Митрополит рязанский. Годы в семинарии

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя в Москве

Святейший Патриарх Кирилл: Участие в Литургии изменяет человеческую душу

Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский (Зарицкий Владимир Николаевич)

Родился 12 сентября 1953 г. в с. Стодульцы Жмеринского р-на Винницкой обл. Украины в семье рабочего.

В 1970 г. окончил Луко-Барскую среднюю школу, затем работал рабочим в строительном тресте.

С 1973 г. — рабочий в Троице-Сергиевой лавре, в том же году стал иподиаконом еп. Рязанского Симона (Новикова), с 1974 г. исполнял послушание чтеца в Успенском соборе г. Кинешма Ивановской области.

30 марта 1975 г. рукоположен во диакона, 6 апреля — во иерея, служил в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново, затем настоятелем Знаменской церкви с. Красное Палехского р-на Ивановской обл.

27 мая 1977 г. архимандритом Амвросием (Щуровым; впоследствии — архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский) пострижен в монашество.

16 декабря 1977 г. принят в клир Орловской епархии, назначен настоятелем церкви Рождества Христова в г. Болхове Орловской обл.

С 3 октября 1978 г. — настоятель Никольской церкви в пос. Кромы Орловской обл.

25 марта 1982 г. возведен в сан игумена.

В 1985 г. окончил Московскую духовную семинарию.

В 1987 г. назначен секретарем Орловского епархиального управления, 6 июня того же года возведен в сан архимандрита, а 7 июля назначен настоятелем Никитского кафедрального собора г. Орла.

С 1 января 1989 г. исполнял послушание эконома-строителя Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии. 11 декабря 1990 г. командирован для служения в Николо-Угрешский монастырь.

12 июня 1992 г. назначен наместником Николо-Угрешского монастыря. В 1999-2010 гг. — ректор Николо-Угрешской семинарии.

14 августа 2003 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Люберецкого, викария Московской епархии.

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 40) назначен епископом Пензенским и Кузнецким с освобождением от должности наместника Николо-Угрешского монастыря.

Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. (журнал № 105) назначен ректором Пензенской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 169) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Нижнеломовского Казанского Богородицкого мужского монастыря с. Норовка Пензенской обл.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 64) присвоен титул «Пензенский и Нижнеломовский», назначен главой новообразованной Пензенской митрополии.

С июля 2012 г. по август 2013 г. временно управлял Сердобской епархией (Пензенская митрополия).

1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 126) назначен Преосвященным Рязанским и Михайловским.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 23) утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого мужского монастыря г. Рязани.

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 35) поручено временное управление Скопинской епархией. Также решением Синода освобожден (журнал № 51) от должности ректора Пензенской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) назначен Преосвященным Оренбургским и Саракташским, главой Оренбургской митрополии.

Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. (журнал № 43) утвержден в должности священноархимандрита Димитриевского мужского монастыря г. Оренбурга.

С декабря 2017 г. по март 2018 г. ― временно исполняющий обязанности ректора Оренбургской духовной семинарии.

Митрополит Симон и возрождение Рязанской семинарии

05 февраля 2017 .

5 февраля исполняется 89 лет со дня рождения приснопамятного митрополита Симона (Новикова). Дата – не круглая, но мы имеем повод в очередной раз вспомнить об этом славном архипастыре. Вспомним же ту сторону его многогранной деятельности на Рязанской кафедре, которая касается возрождения Рязанской духовной семинарии.

Год 1989-й для Русской Православной Церкви был отмечен заметным подъемом, наметившимся после общенародного празднования 1000-летия Крещения Руси. Помимо прочего, было открыто несколько новых семинарий и духовных училищ. Церкви начали возвращать поруганные храмы, и возникновение новых приходов потребовало образованных священно- и церковнослужителей. Рязанская епархия оказалась в первых рядах среди тех, где также была открыта духовная школа. Историческое здание Рязанской семинарии (сейчас — здание Высшего воздушно-десантного училища)

Те, кто лично знали архиепископа Рязанского и Касимовского Симона, вспоминают, как сильно он тогда возгорелся желанием возродить православную семинарию в Рязани, памятуя о ее славной дореволюционной истории (насчитывающей более 200 лет!) и знаменитых выпускниках.

Примечательно, что владыка Симон сам не понаслышке был знаком с семинарской жизнью, ведь, до своей архиерейской хиротонии, последовавшей в 1972 году, он был инспектором (можно сказать, дежурным воспитателем) в Московской духовной семинарии. Кроме этого, он был широко известен своими научными исследованиями и обладал удивительным даром слова.

Читать еще:  Гадания онлайн на картах манара. Таро Манара — расклады и особенности колоды

Историческое решение об учреждении Рязанского духовного училища было принято на заседании Священного Синода 15 декабря 1989 года – рапорт рязанского архиепископа был удовлетворен. Первый урок состоялся в день рождения владыки – 5 февраля 1990 года. В Борисо-Глебском соборе Рязани архипастырь совершил молебен, обратился к учащимся с приветственным словом и лично провел первое занятие по литургике. Об этом мы находим заметку в «Журнале Московской Патриархии» (№6 за 1990 г.). Соответственно, уже в июне последовал первый выпуск 10 человек. До ухода на покой в 2003 году, невзирая на преклонный возраст и пошатнувшееся здоровье, несмотря на высокую занятость, соответствующую высокому служению, владыка Симон в Рязанском духовном училище продолжал преподавать литургику, практические занятия по литургике, практическое руководство для пастырей.

Первым ректором училища стал протоиерей Анатолий Лазарев (также ректор в 1999-2003 годах), но через полгода он начал восстановление поруганного Вознесенского храма в Рязани (в настоящее время – почетный настоятель этого храма) и попросил освободить его от должности ректора. С июля 1990 года по февраль 1995 года архиепископ Симон сам был ректором училища.

История первых лет Рязанского православного духовного училища показывает, насколько трудным оказалось его становление. За неимением отдельного помещения занятия проходили до 1994 года в крестильном храме во имя святых Бого-отец Иоакима и Анны Борисо-Глебского кафедрального собора, построенном в 1950-е годы. Там же в одном-двух шкафах помещалась вся библиотека училища. Поначалу преподавали всего шесть предметов. Кстати, преподавание велось по программам, которые были присланы из Смоленского межъепархиального духовного училища. И сохранилось прилагавшееся к ним сопроводительное письмо от архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Таким образом, можно сказать, что Святейший Патриарх в свое время принял участие в возрождении Рязанской духовной школы. Вид Иоанно-Богословского храма семинарии в 1993 г. Фото Андрея Агафонова (sobory.ru)

Для некоторых предметов программы были составлены своими силами. Сегодня как-то трогательно выглядит учебный план по «Церковному пению» с резолюцией архиепископа Симона «Одобрено» от 23.10.1991 г. Он составлен от руки на тетрадном листе и представляет собой лишь перечисление по пунктам того, что должны изучить ученики за год. При этом резолюция ректора свидетельствует, что это не просто набросок «на скорую руку» для преподавателя, а официальный документ своего времени. То были первые робкие шаги на пути возрождения и становления духовной семинарии в Рязани…

Выпускной день в духовном училище начинался Божественной литургией в Борисо-Глебском соборе, возглавляемой архиепископом Симоном. По ее окончании совершался благодарственный молебен.

Владыка почти сразу установил традицию – вручать каждому выпускнику вместе со свидетельством об окончании книгу на память. Поначалу это был «Новый Завет». А уже благодаря нашей газете («Благовест» №6(30) за 1996 год) мы знаем, что, например, в 1996 году владыка Симон вручил выпускникам «красочно оформленные Библии с памятной надписью».

Все иногородние воспитанники принимались в училище. Но в 1990-94 годах за неимением общежития они жили на частных квартирах: их безвозмездно принимали к себе домой по принципу подселения одинокие пожилые прихожанки Борисо-Глебского собора, проживавшие в Рязани. Особо следует отметить, что среди иногородних учащихся были жители не только Рязанской области. География обширна: это приезжие из Московской, Пензенской, Псковской, Новосибирской, Иркутской областей, из Мордовии, Татарстана, Чувашии, из Украины, Молдавии, Казахстана. В 1992 году владыка Симон добился того, что у училища появилось небольшое общежитие – городские власти передали Борисо-Глебскому собору для училища двухэтажное здание возле собора (сегодня оно используется уже для деятельности самого собора).

На протяжении четырех лет – с 1990 по 1994 – протоиерей Андрей Правдолюбов (в настоящее время – клирик Касимовской епархии, а тогда – настоятель Борисо-Глебского собора и инспектор РПДУ), по поручению и при поддержке владыки Симона, активно искал отдельное помещение для Рязанского православного духовного училища.

Весной 1993 года городские власти передали Рязанской епархии братский корпус бывшего Троицкого монастыря на Московском шоссе, а вскоре – поруганный Сергиевский храм некогда славной обители. Именно силами руководства и воспитанников духовного училища началось возрождение Троицкого монастыря города Рязани (исторический статус возвращен ему 25 декабря 1995 года). Для самого училища это был переход на новый уровень развития: с 1 сентября 1994 года училище обрело отдельное здание с учебными помещениями, общежитием, трапезной, а рядом – собственный храм (но первый престол в нем владыка освятил 17 декабря 1995 года). Благодаря этому в 1994/95 учебном году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, училище было преобразовано из одногодичного в двухгодичное. Были созданы пастырское и регентское отделения и класс псаломщиков. Училище стало юридическим лицом, обрело свое имущество, свой штат сотрудников…

17 января 1995 года указом № 20 архиепископ Симон назначил на должность ректора РПДУ преподавателя предмета «История Христианской Церкви» протоиерея Петра Кравцова, настоятеля Скорбященского храма города Рязани (в настоящее время – настоятель Александро-Невского храма Рязани). Отец Петр организовал размещение училища на новом месте. Однако здание было маловато. В это же время, еще в сентябре 1995 года, в интервью нашей газете ректор заметил: «Желающих поступить много, а возможности училища ограничены».

Читать еще:  Видеть во сне большую белку. К чему снятся белки: на дереве, дома, в руках

Все изменилось в 1996 году. Тогда произошло беспрецедентное на тот момент историческое событие для всей Рязанской епархии: в самом ее сердце – в Рязанском кремле – было передано Церкви (в безвозмездное пользование) от музея первое здание. То был братско-настоятельский корпус бывшего Спасо-Преображенского монастыря (исторический статус будет ему возвращен лишь 6 октября 2005 года).

Примечательно, что постановление о передаче здания было подписано еще в мае 1995 года, но передача затягивалась. Владыка Симон неоднократно обращался к региональным властям. А к концу года он был вынужден обратиться уже в Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ с просьбой оказать помощь в ускорении передачи здания. Наконец, весной 1996 года начался ремонт.

Получив большое здание, училище получило и более широкие возможности (хотя и в этом здании они сегодня все равно ограничены). Однако здание в кремле было передано в аварийном состоянии: согласно акту приема-передачи, «полы прогнили, местами отсутствуют, стены – кирпичные, местами обрушились, …дверные и оконные заполнения – в неудовлетворительном состоянии, частично разрушены и местами отсутствуют. ». Протоиерей Петр Кравцов вспоминает: «Окна на первых порах местами пришлось затянуть обычной полиэтиленовой пленкой. Отопление от газовой котельной в здании подключили уже ближе к концу зимы 97-го из-за бюрократических согласований, так что поначалу несколько месяцев отапливались на новом месте дровами». Современный вид семинарского здания на территории Рязанского Кремля

В то непростое время здание с большим трудом и всем миром удалось поначалу привести, по крайней мере, в удовлетворительное состояние. Владыка Симон внес и в это свою немалую лепту. В первую очередь, наверное, своими молитвами. Кроме того, из одной светской газеты известно, что в мае 1996 года представитель одного московского банка вручил владыке для епархии сертификат на 50 млн. рублей, а тот заявил, что все эти деньги пойдут на ремонт здания для РПДУ. Владыка Симон также активно участвовал в пополнении библиотеки духовного училища: известно, что, например, только за 2001–2002 учебный год он лично пожертвовал 312 книг.

В октябре 1996 года в братском корпусе пока бывшего Преображенского монастыря был освящен существовавший там до революции домовый храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого праведного Иосифа Обручника. К 1998 году у духовного училища появилось подворье в селе Льгово под Рязанью, там был построен небольшой храм в честь преподобного Серафима Саровского (сейчас это приходской храм). А в 2000 году, в день 10-летия возрождения Рязанской духовной школы и в день своего рождения, архиепископ Симон совершил освящение возвращенного епархии Ильинского храма, который владыка также частично передал любимому училищу (с 2010 года в нем размещается Епархиальное управление).

Рязанское православное духовное училище смогло преодолеть непростые 1990-е годы и выжить. Дело отца Петра, по благословению владыки Симона, в 1999-2003 годах продолжал протоиерей Анатолий Лазарев. Училище поэтапно стало трехгодичным, а затем четырехгодичным; в 2001 году открылась школа регентов-псаломщиков, которая в 2007 году послужит основой для теперешнего отдельного от семинарии Епархиального женского духовного училища.

В мае 2003 года митрополит Симон был почислен на покой. До последнего момента, на протяжении тринадцати лет, владыка принимал самое непосредственное, живое участие в жизни Рязанской духовной школы. Уже через год – 17 августа 2004 года – решением Священного Синода Рязанское православное духовное училище получит статус семинарии, с пятигодичным сроком обучения.

И очевидно, что это прямой результат, в первую очередь, молитв и трудов приснопамятного владыки Симона. Именно под его омофором Рязанская духовная школа, как мы видим, через множество преград и испытаний проделала всего за 14 лет такой удивительный путь от маленьких курсов до высшего духовного учебного заведения. Это еще одна несомненная заслуга в многогранной деятельности славного архипастыря Рязанской земли…

Священник Евгений Алёнин, газета «Благовест»/ Портал «Логосъ»

Симон, архиепископ Рязанский и Зарайский (Лагов Стефан)

Родился в 20-х годах XVIII столетия в посаде Лыткине, близ Вологды в семье монастырского крестьянина.

В 1736 году за хороший голос Стефан был взят певчим в хор епископа Вологодского Амвросия (Юшкевича; †1745).

В 1740 году Стефан был определен архиепископом Амвросием для обучения в Новгородскую духовную семинарию.

В 1754 году по окончании семинарии Стефан начал педагогическую деятельность в Московской духовной академии.

С 1755 года – учитель Новгородской духовной семинарии.

С 1757 года – вице-префект Новгородской духовной семинарии.

10 апреля 1758 года пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха; 28 апреля назначен префектом семинарии.

В январе 1759 года возведен в сан архимандрита Новгородского Антониева монастыря; с 22 апреля – вице-ректор Новгородской духовной семинарии, а 8 ноября того же года назначен ректором.

Читать еще:  История происхождения и толкование имени марал.

В августе 1761 года определен архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря и вскоре назначен членом Святейшего Синода.

28 октября 1764 года переведен в Московский Новоспасский монастырь.

6 сентября 1769 года хиротонисан во епископа Костромского и Галицкого.

31 марта 1778 года переведен епископом Рязанским и Шацким.

После кончины епископа Тамбовского Феодосия (Голосницкого; †1786) в течение полутора лет управлял Тамбовской епархией.

С 16 октября 1799 года именовался Рязанским и Зарайским.

6 ноября 1792 года возведен в сан архиепископа.

Скончался 17 января 1804 года.

Архиепископ Симон – замечательный церковный деятель, сверстник и друг святителя Тихона Задонского (Соколова; †1783, память 13/26 августа).

Воспитанные в одной семинарии, вместе в один день постриженные в монашество и долгое время служившие при Новгородской духовной семинарии, они обладали и многими сходными чертами характера. И тот, и другой проявляли особую заботу о просвещении народа и священников, о повышении нравственного уровня и общественного положения духовенства. Так же как и святитель Тихон, архиепископ Симон отличался незлобием и всепрощением, сам первый просил прощения у обидчика. Так же старался строгость наказания смягчить благостью, любил общаться с простыми и бедными людьми, являться к ним в рясе простого монаха, чтобы быть неузнанным, ходатайствовать за них перед властями, мирить ссорившихся. Память о нем свято хранится на месте его служения. Отдавая дань духу времени, архиепископ Симон вынужден был иногда устраивать пышные торжества. Один из таких праздников был устроен им по случаю заключения мира с Турцией в 1777 году, а другой – по случаю рождения великого князя Александра Павловича.

Умный и энергичный, архиепископ Симон за время своей многолетней деятельности успел побывать во всех до единого приходах своих епархий.

Он был выдающимся церковным проповедником. Проповедь для него была главным орудием борьбы с расколом, а послания к духовенству или ко всей пастве – любимой формой учительства.

По его просьбе учителя Рязанской семинарии составили для духовенства его епархии «Наставление о состязании с раскольниками», которое вышло в свет в Москве в 1807 году. Наряду со множеством проповедей он написал «Увещательное послание» к рязанским старообрядцам (1798), изданное лишь в 1852 году. Преосвященный обязывал священнослужителей произносить в церкви проповеди. Для приобретения опыта проповедничества он учредил методическое толкование катехизиса.

: Труды:: : Краткое поучение, како подобает стоять в церкви Божией. – 1787.

О Пасхалии. – 1799.

Увещательное послание 1798 года к рязанской пастве против раскольников. – СПб., 1852.

Наставление о состязании с раскольниками. – М., 1858.

Поучение костромской пастве. – 1776.

Новое собрание поучений. – 1778–1796.

Слова и речи, говоренные в Рязани (1779– 1781 гг.).

: Литература:: : Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 124.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 57, 60,145, 417, 849.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403, 1411.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, № 124.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 399.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891; 1882. – С. 135.

Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 387–388.

Исторический вестник. – СПб., 1880, февраль. – С. 646–647.

–1888, июль. – С. 202–203.

Православный собеседник. – Казань, 1875, ноябрь-декабрь. – С. 354–11.

– 1898, октябрь. – С. 408.

– 1909, июль-август. – С. 212, 224, прим.

– 1912, октябрь. – С. 578.

Странник. – СПб., 1870. – Ч. 2. – С. 73–120, 155–193.

Русский архив. – М., 1900. – Кн. 3, № 1. – С. 429.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под ред. С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905. – Т. 17. – С. 388.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1973.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 29 (кн. 58). – С. 937–938.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 499.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 8, ч. 1. – С. 195, 302, 306, 560; т. 8, ч. 2. – С. 159, 430.

Кученкова В. А. Житие архиереев тамбовских. К 300-летию преставления Питирима Тамбовского 1698–1998. – Тамбов, 1998. – С. 11–13.

Источники:

http://www.patriarchia.ru/db/text/67555.html
http://ryazeparh.ru/index.php/public/2280-mitropolit-simon-i-vozrozhdenie-ryazanskoj-seminarii
http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkie-pravoslavnye-ierarhi-perioda-s-1893-po-1965-gody-chast-3/1

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector