Многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание

Познание в системе культуры. Многообразие знания: донаучные, вненаучные и научные формы знания.

Когда излагают и теорию и историю культуры, то говорят не только о религии, нравственности, искусстве, но и о науке, о философии. Хотя и не все исследователи, но многие считают, что истина – одна из высших ценностей культуры, что знание, образование – неотъемлемые ее составляющие, что разумность, интеллектуальное развитие – критерии культурности. И все это так, и не совсем так. Ибо в понимание культуры при этом включается то, что присуще скорее цивилизации.

Действительно, существует огромная, пронизывающая всю жизнь человека разумного сфера познания. Сфера активности человеческого сознания, без которой немыслимо развитие ни культуры, ни цивилизации. Непосредственная цель познания – знание (практическое действие на его основе – потом). И не любое знание, а истинное, которое и обозначается понятием “истина”.

Познание – очевидно неприродно; природа сама по себе ничего не познает, для нее нет истины и лжи. Познающий человек осваивает мир, проникая в него и охватывая его мыслью. Он мысленно организует, оформляет и мир и себя в отношении к миру, неживому и живому.

При этом познание бывает разным: донаучным, научным и ненаучным, прикладным и фундаментальным, “чистым”, не ориентирующимся на непосредственную пользу. Но в любом случае оно способно выполнять и выполняет цивилизующую роль. Без знания, без истинного знания, невозможна цивилизация, разумная организация жизни, общества, человеческих отношений, невозможен рост комфортности жизни, вообще прогресс. Познание – это условие и инструмент цивилизации. Оно полезно, даже если в его процессе не ставится никакой определенной практической цели.

Формула, приписываемая средневековому философу Роджеру Бэкону, “знание – сила” верна. Процесс познания – это поиск истины, которая может быть использована. (Другое дело – кем, как и когда). Другой Бэкон (Френсис), философ Нового Времени, справедливо считал, что чем больше мы знаем, тем больше можем.

Благодаря знанию мы в состоянии изменять мир, удовлетворять и развивать свои потребности, и не только витальные, но и духовные.

Поэтому несомненно, что познание – это явление цивилизации (во многом рождающее ее), а истинное знание, истина – ее ценность.

Но вот является ли познание ( в частности научное) феноменом культуры? Действительно ли Истина – одна из высших ее ценностей, наряду с Добром, Красотой, Верой? На эти вопросы нет однозначных и простых ответов. Причем ясно, что в тех отношениях, в которых цивилизация и культура совпадают, познание входит в поле культуры. В тех аспектах, в которых цивилизация так сказать обеспечивает бытие и развитие культуры, познание, знание – чрезвычайно ценны. Формы жизни, поведения, отличающие цивилизованного человека от варвара, обычно разумны и основаны на знании. И формы эти в известной мере облагораживают жизнь, окультуривают ее. Однако, культура несводима к цивилизации, а культурность к цивилизованности. И дело не столько в явном практицизме цивилизации и “непрактичности” культуры, сколько в разной нацеленности того и другого. Цивилизация помогает человеку лучше устроиться в этом мире, обеспечить свое (все более и более комфортное) физическое и духовное существование. Культура же является выражением совершенствования самой человеческой природы, становления человека человеком, высоты и тонкости его духовного развития.

Культура – это совокупность форм человечности (а не удобства!) бытия, одухотворенности жизни. Это – совокупность ценностей, то есть человеческих отношений, в которых, и в носителях которых, реализуется и оформляется эта очеловеченность, облагороженность.

Познание, знание, образование, просвещение – все это необходимо для культуры. Но, с другой стороны, столь же очевидно, что познание и само по себе знание чего бы то ни было) не делает человека ни добрее, ни злее, ни благороднее, ни подлее. Познание и знание в общем ценностно нейтральны. Во всяком случае научное познание, истины науки. Когда шутят, что ученый – это человек, который удовлетворяет свое любопытство за счет общества, то в этой шутке большая доля правды. Такое любопытство ценнее, чем состояние нелюбознательности, нежелание знать. Но к культуре стремление к знанию, познание имеет отношение только в том случае, если речь идет о знании особого рода, об истине жизни, истине ее смысла, а не о знании фактов.

Поэтому, скажем философия, тем менее причастна к культуре, чем более она стремится быть объективной позитивной наукой, строгим и точным знанием о мире. А вот чем более философия озабочена смысложизненной проблематикой, вечными проблемами человеческого бытия и его ценностей, тем более она становится феноменом и выражением культуры, ее языком. Философия, которая ищет человеческие смыслы существования, – пробуждает у человека стремление быть воистину человеком, в том числе и в процессах познания мира, самопознания, самообретения. А просто ученость – это только возможная база для культуры. Знание – необходимо для обогащения духовного опыта, но недостаточно ни для культурности высокого уровня, ни для того, что иногда называют настоящей интеллигентностью.

Специфические формы знания. – Ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, паранаучное – формы вне-научного знания. – Обыденное, игровое, личностное знание и его особенности. – Народная наука как этнонаука. – Характеристики деви-антного и анормального знания. – Знание и вера. – Соотношение знания и веры в пределах гносеологии и за ее пределами. – Вера как основа саморегуляции человека. – “Верующий разум” русских философов.

Читать еще:  Шипящая кошка сонник. Шипящая кошка

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация – отделение науки от ненауки – так и не увенчалась успехом. Весьма убедительно звучат слова Л. Ше-стова о том, что, “по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно”1.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к ведомству вненаучного знания, объединяются общим понятием- эзотеризм.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

• ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

• донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

• паранаучное – как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. – около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

лженаучное – как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают “маньяком”, “сумасшедшим”. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание

Знание является результатом процесса познания, который имеет свою структуру и этапы, связанные с этапами развития человеческого общества. Вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением развивается и человеческое познание. Будучи поначалу естественным элементом человеческой жизни, основу которой составляет практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное и научное производство.

На ранних этапах истории человечества существовало обыденно-практическое познание, связанное с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д.

Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, представляющее собой фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественную переработку природы и общества народной фантазией.

В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, формах их бытия и т.д.; уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве.

Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное познание.

Как особый вид можно выделить научное познание, во многом противостоящее религиозному познанию мира. Об их особенностях мы поговорим в дальнейшем при обсуждении проблемы мировоззрения человека.

В середине XIX века О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания:

· религиозное – основанное на традиции и индивидуальной вере;

· философское – основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;

· позитивное – научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента.

Пути достижения истины многообразны. Однако в современной литературе принято выделять два вида знания: научное, вненаучное (знание – это информация любого вида).

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. – соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Читать еще:  Асцендент в знаке зодиака по дате рождения. Асцендент в натальной карте

Признаки вненаучного знания: знание несистематизированное, не формализованное в понятиях, формулах и т. д., знание, которое не опирается на научную картину мира (не нуждающееся в научных результатах). Вненаучное знание подразделяется на:

1. Донаучное знание – знания, полученные до появления современной науки (современная наука появилась примерно с 17 в.: Р. Декарт, Ф. Бекон), знания, которые не подтверждаются экспериментом.

2. Паранаучное знание – астрология, экстратенсорные знания (“пара” – около, рядом) – это знания, научные по форме, но не научные по содержанию (уфология – “уфо” – это научный слоган), это знания, не совместимые с научным стандартом.

3. Вненаучное знание – сознательно искаженные представления о мире, сознательное введение ошибок, сознательное введение научных знаний и представлений. Признаки: нетерпимость, фанатизм. В основном используется в рекламной деятельности.

4. Антинаучное знание – бессознательное, ошибочное. Например: любая утопия (место, которого нет), вера в панацею (лекарство от всего).

Общие признаки вненаучного знания:

1. Личностное, индивидуальное знание, построенное на внутреннем одобрении.

2. Знание, строящееся на вере, интуиции. Вера – знание с внутренним одобрением.

3. Знания, основанные на теории, эксперименте и т. д.

4. Знания, не поддающиеся строгой классификации.

5. Знания, связанные с сенсацией, необъяснимым, со скандалом.

Признаки научного знания: знание рациональное (полученное при помощи разума, интеллекта); знание, оформленное в теории, принципах, законах; знание сущностное, знание повторяемое (не всегда получается); знание системное (основанное на многом); это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности (точные измерения, наличие терминологии); знание, открытое для критики (в отличии от религии, культуры, искусства и т. д.). Научное знание обладает особым научным языком.

109.201.148.198 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание

Научное познание и его структура

Познание – это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Научное познание— это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Процесс научного познания включает в себя: объект, субъект, и знание, как результат и метод исследования.

Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Объектом исследования могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Объект познания всегда объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя.

Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Сообщество организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ)

1. способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать;

2. любая познавательно значимая информация;

3. особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.

Научный метод — это система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов.

Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе, являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение.

Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д. На теоретическом этапе познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.

Основные аспекты науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры

1) Наука как познавательная деятельность. Наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности. Но здравый смысл оказывается неспособным во всех случаях, когда ему приходится выходить за рамки обыденной жизни и практики.

Основными системообразующими факторами, способствующими превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности, являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов и открывает возможность опережающего изучения объектов, неохваченных практикой. Опора на объективные законы дает науке в конечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явления и события, которые могут в дальнейшем с успехом использоваться на практике.

Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий.

Однако чисто объективных подход оказывается ограниченным в тех областях исследования, где приходится учитывать субъективную сторону деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, мотивы и оценки. Именно поэтому наряду с научными методами познания существуют другие способы и приемы, которые обычно называются вненаучными.

2) Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце 18 века и продолжавшийся до середины 19 века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное — стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.

Читать еще:  Сонник делать уборку в чужой квартире. Уборка помещения

На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах.

3) Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. В своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.

Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание

Знание– информация, обладающая следующими критериями:

1) истинность;
2) убежденность в истинности (уверенность в его правильности);
3) обоснованность знания (ссылки на то, как ты его получил).

Выделяют 2 аспекта: 1) критерии демаркации (разграничения) научного и вненаучного знания; 2) виды вненаучного знания.

1. Начиная с 17 в. Доминирующая форма культуры — наука, которая в 18-19 вв. превращается в идеологию.

Выделяют 3 уровня критериев научности знания:

1) универсальные критерии (носят внеисторический и внедисциплинарный характер):
a. рациональность;
b. верифицируемость и фальсифицируемость;
c. обоснованность (много аргументов в его пользу);
d. прогностическая эффективность;
e. практическая востребованность;
f. осознание методологии;
g. системность;
h. языковая и логическая определенность.

2) Исторические критерии (описываются понятием «стиль мышления» и варьируются в различные эпохи). «Стиль мышления» — принятые в каждой культуре представления о нормативах научного знания (что изучать, как изучать, как обосновать истину, на что ссылаться).

3) Дисциплинарные критерии научности (логико-математич., естественные, технические, соц.-гум. науки).

2. Начиная с 80-х годов особенно в нашей стране.

Вненаучным знанием считается то, которое не соответствует отмеченным критериям.

Основные виды вненаучного знания:

1) паранауки (с греч. пара — около) — они исследуют необычные явления, которые не фиксируются приборной базой классической науки, но встречаются довольно часто.

а) воздействие человека на человека (ясновидение, телепатия, гипноз);
б) воздействие человека на вещество (телекинез, психокинез);
в) воздействие вещества на человека (астрология);
г) воздействие вещества на вещество (алхимия);
д) взаимодействие человек аи космоса (уфология, идея космического информационного поля, к которому могут подключаться люди и получать оттуда информацию).

Основные положения паранаучного знания:

1) оно может давать полезную информацию, недоступную методам классической науки;
2) при телепатическом контакте расстояние между объектами не играет никакой роли;
3) внечувственное восприятие не носит характер электромагнитного взаимодействия (каналы и циркулирующая по ним информация).

2) протонаучное знание — это начальные этапы развития науки, не вышедшей на парадигмальный уровень (физика до Ньютона, химия — до Менделеева, биология — до Дарвина).

К. Маркс «Наука строит не только замки из песка, но и замки не с фундамента, а с крыши».

3) девиантные науки (девиация — лат. — отклонение) — они возникают на основе традиционной парадигмы, но затем превращаются в альтернативу, признанную классическими парадигмальными теориями и академическое сообщество признает их несоответствующими критериям современной рациональности (пример, геометрия Лобачевского была девиантной до его смерти)

4) вульгаризованная наука (псевдонаука) — здесь «вульгаризованная» используется в смысле упрощенная.

Она опирается не на фактический фундамент, а на идеологический и подверстывает под эту идеологию данные классической науки в своей интерпретации:
а) вульгарный материализм Бюхнера, Фогта (врачи) и Мелешотта (естеств.) (40-е гг. 20 в.)

Фогт «Мозг выделяет мысль, так же как печень выделяет желчь».
б) все виды экономического детерменизма, которые объясняют все многообразие социальной жизни экономическими причинами (пример, марксизм);

5) лженаука — обозначает парадоксальные и экстравагантные теории, в основе которых лежит сознательная подтасовка фактов, и целью которых является сокрушение доминирующей парадигмы (новая хронология Фоменко и Носовского — вся хронология неправильная, используют спектральный и приборный анализ, говорят, что до 18 века вся хронология абс. не верна).

6) религиозное знание:
а) важнейший источник знаний — откровение (информация, полученная сверхъестественным образом — от ангелов и т.д.);
б) методом познания часто выступает медитация (пример, даосизм — познать Дао можно только в процессе медитации);

7) эзотерическое знание — это тайное знание, которое передается от учителя некоторым посвященным ученикам;

8) художественное знание. В отличие от науки, оно не понятийное, а образное, символическое (смыслы неисчерпаемы), интуитивное и личностное.

9) мифологическое;

10) философское.

Любое знание обладает гуманистической интенцией, чтобы улучшить жизнь человека и нам совершенно не важно, кто даст информацию о том, как нам жить лучше, дольше и т.д. Снобизма в отношении к любому знанию быть не должно, по принципу дополнительности все знания помогают друг другу (научное+вненаучное).

Источники:

http://cyberpedia.su/6x1e58.html
http://studopedia.ru/9_168098_mnogoobrazie-form-znaniya-nauchnoe-i-vnenauchnoe-znanie.html
http://stydopedia.ru/4×7699.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: