Митрополит даниил. Даниил, митрополит московский

Даниил, митрополит московский

Даниил, митрополит московский

— митрополит московский и Всея Руси. По свидетельству Герберштейна, он род. в 1492 г.; судя по прозвищу “рязанца”, происходил из Рязанской области. Образование получил, вероятно, в Волоколамском монастыре под руководством его игумена Иосифа Волоцкого, последователем которого Д. явился в своей деятельности. В 1515 г. Иосиф, чувствуя приближение смерти, предложил братии монастыря избрать преемника ему; выбор монахов пал на Д. и был утвержден Иосифом. В сане игумена Д. деятельно заботился о благосостоянии монастыря, расширил монастырскую библиотеку и ревностно поддерживал строгую дисциплину, заведенную Иосифом. В это же время начал он и свою литературную деятельность. В рус. церкви происходила тогда борьба двух направлений, известных под именем иосифлян и заволжских старцев (см.). Иосифляне (ученики Иосифа Волоцкого) отождествляли церк. и государство, подчиняя духовную иерархию верховной светской власти, но требуя от нее за то подчинения церковным интересам в смысле защиты всех прав и привилегий церкви, в том числе особенно права монастырей владеть населенными имениями, а также охраны религии путем преследования еретиков. Последователи Нила Сорского, иначе заволжские старцы, допускали исправление в церковных обрядах и правилах и стремились отгородить церковь от государства, обеспечивая ее независимость в духовных делах и не допуская ни вмешательства иерархии в светские дела иначе как во имя защиты религиозно-нравственных принципов, ии воздействиия на еретиков каким-либо другим оружием, кроме духовного; во имя тех же нравственных принципов они требовали отнятия у монастырей их населенных имений. Первые примыкали к зарождавшемуся абсолютизму московских государей, вторые — к старым удельным и боярским традициям и к земскому началу. Первый период борьбы был закончен еще при Иоанне III, когда вопросы об отношении к еретикам и о монастырских имениях были разрешены в пользу иосифлян благодаря усилиям самого Иосифа и архиеп. Новгородского Геннадия (см.). Литературная полемика продолжалась и после соборов 1490 и 1503 гг., а с вокняжением Василия Иоанновича, когда приближен был ко двору Вассиан Патрикеев или Косой (см.) и сделался митрополитом приверженец заволжских старцев Варлаам, перевес склонялся, по-видимому, на сторону побежденной было партии. Вскоре, однако, Варлаам своею независимостью и частыми “печалованиями” за осужденных навлек на себя гнев вел. князя и 17 дек. 1521 г. был смещен с митрополии, а на его место Василий без всякого собора назначил (27 февраля 1522) Д., с мнениями и характером которого успел ознакомиться. На митрополичьем престоле Д. явился типичным иерархом-иосифлянином, не только не противодействуя своими “печалованиями” злоупотреблениям власти, но не стесняясь ради желаний Василия поступиться своею совестыо и самыми церковными правилами. В 1523 г. вел. князь, возымев подозрения на северского князя Василия Ивановича Шемячича (см.), вызвал его в Москву, причем Шемячичу, опасавшемуся приехать, были посланы “опасные грамоты” вел. князя и митрополита, в которых последний брал его “на образ Пречистыя, да на чудотворцев, да на свою душу”. Тем не менее Шемячич через несколько дней по приезде был схвачен и посажен в заточение, а Д. и не подумал за него вступиться. Когда несколько позже Василий Иоанновнч замыслил развестись с своей супругой Соломонией, многие и особенно духовенство, принадлежавшее к заволжским старцам, с Вассианом Косым и Максимом Греком во главе восстали против развода, несогласного с учением церкви. Д. сперва повел себя осторожно, посоветовав обратиться за разрешением развода к восточным патриархам и на афонские монастыри; но когда получил отказ и от патриархов, и с Афона, а вел. кн. стоял на своем, митрополит решился исполнить его волю. Соломония была насильно пострижена в монахини и отправлена в м-рь, и затем Д. сам обвенчал вел. кн. при живой жене с Еленой Глинской. Подобные действия в глазах многих современников роняли авторитет митрополита: его называли “потаковником”, не хотели в нем видеть пастыря. “Не ведаю де и митрополит, не ведаю простой чернец”, говорил про него боярин Берсень: “учительного слова от него нет никоторого, а не печалуется ни о ком, а прежние святители сидели на своих местах в манатьях и печаловалися государю о всех людех”. Это нисколько не уменьшило влияния Д. в делах государственных и церковных. После того, как вел. князь отнял свою поддержку от противников иосифлян, участь их была решена. Сперва Максим Грек был подвергнут суду по обвинению в ереси и соборами 1524 и 1531 гг. осужден на заточение в монастыре, а за ним привлечен был к суду и Вассиан, в 1531 г., по такому же обвинению. Признанный еретиком, он был сослан в Волоколамский монастырь, где, по словам Курбского, его “иноки умориша вскоре”. При отправлении в ссылку и Максиму, и Вассиану воспрещено было писать что бы то ни было. Иосифляне, добившиеся тесного союза с светскою властью, торжествовали полную победу, и как бы в ознаменование ее Д. 1 мая 1531 г., еще до второго собора над Максимом Греком, торжественно канонизовал Пафнутия Боровского, учителя Иосифа Волоцкого. После смерти Василия Д. по-прежнему ревностно служил целям и задачам правительства. В 1534 г. с его помощью был привлечен в Москву кн. Андрей Старицкий. Митрополит брал его “на свои руки” в случае приезда и грозил церковным отлучением за ослушание. Но, подобно Шемячичу, и кн. Андрей попал в темницу. Прежним значением, однако, Д. не пользовался и должен был спокойно смотреть, как новое правительство под влиянием бояр покушалось на материальные права духовенства и на владения монастырей. В 1535 г. вышел закон, воспрещавший монастырям покупать и брать в заклад вотчинные земли служилых людей без ведома и согласия на то правительства. По смерти Елены Д. принял сторону кн. Ив. Бельского против Шуйских и после падения Бельского был сведен Иваном Шуйским с митрополии 2 февр. 1539 г. и сослан в Волоколамский монастырь, где умер в 1547 г. На его место бояре возвели сперва представителя противоположной партии, игумена Троицкого монастыря Иоасафа; но строгий охранитель нравственных принципов оказался неудобным и уже в 1642 г. был заменен иосифлянином, архиепископом новгородским Макарием. Дело Д. не пропало, таким образом, и после его падения; этому в значительной мере способствовало и то, что за время своего управления он наполнил иерархию людьми своего образа мыслей. Личный характер Д. не отличался большими достоинствами: человек практического ума, он был честолюбив, мстителен и жесток, любил пышность и великолепие и охотно пользовался благами жизни, против которых так вооружался в проповедях.

Сочинения Д.: 1) так называемый “Соборник”, содержащий в себе шестнадцать “слов” Д.; 2) Сборник, содержащий в себе четырнадцать обширных посланий; 3) “Окружное послание к пастве о согласии и любви и о соблюдении прав. веры”; 4) отдельное “Поучение м-та Д. всея Руси”; 5) послание к кн. Юрию Ивановичу; 6) послание к неизвестному; 7) наказ епископу Досифею; 8) ответ некоему христолюбцу о здравии; 9) ряд “посыльных грамот по всех владык”; “грамоты” разным лицам; 10) “отреченная грамота”. Им была составлена не сохранившаяся до нас “Кормчая”. В сочин. Д. довольно полно и с замечательною даже и не для его времени эрудицией изложено догматическое и нравственое учение церкви. Особенную цену имеют для истории сочинения Д. правообличительные. Он энергично обличал пороки вельмож, общества, самого духовенства, оставив, таким образом, всестороннее и яркое изображение быта и нравов для потомства своей эпохи. Он вооружался против увеселений, пьянства и разгула, роскоши, против разводов, нарушения целомудрия и супружеской верности (любопытно, что, ревнуя о целомудрии, проповедник одобрял даже оскопление, т. е. впадение в ересь), против астрологии, занесенной на Русь немцами, против ложных доносов и сплетней, против поединков; касался положения женщины в обществе и семье, воспитания детей, положения рабов, угнетения низших классов высшими, несправедливости властей по отношению к подвластным; особенно хорошо обрисованы типы тогдашних франта и волокиты. В нескольких сочинениях об иночестве изложена подробная регламентация трех видов монашеской жизни и нарисован идеальный образ монаха. Особенным уважением пользуются сочинения Д. между старообрядцами, так как в четвертом его слове содержится учение о двоеперстии для крестного знамения, заимствованное из известного подложного “Слова Феодоритова”. Подробнее см. “Митрополит Даниил и его сочинения”, исследование В. Жмакина (М. 1881); Беляев, “Даниил митрополит Московский” (Историч. чтения о языке и словесности в заседаниях II отд. Имп. Акд. н., 1856—7 г., 96—118. Известия Имп. Акд. н. по отделению русск. языка и словесности, т. V, 1856 г., 195—209); Николаевский, “Русская проповедь в XV и XVI вв. (“Ж. м. н. пр.”, 1868 г. CXXXVII и CXXXVIII): Преосв. Макарий, “Сочинения московского митрополита Даниила” (Христианское чтение, 1872, ч. III), и его же “История русск. церкви” (т. VI и VII).

Читать еще:  Значение чисел во сне 28. Сонник: к чему снятся цифры

Даниил, митрополит московский

— митрополит “московский и всея Руси” (ум. в 1547). Преемник Иосифа Волоцкого по игуменству в Волоколамском монастыре (с 1515). Большой честолюбец с очень покладистой совестью, Д. сумел понравиться великому князю Василию Ивановичу, который единолично, без согласия собора епископов, избрал его митрополитом (1522). Д. вполне оправдал надежды велик, князя: уже через год он помог Василию Ивановичу вероломно захватить одного удельного князя, заподозренного в измене, а несколько позднее способствовал разводу вел. князя с Соломонией Сабуровой и новому браку с Еленой Глинской. Когда допущенное им нарушение церковных правил вызвало протест со стороны Максима Грека и Вассиана Косого, вел. князь в свою очередь помог Д. справиться с врагами: обвиненные в разных ересях, оба они были отправлены в заточение. После смерти Василия Ивановича Д. не смог однако сохранить своего влияния. С началом борьбы Шуйских и Вельских (после смерти Елены Глинской в 1538) Д. после долгих колебаний примкнул к Вельским, но победили Шуйские, и Д. был лишен кафедры и сослан в Волоколамский монастырь (1539), где и прожил до смерти, подписав отреченную грамоту, в которой он как будто добровольно отрекался от митрополии. После Д. остались: “Соборник” из 16 “Слов”, б. ч. политического характера (против тогдашних еретиков, так или иначе касавшихся вопроса о взаимных отношениях церкви и государства); кроме того особый сборник с 14 посланиями Д. и несколько посланий в разных рукописных сборниках. В своих сочинениях Д. дает яркую картину рус. общества 16 в.

Лит.: Жмакин В., Митрополит Даниил и его сочинения, М., 1881.

Даниил митрополит Московский

Даниил митрополит Московский †1547. Первое известие о нем относится к 1515 году, когда мы видим его в числе монахов Иосифова Волоколамского монастыря. В этом году братия монастырская избрала Д. себе в игумены. Препод. Иосиф Волоцкий, будучи в преклонных летах и желая сложить с себя бремя правления монастырем, предоставил братии избрать себе игумена и, когда братия избрала Д., утвердил это избрание. Д. в то время был еще сравнительно молодым человеком, имея около 30 лет от рождения, но уже выделялся из среды монахов своею обширною начитанностью. Видя талантливость и образованность молодого монаха и узнавши, что Д. высказывал желание уйти в какой-нибудь монастырь на игуменство, братия избрала Д. в игумены. Все это показывает, что Д., кроме своей просвещенности, обладал значительным честолюбием и уменьем входить в доверие к, нужным людям.

В Волоколамском монастыре еще при Иосифе († 9 сент. 1515 г.) составилась значительная богословская библиотека. Д. продолжал труд приобретения книг и умножения их посредством переписки. Кроме того он сам составил обширное послание к братии, в котором доказывает необходимость соблюдения всех правил строгости общежития, введенных Иосифом, и в сильных выражениях обличает нарушителей Иосифова устава. Несколько странно, почему Д. понадобилось обращаться с письменным посланием к тем людям, с которыми он во всякое время мог вести устные беседы. Возможно, что этим сочинением Д. хотел дать понять великому князю Василию ІІІ, ближайшему покровителю монастыря и другу Иосифа, что он является строгим ревнителем заветов Иосифа. Ревность Д. по общежительному житию доведена в этом сочинении до запрещения монахам иметь по кельям свои иконы и книги.

Другим литературным трудом Д. на игуменстве является составление сборника церковных правил. Разделяя мнение Иосифа о праве и необходимости для монастырей иметь вотчины, Д. значительно увеличил земельные владения монастыря покупкою новых земель и вкладами со стороны богатых людей. Великий князь Василий продолжал часто навещать Волоколамский монастырь, причем Д. успел приобресть полное доверие со стороны государя, почему в 1522 году великий князь и назначил его на Московскую митрополичью кафедру, после удаления митрополита Варлаама. Избрание было совершено без всякого участия собора епископов, посвящение в сан было произведено 27 февраля 1522 г. В сане митрополита Д. проявил излишнюю, доходящую до предосудительного, угодливость великому князю. В частной же своей жизни значительно уклонился от идеального монашеского образа жизни, любил богатые одежды, почетные выезды, хороший стол и вообще довольство во всем. По описанию современника (Герберштейна), Д. обладал здоровым и тучным телом и красным лицом. Угодливость Д. великому князю проявилась очень скоро после занятия им митрополичьей кафедры. В 1523 году он и великий князь послали грамоты князю Северскому, Василию Дмитриевичу Шемячичу, приглашая его в Москву и давая клятву не делать ему зла. Шемячич явился, и скоро был схвачен и заключен под стражу. При этом Д. не только не заступился за него, но еще открыто одобрил поведение великого князя. Этим он сильно уронил свой нравственный авторитете в глазах русских людей. В таком же дурном свете заявил себя Д. в 1525 году, когда он, вопреки всем церковным правилам, ясному евангельскому учению и несогласию восточных патриархов, допустил развод великого князя с супругой его Соломонией Сабуровой, которая после этого была пострижена в монашество, а великий князь женился на Елене Глинской с благословения митрополита, при чем Д. сам и венчал Василия ІІІ, 21 января 1526 г. После этого лучшие русские люди во главе с Максимом Греком решительно отвернулись от митрополита. Князь Курбский называет Д. «потаковником» великого князя, а боярин Борсен-Беклемищев утверждает, что митрополит не обращает учительного слова к великому князю и не ходатайствует пред ним ни о ком. Это не совсем справедливо, потому что о некоторых лицах (кн. Шуйском, Воротынском, Мстиславском, Бельском) Д. ходатайствовал пред великим князем, но далеко не о всех, а только о тех, ходатайство о которых не могло быть опасно для него самого лично.

В таком же и еще более неприглядном свете выставил себя митрополите Д. в преследовании Максима Грека и Вассиана Косого, стоявших во главе партии монахов-нестяжателей, ведших полемику с иосифлянами-стяжателями, к которым принадлежал Д. Но здесь вопросы теоретические служили лишь ширмой для прикрытия личных счетов с людьми, вызвавшими к себе неумолимую ненависть со стороны Д. своими явными и тайными оскорбительными отзывами о личности и деятельности митрополита. Вассиан был особенно ненавистен Д., так как долго был соперником его по влиянию на великого князя и противился самому избранию Д. на митрополичью кафедру. Максима Грека Д. сначала, по-видимому, старался привлечь на свою сторону, поручил ему сделать перевод бесед св. Иоанна Златоуста на Ев. Иоанна и щедро вознаградил его за этот перевод, потом просил перевести церковную историю блаж. Феодорита, но Максим решительно отказался. Чтобы вернее погубить Максима, Д. вооружил против него великого князя. Видя крупные недостатки в государственной и церковной русской жизни, Максим обличал их и в устных беседах, и в литературных произведениях. Эти обличения не могли быть приятны для главы государства, великого князя, человека притом гордого и самовластного. Критика Максимова была представлена великому князю, как осуждение его правления; прежнее благоволение Василия к Максиму сменилось необузданным гневом. В 1525 г. великий князь поручил Д. судить Максима за мнимую порчу богослужебных книг, исправление которых было поручено Максиму, за мнение о незаконности поставления русских митрополитов без благословения патриарха Константинопольского, за мнимые изменнические сношения с турецким султаном, за оскорбительные для великого князя суждения о нем и наконец за колдовство. Все эти преступления или были значительно преувеличены, или даже совершенно ложны, измышлены зложелателями Максима. Тем не менее Д. поставил дело так, что Максим был признан виновным по всем пунктам и приговорен собором епископов к отлучению от церкви и к пожизненному тюремному заключению в монастыре, для чего и был отправлен в Волоколамский монастырь, где не без ведома Д. подвергся всевозможным мучениям, его морили голодом, морозом и дымом. Этот беззаконный суд над самою светлою личностью XVI в. ложится самым черным пятном на память Д. Но злобный и мстительный характер Д. еще более проявился в том, что он не оставил своего погубленная врага в покое и тогда, когда вполне восторжествовал над ним. Он продолжал собирать обвинения против Максима и через 6 лет, в 1531 году, потребовал Максима снова на суд. Нашли новые ошибки в исправленных Максимом богослужебных книгах, обвинили его в хуле на русских чудотворцев, в нераскаянности его во время монастырского заключения и определили, несмотря на просьбы Максима о прощении, отправить его в заключение в Тверской Отрочь монастырь. На том же соборе 1531 года Д. достиг осуждения и Вассиана Косого, которого приговорили к заключению в Волоколамском монастыре.

Читать еще:  Сон лепешка хлеб. К чему снится лепешка

Как церковный администратору Д. известен тем, что старался на важные церковные должности назначать людей, разделявших воззрения иосифлянской партии и по возможности из самого Иосифова монастыря. Так, в 1522 году в Тверь епископом был назначен Акакий, брат Иосифа Волоцкого; в 1525 году в Коломну епископом был поставлен Вассиан Топорков, племянник Иосифа; в Новгород в 1526 году был поставлен Макарий, относившийся с большим уважением к Иосифу; в Смоленск в 1536 году был назначен Савва из монахов Волоколамского монастыря. В этих лицах Д. хотел найти опору для себя, в чем иногда и успевал; особенно близким другом его был Вассиан Топорков, имевший большое влияние и на великого князя.

Затем из церковно-административной деятельности Д. известно сделанное им в начале управления митрополиею распоряжение о новой переписи церквей митрополичьей епархии с целью нового распределения церковных податей. В 1531 году 1 мая Д. «со всем освященным собором» канонизовал преподобного Пафнутия Боровского, под руководством которого начал иноческие подвиги Иосиф Волоцкий. В Волоколамский монастырь Д. неоднократно посылал богатые жертвы. 4 декабря 1533 года скончался покровитель Д. великий князь Василий Иванович. Перед смертию он выразил желание принять монашество. Д. одобрил это намерение, но ближайшие к государю бояре советовали ему оставить это намерение, и по этому поводу между боярами и митрополитом произошла «пря велика». Пострижение было совершено, причем Василий получил имя Варлаама. Умирая, великий князь «приказал великую княгиню и дети своя отцу своему Д. митрополиту, а великой княгине Елене приказал под сыном своим государство держати до возмужания сына своего». Немедленно после смерти великого князя Д. привел к присяге братьев его и бояр на верность малолетнему (3-х лет) Ивану Васильевичу и матери его, а самого нового великого князя торжественно благословил в Успенском соборе на великое княжение. Согласно воле Василия III, Д. должен был стать во главе управлявшей государством боярской думы. Формально митрополит действительно занял первенствующее положение в думе, но влияния на дела не приобрел. Так, он не мог защитить от происков бояр близкого к нему человека, Дмитровского князя Юрия Ивановича, захваченного боярами вскоре после смерти Василия ІІІ и окончившего жизнь в темничном заключении в 1536 году. Также ничего не мог, а может быть и не хотел, сделать Д. для облегчения участи младшего брата Василия ІІІ, Андрея князя Старицкого, схваченного и заключенного в темницу боярами. Насколько слабо было влияние Д. на боярскую думу, это всего лучше можно видеть из того, что в 1535 году он не мог воспротивиться определенно думы, по которому монастырям запрещалось покупать и брать на помин душ вотчинные земли служилых людей без разрешения правительства; а в 1536 году в Новгороде по распоряжению думы отобрано было в казну значительное количество церковных земель.

После смерти правительницы Елены в 1538 году положение Д. ухудшилось. В боярской думе началась борьба двух партий, во главе которых стояли князья Василий Шуйский и Иван Бельский. Д. стал на сторону Бельского, но Шуйский взял верх. Когда после смерти Василия Шуйского власть перешла к брату его Ивану, Д. был «сведен» с митрополии 2 февраля 1539 года и сослан в Волоколамский монастырь, а 26 марта дал грамоту с отречением от митрополии и от святительства. Более восьми лет провел Д. в Иосифовом монастыре и скончался 22 мая 1547 года. «Митр. Д. как нравственная личность, говорит проф. Е. Голубинский, представляет из себя далеко не светлого человека: честолюбивый, искательный, на месте митрополита покорный слуга и раб великого князя до забвения своих обязанностей, способный к таким действиям угодничества, при которых требовалось вероломное клятвопреступление, исполненный беспощадной ненависти к своим врагам и готовый на всякие средства для уничтожения их, наконец в частной жизни принадлежавший к числу тех лиц, которые любят хорошо пожить, и, как кажется, еще и корыстолюбивый. Но тот же митрополит Д. занимает совершенно выдающееся положение среди других наших митрополитов в качестве учителя не делом, а письменным словом: он написал не два – три поучения, как и другие митрополиты, а целую большую книгу и учительных слов и такую же книгу учительных посланий. Быть учителем посредством письмени, не будучи учителем на деле, совершенно возможно, и это сплошь ; и рядом бывает в учительной среде, ибо, и во-первых, есть истины учения теоретические, при которых нравственность учителя и остается в стороне, во-вторых, и истинам практическим можно учить независимо от того, существует или не существует собственная охота исполнять их. Но, во всяком случае, если посвящает себя человек делу учительства исключительным образом и нарочито, то не может быть это не признано очень замечательным. Два побуждения могут быть при сем предполагаемы: простое славолюбие и искреннее желание принести ближнему пользу хотя не делом, то словом. Если мы предположим в Д. оба эти побуждения, то во всяком случае учительность Д. должна быть вменена ему, как очень немалая заслуга».

Читать еще:  Какие иконки нужно иметь дома. Какие иконы должны быть дома обязательно: фото и названия

От митр. Д. сохранилось, во-первых, 16 догматических и правоучительных слов, составляющих содержание так называемого «Соборника» м. Д. Здесь мы видим слова о ветхом и новом завете, о Свящ. Предании писанном и неписанном, о воплощении Бога Слова, о послушании властям, о разводе мужа и жены, о промысле и др. Во-вторых, от Д. остался сборник с 14 посланиями к разным лицам по разным, по большей части, нравственным вопросам, напр., о важности общежительного иноческого устава, о целомудрии, о духовном внимании. В состав этого сборника не вошли: 1) Окружное послание м. Д. «О смирении, о соединены и согласии, и о любви, и о соблюдении православной веры и закона»; 2) Послание к старцу Дионисию Звенигородскому; 3) Послание к брату великого князя Василия ІІІ, Юрию Ивановичу, князю Дмитровскому; 4) Послание к неизвестному лицу. В-третьих, под руководством Д. составлен был сборник различных актов и грамота, относящих к кафедре Московского митрополита. И от самого Д. осталось несколько грамот административного и юридического характера. В-четвертых, отреченная грамота Д.

Большая часть всех этих сочинений приставляет собою обширные своды выписок из разных «божественных писаний». Самостоятельная работа автора проявляется только в небольших сравнительно предисловиях к словам и в заключениях. Но при всем том сочинения м. Д. представляют замечательно полную и живую картину современных ему нравов.

Даниил, митрополит Московский и всея Руси

Репродукция фрагмента картины «Русь Уходящая» художника Павла Корина.

Митрополит Даниил (ок. 1492 — 22 мая 1547) — митрополит Московский и всея Руси (1522—1539) во время правления Василия III, а затем Елены Глинской. Ученик Иосифа Волоцкого, после смерти которого стал игуменом Волоцкого монастыря и продолжил дело своего учителя в миссионерстве и в борьбе с ересью «жидовствующих». Со становлением в митрополиты Даниила иосифлянство прочно утвердилось в своем влиянии на Церковь и русское государство.

Первое историческое известие о личности митрополита Даниила встречается в 1515 году при избрании его в игумена Волоколамского монастыря. Перед своею кончиною преподобный Иосиф Волоцкий предложил братии своего монастыря самой избрать себе игумена. Выбор братии пал на «старца Даниила» — «рязанца». Преподобный Иосиф благословил избрание Даниила, а митрополит Варлаам рукоположил его в игумена.

Судя по своему прозвищу, Даниил происходил из рязанской области. Религиозное воспитание он получил в Волоколамском монастыре, который получил в то время, благодаря своему основателю. В стенах Волоколамского монастыря воспиталось множество церковных деятелей, которые в продолжение всего ХVІ века поддерживали в обществе господство идей Иосифа Волоцкого и давали направление современной общественной жизни в духе этих идей, за что получили от своих современников название «Иосифлян». Сам факт согласия Иосифа на избрание в игумена Даниила свидетельствует о том, что основатель Волоколамского монастыря видел в нем не только преемника себе по должности, но и деятельного борца за свои идеи.

Как игумен, он заявил себя многостороннею деятельностью. Он заботился о расширении и увеличении монастырской библиотеки, иногда сам принимая участие в переписке книг. Как хороший администратор и опытный хозяин, он значительно увеличил земельные владения монастыря — то через пожертвования благотворителей, то покупкою, то обменом. Слава о волоколамском игумене, как о мудром наставнике, распространилась за пределы монастыря. К нему за советом обращался князь Юрий Иванович Дмитровский и получил от него в ответ особое послание.

Михаил Нестеров. Святая Русь (фрагмент).

В то время в русской церковной жизни происходила борьба двух противоположных направлений: Иосифлян и заволжских старцев (последователей Нила Сорского). Коренные разности этих направлений касались многих современных церковнообщественных вопросов. Иосифляне получили тогда значение политической партии, которая сливала церковь и государство. По их воззрениям, Государь является главою церкви и вследствие этого должен быть строгим блюстителем всех церковных интересов. Иосифляне требовали сохранения земельных владений монастырей и казней для еретиков и противников церкви.Заволжцы же строго разделяли церковь и государство, предоставляли церкви независимость от светской власти в делах духовных, и если, с другой стороны, и допускали вмешательство духовенства в светские дела, то не иначе, как только во имя защиты религиозно-нравственных интересов своей паствы. Верные своим принципам, заволжцы восставали против монастырских земельных владений и всех преследований и казней еретиков. Они признавали необходимыми только меры духовно-нравственного воздействия на еретиков. Последователи заволжских старцев более симпатизировали старым удельно-вечевым порядкам.

С.Афонина «Просветитель прп. Иосиф Волоцкий»

Первый период борьбы между воззрениями Нила Сорского и Иосифа Волоцкого происходил в княжение Иоанна ІІІ и закончился торжеством последнего. На московских соборах 1503 и 1504 годов вопросы об отношении к еретикам и о земельных владениях монастырей получили свое разрешение совершенно согласно с духом воззрений преподобного Иосифа. Ho литературная борьба между двумя направлениями продолжалась и после соборов 1503 и 1504 годов. Великий князь Василий Иоаннович 17 декабря 1521 года насильственным образом удалил с кафедры митрополита Варлаама и заточил его в один из отдаленных монастырей России.

По завещанию преподобного Иосифа Волоцкого(1515 г.) великий князь Василий Иоаннович принял под свое особенное покровительство Волоколамский монастырь и называл себя «прикащиком» преподобного Иосифа. Он часто любил посещать этот монастырь и охотился в его окрестностях. Игумен Даниил сумел понравиться великому князю, следствием чего было возведение его на митрополию 27 февраля 1522 года. Он любил пышные выезды, богатые одежды, хороший стол.

Великий постриг. Нестеров М. В.

Василий Иоаннович около двадцати лет жил в супружестве с Соломониею Сабуровой, но брак их оставался бездетным. Желая во что бы то ни стало иметь наследника, великий князь задумал развестись со своей женой и вступить в новый брак.Митрополит посоветовал великому князю обратиться за разрешением к восточным патриархам. Василий Иоаннович действительно обращался с просьбою о разводе к патриархам и даже в афонские монастыри, но как от первых, так и от вторых получил отказ. Даниил дозволил развод и 21 января 1527 года сам повенчал великого князя с Еленою Глинскою.

Даниил обвинял Максима Грека, Вассиана Патрикеева и других нестяжателей в ереси на соборах 1525 и 1531 годов. При митрополите Данииле совершились канонизации преподобного Макария Калязинского — 9 октября 1523 года (мощи святого были открыты 26 мая 1521) и преподобного Пафнутия Боровского — в 1531 году. В малолетство Иоанна Грозного поддерживал его матьправительницу Елену Глинскую, и её фаворита князя Телепнева-Оболенского, после падения которого, 2 февраля 1539 года, был низложен князьями Шуйскими и удалился на покой в Иосифо-Волоколамский монастырь. Даниил умер 22 мая 1547 года. Он был погребен в малом приделе главной церкви на правой стороне близ алтаря. К сожалению, потомство не сохранило никаких следов от гробницы митрополита Даниила.

Митрополит Даниил переработал ряд входивших в древнерусскую литературную традицию текстов философского и филологического характера, в том числе Пролог Иоанна экзарха, Определение философии Константина-Кирилла, а также «Точное изложение православной веры», или Богословие Иоанна Дамаскина.

И. Горюшкин-Сорокопудов. Из века в век. 1910

Исп. мат.: В. Жмакин. Даниил, митрополит московский и всея Руси // Большая биографическая энциклопедия. 2009,в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Даниил, митрополит московский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Жмакинъ В. И. Митрополитъ Данiилъ и его сочиненiя. // Императорскаго Общества Исторіи и Древностей Россійскихъ при Московскомъ Университетѣ. 1881. 890 с.

Источники:

http://gufo.me/dict/biography_encyclopedia/%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB,_%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-4-gaaga-donatisty/389
http://deduhova.ru/statesman/daniil-mitropolit-moskovskiy-i-vseya-rusi/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: