Митр николай ярушевич. Николай (Ярушевич), митрополит

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Николай, митрополит (Ярушевич Борис Дорофеевич)

Родился 31 декабря 1891 г. (по новому стилю 12 января 1892 г.) в г. Ковно Каунасского района Литвы, в семье потомственного священника, настоятеля ковенского Александро-Невского собора протоиерея Дорофея Ярушевича.

В 1909 г. окончил с золотой медалью гимназию в Санкт-Петербурге. По окончании первого курса физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1914 г. со степенью кандидата богословия.

23 октября 1914 г. пострижен в монашество, 24 октября рукоположен во иеродиакона, 25 октября — в сан пресвитера.

Вскоре после рукоположения выехал на фронт — сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндского полка. В 1915 г. в связи с тяжелой болезнью (ревматизм с осложнением на сердце) был отозван с фронта.

С 1915 г. преподавал литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык в Петроградской духовной семинарии.

В 1917 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года» (этот труд был его кандидатским сочинением).

С 1918 г. — настоятель Петропавловского собора в Петергофе.

В 1919 г. возведен в сан архимандрита, исполнял обязанности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

25 марта 1922 г. хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии.

С 17 сентября 1927 г. по февраль 1928 г. временно управлял Ленинградской епархией.

В 1935 г. возведен в сан архиепископа и поставлен архиепископом Петергофским с предоставлением прав епархиального архиерея.

В 1936-1940 гг., оставаясь архиепископом Петергофским, по поручению митрополита Алексия управлял Новгородской и Псковской епархиями.

С 1940 г. — архиепископ Волынский и Луцкий, экзарх западных областей Украины и Белоруссии.

9 марта 1941 г. возведен в сан митрополита. С 15 июля 1941 г. — митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины.

С февраля 1942 г. по сентябрь 1943 г. — заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) по управлению Московской епархией и управляющий делами Московской Патриархии на время эвакуации митрополита Сергия в Ульяновск. После его возвращения в Москву продолжал оставаться управляющим Московской епархией, одновременно занимаясь церковными делами Украины. За патриотическую деятельность в столице награжден медалью «За оборону Москвы».

2 ноября 1942 г. указом Президиума Верховного Совета СССР назначен членом Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и его сообщников.

С 1943 г. — член редакционной комиссии «Журнала Московской Патриархии». В 1946-1960 гг. возглавлял Издательский отдел при Священном Синоде, являлся главным редактором «Журнала Московской Патриархии».

4 сентября 1943 г. участвовал в исторической встрече с И.В. Сталиным (помимо владыки Николая во встрече приняли участие два будущих Патриарха — митрополиты Сергий (Страгородский) и Алексий (Симанский)). По итогам этой встречи правительство дало разрешение на избрание Патриарха, восстановление церковных учебных заведений, из лагерей были освобождены оставшиеся в живых пастыри, Патриархии было передано здание в Чистом переулке столицы.

С 8 сентября 1943 г. — постоянный член Священного Синода.

28 января 1944 г. назначен митрополитом Крутицким, управляющим Московской епархией.

С апреля 1946 г. — председатель вновь созданного при Священном Синоде Отдела внешних церковных сношений.

25 марта 1947 г. в ознаменование 25-летнего служения в епископском сане митрополиту Николаю усвоен титул «Крутицкий и Коломенский».

11 апреля 1949 г. удостоен ученой степени доктора богословия за совокупность богословских трудов.

4 февраля 1950 г. Богословским евангелическим факультетом имени Яна Гуса в Праге присвоена степень доктора богословия honoris causa. В 1952 г. избран доктором богословских наук Софийской духовной академии.

Читать еще:  Храм казанской иконы божией матери сосенки.

12 мая 1952 г. во внимание к трудам по организации и проведению конференции всех Церквей и религиозных объединений в СССР награжден панагией с украшениями.

19 июня 1952 г. избран почетным членом Ленинградской духовной академии.

31 октября 1953 г. стал почетным доктором богословских наук Венгерской реформатской церкви.

В 1954 г. избран доктором богословия Румынской Православной Церкви.

Как представитель Русской Православной Церкви состоял членом Советского комитета защиты мира, членом Палестинского общества при Академии наук СССР и членом Славянского комитета СССР; автор многих богословских трудов и выдающийся проповедник.

21 июня 1960 г. освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных сношений, 19 сентября освобожден от остальных должностей и почислен на покой согласно прошению.

Скончался 13 декабря 1961 г. Отпевание в Сергиевском трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Погребен в крипте лаврской церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери.

митрополит Николай (Ярушевич)

митрополит Николай (Ярушевич) (12.01.1892–13.12.1961)

Митрополи́т Никола́й (в миру Бори́с Дорофе́евич Яруше́вич) родился в городе Ковне, в семье настоятеля Александро-Невского собора протоиерея Дорофея Ярушевича.

Окончил петербургскую гимназию с золотой медалью. Прошел первый курс физико-математического факультета в Санкт-Петербургском университете и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1914 году со степенью кандидата богословия.

23 октября того же года пострижен в монашество; 24 октября рукоположен во иеродиакона, 25 октября — во иеромонаха. Вскоре после своего рукоположения в священный сан он выехал на фронт — сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндского полка.

С 1915 года преподавал Литургику, Гомилетику, Практическое руководство для пастырей, Церковную археологию и немецкий язык в Санкт-Петербургской духовной семинарии.

В 1917 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года» (этот труд был его кандидатским сочинением).

В 1918 году — настоятель Петергофского собора.

Весной 1919 года был возведен в сан архимандрита. В том же году стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

25 марта 1922 года хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии.

С 17 сентября 1927 года по февраль 1928 года временно управлял Ленинградской епархией.

В 1935 году возведен в сан архиепископа и поставлен архиепископом Петергофским с предоставлением прав епархиального архиерея.

С 1936 по 1940 год, оставаясь архиепископом Петергофским, по поручению митрополита Алексия управлял Новгородской и Псковской епархиями.

В 1940 году — архиепископ Волынский и Луцкий, экзарх Украины и Белоруссии.

9 марта 1941 года возведен в сан митрополита.

С 15 июля 1941 года — митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины.

С февраля 1942 года по сентябрь 1943 года — заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) по управлению Московской епархией и управляющий делами Московской Патриархии на время эвакуации митрополита Сергия в Ульяновск. После его возвращения в Москву продолжал оставаться управляющим Московской епархией, одновременно занимаясь и церковными делами Украины. За патриотическую деятельность в столице награжден медалью «За оборону Москвы».

2 ноября 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР назначен членом Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и его сообщников.

С 1943 года — член редакционной комиссии «Журнала Московской Патриархии». В 1946-1960 годах возглавлял Издательский отдел при Священном Синоде, являлся главным редактором «Журнала Московской Патриархии».

С 8 сентября 1943 года — постоянный член Священного Синода.

28 января 1944 года назначен митрополитом Крутицким, управляющим Московской епархией.

В апреле 1946 года был назначен председателем вновь созданного при Священном Синоде Отдела внешних церковных сношений.

25 марта 1947 года в ознаменование 25-летнего служения в епископском сане митрополиту Николаю присвоен титул Крутицкого и Коломенского.

11 апреля 1949 года удостоен ученой степени доктора богословия за совокупность богословских трудов.

4 февраля 1950 года Богословским Евангелическим факультетом имени Яна Гуса в Праге ему присвоена степень доктора богословия honoris causa.

В 1952 году избран доктором богословских наук Софийской духовной академии.

12 мая 1952 года награжден панагией с украшениями за труды по организации и проведению конференции всех Церквей и религиозных объединений в СССР.

19 июня 1952 года избран почетным членом Ленинградской духовной академии.

31 октября 1953 года стал почетным доктором богословских наук Венгерской Реформатской Церкви.

Читать еще:  Неполиткорректный профессор на войне за свободу слова. Типы поведения, связанные с конформизмом

В 1954 году избран доктором богословия Румынской Православной Церкви.

6 августа 1955 года награжден орденом Трудового Красного знамени.

Святейшим Патриархом Алексием I на него были возлагаемы многие ответственные церковные поручения. Кроме того, как представитель Русской Православной Церкви, он состоял членом Советского комитета защиты мира, членом Палестинского общества при Академии наук СССР и членом Славянского комитета СССР. Автор многих богословских трудов и выдающийся проповедник.

21 июня 1960 года освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных сношений.

19 сентября 1960 года освобожден от должности митрополита Крутицкого и Коломенского, согласно прошению.

Митрополит Николай (Ярушевич) почил в Бозе 13 декабря 1961 года. Погребен в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Митрополит Николай (Ярушевич). Передача на фронт танковой колонны имени Дмитрия Донского

1944 год. Красной Армии передана танковая колонна имени Дмитрия Донского, созданная на средства Русской Православной Церкви

В тот, еще по-зимнему холодный, день, 7 марта 1944 года, в обычном драповом пальто и шляпе, он выехал на фронт по делу чрезвычайной важности. Уже немолодой и грузный, с присущей «бывшим» людям неторопливостью движений и тем особым благородством, которым отличались священники старой школы, он появился перед солдатами танковой колонны, как гость из «иного мира», казалось, навсегда преданного забвению, безвозвратно ушедшего в прошлое. Кто бы мог поверить еще некоторое время назад, что православный архиерей сможет… свободно обращаться к солдатам-красноармейцам с напутственным словом!

Митрополит Николай (Ярушевич) оказался одним из немногих архиереев Русской православной Церкви, кому довелось пережить первый этап государственной кампании, направленной на Ее уничтожение.

…Совсем недавно, оставаясь по титулу архиепископом Петергофским, он был лишен возможности жить в Ленинграде, и вынужден переехать в посёлок Татьянино под Гатчиной. Служил обычно — иерейским чином в ленинградском Николо-Морском соборе, и это в те времена можно было почитать за благо. Высокообразованный иерарх, в оспитанник Санкт-Петербургской Духовной Академии дореволюционного — 1914 года — выпуска, магистр богословия, преподаватель литургики и гомилетики, монах, священник лейб-гвардии Финляндского полка, послуживший на фронте в период I мировой, а с 1919-го — наместник Александро-Невской Лавры… Все то, что прежде относилось к преимуществам, теперь могло лишь обеспечить «беспрепятственный доступ» в места заключения.

Возглавляя вместе с епископом Алексием (Симанским) «Петроградскую автокефалию», занимавшую позицию неприсоединения и по отношению к обновленческому Высшему Церковному Управлению, и к находившемуся тогда под домашним арестом Патриарху Тихону, он избежал расстрела, но не ссылки: за нелояльность по отношению к обновленческой церкви, «официально признанной» советскими властями, в феврале 1923 — был выслан в город Усть-Колым Зырянского края… Три года, но и они были достаточным сроком для человека, получившего на фронте в годы Первой мировой тяжелую форму ревматизма, дававшего осложнения на сердце; и после возвращения он не мог бы поручиться за то, что завтрашний день не станет для него последним.

Обстоятельства, между тем, не оставляли надежды на размеренную жизнь. Церковь понесла колоссальные потери. И, прежде чем появилась возможность включиться вместе с заместителем Патриаршего местоблюстителя Сергием (Страгородским) в работу, имевшую целью добиться «легализации» Православной Церкви со стороны существовавшего в СССР режима, он не по своей воле должен был направиться на Украину. Возведение в сан митрополита Волынского и Луцкого, Экзарха западных областей Украины и Белоруссии совпало для него с тяжелыми личными обстоятельствами: в 1941 году при смерти была его мать. Но монах не выбирает… А вскоре, уже в сане митрополита Киевского и Галицкого, он вынужденно возвращался назад. С началом немецкого наступления митрополит Николай сколько мог еще поддерживал в Киеве беженцев, пока не оказался одним из тысячи измученных, усталых и голодных людей, пробиравшихся к центру.

После возвращения его ожидала довольно напряженная работа. С февраля 1942 года он становится заместителем митрополита Сергия по управлению Московской епархией и управляющим делами Московской Патриархии на время эвакуации митрополита Сергия в Ульяновск. Время хоть напряженное, но и радостное: в период, когда над столицей нависла угроза оккупации, впервые за много лет в московских храмах было разрешено, наконец, совершать церковные службы с молитвой о даровании помощи и победы народу в войне. И для тысяч москвичей это время было связано с ним, митрополитом Николаем, ободрявшим людей одним своим присутствием и архиерейским благословением.

Читать еще:  Молитва мученику вонифатию от щитовидной железы. Молитва вонифатию от пьянства

…И вот теперь митрополит Николай (Ярушевич) отправлялся на фронт для того, чтобы передать Красной Армии сформированную на средства Русской Православной Церкви танковую колонну, названную в честь Святого благоверного князя Димитрия Донского. Новое мощное подразделение, состоявшее из танков «Т-34», было создано на добровольные пожертвования верующих.

В России происходило невероятное: 17 мая 1943 г . сам Сталин отправил митрополиту Сергию письмо с выражением «искреннего привета и благодарности» православным за помощь, …не замечать которую было просто уже невозможно.

Откликнувшись на призыв главы Церкви о сборе средств на нужды фронта, люди понесли на сборные пункты все, что имели. Серебряные оклады икон, цепочки, кольца, броши, золото, личные сбережения — все это передавалось безвозмездно государству, которое в недавнем прошлом неправедно, беспощадно под предлогом принудительного изъятия церковных ценностей, разоряло храмы и казнило священнослужителей.

Тогда, в период гонений на Православную Церковь, никто из руководителей ЦК не воспринял всерьез слово митрополита Петроградского Вениамина: «Мы все отдадим сами». Власти объявили, что ценности будут изъяты в формальном порядке, как «принадлежащее государству» имущество. Волнения народа, сопровождавшие в отдельных областях изъятие ценностей, послужили поводом к открытому наступлению на Православие. Война же расставила все по местам.

Уже в начале военных действий митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), будущий патриарх Алексий I , составил знаменитое обращение к духовенству и мирянам, озаглавленное: «Церковь зовет к защите Родины!». За богослужением в Московском Богоявленском соборе 10 августа 1941 года он произнес слова, которые получили широкую известность: «Как во времена Димитрия Донского и святого Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу. Мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу над ложью и злом, в окончательную победу над врагом!».

Когда же 30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к верующим с призывом о сборе средств на постройку танковой колонны, этот почин был поддержан всей Православной Церковью. Предполагаемая сумма взносов от прихожан требовала централизации в управлении этим мероприятием и участия в банковской системе государства, а, следовательно — помощи и поддержки правительства в организационных делах.

5 января 1943 года впервые состоялся обмен телеграммами между митрополитом Сергием и Сталиным, который передал благодарность русскому духовенству и верующим за заботу о бронетанковых силах Красной Армии, после чего последовало его указание об открытии специального счета в Государственном банке СССР для Русской Православной Церкви. За короткий срок церковные общины собрали значительную сумму — около 8 млн. руб., из которых 25% — 2 млн. руб. собрала находившаяся в блокаде Ленинградская епархия!

Начало было положено. Подобным же образом по всей стране православные приходы собирали средства на создание авиационной эскадрильи им. Александра Невского, на другие нужды фронта, на организацию госпиталей и домов для детей-сирот. На глазах суды Божии свершались уже сейчас: насильственно изъятые богоборческой властью миллионные средства, направленные на создание и поддержку Коминтерна, уходили, как вода в песок, а принесенные доброхотно, во славу Божию верующими жертвователями, зачастую лишенными самого необходимого, составили значительный вклад в дело победы.

Наконец, власть уступила. В сентябре 1943 г ., после встречи трех митрополитов со Сталиным, правительство разрешило избрание Патриарха, восстановление церковных учебных заведений, освободило из лагерей ряд оставшихся в живых пастырей.

Могли ли понимать в тот день, 7 марта, с улыбкой встречавшие митрополита Николая красноармейцы, какой ценный подарок они принимают? — Архипастырское благословение. А оно было не менее важным, чем та физическая, ощутимая помощь, которая пришла со стороны Церкви, — благословение из рук того, кому снова предстояло исповедовать Христа перед людьми, уже в годы хрущевской реформы и возобновленной, особенно жестокой волны атеистической пропаганды!

Странновато и непривычно выглядел он в военной обстановке: сутуловатый, интеллигентный, слишком выбивавшийся из «стиля эпохи», в своем темном пальто на фоне белого снега. Но он искренне, сердечно обращался к ним на их языке, простом языке своей паствы, своего народа: «Бог в помощь вам в вашем святом деле защиты Родины. Вперед, дорогие воины, во имя полного очищения нашей земли от фашистской нечисти,во имя мирной жизни и счастья нашего народа! На священное дело – вперед!»

Источники:

http://www.patriarchia.ru/db/text/1585349.html
http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarushevich/
http://www.pravmir.ru/mitropolit-nikolaj-yarushevich-peredacha-na-front-tankovoj-kolonny-imeni-dmitriya-donskogo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector