говорит сам за себя, – о заведомом противоречии этого поместного документа Евангелию, т. е. вселенскому (καθολικός) учению Церкви.

3. Прп. Викентий Лиринский, ” Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков ” .

9. Свт. Филарет Московский, ” Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви ” .

10. Свт. Филарет Московский, ” Слово на освящении храма Живоначальной Троицы в московском Даниловом монастыре, произнесенное 13 сентября 1838 г. ” 11. Сщисп. Никодим (Милош) еп. Далматинский и Истрийский, ” Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями ” .

14. Свящ. Алексей Шляпин, Отзыв на проект документа Межсоборного присутствия РПЦ ” Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных) ” .

15. Свящ. Алексей Шляпин, Отзыв на проект документа Межсоборного присутствия РПЦ ” О церковном браке ” .

16. Свящ. Алексей Шляпин, Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния ” Церковное Предание как фундамент Православной Церкви. Поправка: Церковное Предание как фундамент жизни Церкви. Т. е. жизнь по Преданию ” .

19. Подстрочный перевод Ветхого и Нового Заветов на русский язык, Подстрочный перевод Нового Завета с греческого языка на русский, А. Винокуров.

22. Материалы интернет-дискуссий автора на православном форуме ” Слово ” : , на портале ” Богослов. Ru ” : и др. 23. Википедия.

Источники:

http://slovar.cc/rel/drevo/2303190.html
http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/19/idite-nauchite-vse-narodi-krestya-ih/
http://xn--b1algoccq.xn--p1ai/%D1%81%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0/bdd22c5e7c0a31ec819588237ecea0fb/15

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: