Мира из нарда чистого. Парфюмерные ароматы древней иудеи

Парфюмерные ароматы древней Иудеи

Древняя Иудея. Её земля наполнена благоухающими цветами и деревьями. И неудивительно, что еврейский народ всегда проявлял большую любовь к благовониям, которые использовались им в различных ритуалах и непосредственно в быту.

Долгое время иудеи находились в египетском рабстве, и из этой страны высокой цивилизации они переняли многие культурные достижения и ценности, среди которых было и искусство парфюмерии. Но о том, что ароматы древним евреям были знакомы не понаслышке, можно сказать с уверенностью. Священное Писание свидетельствует о широком использовании иудеями ароматических веществ.

«Вот идёт из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет». Библия. Книга – Бытие – гл. 37-25

Горы Гилеада были покрыты душистыми кустарниками, среди которых самым распространённым был амирис. Именно из него добывали ароматическую смолу, или «гилеадский бальзам».

«…Иорданом напоенная земля; Ливан холмистый, кедрами венчанный; Чудесный Гилеад благоуханный;…»

«И сделай жертвенник для приношения курений; из дерева ситтим сделай его». Библия – Исход гл. 30-1.

«Возьми себе самых лучших благовонных веществ; смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, кассии пятьсот, по сиклю священному, и масла оливкового гин. И сделай из сего миро для священного помазании…» Библия – Исход гл.30-23,24,25

Эти благовония использовались для помазания «скинии собрания», «ковчега откровения», «жертвенника всесожжения» и других священных атрибутов.

Благовонное масло и курение предназначались только для священного помазания, использование его запрещалось всем, кроме Аарона и его сыновей, и это правило передавалось в роду из поколения в поколение вместе со священным саном.

«Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, …Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа» Библия – Исход гл.30-34,37

По закону Моисея полагались суровые наказания каждому, кто осмелится употреблять священные масла или курения для собственных нужд, а также изготовлять самостоятельно.

Составы священных масел известны, но как их приготовляли, осталось загадкой. Под названиями, пришедшими к нам из древнего мира, неизвестными остались и некоторые компоненты.

«…Сливаясь, запах, ладана, цветов, Плодов и трав возносится к Престолу Воздать хвалу Творцу, подобно оде…»

Вместе с применением благовоний еврейский народ сохранил в своей культуре египетские способы соблюдения гигиены и применения при этом ароматических масел и притираний. Среди народа особенным употреблением благовоний пользовались женщины. В еврейских законах предписывались очистительные ритуалы для женщин, которые омывали своё тело водой и умащали благовониями.

Еврейские женщины отличались красотой и грацией. Прекрасные волосы, чуть смуглый цвет кожи, большие глаза, опушённые длинными густыми ресницами, – этот природный дар остался и многие века спустя. И сегодня красота евреек привлекает к себе внимание и достойна восхищения. Но какая женщина довольствуется красотой, данной только природой?

Каждая старается улучшить красоту и превзойти в этом отношении подруг. Конечно, древние еврейки использовали не только притирания для чистоты и благоухания собственного тела, но и стремились усилить красоту с помощью различного рода косметики.

«…они приходили, и ты для них умывалась, сюрмила глаза твои и украшалась нарядами». Иезекииль, гл.23 – 40

Благовония в те времена были весьма дороги, а потому их ценили настолько, что включали в число царских даров: золота, серебра, драгоценных камней. Упоминание ароматических веществ и составов сохранились в древнееврейских поэмах и легендах. А это означает, что они были известны издавна и, несомненно, ценились среди иудейского народа, и конечно, знати.

Наиболее известными в библейские времена были мирра, или смирна, ладан, алое, корица, нард, кипер, шафран, кассия. Некоторые из них ввозились в Иудею из Аравии и Индии. Их употребляли для курения, притирания тела и врачевания.

Кипер. Его цветы имеют сильный аромат, их носили на шее в виде венков, а также ставили в комнатах для ароматизации и украшения. Это растение было известно и у арабов.

Шафран получают из цветочных рылец Crocus sativus, или крокуса.

Корица представляет собой кору дерева Cinnamonum verum.

Ладан. Сок растения Boswellia thurifera, весьма распространенного в Аравии, в основном в Йемене. Издавна он поступал только из этой страны. Благовонный древесный сок ладана более всего использовался при обряде погребения, продавали его за дорогую цену. При обычной температуре воздуха ладан принимал твёрдую форму.

Мирра – драгоценная смола деревьев, называющихся Balsamodendron myrrha. В те времена она была одним из любимых ароматических веществ, преимущественно привозили её из Аравии и Абиссинии. Грамм мирры покупателям Иудеи обходился дорого – зачастую равным количеством золотого песка.

Получали мирру, надрезая стволы деревьев, а затем собирали смолу в ёмкости. Её использовали не только в притираниях как благовоние или в ритуальных обрядах. Остропряный горьковатый вкус мирры ценили и древние кулинары. Мирра придавала блюдам пикантность и необыкновенный аромат.

Алоэ. Это растение, упоминаемое в Библии, не следует путать с растением того же названия, которое используется в народной медицине. Алоэ в иудейской парфюмерии – это древесина дерева Aloexylum agallochum, имеющее очень острый благовонный запах. Именно это алоэ использовалось для бальзамирования и как ценный фимиам употреблялось для курения в домах.

Читать еще:  Влияние медитации на мозг человека. Что может случиться с человеком во время медитации? Медитация на точку — любая медитация связана с концентрацией, объектом, может быть внешний мир или внутренний

Помимо курительных благовоний и ароматических притираний были у древних иудеев вещества, создававшие аромат одежды и постели.

«…спальню мою надушила смирною, алоем и корицею». Притчи Соломона, гл.7 – 17

Слова «смирна», «мирра», и «миро» часто упоминаются в Библии и имеют разные значения. Святое миро изготавливалось и изготавливается из нескольких разновидностей самых лучших масел. В наши дни миро – это смесь оливкового масла с добавлением вина и около 40 благовонных ароматов.

Смирна использовалась для помазания в момент погребения. Смесь смирны и алоэ всегда были в составе для бальзамирования.

В древности все благовония, в том числе мирру, привозили в город Смирну (Измир), находящийся на западном берегу Малой Азии. Скорее всего, поэтому мирру часто называли смирной. Смирной называют и камедь, получаемую из растения Smyrnium perforatum (смирния пронзенолистная).

Евреи так же, как и египтяне, бальзамировали умерших. В Евангелие от Иоанна читаем: «Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. И так они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».Евангелие от Иоанна, гл.19 – 39,40

Нард. Под этим названием из древних посланий, а также в Священном Писании упоминаются разные ароматные растения. Одни из них родом из Гималайских гор, другие произрастали в Альпах. Разделяли нарды индийские, галльские, итальянские, арабские. Корневища этих растений и служили сырьём для получения нардового масла, которое всегда входило в состав мира.

Среди евреев был обычай, умащать благовониями голову почетного гостя. Читаем в Евангелие от Марка – гл.14 – 3 –«…пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного, и, разбивши сосуд, возлила Ему на голову». Евангелие от Марка, гл.14 –3

Народы стран Востока в течение веков более стабильно, чем европейские народы, соблюдают нравы и обычаи, предписанные из древности. Примеров для подтверждения множество. Их можно найти среди арабов, в Индии, Афганистане, а также на Святой Земле. Прочитайте Библию, узнаете в ней не только о иудейской парфюмерии…

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Библейские ароматы. Нард

Чем Мария Магдалина помазала ноги Христа и почему это возмутило Иуду.

Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? (Ин. 12:3–5)

Эпизод с помазанием Спасителя довольно известен и упомянут во всех четырех Евангелиях, хотя толкователи Священного Писания до сих пор расходятся во мнении, идет ли речь об одном событии или о нескольких и кто именно помазал ноги Спасителя. В Евангелии от Матфея личность помазавшей прямо не указана:

«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26:6–7).

Ему вторит Марк. А вот у Луки мы встречаем несколько иной рассказ:

«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк. 7:37–38).

И более конкретно рассказано у Иоанна:

«За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12:1–8).

Помазание ног Христа. Миниатюра рукописи. Армения. XIII век

Итак, в двух Евангелиях рассказывается о некой безымянной женщине, Лука говорит о раскаявшейся блуднице, а Иоанн повествует о конкретном лице – Марии, сестре Марфы и воскрешенного Христом Лазаря. Западная христианская традиция считает, что здесь речь идет о Марии Магдалине, восточная же более осторожна в данном вопросе.

Читать еще:  Что такое разложение на простые числа. Множитель

Однако, важно понять, что именно означало это помазание (или помазания, если их было несколько). Главный символический смысл данного жеста, который осознанно или под действием Божественного вдохновения совершила женщина, раскрывает Сам Господь: это подготовка к погребению ввиду скорой крестной смерти Христа.

Однако почему так возмутился Иуда?

Во всех свидетельствах упомянуто миро, и в двух случаях присутствует уточнение, что миро именно нардовое. В данном случае слово «миро» не стоит понимать буквально, как богослужебное благовоние, употреблявшееся в ветхозаветном храмовом богослужении. В оригинале евангельского текста мы видим греческое слово μύρον, что означает не только миро, но и благовоние вообще. Т. е. здесь речь идет о благовонии на основе нарда.

Нард, нардостахис ятаманский (лат. Nardostachys jatamansi), именуемый также «мускусным корнем», «индийским нардом» или «индийской валерианой», – это многолетнее травянистое растение из семейства валериановых с розоватыми или бледно-сиреневыми цветками. Высота нарда обычно не превышает одного метра.

Растет нард в высокогорных районах Гималаев на высоте от 3000 до 5000 м над уровнем моря.

В переработку идут корневища, из которых и добывают благовонное эфирное масло янтарного цвета, очень густое по консистенции. Нардовое масло используется в качестве благовония, но также считается, что оно обладает и лекарственными свойствами, как успокоительное и средство от бессонницы. Аромат нардового масла характеризуется как теплый, древесный, травянистый.

Благовония на основе нарда были известны во многих культурах древнего мира – в Египте, в Древней Греции (есть упоминание в гомеровской «Илиаде»). Древний Израиль был знаком с нардом еще со времен царя Соломона (о нарде говорится в «Песни Песней»). Поскольку нард произрастает исключительно в Гималаях на территории Индии, Непала и Китая, это благовоние в странах средиземноморского региона стоило невероятно дорого. В своей «Естественной истории» Плиний упоминает больше десятка «нардовых» масел, при этом большинство из них были подделками на основе валерианы или лаванды. Таким образом, благовония с настоящим чистым нардом имели высокую цену. Лучшее нардовое масло из оригинальных ингредиентов изготовлялось в малоазиатском городе Тарсе и продавалось в небольших сосудах из алебастра, и именно о таком сосуде «нардового чистого драгоценного мира» говорится в Писании.

Античный алебастровый сосуд. От 300 до 100 г. до Р. Х.

Один такой сосуд мог стоить более 300 динариев (что равняется 75 сребреникам; чтобы получить такую сумму, нужно было около года работать на винограднике). Не удивительно, что корыстолюбивый Иуда, продавший Христа за более чем вдвое меньшую сумму, был возмущен. Ведь Иуда, который, как известно, ведал общими расходами ранней апостольской общины, и носил с собой «денежный ящик» для подаяний, явно претендовал именно на денежные пожертвования. Так порой люди, не умеющие ценить чужое внимание, получая дорогой подарок, говорят: «Ой, лучше бы деньгами».

В наше время нард все так же употребляется в парфюмерии, потому те, кто хотел бы узнать, как пахло то самое драгоценное нардовое миро, имеют такую возможность. Можно попытаться раздобыть настоящее нардовое масло, хотя, как и в древности можно нарваться на подделку (до сих пор чистое масло нарда стоит очень дорого).

Ощутимая нота нарда присутствует, например, в парфюме Jatamansi от L`Artisan Parfumeur.

Парфюмерные ароматы древней Иудеи

Древняя Иудея. Её земля наполнена благоухающими цветами и деревьями. И неудивительно, что еврейский народ всегда проявлял большую любовь к благовониям, которые использовались им в различных ритуалах и непосредственно в быту.

Долгое время иудеи находились в египетском рабстве, и из этой страны высокой цивилизации они переняли многие культурные достижения и ценности, среди которых было и искусство парфюмерии. Но о том, что ароматы древним евреям были знакомы не понаслышке, можно сказать с уверенностью. Священное Писание свидетельствует о широком использовании иудеями ароматических веществ.

«Вот идёт из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет». Библия. Книга – Бытие – гл. 37-25

Горы Гилеада были покрыты душистыми кустарниками, среди которых самым распространённым был амирис. Именно из него добывали ароматическую смолу, или «гилеадский бальзам».

«…Иорданом напоенная земля;
Ливан холмистый, кедрами венчанный;
Чудесный Гилеад благоуханный;…»

«И сделай жертвенник для приношения курений; из дерева ситтим сделай его». Библия – Исход гл. 30-1.

«Возьми себе самых лучших благовонных веществ; смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, кассии пятьсот, по сиклю священному, и масла оливкового гин. И сделай из сего миро для священного помазании…» Библия – Исход гл.30-23,24,25

Эти благовония использовались для помазания «скинии собрания», «ковчега откровения», «жертвенника всесожжения» и других священных атрибутов.

Благовонное масло и курение предназначались только для священного помазания, использование его запрещалось всем, кроме Аарона и его сыновей, и это правило передавалось в роду из поколения в поколение вместе со священным саном.

«Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, …Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа» Библия – Исход гл.30-34,37

По закону Моисея полагались суровые наказания каждому, кто осмелится употреблять священные масла или курения для собственных нужд, а также изготовлять самостоятельно.

Составы священных масел известны, но как их приготовляли, осталось загадкой. Под названиями, пришедшими к нам из древнего мира, неизвестными остались и некоторые компоненты.

Читать еще:  Если приснился мертвый отец. Что значит, если снится отец

«…Сливаясь, запах, ладана, цветов,
Плодов и трав возносится к Престолу
Воздать хвалу Творцу, подобно оде. »

Вместе с применением благовоний еврейский народ сохранил в своей культуре египетские способы соблюдения гигиены и применения при этом ароматических масел и притираний. Среди народа особенным употреблением благовоний пользовались женщины. В еврейских законах предписывались очистительные ритуалы для женщин, которые омывали своё тело водой и умащали благовониями.

Еврейские женщины отличались красотой и грацией. Прекрасные волосы, чуть смуглый цвет кожи, большие глаза, опушённые длинными густыми ресницами, – этот природный дар остался и многие века спустя. И сегодня красота евреек привлекает к себе внимание и достойна восхищения. Но какая женщина довольствуется красотой, данной только природой?

Каждая старается улучшить красоту и превзойти в этом отношении подруг. Конечно, древние еврейки использовали не только притирания для чистоты и благоухания собственного тела, но и стремились усилить красоту с помощью различного рода косметики.

«…они приходили, и ты для них умывалась, сюрмила глаза твои и украшалась нарядами». Иезекииль, гл.23 – 40

Благовония в те времена были весьма дороги, а потому их ценили настолько, что включали в число царских даров: золота, серебра, драгоценных камней. Упоминание ароматических веществ и составов сохранились в древнееврейских поэмах и легендах. А это означает, что они были известны издавна и, несомненно, ценились среди иудейского народа, и конечно, знати.

Наиболее известными в библейские времена были мирра, или смирна, ладан, алое, корица, нард, кипер, шафран, кассия. Некоторые из них ввозились в Иудею из Аравии и Индии. Их употребляли для курения, притирания тела и врачевания.

Кипер. Его цветы имеют сильный аромат, их носили на шее в виде венков, а также ставили в комнатах для ароматизации и украшения. Это растение было известно и у арабов.

Шафран получают из цветочных рылец Crocus sativus, или крокуса.

Корица представляет собой кору дерева Cinnamonum verum.

Ладан. Сок растения Boswellia thurifera, весьма распространенного в Аравии, в основном в Йемене. Издавна он поступал только из этой страны. Благовонный древесный сок ладана более всего использовался при обряде погребения, продавали его за дорогую цену. При обычной температуре воздуха ладан принимал твёрдую форму.

Мирра – драгоценная смола деревьев, называющихся Balsamodendron myrrha. В те времена она была одним из любимых ароматических веществ, преимущественно привозили её из Аравии и Абиссинии. Грамм мирры покупателям Иудеи обходился дорого – зачастую равным количеством золотого песка.

Получали мирру, надрезая стволы деревьев, а затем собирали смолу в ёмкости. Её использовали не только в притираниях как благовоние или в ритуальных обрядах. Остропряный горьковатый вкус мирры ценили и древние кулинары. Мирра придавала блюдам пикантность и необыкновенный аромат.

Алоэ. Это растение, упоминаемое в Библии, не следует путать с растением того же названия, которое используется в народной медицине. Алоэ в иудейской парфюмерии – это древесина дерева Aloexylum agallochum, имеющее очень острый благовонный запах. Именно это алоэ использовалось для бальзамирования и как ценный фимиам употреблялось для курения в домах.

Помимо курительных благовоний и ароматических притираний были у древних иудеев вещества, создававшие аромат одежды и постели.

«…спальню мою надушила смирною, алоем и корицею». Притчи Соломона, гл.7 – 17

Слова «смирна», «мирра», и «миро» часто упоминаются в Библии и имеют разные значения. Святое миро изготавливалось и изготавливается из нескольких разновидностей самых лучших масел. В наши дни миро – это смесь оливкового масла с добавлением вина и около 40 благовонных ароматов.

Смирна использовалась для помазания в момент погребения. Смесь смирны и алоэ всегда были в составе для бальзамирования.

В древности все благовония, в том числе мирру, привозили в город Смирну (Измир), находящийся на западном берегу Малой Азии. Скорее всего, поэтому мирру часто называли смирной. Смирной называют и камедь, получаемую из растения Smyrnium perforatum (смирния пронзенолистная).

Евреи так же, как и египтяне, бальзамировали умерших. В Евангелие от Иоанна читаем: «Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. И так они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».Евангелие от Иоанна, гл.19 – 39,40

Нард. Под этим названием из древних посланий, а также в Священном Писании упоминаются разные ароматные растения. Одни из них родом из Гималайских гор, другие произрастали в Альпах. Разделяли нарды индийские, галльские, итальянские, арабские. Корневища этих растений и служили сырьём для получения нардового масла, которое всегда входило в состав мира.

Среди евреев был обычай, умащать благовониями голову почетного гостя. Читаем в Евангелие от Марка – гл.14 – 3 –«…пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного, и, разбивши сосуд, возлила Ему на голову». Евангелие от Марка, гл.14 –3

Народы стран Востока в течение веков более стабильно, чем европейские народы, соблюдают нравы и обычаи, предписанные из древности. Примеров для подтверждения множество. Их можно найти среди арабов, в Индии, Афганистане, а также на Святой Земле. Прочитайте Библию, узнаете в ней не только о иудейской парфюмерии…

Источники:

http://vk.com/@7029171-parfumernye-aromaty-drevnei-iudei
http://pravlife.org/ru/content/bibleyskie-aromaty-nard
http://mylitta.ru/2587-history-perfume-israel.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector