Митрополит сурожский антоний. воскресные проповеди

Содержание

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Слово митрополита Минского Филарета

С братской любовью к Владыке Митрополиту Антонию предпосылаю своих несколько слов его богомудрым словам и размышлениям.

Прежде всего, читая его поучения мы должны знать и помнить, что это всегда устное слово, обращенное к живому слушателю и рассчитанное на живое общение в храме в молитвенной обстановке.

Владыка Антоний говорит просто и не стремится к „захватывающему эффекту”, чем грешат современные проповедники, желающие более на себя обратить внимание. Владыка же подражает Святому Апостолу Павлу, который говорит, что „И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и Силы” (I Кор. 2, 4). И действительно, слово Митрополита Антония производит сильное впечатление на слушателей, коим и я не раз был, потому что оно отражает его личный духовный опыт. Владыка не просто говорит правильные слова, не просто поучает как надо жить, но свидетельствует нам от своего духовного делания, открывая часто слушателям свои личные переживания тех истин веры и благочестия, о которых проповедует. Именно эти сокровенные переживания веры и придают словам Владыки Антония убедительность и делают излишними всякого рода софистические рассуждения. Его проповедь исполнена Христовой любви к человеку, она – возвещение Благой Вести о Вечной Жизни.

Владыка Антоний весьма известный в современном мире проповедник. Его талант учительства общепризнан. Его проповеди обращены не к узкому кругу людей, но он открыт ко всем людям. И это придает его слову Евангельский Дух u Апостольский характер: „Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф. 28, 19).
Да благословит Господь и впредь „служение Слову” (Деян. 6, 4) дорогого брата нашего Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония.

А это издание его воскресных проповедей, уверен, будет желанной духовной пищей, укрепляющей читающего на пути к Царству Небесному.

6/19 ноября 1995 г. Неделя 23-я по Пятидесятнице.

Поделиться:

Навигация по записям

Добавить комментарий Отменить ответ

Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка

Ваша помощь сайту и приходу

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (подборка материалов на сайте)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Православный календарь

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Святитель Евста́фий I, архиепископ Сербский

Дни памяти: 4 января, 30 августа (Серб.)

Свя­ти­тель Ев­ста­фий, ар­хи­епи­скоп Серб­ский, жил во вто­рой по­ло­ви­не XIII ве­ка, при ко­ро­ле Серб­ском Сте­фа­не Уро­ше (1262–1320).

Ро­дил­ся в Бу­ди­миль­ской об­ла­сти в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье, где и по­лу­чил ду­хов­ное вос­пи­та­ние. От­ли­ча­ясь не­за­у­ряд­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, юный Ев­ста­фий был от­дан ро­ди­те­ля­ми на обу­че­ние «книж­ной пре­муд­ро­сти». Осо­бен­но при­леж­но он изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние, со­вер­шен­ству­ясь в бла­го­че­стии и доб­ро­де­те­ли. За­кон­чив об­ра­зо­ва­ние, юно­ша при­нял по­стри­же­ние в мо­на­сты­ре Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в Зет­ской об­ла­сти (Чер­но­го­рия) и про­во­дил су­ро­вую ино­че­скую жизнь, так что ско­ро про­сла­вил­ся как ве­ли­кий по­движ­ник. От­ту­да он пред­при­нял пу­те­ше­ствие в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния свя­то­му Гро­бу Гос­под­ню. На об­рат­ном пу­ти он по­се­тил Свя­тую Го­ру Афон и по­се­лил­ся там в серб­ском Хи­лен­дар­ском мо­на­сты­ре.

Пре­по­доб­ный Ев­ста­фий при­об­рел все­об­щую из­вест­ность и лю­бовь как стро­гий по­движ­ник и доб­рый учи­тель и был воз­ве­ден в сан игу­ме­на мо­на­сты­ря.

Че­рез не­сколь­ко лет его ру­ко­по­ло­жи­ли во епи­ско­па Зет­ской епар­хии. То­гда свя­ти­тель и вер­нул­ся на ро­ди­ну. Бо­га­тый ду­хов­ный опыт и ино­че­ская жизнь снис­ка­ли ему лю­бовь со­оте­че­ствен­ни­ков, и свя­ти­тель Ев­ста­фий был из­бран на пре­стол ар­хи­епи­ско­пов Серб­ских, пре­ем­ни­ков свя­то­го Сав­вы. Семь лет свя­ти­тель Ев­ста­фий управ­лял Серб­ской Цер­ко­вью и мир­но скон­чал­ся око­ло 1285 го­да. Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в мо­на­сты­ре Жи­до­ча, позд­нее оно бы­ло пе­ре­не­се­но в Пе­ши (Печ) и по­ло­же­но в ка­фед­раль­ном со­бо­ре свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла.

Тропарь святителю Евстафию I, архиепископу Сербскому

Избра́н от Бо́га, возлю́блен от люде́й,/ архиере́ов Боже́ственная красото́,/ о́тче Евста́фие, А́нгелов сослужи́телю,/ та́ин же Боже́ственных пропове́датель был еси́,/ те́мже моли́ Христа́ Бо́га со все́ми святы́ми/ изба́витися от вся́ких зол/ моли́твами твои́ми, блаже́нне,/ и спасти́ся нам,// чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Перевод: Избранный Богом и возлюбленный людьми, архиереев священное украшение, отче Евстафий, сослужитель Ангелов, ты был проповедником тайн Божественных, потому моли Христа Бога со всеми святыми об избавлении от всякого зла по молитвам твоим, блаженный, и о спасении нас, почитающих с любовью святую память твою.

Кондак святителю Евстафию I, архиепископу Сербскому

Свы́ше благода́ть прие́м от Бо́га,/ во святи́тельское подо́бие обле́клся еси́/ и от уст твои́х благоче́стно всех научи́л еси́ покланя́тися Тро́ице Единосу́щней./ Те́мже па́мять твою́ чту́ще,// прославля́ем Бо́га, просла́вльшаго тя.

Перевод: Получив свыше благодать от Бога, ты облекся во святительский сан и проповедью твоей благочестиво научил всех поклоняться Троице Единосущной. Потому, память твою почитая, прославляем Бога, прославившего тебя.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью. Евангелие от Марка. Глава 1, ст. 1-8.

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, 2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

7 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; 8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

ПРАВДА БОЖИЯ: Слово в Неделю по Рождестве Христовом, в день памяти Давида Царя, Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня

П оневоле, размышляя над этими событиями, в нас возникает вопрос, отчего же столько несправедливости в мире? Отчего была допущена гибель этих четырнадцати тысяч неповинных младенцев? Отчего страдали царь Давид, апостол Иаков, святитель Досифей? Что же такое справедливость? Если мы задумаемся над происхождением этого слова, мы, конечно же свяжем его со словом «правда», «праведность», «правая сторона» – по-славянски «десная».

« Е сть правда, находящаяся в нас самих, требующая отдать каждому должное, и, хотя мы не достигаем этого в точности, однако, поступая с правдивым расположением, не уклоняемся далеко от цели. И есть правда, постигающая нас с Небес от праведного Судии, – правда то исправляющая, то вознаграждающая, в которой многое для нас непостижимо по высоте заключающихся в ней определений».

Читать еще:  Значение климент охридский в православной энциклопедии древо.

Скачать
( MP3 файл . Продолжительность 13:34 мин . Размер 12.41 Mb )

Иеромонах Павел (Щербачёв)

ВХОЖДЕНИЕ В НАРОД БОЖИЙ: Слово на Обрезание Господне

Н а восьмой день, исполняя Закон Моисеев, родители Иисуса – названный Иосиф Обручник и Мария, приносят Младенца к местному начальнику синагоги. Совершается обряд Обрезания и Ребенку дается имя. Господь видимо по плоти совершает тот обряд, который должны были совершать люди, находящиеся под Законом.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 12:13 мин. Размер 11.19 Mb)

Иеромонах Ириней (Пиковский)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе “Подготовка ко Крещению” сайта ” Воскресная школа: on-line курсы ” протоиерея Андрея Федосова, руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

Приложения:

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Жития святых на январь
Жития святых на февраль
Жития святых на март
Жития святых на апрель
Жития святых на май
Жития святых на июнь
Жития святых на июль
Жития святых на август
Жития святых на сентябрь
Жития святых на октябрь
Жития святых на ноябрь
Жития святых на декабрь

Свежие записи

Радио “Вера”

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru — Встреча с Православием

Жития русских святых

К аждому обществу, как и каждому человеку, необходим светлый духовный идеал. Особенно остро общество нуждается в нем в эпоху «смутного времени»». Что же служит нам, русским людям, этим духовным идеалом, духовным стержнем, той силой, которая на протяжении целого тысячелетия сплачивала Русь перед лицом нашествий, смут, войн и других глобальных катаклизмов?

Н есомненно, что такой связующей силой является православие, но не в том виде, в каком оно пришло на Русь из Византии, а в том, какой оно приобрело на Русской земле, с учетом национальных, политических и социально-экономических особенностей Древней Руси. Византийское православие пришло на Русь, имея уже сформировавшийся пантеон христианских святых, к примеру, таких как Николай-чудотворец, Иоанн-креститель и других, глубоко почитаемых и поныне. К 11 веку христианство на Руси делало только первые шаги и для многих простых людей того времени еще не являлось источником веры. Ведь, чтобы признать святость пришлых святых, нужно было очень глубоко уверовать, проникнуться духом православной веры. Совсем другое дело, когда перед глазами есть пример в лице своего же, русского человека, иногда даже простолюдина, совершающего святое подвижничество. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Таким образом, к концу 11 века начинает формироваться русский пантеон святых, почитаемых и поныне наравне с общехристианскими святыми.

Б урная русская история выдвинула много ярких, неординарных личностей. Некоторые из них благодаря своей подвижнической деятельности на ниве православия, благодаря своей праведной жизни или деяний, в результате которых имя России обрело величие и уважение, были удостоены благодарной памяти потомков и канонизированы Русской Православной Церковью.

К акие это были люди, русские святые? Каков был их вклад в историю? Каковы были их деяния? Сайт «Русские святые» ответит на эти и другие вопросы.

Митрополит Сурожский – Воскресные проповеди

Митрополит Сурожский – Воскресные проповеди краткое содержание

Воскресные проповеди читать онлайн бесплатно

Поэтому в течение наступающей недели оглянемся на себя в последний раз, взглянем друг на друга и помиримся. Мир, примирение не означают, что проблем не стало; Христос пришел в мир, чтобы примирить его с Собою, и в Себе – с Богом; и мы знаем, какой ценой это Ему обошлось: беспомощным, уязвимым, беззащитным Он отдал нам Себя, говоря: делайте со Мной, что захотите; и когда вы совершите последнее зло, – узрите, что Моя любовь не поколебалась; она была и радостью, она была и пронзающей болью, но это всегда только любовь.

Это пример, которому мы можем, которому мы должны следовать, если хотим быть Христовыми. Прощение наступает в момент, когда мы говорим друг другу: я знаю, как ты хрупок, как глубоко ты ранишь меня, и потому, что я ранен, потому, что я жертва – иногда виновная, а иногда и безвинная – я могу повернуться к Богу и из глубины боли и страдания, стыда, а подчас и отчаяния я могу сказать Господу: Господи, прости! Он не знает, что он делает! Если бы только он знал, как ранят его слова, если бы только он знал, сколько разрушения он вносит в мою жизнь, он не сделал бы этого. Но он слеп, он не созрел, он хрупок; и принимаю его, я понесу его или ее, как добрый пастырь несет погибшую овцу; потому что все мы – погибшая овца Христова стада. Или же я понесу его, ее, их, как Христос нес крест: до смерти включительно, до любви распятой, когда нам дана вся власть простить, потому что мы согласились простить все, что бы нам ни сделали.

И вот вступим в Пост, как идут из густой тьмы в рассеивающийся сумрак, и из сумрака в свет, с радостью и светом в сердце, отрясая прах с ног, сбрасывая все путы, держащие нас в плену: в плену у жадности, в плену у зависти, страха, ненависти, ревности, в плену взаимного непонимания, сосредоточенности на себе – потому что мы живем в плену у самих себя, тогда как мы призваны Богом быть свободными.

И тогда мы увидим, что шаг за шагом мы движемся как бы через большое море, прочь от берегов мглы и сумрака к Божественному свету. На пути мы встретим распятие; и в конце пути придет день, – и мы будем предстоять перед Божественной любовью в ее трагическом совершенстве, прежде чем она настигнет нас неизреченной славой и радостью. Сначала – Страсти, сначала – Крест; а потом чудо Воскресения. Мы должны войти и в то, и в другое; войти в Страсти Христовы вместе с Ним, и вместе с Ним войти в великий покой и блистающий свет Воскресения.

Себе я прошу у вас прощения за все, что я должен был сделать и не сделал, за то, как я нескладно делаю вещи, и за многие, многие вещи, которые следует сделать и которые остаются несделанными.

Но давайте поддерживать друг друга на этом пути взаимным прощением, любовью, и помнить, что на трудном пути, в момент кризиса очень часто нам протягивает руку человек, от которого мы не ожидали ничего доброго, которого мы считали чужим или даже врагом: бывает, он вдруг увидит нашу нужду и отзовется на нее. Давайте, поэтому, раскроем свои сердца и глаза, и будем готовы увидеть и отозваться.

Подойдем теперь сначала к иконе Христа, нашего Бога и нашего Спасителя, Который дорогой ценой заплатил за власть простить; обратимся к Матери Божией, Которая отдала Своего Единородного Сына за наше спасение; если Она простит – кто нам откажет в прощении? А затем обратимся друг ко другу. А пока мы ходим, будем слышать уже не покаянное пение, но как бы настигающую нас еще издалека песнь Воскресения, которая станет громче на полпути, когда придет время поклонения Кресту, а потом заполнит этот храм – и весь мир! – в ночь, когда воскрес Христос, одержав победу. Аминь.

16 марта 1986 г.

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В день Торжества Православия мы празднуем церковное событие: заключение эпохи семи Вселенских соборов. На седьмом Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконах, который говорит нам, что, став человеком, Бог стал изобразим, что воплощением Своим невидимый, непостижимый Господь приобрел человеческий лик, и что лик Божий может быть запечатлен линиями и красками; не как портрет, а как внутренний, таинственный образ Божий, познанный, пережитый, знаемый в Церкви.

Читать еще:  Приснился сон что потеряла кольцо. Потерять обручальное кольцо

Как это дивно: у Бога – лик, и этот лик мы можем созерцать; и перед иконой, которая выражает церковный опыт, церковное знание о Боге, мы действительно можем преклонить колена с любовью, с благоговением, с нежностью. Бог стал одним из нас, не переставая быть непостижимым, великим Богом, самой Жизнью, самой Святостью, самой Непостижимостью. И вместе с этим по-новому озаряется слово Ветхого Завета о том, что мы созданы по образу Божию; каждый из нас – икона. Как это дивно! Взирая друг на друга, так же, как когда мы взираем на икону, мы можем взором веры, взором любви, взором богопочитания прозреть образ Божий.

Есть в Новом Завете слово о том, что нам надо отдавать кесарю кесарево и Богу – то, что принадлежит Богу. Сказано было это слово, когда Спасителю Христу был представлен динарий с запечатленным лицом, образом римского кесаря, и Он отозвался: отдавайте то, на что легла печать мира, печать власти, печать земли, тем, кому это дорого; а Богу отдавайте то, что запечатлено Его печатью. И каждый из нас – образ Божий, на каждом из нас эта печать, которая делает нас Божиими, и этого мы не можем отдать никому – только Богу.

И сегодняшний праздник икон говорит нам не только о рукописных иконах, не только о том, что Бог изобразим, что Бог стал человеком и у Него человеческий лик и образ; но говорит также, как нам надо относиться к тому, что каждый из нас – святая икона Божия. Как должны мы относиться к себе и друг другу, если только мы это понимаем, если только мы можем об этом вспомнить! Бывают иконы оскверненные, попранные, изуродованные человеческой злобой; и эти иконы нам делаются так дороги, словно это иконы-мученицы; эти иконы нам хочется оберечь, окружить любовью, охранить, потому что они так пострадали от человеческой неправды. Так должны мы смотреть и друг на друга, когда человека изуродовал грех, когда человек ранен, когда так трудно в нем прозреть красоту и славу Божию; тогда-то нам надо глубоко вглядеться в этот святой и оскверненный образ, тогда-то надо приложить весь труд, всю любовь, все благоговение наше, чтобы эта икона, не на древе написанная, а в душе человека, в облике и в образе его, очистилась, исцелилась, вновь освятилась, стала иконой во славу Божию.

И вот, вступим сегодня во вторую седмицу Великого поста, в конце которой святой Григорий Палама будет провозглашать славу человека, будет говорить, что Божия благодать, живущая в человеке, почивающая на нем, касающаяся его, исцеляющая, творящая его новым, что эта благодать – Сам Бог, вселяющийся в нас. Как благоговейно должны мы глядеть друг на друга, как трепетно и благоговейно относиться друг к другу, невзирая на наши немощи, слабости, грехи, ибо мы – образ: оскверненный и, однако, освященный. Аминь.

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Подготовительные седмицы к Великому посту ставят нас перед лицом нашей греховности; Великий же пост, который в песнях церковных называется весной духовной, зовет нас духом подняться, в сердце и в уме расцвести радостью и благоговением перед Христом и Его спасительным делом – ведь мы спасены, потому что мы Им любимы, – и перед великими чудесами и делами Господними. В сегодняшнем апостольском и евангельском чтениях нам открывается Божество, несравненность и величие Спасителя. Кто может прощать грехи на земле, как только Бог? – спрашивают люди. И Спаситель, совершая чудо перед ними, утверждает, что так же, как Он может восстановить человека в плоти его, так же может Он восстановить и его цельность духовную, простив всякий грех, очистив от всякой нечистоты, восстановив в нем во славе и красоте Божий образ.

И еще: каждое воскресенье Великого поста будет говорить нам о том, как Господь изливает на нас Свою Божественную благодать. И мы называем ее Божественной по учению Православной Церкви, провозглашенному Святым Григорием Паламой, чей день мы сегодня празднуем. Он провозгласил, на основании опыта святых, что благодать Всесвятого Духа не есть нечто тварное, как это утверждают западные Церкви, а Самое Божество, изливающее на тварь, пронизывающее тварь до самых глубин, и делающее человека, по слову апостола Петра, причастником Божественной природы (2 Пет. 1, 4). Это учение, основанное на личном опыте святых и на опыте всей Церкви в ее совокупности, является, может быть, самой великой нашей радостью: мы способны не только стать духоносными в каком-то переносном смысле, но подлинно богоноснъши, став, через благодать, которая есть Самое Божество, причастниками Божественной жизни и Божественной природы. Это – слава человеческая, это – призвание наше; и поэтому говорит и святой Ириней Лионский, что слава Божия, сияние Божие, Божие торжество – это человек, выросший в полную меру своего величия. Это наше призвание, это голос Божий, обращенный к нам, зовущий нас стать тем, чем Бог нас задумал, стать тем, чем Он нас восхотел.

Митрополит Антоний Сурожский: жизнь, миссионерская деятельность и труды

Митрополит Антоний Сурожский по праву считается одной из самых знаковых духовных фигур православия XX века. Будучи прекрасно образованным, он, благодаря своей живой, искренней вере и неподдельному человеколюбию, умел достучаться до сердца простого слушателя.

Его миссионерские труды получили широкое распространение не только в России, но и за рубежом. А способность владыки говорить о самом главном для человека, рассказывать о Христе, не углубляясь в сложные богословские термины, стала отличительной чертой его проповедей.

Биография

Митрополит Антоний Сурожский, биография которого представлена ниже — не просто значимая историческая личность православного мира. Это целая эпоха для многих, источник знаний о Христе и вере в условиях длительного информационного голода. Это пример безмерной любви к людям, взращиваемой непрестанным служением каждому, кто встречался на его тернистом и трудном жизненном пути.

Семья и детство митрополита Антония

Владыка Антоний (в миру Андрей Борисович Блум) происходил из семьи сотрудника российской дипломатической миссии. Его отец — Борис Эдуардович Блум — имел шотландские корни, а мать — Ксения Николаевна Скрябина — была сестрой известного русского композитора Александра Скрябина.

Родился Андрей Блум 6 (19) июня 1914 года в швейцарской Лозанне, где семья пробыла еще несколько месяцев после его появления на свет. В течение почти двух лет они прожили в Москве, до тех пор, пока отец не получил назначение в Персию, где и прошло детство Андрея. Воспитанием мальчика в основном занимались мать и бабушка по материнской линии, хотя некоторое время при нем находилась русская няня.

Скитания

С началом революции в России для семьи Блум наступили особенно тяжелые времена. В то время, как отец вынужден был оставаться в Персии, мать и бабушка пытались вывезти мальчика из страны. Начался период постоянных изнуряющих переездов. Ища приют, они несколько лет скитались по Европе и лишь в 1923 году осели во Франции.

Франция отнюдь не была радушна, и встретила эмигрантов новыми трудностями и безработицей. Ксении Николаевне, однако, удалось найти работу благодаря знанию иностранных языков и навыкам стенографистки.

Школьные годы

Андрея отдали в школу. Это была не просто общеобразовательное учебное заведение, это была настоящая школа жизни, терпения и мужества. Находилась она на окраине Парижа, в той ее части, куда после захода солнца не решались заглядывать даже полицейские.

Издевательства и побои, наносимые старшими учениками, делали жизнь там еще более невыносимой.

Воспоминания об этом месте были настолько тяжелы для митрополита Антония, что уже в зрелом возрасте, когда, проезжая на метро, он услышал название той станции, где раньше находилась его школа, владыка упал в обморок.

В таких сложных условиях приходилось расти и выживать маленькому Андрею. И хотя жизнь семьи проходила вдали от России, нежное и трепетное чувство к Родине сохранилось в матери и бабушке мальчика и, безусловно, передалось и ему самому.

Читать еще:  Сне больной человек выздоровел. Больной человек толкование сонника

Обретение веры

Долгое время будущий митрополит был глубоко равнодушен к вере. Однако произошедшая однажды встреча юного Андрея с католиками полностью изменила его мировоззрение. Случилось это тогда, когда мать, стесненная в средствах, привела юношу к ним на «смотрины» с целью получения стипендии, объявленной для русских детей.

Андрей с успехом прошел собеседование и мог быть облагодетельствован, если бы не жесткое требование принять католичество.

Такой подход серьезно возмутил мальчика, и он выразил свой отказ с особой, недетской твердостью. Встреча оставила после себя неизгладимое впечатление и привела к непринятию Церкви в целом.

Вторым поворотом духовного пути стала беседа четырнадцатилетнего Андрея с проповедником — отцом Сергием Булгаковым.

Слова, произнесенные тогда священником, затронули тонкие душевные струны юноши, однако и вызвали в нем бурю негодования и протеста. Придя домой, он попросил у матери Евангелие, чтобы самому удостовериться в своей правоте, но внимательное и вдумчивое чтение Священного Писания произвели на Андрея абсолютно противоположное действие. Новый день он встречал уже верующим человеком, столкнувшимся лицом к лицу со Христом. Это событие определило всю последующую жизнь Андрея.

С 1931 года юноша начинает пономарить на Трехсвятительском подворье Парижа, принадлежащем Православной Церкви Московского Патриархата.

Постриг и врачебная деятельность

После окончания школы, Андрей поступает в Сорбонну на естественный, а затем на медицинский факультет, который и оканчивает к 1939 году. Избрав своей профессией специальность хирурга, юноша, однако, не перестает мечтать о монашеском призвании и в преддверии отправки его на фронт произносит иноческие обеты перед своим духовным отцом. Но из-за недостатка времени постриг будущий архиерей примет позже, лишь в 1943 году, получив при этом имя Антоний.

Молодой человек прошел всю войну, исполняя обязанности полевого хирурга, оперируя и спасая раненых. Он врачевал подопечных не только с помощью скальпеля, но и своей искренней любовью, заботой и участием. Сталкиваясь со многими врачами за годы военной службы, Антоний видел порой их крайнее очерствение и огрубение, вызванное ужасами войны. Но сам он оставался человеколюбивым и милосердным как во время военных действий, так и до самой своей кончины.

Церковная служба

Еще одна значимая встреча происходит в жизни молодого монаха на православно-англиканском съезде. На этот раз архимандрит Лев (Жилле) оказывает непосредственное влияние на судьбу Антония, высказывая в личном разговоре мнение о необходимости принятия молодым человеком священнического сана и оставлении профессии врача.

В 1948 году Антония рукополагают в сан иеродиакона, а в скором времени и в иеромонаха, после чего он принимает духовное руководство над членами Православно-Англиканского Содружества.

С этого момента отец Антоний стремительно приближается к главному служению своей жизни. В 1950 году его назначают настоятелем храма в Лондоне, а в 1953 посвящают в сан игумена. Еще через три года он становится архимандритом и чуть позже — настоятелем храма Успения Божией Матери и всех Святых в Лондоне. Уже в 1957 получает сан епископа, а в 1962 — архиепископа.

Вскоре в Британии утверждается Сурожская епархия, которая становится первой архиепископской кафедрой владыки Антония. А с 1966 по 1974 год, возведенный уже в сан митрополита, он исполняет обязанности Патриаршего Экзарха в Западной Европе.

Все это время архиерей ведет активную проповедническую деятельность, пишет статьи, читает лекции. Чуть позже он выступает на радио и телевидении, и эти выступления транслируются в России и становятся духовным маяком для тысяч российских граждан, имеющих ограниченный в то время доступ к любой духовной и богословской литературе.

В 1983 году за пастырские, богословские и миссионерские труды митрополиту была присуждена степень доктора богословия.

Последние месяцы жизни

Последний год управления епархией выдался для владыки особенно тяжелым, положение усугубилось перенесенной в начале 2003 года хирургической операцией. Ослабленный болезнью, митрополит Сурожский вынужден был подать прошение об уходе на покой, которое было удовлетворено Священным Синодом РПЦ 30 июля 2003 года, всего за 5 дней до смерти владыки. В последнее время больной не мог уже говорить и общался при помощи жестов, поэтому сотрудники Лондонского хосписа пускали к умирающему лишь немногих.

Скончался митрополит Антоний 4 августа 2003 года, а 13 числа в соборе Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне митрополит Минский и Слуцкий Филарет в сослужении других иерархов церкви совершил над ним чин отпевания. Так, со смертью этого выдающегося человека закончилась целая эпоха в истории Русской Православной Церкви.

Книги, беседы и проповеди

Впервые книги митрополита Сурожского Антония появились на английском языке в 1960-х годах. Стоит отметить, что книги эти в основной своей массе не являются непосредственно плодом его писательского труда. Это лишь переработанные записи проповедей и бесед владыки, произнесенных им в разных местах для разной аудитории. Когда митрополита однажды попросили подписать свежее издание, он удивленно воскликнул: «Представляете, я даже не знаю, о чем эта книга!».

В России труды владыки Антония появились позднее, когда по радио BBC начали звучать его проповеди и беседы. Магнитофонные записи его выступлений и сборники, составленные по ним, издавались самиздатом и бережно передавались из рук в руки.

Основной чертой всех трудов владыки Антония является то, что каждое его слово находит отклик в душах слушателей. Происходит это по той причине, что все сказанное им представляет собой личный духовный опыт, сокровенные переживания и открытия автора.

Сегодня его труды широко известны во всем мире:

  1. Одним из самых читаемых трудов владыки является книга «Человек перед Богом», которая представляет собой сборник проповедей, произнесенных с 1969 по 1991 год. Все беседы объединены одной общей темой: внутренняя жизнь человека, определяющая его отношения с Богом. Произведение адресовано не только верующим, оно обращено ко всем, к каждому человеку лично. Владыка напоминает, что вера не есть нечто отдельное, оторванное от повседневной жизни — напротив, вера пронизывает все сферы и прочно вплетается в существование любого из нас.
  2. Еще одним замечательным трудом является книга «Воскресные проповеди», которая включает в себя цикл бесед на воскресные евангельские чтения, охватывающие весь годичный богослужебный круг. Слова, никогда не произносимые митрополитом по бумажке, затрагивают тут важные богословские, нравственные и просто бытийные моменты жизни людей.
  3. Сборники трудов: «Быть христианином», «Может ли верить и молиться современный человек», «О слышании и делании», «О встрече», «Ступени», «Жизнь. Болезнь. Смерть», «Беседы о вере и Церкви», «Пути христианской жизни». Все эти произведения призваны не просто рассказать читателю о вере. Их основная задача — раскрыть значимость и глубину духовной жизни, познакомить людей с Богом, научить усердному труду над собой и искренней, бескорыстной любви к ближнему.
  4. Такие книги, как «Пробуждение к новой жизни», «Бог. Да или нет?», «Уверенность в вещах невидимых» и ряд других, открывают перед читателем глубокий и до конца не постижимый мир веры, служат маяком на тернистом пути духовного возрастания.

Афоризмы и цитаты

Антоний Сурожский был тем человеком, который обладал даром произносить слова, способные коснуться души того, к кому были обращены. Более того, они до сих пор оставляют неизгладимый след в сердцах людей, заставляют задуматься, взглянуть на себя с новой стороны и, в конечном итоге, переменить жизнь. Каждое его слово наполнено глубочайшей искренней верой и особой мудростью, основанной на любви к Творцу и Его творению.

«Мы обманываемся, когда думаем, что общаемся друг с другом через слово. Если между нами нет глубины молчания, слова почти ничего не передают. Понимание происходит на том уровне, где два человека встречаются глубинно именно в молчании, за пределами всякого словесного выражения».

«Может быть, молчание Бога – это всего лишь трагический аспект нашей собственной глухоты?»

«Духовная жизнь вся сосредоточена не в человеке, а в Боге, в Нем имеет свой источник, Им определяется, к Нему направлена».

Несмотря на то, что прошло уже более 15 лет со дня кончины этого великого проповедника, его проповеди все так же актуальны для нас потому, что несут в себе не только нравственные идеалы, но и неподдельную любовь к человеку.

Видео

В видео можно послушать размышления митрополита Орховскоого и Болховского Антония о браке и семье.

Источники:

http://georgievka.cerkov.ru/2014/11/04/mitropolit-surozhskij-antonij-voskresnye-propovedi/
http://mybrary.ru/books/religija-i-duhovnost/religion-rel/page-4-176537-mitropolit-surozhskii-voskresnye-propovedi.html
http://proreligiu.club/lichnosty/svyashenniki/antonij-surozhskij.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: