Монах варсонофий. Полное житие преподобного варсонофия старца оптинского

Житие Варсонофия Оптинского

Духовные подвиги Варсонофия вызывали великое восхищение среди современников. Святитель являлся религиозным светочем Отечества в предреволюционный период, обладал даром пророчества и способностью глубокого разумения Священных Писаний и Преданий.

Духовный путь святителя

Родился будущий святитель в 1845 г. в Самаре, его отец являлся состоятельным человеком и занимался торговлей. Мать рано умерла, мачеха же оказалась любящей и благочестивой женщиной, которая привила мальчику любовь к Господу. Павел Плиханков (имя Варсонофия в миру) окончил военную гимназию, а после и училище, сделал карьеру в армии, носил звание полковника. У него была возможность продолжать жить в светском обществе, но он отказался от всех этих мнимых благ.

Когда Павлу Плиханкову было 46 лет, судьба привела его в небольшой старинный монастырь И. Крестителя. Здесь он полюбил молиться перед ракой с останками преподобного Варсонофия Казанского, чудотворца и Тверского епископа. Постепенно в его уме стала созревать мысль об уходе в монашество.

  • Его выбор пал на легендарную Оптину пустынь, в которой в то время пребывал старец Амвросий, знаменитый своим даром прозорливости и чудотворения. Святитель встретил Павла Плиханкова и сказал, что примет того в обитель только через два года. По прошествии времени полковник попросился в отставку, прибыл в монастырь, но не застал живым святителя Амвросия. Бывшего военного зачислили в число братии в 1892 г., через восемь лет его постригли в мантию и дали имя Варсонофия. Он стал иеромонахом в 1903 г.
  • Во время русско-японской войны преподобный отправился на фронт, где исповедовал, причащал и соборовал умирающих солдат, не страшась бродящей рядом смерти от пуль. По окончании конфликта Варсонофий вернулся к духовной деятельности и в 1907 г. получил сан игумена. К этому моменту слава о преподобном оптинском старце распространилась по всему Отечеству.

Интересно! Православный народ, предчувствуя приближение страшных событий, стремился получить у старца благословение и прощение грехов. Святитель исцелял больных телом и тех, чья душа совершенно погрязла в грехах, направлял на путь смирения и открывал в людях сокровенную сущность.

  • Лишь несколько раз за свою долгую жизнь преподобный Варсонофий покидал Оптину обитель. В 1910 г. он ездил к умирающему Л. Толстому. Святой отмечал, что писатель не смог проникнуться духом монашества, потому что крепко сковал себя узами материалистического видения мира. Некоторые иноки были недовольны тем, как преподобный Варсонофий совершал свои дела. В основном его противниками выступали монахи новой эпохи, пришедшие в обитель из опустившегося в духовном плане народа. Спустя некоторое время старца удалили из Оптины, несмотря на то, что он долгое время уговаривал оставить его хотя бы простым послушником.
  • В 1912 преподобного назначили настоятелем запущенной и неухоженной Богоявленской Старо-Голутвиной обители, что на окраине Коломны. Здесь старец мужественно переносил печаль от разлуки с родной пустынью, пытаясь восстановить вверенную ему территорию. Народ продолжал стекаться к хижине старца, чтобы получить мудрое наставление. Святой продолжал принимать людей, выслушивать их исповеди, несмотря на то, что сам изнемогал от многочисленных болезней тела. Никому он не отказал, всех принял с великой любовью и радушием.

Васонофий управлял Старо-Голутвиным монастырем чуть меньше одного года. Перед своей кончиной преподобный испытывал страшные муки. Он отказывался от всякой медицинской помощи, твердя, чтобы его оставили в покое, ибо тело уже находится на кресте.

В последние дни старец неустанно причащался, его душа отошла к Господу весной 1914 г. Святителя похоронили в Оптиной пустыни, рядом с духовным наставником Анатолием.

Дары от Бога

Варсонофий получил от Господа дар прозорливости и не уступал в этом другим старцам пустыни. Бог открывал ему все три времени в жизнях людей, приходящих к нему за помощью. Святитель видел душу как полотно, поэтому ему было проще направить мирянина на праведный путь, исцелить болезни, изгнать бесов. Этому дару старец был обязан непрерывному пребыванию в духовном подвиге через молитву, обращенную напрямую к Творцу.

Свидетели уверяли, что Варсонофия обнимало божественное пламя, когда в пустыни совершалась литургия.

  • Однажды к добродушному праведнику обратилась дочь богатого помещика с просьбой благословить её на хороший брак. Старец оповестил её, что она получит самого лучшего жениха, которого только можно придумать. В течение года девушка встречала интересных и красивых мужчин, но дальше дружественных отношений дела не шли. Во время гражданской войны она переезжала вместе с родителями в другой город. По дороге девушка заболела тифом и умерла. Перед смертью она успела приобщиться Святых Тайн и обрести Христа, своего жениха.
  • Когда Софья Лопухина была еще 16-летней девушкой, родители взяли её с собой в Оптину пустынь. Старец Варсонофий заприметил ребенка, вызвал к себе и подробно рассказал то, что ждет её в жизни, до мельчайших подробностей. Во второй раз Софья видела святителя, когда тот останавливался в Москве, направляясь в Голутвинский монастырь. Женщина получила в дар икону «Казанской» Богоматери, которую ей завещал сам Варсонофий после своей кончины. Софья Лопухина никогда не расставалась с этой священной реликвией, напоминающей о прозорливости преподобного святителя.

В своем последнем завещании преподобный отец просил, чтобы друзья и близкие простили его за прегрешения. Святой отметил, что он действовал в рамках сохранения божественных заветов и установлений древних подвижников. Варсонофий каялся о том, что был несовершенен и просил своих духовных чад следовать наставлениям мудрости и праведности.

Он особо подчеркивал:

«В деле просветления и достижения Царствия Небесного непременно поможет неугасаемая практика молитвы и чтение Святых Писаний. Уклонение от добродетелей и праведности хуже, чем принятие тысячи смертей. Необходимо проявить мужество в духовных подвигах, даже если сам ад восстанет против души».

Духовное наследие

Иоанн Кронштадтский видел в отце Варсонофие истинного подвижника христианского мировоззрения. Сохранилось предание, что святой, находясь в алтаре Андреевского храма, поцеловал руку офицеру русской армии, которому суждено было стать схимником и Оптинским старцем.

И. Кронштадский прославил имя Варсонофия, когда явился в видении одному сильно больному монаху и послал того для исцеления к великому Оптинскому чудотворцу.

Особое мнение преподобный старец имел по поводу того или иного искусства, которое способно услаждать как внешними формами, так и внутренним содержанием.

Варсонофий отмечал, что приятные явления в душе от созерцания искусств — это гости из духовных областей. Ум, расширяющийся посредством знания о Боге, естественным образом постигает божественное и способен непринужденно испытывать великую радость от общения с прекрасным. Райская жизнь выражается в том, чтобы уметь созерцать и наслаждаться великими творениями Господа.

Святитель говорил, что монах должен вести на земле жизнь, уподобленную ангелам. Каждый инок должен побороть пристрастие к материальным предметам, которые кратковременны и несостоятельны сами по себе. Для достижения ангелоподобного жития и смирения плоти помогают труды, пост и непрестанная молитва, обращенная к Богу. Иноки обязаны отвергать собственную волю и слышать повеления Господа, а также славословить Творца внутренней работой.

Житие Варсонофия преподобного оптинского старца.

Преподобный Варсонофий Оптинский (Павел Иванович Плиханков). 5/18 июля 1845 1/14 апреля 1913

Ясней здесь небеса, и чище их лазурь.

Мирской ярем неся, и скорбный совершая

Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,

Сподобился я видеть отблеск рая.

Родился в Самаре в благочестивой семье. Отец происходил из оренбургских казаков. Учился в Оренбургском военном училище и на офицерских курсах в Петербурге. В миру жил по-монашески.

В 1889 году впервые был в Оптиной; по благословению старца Амвросия, после чудесного исцеления от смертельной болезни поступил в Иоанно-Предтеченский Скит. Десять лет провел в затворе, живя под руководством старцев Анатолия и Нектария, занимался изучением аскетической литературы и деланием Иисусовой молитвы. Стал помощником скитоначальника, духовником Скита и Шамординской обители. Он обладал даром духовного рассуждения, прозорливости.

Находился в духовном общении со св. прав. Иоанном Кронштадтским, старцем Варнавой Гефсиманским, митрополитом Петербургским Антонием, митрополитом Московским Трифоном.

Преподобный Варсонофий (Плиханов), старец Оптинский – изображение со страницы «Коломенские святители» книги «Храмы Соборной площади Коломны».

Будучи еще в миру, молодой полковник заболел внезапно воспалением легких. Доктора определили его положение безнадежным. Почувствовав дыхание смерти, больной велел денщику читать Святое Евангелие. Внезапно увидел он небеса отверзшимися и содрогнулся от великого страха и света. Глубочайшее покаяние пронзило внезапно его душу. „Из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем”, – говорил о случившемся старец Нектарий.

Во всем его облике есть что-то подобное великим пророкам или апостолам, отражавшим ярким светом славу Божию на себе.

В воспоминаниях о. Василия Шустина передано, что о. Иоанн Кронштадтский, провидев духом в лице отца Варсонофия истинного подвижника, поцеловал в алтаре Андреевского собора в Кронштадте руку молодому офицеру, будущему старцу и схимнику.

Многие видели старцев, озаренных светом при их молитве. Видели и отца Варсонофия как бы в пламени во время Божественной литургии.

“Однажды я присутствовала при служении отцом Варсонофием литургии, – вспоминала одна монахиня, – мне пришлось увидеть и испытать нечто неописуемое: Батюшка был просветлен ярким светом. Он был как бы средоточием этого огня и испускал лучи. Лучом исходившего от него света было озарено лицо служившего с ним диакона”.

Житие преподобного оптинского старца Варсонофия (1845-1913). “Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств, всё промыслительно. Мы не понимаем значения того или иного обстоятельства. Перед нами множество шкатулок и ключей к ним нет. “.

Преподобный отец наш Варсонофий, в миру — Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И. отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так и дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у Павла Ивановича даже поговаривали порой: «С ума сошел, а какой был человек. »

А между тем то были лишь вехи на пути Павла Ивановича к оставлению дольнего и восхождению горняя. Как-то ноги «сами собой» привели его в небольшой, бедный монастырь, посвященный Св. Иоанну Предтече. Там полюбилось ему молиться у мощей святителя Варсонофия Казанского, долгие часы простаивал он в монастырском храме у раки святого. Мысль о монашестве поначалу страшила, уход в монастырь казался делом невозможным. Но постепенно созревала решимость оставить мир. Оставалось лишь сделать выбор: в какой обители положить начало иноческому подвигу? В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем — статья об Оптиной Пустыни и преподобном старце Амвросии.

. Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла:

— Павел Иванович приехали.

— Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий.

Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: «Через два года приезжайте, я вас приму». По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал.

10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преп. Анатолию, а затем к преп. Иосифу.

Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, а в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофия, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха.

В 1903 году преп. Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

Вскоре начинается русско-японская война, и преп. Варсонофий, за послушание, отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преп. Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Ушли в вечные обители святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, преподобный старец Варнава Гефсиманский. Страна приближалась к страшной войне и неизмеримо более страшной революции, житейское море, волнуемое вихрями безумных идей, уже «воздвизалось напастей бурею», люди утопали в его волнах.

Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к преп. Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов.

Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. С. М. Лопухина рассказывала, как, приехав 16-летней девушкой в Оптину, она попала в «хибарку», в которой принимал старец. Преподобный Варсонофий увидел ее и позвал в исповедальню и там пересказал всю жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая точно даты, когда они были совершены, но также называя и имена людей, с которыми они были связаны. А завершив этот страшный пересказ, велел: «Завтра ты придешь ко мне и повторишь мне все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как надо исповедоваться».

Оптину за все время своей монашеской жизни преп. Варсонофий покидал лишь несколько раз — только по послушанию. В 1910 году, также «за послушание», ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л. Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому. Молил врачей, родных, ничего не помогло. Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

В 1912 году преп. Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника.

Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И как прежде, стекается к преп. Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь. Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», — поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому.

«Батюшка, он же вас не слышит, — растерянно восклицает мать,— он же глухой. » — «Это он тебя не слышит, — отвечает старец — а меня слышит», — и снова произносит что-то шепотом на самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса и он покорно кивает головой.

После исповеди преп. Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.

Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте». Причащался старец ежедневно.

1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу. Похоронен был преподобный отец наш Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем преподобным Анатолием «Старшим».

Житие преподобного оптинского старца Варсонофия

Преподобный отец наш Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет – большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Возможность к стяжанию всех мирских благ. И. отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так и дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил.

А между тем то были лишь вехи на пути Павла Ивановича к оставлению дольнего и восхождению горняя. Как-то ноги сами собой привели его в небольшой бедный монастырь, посвященный святому Иоанну Предтече. Там полюбилось ему молиться у мощей святителя Варсонофия Казанского 1 , долгие часы простаивал он в монастырском храме у раки святого. Мысль о монашестве поначалу страшила, уход в монастырь казался делом невозможным. Но постепенно созревала решимость оставить мир. Оставалось лишь сделать выбор, в какой обители положить начало иноческому подвигу. В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем – статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии 2 .

. Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла:

– Павел Иванович приехали.

– Вот и слава Богу, – спокойно отозвался преподобный Амвросий.

Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: «Через два года приезжайте, я вас приму». По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал.

10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию 3 , а затем к преподобному Иосифу 4 .

Через год, 26 марта 1863 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, а в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен во иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха.

В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

Вскоре начинается русско-японская война, и преподобный Варсонофий, за послушание, отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Ушли в вечные обители святой праведный отец Иоанн Кронштадтский 5 , преподобный старец Варнава Гефсиманский 6 . Страна приближалась к страшной войне и неизмеримо более страшной революции, житейское море, волнуемое вихрями безумных идей, уже «воздвизалось напастей бурею», люди утопали в его волнах.

Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. С.М. Лопухина рассказывала, как, приехав шестнадцатилетней девушкой в Оптину, она попала в «хибарку», в которой принимал старец. Преподобный Варсонофий увидел ее, позвал в исповедальню и там пересказал всю жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая точно даты, когда они были совершены, но также называя и имена людей, с которыми они были связаны. А завершив этот страшный пересказ, велел: «Завтра ты придешь ко мне и повторишь мне все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как надо исповедоваться».

Оптину за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз – только по послушанию. В 1910 году, также за послушание, ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому. Молил врачей, родных, ничего не помогло. Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника.

Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И, как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И, как прежде, он, сам уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь. Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь – следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», – поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он же вас не слышит, – растерянно восклицает мать, – он же глухой. » – «Это он тебя не слышит, – отвечает старец, – а меня слышит», – и снова произносит что-то шепотом в самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса, и он покорно кивает головой. После исповеди преподобный Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.

Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте. ». Причащался старец ежедневно.

1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу. Похоронен был преподобный отец наш Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем преподобным Анатолием «Старшим».

Святитель Варсонофий (1495–1576; пам. 4 окт.) – епископ Тверской, казанский чудотворец, уроженец г. Серпухова Московской области. В 1512 г. попал в татарский плен, был выкуплен, по обету постригся в монашество в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1544 г. стал игуменом Николо-Песношского монастыря, затем отправлен в Казань и устроил там Спасо-Преображенский монастырь. В1567 г. рукоположен во епископа Тверского. По кончине был погребен в Казани, где в 1595 г. были обретены его нетленные мощи.

Иеросхимонах Амвросий (в миру А.М. Гренков; 1812–1891) – оптинский старец, обладавший дарами прозорливости и чудотворения. Канонизован в 1988 г.

Иеросхимонах Анатолий «Старший» (А.М. Зерцалов; 1824–1894) – старец, скитоначальник, ученик преп. Макария и Амвросия Оптинских. Канонизован в 1996 г.

Иеросхимонах Иосиф (И.Е. Литовкин; 1837–1911) – делатель умной молитвы, ученик преп. Амвросия, преемник по старчеству преп. Анатолия. Канонизован в 1996 г.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) – великий молитвенник и чудотворец. Канонизован в 1990 г.

Преп. Варнава Гефсиманский (1831–1906) – «утешительный» старец Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры, известный духовник и старец. Канонизован в 1996 г.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источники:

http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-varsonofiya-optinskogo.html
http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/vorsonofii_optinskii
http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Optinskij/duhovnoe-nasledie/1

Читать еще:  Снимок ауры человека. Фотографии ауры по методу кирлиан, чакры
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: