Мощи святой нины. Крест святой нины

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Святая равноапостольная Нина, или Виноградный крестик, спасший Грузию

27 января по старому стилю преставилась к Господу святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии.

Мне кажется, что символичным фактом в истории грузинского народа, который очень хорошо раскрывает его отношение к православию, глубоко укоренившемуся в сердце грузин, является завоевание в XVII веке персами Тбилиси. По приказу магометанского шаха из собора была вынесена величайшая духовная реликвия грузинского народа – крест святой Нины. Он был положен на мост через реку Куру. Около ста тысяч тбилисцев были собраны на берегу. Кто из них хотел жить, тот должен был пройти по мосту и переступить через крест, кто этого не сделает – того тут же на месте казнили. Ни один человек из ста тысяч не посмел совершить святотатство. И Кура в тот день стала красной от крови…

Много народов пыталось завоевать Иверию: римские язычники, огнепоклонники-персы, мидяне, парфяне, хазары, турки-мусульмане, но Грузия, сожженная и тонущая в крови, каждый раз воскресала. Возрождалась в православии. До сегодняшнего дня, несмотря на религиозные кровавые геноциды и соблазны многочисленных языческих верований да псевдохристианских ересей, Грузия с глубокой древности остается страной-хранительницей чистоты канонического православия.

Во многом это стало возможным благодаря хрупкой юной девушке, предпринявшей смертельно опасное путешествие по кавказским горам для того, чтобы принести свет Христовой веры в Иверию и стать апостолом для грузин. Ее звали Нина.

Она происходила из святого праведного и весьма знатного каппадокийского рода из города Коластры (сейчас восточная Турция). Там было довольно много грузинских поселений. Возможно, у семьи святой равноапостольной Нины с ними было какое-то родство или близкое знакомство, которое повлияло на дальнейшую жизнь святой. Будущая просветительница Грузии родилась около 280 года. Ее отца звали Завулон. Он занимал при римском императоре высокую должность военачальника. Будучи христианином, Завулон привел к вере множество пленных галлов. Их крестили, а он стал их крестным отцом. Благодаря ему пленники исповедовались и причастились Святых Христовых Тайн. Завулон же вступился за них перед императором. Последний за его воинские заслуги помиловал галлов. А их освободитель вместе с новообращенными и священниками прибыли в галльскую страну, где также было крещено множество людей. Родственником Завулона являлся святой великомученик Георгий Победоносец. Мама же Нины Сусанна воспитывалась долгое время при Храме Гроба Господнего. Ее родной брат был Святейшим Иерусалимским Патриархом (некоторые источники называют его Ювеналием).

Когда девочке исполнилось двенадцать лет, Завулон и Сусанна привели ее в Иерусалим. Родители Нины жаждали монашеской жизни. Потому по обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского они расстались, чтобы нести подвиги во имя Христа. Завулон удалился в Иорданскую пустыню, а Сусанна стала диаконисой (1) при Храме Гроба Господнего. Воспитание же Нины было поручено старице Нианфоре. Вскоре отроковица благодаря молитвенному складу, прилежанию, послушанию и любви к Господу твердо усвоила истины веры Христовой. Так, например, с великим усердием она читала Святое Евангелие.

Нианфора много рассказывала Нине о Крестной Смерти Спасителя. Девушку заинтересовала история, связанная с Хитоном Господним.

Вспомним стихи Евангелия: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19:23–24).

По Церковному Преданию, хитон Сыну соткала Пресвятая Богородица. А в Иверии (так в древние времена называлась Грузия) жило очень много евреев, попавших туда во времена вавилонского рассеяния (VI век до Рождества Христова), потому она называлась страной евреев, или Иверией. Там в городе Мцхете жил один благочестивый раввин Елеазар. Он практически был ровесником Господа нашего Иисуса Христа. В Пасху Страданий Спасителя он решил совершить паломничество в Иерусалим, но мать его Элоиза строго-настрого приказала ему не принимать участия в казни Христа. Согласно Церковному Преданию, благочестивая Элоиза в своем сердце даже чувствовала удары молота, которым Пречистые Длани Спасителя прибивали к Древу. Возвестив о смерти Господа своей дочери Сидонии, она скончалась. Сидония же перед этим упросила брата Елеазара привести ей что-нибудь из вещей Христа.

Елеазар прибыл в Иерусалим, когда Спасителя уже распяли на Кресте. Он выкупил Хитон Господень у римского легионера, выигравшего Его путем метания костей. Раввин увез святыню на Кавказ. Праведная Сидония, облобызав Хитон Господень, прижала его к груди и тут же предала святую душу Богу. Никто не мог разжать ладони праведницы и вынуть святыню. Елеазар похоронил сестру в саду Мцхета. Позже этот случай почти забылся. На могиле святой праведной Сидонии вырос огромный кедр. Люди чувствовали, что это святое место, так как ветви и листья дерева исцеляли страждущих от болезней. Множество кавказцев шли к кедру и почитали его великой святыней.

По внушению Святого Духа равноапостольная Нина, спустя почти триста лет, в начале IV века решила отыскать Хитон Господень. Ее решение было благословлено Богом. Однажды, когда святая уснула после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Читать еще:  Неблагоприятные дни в феврале овен здоровье.

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках две виноградные палочки. Она срезала с головы локон волос и, перемотав ими палочки, связала крест. С ним она отправилась в Грузию. Патриарх Иерусалимский благословил Ее на апостольское служение в Иверии.

Крест святой Нины

В начале пути дева была не одна. С нею путешествовали царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и еще 35 дев, но они все были убиты армянским царем Тиридатом. Святая Нина же чудом избежала смерти. Трудным, исполненным опасности путем, который и сегодня одолеет не каждый мужчина, она пришла в Грузию около 319 года. Поселилась в окрестности Мцхета возле раскидистого куста ежевики. При появлении святой произошло чудесное знамение. Идолы языческих божеств Армаза, Гаци и Гаима, которым поклонялись древние грузинские племена, пали, разбитые невидимой силой на маленькие кусочки. Это случилось во время языческого жертвоприношения и сопровождалось сильнейшей бурей.

Святая равноапостольная Нина всех страждущих лечила своим виноградным крестом. Так, ею была исцелена от бесплодия жена садовника. Позже от тяжкого недуга святая вылечила грузинскую царевну Нану, которая крестилась, стала ревностной христианкой и почитается в Грузии святою.

Несмотря на это, царь Мириан по наущению жрецов решил предать равноапостольную Нину тяжким мучениям. Но по Божьей воле ослеп. Кроме того, солнце скрылось, и на город пала тьма. Только после молитвы Господу нашему Иисусу Христу тьма рассеялась, царь выздоровел. Вскоре, в 324 году, Грузия окончательно приняла христианство.

По просьбе царя Мириана святой равноапостольный император Константин Великий прислал в Иверию епископа, двух священников и трех диаконов. Христианство упрочилось в стране.

Благодаря святой Нине в Грузии произошло еще одно чудо. Благочестивый Мириан решил построить на месте, где была погребена вместе с Хитоном Господним праведная Сидония, православный храм. Для этого целебный кедр над местом захоронения спилили. Ствол дерева решили использовать как колонну-столп в храме, но никто не смог сдвинуть его с места.

Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.

На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора сенью.

Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября (ст. ст.) – 14 октября (н. ст.) – в день Покрова Божьей Матери.

Сама же святая равноапостольная Нина мирно отошла к Господу, причастившись Святых Христовых Тайн, 27 января (н. ст.) на 67-м году жизни. Она завещала предать свои святые мощи погребению в месте своего последнего аскетического подвига в городе Бодбе. Царь Мириан и его слуги вначале хотели перенести их в Мцхетский собор, но не смогли сдвинуть гроб подвижницы с места. Тогда по завещанию святой мощи захоронили в Бодбе, а над гробницей воздвигли храм во имя родственника святой Нины – великомученика Георгия Победоносца. Позже здесь образовался женский монастырь в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

Ее же виноградный крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.

Так юная девушка, которой, быть может, на момент ее путешествия в Грузию едва исполнилось 16 лет, победила с Божьей помощью языческих истуканов, усмирила царя и стала для Иверии апостолом, принеся в нее свет Христовой веры. И мы, дорогие братья и сестры, не должны сомневаться, что Господь всегда с нами. Ведь сила Его в нашей немощи совершается. Поэтому не будем унывать. Лучше возьмем с Божьей помощью свое тело и свою душу и свяжем, как святая Нина волосами, своей любовью к Богу из них крестик да и пойдем вслед за Христом. А остальное Он с нами, как милостивый Отец, совершит Сам…

Иерей Андрей Чиженко

1. Диаконисы – церковнослужительницы древней Церкви. Посвящались через особое рукоположение и причислялись к клиру. В их обязанности входило подготовлять женщин к крещению, помогать епископам и священникам при совершении Таинства Крещения над женщинами, выполнять поручения епископов относительно больных и бедных, размещать женщин в храме во время богослужения и следить за порядком. К XI столетию институт диаконис практически упраздняется. Их место занимают монашествующие женщины.

Грузинский Крест или Крест святой Нино

Наверняка многие из вас, даже те кто еще не побывал в Грузии, сталкивались с изображением креста с опущенными вниз перекладинами — каноническим Грузинским Крестом (ჯვარი ვაზისა).

Каменный Крест святой Нино на капище в Светицховели. Мцхета

Именно так изображается крест святой равноапостольной Просветительницы Грузии Нино. Подробно о житии и подвиге святой Нино вы сможете прочитать здесь, а в рамках этой заметки мы расскажем только о чуде обретения Креста и истории этой главной святыни Грузинской Православной Церкви.

В юности святая находилась на на воспитании у благочестивой старицы Нианфоры. От нее Нино узнала, что по преданию Хитон Спасителя находится в Иверии (древнее название Грузии) и стала молиться Богородице о том, чтобы найти его.

Читать еще:  К чему снится сон в котором. К чему снится Сон? Сонник от А до Я

Во сне девушке явилась Божия Матерь. Она протянула святой Нино сплетенный из виноградной лозы крест и сказала: «Иди в Иверию и благовествуй Евангелие. Этот крест будет тебе щитом от всех видимых и невидимых врагов». Когда святая проснулась, рядом с ней лежал тот самый крест. Надо отметить что уделом Божьей Матери считалась Иверия, именно эта страна для проповеди Евангелия ей выпала при жребии со святыми апостолами. Когда Богоматерь была готова отправиться в путь, Ей явился ангел Божий и повелел оставаться в Иерусалиме, пообещав, что жребий её свершится в своё время.

Так и случилось. До этого языческая Иверия трудами святой Нино приняла христианство. Святая потратила 35 лет жизни на проповедь Евангелия в этой стране, и за эти труды Церковь ее называет равноапостольной Ниной, просветительницей Грузии. Хитон Иисуса Христа святая нашла, и на этом месте — в городе Мцхета — был построен деревянный храм, а позже — каменный собор в честь 12 апостолов, который находится в Мцхета и называется Светицховели.

Святая скончалась в 340 году. Просветительница Грузии никогда не расставалась со своим крестом и завещала его царю Мириану, который принял крещение благодаря святой Нино. В Мцхете, древней столице Грузии, крест находился до 458 года.

Далее в стране начались войны и гонения. Крест святой Нино хранился у армянского воеводы 175 лет, в монастыре Ванадад — больше 450 лет, в Карсе — 164 года. Царь Давид в 1125 году нашел его в городе Ани и перенес в Мцхету. Оттуда его перенесли в церковь Святой Троицы на горе Казбеги. В 1746 году по повелению царя Теймураза II, чтобы избежать поругания, крест спрятали в крепости Ананури. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил крест проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. В 1801 году его внук, Георгий Александрович, преподнес крест императору Александру I.

Российский император восстановил историческую справедливость — крест святой Нино как достояние грузинской церкви отправили с почестями в Сионский кафедральный собор в Тбилиси. «…Зная, сколь драгоценна сия святыня для Грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе…» — писал император Александр I князю Георгию Александровичу в феврале 1802 года.

С 1802 года крест находится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Святыню поместили в серебряный кивот, на крышке которого изображены сюжеты из жития святой Нино, около северных врат алтаря.

Бодби — священное место, где почивают мощи равноапостольной Нины

Бодби — священное место, где почивают мощи равноапостольной Нины

Кахетия — прекрасный край

Продолжаем знакомcтво со святынями древней и вечно юной Грузии, которые не перестают поражать воображение.
На этот раз мы побывали в ее восточной части, Кахетии, где в непосредственной близости от от города Сигнахи, в живописной местности у подножия Кавказского хребта расположен Бодбийский монастырь – обитель, где покоится святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Именно это место святая избрала себе последним пристанищем.

Алазанская долина

Все здесь прекрасно и величественно. Уже в непосредственной близости от монастыря открывается радующий глаз вид на плодородную Алазанскую долину, окруженную заснеженными вершинами уходящих в строгое небо Кавказских гор

Вдали -Алазанская долина

Затем появляется стройная колокольня, утопающая в зелени деревьев. Здесь все дышит благодатью и святостью. Монастырь очень древний.
Согласно летописным свидетельствам, он был основан непосредственно после заверщения земной жизни св. Нины, в первой половине IV века. Такова, очевидно, была воля святой.
Обращенный Ниной в христианство грузинский царь Мириан хотел перенести тело великой просветительницы в столицу — Мцхету, но две сотни людей не смогли сдвинуть останки с места. Могила святой Нины стала особо почитаемым местом, над ней был построен храм — величественная базилика.
Обратимся к житию святой равноапостольной Нины, которое само по себе чудесно и поучительно.

Как известно, святая Нина была родом из Каппадокии, из знатной и благочестивой семьи. Ее отец, Завулон, полководец Римского императора Максимиана, обративший в христианство десять Галльских княжеств, был женат на сестре Иерусалимского Патриарха -Сосанне. Их единственной дочерью и была св. Нина.

Св. Нине исполнилось 12 лет, когда семья покинула родину и направилась в Иерусалим. Раздав все имущество нищим, Завулон уединился в Иорданской пустыне, Сосанна ухаживала за немощными. Нину же дядя – Иерусалимский Патриарх – отдал на воспитание благочестивой христианке Сарре из Вифлеема – прислужнице Гроба Господня.

В 14 лет св. Нине явилась Пресвятая Богородица и возвестила ей о ее высоком предназначении – проповедовать Истинную Веру в земном жребии самой Девы Марии – в Иверии (Грузии). Благословив на апостольский подвиг, в знак Божьего Благоволения, Пресвятая Богородица вручила ей крест из виноградной лозы, которую Нина обвила своими волосами (Крест св. Нины в настоящее время хранится в Тбилиси, в Сионском кафедральном соборе).
В Грузии св. Нина многими трудами совершала свое служение. Ее молитвами исцелилась от тяжелой болезни и уверовала в Истинного Бога царица Нана, а вслед за ней и сам царь Мириан. Вскоре весь народ принял крещение в водах реки Арагви во Мцхета (в древней столице Грузии).


Свершив свой подвиг, св. Нина преставилась в селе Бодбе и Божьим Промыслом там же была погребена. Св. равноапостольный царь Мириан, желая почтить Просветительницу Грузии, вознамерился перенести мощи Святой во Мцхета, в храм Светицховели, где находится Хитон Господень, но двести человек не смогли сдвинуть с места её малое ложе. 30 дней оплакивали царь и весь народ свою просветительницу. Вскоре св. царь Мириан соорудил храм над могилой Угодницы Божьей. А перед кончиной завещал супруге: «Ты, Нана, если Бог даст, после моей смерти раздели царскую казну на две части и одну пожертвуй на могилу св. Нины, дабы во веки веков непоколебимым было место сие».

С той поры Бодбийский монастырь – свидетель многих интереснейших исторических событий.
В V веке св. благоверный царь Вахтанг Горгасали расширил и украсил храм-усыпальницу. Форму же трехнефной базилики храм приобрел в VIII-IX вв.

В XII в. царь Дмитрий I, сын св. благоверного царя Давида Строителя, заново обустроил и украсил усыпальницу св. Нины.
Мест погребения Просветительницы Грузии была настолько почитаемо, что даже татаро-монголы, разорившие всю страну, не посмели осквернить святыюю, хотя и причинили немалый вред храму.

Читать еще:  Как снять порчу куклы вуду. Кукла вуду своими руками - секреты изготовления, дошедшие до наших дней!!! Этапы проведения «черного» обряда

В средние века Бодбийский собор стал местом коронования Кахетинских царей. Знаменательно, что на коронации Теймураза I (1589-1663) прису-тствовал сам Персидский шах Аббас I, хотя это не помешало ему через несколько лет разорить обитель. В последствии над восстановлением храма много потрудился сам Теймураз I.

Со второй половины XVII в. в Бодбе функционировала духовная семинария, а с XVIII в. здесь был мужской монастырь с довольно многочисленной братией.

В первой половине XIX в. Бодбийскую епархию возглавлял выдающийся духовный пастырь митрополит Иоанн (в миру князь Макашвили). При нем в 1823 году был отреставрирован и заново расписан храм, установлен новый иконостас (существующий и по ныне).

Позднее под руководством архимандрита Николоза Микеладзе была построена трехэтажная колокольня. Но в целом в XIX в. из-за упразднения в 1811 г. автокефалии Грузинской Апостольской Церкви, Бодбийский монастырь переживал много трудностей. В это тяжелое для монастыря время на благо обители много потрудился признанный агиограф и иконописец Михаил Сабинин. Его неутомимой деятельностью была подготовлена почва для основания здесь женского монастыря.
В конце того же века могилу св. Нины в Бодбе посетил Российский Император Александр III и по его указу здесь был открыт женский монастырь. Первыми насельницами вновь открывшегося монастыря стали 12 сестер из разных обителей России.

В 1902-1906 г.г. настоятельницей монастыря была игумения Ювена-лия II (в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили, в схиме матушка Фамарь, сестра известного грузинского режиссёра Котэ Марджанишвили), которая в последствии прославилась своей деятельностью в России.
В начале XX века число сестер достигало 300. В первый же год существования обители в ней была открыта одноклассная школа, которая вскоре была преобразована в двухклассную, а затем во второклассную; когда в Бодбийском училище был введен педагогический курс, оно стало выпускать учительниц для начальных школ.
В 1906 г. по указу Императора Николая II обители было присвоено звание первоклассного монастыря.

Со слов сэра Оливера Уордропа, посетившего обитель в 1919 году, после восстановления автокефалии Грузинской Церкви (1918 г.), можно представить, каким был монастырь в начале XX века. Он восхищенно писал об этом визите своей жене:

«Когда мы приблизились к монастырю, появилась триумфальная арка (из листвы и цветов). Нас приняла настоятельница (княжна Вачнадзе). Сестры монастыря были все в черных облачениях, с высоко приподнятыми головными уборами, девочки монастырской школы (все в белых платьях)… Священник пригласил меня в небольшую церквушку, построенную впервые еще в IV веке и провел небольшую службу, молясь за раба божьего Оливера, монахини же тем временем пели. Затем настоятельница показала мне покои, где живут девочки: классную, трапезную, кухню, а также комнаты, где выполнялись ручной работы ковры, вышивка, церковные ризы и иконы. Мы видели там же большой сад при монастыре и с огромными букетами цветов, которые нам подарили девочки, сопровождаемые рукоплесканиями и криками восторгов провожающих, продолжили свой путь в Сигнахи.» (Интересно, что это письмо было передано нынешней настоятельнице монастыря, игумений Феодоре, дочерью Оливера Уордропа. Она носит имя просветительницы Грузии, живет в Англии и подобно отцу своему любит Грузию. Она живо интересуется обителью своей небесной покровительницы, о чем свидетельствует ее переписка с сестрами Бодбийского монастыря).
В 1924 году большевики закрыли монастырь. Последней настоятельницей была игумения Нина (в миру княжна Елена Вачнадзе). Подвижница, воспитанница Бодбийского училища, она с юности приобщилась к монашеской жизни и до последних дней оберегала родную обитель. Большевики неоднократно угрожали её жизни, но она чудом уцелела покрываемая своей небесной покровительницей, хотя была вынуждена оставить Бодбе. Всю оставшуюся жизнь она провела в Тбилиси при храме Анчисхати. После её кончины по её же завещанию мощи последней настоятельницы были перенесены в родную обитель.
Разоренный коммунистами, древнейший Бодбийский монастырь в наши дни обрёл новую жизнь. С 1991 года началось возрождение святыни.

В настоящее время в монастыре подвизается около 30 сестёр. Насель-ницы в основном молодые. Под руководством настоятельницы сестры не покладая рук трудятся и заботятся об устройстве и благолепии обители.

Монастырь, хотя и медленно, но всё же обретает свой прежний облик, благоустраивается и расширяется. Украшена гробница св. Нины, восстанавливаются полуразрушенные здания, над источником св. Нины сооружена купель и церквушка в честь родителей Святой – свв. Завулона и Сосанны. У монастыря обширное подсобное хозяйство, действуют иконописная и золотошвейная мастерские. Для многочисленных паломников открыта трапезная “Пилигрим”. Сестры также занимаются традиционной для Грузинских монастырей литературной деятельностью: на основании древнейших рукописей готовят к изданию богослужебные книги. И самое главное на могиле равноапостольной св. Нины ежедневно совершается богослужение за мир и благоденствие Грузии и всего Православного мира.

Могила св. Нины и по сей день источает духовное и телесное исцеление, а её обитель старается дать жаждущим возможность приобщиться к этому роднику духовности.

Источники:

http://pravlife.org/ru/content/svyataya-ravnoapostolnaya-nina-ili-vinogradnyy-krestik-spasshiy-gruziyu
http://v-georgia.com/gruzinskij-krest-ili-krest-svyatoj-nino/
http://pravme.ru/2018-01-27-bodbi-svyashhennoe-mesto-gde-pochivayut-moshhi-ravnoapostolnoj-niny.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: